Проповеди на праздники:


Телеологическое доказательство бытия Божия

I. Почему некоторые люди не веруют в Бога?

1) Причиной этому является душевная их слепота, глухота, нечувствительность к духовному миру, или, говоря по-учёному, духовная атрофия.

Примеры такой атрофии есть в физической природе, есть они и в природе духа.

A) В штате Кентукки есть «Мамонтова пещера», в которую текут реки. Солнце никогда не освещает этих рек, и посему в них водятся рыбы или слепые, или совершенно лишённые глаз. Так, отсутствие света сделало рыб слепыми.

Б) В Японии можно видеть целые сады «карликовых деревьев», которые, несмотря на 100–150-летний свой возраст не превышают своим ростом 10–12 вершков. Садовники известными им средствами прекращают рост этих деревьев.

B) Проф. Мотт в Индии видел факира, который всё время стоял с вытянутой рукой. Оказалось, что он по обету держал вверх руку два года, и оттого она так срослась, что двигаться, как раньше, она уже не могла.

2) Как рыбы слепнут от отсутствия света, как можно прекратить естественный рост деревьев и искалечить здоровую руку, так можно искалечить и душу, сделав её слепой и глухой.

Сам Дарвин о себе пишет: «Я стал слепым для красоты природы, потому что не радел о развитии в себе этого чувства».

А Спаситель говорит, что только «чистии сердцем Бога узрят» (Мф.5:8).

II. Духовно зрячие люди видят проявление Бога в видимой природе.

1) Свидетельства учёных-естественников о том, что Бог проявляет Себя в природе:

А) Великий учёный Пастер писал: «Я много изучал и верую так, как бретонский крестьянин; если бы я сделался ещё учёнее, то моя вера стала бы также глубока и пламенна, как вера простой бретонской женщины».

Б) Творец зоологии и ботаники, великий Линней, в сочинении «Системы природы» пишет: «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошёл мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство. Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к Солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь».

III. Бог проявляет Себя.

1) В единстве, согласованности и гармонии всего мира.

Мы знаем, что когда строится огромнейшее здание, то каждый рабочий делает своё специальное дело: каменщики – кладут фундамент; кладчики – выводят стены; плотники и столяры готовят окна и двери; кровельщики – кроют крышу; на фабриках и заводах готовятся в разных местах и стальные рельсы, и различные машины, и скобы, и винты, и замки; скульпторы и лепщики приготовляют карнизы и иные украшения; художники рисуют картины. Все эти мастера работают, не зная будущего здания, не сговариваясь друг с другом. Почему же при таком многообразии работ и мастеров дом устраивается? А потому, что есть один инженер-строитель, один ум, который составил план дома, точно высчитал, что для него потребно, каждому рабочему дал его работу, и указал точно, какова она должна быть. Построение огромного многоэтажного дома свидетельствует о наличии архитектора – строителя его.

То же должно сказать и о природе. Здесь всё целесообразное, прекрасное, служащее одной определенной цели и связанное между собой, свидетельствует об Одном Божественном Уме.

А) Воздух. Без воздуха ничто не может существовать, поэтому земля окружена воздухом, который в некоторых местах бывает до шестидесяти вёрст глубины.

Мудрость Творца в устройстве воздуха видна из того, что:

а) Тогда как всякое тело тянется к земле (например, выстреленая пуля падает на землю) и весь воздух своей шестидесятивёрстной массой давит на человека (на человеке, как говорит наука, лежит более 2000 пудов воздуха), он каким-то чудом не только не раздавлен им, но и не чувствует этого давления. Случай ли это, или обдуманное мудрое устроение?

б) Как воздух очищается? Для жизни требуется здоровый, свежий воздух; в затхлой комнате умрёт человек. Воздух же вокруг земли непрестанно портится: от дыхания людей и животных, от гниения трупов и болот, от ароматов цветов и трав. Почему же он, несмотря на это, каждый день чист и свеж? Кто его очищает? Эту службу бессознательно несут растения. Своими листьями они ловят воздух, передают его в невидимые свои лаборатории, очищают, кислород возвращают воздуху, а вредные части его перерабатывают в цветы и плоды.

Случай ли это или мудрое устроение, свидетельствующее о Мудром Устроителе?

Б) Земля. Как мать-производительница и питательница всего на ней живущего, она в самой себе содержит всё потребное для жизни и благополучия всего, на ней обитающего.

Рыбам она предоставляет свои мхи, водоросли, пещеры и норы.

Земным животным – травы, злаки, плоды и растения.

Птицам – высокие утёсы и ветвистые деревья.

А человеку – и воздух, его питающий, и огонь, его согревающий, и неисчислимое количество видов пищи от самой простой до самой изысканной, и воды, одна другой полезней, одна другой целительней.

В) Вода. Без воды не может быть жизни, посему она всё собой проникает. Мудрость в устройстве этой стихии и в служении её миру и живущим на нём:

а) Чтобы вода не загноилась, в морях устроены различные течения; там же, где сильно нагревается вода, в глубине её заложены огромные пласты солей и соль спасает воду от гниения.

б) Как орошается земля? Если бы воды большими лавинами подымались и орошали землю, то после каждого такого орошения всё на земле погибло бы. Посему устроено иначе. Солнце нагревает воду, и вода в виде паров и туманов подымается вверх, образует здесь из себя тучи и облака, которые ветрами разносятся по земле, поливая её дождем, который падает на землю, несмотря на высоту туч, мягкими каплями, дабы не оббить цветов, и ягод, и злаков.

в) Чтобы вода не уменьшилась, устроено так, что все реки и с гор воды текут в моря.

Неужели во всём этом не виден перст премудрого Творца и Промыслителя? Все эти стихии с мудрым устройством и законами собственного бытия так тесно и мудро связаны друг с другом, что и существовать одна без другой не могут, свидетельствуют о едином Творце мира.

2) В устройстве человека проявляется Бог особенным образом.

А) Составленный из многочисленных костей и косточек, мышц, сухожилий, волокон и тканей, он в одно и то же время представляет собой и выносливый, могучий организм и нежно-прекрасный.

Б) Помещение органов, устройство нервной системы, орошение кровью всех органов; мозг – этот таинственный центр психики человека, и сердце – загадка жизни; глазное яблоко – совершеннейший оптический аппарат, – всё это и вместе взятое, и рассматриваемое в отдельности – суть величайшие и мудрейшие произведения, существование которых убедительнейше свидетельствует о существовании величайшего Анатома и Творца – Бога.

3) То же представляет и мир животных с их многообразием видов, родов, инстинктами и соответствующими им средствами.

Вчера появившаяся пчела и никем не наученная, сегодня уже летит за мёдом. Муравей-могильщик, не видевший никогда своего потомства, никем не наученный, кладёт свои яички в трупик найденной птички, которая послужит пищей будущему его поколению.

Бобр с искусством инженера запружает плотину и строит дом в два этажа: один под водой и другой над водой, с таким расчётом, чтобы вода не открыла первого и не затопила второго.

Быт животных, их нравы, свойства, обычаи и законы, – всё это свидетельствует о заботливости, промысле и мудрости Того, Кто дал всем им бытие.

4) Не менее мудрости и заботливости Премудрого Творца проявляется в существовании царства растительного.

A) Так как ничто так часто и легко не уничтожается, как растения, то ничто так и не размножается, как они. Тогда как редкая женщина за всю свою жизнь произведёт на свет более десяти детей (из животных одни меньше, а другие больше), растения ежегодно могут произвести потомство тысячами и десятками тысяч.

Б) Особенно много поразительных явлений наблюдается в оплодотворении растений.

а) Когда в одном цветке находится мужское начало (тычинка) и женское (пестик), тогда оплодотворение совершается просто: покачивается тычинка, пыльцой своей осыпает пестик, и он оплодотворяется.

б) Труднее обстоит дело с теми растениями, половые цветки которых растут вдали друг от друга, или даже на разных деревьях. Кто помогает им оплодотворяться? Эту роль, не осознавая важности своего служения, несут разного рода насекомые: осы, пчёлы, шмели, мухи, жучки и т.п. Они в погоне за мёдом перелетают с цветка на цветок. Приставшую к ним с мужских цветков пыльцу они переносят на женские. Всякое насекомое имеет свои излюбленные цветки и, таким образом, за содержащийся в них нектар (мёд) платит им достойным образом.

Те же растения, которые не имеют мёда и запаха, привлекающего насекомых, имеют, взамен сего, красивые наряды или даже как бы кем-то нарисованные изображения тех самых насекомых, которые заходят к ним в гости и оплодотворяют их, чем и привлекают к себе нужных насекомых.

B) До чудесного поразительны оплодотворения некоторых растений, живущих в воде.

а) В глубине вод Франции растёт валлиснерия. Мужской цветок прикреплён к толстенькому короткому стебельку; женский – на длинном, тоненьком, свитом винтообразно. Когда наступает время расцвета валлиснерии, ствол женского цветка развинчивается, и сам цветок появляется над водой, где и расцветает. В это время мужские цветки с тычинками, находящиеся на дне в виде бутона, сами собой отрываются от своих стволов и выплывают на поверхность воды, открывают свой околоцветник и высыпают пыльцу. Насекомые переносят её на женский цветок.

Через некоторое время оплодотворённые женские цветки опускаются в глубину, ибо их стволы свёртываются, а мужские цветки, свершив своё дело, как ненужные, уносятся течением.

«Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс.103:24), – вот что можем мы сказать на это.

б) А вот как оплодотворяется наша пузырчатка. Она имеет лентовидные листья и снабжена многочисленными шаровидными подушечками-мешочками, или пузырьками. Эти мешочки имеют отверстия (клапаны) и наполнены слизью, которая тяжелее воды. Во время цветения на дне мешочка образуется пузырёк газа. Газом этим вытесняется слизь. Клапан подымается, слизь вытекает и растение подымается наверх воды, где и расцветает. Совершается опыление посредством ветра и насекомых. Тогда мешочки опять наполняются слизью и растение поэтому опускается на дно. Здесь зёрна достигают зрелости, отлагаются и распространяются в тине, как в единственном месте, которое даёт им возможность дать ростки.

IV. Заключение.

Сколько мудрости в частностях и сколько премудрости видно в устройстве целого мира. Можно ли после всего сказанного утверждать, что мир не есть творение Премудрого и Всеблагого Творца, а следствие слепого и неразумного случая? Невольно вспоминается французская поговорка, что «случай – есть бог глупцов».

Проповеди на праздники:

Наверх