Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>

Уединение полезно всем

(на день Предтечи Иоанна)

I. Могучий, независимый дух, великое знание духовной жизни, высшая мудрость, чистота сердца, всеобъемлющая любовь ко Господу и другие высокие качества духа Крестителева – суть следствие воспитания и жизни его в пустыне, вдали от людской лжи, приспособляемости, лицемерия и компромиссов.

II. Всё лучшее рождается, вынашивается и творится в уединении.

1) В уединении, на чердаках и в подвалах, в бедности, среди различных лишений, писатели и поэты творили свои бессмертные произведения.

2) Статуи и лучшие картины творятся также в полном уединении. Долгое время художник держит под простыней картину свою и не показывает её никому.

3) Также дело обстоит и с разного рода изобретениями; чертежи и модели машин, автомобилей, аэропланов делались в учёных кабинетах и мастерских в полнейшем уединении.

4) Уединение нужно для изучения небесных светил, для успехов во всякой науке.

5) Уединение потребно и для духовного роста; вот почему лучшие из христиан стремятся если не всю жизнь свою провести в уединении, то хотя изредка, на время, оставлять мир и уходить в монастырь или пустыню, где можно было бы пребывать с самим собою и Богом.

III. Часто люди осуждают христианских подвижников, оставляющих мир для уединения.

1) Люди не осуждают доктора, инженера, философа и других учёных, которые ради науки отходят от людей, закрываются в свои мастерские и кабинеты. Но тот же мир очень возмущается и осуждает христиан, когда те, ради спасения души, оставляют мир и ищут в монастыре уединения; они называют таковых эгоистами, думающими только о спасении собственной души.

2) Но разве эгоисты – учёные, погребающие себя ради науки? Также не эгоисты и святые, отрекающиеся от мира ради Господа. Как первые свою жизнь отдают науке, так вторые – Господу.

3) Уходят же в пустыни, монастыри и затворы христиане не потому, что они не любят мира, а по своему искреннему смирению и глубокому пониманию духовной жизни. Люди к ним идут за советами и наставлениями, а они уверены, что они ничего в духовной жизни не знают и, боясь дать неверный совет (ведущий к гибели души или ко греху), оставляют этот мир и переходят в другую обстановку для того, чтобы спастись от учительства (к которому себя считают неподготовленными) и для того, чтобы действительно умудриться духовным опытом. Там они усердно молятся о мире и, обогатившись духовным опытом, часто открывают двери своих келий и поучают приходящих к ним.

IV. Заключение.

Итак, уединение полезно на всё.

Один отец, умирая, призвал непокорного и распутного сына и взял с него клятву, что тот в продолжение месяца ежедневно в комнате отца будет проводить полчаса наедине, думая об отце. По смерти сын стал исполнять данное обещание. Сначала обещанные полчаса казались тягостными, а потом, раздумывая о своём отношении к покойному отцу, вине перед ним, о своей неразумной жизни, сын стал оставаться в комнате отца целыми часами, пока, наконец, не изменился в корне и стал истинным христианином.

Уединяйся же и ты, христианин, чаще, входи внутрь себя, оставайся дольше сам с собой, рассматривай себя при свете Евангелия.

Перед сражением полководец ночи проводит наедине и здесь разрабатывает план предстоящего боя. И тебе предстоит непрерывная война с диаволом, миром и собственной плотию; уединяйся же чаще: там ты проследишь козни врага, там приготовишь себя к сражению, там и Христос скорее найдёт тебя и ниспошлёт тебе Свою Божественную помощь.

Наверх