Святитель Емилиан. Православная энциклопедия

Святитель Емилиан. Православная энциклопедия

ЕМИЛИАН

[греч. Αἰμιλιανός] († после 815), исп. (пам. 8 янв., 8 авг.), еп. Кизический, преемник еп. Николая, участвовавшего во Вселенском VII Соборе в 787 г. (Mansi. T. 13. Col. 381). Точное время рукоположения Е. неизвестно. Возможно, он упоминается в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника в числе участников совета в имп. дворце (наряду с К-польским патриархом св. Никифором I (806-815) и Никейским митрополитом), к-рый был созван 1 нояб. 812 г. для обсуждения военной кампании против болгар (Theoph. Chron. P. 498-499).

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124)

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124)

В период возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине (813-820) Е. был защитником иконопочитания и сторонником невмешательства гос-ва в дела Церкви. Вместе с патриархом Никифором и др. православными епископами (сщмч. Феофилактом Никомидийским, свт. Михаилом Синадским, сщмч. Евфимием Сардским, свт. Иосифом Фессалоникийским) он присутствовал на аудиенции 24 дек. 814 г. в имп. дворце, во время к-рой император попытался инициировать дискуссию об иконах. В связи с этим событием Е. упоминается в Житии прп. Никиты Мидикийского и в 2 версиях Жития сщмч. Феофилакта Никомидийского. После низложения патриарха Никифора и иконоборческого Собора 815 г. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался.

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Краткое сказание о Е. содержится под 8 авг. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), а также в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), где он назван великим священномучеником. В визант. синаксаре семейства C (по классификации И. Делеэ) XII в. после повествования о Е. по ошибке переписчика следует Житие св. Мирона, епископа Критского. В палестино-груз. календаре X в. память Е. отмечена под 9 авг. (Garitte. P. 83). В Последовании, написанном исп. Феофаном Начертанным (Граптом), память Е. находится под 8 янв. (Σωφρόνιος. Σ. 18-19).

Сохранилась печать Е. с надписью: Αἰμιλιανῷ μητροπολίτῃ Κυζίκου (Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Basel, 1972. Vol. 1. Pt. 2. N 1326).

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Е. не упоминается. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря (Пентковский. Типикон. С. 359), 8 авг. отмечается память мч. Дометиана и Е.; на службе соединяются последования этих святых и попразднства Преображения, а также Октоиха. Последование Е. включает лишь минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. Служба совершается по праздничному чину (с пением «Бог Господь» на утрене) ради попразднства Преображения. Студийские Минеи могут и не содержать последование Е. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 73). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 482-483), 8 авг. отмечается только память Е., соединяются последования Е., попразднства Преображения и Октоиха, устав службы в целом тот же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 178) приведены только память Е. и указание о соединении последований Е. и праздника.

В различных редакциях Иерусалимского устава, с ранних рукописных редакций (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 32) и до печатных изданий (греческих - вплоть до последних изданий, славянских - до изданий кон. XVI в.), последование Е. включает лишь минимальный набор песнопений; в Типиконах на этот день присутствуют краткие указания о соединении последований Е. и попразднства. В первопечатном московском издании Типикона 1610 г. устав 8 авг. описан подробно, к последованию Е. прибавлен кондак 3-го гласа    Кроме того, в слав. месяцесловах кон. XVI - нач. XVII в. 8 авг. указывается общий тропарь     (см., напр., списки РГБ. Троиц. № 340, 341, 351; а в списке № 366 - общий для Е. и «Илинарха, чюдотворца критцкого» тропарь    ), что не получило большого распространения в рус. традиции. В московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. в целом сохраняется тот же устав, что и в первопечатном Типиконе 1610 г.

Последование Е. в совр. богослужебных книгах 8 авг. включает кондак 3-го гласа       (только в славянских), канон авторства Феофана 1-го гласа с акростихом Τὸν μέγαν Αἰμιλιανὸν ἐν ᾄσμασιν ἔξοχα μέλπω (Великого Емилиана в песнях изрядно пою; в слав. Минее акростиха нет), ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος̇ (  ), нач.: Ταῖς ὑπερκοσμίαις συνοικῶν ταξιαρχίαις (    ), цикл стихир-подобнов, седален.



Наверх