Стойкость и бодрость. (Речь (не верховная) в первую годовщину Московской монархической партии, 7 мая 1906 года.)
Православные русские люди!
Христос Воскресе!
В последний воскресный день, в который мы ещё обмениваемся таким радостным пасхальным приветом, пришлось нам собраться, чтоб отметить первую годовщину жизни Московской монархической партии. Рядом с радостным приветом, какой грустью, каким упрёком звучат эти слова: «первая годовщина», монархическая «партия»!
Да разве вы существуете только первый год? Да разве вы – «партия»? Ведь мы – это весь православный русский народ, великий тысячелетий народ, искони исповедовавший те самые начала, о которых мы и теперь «среди шума и волнений воскресших смут, вражды и тёмных дел» громко и смело проповедуем: начала любви и верности Богу и Церкви Его, Царю Русскому и царству Его, народу русскому, его истории, его славе, его благу, его державности на земле своей богоданной. И вот, однако, пришлось нам выступить среди народа своего, как «партия»!
Тяжкий был для нас этот год, первый в жизни нашей «партии»: это год великих скорбей и болезней русского сердца, тяжких нестроений и несчастий русского народа.
Недостало бы времени перечислить их, начиная ужасными военными неудачами России на суше и на море и позорным миром, и кончая предательскими забастовками, декабрьским вооружённым восстанием в Москве и, в самое последнее время, недобросовестным, обманным подбором «представителей» якобы от русского народа в Государственную Думу, на самом же деле людей, совершенно ему по духу чуждых, что и показали они в первых же своих собраниях.
И, однако, не для скорби, не для уныния, не для печалования и слёз мы собрались сюда сегодня. Возгреми над нами слово святое: Братья, стойте в вере, мужайтеся, укрепляйтеся! (1Кор. 16:13). К бодрости, к мужеству, к надежде, к радости будем мы звать друг друга. За нами правда, за нами история, за нами русский народ! Правда же не погибнет, как не погибла она в лице воскресшего нашего Христа Господа. Ведь достигли, казалось, своей цели безбожные Каиафа и Анна; спокоен был Пилат; враги Христа обагрёнными в Его крови руками вкушали свою пасху, торжествовали свой еврейский праздник...
Они победили. За них тоже «голосовал» сбитый с толку запугиванием и обещаниями народ и вопил: «Распни Его»!.. За смерть Христа ему тоже обещана была «народная свобода». Да, они победили! И глубоко под землёй в могильной пещере враги сокрыли тело Христово. Всё кончено. Всё предусмотрено. Злоба врагов после победы не знает устали, не ведает покоя и оплошности: и стража бессменно стоит у дверей гроба. Исполняется до конца слово Спасителя: «ваше время и власть тьмы!» (Лк. 22:55).
И если бы всё это так и осталось, то, конечно, правы были бы Пилат, Ирод, Иуда, Анна и Каиафа; вера в добро должна была бы угаснуть, и вере в Бога, в Высшую Правду не было бы места.
Но злоба, вражда, ухищрения злодеев, гроб, камень и кустодия не удержали Начальника жизни в челюстях смерти и ада, и ночь Его воскресения посрамила зло, и стала светозарной, светоносной для всех верующих навеки, до последнего дня бытия мира. Разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость!
С такой верой, с такими залогами надежд и упований нас не запугают, не лишат сил, не заставят молчать и бездействовать. Пусть торжествует неправда, пусть гремят выстрелы и взрывы бомб злодеев; пусть враги России, прикрываясь и теперь именем народной свободы и народного блага, обманывают честный люд и, волки в овечьих шкурах, пробираются к власти и влиянию, готовя умаление церковной власти и расчленение России.
Мы живы. Жив наш Бог, жива Россия, жив и будет жив русский народ! Рано собрались делить его ризы, рано стали хоронить его! Враги не закопают его в землю; Иуды наши сами погибнут лютой смертью; Анны и Каиафы покончат жизнь в позоре или забвении; кустодия разбежится в ужасе; Пилаты проведут жалкие дни в изгнании и отчуждении от народа. А народ наш жив, и будет жив; прозреют и те его сыны, которые ныне сбиты с толку губительной пропагандой, завёрнутой в красные и крикливые фразы красных и мятежных газет. Ложью весь свет пройдёшь, да назад не вернёшься!
Монархическая партия в этот минувший год, как и все ей родственные по духу и направлению союзы и дружины, пережила и переживает одинаковую судьбу с православной Церковью, с которой она себя теснейшим образом соединила. Она и возникла непосредственно после указа о веротерпимости и даже под его влиянием, из опасения за целость устоев России.
Гремели над нами громы и носились молнии: но они только очистят воздух. Сыпались на нас удары и сыплются; но долго молотят хлеб, пока не отделится зерно от соломы; долго бьют и пеньку, пока не отлетит ненужная кострика, и пока не останется шелковистая и полезная пеньковая прядь.
Ах, сколько горя переиспытало за последний год русское сердце!
Великодушный и благородный Государь дал учреждение Государственной Думы, чтобы сблизиться с народом Своим. Враги обратили его в новую и высокую стену между Царём и народом, с первых же заседаний – в орудие бунта против Царя и Его правительства. Дал Он свободу слова: её обратили в свободу сквернословия и клеветы и в средство распространения самых разрушительных и безумных учений. Дал свободу союзов и собраний: её обратили в свободу разбойных шаек, состоящих из убийц, заполнивших Россию грабежами и убийствами, оглушивших нас взрывами и выстрелами, возведших убийство, грабительство и насилие «во имя свободы» в добродетель и геройство. Дал Царь так называемую «свободу совести», которая, впрочем, в умеренных и справедливых границах и прежде была в России: её обратили в свободу от совести, в торжество бессовестности, и из свободы религиозной, под прикрытием только религии, обратили в орудие борьбы с русским православным народом.
Православный епископ из Западного края со скорбью повествовал Государю Императору в прошлом году, вскоре после издания закона 17 апреля о веротерпимости, как поляки-католики поняли свободу веры: вместо того, чтобы мирно и тихо жить в исповедании своей веры, в благодарных чувствах к Царю и России, они стали наступать на православие, на русский народ, распускали слухи, что и Царь принял католичество, что православные церкви обратятся скоро в костёлы, наконец, стали открыто гнать православных, угрозами, насилиями отторгать их от Церкви; католичество снова сделали орудием для восстановления Польши и для ненависти против России. Государь кротко и скорбно, в ответ на рассказ преосвященного, заметил:
«Вот Я хотел сделать как лучше, а что из этого выходит?!»
И Церковь, и церковные люди сразу оказались как бы лишёнными прежнего покровительства со стороны государства. Благо это или зло? Не будем унывать, будем верить, что это послужит нам ко благу. Прежде на нас сыпались низкие обвинения в неискренности и подкупности, враги наши кричали, что мы подслуживаемся правительству, заискиваем пред ним, ищем наград, выгод, хороших должностей, что мы закуплены. А они только одни честны и искренни, они гонимы...
Минувший год показал, что теперь – мы гонимы. Положения изменились и перевернулись. Тысячи верных слуг Царю и России избиты и ранены бомбами и револьверами крамольников; тысячи изгнаны с окраин в угоду инородцам; тысячи лишены мест и должностей за «черносотенные убеждения»... Нам нет покровительства, и мы, русские люди, стали «парией» в среде русского народа. Замолчите же теперь, хулители, замолчите, клеветники! Ваше время и власть тьмы!
С нами Бог попустил повториться древней истории Иова. Страдал жестоко благочестивый человек. Непонятны были ему и окружающим его страдания. Многие стали думать, что он страдает за тайные грехи, и стали говорить ему это даже в глаза.
А на небе мы, откровением Божиим, познаем непонятную тайну страданий праведного. В ответ на похвалу Господа Иову сатана клевещет на праведника: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил; стада его распространяются по земле; у него полный дом, счастливая семья, великое богатство...
Но отними от него всё, коснись его тела, отними здоровье, посмотри тогда, благословит ли он Господа?» (Иов. 1:9-11).
Чтобы посрамить клевету, чтоб укрепить ещё более праведность, чтобы прославить праведника, Господь попускает ему страшное испытание.
И верен Бог в делах Своих: друзья Иова соблазнились, жена говорила безумные глаголы, но праведник остался верным, и будущее принесло ему вновь долгие годы довольства и счастья.
Отпадут теперь и от нас в годину попущения Божия и наших страданий все прежде ненадёжные наши единомышленники, но верные сыны Церкви и русского царства укрепятся. Никто теперь не смеет упрекнуть нас в корысти или гнусных расчётах. Напротив, к врагам России, почуяв силу их, сколько теперь пристало из страха, из-за обмана, из выгоды!
А у нас всё явно, всё начистоту, всё прямо. Ничего не обещаем, ничем не подкупаем. Любишь Бога и Церковь, любишь Царя, любишь народ наш русский, первенствующий по праву и правде в своём царстве, что бы там ни говорили иноверцы и инородцы, – тогда иди к нам.
И что же? Остались ли мы одиноки?
Нет! Посмотрите, как нарастает здравая печать. Посмотрите, как растут везде и возникают патриотические союзы! Посмотрите, в каком множестве депутаций являлись православные русские люди пред очи Царёвы с ясной и твёрдой речью о своих дорогих убеждениях. И теперь пред каждым из нас стоит повеление Господа, как некогда Павлу: Говори и не умолкай! (Деян.18:9). Надо говорить, писать, печатать, посылать просьбы и заявления Царю нашему о наших нуждах, печалях, о наших желаниях и государственных убеждениях. Царь – это единственная для нас Верховная власть. Никакой кустодии, никакой опеки над Ним мы никогда не признаем... Никакое решение большинства толпы для нас не убедительно. Мы с Богом: значит, всегда в большинстве, по американской пословице...
Последний всероссийский съезд русских людей явил пред нами величественное зрелище. Чего искали эти представители семидесяти союзов, кружков и партий, съехавшиеся со всей России в Москву? Их подкупили? Их силой собирали? Им навязывали горячие речи в защиту русских начал?
Съезду, напротив, препятствовали собираться; его участников обливали грязью клеветы и издевательства в газетах; даже официальный орган – Русское Государство обозвал их «революционерами справа» и противниками воли Царя. Это мы, мы-то противники Царя нашего, многолюбимого Царя-Батюшки, за Которого мы все готовы положить наши головы!
Нет! Верной верой, вольной волей и верной любовью мы преданы Богу, Царю и русскому народу. Не за корысть, не за страх, а за любовь и за совесть мы работаем, мы сблизились и соединились вместе этим союзом единомыслия и патриотизма. Не разобьёт ничто нашей верной дружины! Сумеем мы и слово молвить в свою защиту; сумеем мы и постоять за правду; сумеем и умереть за наши религиозно-патриотические убеждения. Горе нас сплотит, гроза нас очистит, а смерти мы не боимся.
Мир в земле сырой,
Честь в стране родной,
Слава на Руси святой!
Этого не знают и не познают враги наши; этого высокого, сладостного чувства, сладостных надежд они не испытают в сердце. В их теперешнем торжестве уже таится их могила и погибель; в их победных кликах уже слышится робость и неуверенность. Оттого так спешат они поскорее, поскорее изрыгнуть всю полноту своей дерзости пред Царём, торопятся всё сказать сразу, ничего не упустить, ничего не забыть. Знают они, что время их коротко.
Лучше нас они знают, что мы, русские люди, живы, и с нами надо считаться! Ещё немного, – и ложь их обнаружится пред всеми; сами они её покажут своими дерзкими и безумными речами в Думе, в которых доселе они упорно и намеренно не упомянули даже ни имени Божия, ни верноподданства и благодарности Царю, – ещё немного, и правда наша, вековая русская правда, засияет ярче солнца. Знамя оное мы донесём до этого дня. И на знамени том начертано: Бог, Церковь, Россия; а в России: Православие, Царь и русский народ. Не вырвут этого знамени враги, не затопчут, не уничтожат: ибо нельзя уничтожить целый народ.
Он пробудится от навеянного усыпления, он не отдаст, не потеряет себя и своих вековых сокровищ: веры, Царя и родины. Встанет, встанет русский народ-богатырь в своём национальном самосознании. И погибнут злой смертью его Иуды-предатели, избивая друг друга, как революционеры – Гапона; и разбежится в ужасе и смятении стоящая над Царём и народом иноверная и инородческая кустодия...
Небесный гром на злобу грянет
И воцарится тишина,
И в стольном Киеве княжна
От сна волшебного восстанет!..
(Пушкин).
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).