Великомученик Евстафий Плакид, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта. Православная энциклопедия
ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА
[греч. Εὐστάθιος Πλακίδας; лат. Еustathius (в нек-рых текстах Eustachius) Placidas] († ок. 118), вмч. (пам. 20 сент.), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом при имп. Адриане.
Житие
было первоначально составлено на греч. языке предположительно в VI - 1-й пол. VIII в. (по мнению западных исследователей, в VII в.) скорее всего в К-поле. Прп. Иоанн Дамаскин († ок. 750) приводит обширный фрагмент Жития в 3-м Слове в защиту иконопочитания (Ioan. Damasc. De imag. // PG. 94. Col. 1381, рус. пер.: Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. С. 142-144). Известен целый ряд греч. (BHG, N 641-643) и лат. (BHL, N 2760-2771, см. также: Batalova. 2005) редакций Жития. Одна из редакций приписывается прп. Симеону Метафрасту (BHG, N 642, рус. пер. по изд.: AnBoll. 1884. Vol. 3. P. 66-112 см.: Византийские легенды. 1972, 2004р. С. 208-224), однако его авторство принимается не всеми исследователями (Там же. С. 299). Похвальное слово в честь Е. П. и его семьи написано Никитой Пафлагоном (BHG, N 643; PG. 105. Col. 376-417). По мнению болландистов, арм. перевод Жития сохранил архаичные черты повествования о Е. П. Известны и др. вост. переводы - на сир., копт., груз. языки.
Святые Евстафий Плакида, Феопистия, Агапий и Феопист. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 38 об.)
Знатный и добродетельный стратилат (воевода, полководец) Плакида жил во время правления имп. Траяна в Риме. Он и его жена Татиана (в лат. текстах иногда ошибочно Траяна (Trajana - PG. 105. Col. 373-374)), еще будучи язычниками, были добродетельны и в благочестии воспитали 2 сыновей, чьи языческие имена неизвестны. Однажды Плакида отправился на охоту, где по Божественному Промыслу перед ним предстал необыкновенный олень, между рогами к-рого блистал крест с изображением Распятия (описание оленя неск. отличается в разных редакциях и переводах Жития). Заговорив человеческим голосом, олень открыл Плакиде, что в образе животного тому явился Иисус Христос, Которого Плакида, делая добрые дела, почитал, сам того не ведая. Форма вопроса оленя к Плакиде - «Что Меня гонишь?» - и весь строй диалога восходят к описанию в Деяниях св. апостолов явления Христа ап. Павлу на пути в Дамаск (Деян 9. 3-7). Таким способом Господь решил обратить стратилата в истинную веру, и Плакида тайно крестился вместе со всей семьей у иерея Иоанна (имя и роль иерея уподобляют его св. Иоанну Крестителю). При крещении Плакида получил имя Евстафий (твердостоящий), его жена была наречена Феопистией (Богу верная), старшего сына назвали Агапием (от ἀγάπη - любовь), а младшего - Феопистом. На следующий день Е. П. отправился на то место, где он встретил оленя, и Господь открыл ему, что, подобно страдальцу Иову, ему надлежит быть готовым ко мн. бедам, но если, невзирая ни на что, он сохранит веру и преодолеет диавольские искушения, то получит спасение. Когда в доме Е. П. начался мор, он принял предсказанную Господом напасть со смирением. Вместе с женой и сыновьями Е. П. покинул дом, бросив имущество, и, подобно Св. Семейству, бежал в Египет. Когда они сели на корабль, Е. П. не имел денег, чтобы заплатить судовладельцу за переезд, тот забрал его жену, а Е. П. с сыновьями сошел на берег. На переправе через реку лев схватил одного ребенка и скрылся, а волк унес др. мальчика. Е. П. был близок к отчаянию, думая, что дети его погибли, но их спасли и взяли на воспитание жители ближнего селения. Е. П. решил, что выпавшие на его долю несчастья больше, чем те, к-рые перенес Иов, терпевший беды и напасти на родине при поддержке друзей. Однако он не возроптал на Бога. Е. П. прожил в сел. Вадисис 15 лет, зарабатывая на пропитание поденной работой и охраной посевов. В это время иноплеменники начали войну с Римской империей и завоевали много областей. Озабоченный этим император вспомнил храброго воеводу Плакиду, о к-ром давно не было никаких известий. Готовясь к войне с варварами, император поручил воинам Антиоху и Акакию, служившим под началом Плакиды, разыскать его. Обойдя мн. страны и достигнув селения, где жил стратилат, воины встретили его и, не узнав, стали расспрашивать о Плакиде. Е. П. хотел скрыть от них, кто он. Но воины узнали его по шраму на шее. Они вручили ему послание императора, и Е. П. вместе с ними отправился на родину. Он рассказал императору обо всем, что случилось с ним на чужбине. Тот попросил Е. П. быть, как и прежде, стратилатом. Е. П. согласился, принял от него меч и отдал приказ набирать новобранцев для войны с варварами. Жители селения, где воспитывались сыновья Е. П. (к-рые не знали, что они братья), отправили их в армию как чужеземцев. Е. П., заметив рослых и красивых юношей, взял их в свою охрану. Ведомый Провидением, Е. П. отправился с войском в ту страну, где жила его жена, которая благополучно спаслась от посягательств владельца корабля и с тех пор стерегла сады местных жителей. Шатер стратилата оказался рядом с хижиной его жены. Феопистия случайно услышала разговор юношей в соседней палатке, которые вспоминали о раннем детстве, об отце с матерью, и поняла, что они ее сыновья, а те в свою очередь - что они родные братья. Тогда Феопистия пришла к стратилату и рассказала ему свою историю. Заметив у него на шее шрам, она узнала мужа. Е. П. обрадовался, найдя любимую супругу, к-рую считал погибшей. Тогда жена пересказала ему разговор юношей. Стратилат призвал их к себе и, расспросив, убедился в том, что они - его дети. После победы над варварами Е. П. устроил праздник, прославляя Господа. Он возвратился с семьей на родину и узнал, что вместо умершего Траяна императором стал Адриан. Когда Е. П. отказался совершить жертвоприношения в языческом храме, имп. Адриан лишил его всех почестей и повелел отдать всю семью на съедение льву. Но лев не тронул их. Адриан, видя это чудо, приказал раскалить медного быка и бросить в его чрево Е. П. с семьей. По молитве святых Господь обратил жар в прохладу, и они мирно скончались, воспевая хвалу Богу. Когда через 3 дня имп. Адриан приказал открыть медного быка, все увидели, что тела св. мучеников остались невредимыми и сверкали, подобно снегу. Мн. язычники, ставшие свидетелями этого чуда, приняли крещение. Христиане выкрали тела мучеников и тайно похоронили их.
Видение вмч. Евстафия Плакиды. миниатюра из Псалтири. IX в. (Ath. Pantork. 61. Fol. 138)
В Житии Е. П. исследователи отмечали как наличие библейских сюжетов (обращение ап. Павла и испытания Иова), так и влияние античного романа (Адрианова-Перетц. 1970. С. 70-71; Гладкова. Житие Евстафия Плакиды: Особенности идейно-худож. структуры. 2004. С. 25). Оно является образцом использования в структуре Жития ряда бродячих сюжетов: о явлении герою чудесного оленя, заговорившего человеческим голосом, о разлучении героев, об испытаниях, выпавших на их долю, и о счастливом воссоединении семейства или влюбленной пары и т. д.
Упоминание о рим. военачальнике Плакиде (Плациде), участвовавшем в осаде Иерусалима войском рим. имп. Тита, есть в «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (Иосиф Флавий. 1993. С. 483-484 (указ.), ср.: Мещерский. 1958. С. 295, 300, 306, 343). Предположение о том, что это одно лицо с Е. П., впервые высказано кард. Цезарем Баронием. Эти сведения были заимствованы свт. Димитрием Ростовским при создании собственной редакции Жития Е. П. (Гладкова. «Житие Евстафия Плакиды»: От Нестора до Милорада Павича. 2004. С. 505). Однако в «Истории Иудейской войны» не говорится о крещении, испытаниях и о мученической кончине Плакиды, а в Житии, за исключением редакции свт. Димитрия, нет прямых сведений о деятельности Плакиды во время Иудейской войны. Нек-рые болландисты вообще сомневаются в существовании такого святого и считают его лит. персонажем.
Почитание
его жены и сыновей широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Болландисты отвергают рим. происхождение Е. П. и предполагают, что почитание этого святого зародилось на Востоке и оттуда проникло в Рим. Этим объясняется появление большого количества изображений Е. П. в Каппадокии и Грузии уже с VI-VII вв. (подробнее см. в разд. «Иконография»). Что касается зап. источников, то имени Е. П. нет ни в Мартирологе блж. Иеронима (за исключением одной ркп. XI-XII вв. из Корби - ActaSS. Nov. Т. 2. Pars 2. P. 138), ни в календаре Depositio martyrum Ecclesiae Romanae (сер. IV в.). Ц. (диакония) во имя Е. П. известна в Риме с IХ в., но, по-видимому, существовала уже в VII в. Предание о том, что встреча Е. П. и чудесного оленя произошла близ Тиволи, на месте, где позднее на скале Вультвилла (Вультурелла) была построена ц. Пресв. Богородицы (ныне ц. Санта-Мария делла Менторелла), появилось в конце средневековья.
На правосл. Востоке память Е. П. и его семьи праздновалась 20 сент., на Западе - 20 сент. или в 1-х числах нояб. В миссалах и бревиариях Е. П. чаще всего упоминается 2 нояб. (напр., в Мартирологе Узуарда) или 3, 4, 5, 9 нояб. Возможно, первоначально память Е. П. совершалась 1 нояб. (в списке Мартиролога блж. Иеронима из Корби (XI-XII вв.) - ActaSS. Nov. Т. 2. Pars 2. P. 138), но в связи с установлением в этот день праздника Всех святых была передвинута на 2 нояб., а потом из-за того, что к этому числу было приурочено поминовение усопших, перенесена на следующие дни нояб. В разных типах сакраментариев имя Е. П. не упоминается. Самой распространенной была дата празднования 20 сент. (в Евангелиариях рим. типа сер. VIII в.), перешедшая впосл. в составленный Ц. Баронием Римский Мартиролог (1586). Эта дата все чаще появляется в рим. литургических книгах с XVI в. и затем становится общепринятой.
На Западе Е. П. входил в группу т. н. 14 св. помощников. Его жизнеописание пользовалось большой популярностью, было переведено на старофранц., итал., испан., англ., нем. и ирл. языки. В позднем средневековье Е. П. считался покровителем охотников и лесников, но впосл. его почитание (особенно в Центр. Европе) было вытеснено культом св. Губерта. Позднее Е. П. стал считаться покровителем г. Мадрида.
Видение вмч. Евстафия Плакиды. Икона. XVII в. (Национальный музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили)
Е. П. посвящена церковь Эртацминда в Вост. Грузии. Предполагают, что название села произошло от искаженного груз. «эстатецминда» (святой Евстафий). Е. П. является небесным покровителем потомков груз. царя-мч. Луарсаба II и груз. полководца великого моурави Георгия Саакадзе: летом 1609 г. груз. войска в битве в Цхиретской долине близ с. Эртацминда разгромили турок, эту победу связали с заступничеством Е. П., и «знамя победы водрузили перед иконой святого» (Сабинин. 2004. С. 284).
Е. П. почитали на Руси как воина-великомученика, как «княжеского» и «царского» святого, прообразующего равноапостольного Константина Великого. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестор называет крестителя Руси равноап. Владимира (Василия) Святославича новым Е. П. (Revelli. 1993. Р. 614; в «Чтении...» содержится наиболее раннее упоминание Е. П. в древнерус. книжности). Имя Евстафий получил в крещении внук кн. Владимира, сын Мстислава Черниговского. Прославление равноап. кн. Владимира Святославича как второго Е. П. (и соответственно как равноап. Константина Великого) отразилось в программе росписи Софии Киевской (Никитенко. 1987. С. 101-107; см. др. мнение: Смирнова. 2004. С. 202), Рождественского собора Ферапонтова монастыря, в рельефах Димитриевского собора во Владимире и др. Образы рус. князя и рим. стратилата объединяли такие черты, как отказ от язычества, высокое общественное положение, военные заслуги, а также милость к страждущим. Позднее по стойкости в вере с Е. П. сравнил патриарха Никона в эпитафии его ученик и постриженик архим. Герман (Панченко. 1973. С. 111-112, см. также: Зеленская. 2002. С. 312-317; Гладкова. Царь-нищий. 2005. С. 16).
Е. П. вспоминает автор «Сказания о Мамаевом побоище», ему уподобляется Петр, царевич Ордынский («Повесть о Петре, царевиче Ордынском») и т. д. (Гладкова. «Житие Евстафия Плакиды»: От Нестора до Милорада Павича. 2004). На Русском Севере Е. П. считали целителем и защитником посевов (Смирнова, Ямщиков. 1974. Коммент. к илл. 7; Смирнова. 2004. С. 202), видимо, в связи с тем, что, согласно Житию, он 15 лет охранял поля на чужбине. Со временем «княжеские» функции святого ушли на 2-й план, и все больше внимания уделялось другим темам Жития, в частности супружеству во Христе. Так, на фресках Софийского собора в Киеве Е. П. изображен в окружении семьи, его Житие явилось одним из образцов для «Повести от жития Петра и Февронии», написанной Ермолаем-Еразмом и посвященной как проблеме власти, так и теме брака как союза Христа и Церкви. Кроме того, на Руси появился свой св. мученик, отстаивающий правую веру перед лицом мучителей-нехристиан во имя спасения - кн. Михаил Черниговский, память которого также празднуется 20 сент. Со временем Михаил Черниговский, подвиг которого в сознании древнерус. книжника безусловно связывался с подвигом Е. П. (Лаушкин. 1999. С. 22), неск. «потеснил» визант. святого, что отразилось, в частности, в ряде минейных сборников, где 20 сент. отмечалась лишь одна память или читалось только одно Житие Михаила Черниговского (напр., ГИМ. Забел. № 415(132). Л. 377, XV в., и др.).
Славянские переводы Жития
отличались по содержанию и существовали во множестве редакций, возникавших вплоть до XIX в. Все ранние слав. переводы восходят к разным дометафрастовым редакциям Жития. Греч. текст Жития был известен в кругу слав. первоучителей: равноап. Константин-Кирилл сравнивается с Е. П. в своем Пространном Житии, однако при этом цитируется текст Жития Е. П., неизвестный в слав. традиции, по-видимому являющийся прямым переводом с греческого (Жития Кирилла и Мефодия. 1986. С. 94, об этом также см.: Гладкова. 2002. С. 27-28). Древнейший слав. перевод Жития Е. П. был осуществлен в Болгарии в IX-X вв. (по мнению автора, на Руси при Ярославе Мудром). Он включен в состав восходящих к одному оригиналу древнерус. Сильвестровского и Чудовского сборников кон. XIV в. и «староизводных» серб. и македон. Торжественников XIV в. (София. НБКМ № 1039 и Загреб. ХАЗУ. III. с. 24) (Hannick. Maximos Holobolos. S. 102. N 28). Этот перевод Жития включен в древнерус. домакариевские Четии-Минеи и др. календарные сборники (в т. ч. в Торжественники), а также в ВМЧ (Сент. Дни 14-24. 1868. Стб. 1286-1298). В результате компиляции древнейшего перевода со вновь переведенным текстом возникла редакция, представленная в рукописи серб. происхождения XIV в. (НБС. Собр. Дечанского мон-ря. № 94. Л. 58-67). Следы этой редакции обнаруживаются и в рус. собраниях с XV в. (РГБ. Троиц. (I). № 745. Л. 154 об.- 168). Еще один ранний слав. перевод, представленный лишь отрывком из середины текста Жития Е. П., сохранился в хорват. глаголической рукописи «Пазинские фрагменты» (ХАЗУ. Fragm. glag. 90/1 (a), нач. XIV в.- изд.: Štefanić et. al. 1969. S. 252-255). В нем жена Е. П. названа Верой. Версия Жития Е. П. в «Пазинском фрагменте», как и все переводы с греческого, сохранившиеся в хорват. рукописях до сер. XIV в., восходят к древней (преславской?) традиции, хотя в нек-рых местах отражают позднейшую правку.
Другой перевод обнаружен только в 2 рукописях 3-й четв. XV в. (ГА Псковской обл. Собр. Псково-Печерского мон-ря (Ф. 449). № 60. Л. 26 об.- 30 об.; РГБ. Собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича (Ф. 152). № 85/1071. Л. 82-90).
Сохранились сведения о списке Жития Е. П. ок. 1300 г., находившемся в василианском мон-ре г. Львова (№ 572) (Срезневский. 1882. С. 162; Волков. 1897. С. 86), однако совр. местонахождение неизвестно.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, 20 сент. Житие Е. П. должно было читаться полностью на утрене (Пентковский. Типикон. С. 284). Следует отметить, что начальная фраза, приведенная в древнерус. переводе Типикона, взята из редакции Симеона Метафраста, которая до свт. Димитрия Ростовского не использовалась при редактировании славянских текстов Жития.
Святые Евстафий Плакида, Феопистия, Агапий и Феопист в житии. Икона. Кон. XVIII в. (частное собрание)
Хронология возникновения слав. переводов Жития Е. П. в первые века после распространения христианства у славян не очень ясна. В сб. Драгомирна (№ 700) представлена болг. редакция перевода 2-й пол. XIV в. (Hannick. Maximos Holobolos. S. 102. N 28). Неск. позже Житие повторно переводилось в Болгарии (Демина. 1971; Димитрова.1998), на Украине (вероятно, в Киеве) (РГБ. Рум. № 325, XVII в. Л. 42 об.- 50), а также, возможно, в Белоруссии (Перетц. 1956. С. 362-378; найти эту ркп. не удалось).
В XVII в. Житие Е. П. перевели на рус. язык с польск. языка в сб. «Римские деяния», др. перевод с польского, вошедший в состав 2 списков «Великого Зерцала» кон. XVII в. (РГБ. Муз. (Ф. 178). № 5470. Л. 421 об.- 426; ГИМ. Увар. № 406 (274) (139)-1°. Л. 720-726), отредактировал свт. Димитрий Ростовский и включил в свои Четии-Минеи (Димитрий (Туптало). 1689. Л. 120-129 об.). Кроме того, он написал проповедь на память Е. П., где использовал материалы Жития Е. П. (Он же. 1786. Ч. 4. Л. 24-35). Существует также перевод Жития Е. П. XVII в. на западнорус. лит. язык, представленный в Четьей-Минее 1669 г. (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 82. Л. 38-44 об.).
Мощи
хранились в ц. св. Евстафия в Риме (Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 387). В средние века монахи парижского аббатства Сен-Дени полагали, что мощи Е. П. находятся у них. Когда в XIII в. часовня св. Агнессы в Париже стала приходским храмом, туда была передана часть его мощей из Сен-Дени и храм был посвящен Е. П.
Согласно лат. описанию К-поля XI в. («Аноним Меркати»), в одной из к-польских церквей, близ цистерны Юстиниана, находились мощи Е. П. и его родных (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 450). В наст. время части честной главы Е. П. хранятся в афонских монастырях Ксиропотам и Великая Лавра, а также в ц. Пресв. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, десница - в монастыре Пресв. Богородицы на о-ве Идра. Частицы мощей великомученика находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в греч. монастырях Иверском, Пантократор, Великая Лавра, Кутлумуш, прп. Дионисия, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос и др. (Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // OrChr. 1970. Bd. 54. S. 177-178).
На Руси документально засвидетельствовано появление частиц мощей Е. П. по крайней мере с XVI в.: они содержатся в воздвизальном кресте, сделанном при игум. Филиппе (Колычеве) соловецкими мастерами И. Шаховым и Д. Жданьским (1561/62), и в складне-мощевике Семена Трусова того же времени (Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. 2001. С. 150-154). «Кость большая от ноги» Е. П. хранится в раке с изображением святого (2-я пол. XVI в.) в Благовещенском соборе Кремля (Царский храм. 2003. С. 306-307). Посольство Тырновского митр. Дионисия, прибывшее в Москву в 1591 г. с грамотой о признании за рус. патриархом 5-го по чести места и всех прав предстоятеля автокефальной Церкви, доставило с др. мощами и частицами мощи Е. П. (Посольская книга. 1988. С. 73). В наст. время к Е. П. и Феопистии обращаются с молитвами «при лишении и потере детей» (Попов. 2002. С. 54).
Гимнография
Память Е. П. отмечается 9 нояб. в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 39-40; [Pars 2.] P. 49-50), последование включает пение прокимна из Пс 67, Апостол Евр 10. 32-39, аллилуия со стихом из Пс 96, Евангелие Лк 21. 12-[19].
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 40) память Е. П. приходится на 20 сент., его последование включает прокимен из Пс 15, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1.
В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 284) - последование Е. П. имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Е. П., светилен после 9-й песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 33. Последование Е. П. в слав. студийских Минеях XI-XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает 2 седальна, 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в нек-рых списках помещается кондак с икосом (Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168). В слав. Стихирарях этого же времени имеется 4 самогласна великомученику. В последовании Е. П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 280-281), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен на выбор - Пс 32. 1 или 111. 6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 28), 20 сент. соединяются последования Е. П. и попразднства Воздвижения Креста, к-рое продолжается по 21 сент. (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдается 15 сент.), праздничные элементы последования Е. П. сохраняются (кроме светильна по 9-й песни). На литургии вся служба совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.
Реликварий вмч. Евстафия. Ок. 1210 г. (Британский музей, Лондон)
В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 170) - устав службы в день памяти Е. П. сходен с приведенным в Мессинском Типиконе: поются последования великомученика и Воздвижения. Последование Е. П. включает неск. самогласнов, кондак великомученику поется по 6-й песни канона, на блаженнах назначаются песни из канона праздника и Е. П. Служба великомученику на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В более поздних редакциях Иерусалимского устава (в слав. рукописях XVI в.) увеличивается количество самогласнов, указываются стихиры на хвалитех. С кон. XVI в. в рукописных рус. Типиконах при памяти Е. П. может ставиться знак «3 точки в полукруге» (красный или черный, обозначающий святого, «поемого на 6»,- см. ст. Знаки праздников месяцеслова), в печатных изданиях рус. Типикона этот знак ставится регулярно начиная с исправленного издания 1682 г. В московском издании Типикона 1633 г. приведено соединение последований Воздвижения, Е. П. и полиелейного последования мучеников кн. Михаила и боярина Феодора. В издании Типикона 1682 г. в последовании Е. П. добавляется еще один самогласен на стиховне утрени. Служба на литургии во всех редакциях Иерусалимского устава излагается без изменений.
В 1765 г. в Москве была издана бденная служба Е. П. в честь бывшего в этот день рождения царского наследника Павла. Недостающие песнопения были взяты из Общей Минеи (служба мученикам многим).
Последование Е. П., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ Μάρτυρές σου, Κύριε̇ ( ); кондак 2-го гласа Τὰ πάθη Χριστοῦ σαφῶς μιμησάμενος̇ ( ), с икосом; канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа, с акростихом Τῆς εὐσταθείας τῷ φερωνύμῳ κρότος ( ), ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: Τῷ λόγῳ τὸ τῶν παθῶν μου σκίρτημα ( ); цикл из 3 стихир-подобнов и 7 самогласнов; седален; светилен.
В рукописях сохранились и др. песнопения в честь Е. П.: анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Θάλαγγα τετράριθμον ὑμνῶ μαρτύρων (Отряд четверочисленный пою мучеников), ирмос: ῾Αρματηλάτην φαραὼ ἐβύθισε̇ ( ), нач.: Θῶς πατρικόν, θεαρχικόν, προτέλειον ὑπάρχων, Λόγε Θεοῦ (Свет отеческий, богоначальный, предшествующий началам, Словe Божий) (AHG. T. 1. P. 280-293); канон, составленный гимнографом Иосифом, 4-го гласа, с акростихом Θείοις ἀθληταῖς τούσδε τοὺς ὕμνους πλέκω. ᾿Ιωσήφ (Божественным мученикам эти гимны плету. Иосиф), ирмос: Τῷ ὁδηγήσαντι πάλαι̇ ( ), нач.: Θεοπρεπῶς ἀθροισθέντες ἐν τῇ σεπτῇ σήμερον (Боголепно собравшись в честном сегодня), канон имеет 2-ю песнь (Ταμεῖον. Σ. 47); дополнительные икосы к кондаку Е. П. 2-го гласа (AHG. T. 1. P. 287-289).
А. А. ЛукашевичИконография
Житие Е. П., широко известное в регионах Византии, на христ. Востоке и Западе, повлияло на создание большого числа изображений великомученика в храмовых декорациях, мелкой пластике, рукописях. В визант. время получили распространение 3 основных сюжета с изображением святого: Е. П.- полководец-христианин, видение Е. П. распятого Христа между оленьими рогами, мученическая кончина Е. П. с женой и сыновьями.
Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ)
С раннего времени единоличное изображение Е. П. включалось в ряд наиболее прославленных св. воинов. Традиционно он представлен с темными вьющимися волосами, небольшими усами и короткой раздвоенной бородой. В воинском облачении Е. П. изображен на рельефе слоновой кости с образами 40 мучеников Севастийских (X в., ГЭ); на триптихе из Палаццо Венеция, Рим (сер. X в.); на Арбавильском триптихе (сер. XI в., Лувр, Париж); в церквах Каппадокии: в ц. Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.), в базилике Константина в Еникёе (XI в.), в церкви в Орене близ Нара (XI в.); иногда верхом на коне (в нартексе ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XII в.). С XIII в. Е. П. обычно изображали в кирасе, в застегнутом на груди плаще, со щитом и с мечом или копьем: в башне св. Георгия мон-ря Хиландар на Афоне (сер. XIII в.); в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. Спасителя монастыря Жича, Сербия (нач. XIV в.); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). Известны изображения Е. П. в хитоне и гиматии: на триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана); на фресках в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.- в позе оранта.
С X в. Е. П. часто - как ни одного др. визант. святого - представляли в окружении членов его семьи (святой облачен в хитон и гиматий). Подобные изображения встречаются в капеллах, имеющих погребальное назначение, напр. на своде сев.-зап. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.). В соборе Св. Софии в Киеве в росписи внешней галереи (40-е гг. XI в.) Е. П. в облике средовека, Феопистия - в серо-синей ризе и в коричневом мафории, с крестом в руке, на пилоне полностью сохранилось изображение одного из их сыновей - круглолицего отрока в изукрашенном коротком хитоне, от изображения 2-го сына уцелела только нижняя часть (неясно, кто из них Агапий, кто - Феопист). Образы Е. П. с сыновьями могли располагаться в ряду других воинов и святых: например, в росписи ряда церквей Каппадокии: св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюллюдере (между 913 и 920), Тавшанлы-килисе (между 913 и 945), Евстафия Плакиды в Гёреме (XI в.), Йыланлы-килисе (предположительно) в долине Ыхлара в Белисырме (X в.), а также в росписи внешней галереи Св. Софии в Киеве и в рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.).
Мученичество св. Евстафия Плакиды с семьей. Миниатюра из Минология Васи-лия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 63)
Изображение Е. П. в окружении членов семьи широко распространено в греч. и балканской живописи в поствизант. период: в мон-ре Хурези, Румыния (1694),- с женой и детьми; в ц. вмц. Параскевы в Рымнику-Вылче, Румыния (XVII в.), в мон-ре в Мецово, Греция (XVII в.), на галереях (1649) ц. Рождества в Арбанаси, Болгария (1638),- с сыновьями. Мученическая кончина семьи изображена в мон-ре Воронец, Румыния (1547-1550); в соборе Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, Греция (1552). Одной из отличительных черт иконографии Е. П. стало изображение оленя в сфере, к-рую он держит перед собой, напр., в росписи мон-ря Хурези и нартекса (1681) ц. Рождества в Арбанаси.
Сцена мученичества семьи Е. П. (четверо святых, находящихся по пояс в горящей печи в форме быка) встречается с X в. в рукописях и храмовых декорациях: роспись ц. Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.); на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 53, 976-1025 гг., К-поль), в 2 минологиях по Житиям Симеона Метафраста: XI в. (Marc. gr. 586. Fol. 156r) и кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r), в Минологии кон. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 52v); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?). В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, один из сыновей Е. П. изображен карабкающимся по печке-быку, чтобы принять смерть вместе с родителями и братом.
Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в.
Наиболее ранние изображения «Видения св. Евстафия Плакиды» известны по памятникам груз. искусства VI-VII вв. Сцена охоты Е. П. представлена на одной из сторон постамента скульптурного креста из мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Крестителя (рубеж VI и VII вв.) в Гареджи, на фризе вост. фасада Успенского храма мон-ря Мартвили (VII в.), на рельефной плите алтарной преграды из Цебельды (VIII-IX вв.), на стелах из Брдадзори, Хандиси (точная датировка затруднительна) и др. Эта композиция встречается во внутрихрамовой росписи и на фасадах груз. церквей: Спаса в с. Зенобани в Имерети (XIII в.), во 2-м регистре зап. стены; с. Цкелари в Абхазии (X в.); св. Саввы Освященного мон-ря Сапара (Сафара), Юго-Зап. Грузия (XIV в.); в храмах В. Сванети - св. Архангeлов в с. Ипрари (XII в.?) - на фасаде, св. Архангелов в с. Кайша, в с. Лаштхвери, Спаса в с. Лагами - на фасаде (все - XIV в.); Н. Сванети - в с. Чукули (XVII в.) - в интерьере на юж. стене. Д. В. Айналов и Р. О. Шмерлинг отметили без комментариев уникальность размещения на алтарных преградах груз. церквей, где обычно расположены композиции, связанные с НЗ и ВЗ, сцен охоты и видения святого (Айналов. 1895. С. 7; Шмерлинг. 1962. С. 67).
В Грузии сюжет имел устойчивую иконографию: святого изображали натягивающим тетиву лука и готового выпустить стрелу в бегущего перед ним оленя с обращенной назад головой. Между ветвистыми рогами животного могло быть оплечное изображение Иисуса Христа в крещатом нимбе (Натлисмцемели), Его погрудное изображение (Цебельда, Сапара), поясной образ благословляющего Христа (Лагами). На ранних груз. рельефах сцена трактована условно и отмечена статичностью, фресковые композиции последующего времени наделены динамичностью. Обычно в правой части сцены изображали Е. П. на коне преследующим оленя. Исключениями служат рельеф постамента из мон-ря Натлисмцемели, форма к-рого (узкие грани) обусловила размещение сцены в 2 регистрах: изображение святого помещено в ниж. части, оленя - над ним, и плита из Цебельды: святой, представленный в профиль, обращен вправо, где находится изображение оленя. На рельефах из Цебельды и мон-ря Мартвили иконография сюжета дополнена изображением собаки. На плите из Цебельды представлен также летящий сокол. Е. П. обычно изображен в традиц. для рим. воина облачении, с развевающимся за спиной плащом (храмы в Мартвили, Лагами, Сапаре, Зенобани, Цкелари и т. д.). На рельефах из Гареджи и Цебельды одеяние Е. П., типичное для жителей этих мест, осложнено элементами сасанидского костюма. В рельефе из мон-ря Натлисмцемели одежда Е. П. напоминает костюм эристава Кобула, изображение к-рого высечено на юж. стене Джвари (586/7-604).
Изменения в традиц. для груз. искусства схеме «Видения св. Евстафия Плакиды» наблюдаются на фасадном рельефе храма в мон-ре Мартвили (вместо лука Е. П. вооружен копьем), в рельефах из Цебельды и Натлисмцемели (Е. П. выпускает в оленя согнутую стрелу), в росписях церкви в Цкелари (стрелой с вильчатым наконечником он поражает лося). Своеобразный извод сцены - Е. П. охотится на оленя с Распятием между рогами - представлен в росписи вост. части юж. стены церкви в с. Чукули.
Известна груз. икона Е. П. XVII в. из церкви в с. Карабулахи в Кахети (ныне в Национальном музее искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили). Иконография образа Е. П. была положена в основу изображения почитаемого в Абхазии мч. Евстафия Апсильского.
«Видение св. Евстафия Плакиды» было популярно и в Каппадокии, где всегда большое значение придавалось изображению всадников (охотников с копьем) и связанному с ними культу и где Е. П. был особенно почитаем. Сцена присутствует в росписи ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине (VII-IX вв.); в Панджарлык-килисе близ Ургюпа (IX-X вв.); в церкви № 3 (Агафангела) в Гюллюдере (1-я пол. X в.); в ц. св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюллюдере (между 913 и 920); в церкви Тавшанлы-килисе (между 913 и 945); в «Большой голубятне» (св. Архангелов) в Чавушине (963-969); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Этот сюжет часто использовали в Псалтирях, иллюстрируя слова «Свет сияет на праведника…» (Пс 96. 11): в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 166v, кон. XI в.), в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 97 об., IX в.) и др. В рукописи из мон-ря Пантократор на Афоне № 61 (Paris. gr. 20, 2-я пол. IX в.). Е. П. написан коленопреклоненным перед погрудным изображением Христа. Эта сцена нередко встречается в рукописных сборниках Житий, напр. в Минологиях кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r; Ath. Esph. 14. Fol. 52v). В росписи греч. храмов визант. времени сцена видения встречается нечасто (напр., в росписи ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в., и ц. св. Феклы на о-ве Эвбея, кон. XIII в.). В поствизант. период сюжет использован в росписи трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?) и ц. св. Николая в Кастории (1663). Он встречается и в иконописи: на иконе XVI в. из музея Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований (Венеция) - Е. П. с копьем верхом на коне перед стоящим на горе оленем с Распятием между рогами; на иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» с 6 житийными сценами (XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Более редкий для этого времени иконографический вариант представлен на иконе XVI в. (Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос): Е. П. скачет на коне, целясь из лука в оленя, между рогами к-рого изображено Распятие. На иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» (1838) мастера Захария Зографа из Самокова (Сокровищница Метрополии, г. Пловдив, Болгария) Е. П. написан в античной кирасе, во главе армии, вверху композиции - ангелы.
Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен)
В зап. традиции Е. П. изображался как воин с мечом - фрески XIII в. в ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим; со знаменем - алтарь Паумгартнеров А. Дюрера (ок. 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); верхом на коне - полиптих Дж. Боккати (1468, Музей Бельфорте-дель-Кьенти, Италия); как охотник - алтарная картина «Св. Евстафий Плакида и еп. Либорий» Ганса Бургкмайра Старшего (1-я четв. XVI в., Старая пинакотека, Мюнхен). Житие Е. П. отражено в витражах XII в. собора в Сансе и в витражах XIII в. собора Нотр-Дам в Шартре и др. Сюжеты из истории обращения Е. П. в христианство, пересказанной Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» (ок. 1275), нередко встречаются в творчестве западноевроп. художников (напр., гравюра Дюрера, ок. 1501, Галерея Уффици, Флоренция; «Видение св. Евстафия Плакиды» Пизанелло, сер. XV в., Национальная галерея, Лондон).
На Руси, помимо фрески в соборе Св. Софии Киевской, раннее изображение Е. П. (обращение в христианство) сохранилось на шиферном рельефе (предположительно XI в.), найденном при раскопках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113): возможно, эта плита первоначально находилась над входом в собор, построенным кн. Изяславом Ярославичем в 60-х гг. XI в. Среди св. воинов Е. П. представлен на юж. вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.); на иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в.) «Святые Прокопий, Никита, Евстафий Плакида» (кон. XV в., ГРМ); на иконе «Святые Евстафий Плакида и Фекла» (XV в., ГМЗРК). В хитоне и гиматии, с крестом, Е. П. изображен на иконе 1-й пол. XVI в. (АМИИ). На фресках собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) он изображен в медальоне на подпружной арке рядом с равноап. кн. Владимиром.
Вероятно, в связи с почитанием на Русском Севере Е. П. как защитника посевов от вредных насекомых и как целителя была написана икона «Святые Евстафий Плакида и Трифон» (кон. XV в., МИИРК) из Обонежья, на к-рой святые держат в руках сосуды с маслом для окропления растений. Сюжет видения Е. П. представлен на иконе XVI в. (НГОМЗ). Свидетельством почитания Е. П. как воина в синодальный период служит присвоение имени святого рус. линкору, принимавшему участие в Чесменском сражении в Эгейском м. (1770). Образ Е. П. был помещен в иконостасе Большой ц. Зимнего дворца в С.-Петербурге - икона «Святые мученики Харалампий и Евстафий Плакида» (худож. А. И. Бельский (1726-1796?) или Е. И. Бельский (1730-1778?), ГЭ), в росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (XIX в.).