Проповеди на праздники:

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея России, чудотворец. Православная энциклопедия

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея России, чудотворец. Православная энциклопедия

МИХАИЛ

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (ризница Троице-Сергиевой лавры)

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (ризница Троице-Сергиевой лавры)

свт. (пам. 15 июня и 30 сент.), митр. Киевский († кон. X - нач. XI в. (?)). М. почитается как первый Киевский митрополит. Биография святителя носит легендарный характер. Согласно сложившейся церковной традиции, архиерей по имени М., родом грек либо «сириянин», прибыл из К-поля вместе с царевной Анной, сестрой визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, в Херсонес (Корсунь) для крещения св. равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича: «Епископ же первый огласи его [князя] и о святой вере добре поучи» (цит. по: [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Жития святых. М., 1764. Ч. 4. Л. 338). Вместе со св. кн. Владимиром и св. кнг. Анной он отправился в Киев, где крестил народ киевский и «сам Михаил Митрополит всех дванадесять сыновей Владимировых, их же име от различных жен, наедине в кринице, или на источнику окрести, и от того часа источник он над Днепром, идеже сынове Владимировы крестишася, и по сей день Хрещатик прослылся» (цит. по: Иннокентий (Гизель). 1823. С. 50). Кн. Владимир Святославич «благословение приим от святого Михаила митрополита всеа Русии, создах церковь соборную святыя Богородицы, иже зовется Десятинная» (цит. по: ДРКУ. С. 73). По преданию, святитель основал на одной из киевских гор мон-рь и деревянную ц. во имя архистратига Михаила и участвовал в низвержении идола Перуна: «...первый при Владимире Митрополит Михаил, посадивши иноков на горе недалече от того Чортова беремища (древнее название горы, на которой был основан Златоверхий Михайловский мон-рь.- И. З., Б. Ф.) на свое имя и Церковь Святаго Архистратига Михаила созда, сея ради вины, зане яко Святый Архистратиг Михаил чорта от Небес низваерже, тако и зде он же помогл от горы чорта в болване бывшаго низврещи» (цит. по: Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54).

Иноки, прибывшие вместе с ним, заложили Спасский мон-рь близ Вышгорода. Для проповеди христианства М. посетил Новгород и Ростов, где сокрушал языческих идолов, крестил народ и воздвигал храмы. Он умер в Киеве в 992 (998(?)) г. и был погребен в Десятинной церкви (строительство закончено в 996).

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Ок. 1892 г. Худож. М. В. Нестеров (Владимирский собор в Киеве)

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Ок. 1892 г. Худож. М. В. Нестеров (Владимирский собор в Киеве)

Имя М. как митрополита при Киевском князе, крестившем Русь, отсутствует в начальном русском летописании XI - нач. XII в., где упоминаются только «попы царицины» и «корсунские». Наиболее ранние сведения исторической традиции о начале Киевской митрополии содержит т. н. Начальный летописный свод кон. XI в. (по А. А. Шахматову) и Повесть временных лет (см. Летописание). В этих памятниках сообщается, что св. Владимира крестил епископ Херсонеса и священники, приехавшие в Херсонес с царевной Анной. Они же крестили его дружину. Затем священники царевны и священники из Херсонеса направились вместе с Владимиром в Киев и крестили жителей города. В последующем повествовании как единственное действующее лицо выступает кн. Владимир. Он «нача ставити по градом церкви и попы», устроил в Киеве училище «на ученье книгом». Упоминаются «епископы», к-рые предлагают Владимиру карать разбойников, но глава правосл. духовенства - митрополит не назван. В 1-й пол. XV в. в этот рассказ было внесено важное изменение: после сообщений о Крещении Русской земли в традиционное повествование под 6497 г. (988/989) была включена запись о том, что Владимир «взя у Фотея патриарха перваго митрополита Киеву Леона» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 5. С. 72), но о деятельности этого митрополита ничего не говорится. В дальнейшем повествование о княжении Владимира воспроизводилось в памятниках летописания 2-й пол. XV - нач. XVI в.: Ермолинской летописи, Типографской летописи, Московском своде кон. XV в., сводах 1497 и 1518 гг. В наиболее распространенной авторитетной редакции т. н. Устава Владимира (Синодальной Редакции) также сообщалось, что Владимир «взях перваго митрополита Леона Киеву, иже кръсти всю землю Роусьскоую святым крещеньем» (ДРКУ. С. 22 и др.). Т. о., в XV - нач. XVI в. в Сев.-Вост. Руси преобладало представление о том, что 1-м главой Киевской митрополии при Владимире был свт. Леон (Леонтий). В списке русских митрополитов в сборнике с Комиссионным списком Новгородской I летописи М. указан как преемник Леона (НПЛ. С. 473).

XV в. может быть датирован ряд текстов, в которых 1-м митрополитом назван М., но по преимуществу это списки западнорусского происхождения: т. н. Румянцевский извод Синодальной редакции (старейший список 80-х гг. XV в.), где имя Леона заменено именем М. (ДРКУ. С. 42). Кроме того, в тексте «Устава Владимира» в «Летописце русских царей» (западнорусский список 50-70-х гг. XV в.), а также в Волынской редакции того же уставного памятника говорится, что М. был «почтен» от патриарха и Собора «лампадою и сакомь», что он крестил и Владимира и всю Русскую землю. Владимир принял от митрополита «благословение» на строительство Десятинной ц. и по его советам составил церковный устав (ДРКУ. С. 69-70). Т. о. митрополит выступает как главный вдохновитель деяний св. кн. Владимира. Самые ранние списки этой редакции датируются рубежом XV и XVI вв. В Сев.-Вост. Руси имела распространение т. н. Оленинская редакция «Устава Владимира», где как 1-й митрополит также назван М.

К нач. XVI в. исторические памятники содержат разные ответы на вопрос, кто был 1-м главой Киевской митрополии. Судя по текстам летописных сводов, на территории Русского гос-ва были склонны считать 1-м митрополитом Леона. Исторические повествования не сообщают об участии митрополита ни в Крещении Руси, ни в христианизации страны. Положение изменилось после создания в 20-х гг. XVI в. при участии митр. Даниила 1-й части Никоновской летописи (см. Летописание). В этом источнике традиц. повествование оказалось серьезно изменено: 1-м Киевским митрополитом назван М., «родом... сирин», к-рый приезжал в Херсонес к Владимиру, затем отправился вместе с ним в Киев и крестил его жителей, после чего крестил жителей Новогорода и Ростова; кроме того, князь и митрополит совместно создали в Киеве уч-ще. Т. о., в летописи точно определена деятельность М.- крещение страны, а создание еп-ств и оформление положения духовенства в рус. обществе в соответствии с нормами «Устава Владимира» считается делом его преемника - митр. Леона. Источник всех этих сведений остается неясным (нельзя исключать того, что Никоновский свод в данном случае, как и во множестве других, отразил точку зрения составителя, стремившегося согласовать противоречивые данные источников). Это представление о ранней истории Киевской митрополии нашло отражение в Хронографе русской редакции (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 367) и в Троицкой редакции «Устава Владимира» (ркп. 2-й четв. XVI в. митр. Московского свт. Иоасафа (Скрипицына)) (ДРКУ. С. 76-77).

Вместе с тем в памятниках летописания, таких как Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. 7. С. 313) и Новгородский свод 1539 г. (ПСРЛ. Т. 43. С. 44), воспроизводилась запись Новгородско-Софийской группы памятников летописания XV в. Версия Никоновской летописи была в 50-60-х гг. XVI в. воспроизведена в официальном памятнике летописания - «Книге степенной» царского родословия, а также в тексте «Устава Владимира», включенном в «Стоглав» (ДРКУ. С. 54). По-видимому, с этого времени такой взгляд на раннюю историю Киевской митрополии стал общепринятым и укрепился в церковной традиции.

Мон. Афанасий Кальнофойский, описывая мощи М. в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, называл его святым крестителем Руси (Афанасий Кальнофойский. Тератургима. К., 1638. С. 15), так же он назван и в издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. и в историческом сочинении киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) «Киевский Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого града Киева» (К., 1674), хотя архим. Иннокентий в главах, где упоминалось имя М., ссылался на устное народное предание (Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54).

Историчность личности М. долгое время не вызывала сомнений у ученых, хотя не было единого мнения о времени его жизни. Приверженцев церковной традиции возглавлял митр. Киевский Евгений (Болховитинов). В 1839 г. предпринял попытку подтвердить первенство М. на Киевской кафедре студент Киевской Духовной Академии, иером. Евсевий (Ильинский; впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) (Евсевий (Ильинский). 1839). Этой же точки зрения придерживались: митрополиты Платон (Левшин), Филарет (Гумилевский), историк С. М. Соловьёв. Митр. Макарий (Булгаков) полагал, что М. как 1-й митрополит Киевский занимал кафедру с 988 по 992 г., а свт. Леон(тий) был 2-м митрополитом Киевским с 992 до 1003 г. В наст. время наиболее последовательно мнение о М. как 1-м митрополите Киевском отстаивает архим. Макарий (Веретенников).

Уже в XIX в. историки Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, И. И. Малышевский и др. отрицали первенство М. на Киевской кафедре в период Крещения Руси в кон. Х в. По мнению Карамзина, М. мог быть тем самым епископом, которого прислал К-польский патриарх Фотий I к киевским христианам времен Аскольда и к-рый действительно назван митр. Михаилом в Кормчей книге, в предисловии к Патерику и в Минее под 15 июля, где ему приписывалось чудо Евангелия, не сгоревшего в огне. Киевские христиане могли сохранить его нетленные мощи как святыню до крещения св. равноап. кн. Владимира Святославича, или «он пас церковь в Княжение Ярослава, прежде Феопемпта: ибо в некоторых списках древней летописи сказано... «Великий Князь Ярослав Митрополию устави»». (Карамзин. ИГР. Т. 1. С. 294-295. Примеч. 474.).

Е. Е. Голубинский считал, что М. крестил черноморских руссов задолго до Крещения Руси, а его мощи перенесли в Киево-Печерский мон-рь, тмутараканские монахи после XII в., а 1-м митрополитом Киевским стал Леон. Поддерживая мнение Голубинского в первенстве свт. Леона на Киевской кафедре, прот. П. Г. Лебединцев утверждал, что М. прибыл из К-поля в 1131 г. при вел. кн. Мстиславе (Феодоре) Владимировиче, а скончался в 1147 г. в княжение Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича (см. Михаил II (I), митр. Киевский). Этого же мнения придерживались А. Н. Попов, А. С. Павлов, гр. Д. А. Толстой, Ф. А. Терновский и др.

По мнению А. В. Поппэ, появление имени М. как современника св. блгв. кн. Владимира Святославича было связано с изложенным в «Повести временных лет» под 988 г. наставлением о вере, якобы преподанным новокрещеному князю. Оно представляло собой сокращенный перевод Символа веры прп. Михаила Синкелла (761-846), составленный в 1-й пол. IX в. Возможно, составители церковного Устава восприняли этот текст как «наставление», написанное ради кн. Владимира, и заключили, что автор Символа веры был 1-м рус. митрополитом.

И. В. Злотникова, Б. Н. Флоря

Почитание

Свт. Михаил, митр. Киевский, и прп. Сергий Радонежский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА)

Свт. Михаил, митр. Киевский, и прп. Сергий Радонежский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА)

Согласно церковному преданию, ок. 1103 г. произошло обретение нетленных мощей святителя и перенесение их в Ближние пещеры Киево-Печерского мон-ря при игумене обители прп. Феоктисте. По представлению печерского архим. Романа (Копы) и по указу имп. Анны Иоанновны от 23 июля 1730 г. мощи торжественно поставили 1 окт. того же года в Великую соборную Печерскую церковь. Об этом, а также о жизни М. с 988 по 992 г. сообщала надпись золотыми буквами на медной дощечке, укрепленной за левым клиросом, над дверной решеткой у стены над ракой. Мощи открыто почивали в серебряной раке у левой стены, перед иконостасом, до 3 нояб. 1941 г., когда соборная церковь была взорвана.

Дата канонизации М. неизвестна. Очевидно, это произошло в момент принесения мощей в Киево-Печерский мон-рь, и прославление носило сугубо местный характер. К 1638 г., по сведению Афанасия Кальнофойского, его имя значилось в списке преподобных, почивающих в Ближних пещерах, упоминалось в правиле преподобным Печерским (Акафисты всеседмичные, с стихиры и каноны. К., 1677).

В 1643 г. по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и Экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил канон преподобным отцам Печерским, М. прославляется среди др. святителей, связанных с Киево-Печерским монастырем, в 1-м тропаре 9-й песни канона (Дива печер. 1997. С. 148).

Подтверждением тому, что до кон. XVIII в. почитание М. носило локальный характер, служит отсутствие в Минеях-Четьих свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) отдельного упоминания о 1-м Киевском митрополите. Сведения о его участии в Крещении Руси изложены в Житии св. кн. Владимира в день его преставления под 15 июля. Перенесение мощей святителя в 1730 г. стало признанием его святости и его канонизацией. По инициативе последнего выборного архимандрита Киево-Печерской лавры Зосимы (Валькевича) (1762-1786) указами Синода от 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 окт. 1784 г. разрешалось печатать службы преподобным Печерским, в т. ч. и М. (30 сент.), как отдельно, так и в Минеях.

Синод 6 авг. 1795 г. постановил составить обстоятельное жизнеописание М. и внести в Четьи-Минеи (Описание Киево-Печерской Лавры. С. 80), но и к сер. XIX в. текста еще не было. В 1903 г. имя святителя под 30 сент. было включено в офиц. синодальное издание «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (Верный месяцеслов. С. 39).

Первоначально память М. отмечалась 2 сент. (местно), вместе с памятью преподобных Антония и Феодосия Печерских. В тексте службы М., во 2-й стихире на хвалитех о святителе говорилось: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». В Киево-Печерской лавре до 1730 г. память М. праздновали 15 июня. Перенесение мощей в 1730 г. пришлось на день Покрова Пресв. Богородицы, и память перенесения мощей М. стали отмечать на день ранее - 30 сент.


Иконография

М. начала складываться достаточно поздно и не отличалась заметным разнообразием. Как правило, это прямоличные ростовые изображения святителя в саккосе, подризнике с поручами, омофоре, с митрой на голове. Десница поднята в благословении, в левой руке, немного отведенной в сторону, держит закрытое Евангелие. Так он представлен, напр., на гравюре кон. XVII в. «Св. Михаил Киевский» (мастер Афанасий К. (?), Киев); отличительной особенностью гравюры является пейзаж позади святого - холмистая местность и церковь в левом нижнем углу средника (возможное указание на Десятинную церковь).

В многофигурных композициях образ М. прочно вошел в «Собор Киево-Печерских святых» («Собор преподобных отцов Печерских»), в основе к-рого лежат гравюры Киево-Печерской типографии, известные с 1-й пол. XVIII в. М. изображали в архиерейском облачении (нередко с палицей), с Евангелием в правой руке, стоящим в 1-м ряду слева от центра, за фигурой прп. Антония Печерского (напр., на иконе работы иконописца Петра Горшкова, Суздаль, 1784, ГВСМЗ; на киевской иконе, кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание, Германия; на эмалевой иконе, Ростов, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; на офорте, 2-я четв. XIX в., РГБ; на хромолитографии, Киев, 1894, РГБ; на иконе, кон. XIX - нач. ХХ в., Орловский краеведческий музей).

Свт. Михаил, митр. Киевский. Гравюра Афанасия К. (?). Кон. XVII в.

Свт. Михаил, митр. Киевский. Гравюра Афанасия К. (?). Кон. XVII в.

Можно предположить, что волна интереса к личности первого Киевского митрополита в кон. 80-х гг. XIX в. связана с празднованием 900-летия Крещения Руси. Варианты изображений М. прямоличные и в 3/4-ном повороте нашли свое воплощение как в иконописи, так и в церковной живописи. Одни из самых изысканных минейных прямоличных образов М. создал иконописец М. И. Дикарёв. С 80-х гг. XIX в. до 1903 г. он вместе с О. С. Чириковым работал над серией икон-святцев для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. В их числе написанная на рубеже XIX и ХХ вв. икона «Свт. Михаил, митр. Киевский» (30 сент.). Иконописцы выполнили святцы в новой для своего времени стилистике, к-рая ориентировалась на строгановские письма и отличалась миниатюрностью с проработкой мельчайших деталей, повышенной декоративностью, интересом к пейзажному фону и изысканной орнаментике одежд, богатым чистым колоритом с обильным использованием золота и серебра. Дикарёв по-своему трактовал образ митрополита: к традиц. облачению он добавил палицу, митру заменил белым клобуком, левая рука святителя, на к-рой он держит Евангелие, покрыта платом. На пейзажном фоне - киевские холмы с множеством церквей.

Образ святителя в 3/4-ном повороте в предстоянии Спасителю запечатлен на иконе «Св. Михаил, первый митр. Киевский», 1899-1908 (датировка по клейму на раме; Москва (?), частное собрание), в стилистике, близкой к стилю святцев Дикарёва.

М. В. Нестеров при росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1892) предложил иную трактовку образа, близкую к стилю модерн. Изображение М. находится в иконостасе юж. придела на хорах, слева от Богоматери с Младенцем. Художник изобразил святителя в виде старца вост. (греческого или сирийского) типа, в рост, в 3/4-ном повороте вправо, молящимся на правом берегу Днепра, где, по преданию, стоял свергнутый им идол Перуна. На заднем плане виднеются строения киевского Златоверхого Михайловского мон-ря, основание которого также приписывается М. Святитель на картинах и фресках В. М. Васнецова «Крещение Владимира» и «Крещение Руси» (Владимирский собор в Киеве, 1895-1896) показан как предстоятель, несущий свет Православия на рус. земли.

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. 1899–1908 гг. (частное собрание)

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. 1899–1908 гг. (частное собрание)

Вполне сложившаяся иконография М. в нач. XX в. была окончательно закреплена в «Руководстве к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова: старец, с кудреватыми недлинными волосами и с исчерна-седой большой бородой, восточного типа (по разным сказаниям, сириец, болгарин либо грек), в саккосе, омофоре, с палицей и «шапкой» на голове. В руках Евангелие, но можно писать ему и хартию с надписью: «Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян». Или: «Призываше всех оучителей грамотных и наказоваше их праве и блгочинне оучите юныя дети, якоже словесем книжнаго разума, тако же блгонравию и правде и любве и зачалу премудрости, страху Божию и чистоте и смиренномудрию. Оучити же их не яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем и сладким поучением и ласковым оутешением, да не оунывают, не ослабевают»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 31-32).

Наиболее востребованны иконы с изображением М. в Киево-Печерской лавре, в месте нахождения его св. мощей. Специально для паломников лаврская типография печатала небольшие, карманного формата, бумажные иконки в цвете, к-рые вполне соответствовали традиц. иконографии святителя. Нейтральный розово-голубоватый фон и позем в виде розовых и голубых плит в шахматном порядке создают эффект выступающей фигуры святителя в саккосе, омофоре и митре серо-голубых жемчужных оттенков. В качестве цветовых акцентов использованы кирпично-красная крышка Евангелия в левой руке М. и яркие синие и красные камни по позументу. Икона была напечатана в 1910 г. и являлась собственностью хромолитографии Киево-Печерской лавры (собрание Ф. Р. Комарова «Русские святые»).

В сер. ХХ в. мон. Иулиания (Соколова) изобразила М. на прориси в лицевых святцах рус. святых, выполненных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Серг. Посад, 1959-1962, (сент. Л. 1), частное собрание), а также на иконах мон. Иулиании «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. ХХ в. (ризница ТСЛ, СДМ), «Святые Первосвятители всея Руси» (кон. 50-х - сер. 70-х гг. ХХ в.) и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» (сер. ХХ в., обе - митрополичьи палаты ТСЛ).


Проповеди на праздники:

Наверх