Священномученик Евпл Катанский (Сицилийский), архидиакон. Православная энциклопедия
ЕВПЛ
[греч. Εὔπλους, Εὖπλος; лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане. Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни.
Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV - нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп. Диоклетиана и 7-м - имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е. туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр. выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки - это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е. стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.
Сщмч. Евпл. Фрагмент иконы "Минея годовая". 1 - я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
2-я греч. редакция (древнейший список X в.) является стилистической парафразой 1-й. Ее автор широко использует по отношению к палачам, чиновнику, проводившему допрос, и к императору традиционные агиографические и гимнографические эпитеты. В повествование введены общие места, в диалогах во время допросов Е. цитирует Евангелие и Псалтирь. Важным фактическим отличием 2-й редакции от 1-й является дата мученичества. Согласно 2-й редакции, Е. явился в секретариат 11 авг. и объявил себя христианином, в этот же день состоялись оба допроса, которые вел один чиновник, а не 2, как отмечено в протоколе, и казнь.
3-я греч. редакция (древнейший список XI в.) также является парафразой 1-й редакции и представляет собой ее дальнейшую стилистическую переработку на основе 2-й версии, с к-рой она обнаруживает нек-рые связи на уровне построения фраз. Реплики Е. во время допросов не содержат библейских цитат и парафраз, хотя и воспроизводят мн. общие места. Важным отличием 3-й редакции от 2-й является правильная дата мучений Е., указанная в древнейшем протоколе: 12 авг.; однако в соответствии с поздней переработкой оба допроса, пытка и казнь Е. произошли в один день.
4-я греч. версия, переизданная Ж. П. Минем в числе творений прп. Симеона Метафраста (PG. 115. Col. 523-530), по всей видимости, ему не принадлежит, т. к. Метафраст не довел свой труд до авг. 4-я редакция представляет собой свободную литературную переработку имевшихся в распоряжении агиографа источников. Она выявляет знакомство неизвестного автора с древнейшей редакцией (протоколом) и с топографией г. Катаны, однако эти сведения использованы им без соблюдения временных и исторических реалий и с добавлением многочисленных подробностей, в т. ч. чудес. Так, сообщается, что Е. был арестован в результате облав, устроенных после приезда в Катану посланником Диоклетиана и Максимиана. Сообщается, что Е. проповедовал Евангелие в городе, хотя не был горожанином Катаны, это обстоятельство объясняет его слова об отсутствии дома, имеющиеся и в 1-й редакции. По окончании 1-го допроса и пыток Е. содержался в камере 7 дней и ночей (сакральное число), страдал от жажды, по его молитвам в камере разлилось озеро, к-рое позволило мученику напиться. Во время пыток перед усекновением главы мученик слышал ободряющий голос с неба. После казни тело Е. было захоронено некими благочестивыми христианами, но не сказано где именно. Однако сообщается, что от гробницы Е. происходили исцеления.
5-я греч. редакция содержится в синаксарях и минологиях, откуда она перешла и в служебные Минеи. Согласно этой версии, святой род. и вырос в Катане, проповедовал Евангелие, но больше Свящ. Писание в этой редакции не упоминается. Только здесь сообщается о диаконском сане Е. В остальном фактическое содержание редакции соответствует 4-й с незначительными сокращениями (в частности, отсутствуют сведения о количестве дней, проведенных Е. в темнице). В рукописях возможны контаминации 4-й и 5-й редакций, такую сводную редакцию отражает, в частности, Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.).
Помимо Мученичества сохранилось несколько Похвальных слов, посвященных Е.: анонимное (BHG, N 630d), Иоанна, пресв. Энийского (BHG, N 630m), и Константина Акрополита (BHG, N 630p), а также гомилия некоего епископа Веррийского (BHG, N 630n).
5-я греч. редакция нашла отражение и в древнерус. Прологах, переведенных не позднее нач. XII в. В слав. Четьих-Минеях содержится перевод редакции Симеона Метафраста. В собрании Житий святых свт. Димитрия Ростовского находится лит. обработка 4-й и 5-й греч. редакций Мученичества Е.; в частности, из 5-й, позднейшей версии заимствованы сведения о диаконском сане мученика. Упоминаются имена мучителей Е.: имп. посланника Пентагура и правителя Катаны Калвисиана.
В кон. IX или в Х в. мощи Е. были перенесены в Рим, затем в г. Тревико. В XIII в. темница Е. в Катании стала местом паломничества. В 1656 г. часть мощей возвращена в Катанию. В 1964 г. там освящена ц. во имя Е. Ныне мощи хранятся в соборе Вознесения Богоматери (Тревико), при к-ром создан научный центр. В февр. 2005 г. исследование показало, что мощи принадлежат 3 разным людям, в т. ч. молодому мужчине, вероятно Е.; прочие останки изъяты из реликвария.
Мученичество Е. с упоминанием имени Калвисиана и др. фактическими совпадениями в греч. синаксарях приводится в день памяти мч. Еасия (пам. греч. 9 дек.) как относящееся именно к этому мученику. Вероятно, Еасий почитался в одной местности с Е., но его подлинное Мученичество не сохранилось.
Все известные лат. редакции Мученичества Е. восходят к греческим. Так, 1-я лат. редакция соответствует 1-й греческой, являясь ее незначительной переработкой. К 1-й же греч. редакции восходит и 2-я латинская, однако в большей степени, чем 1-я латинская, отступает от нее. В целом лат. редакции отличаются друг от друга риторической формой, в к-рую облекаются диалоги Е. с чиновниками во время допросов или его слова во время пытки и перед казнью, напр. в его репликах во время допросов употребляются пространные библейские цитаты, отличающиеся от тех, которые встречаются в греч. редакциях. В отношении событий лат. редакции в разной степени повторяют сведения греч. редакций, иногда дополняя их новыми подробностями историко-лит. происхождения. Так, в 4-й лат. версии Е. назван уже не диаконом, а епископом.
Дата 11 авг. стала основным днем памяти Е., она присутствует в большинстве источников, в т. ч. во всех древнерусских, включая месяцесловы Евангелий и служебные Минеи (Лосева. С. 404-405). 12 авг. память Е. отмечена в зап. памятниках, таких как лат. Неаполитанский календарь ц. Иоанна Предтечи IX в. (восходит к VII в.), греч. Капуанский месяцеслов в Евангелии 991 г. и др., а также нек-рые визант. служебные Минеи: Crypt. gr. Δ. a. XII, XI в.; Mess. gr. 140, XII в.; Matrit. gr. 4694, XIII в.
В Москве, где на нынешней ул. Мясницкой с 1471 г. существовала деревянная ц., освященная во имя Е., в 1657 г. была возведена каменная церковь. В 1750-1761 гг. на месте обветшавшего храма был отстроен новый, 2-ярусный. Нижний придел в 1753 г. освящен во имя Е., верхний в 1761 г.- во имя Св. Троицы. В 1837-1843 гг. внизу с севера был пристроен придел арх. Михаила. 2-этажный храм типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с колокольней и с широкой обходной галереей снесен в 1926 г. (Сорок сороков. Т. 2. С. 250-252).
Иконография
В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой.
В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в. В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI - нач. XII в.) - погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е. изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII - нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок. 1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.
Е. изображался в минеях. В рост святой представлен на диптихе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.). Сцена его мучения изображена в ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (ок. 1230) и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318).
В искусстве поствизант. периода иконография Е. сохранилась в неизменном виде, лишь иногда одеяние святого украшали многообразными орнаментами. Е. с дарохранительницей представлен на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 124, XV в.). Рядом со св. Лаврентием он изображен в ц. свт. Николая (Богдана) в Рэдэуци, Румыния (1559); в ряду диаконов с дарохранительницей и кадилом - на фреске собора мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654). Сцена мучения Е. сохранилась в нартексе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи).
В древнерус. искусстве наиболее ранние изображения св. диаконов (неидентифицируемы, т. к. не сохранились надписи с именами) есть в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1125). Е. изображен в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); на ораре среди св. диаконов (кон. XVI в., Москва, мастерская Д. И. Годунова (?), ЦАК МДА). В искусстве XVI-XIX вв. изображения Е. нередко размещались на одной из дверей иконостаса: икона сер. XVIII в. из музея Ипатиевского мон-ря (Евпл?). Е. среди св. диаконов изображался иногда на столбиках царских врат иконостаса.