Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея России, чудотворец. Православная энциклопедия
МИХАИЛ
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (ризница Троице-Сергиевой лавры)
свт. (пам. 15 июня и 30 сент.), митр. Киевский († кон. X - нач. XI в. (?)). М. почитается как первый Киевский митрополит. Биография святителя носит легендарный характер. Согласно сложившейся церковной традиции, архиерей по имени М., родом грек либо «сириянин», прибыл из К-поля вместе с царевной Анной, сестрой визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, в Херсонес (Корсунь) для крещения св. равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича: «Епископ же первый огласи его [князя] и о святой вере добре поучи» (цит. по: [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Жития святых. М., 1764. Ч. 4. Л. 338). Вместе со св. кн. Владимиром и св. кнг. Анной он отправился в Киев, где крестил народ киевский и «сам Михаил Митрополит всех дванадесять сыновей Владимировых, их же име от различных жен, наедине в кринице, или на источнику окрести, и от того часа источник он над Днепром, идеже сынове Владимировы крестишася, и по сей день Хрещатик прослылся» (цит. по: Иннокентий (Гизель). 1823. С. 50). Кн. Владимир Святославич «благословение приим от святого Михаила митрополита всеа Русии, создах церковь соборную святыя Богородицы, иже зовется Десятинная» (цит. по: ДРКУ. С. 73). По преданию, святитель основал на одной из киевских гор мон-рь и деревянную ц. во имя архистратига Михаила и участвовал в низвержении идола Перуна: «...первый при Владимире Митрополит Михаил, посадивши иноков на горе недалече от того Чортова беремища (древнее название горы, на которой был основан Златоверхий Михайловский мон-рь.- И. З., Б. Ф.) на свое имя и Церковь Святаго Архистратига Михаила созда, сея ради вины, зане яко Святый Архистратиг Михаил чорта от Небес низваерже, тако и зде он же помогл от горы чорта в болване бывшаго низврещи» (цит. по: Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54).
Иноки, прибывшие вместе с ним, заложили Спасский мон-рь близ Вышгорода. Для проповеди христианства М. посетил Новгород и Ростов, где сокрушал языческих идолов, крестил народ и воздвигал храмы. Он умер в Киеве в 992 (998(?)) г. и был погребен в Десятинной церкви (строительство закончено в 996).
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Ок. 1892 г. Худож. М. В. Нестеров (Владимирский собор в Киеве)
Имя М. как митрополита при Киевском князе, крестившем Русь, отсутствует в начальном русском летописании XI - нач. XII в., где упоминаются только «попы царицины» и «корсунские». Наиболее ранние сведения исторической традиции о начале Киевской митрополии содержит т. н. Начальный летописный свод кон. XI в. (по А. А. Шахматову) и Повесть временных лет (см. Летописание). В этих памятниках сообщается, что св. Владимира крестил епископ Херсонеса и священники, приехавшие в Херсонес с царевной Анной. Они же крестили его дружину. Затем священники царевны и священники из Херсонеса направились вместе с Владимиром в Киев и крестили жителей города. В последующем повествовании как единственное действующее лицо выступает кн. Владимир. Он «нача ставити по градом церкви и попы», устроил в Киеве училище «на ученье книгом». Упоминаются «епископы», к-рые предлагают Владимиру карать разбойников, но глава правосл. духовенства - митрополит не назван. В 1-й пол. XV в. в этот рассказ было внесено важное изменение: после сообщений о Крещении Русской земли в традиционное повествование под 6497 г. (988/989) была включена запись о том, что Владимир «взя у Фотея патриарха перваго митрополита Киеву Леона» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 5. С. 72), но о деятельности этого митрополита ничего не говорится. В дальнейшем повествование о княжении Владимира воспроизводилось в памятниках летописания 2-й пол. XV - нач. XVI в.: Ермолинской летописи, Типографской летописи, Московском своде кон. XV в., сводах 1497 и 1518 гг. В наиболее распространенной авторитетной редакции т. н. Устава Владимира (Синодальной Редакции) также сообщалось, что Владимир «взях перваго митрополита Леона Киеву, иже кръсти всю землю Роусьскоую святым крещеньем» (ДРКУ. С. 22 и др.). Т. о., в XV - нач. XVI в. в Сев.-Вост. Руси преобладало представление о том, что 1-м главой Киевской митрополии при Владимире был свт. Леон (Леонтий). В списке русских митрополитов в сборнике с Комиссионным списком Новгородской I летописи М. указан как преемник Леона (НПЛ. С. 473).
XV в. может быть датирован ряд текстов, в которых 1-м митрополитом назван М., но по преимуществу это списки западнорусского происхождения: т. н. Румянцевский извод Синодальной редакции (старейший список 80-х гг. XV в.), где имя Леона заменено именем М. (ДРКУ. С. 42). Кроме того, в тексте «Устава Владимира» в «Летописце русских царей» (западнорусский список 50-70-х гг. XV в.), а также в Волынской редакции того же уставного памятника говорится, что М. был «почтен» от патриарха и Собора «лампадою и сакомь», что он крестил и Владимира и всю Русскую землю. Владимир принял от митрополита «благословение» на строительство Десятинной ц. и по его советам составил церковный устав (ДРКУ. С. 69-70). Т. о. митрополит выступает как главный вдохновитель деяний св. кн. Владимира. Самые ранние списки этой редакции датируются рубежом XV и XVI вв. В Сев.-Вост. Руси имела распространение т. н. Оленинская редакция «Устава Владимира», где как 1-й митрополит также назван М.
К нач. XVI в. исторические памятники содержат разные ответы на вопрос, кто был 1-м главой Киевской митрополии. Судя по текстам летописных сводов, на территории Русского гос-ва были склонны считать 1-м митрополитом Леона. Исторические повествования не сообщают об участии митрополита ни в Крещении Руси, ни в христианизации страны. Положение изменилось после создания в 20-х гг. XVI в. при участии митр. Даниила 1-й части Никоновской летописи (см. Летописание). В этом источнике традиц. повествование оказалось серьезно изменено: 1-м Киевским митрополитом назван М., «родом... сирин», к-рый приезжал в Херсонес к Владимиру, затем отправился вместе с ним в Киев и крестил его жителей, после чего крестил жителей Новогорода и Ростова; кроме того, князь и митрополит совместно создали в Киеве уч-ще. Т. о., в летописи точно определена деятельность М.- крещение страны, а создание еп-ств и оформление положения духовенства в рус. обществе в соответствии с нормами «Устава Владимира» считается делом его преемника - митр. Леона. Источник всех этих сведений остается неясным (нельзя исключать того, что Никоновский свод в данном случае, как и во множестве других, отразил точку зрения составителя, стремившегося согласовать противоречивые данные источников). Это представление о ранней истории Киевской митрополии нашло отражение в Хронографе русской редакции (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 367) и в Троицкой редакции «Устава Владимира» (ркп. 2-й четв. XVI в. митр. Московского свт. Иоасафа (Скрипицына)) (ДРКУ. С. 76-77).
Вместе с тем в памятниках летописания, таких как Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. 7. С. 313) и Новгородский свод 1539 г. (ПСРЛ. Т. 43. С. 44), воспроизводилась запись Новгородско-Софийской группы памятников летописания XV в. Версия Никоновской летописи была в 50-60-х гг. XVI в. воспроизведена в официальном памятнике летописания - «Книге степенной» царского родословия, а также в тексте «Устава Владимира», включенном в «Стоглав» (ДРКУ. С. 54). По-видимому, с этого времени такой взгляд на раннюю историю Киевской митрополии стал общепринятым и укрепился в церковной традиции.
Мон. Афанасий Кальнофойский, описывая мощи М. в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, называл его святым крестителем Руси (Афанасий Кальнофойский. Тератургима. К., 1638. С. 15), так же он назван и в издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. и в историческом сочинении киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) «Киевский Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого града Киева» (К., 1674), хотя архим. Иннокентий в главах, где упоминалось имя М., ссылался на устное народное предание (Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54).
Историчность личности М. долгое время не вызывала сомнений у ученых, хотя не было единого мнения о времени его жизни. Приверженцев церковной традиции возглавлял митр. Киевский Евгений (Болховитинов). В 1839 г. предпринял попытку подтвердить первенство М. на Киевской кафедре студент Киевской Духовной Академии, иером. Евсевий (Ильинский; впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) (Евсевий (Ильинский). 1839). Этой же точки зрения придерживались: митрополиты Платон (Левшин), Филарет (Гумилевский), историк С. М. Соловьёв. Митр. Макарий (Булгаков) полагал, что М. как 1-й митрополит Киевский занимал кафедру с 988 по 992 г., а свт. Леон(тий) был 2-м митрополитом Киевским с 992 до 1003 г. В наст. время наиболее последовательно мнение о М. как 1-м митрополите Киевском отстаивает архим. Макарий (Веретенников).
Уже в XIX в. историки Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, И. И. Малышевский и др. отрицали первенство М. на Киевской кафедре в период Крещения Руси в кон. Х в. По мнению Карамзина, М. мог быть тем самым епископом, которого прислал К-польский патриарх Фотий I к киевским христианам времен Аскольда и к-рый действительно назван митр. Михаилом в Кормчей книге, в предисловии к Патерику и в Минее под 15 июля, где ему приписывалось чудо Евангелия, не сгоревшего в огне. Киевские христиане могли сохранить его нетленные мощи как святыню до крещения св. равноап. кн. Владимира Святославича, или «он пас церковь в Княжение Ярослава, прежде Феопемпта: ибо в некоторых списках древней летописи сказано... «Великий Князь Ярослав Митрополию устави»». (Карамзин. ИГР. Т. 1. С. 294-295. Примеч. 474.).
Е. Е. Голубинский считал, что М. крестил черноморских руссов задолго до Крещения Руси, а его мощи перенесли в Киево-Печерский мон-рь, тмутараканские монахи после XII в., а 1-м митрополитом Киевским стал Леон. Поддерживая мнение Голубинского в первенстве свт. Леона на Киевской кафедре, прот. П. Г. Лебединцев утверждал, что М. прибыл из К-поля в 1131 г. при вел. кн. Мстиславе (Феодоре) Владимировиче, а скончался в 1147 г. в княжение Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича (см. Михаил II (I), митр. Киевский). Этого же мнения придерживались А. Н. Попов, А. С. Павлов, гр. Д. А. Толстой, Ф. А. Терновский и др.
По мнению А. В. Поппэ, появление имени М. как современника св. блгв. кн. Владимира Святославича было связано с изложенным в «Повести временных лет» под 988 г. наставлением о вере, якобы преподанным новокрещеному князю. Оно представляло собой сокращенный перевод Символа веры прп. Михаила Синкелла (761-846), составленный в 1-й пол. IX в. Возможно, составители церковного Устава восприняли этот текст как «наставление», написанное ради кн. Владимира, и заключили, что автор Символа веры был 1-м рус. митрополитом.
И. В. Злотникова, Б. Н. ФлоряПочитание
Свт. Михаил, митр. Киевский, и прп. Сергий Радонежский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА)
Согласно церковному преданию, ок. 1103 г. произошло обретение нетленных мощей святителя и перенесение их в Ближние пещеры Киево-Печерского мон-ря при игумене обители прп. Феоктисте. По представлению печерского архим. Романа (Копы) и по указу имп. Анны Иоанновны от 23 июля 1730 г. мощи торжественно поставили 1 окт. того же года в Великую соборную Печерскую церковь. Об этом, а также о жизни М. с 988 по 992 г. сообщала надпись золотыми буквами на медной дощечке, укрепленной за левым клиросом, над дверной решеткой у стены над ракой. Мощи открыто почивали в серебряной раке у левой стены, перед иконостасом, до 3 нояб. 1941 г., когда соборная церковь была взорвана.
Дата канонизации М. неизвестна. Очевидно, это произошло в момент принесения мощей в Киево-Печерский мон-рь, и прославление носило сугубо местный характер. К 1638 г., по сведению Афанасия Кальнофойского, его имя значилось в списке преподобных, почивающих в Ближних пещерах, упоминалось в правиле преподобным Печерским (Акафисты всеседмичные, с стихиры и каноны. К., 1677).
В 1643 г. по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и Экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил канон преподобным отцам Печерским, М. прославляется среди др. святителей, связанных с Киево-Печерским монастырем, в 1-м тропаре 9-й песни канона (Дива печер. 1997. С. 148).
Подтверждением тому, что до кон. XVIII в. почитание М. носило локальный характер, служит отсутствие в Минеях-Четьих свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) отдельного упоминания о 1-м Киевском митрополите. Сведения о его участии в Крещении Руси изложены в Житии св. кн. Владимира в день его преставления под 15 июля. Перенесение мощей святителя в 1730 г. стало признанием его святости и его канонизацией. По инициативе последнего выборного архимандрита Киево-Печерской лавры Зосимы (Валькевича) (1762-1786) указами Синода от 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 окт. 1784 г. разрешалось печатать службы преподобным Печерским, в т. ч. и М. (30 сент.), как отдельно, так и в Минеях.
Синод 6 авг. 1795 г. постановил составить обстоятельное жизнеописание М. и внести в Четьи-Минеи (Описание Киево-Печерской Лавры. С. 80), но и к сер. XIX в. текста еще не было. В 1903 г. имя святителя под 30 сент. было включено в офиц. синодальное издание «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (Верный месяцеслов. С. 39).
Первоначально память М. отмечалась 2 сент. (местно), вместе с памятью преподобных Антония и Феодосия Печерских. В тексте службы М., во 2-й стихире на хвалитех о святителе говорилось: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». В Киево-Печерской лавре до 1730 г. память М. праздновали 15 июня. Перенесение мощей в 1730 г. пришлось на день Покрова Пресв. Богородицы, и память перенесения мощей М. стали отмечать на день ранее - 30 сент.
Иконография
М. начала складываться достаточно поздно и не отличалась заметным разнообразием. Как правило, это прямоличные ростовые изображения святителя в саккосе, подризнике с поручами, омофоре, с митрой на голове. Десница поднята в благословении, в левой руке, немного отведенной в сторону, держит закрытое Евангелие. Так он представлен, напр., на гравюре кон. XVII в. «Св. Михаил Киевский» (мастер Афанасий К. (?), Киев); отличительной особенностью гравюры является пейзаж позади святого - холмистая местность и церковь в левом нижнем углу средника (возможное указание на Десятинную церковь).
В многофигурных композициях образ М. прочно вошел в «Собор Киево-Печерских святых» («Собор преподобных отцов Печерских»), в основе к-рого лежат гравюры Киево-Печерской типографии, известные с 1-й пол. XVIII в. М. изображали в архиерейском облачении (нередко с палицей), с Евангелием в правой руке, стоящим в 1-м ряду слева от центра, за фигурой прп. Антония Печерского (напр., на иконе работы иконописца Петра Горшкова, Суздаль, 1784, ГВСМЗ; на киевской иконе, кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание, Германия; на эмалевой иконе, Ростов, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; на офорте, 2-я четв. XIX в., РГБ; на хромолитографии, Киев, 1894, РГБ; на иконе, кон. XIX - нач. ХХ в., Орловский краеведческий музей).
Свт. Михаил, митр. Киевский. Гравюра Афанасия К. (?). Кон. XVII в.
Можно предположить, что волна интереса к личности первого Киевского митрополита в кон. 80-х гг. XIX в. связана с празднованием 900-летия Крещения Руси. Варианты изображений М. прямоличные и в 3/4-ном повороте нашли свое воплощение как в иконописи, так и в церковной живописи. Одни из самых изысканных минейных прямоличных образов М. создал иконописец М. И. Дикарёв. С 80-х гг. XIX в. до 1903 г. он вместе с О. С. Чириковым работал над серией икон-святцев для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. В их числе написанная на рубеже XIX и ХХ вв. икона «Свт. Михаил, митр. Киевский» (30 сент.). Иконописцы выполнили святцы в новой для своего времени стилистике, к-рая ориентировалась на строгановские письма и отличалась миниатюрностью с проработкой мельчайших деталей, повышенной декоративностью, интересом к пейзажному фону и изысканной орнаментике одежд, богатым чистым колоритом с обильным использованием золота и серебра. Дикарёв по-своему трактовал образ митрополита: к традиц. облачению он добавил палицу, митру заменил белым клобуком, левая рука святителя, на к-рой он держит Евангелие, покрыта платом. На пейзажном фоне - киевские холмы с множеством церквей.
Образ святителя в 3/4-ном повороте в предстоянии Спасителю запечатлен на иконе «Св. Михаил, первый митр. Киевский», 1899-1908 (датировка по клейму на раме; Москва (?), частное собрание), в стилистике, близкой к стилю святцев Дикарёва.
М. В. Нестеров при росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1892) предложил иную трактовку образа, близкую к стилю модерн. Изображение М. находится в иконостасе юж. придела на хорах, слева от Богоматери с Младенцем. Художник изобразил святителя в виде старца вост. (греческого или сирийского) типа, в рост, в 3/4-ном повороте вправо, молящимся на правом берегу Днепра, где, по преданию, стоял свергнутый им идол Перуна. На заднем плане виднеются строения киевского Златоверхого Михайловского мон-ря, основание которого также приписывается М. Святитель на картинах и фресках В. М. Васнецова «Крещение Владимира» и «Крещение Руси» (Владимирский собор в Киеве, 1895-1896) показан как предстоятель, несущий свет Православия на рус. земли.
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. 1899–1908 гг. (частное собрание)
Вполне сложившаяся иконография М. в нач. XX в. была окончательно закреплена в «Руководстве к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова: старец, с кудреватыми недлинными волосами и с исчерна-седой большой бородой, восточного типа (по разным сказаниям, сириец, болгарин либо грек), в саккосе, омофоре, с палицей и «шапкой» на голове. В руках Евангелие, но можно писать ему и хартию с надписью: «Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян». Или: «Призываше всех оучителей грамотных и наказоваше их праве и блгочинне оучите юныя дети, якоже словесем книжнаго разума, тако же блгонравию и правде и любве и зачалу премудрости, страху Божию и чистоте и смиренномудрию. Оучити же их не яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем и сладким поучением и ласковым оутешением, да не оунывают, не ослабевают»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 31-32).
Наиболее востребованны иконы с изображением М. в Киево-Печерской лавре, в месте нахождения его св. мощей. Специально для паломников лаврская типография печатала небольшие, карманного формата, бумажные иконки в цвете, к-рые вполне соответствовали традиц. иконографии святителя. Нейтральный розово-голубоватый фон и позем в виде розовых и голубых плит в шахматном порядке создают эффект выступающей фигуры святителя в саккосе, омофоре и митре серо-голубых жемчужных оттенков. В качестве цветовых акцентов использованы кирпично-красная крышка Евангелия в левой руке М. и яркие синие и красные камни по позументу. Икона была напечатана в 1910 г. и являлась собственностью хромолитографии Киево-Печерской лавры (собрание Ф. Р. Комарова «Русские святые»).
В сер. ХХ в. мон. Иулиания (Соколова) изобразила М. на прориси в лицевых святцах рус. святых, выполненных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Серг. Посад, 1959-1962, (сент. Л. 1), частное собрание), а также на иконах мон. Иулиании «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. ХХ в. (ризница ТСЛ, СДМ), «Святые Первосвятители всея Руси» (кон. 50-х - сер. 70-х гг. ХХ в.) и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» (сер. ХХ в., обе - митрополичьи палаты ТСЛ).