Святитель Митрофан, патриарх Константинопольский. Православная энциклопедия

Святитель Митрофан, патриарх Константинопольский. Православная энциклопедия

МИТРОФАН I

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фреска ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348 г.

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фреска ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348 г.

[Греч. Μητροφάνης] († 4.06.313/4), свт. (пам. 4 июня), еп. Византия (с 306/7). По всей видимости, в отличие от многих других епископов Византия II - нач. IV в., упоминавшихся в списках, которые имели широкое хождение в К-поле и носили при этом недостоверный характер (наиболее ранний - в тексте Псевдо-Дорофея Тирского (VII-VIII вв.), см.: Schermann. 1907. S. 187-194; подробнее см. также в ст. Константинопольская Православная Церковь), М. являлся исторической личностью. Приводимые Евсевием Памфилом, еп. Кесарийским († 339/40), в соч. «Жизнь Константина» (Euseb. Vita Const. 3. 7) сведения о некоем предстоятеле «царствующего града» (βασιλευούσης πόλεως), который по причине преклонного возраста не присутствовал на Вселенском I Соборе и отправил на него своих пресвитеров, не могут, однако, относиться к М., поскольку «царствующим градом» в данный период именовался Рим, а не К-поль (т. о., речь идет о еп. (папе) Римском св. Сильвестре I (314-335)); фрагмент соч. «Жизнь Константина» цитирует в своей «Церковной истории» Сократ Схоластик († после 439) (Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 8). Тем не менее некоторые исследователи привлекали эти сведения для реконструкции биографии М. (см.: Janin. 1967. Col. 396), что объясняется ошибочной интерпретацией сообщения Евсевия, данной Геласием Кизическим (2-я пол. V в.). Последний, цитируя тот же фрагмент, добавляет к фразе «предстоятель царствующего града» имя М. (Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 5), поскольку уже с кон. IV в. это именование было характерно для К-поля. Геласий также утверждает, что одним из пресвитеров - представителей М. на Соборе являлся буд. архиепископ К-польский свт. Александр I, к-рый в действительности уже занимал кафедру. Известно, что он был архиепископом в течение 23 лет и скончался вскоре после смерти имп. Константина. Это позволяет отнести возведение свт. Александра на престол к 313/4 г. В «Хронографии», ошибочно приписывавшейся свт. Никифору I, патриарху К-польскому (806-815), М. упомянут как 23-й епископ Византия, занимавший кафедру в течение 10 лет (Niceph. Const. Chronogr. P. 114). Согласно легендарным сведениям, нашедшим отражение уже у Псевдо-Дорофея, отцом М. являлся Дометий, приходившийся, как утверждалось, братом римскому имп. Пробу (276-282). После гибели последнего Дометий переселился со своими сыновьями Пробом и М. в Византий. Здесь он был принят еп. Титом, к-рый рукоположил его во пресвитера. Позднее Дометий якобы стал преемником Тита на кафедре, к-рую в свою очередь передал старшему сыну Пробу. Тем не менее в биографии имп. Проба в составе сб. «Писатели истории Августов» (IV в.) сказано лишь о наличии у императора сестры (Scr. hist. Aug. Prob. 3. 2-4).

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Мозаика кафоликона мон-ря Памманаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г.

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Мозаика кафоликона мон-ря Памманаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г.

Свт. Фотий I, патриарх К-польский (858-867, 877-886), сообщает в своей «Библиотеке», что ему были известны «Деяния святых отцов наших Митрофана и Александра», в к-рых также содержатся подробные сведения об имп. св. равноап. Константине I Великом (306-337) (BHG, N 1280; Phot. Bibl. 256). Этот текст представляет собой компилятивное сочинение, состоящее из 3 частей. В 1-й части на основе сочинений «Жизнь Константина» и «Церковная история» Евсевия Кесарийского повествуется о периоде правления имп. Константина до его победы над Лицинием (324). Вторая часть посвящена I Вселенскому Собору, ее источником является «Церковная история» Геласия Кизического. Наконец, в заключительном разделе, излагающем историю арианства после Никейского Собора, материал заимствован из сочинения Сократа Схоластика. Однако в этом жизнеописании о М. не сообщается никаких новых сведений по сравнению с данными Псевдо-Дорофея и ранних историков. Упоминание в визант. источниках о присутствии М. на освящении К-поля (330) представляет собой явный анахронизм.


В византийских минологиях X в. Житие М. помещено под 4 июня (BHG, N 1278y; изд.: Latyšev. Menol. T. 2. P. 12-15). С XIII-XIV вв. М. стал восприниматься как 1-й патриарх К-польский, о чем сообщает, в частности, Никифор Каллист Ксанфопул в своем списке (Niceph. Callist. Catalog. // PG. 147. Col. 452). Константин Акрополит составил в честь М. Похвальное слово (BHG, N 1278z). В Синаксаре К-польской Церкви указывается, что собор (синаксис) М. совершается в храме Св. Софии и в ц. мч. Акакия в Гептаскале (SynCP. Col. 727). Память М. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 223).

Иконография

Святители Митрофан I, еп. Византия, и Григорий Богослов. Фреска Вознесенского собора мон-ря Жича, Сербия. Ок. 1220, 1309–1316 гг.

Святители Митрофан I, еп. Византия, и Григорий Богослов. Фреска Вознесенского собора мон-ря Жича, Сербия. Ок. 1220, 1309–1316 гг.

Одно из ранних изображений М., в фелони и омофоре, с Евангелием в руках, сохранилось на фреске в каппадокийской Токалы-килисе (2) в Гёреме (кон. X в.) и идентифицируется по надписи. Иконография М. не обладает специфическими чертами для узнавания святого, но достаточно устойчива в отношении характеристики его возраста и основных черт внешности. Так, в греч. руководстве для художников - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» о М. сказано: «…старец с густою бородою» (Ерминия ДФ. С. 161, № 47). Таким святителя можно видеть на миниатюре из Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. f.1. Fol. 42r, 1322-1340 гг.): это старец, стоящий между 2 колонками, перед собой в покровенных руках держит на омофоре Евангелие; борода длинная, клиновидная, высокий лоб с залысинами. К этому облику близок образ святого в росписи ц. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (между 1330 и 1337). Его месторасположение имеет особое значение: в апсиде над конхой с образом Божией Матери в центре помещен медальон с изображением Спаса Еммануила, его фланкируют медальоны с образами К-польских святителей - М. и патриарха Тарасия - восстановителя иконопочитания. В этой росписи, как и на указанной выше миниатюре, святитель облачен в однотонную фелонь и омофор, хотя для памятников особенно поздневизант. времени более типичным является изображение М. в крещатой фелони (полиставрии) в соответствии с устоявшимся в этот период представлением о нем как о 1-м К-польском патриархе (см., напр., мозаичный образ М. в кафоликоне мон-ря Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315). В храмовой декорации образ М. включается в святительский чин в составе св. отцов Церкви. Напр., 1-м из святителей перед престолом Божиим он изображен в росписи алтаря юж. придела Вознесенского собора мон-ря Жича, Сербия (фрески ок. 1220; поновлены в 1309-1316); за ним - свт. Григорий Богослов. За свт. Афанасием Александрийским он показан литургисающим в росписи апсиды кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Дзордзис Критский), рядом со свт. Георгием, еп. Антиохийским,- в росписи алтаря ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1348).

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 116 об.)

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 116 об.)

Образ М. в минейных циклах: на миниатюре в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Иверский монастырь на Афоне, 1030 г.); на синайской иконе из состава тетраптиха (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, XII в.); в настенных минологиях в притворах церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и др.

В иконографии М. встречаются особенности, касающиеся его возрастной характеристики (напр., в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница он показан с редкой сединой в темных волосах, борода густая клиновидная), и, что более важно, отсутствуют символы сана первоиерарха. Так, на миниатюре в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 116 об., кон. XV в.) ростовой образ св. старца с надписанием имени Митрофан (на груз. яз.) помещен в минейной части под датой памяти святителя (4 июня), однако он облачен в монашеские одежды - хитон, мантию, схиму и аналав (голова не покрыта), в правой руке - крест. Второй раз святой с именем Митрофан (на греч. яз.) в том же типе изображения, что в минейной части рукописи в разд. «Господние и Богородичные праздники» на л. 48, показан в паре со св. Титом (в монашеских одеждах) по сторонам композиции «Уверение ап. Фомы».

Имп. равноап. Константин Великий, святители Митрофан I, еп. Византия, и Евтихий. Фрагмент композиции «I Вселенский Собор» в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1350 г.

Имп. равноап. Константин Великий, святители Митрофан I, еп. Византия, и Евтихий. Фрагмент композиции «I Вселенский Собор» в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1350 г.

В руководствах для художников (подлинниках), описывающих, как должно изображать I Вселенский Собор, М. нет среди его участников, что соответствует исторической действительности. Однако, напр., создатель фресок в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1350) счел возможным включить образ патриарха в композицию Собора, поместив его фигуру рядом с троном имп. равноап. Константина, слева от него. Он представлен не в полиставрии, как 3 др. святителя, а в белой фелони; М. показан сидящим в статичной позе (обеими руками держит на коленях Евангелие), тогда как др. святители изображены жестикулирующими в общении. Борода вьющаяся, окладистая, средней длины, высокий лоб с залысинами.

В русском иконописном подлиннике XVI в. отмечено, что писать «патриарха Царяграда» М. надлежит в полиставрии («сак лазорь, на саку кресты - лазорь темна»), его облик уподоблен облику сщмч. Власия Севастийского («сед, брада доле Власьевы») (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 109). В сводных подлинниках в редакции XVIII в. добавлены атрибуты архиерейского сана - омофор и Евангелие в руках - и скорректирована длина бороды, более соответствующая сохранившимся изображениям; в одном случае описание краткое («брада Власиева» - Большаков. Подлинник иконописный. С. 104), в другом - пространное («…подобием вельми стар и сед, власы просты, брода продолговата аки Власьева» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 360). Описаниям соответствует немногочисленный ряд изображений М., представленных в основном в минейных памятниках (напр., на иконных минеях на год: 1-й пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; нач. XIX в., УКМ, и др.). В изображениях Нового времени в облачении М. фелонь заменяется саккосом, но тип старца, длиннобородого (как, напр., на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713, 1722) или с бородой средней длины (как, напр., на святцах И. К. Любецкого, 1730), остается неизменным (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. С. 44. Кат. 33. 10; С.52. Кат. 35. 9).



Наверх