Уроки из жизни святителя Василия Великого
«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего иже на небесех» (Мф.5:16)
I. Вспомним некоторые события из жизни свт. Василия Великого, прославим сего дивного и святого мужа и паче всего – Всеблагого Бога, дивного во святых своих, коими, как звёздами, Он освещает нашу мрачную греховную тьму.
1) Зачатки благочестия и любви ко Господу были заложены в душу Василия ещё в детстве святой материю его Емилией и благочестивой бабкой Макриной. В детстве слагалась великая душа будущего служителя и отца Церкви.
О, дорогое детство, как ты восприимчиво ко всему доброму и злому! Ты – нива, на которой впоследствии вырастет то, что в детстве посеется. Ты – чистый негатив фотографического аппарата, на котором каждый случайный луч оставляет свой свет. Ты – чистая доска, на которой пишет всяк, кто хочет.
Берегите же восприимчивую душу дитяти, сейте в неё только одно доброе, истинный свет, правду и любовь. Твори христианскую душу в раннем детстве.
2) Многие науки изучил св. Василий, но душа его не удовлетворилась полученными знаниями, и он ушёл к пустынникам изучать высшую мудрость – как жить.
В самом деле, какая наука наиболее потребна, как не та, которая учит разумной, правильной жизни. Но этой мудрости не знает ни одна земная наука. Каждая земная наука имеет свои задания и цели: то изучение земной коры, то исследование глубин морей, то ознакомление с мирами надземными, то изучение собственного тела, но ни одна из них не учит тому, как душу спасти, как приобрести душевный мир, который дороже всех благ земных, или как растворить своё сердце любовью, благороднее и ценнее которой нет ничего.
Эту науку знают только христианские подвижники. Они – истинные мудрецы и учёные. Иди же к ним; иди к пустынникам, затворникам, схимникам – и учись у них. Да и сам почаще входи в затвор своей души, внутрь себя. Ты найдёшь Бога, сосредоточиваясь, уразумеешь великую науку – как душу спасти.
3) Епископствовал св. Василий в то время, когда Церковь Христова терпела гонения от императора Юлиана Отступника. Когда гонения последнего и его злоба в отношении христианства перешли всякие пределы, св. Василий стал молиться, чтобы Господь наказал богоотступника и освободил от него христианство. И вот однажды, во время молитвы пред иконой Богоматери, подле которой был изображён св. мученик Меркурий, Святитель увидел, что изображение мученика с копьём исчезло, и через некоторое время мученик опять появился на иконе, но с окровавленным уже копьём. Вскоре пришло известие о том, что Юлиан убит на войне.
Господь долготерпелив. Часто люди вызывают Его на отмщение и говорят: «Почему Бог нас не наказывает, если Он есть?» Не говорите этого и не накликайте на себя беды. Не смейтесь над долготерпением Божиим. Наступит время, когда и к вам, нераскаянные грешники, пошлётся ангел смерти прекратить вашу кощунственную богоборческую жизнь и призвать на Страшный Суд Божий. Врачи тогда скажут, что этот человек умер от разрыва сердца или от излияния крови, а на самом деле с ним случилось то, что с Юлианом Отступником.
4) Однажды св. Василий, желая показать, как должно трудиться для спасения души, взяв с собой клир, посетил с ним благочестивого пресвитера Анастасия. Придя к последнему, Святитель стал просить его, чтобы тот поведал в научение о своей жизни, но пресвитер смиренно говорил, что он великий грешник и не имеет никаких добродетелей. Тогда Святитель стал настаивать, чтобы пресвитер пропустил его в тайную свою комнату, о существовании которой никто не знал. Насильно пройдя туда, св. Василий обнаружил в ней больного, покрытого смердящими гниющими язвами. Пресвитер самолично терпеливо ухаживал и служил больному, скрывая от всех свой подвиг.
Вот как должно творить дело христианской милостыни: тайно, собственными руками трудясь, не боясь никакого труда и лишений, терпя всякие неудобства, не гордясь своими делами, а тщательно скрывая их от всех, да ведает их один Бог.
II. Заключение.
Многое могли бы мы вспомнить из жизни Святителя для своего наставления. Унесите же с собою и сие малое, стараясь подражать благочестию и мудрому детовоспитанию Емилии и Макрины, любви к пустынножителям и инокам св. Василия, пламенной молитве и любви его ко Господу, смирению и подвигам благочестивого пресвитера, и прочим добродетелям св. угодников.