Великий Канон

Гимнографическое произведение архиеп. прп. Андрея Критского, название к-рого отражает как широту раскрытия главной темы - покаяния, так и объем текста: согласно совр. печатной Триоди, включает более 200 тропарей во всех 9 песнях (включая 2-ю, в большинстве др. канонов отсутствующую), не считая ирмосов, троичнов и богородичнов.

По содержанию В. к. непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста, вероятно, прп. Андрей не предполагал, что В. к. получит общецерковное употребление. Нек-рые строки канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в др.- приводятся примеры из Свящ. Писания о грехе и покаянии. В. к. включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией; образам ВЗ посвящено большинство тропарей В. к. В 8-й песни подведен итог изложению ВЗ: «        ». Новозаветная тематика эпизодически появляется в 1-8-й песнях канона, но в основном она развивается во 2-й половине 8-й и в 9-й песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в тропарях и место главного ударения может меняться. В. к. представляет собой одно из самых ярких произведений визант. церковной поэзии.

Богослужебное употребление В. к. впервые зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 235) и др.; они предписывают петь канон в четверг 5-й седмицы Великого поста.

Текст В. к. встречается уже в древнейших известных греч. и слав. рукописях Триоди. В греч. Постной Триоди X в. (Sinait. gr. 734-735) канон отделен от рядового дневного последования четверга 5-й седмицы заголовком: «В тот же день седальны, поемые на Великий канон» - это, возможно, указывает на то, что он не так давно был добавлен к корпусу песнопений Триоди. В Триоди XI в. (Vatop. 315-949) В. к. предписано петь по частям на 5-й седмице с понедельника по пятницу. Подобное разделение канона (неясно, относящееся ли к 5-й или 1-й седмице) указано соответственными пометами на полях в слав. Триоди XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. 137). Триодь XI в. (Vat. 771) предписывает петь В. к. в 5-е воскресенье поста. Т. о., первоначально В. к. был привязан к 5-й седмице поста, но не обязательно к четвергу.

В В. к. кроме собственных тропарей имеются и посвященные прп. Марии Египетской и прп. Андрею Критскому, к-рые появились в отдельных рукописях после XI в., но они нередко отсутствуют и в более поздних текстах, напр. в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241). В рукописи XII в. (ГИМ. Син. 319) перед тропарями В. К. выписаны стихи библейских песней; если стихов не хватает, они повторяются; нек-рые приписаны др. почерком (т. н. поздней рукой), напр. в рукописи Sinait. gr. 734-735.

Встречаются сокращенные варианты В. к.: так, в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241) в каждой песни приведено по 8 тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Возможно, подобные варианты В. к. предназначались для приходского богослужения (Кириллин. С. 91-102).

В Иерусалимском уставе, используемом Церковью и в наст. время, сохраняется традиция пения В. к. в четверг 5-й седмицы Великого поста. Кроме того, он стихословится по частям на 1-й седмице Великого поста, на великих повечериях первых 4 дней.

К В. к. примыкают еще 2 цикла гимнографических произведений: 16 тропарей блаженн (ирмос (начальный тропарь): «Λῃστὴν τοῦ Παραδείσου Χριστὲ πολίτην» (    ); 1-й тропарь цикла: «Τὸν Μανωὲ ἀκούεις πάλαι ψυχή μου» (     »)) и 24 алфавитные стихиры4-го гласа (нач. 1-го: «̀ρδβλθυοτεΑπας ὁ βίος μου μετὰ πορνῶν» (     )). Блаженны, видимо, были составлены вместе с каноном самим прп. Андреем Критским. В совр. богослужебных книгах они помещаются после 6-й песни В. к., соответствуют такому их размещению и встречающиеся в тропарях библейские образы, хорошо вписывающиеся в ряд образов 6-й и 7-й песней канона. Авторство стихир также приписывается прп. Андрею; по форме они напоминают многострофный кондак.

К В. к. также прибавляется кондак 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа «Ψυχή μου ψυχή μου, ἀνάστα, τί καθεύδεις» (       ), хотя он прямо не связан по своему содержанию с темой канона. Кондак принадлежит перу прп. Романа Сладкопевца, полный текст известен по единственной рукописи XI в. (Patm. 213 - SC. 128. P. 233-261); основное содержание кондака - предательство Иуды и крестные страдания Спасителя. По ранним памятникам Иерусалимского устава, включая старопечатные московские издания, кондак употребляется только в четверг 5-й седмицы поста; в совр. рус. Типиконе он назначен также на все повечерия 1-й седмицы (в ранних Типиконах и Триодях приводятся 2 покаянных седальна, к-рые используются по очереди: в понедельник и среду - 1-й, во вторник и четверг - 2-й). По рукописи XI в. (Athos. Lavra. Γ 27) известен также др. кондак В. к., нач.: «᾿Εξαγορεύω σοι, Κύριε, τὴν ἀνομίαν μου» (Исповедаю Тебе, Господи, беззаконие мое).

После 1204 г. прп. Акакием Савваитом был составлен комментарий на В. к. (Richard M. Le commentaire du Grand Canon d'André de Crète par Acace le Sabaïte // ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Еще один анонимный комментарий известен по рукописи XIV в. (ГИМ. Син. греч. 312), происходящей из афонского Иверского мон-ря (Владимир (Филантропов). Описание. С. 426-427).

Источник; https://www.pravenc.ru/text/150105.html

Наверх