Священномученик Мирон Кизический, пресвитер. Православная энциклопедия

Священномученик Мирон Кизический, пресвитер. Православная энциклопедия

МИРОН

Сщмч. Мирон и сцена мучения св. Диамида. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1561 г.

Сщмч. Мирон и сцена мучения св. Диамида. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1561 г.

(† ок. 250), сщмч. Кизический, пресв. (пам. 17 авг.).

Источники

Сохранилось неск. греч. Мученичеств М., из к-рых Мученичество BHG, N 1312у является первоисточником для других. Мученичества BHG, N 1313, 1314 и 1312у (в составе Императорского Минология 1034-1041 гг.) не противоречат друг другу по содержанию. В визант. Синаксарях содержатся также краткие Жития М. (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 903-905).

Помимо 17 авг. в визант. Четьих-Минеях Мученичество М. помещается под 13 и 21 авг., в Императорском Минологии - под 21 авг., во мн. визант. Синаксарях - под 16 авг. (напр., в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 903-904) и в Синаксарях cемейства В (PG. 117. Col. 588)).

Житие

М. жил в Ахайе в царствование имп. Деция (249-251), когда анфипатом (проконсулом) этой провинции был Антипатр. Святой происходил из богатого и почитаемого рода и был пресвитером местной церкви. М. славился кротким нравом и милосердием, питал теплую любовь к Богу и людям. Однажды, в день праздника Рождества Христова, Антипатр со слугами ворвался в церковь, чтобы схватить знатнейших из христиан и заставить их участвовать в жертвоприношениях. Пресвитер М., к-рый был раньше другом Антипатра, обличил и укорил его. Правитель велел схватить М. и устроил суд на агоре перед храмом Диониса. Он хотел под пытками заставить святого принести жертвы. М. подвесили на дереве и строгали железным гребнем, прижигали огнем, а потом бросили в раскаленную печь, но из нее вырвалось пламя и попалило 150 нечестивых слуг анфипата. К святому же в печь спустились ангелы, которые охладили ее. Антипатр приказал увести М. в темницу, а затем вновь призвал на суд и велел резать кожу святого на ремни, от плеч до ног. Мученик, сняв с себя один ремень, бросил его в лицо анфипату. После этого дерзкого поступка М. строгали железными когтями и бросили на растерзание диким зверям, однако те не тронули его. Тогда правитель повелел отвести М. в Кизик на допрос к императору. Чувствуя, что страстотерпец Христов М. во всем его победил, Антипатр наложил на себя руки. Архонт Кизика, узнав о мученике, сразу приговорил его к отсечению главы.

Несмотря на то что М. был облечен в священнический сан, большинство визант. календарей называют его мучеником, однако в ряде источников он назван более правильно, священномучеником (напр., в Синаксарях семейства В (PG. 117. Col. 588) и в Императорском Минологии (Latyšev. Menol. T. 2. P. 306)). В совр. календарях РПЦ и КПЦ память М. отмечена под 17 авг. как мученика, а в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита - как священномученика.

В кон. XVIII в. охотники или, по др. версии, пастухи-критяне нашли в одной из пещер на Андикитире икону М., от к-рой стали происходить исцеления. Здесь был построен храм в честь святого, к-рый со временем стал почитаться как покровитель острова. В 2014 г. в дар Кифирской и Антикифирской митрополии проф. А. Марку, возглавляющий центр агиологических исследований «Преподобный Симеон Метафраст» (Афины), передал мощевик с 2 частицами мощей М., принадлежавший Иерусалимскому патриарху Никодиму (Цинцонису, 1883-1890), к-рый происходил из г. Кизика.

Иконография

В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика святого с упоминанием типа мученичества дано в минейном разделе под 17 авг.: «Святой Мирон, иерей, старец, был обезглавлен» (Ерминия ДФ. С. 214). В сцене мучения святой представлен в росписи нартекса ц. Сорока мучеников в Тырнове (ок. 1230) и на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 52r, 1322-1340 гг., Фессалоника) - усекновение главы. При включении в минейный цикл единоличного изображения святого встречаются расхождения в определении его сана: он может быть показан и как архиерей, и как иерей. Так, на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 125, кон. XV в.), включающей ростовой образ святого, на М. архиерейское облачение (зеленая фелонь и голубой подризник, орнаментированная охристая палица, белый омофор), в левой покровенной руке держит перед собой кодекс, правой благословляет; это седовласый старец с округлой бородой средней длины, высоким, с небольшими проплешинами лбом. И, видимо, как пресвитер он показан (полуфигура, омофор не просматривается; под 14 авг.) в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561).

В рус. традиции неопределенность в изображении сана святого не наблюдается. Иконописные подлинники начиная с XVI в. единодушно предписывают изображать его в «ризах поповских», но с Евангелием в руках, а облик уподобляют облику др. мученика в священническом сане - сщмч. Власия Севастийского (см.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 133; сводные иконописные подлинники в редакции XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 422; Большаков. Подлинник иконописный. С. 129). Эта традиция изображения сохранилась и в Новое время. Напр., на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722), на листе на авг., М. представлен иереем в фелони, подризнике, епитрахили; он - длиннобородый старец с разделенными пробором вьющимися на концах волосами, перед собой держит раскрытую книгу, на страницу которой указывает перстами правой руки (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. С. 48-49. Кат. 34.11). Тот же тип изображения и на гравированном листе на авг. в святцах работы И. К. Любецкого (1730) (Там же. С. Кат. 35.11). Так же и в 1-й четв. XX в. составитель руководства для иконописцев В. Д. Фартусов на основании подлинников и известных ему изображений М. предложил писать святого «в фелони и епитрахили». Видимо, считая средневек. прием уподобления облика святых архаичным, он не привел имя сщмч. Власия Севастийского, но по сути раскрыл его характеристику через словесный образ: «Сед, волосы просты, борода более средней величины, в конце уже и густа» (Фартусов. Руководство для иконописания. 1910. С. 390).



Наверх