Священномученик Ипатий, епископ Гангрский. Православная энциклопедия
ИПАТИЙ
(сер. IV в. (?)), сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.), еп. Гангрский.
Источники
Сщмч. Ипатий Гангрский, с жити-ем. Икона. 1-я пол. XV в. (кон. XV — 1-я пол. XVI в.?) (ГТГ)
Древнейшее, «каноническое» Житие И., написанное неизвестным автором, сохранилось в 2 редакциях (Vind. Hist. gr. 5, XI в., и Roma. Bibl. Vict. Emman. gr. 3, XI-XII вв., фрагментарно), опубликованных С. Ферри в 1931 г. В предисловии к 1-й редакции упомянут «доблестный воин благочестия» Каллиник из киликийцев, «пострадавший в Галатии» незадолго до И. Издатель предположил, что речь идет о Каллинике, еп. Гангрском (434-446), и датировал 1-ю редакцию 2-й пол. V в. (Ferri. 1931. P. 72). Впосл. Ф. Алькен показал ошибочность гипотезы Ферри, отождествив Каллиника с одноименным мучеником Гангрским († 250 или нач. IV в.; пам. 29 июля), но не исключил возможности составления Жития в V в. (Halkin. 1933). Если предположить, что упомянутая в Житии отмена налога на древесину и масло соответствует закону имп. Юстиниана I (527-565) (Ioan. Malal. Chron. P. 437), то Житие было написано не ранее VI в. (K[azhdan], Š[evčenko]. 1991).
Также существует 2 редакции «апокрифического» Мученичества И., сохранившиеся в неск. рукописях. Первая редакция (BHG, N 759c) была частично издана Ферри, который считал, что она составлена между 500 и 700 гг.; впосл. Алькен опубликовал 2 недостающие главы по рукописи кон. XVI в. (Halkin. 1951. S. 255-257). Др. редакция (BHG, N 759d) остается неизданной. По предположению западных исследователей, под упомянутым в Мученичестве скифским царем Ховаром (Хаваром) может подразумеваться болг. правитель Кубрат (Куврат) или его сын Кубер (Кувер); в таком случае Мученичество было составлено после 680 г. (K[azhdan], Š[evčenko]. 1991). Мученичество изобилует легендарными эпизодами; в одной из рукописей постановлений К-польского патриарха Никифора (806-815) оно названо в числе сочинений, отвергаемых церковной традицией (Pitra J. B. Spicilegium Solesmense, complectens Sanctorum Patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota. P., 1858; Farnsborough, 1967r. T. 4. P. 391).
На основе анонимного Жития были составлены Энкомий И. (BHG, N 759), изданный по рукописи XII в. (Marc. gr. 349), и неск. сокращенное Житие, вошедшее в состав Императорского минология 1034-1041 гг. (Latyšev. Menol. T. 1. P. 185-190). Краткая заметка об И. содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и других византийских Синаксарях под разными числами. Неизданным остается Энкомий И. в рукописи 1591 г. (Lesb. S. Ioan. 38).
Житие
Сщмч. Ипатий Гангрский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 181)
Согласно «каноническому» Житию, И. был уроженцем г. Гангры (ныне Чанкыры, Турция) (во 2-й редакции и в Синаксаре К-польской ц. родиной святого названа Киликия) и воспитывался благочестивыми родителями. С юных лет он спал на земле на жесткой подстилке, помогал нуждающимся, никогда не празднословил, но большую часть времени находился в церкви на молитве. И. был назначен чтецом и смотрителем храма, затем стал диаконом и, наконец, принял священнический сан. После смерти еп. Афанасия И. был избран его преемником и мирно управлял паствой: в городе и окрестных селениях И. воздвиг молитвенные дома; построил большое здание для трапез, где радушно принимал язычников, и, т. о., многих склонил к христ. вере. Епископ не любил праздные разговоры: однажды силой молитвы он заставил умолкнуть девушек, к-рые жили неподалеку и пели непристойные песни, смущая юношей. В Житии говорится, что И. составил неск. сочинений, в числе к-рых было толкование на Книгу Притчей Соломоновых, написанное для знатной и богатой женщины Гаианы. Получив наставления от пастыря, она изменила свой надменный нрав, выделила деньги на украшение церкви в Ганграх и стала помогать монахам и бедным. И. часто путешествовал по окрестностям и устраивал небольшие жилища на месте своих остановок. По сообщению автора Жития, прикосновение к оставшимся там после него сиденьям, кроватям, столам и чашам, а также вода, смешанная с землей из тех мест, исцеляла от различных болезней. И. избавил жителей окрестных деревень от кротов, которые причиняли вред полям и разрушали дороги своими норами; страдающие «кротовой болезнью», т. е. слепотой, получали исцеление от земли, собранной на поле, где святой совершил это чудо. Однажды ночью И. переходил вброд р. Галис (ныне Кызылырмак), внезапно из глубины показался свет, озаривший камни и ямы в труднопроходимых местах. Согласно Житию, это чудо ежегодно повторялось в тот же день и местные жители могли видеть сияние из реки. После того как епископ осенил крестным знамением поток, протекающий по склону горы Мала к востоку от Гангр, прежде соленая вода в нем стала пресной, и с тех пор не только люди, но и домашний скот получали здесь исцеление от различных недугов. Вскоре И. прославился чудесами во всей Византийской империи, и имп. Констанций II (337-361) обратился к нему за помощью: согласно Житию, огромный змей поселился в имп. сокровищнице и не позволял ничего брать оттуда. Правитель призвал последователей Ария избавить гос-во от этой беды, но они не смогли извести змея. Тогда некто посоветовал Констанцию отправить послов к Гангрскому епископу с просьбой прийти в столицу. И. повиновался, он выгнал змея из сокровищницы и сжег его на костре. В знак благодарности император поместил на стене сокровищницы изображение И. и хотел назначить его на К-польскую кафедру, однако святой отказался от этой чести. Тогда правитель освободил жителей его епархии от весьма обременительного налога, выплачиваемого древесиной и маслом. В память об этом событии жители Гангр воздвигли в центре города медные стелы с надписью, сообщающей о великом даре императора их епископу. И. управлял паствой 40 лет и претерпел мученическую кончину в 90-летнем возрасте. Последователи Новата, жившие в сел. Лазиана, устроили засаду, и, когда И. объезжал епархию, стали бросать в него камни. Затем они потащили его к реке, и там одна женщина бросила в голову И. тяжелый булыжник и убила его. Согласно Житию, И. скончался 14 нояб. недалеко от сел. Ковары, где на месте гибели святого забил целебный источник. Вскоре преступники понесли наказание: ночью в их деревню ворвались демоны и напали на них. Охваченные страхом еретики принесли тело И. в свое селение, но когда бесы отступили, они спрятали останки святого под сеном в амбаре. На рассвете хозяин амбара увидел дивный свет и услышал ангельское пение, он нашел останки И. и рассказал в городе о случившемся. Тело святого было перенесено в Гангры. Охваченная безумием женщина, которая убила епископа, следовала за процессией, беспрестанно ударяя себя в грудь тем камнем, к-рый она кинула в него. По милости Божией на месте погребения И. она избавилась от беса и прекратила себя истязать.
Мученичество
И. значительно отличается по сюжету от «канонического» Жития. Повествование в нем начинается с момента, когда И. уже занимал епископскую кафедру во время правления некоего рим. императора-язычника Фелкиана (Маркиана). Перед тем как И. был приведен к правителю Киприану в г. Анкира в Галатии, ему во сне явился Спаситель и предсказал, что 75 священников г. Гангры через 3 дня погибнут, И. посрамит правителя, крестит императора и сокрушит идолов. Через 12 лет он претерпит многие страдания ради Него, 7 раз будет убит, но Бог воскресит его, и многие уверуют через него. Также И. совершит различные чудеса: хромые будут ходить, слепые видеть, глухие слышать. Явившись на допрос к правителю, И. повелел заговорить коню и камню, и они стали порицать языческих богов и поклоняющихся им. Киприан приказал сжечь И. и коня, но Бог воскресил епископа, а тот в свою очередь - животное, так что 6 тыс. уверовали во Христа и крестились. Затем И. воскресил умершую жену правителя, после чего тот вместе с ней и со мн. другими принял крещение. В Мученичестве повторяется эпизод из Жития о сокровищнице императора, однако здесь вместо змея предстает огнедышащий 3-головый дракон. Когда И. избавил императора от чудища, тот был крещен с именем Феодосий, а идолы сожжены. На обратном пути в Гангры епископ шел по морю как по суше и сокрушил демона Варахама, к-рый погубил мн. моряков; затем И. исцелил бесноватого и спас ребенка из пасти зверя. В Мученичестве, как и в Житии, рассказывается, что И. уничтожил кротов. После смерти имп. Феодосия к власти пришел нечестивый Лукиан (Ликиний), который возобновил почитание языческих богов и преследование христиан. Тогда И. претерпел мн. страдания за Христа и был усечен мечом.
Вероятно, И. присутствовал на Вселенском I Соборе в Никее (ДВС. Т. 1. С. 78), хотя в большинстве списков участников Собора имя епископа не встречается (Gelzer H. et al. Partum Nicaenorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice, armemiace. Lpz., 1898). Церковные историки V в. Сократ Схоластик и Созомен упоминают И. среди участников Гангрского Собора (Socr. Schol. Hist. eccl. II 43; Sozom. Hist. eccl. III 14. 31-36; IV 24. 8-10).
Почитание
Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ)
Помимо основного дня памяти (14 нояб.) в визант. Синаксарях и служебных Минеях имя И. обозначено также под 25 февр., 5, 30 и 31 марта, 15 нояб. и под др. числами; в разных рукописях «апокрифического» Мученичества говорится, что И. пострадал 8, 19 янв. или 31 марта.
В К-поле рядом с мавзолеем равноап. имп. Константина Великого находилась часовня, посвященная И., с нартексом и атриумом (Janin. Églises et monastères. P. 491).
В наст. время частицы мощей И. находятся в Греции во мн. мон-рях: часть главы И. хранится в мон-ре прор. Илии недалеко от Коринфа, др. частицы находятся в Иверском мон-ре на Афоне, в мон-рях св. Агафона (близ Ипати, ном Фтиотида), Пресв. Богородицы Хрисоподаритиссы (ном Ахея), Иерусалим (ном Беотия), Вулкану, Введения во храм Пресв. Богородицы (Облу) близ Патр, Успения Пресв. Богородицы (Макеллария) близ Калавриты (ном Ахея), прор. Илии (о-в Самос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы (Калаврита).
И. особо почитался у славян. Апокрифическое Житие И. содержится в серб. списке 1-й четв. XIV в. (Ath. Pantel. Slav. 22). В сер. XVI в. прп. Зиновий Отенский составил Похвальное слово И. В Костроме был основан Ипатиевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. 2 марта 1997 г. представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе передал в мон-рь частицы мощей И. В календаре РПЦ содержится указание, что И. пострадал в 326 г. Однако нек-рые совр. исследователи на основе Жития и списка участников Гангрского Собора предлагают датировать кончину епископа 362 г. (Бугаевский. 2008. С. 39-40).
И. считается покровителем г. Тиджано в обл. Апулия на юге Италии, где его память празднуется 18 янв.
Гимнография
Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись келлии св. Стефана, Афон. XVII в.
Память И. отмечается 14 нояб. в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 100-102); на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа Τῆς ἐκκλησίας θρέμμα γέγονας̇ (Церкви чадо явился…). В студийских Типиконах И. не упоминается, однако в Минеях студийской традиции (напр.: ГИМ. Син. греч. № 295, XII в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 406) под 31 марта может помещаться служба И. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 209) - И. упоминается 31 марта; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 31 марта появляется указание на отпустительный тропарь И. Κανόνα πίστεως̇ ( ). В рукописной слав. Псалтири XIV в. (ГИМ. Син. № 325; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 556-557) под 16 нояб. сохранилась служба И., состоящая из канона и цикла стихир. В рукописных слав. Минеях нач. XVI-XVII в. под 15 или под 16 нояб. может помещаться славословная или даже полиелейная служба И. (напр.: РГБ. Троиц. № 496, 497, 503). Под 31 марта в слав. Минеях XV-XVII вв. (напр.: РГБ. Троиц. № 533, 534, 536, 543, 544) содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир, седальна; в нек-рых рукописях может также выписываться отпустительный тропарь И. В рукописных слав. Типиконах XV-XVI вв. (напр.: РГБ. Троиц. № 239-242, 244) И. упоминается только под 31 марта без богослужебного последования. Согласно московскому первопечатному Типикону 1610 г., память И. отмечается 14 нояб. и 31 марта; 14 нояб. служба И. поется на повечерии, состав последования не указан; 31 марта последование И. включает канон, цикл стихир-подобнов, седален. В московском Типиконе 1633 г. И. упоминается только под 31 марта; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Указания под 31 марта в Типиконе 1641 г. и последующих изданиях, в т. ч. современных, те же, что и в первопечатном.
Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Κα τρόπων μέτοχος̇ (см.: Μεναῖον. Μάρτιος. Σ. 250; ), 4-го гласа «Изволением Божественнаго разума…» (см.: Минея (МП). Март. С. 344); кондак 2-го гласа «Римскому отечеству светильник…»; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ ( ), нач.: Θωτ τῆς Τριάδος καταυγασθείς (Светом Троицы озаряемый) - в греч. Минее; канон (греч. оригинал со 2-й песнью см.: AHG. T. 7. P. 338-350), составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Τὸν κλεινὸν ῾Υπάτιον ᾄσμασιν στέφω. ᾿Ιωσήφ (Славнаго Ипатия песньми венчаю. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ ( ), нач.: Τὸν θεῖον ἀθλητήν (Божественнаго страдальца) - в рус. Минее; цикл стихир-подобнов; седален. В совр. рус. Минее (Минея (МП). Март. С. 350-367) помещена также бденная служба И., составленная в нач. XVIII в. иером. Карионом (Истоминым).
По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: под 14 нояб.- канон, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ ( ), нач.: Τῆς εὐσεβείας ὁπλίτης (Благочестия воин) (Ταμεῖον. Σ. 94); под 16 нояб.- канон 4-го гласа, нач.: (ГИМ. Син. № 325; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 556-557); кондак (Амфилохий. Кондакарий. С. 241); икос (см., напр.: РГБ. Троиц. № 497. Л. 152-152 об.); под 15-16 нояб.- сокращенный вариант канона И. из совр. рус. Минеи, 2 цикла стихир-подобнов, неск. самогласнов, седальны, светилен (см., напр.: РГБ. Троиц. № 496. Л. 299 об.- 313 об.; РГБ. Троиц. № 503. Л. 435 об.- 445 об.).
Е. Е. МакаровИконография
Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.
И. обычно изображают старцем с длинной седой бородой клиновидной формы и с вьющимися волосами; облачен в фелонь, нередко крещатую, красного цвета в знак его мученической кончины, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Данные черты сохраняют устойчивость и зафиксированы в иконописных подлинниках. В греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в Минее на март в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» И. описан как «старец с остроконечною бородою, пораженный от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу» (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 21. Март. № 31); в кратком перечне отцов I Вселенского Собора его имя не приведено. В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) память святого указывается под 2 датами - 16 нояб. и 31 марта, причем в 1-м случае содержится пояснение, что святому «в минее церковной в сей же день положена служба… обаче не ныне его память, но марта 31» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 193), где и приведено его пространное описание, основанное на сюжетах Жития: «…сей на Первом Вселенском Соборе бысть. Подобием сед, власы на главе мало с ушей, брада широка, подоле Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), на конец раздвоилась, ризы святительские и омофор, в руке Евангелие, а в другой жезл, под ногами змий, вельми страшен: 60 локот долгота его, конец жезла в устах змиевых. Нецыи пишут: в правой руке образ Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, в левой руке свиток, а в нем написано: «Аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят»» (Там же. С. 307-308). Еще раз имя И. в этом подлиннике упомянуто в связи с описанием композиции I Вселенского Собора (Там же. С. 4). В сводном Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) за основу взят сюжет с участием И. в I Вселенском Соборе, ошибочно названном VII: «…сед, брада широка, подоле Власиевы, наконец раздвоилася, на главе власы с ушей маленько, риза багор, дичь светла, в левой руке свиток, а в нем написано: аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят. На седмом соборе он тако рече, и посрамил еретиков тем словом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 85).
Образ И. известен в визант. лицевых минологиях. Мученичество святого изображено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 181, 1-я четв. XI в.) под 14 нояб. (PG. 117. Col. 160) и в томе Императорского минология на февр. и март (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 158, 2-я четв. XI в.). Кроме сцены мучения в обеих рукописях (на той же миниатюре) И. представлен сжигающим в огне дракона.
И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси № 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).
На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским.
В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении).
Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа).
Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.
С Вел. Новгородом связывают целый ряд предметов мелкой пластики, на которых запечатлен И. Образцом новгородского эмальерного дела XIII в. является медная иконка - крышка мощевика - с фронтальной фигурой святого и надписью: «АГИОС И(П)АТИI», выполненная в технике перегородчатой эмали (НГОМЗ) (Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. Табл. 16, 27). Дискуссионной остается датировка т. н. Иерусалимского креста («Гильдесгеймского (Хильдесхаймского) креста»), находящегося в ризнице кафедрального собора Хильдесхайма, Германия. Крест датируется: 2-й пол. XII - нач. XIII в. (Шляпкин. 1914; Ludat. 1956; Назаренко. 2001; Он же. 2003), не ранее кон. XIII в. (Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 87-88, 195-201. Кат. № 32), рубежом XIII и XIV вв. (Медынцева. 1995). На обороте креста-мощевика (энколпиона) фигуру прор. Илии в центральном поле-средокрестье фланкируют фигуры свт. Василия Великого и И., на концах - апостолы Петр, Павел, Иоанн и Матфей. Включение образа И. в данную иконографическую программу еще раз подчеркивает исключительность его почитания в Вел. Новгороде. В новгородской каменной пластике образ И. встречается наряду с образами «охранителей воинов и демоноборцев». По характеристике, данной Т. В. Николаевой группе резных иконок новгородского происхождения, они «не имеют подражательного характера, в них видна индивидуальная творческая манера» (Николаева. 1983. С. 28). На иконке «Св. Троица. Святые Ипатий Гангрский и Никита» из собрания М. П. Боткина (XIII в., ГРМ. № БК-1873) полуфигуры И. и вмч. Никиты представлены на обороте иконки в строго фронтальных позах; у И. клиновидная, раздвоенная внизу борода, в левой руке Евангелие с крестом на крышке, персты правой сложены для благословения; надпись над фигурой И.: «ЕУПАТ(Н)». Еще на одной новгородской иконке - «Гроб Господень. Святые Николай Чудотворец, Ипатий Гангрский, Василий и Димитрий Солунский» (XIV в., ГИМ. № 81761/414. К-434) И. изображен погрудно вместе со свт. Николаем в верхнем ряду. Также в группу севернорус. икон, связываемых не с Новгородом, а с Псковом, входит иконка «Свт. Николай Чудотворец. Сщмч. Ипатий Гангрский» из собрания Ф. М. Плюшкина (XIII в., ГРМ. № кам. 60) - полуфигура, фронтально, Евангелие держит в покровенной руке, надпись: «ЕПАТЕ». Изображение И. (вместе со св. Стефаном) помещено на происходящем из Вел. Новгорода медном литом образке (4,3×4,6 см; ГРМ), относимом к XIV-XV вв. (Порфиридов. 1959).
В XIV в. изображения И. и соименного ему Ипатия Эфесского (?) (оба в 3-м ряду, погрудно, в медальонах; в обоих случаях надпись: «Елпатиi») украсили т. н. Васильевские врата, выполненные в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. (ныне в юж. портале собора Успенского мон-ря в Александрове).
Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ)
В иконописи одно из ранних изображений И. сохранилось на иконе «Спас на престоле, с избранными святыми на полях», происходящей из пос. Крестцы Новгородской обл. (2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ),- в рост на правом поле, симметрично образу свт. Климента Александрийского (Анкирского (?)) на противоположном поле; правой рукой благословляет, в покровенной фелонью левой руке - Евангелие. С образом И. (судя по поновленной в 1556 надписи) связывают фигуру святителя на правом поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», написанной Алексой Петровым для ц. свт. Николая Чудотворца Липенского новгородского мон-ря (1294, НГОМЗ). Святой изображен 2-м сверху, парный ему образ на левом поле - свт. Иоанн Златоуст. В пользу стилистической атрибуции святого как И. говорят святительские одежды, где фелонь в знак мученической кончины имеет красный цвет, однако в противоположность близким по времени памятникам (образам на иконе из ГТГ, на фреске ц. Спаса на Нередице) облик святого не соответствует устоявшейся традиции изображения И. седовласым старцем с длинной клиновидной бородой, здесь он показан темноволосым средовеком с округлой бородой.
В сер. XIX в. в новгородской Климентиевской ц. находился храмовый образ И., происходящий из бывш. ц. сщмч. Ипатия на Рогатице; примечательно, что это был житийный образ «священномуч. Ипатия в чудесах» (Макарий [Миролюбов], архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 112). Самая ранняя дошедшая до нас житийная икона И. относится к 1-й пол. XV в. (кон. XV - 1-я пол. XVI в. (?), Тверь, ГТГ). Тип изображения в среднике восходит к т. н. Зарайскому образу свт. Николая Чудотворца: И. написан с поднятыми и разведенными в стороны руками, персты правой сложены в жесте благословения, в левой на убрусе держит Евангелие; у И. темные без проседи волосы и длинная клиновидной формы борода, на голове тонзура, причем в клеймах святой изображен седовласым. Сцены, размещенные на полях 16 клейм, восходят к апокрифу «Ипатиево мучение», к-рый повествует о «семи смертях» святого (см.: Тихонравов. 1863): 1. Проповедь И. священникам Гангры; 2. За И., молящимся в храме, пришли воины, чтобы взять его по приказу царя; 3. И. перед царем; 4. И. крестит народ («…крестися царь руками святого Ипатия… и все вельможи его и весь град крестисе»); 5. И. воскрешает жену игемона; 6. И. «испекают» на огне; 7. И. побивает змея; 8. Сожжение И. в медном воле; 9. Привязанный к коню И. разбивается о камни; 10. Явление И. в темнице беса в облике ангела; 11. И. кладут под «гнет» (камень) и вливают ему в горло раскаленное олово; 12. Явление И. в темнице Спасителя; 13. И. варят в котле; 14. И. отрубают руки и ноги; 15. Беседа И. с игемоном; 16. И. ввергают в яму и заваливают камнями. Житийные клейма И. представляют собой «самостоятельную разработку цикла на русской почве, притом относительно позднего времени… Этим возможно объяснить и неоднократные заимствования художника из более разработанного цикла - «георгиевского»» (Попов, Рындина. 1979. С. 332-333).
Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Значительная часть памятников с образом И. связана с Ипатиевским мон-рем в Костроме. Согласно преданию, основателю мон-ря было видение Богородицы и предстоящих Ей ап. Филиппа и И. Одна из наиболее ранних сохранившихся икон, отражающих легендарные события основания обители,- образ из Троицкого собора мон-ря «Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским» (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). Из монастырской описи 1595 г. известно, что в соборе помимо названной находилось еще 2 иконы того же извода, возможно являвшиеся вкладом семьи Годуновых (Костромская икона. 2004. С. 482. Кат. 33). В центре изображена Богородица с Младенцем Христом (вариант Богоматери Печерской), по сторонам Ее трона - ап. Филипп (слева) и И. (справа; такая ориентация святых по сторонам, согласно иерархии их небесных чинов, соблюдается и в др. памятниках).
Фигуры свт. Иоанна Златоуста, ап. Филиппа и И. помещены на оборотной стороне Владимирской иконы Божией Матери, бывшей запрестольным выносным образом Троицкого собора (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). И. облачен в крещатую фелонь, обеими руками перед грудью придерживает Евангелие, конец омофора перекинут через левую руку.
Для деисусного чина иконостаса собора была создана ростовая икона И. (1652, артель Василия Ильина Запокровского (?), КГОИАХМЗ). Святитель изображен в 3/4-ном повороте влево, облачен в крещатую красных тонов фелонь с травянисто-зеленым исподом, красно-коричневый подризник, как и на обороте запрестольной иконы, он обеими руками придерживает Евангелие, а конец омофора перекинут через левую руку. В местном ряду того же иконостаса (за диаконскими дверями) находится местный образ И. письма Василия Никитина Вощина (1575, КГОИАХМЗ). Святой изображен фронтально, стоящим на орлеце и держащим перед собой обеими руками Евангелие. Он облачен в орнаментированную цветами по красному фону фелонь, в близкий по цвету к черному омофор с желтыми крестами, под к-рым видна золотистая епитрахиль, на боку палица, справа из-под фелони виден убрус, закрепленный на поясе. На грудь спускается цепь, которая предполагает изображение панагии, скрытой кодексом.
С мон-рем также связана житийная икона ап. Филиппа и И., написанная мастерами Оружейной палаты для местного ряда иконостаса придела во имя этих святых Троицкого собора (1670, ГТГ). В среднике в молении Богородице на престоле (в облачном сегменте) предстоят ап. Филипп и И. Вокруг средника - 14 клейм, разделенных поровну относительно центра на 2 житийных цикла - ап. Филиппа и И. Во 2-м цикле, иллюстрирующем Житие И., представлены следующие сюжеты, основанные, вероятнее всего, на тексте ВМЧ свт. Макария, митр. Московского: 1. Первый Вселенский Собор в Никее и наказание Ария, И. молится Господу, И. изводит источник теплых вод и исцеляет больных; 2. Явление горящих свечей на реке, указавших И. дорогу; 3. Моление И. о превращении горьких вод в сладкие и исцеление им приходящих; 4. Чудо со змеем; 5. Царь Константин воздает почести И., И. исцеляет больных у стен города; 6. Нападение на И. еретиков у Плевницы, скверная жена, сторонница Ария, убивает И. камнем; 7. Перенесение и погребение тела И., раскаяние скверной жены (прочтение сцен см.: Тихомирова. 2006). В среднике И. изображен в орнаментированной цветочным узором фелони, в клеймах - в крещатой.
Эта икона послужила основой для большинства сцен житийного цикла в росписи придела (ныне диаконника) собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина). Цикл предваряет композиция в люнете и на подпружной арке под юго-вост. барабаном с образами молящихся Господу Вседержителю ап. Филиппа и И. Из 20 клейм цикла 8 посвящено И.: 1. Первый Вселенский Собор и обличение Ария; 2. Моление И. о превращении вод источника из горьких в сладкие, исцеление болящих; 3. Явление И. горящих свечей на реке; 4. Чудо о змее; 5. Царь Константин воздает почести И.; 6. Народ прославляет И.; 7. Нападение на И. еретиков, убиение И.; 8. Погребение И.
Еще одна фреска с образом И. была выполнена в 1913 г. артелью палехских иконописцев под рук. Н. М. Сафонова в сев. галерее с правой стороны портала: святой обращен влево к благословляющей деснице Спасителя. Непривычной деталью иконографии является посох в левой руке И., который, очевидно показан здесь не только как патрон обители, но и как ее игумен, предстательствующий за нее на небесах.
Из ризницы монастыря также происходят 2 предмета лицевого шитья с образом И. На подвесной пелене кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) И., как и в среднике его житийной иконы из ГТГ, изображен прямолично в рост, правой рукой благословляет, на отведенной в сторону левой держит Евангелие. Особенности иконографии др. пелены, «Св. Троица, с припадающими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием» (нач. XVII в., КГОИАХМЗ) связаны с посвящением главных престолов обители; коленопреклоненные фигуры святых показаны в центре под изображением Св. Троицы (т. н. новозаветной).
Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина
Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Несмотря на более выраженное почитание святого 31 марта, а не 16 нояб., где предпочтительным является изображение ап. Матфея, в рус. иконописи встречается образ И. в ноябрьской минее (икона на нояб., нач. XVII в. (?), ЦАК МДА). Перечень памятников с образом И., представленных в минеях на март, несравнимо шире. Одной из ранних икон в таком ряду является годовая минея из Музея икон в Рекклингхаузене, датированная 1-й пол. XVI в.,- И. показан вместе со свт. Ионой Московским, чья память приходится на тот же день, он в крещатой фелони, Евангелие держит на омофоре в покровенной фелонью левой руке. Его изображение традиц. иконографии есть: на обороте 2-сторонней иконы-таблетки на март (нач. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); на 2-сторонней иконе-таблетке на март-апр. (2-я пол. XVI в., собрание М. Б. Миндлина); на годовой минее нач. XIX в. (УКМ); на среднике иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) и проч. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на март И. изображен в фелони, с митрой на голове, обеими руками перед грудью держащим икону Божией Матери с Младенцем Христом. На гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) И. показан в более традиц. иконографии - в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. На миниатюре Молитвослова кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812, 50-е гг. XIX в.), образ И., благословляющего обеими, разведенными в стороны руками, помещен в части месяцеслова на март.
В совр. церковном искусстве иконография святого сохраняет традиц. черты. К среднику житийной иконы ап. Филиппа и И. восходит написанная на доске кон. XIX в. и стилизованная под живопись кон. XIX - нач. XX в. икона «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Божией Матери на престоле, на фоне Старого города Ипатиевского монастыря» (2007-2008, частная коллекция, Кострома).
В 2008-2009 гг. ряд икон вышел из мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино»: «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Св. Троице, на фоне Ипатиевского монастыря» - мон-рь изображен с вост. стороны, а святые стоят на противоположном берегу р. Костромы; «Сщмч. Ипатий Гангрский» - И. представлен прямолично по пояс, с Евангелием в левой руке; «Божия Матерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским».
В 2010 г. палехскими иконописцами (руководитель артели - О. Р. Шуркус) в технике клеевой росписи была выполнена композиция на юж. стороне навершия сев. (Екатерининских) ворот Ипатиевского мон-ря с изображением явления Божией Матери, ап. Филиппа и И. мурзе Чету на месте основания обители.