Великий пастырь – о. Иоанн Кронштадтский
I. Как реки льются в моря, как стальные опилки тянутся к магниту, так тысячи душ людских тянулись к «дорогому батюшке».
Чем же о. Иоанн притягивал их?
Молитвой, мудростью и любовью.
1) Молитва о. Иоанна захватывала всех даже против воли их. Слёзы лились из глаз при виде этого светильника, горящего у Престола.
2) Мудрости его искали и богатые, и бедные, и высокообразованные, и некнижные. Эта мудрость касалась главного – как жить, чтобы душу спасти. Видя добрый пример батюшки, несомненно спасающего свою душу, шли к нему почерпнуть знания и сил побороть грех, стяжать покаяние и украсить свою убогую душу христианскими добродетелями.
3) Его любовь ко всем магнитом тянула к себе. Его все чувствовали близким, родным. Пред ним открывалось всякое сердце. Он всех согревал лучами беспредельной любви. Он был пастырем и отцом не одного Кронштадта, но многочисленных верующих Руси и живущих за пределами её.
II. Как же стяжал о. Иоанн сии добродетели?
Это тайна его келии, бессонных ночей его, проведённых в молитве, только Богу одному ведомых подвигов, тайна его святой души. Мы только малое знаем из того пути, который вознёс батюшку на такую высоту. Он же указывает нам на следующее:
1) На молитву. С начала своего пастырства, а вернее и ещё ранее его, батюшка «нудил» себя к молитве, не давая себе поблажки, истово, усердно молился, а не читал только молитвы. Он старался быть умно-сердечным делателем молитвы. Богослужа, он представлял своё недостоинство, высоту и ответственность пастырского служения, милость и святость Божию, трепет ангелов у Престола Божия и свою греховность.
2) Ежедневно читая Священное Писание, он воспринимал его не одной лишь памятью, а всем своим существом, так что мысли Свящ. Писания делались его мыслями; Божественная мудрость делалась достоянием и содержанием его ума.
3) Любовь ко Господу рождала любовь к людям, братьям во Господе. Эта же любовь поддерживалась тем, что о. Иоанн никого не отталкивал от себя; всем служил, помогал, ходил в дома скорби, страданий, навещал павших и подымал их из омута грязи и страданий.
III. Дары Святого Духа в о. Иоанне.
Работая над своим духовным миром, трудясь на пользу и благо ближних, батюшка обогащался дарами Святого Духа:
1) Молитвой... Он совершает литургию, как огнезрачный серафим, горит за св. Евхаристией, трепещет св. Таин, закрывает лице свое, как ангелы от лицезрения Божия... Молитва его чудотворна; она исцеляет болезни тела, врачует и души; он на расстоянии слышит и исполняет молитвы...
2) Его любовь к людям безгранична. Она собрала к нему весь христианский мир. Щедрость его не знает границ. Правая рука его даёт то, что принимает левая. Но особенно видна его любовь к душе людской. Он плачет с грешником и этим врачует его – обращает на путь христианской жизни.
А исповедь его – есть один из знаков его великой любви. Здесь он, подобно Голгофскому Страдальцу, испытывает на себе тяжесть грехов исповедников, горько плачет с ними и за них, могуче устремляет их ввысь и властно разрешает кающихся. Вот где особенно видна была вера в Бога батюшки, его любовь к ближнему и его молитвенное, пастырское дерзновение.
IV. Заключение.
Да будет же сей дивный пастырь всем нам правилом веры, образом кротости, учителем молитвы, любви и воздержания; а мы все, получившие от него милость или только восхищавшиеся его святой жизнью, усердно помолимся Всевышнему – да приимет душу верного раба Своего, усердного Пастыря и служителя в высшие кровы Свои и сопричтёт его к избранным Своим.