Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский. Православная энциклопедия
ИОАНН
(Поммер Янис Андреевич; 6.01.1876, хутор Илзессала Венденского у. Лифляндской губ.- 12.10. 1934, Рига), сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Рижский и всея Латвии. Из бедной семьи православных латышских крестьян. В детстве пас овец. Обучался грамоте у отца. В 9 лет поступил в 2-классную школу Мин-ва народного просвещения. По совету приходского священника выбрал дальнейшее духовное образование. В авг. 1887 г. успешно выдержал вступительные экзамены в Рижское ДУ. В 1891 г. зачислен казенным стипендиатом в Рижскую ДС, к-рую окончил в 1897 г. с дипломом 1-й степени. Преподавал в церковноприходской школе в Ляудоне, в нач. 1899 г. переведен псаломщиком к храму в Либаве (ныне Лиепая), одновременно преподавал в местной церковноприходской школе. В 1900 г. поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 сент. 1903 г. по совету и благословению прав. Иоанна Кронштадтского принял монашество с именем Иоанн. 23 сент. рукоположен во диакона, 13 июня 1904 г.- во иерея. В 1904 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году назначен преподавателем Свящ. Писания в Черниговской ДС. 13 сент. 1906 г. переведен инспектором в Вологодскую ДС. 26 сент. 1907 г. возведен в сан архимандрита. С 1908 г. ректор Литовской ДС в Вильне (ныне Вильнюс) и настоятель виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря. Являлся председателем училищного совета и председателем издательского комитета Литовской епархии.
Сщмч. Иоанн (Поммер), еп. Таганрогский. Фотография. 1917 г.
Благодаря выдающимся интеллектуальным способностям, твердой воле и адм. таланту И. сумел в короткий срок поднять уровень образования в семинарии и организовать работу в монастыре. Он пользовался любовью верующих, понимал их нужды, оказывал покровительство и защиту. И. организовал многотысячные крестные ходы по сельским приходам с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия».
23 февр. 1912 г. было высочайше утверждено назначение И. епископом Слуцким, викарием Минской епархии. 11 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) возглавил хиротонию И., который стал на тот момент самым молодым архиереем Русской Церкви. И. пребывал в Минске, был настоятелем минского Свято-Духова мон-ря и председателем училищного совета Минской епархии. 1 июня 1912 г. в связи с кончиной Минского и Туровского архиеп. Михаила (Темнорусова) был назначен временно управляющим Минской епархией. 1 нояб. того же года решением Святейшего Синода по просьбе заболевшего Херсонского архиеп. Димитрия (Ковальницкого) командирован в Херсонскую епархию. 4 апр. 1913 г. назначен епископом Таганрогским, викарием Екатеринославской епархии, с 5 окт. 1916 г. носил титул «епископ Приазовский и Таганрогский». Во время первой мировой войны организовал школы и приюты для многочисленных беженцев из Галиции и зап. губерний России. Снискал в Таганроге любовь и уважение верующих.
После Февральской революции 1917 г., опираясь на поддержку паствы, публично осуждал органы революционной власти. Был арестован, но вскоре освобожден по требованию верующих, которые подошли крестным ходом к тюрьме. После этого И. повсюду сопровождало множество народа, готового защитить своего архиерея. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 7 (по др. данным, 13) сент. 1917 г. назначен епископом Старицким, викарием Тверской и Кашинской епархии. После высылки в кон. дек. того же года из Твери по решению Тверского губ. совета Тверского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) временно управлял епархией. 22 апр. 1918 г. назначен на Пензенскую и Саранскую кафедру, был возведен в архиепископы. В это время ситуация в Пензе резко осложнилась в связи с действиями бывш. Пензенского архиеп. Владимира Путяты (20 апр. извергнут Поместным Собором из сана), сторонники которого после смерти при невыясненных обстоятельствах управляющего Пензенской епархией Прилукского еп. Феодора (Лебедева; † 10 марта 1918) захватили Спасский кафедральный собор.
30 апр. И. прибыл в Пензу, где его на вокзале встретили сотрудники ВЧК, к-рые обыскали и допросили архиерея. Сторонники Путяты, явившись к И., заявили, что не допустят его ни в один из пензенских храмов, и потребовали немедленно покинуть Пензу. Однако на следующий день И. совершил архиерейскую службу в Петропавловском храме, предотвратив его захват сторонниками Путяты. Первоначально поселился в пензенском Спасо-Преображенском муж. мон-ре, сумел за неск. дней завоевать расположение клира и верующих Пензы, объединить их против организованной Путятой «Народной церкви». 9 мая 1918 г. сторонники Путяты (по др. сведениям, тайные сотрудники ВЧК) совершили покушение на И. в монастырской келье, архиерей был ранен из револьвера. В мае того же года, во время боев с войсками Чехословацкого корпуса, красноармейцы открыли артиллерийский огонь по Спасо-Преображенскому мон-рю, неск. снарядов взорвалось рядом с кельей И.
Пензенские власти, незамедлительно зарегистрировав «Народную церковь» Путяты, отказывались признать канонические органы управления епархией. 12 июня, после того как И. издал распоряжение об анафематствовании Путяты и его сторонников во время церковных служб, местные власти под угрозой «самых жестких мер, предуказываемых военным положением», потребовали от И. изменить решение. Органам ВЧК было предложено не допустить анафематствования Путяты. 14 июня было сделано заявление о незаконности деятельности И. и организованного им ЕУ, «как не желающих регистрироваться в коллегии внутренних дел и комиссариате по отделению Церкви от государства». Пензенский совет предложил И. в 3-дневный срок покинуть Пензу. 27 июня была арестована большая группа священнослужителей, ранее утвержденных И. в должностях в основных храмах Пензы, а также члены ЕУ. Грубому насилию И. противопоставлял величайшую силу духа и воли, за что заслужил уважение и любовь паствы.
27 сент. 1918 г. Путята со своими сторонниками сделал попытку захватить Петропавловский храм, чему воспрепятствовали прихожане. Прибывшая милиция арестовала как организаторов беспорядков и Путяту, так и И. В течение месяца И. содержался в городской тюрьме, где в это время шли массовые расстрелы заложников, в число к-рых был включен и архиерей. В нач. окт., после вмешательства герм. консула и ареста за превышение полномочий местного комиссара, тюремное заключение И. было заменено домашним арестом. Впосл. он неоднократно подвергался допросам и обыскам. По причине ликвидации властями всех органов ЕУ взял все дела по управлению епархией на себя. Деятельность епархиального совета была восстановлена только в февр. 1919 г. 28 июля того же года И. был зачислен в тыловое ополчение, но по ходатайству приходов явка на военную службу была отсрочена на 2 месяца (потом отсрочку необходимо было регулярно продлевать).
По приглашению приходов И. совершил длительную поездку по епархии, его богослужения проходили с большим духовным подъемом, собирали огромное количество верующих. 11 нояб. 1919 г. был вновь арестован органами ВЧК по обвинению в участии «в контрреволюционной организации». Находился в заключении вначале в Пензе, потом переведен в Москву. Во время пребывания И. в московской тюрьме 23 февр. 1920 г. Собор Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) избрал его своим Предстоятелем. Латвийский Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой отпустить И. в Латвию для занятия архиерейской кафедры. 11 марта И. был освобожден из тюрьмы. Патриарх Тихон направил его в Пензу для окончательного искоренения там церковной смуты. В это время Путята уже не пользовался влиянием в Пензенской епархии. Его сторонники удерживали лишь 3 пензенских храма (Спасский собор, Богоявленскую и Воскресенскую церкви); 13 городских храмов Пензы и все остальные приходы епархии сохраняли верность Патриарху и подчинялись И. В апр. 1920 г. в Патриаршую Церковь вернулся Воскресенский приход. 25 апр. Путята попытался захватить пензенскую Успенскую ц., однако И. удалось отстоять храм и не допустить беспорядков.
28 апр. 1921 г. Патриарх Тихон назначил И. архиепископом Рижским и благословил на отъезд в Латвию. 23 мая по просьбам пензенского клира и мирян это решение было отсрочено, однако 19 июля ввиду неотступности просьб Латвийской Церкви свт. Тихон благословил И. на служение в Латвии. 24 июля 1921 г. И. прибыл в Ригу и вступил в управление ЛПЦ. Первоначально И. был враждебно принят латв. властями. Патриарх Тихон в соответствии с постановлением Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ даровал И. как руководителю Латвийской Церкви широкую самостоятельность в адм., хозяйственных и просветительских делах, однако власти требовали полного разрыва с Русской Церковью.
После первой же поездки по епархии И. был привлечен к следствию по обвинению в политическом преступлении, допрошен, затем следствие было прекращено. Урегулировав взаимоотношения с Римско-католической и лютеран. Церквами, власти Латвийской республики отказывали правосл. Церкви в офиц. признании ее прав. С 1919 г. у Церкви было конфисковано ок. 25% собственности, 28 храмов были переданы светским орг-циям, а также лютеранам или католикам, часть храмов была снесена, оставшиеся у православных церкви находились в полуразрушенном состоянии. Был отобран рижский Алексеевский мужской монастырь с архиерейской резиденцией. И. поселился в подвале Христорождественского кафедрального собора Риги. По словам архиепископа, его подвал «символизирует нынешнее положение Православной Церкви в Латвии».
И. пришлось приложить много сил для восстановления обычной череды богослужений в храмах Латвии. Он посетил все латв. приходы, много служил, полностью отдавался службе и того же требовал от священнослужителей, сурово карал священников за нерадивое отношение к пастырским обязанностям. По словам И., «жизнь пастыря не может быть праздна. Это непрерывный утомительный труд, полный горести». По свидетельствам очевидцев, И. «служил весьма торжественно и благолепно. Величавая осанка в архиерейском облачении, мощный голос, с понижением при переходе к смиренной просьбе, наконец, произносимые трогательно и с большим чувством молитвы - все это производило на молящихся неизгладимое впечатление, и они проникались глубоким молитвенным настроением». И. был доступен для всех просителей, старался каждому оказать посильную помощь, вел огромную переписку, всегда лично отвечал на все письма. За 1921-1924 гг. он провел более 400 богослужений, написал и произнес более 250 проповедей. Председательствовал на всех заседаниях Синода ЛПЦ и был его секретарем, лично вел всю канцелярскую работу.
До приезда И. в Ригу существовали нек-рые разногласия между латыш. и рус. приходами. И. никогда не делил приходы по национальному признаку, понимал проблемы всех чад Церкви. В 1923 г. на очередном Соборе ЛПЦ ему удалось устранить спровоцированное врагами Церкви противопоставление правосл. русских латышам. Были приняты Устав Православной Церкви в Латвии, ряд постановлений, упорядочивших хозяйственную и адм. церковную жизнь, восстановивших работу церковных орг-ций и учреждений, которые ранее прекратили деятельность в связи с обстоятельствами военного времени. Собор заявил протест против бесправного положения Православной Церкви в Латвии.
И. удалось остановить процесс изъятия у ЛПЦ недвижимого имущества. Он последовательно вел работу по урегулированию взаимоотношений ЛПЦ и Латвийского гос-ва, однако многочисленные прошения и переписка с гос. учреждениями не давали результата. Тогда И. принял решение о выставлении своей кандидатуры на выборах в латв. сейм (парламент) 2-го созыва. В 1925 г. при поддержке правосл. избирателей он был избран депутатом сейма. Аргументированные выступления И. на заседаниях сейма побудили, наконец, Управление духовных дел принять к рассмотрению разработанный И. и предложенный в 1922 г. Синодом законопроект о юридическом положении ЛПЦ. 8 окт. 1926 г. сеймом был принят закон, дающий правосл. Церкви юридический статус, права на самоуправление, владение имуществом, учреждение своих орг-ций, об-в и учебных заведений. 1 дек. 1926 г. была вновь открыта Рижская ДС; начали действовать церковные школы. С 1921 по 1934 г. в Латвии было построено и освящено 22 новых правосл. храма, во мн. храмах проведены ремонтные и реставрационные работы, с 1926 г. на эти цели стали выделяться гос. субсидии. Правосл. священнослужители получили право на пенсии.
И. переизбирался в сейм Латвийской республики 3-го и 4-го созыва, вел в парламенте плодотворную работу по защите Православия и рус. меньшинства в Латвии. Был принят ряд законов, давших возможность открыть рус. учебные заведения и б-ки; предусматривалось получение ими пособий из гос. фондов. Благодаря усилиям И. представители рус. меньшинства вошли в латв. правительство. Сотрудничая с центристскими политическими силами Латвии, И. активно противостоял социал-демократам и коммунистам, обвиняя их в разжигании социальной розни, говорил о губительности марксизма на примере ситуации в СССР. По характеристике И., «во всей истории человечества не было и не будет, и не может быть режима, который был бы страшнее, грубее и подлее марксистского режима. Это злодеи, которые не боятся Бога и не стесняются людей. Это люди, умертвившие в себе человека, опустившиеся до уровня зверей». При резком осуждении политического режима в СССР И. сохранял канонические связи с Русской Церковью. В 1927 г. в переписке с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) И. прямо указал, что руководимая им Латвийская Церковь строго придерживается канонических правил и сохраняет духовную связь с Московским Патриархатом, одновременно отмежевываясь от декларации о лояльности к советской власти.
И. состоял товарищем председателя комиссии по иностранным делам сейма Латвийской республики, был представителем рус. населения в Культурном фонде Латвии, председательствовал в об-ве Красного Креста, постоянно сотрудничал в ж. «Вера и жизнь». Был вдохновенным проповедником, прекрасно владел и рус., и латыш. художественным словом, говорил просто и кратко, но был способен полностью захватить внимание слушателей. На проповеди И. собиралась вся правосл. Рига. В последние годы жизни И. пребывал на архиерейской даче у оз. Кишэзерс в Озолкалнах, куда ездил из Риги на трамвае, а потом шел несколько километров пешком. В часы досуга занимался столярным делом и сельским трудом.
Активная позиция И. вызывала нападки представителей разных политических сил, как радикально левых, так и крайних националистических; против И. организовывались клеветнические кампании в прессе, звучали и прямые угрозы. В 1934 г. неизвестные неск. раз проникали в дом архиепископа, но И. сумел справиться со злоумышленниками. Он отказался от охраны, заявив, что не хочет подвергать опасности др. людей. И. был обнаружен зверски замученным на разгромленной и сожженной даче. Преступление не было раскрыто. 21 окт. 1934 г. отпевание И. в рижском Христорождественском кафедральном соборе возглавил митр. Таллинский и всей Эстонии в юрисдикции К-польского Патриархата Александр (Паулус). На похоронах И. присутствовало не менее 100 тыс. чел. И. был похоронен на Покровском кладбище Риги, над его могилой на пожертвования верующих была возведена часовня. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. 17 июля 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 24 сент. того же года в Риге состоялся Собор ЛПЦ, принявший определение о включении И. в Собор Латвийских святых. 14 июля 2003 г. были обретены честные мощи И., а 4 окт. того же года состоялось их перенесение в рижский Христорождественский собор, где они почивают в наст. время. 13 июня 2007 г. ЛПЦ создан Фонд им. И.
Иконография
Сохранилось множество фотографий И. в сане епископа (1917) и архиепископа (20-30-е гг. ХХ в.). На иконе, созданной к его прославлению РПЦЗ (1981), И. изображен без митры, в красном саккосе и белом омофоре, с панагией, в левой руке 8-конечный крест, правая - в жесте именословного благословения. У него широкая раздвоенная борода с проседью и зачесанные назад длинные волосы.
К прославлению И. РПЦ в 2001 г. рижским иконописцем прот. Александром Шабельником на основе фотографий 20-30-х гг. XX в. с учетом пожеланий архиеп. Рижского и всей Латвии Александра (Кудряшова) были написаны образы И., ставшие иконографическими образцами. И. представлен в архиерейском богослужебном облачении - в красном саккосе, белом омофоре и митре, с панагией, правая рука с благословляющим перстосложением (с крестом или без него), в левой - закрытое или раскрытое (текст: Мф 5. 11) Евангелие. К перенесению мощей святого в 2003 г. тем же иконописцем исполнен ростовой вариант этой иконографии, помещенный над ракой И. в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Риге. Образ И. этого извода (с крестом и раскрытым Евангелием) с частицей мощей находится в Москве в соборе Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители; др. аналогичная икона (И. с благословляющей десницей) - в Латвийской христ. академии в Юрмале. Выносная икона И. с поясным образом святого и неск. аналойных икон находятся в храмах Латвии.
Известны 2 иконы И., отличные от распространенной иконографии: на одной И. изображен благословляющим дикирием и крестом, в саккосе с орнаментом и в митре, с панагией на груди. На другой он в черном клобуке, архиерейской мантии и епитрахили, с благословляющей десницей, в левой руке - посох.