Преподобный Паисий Галичский, архимандрит. Православная энциклопедия

Преподобный Паисий Галичский, архимандрит. Православная энциклопедия

ПАИСИЙ

Прп. Паисий Галичский. Фрагмент иконы. Сер.— 3-я четв. XIX в. (запись?) (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, Галич)

Прп. Паисий Галичский. Фрагмент иконы. Сер.— 3-я четв. XIX в. (запись?) (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, Галич)

(† До 1483-1485), прп. (пам. 23 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Галичский. Упоминается как игумен и «отецъ душевной» инока Успенского галичского мон-ря Ионы Дмитриева сына Ярцова в духовной грамоте 30-50-х гг. XV в. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Ед. хр. 20280, список 1648 г.; опубл.: Антонов, Баранов. 1998. С. 36). В др. документе - данной с отводом Денисия Фоминича архимандриту Успенского Галичского мон-ря Паисию на с. Благовещенское и дер. Дмитриевскую с пустошами в Галиче Костромском 50-60-х гг. XV в.- он упоминается уже архимандритом (Там же. С. 37). В указной грамоте 1483-1485 гг. мон-рь назван «Паисиевым» («Паисеиным») (Маштафаров. 1998. С. 43-44. № 5), что следует понимать как «монастырь, основанный Паисием», по аналогии с подобными названиями др. обителей. В Софийской 2-й (ПСРЛ. 2001. Т. 6. Ч. 2. С. 324), Львовской (ПСРЛ. 1900. Т. 20. Ч. 1. С. 353) и Типографской (ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 237) летописях под 6996 (1488) г. рассказывается о некоем чернеце галичанине из Паисиева мон-ря. Эти даты служат границей ante quem при определении времени преставления П., т. к. именование мон-ря «Паисиевым» следует признать посмертным. При жизни святого дарители и завещатели называли мон-рь «домом Пречистой Богородицы Успения»: «...дал святей Богородици к Успенью...» (Антонов, Баранов. 1998. С. 36-37).

Агиографические источники - «Повесть об Овиновской иконе Богоматери» (XVI в.) и основанное на ней Житие П. (кон. XVII в.) - представляют П. не основателем мон-ря, а реформатором его устава. По версии «Повести...» и Жития, ранняя история обители никак не связана с П.: чудотворный образ «Пречистые Богородица, и на рукѣ имѣ Младенца Превѣчнаго, Бога нашего Исус Христа» был явлен во времена кн. Димитрия Иоанновича Донского ктитору особножительного Никольского мон-ря Ивану Овину, к-рый принес икону в обитель, после чего она получила новое посвящение - в честь Успения Пресв. Богородицы. Спустя почти век игуменом обители стал П. В Житии говорится, что он, по завещанию Дмитрия Ивановича Ярца, внука Ивана Овина, изменил монастырский устав на общежительный. Со списком Овиновской иконы святой отправился к вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному и в Москве получил сан архимандрита. Рассказ Жития о завещании Дмитрия Ярца основан, возможно, на хранившейся в монастырском архиве духовной Ионы Ярцова, в к-рой, однако, нет никаких упоминаний об Иване Овине, о монастырских ктиторах и уставе.

В службе П. рассказывается о явлении иконы Ивану Овину, к-рый назван современником святого, но в тексте ничего не говорится о предшествующей монастырской истории, поэтому можно сделать вывод о том, что автор службы считал П. основателем мон-ря.

В ряд исследований и справочников попали сведения о П., не имеющие подтверждений в исторических документах. Так, результатом неправильного прочтения летописного текста является сообщение о том, что П. был духовником галицкого кн. св. Димитрия Георгиевича (Смирнов С. Древнерусский духовник: Исслед. по истории церк. быта. М., 1913. С. 247), свидетелем его кончины и отвозил в Москву тело умершего (ЭС. Т. 22. С. 592; ППБЭС. Т. 2. Стб. 1737-1738). К разряду домыслов следует отнести утверждения о принадлежности П. к ученикам Сергия Радонежского (Россия - дом Пресвятой Богородицы. [Б. м.], [б. г.]. С. 28) и о его посредничестве при урегулировании конфликта между Василием Тёмным и кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой (см., напр.: Смирнов. 1948. С. 102).

Точная дата кончины П. неизвестна. Лишь один список Жития (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1241, 1879 г.) указывает 1463-й как год преставления святого. Закрепившаяся в церковной традиции дата, 1460 г., не имеет документальных подтверждений.

Единственное посмертное чудо П. об исцелении от беспробудного пьянства галицкого «книгчего» (судейского чиновника) Гавриила, известное по рукописи XVIII-XIX вв. (РНБ. Тит. № 2018), следует отнести к кон. XVII в. по упоминанию в нем стольника Петра Парамоновича Титова, бывшего галицким воеводой в 1696-1698 гг. (см.: Иванов П. И. Алф. указ. фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в 1-м отд. Моск. архива Мин-ва юстиции. М., 1853. С. 411; Преображенский И. Д., Альбицкий Н. А. Подробная опись 962 рукописям нач. XVII - до нач. XIX ст. «Долматовского архива» (Голицынского и Куломзинского родов) с прил. СПб., 1895. С. 4-7. № 8-11).

Почитание

«Повесть об Овиновской иконе Богоматери», старший, но не первоначальный список к-рой (РНБ. Погод. № 1332) датируется 1597 г., не содержит следов почитания П., что подтверждается отсутствием в ее тексте эпитетов «святой», «преподобный», «чудотворец» и т. п. В грамотах Паисиева монастыря 1570-1608 гг. мон-рь называется исключительно «Паисеиным» или «Паисиевым» и никогда - «монастырем преподобного Паисия» (или «чудотворца Паисия», или «святого Паисия»). Но с кон. XVI в., т. е. одновременно с появлением «Повести...», в грамотах мон-ря фигурирует Овиновская икона: «...в опщем Паисеине монастыре у церкви Успения Святей Богородицы у чудотворней у Галича на горе...» (грамота от 23 июля 1595 г.- см.: Авдеев. 2001. С. 343). Об отсутствии почитания П. в нач. XVII в. свидетельствуют не только монастырские акты, но и челобитная от 15 марта 1609 г., в к-рой жители Галичского у. называют своими великими святыми преподобных Макария Желтоводского и Авраамия Галичского (Чухломского). П. в этой челобитной даже не упоминается (Авдеев. 2009. С. 76). В 1646 г., после окончания строительства в мон-ре каменного Успенского собора, его юж. придел был освящен во имя свт. Леонтия Ростовского (придел во имя П. появился лишь в XIX в.). Над местом погребения П. в юж. стене храма была устроена аркосольная ниша.

Организация молитвенного пространства над мощами П. стала 1-м этапом в формировании его почитания. Вероятно, сначала появилась икона, запись о к-рой зафиксировал сводный иконописный подлинник в редакции 1679 г. (наиболее ранний список с упоминанием П.- ГИМ. Увар. № 967-80, кон. XVII в., восходящий, по мнению архим. Леонида, непосредственно к оригиналу редакции - см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 3. С. 521-528). В иконописном подлиннике и в Кайдаловских святцах память П. отнесена к 21 июля, судя по всему, вслед за Авраамием Галичским, память к-рого в иконописных подлинниках помещена под 20 июля - в день празднования Чухломской (Галичской) иконе Божией Матери. Перенос памяти П. на 23 мая произошел, по всей видимости, в связи с нахождением мощей П. в приделе свт. Леонтия Ростовского, память к-рого празднуется 23 мая.

Наиболее ранними гимнографическими произведениями, посвященными П., следует считать тропарь и кондак, которые полностью списаны с тропаря и кондака прп. Авраамию Смоленскому. Наиболее ранний список тропаря и кондака вне службы (РГБ. Егор. № 1491. Л. 610-610 об.) датируется кон. XVII в. Как зафиксировало «Чудо о книгчии Гаврииле», в мон-ре существовала традиция чтения прихожанами тропаря и кондака над гробом П., поэтому на раке лежала дощечка с текстами.

Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь)

Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь)

Концом XVII в. датируется и монастырская рукопись РГБ. Тихонр. № 57, содержащая ранние списки Жития П. и службы ему. Это полная служба, с малой вечерней и всенощным бдением, что указывает на почитание П. в его мон-ре как великого святого. Судя по выявленным источникам, создание службы нельзя датировать временем ранее XVII в., ее возникновение следует отнести скорее к последней четверти этого столетия. Первоначально в службу входили 2 канона с азбучным и текстовым акростихами. Позднее ее текст был приспособлен для приходского богослужения, утратив один канон и часть, читаемую на малой вечерне, как отражено в списке РГБ. Тихонр. № 289, нач. XIX в. Всего на наст. время известны 4 списка службы кон. XVII - кон. XIX в. (Авдеев. 2009. С. 39-40; Семячко. 2019. Примеч. 47).

Житие П. следует датировать также посл. четв. XVII в., хотя служба и Житие написаны разными авторами. Житие вероятнее всего было создано вскоре после службы, но зависит от нее в значительно меньшей степени нежели от «Повести об Овиновской иконе Богоматери», от к-рой оно унаследовало событийную канву. В наст. время Житие П. известно в 8 списках кон. XVII - кон. XIX в. (Авдеев. 2009. С. 64-40; Семячко. 2019. Примеч. 4), передающих одну редакцию текста.

Почитание П. в Новое время нашло отражение в создании акафиста, к-рый известен в 3 списках, наиболее ранний из них датируется нач. XIX в., и одной публикации по неизвестному списку (Авдеев. 2009. С. 51-52).

Мощи П. покоятся под спудом в галичском Успенском мон-ре. В «Деле о мощах несвидетельствованных», к-рое было сформировано из рапортов, присланных из епархий во исполнение указа имп. Елизаветы Петровны от 7 дек. 1744 г., находится описание гробницы святого: «...на той гробнице на доске написанной образъ его преподобнаго Паисеи из давных летъ. А о чюдесехъ, каковые в прошедших годехъ происходили, того де в писании не обретается, а приходящей де народ, какия исцеления получаютъ ли, о томъ известия не имеютъ» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-а. Л. 442 об.). В 1995 г. была сделана попытка обретения мощей святого (подробнее об археологических раскопках под руководством А. Г. Авдеева см.: Авдеев. 2009. С. 202-209). Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г.

Иконография

Иконография П. складывалась одновременно с составлением его Жития, в период не ранее посл. четв. XVII в. Иконы святого встречаются редко даже в Галичском крае. Согласно описям монастырей и храмов Галичского у. 1701-1702 гг. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 23), изображения П. имелись только в Паисиевой обители. Существовало неск. изводов его иконографии, отмеченных в монастырских описях 1701 и 1766 гг. (Там же. Ф. 280. Оп. 3. Д. 440). В документах упомянуты поясные образы П., его полнофигурное изображение на раке со св. мощами, извод с фигурой П. в молении Божией Матери, образ Господа Вседержителя на престоле с припадающими П. и прп. Макарием Унженским (Желтоводским) (написаны до 1701).

В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. внешность П. описывается под 21 июля; по форме бороды он уподобляется др. местному святому - прп. Макарию Унженскому (Желтоводскому): «…подобием сед, брада аки Макария Желтоводскаго, на конец раздвоилась, курчевата; ризы монашеския» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 63; аналогичные описания: ИРЛИ. (ПД). Перетц. № 524. Л. 195 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 122). В рукописи кон. XVIII в. текст воспроизведен с отличием (или с ошибкой): «…брада Марка (евангелиста?- Авт.) раздвоилась» (БАН. Строг. № 66. Л. 199 об.).

По преданию, на раке святого в Успенском соборе Паисиева мон-ря находился поясной образ кон. XVII-XVIII в., к-рый после закрытия обители перенесли в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче. Находящийся там в наст. время единоличный образ П. написан или полностью прописан в сер.- 3-й четв. XIX в. Святой представлен старцем с правильными мелкими чертами лица, короткими волнистыми волосами с проседью и средней величины бородой, более узкой и немного раздвоенной на конце. На преподобном - традиц. монашеское одеяние, схимнический куколь лежит на плечах, руки сложены крестообразно на груди (жест, характерный для надгробных образов). Позднее получили распространение иконы-пядницы (с др. жестом рук святого) и небольшие «скорописные» образки П., изображенного поколенно, в синей схиме и темной монашеской мантии, правая рука лежит на груди, в левой - развернутый свиток с текстом: «Не скорбите братiя»; у П. седые волосы и небольшая курчавая борода (2-я пол. XIX в., СГХМ; см.: Госкаталог РФ. № 2578254). На иконе этого извода нач. XX в. (поновлена в нач. XXI в., Паисиев Галичский мон-рь) в правой руке П. четки.

Вероятно, в XVIII в. или позднее сложился тип изображения П. как архимандрита в рясе, мантии и епитрахили, с наперсным крестом, на голове митра. На иконе предположительно XVIII в. (частное собрание) полуфигура святого показана вполоборота влево, правой рукой он благословляет, в левой - держит раз-вернутый свиток с упомянутым текстом; слева вверху - Овиновская икона Божией Матери. Сохранилось неск. «раздаточных» икон этого извода 2-й пол. XIX в. (частные собрания). В этом же типе П. (правая рука в молении, в левой - жезл) представлен на хромолитографии 1883 г. (цензор прот. Филарет Сергиевский), исполненной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Госкаталог РФ. № 8212689; см. также цензурные экземпляры: ЦГИАМ. Ф. 2394. Оп. 1. Д. 4440. Л. 21, 440; Григоров А. И. Мат-лы по истории рус. фамилий. М., 2006. Т. 1: Овиновы. С. 247). Святой в правой части композиции предстоит Овиновской иконе Божией Матери (слева в облаках), за ним слева - узнаваемый вид белокаменной Паисиевой обители с сев.-зап. стороны. На подобных иконах П., как правило, изображали седобородым старцем с длинными, спадающими на плечи волнистыми волосами. На фотографии нач. XX в. (фототека ИИМК РАН) запечатлен надгробный комплекс святого: над ракой располагалась большая композиция с ростовым образом П. в богослужебном облачении во главе крестного хода с Овиновской иконой Божией Матери в руках.

На редкой иконе нач. XIX в. (из собрания В. Н. Строковского; Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.) святой предстоит в коленопреклоненной молитве Богоматери с Младенцем возле престола (тип Овиновской) на фоне пейзажа с монастырскими постройками, справа вверху в небесах - Господь Вседержитель на престоле. Фигуру П. вводили и в др. списки Овиновской иконы Божией Матери. Существовали иконы с изображением П., припадающего в молении к Спасителю (Спас Смоленский), как свидетельствует прорись с образа XVII в. (Успенский В. И. Переводы с древних икон из собр. А. М. Постникова. СПб., 1898. Л. 27; иконный образец с образа XVII в. с коленопреклоненным П. хранится в ГРМ). У П. длинная, выступающая вперед, острая на конце и раздвоенная борода.

На внутренней стороне сев. входных дверей Успенского собора в Паисиевом мон-ре были изображены в рост вполоборота друг к другу преподобные П. (на левой створе) и Иаков Галичский. Образы святых идентифицированы предпо-ложительно, авторская живопись сохранилась фрагментарно, в кон. 90-х гг. XX в. двери записаны масляными красками по старым контурам. П.- монах в куколе с развернутым свитком в левой руке. На небольшой иконе в окладе кон. XIX в. (в юж. приделе во имя П. Успенского собора обители) преподобный представлен вместе с прп. Авраамием Галичским на пейзажном фоне.

Прп. Паисий Галичский. Фреска Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1912–1913 гг. Артель Н. М. Сафонова

Прп. Паисий Галичский. Фреска Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1912–1913 гг. Артель Н. М. Сафонова

В монументальной живописи изображения П. известны в храмах Галичского р-на Костромской обл., напр., ростовой образ на стене ц. Благовещения Пресв. Богородицы в с. Унорож (60-е гг. XIX в.). Погрудный фронтальный образ святого сохранился в ряду Костромских преподобных в одном из настенных медальонов в галерее Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1912-1913, артель Н. М. Сафонова). В цикле росписей академического направления, объединяющих сонмы всех рус. святых, образ П. (в профиль, на голове куколь) встречается в группе святых XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010).

Образ П. включали в композицию «Собор Костромских святых», в частности, на иконе с избранными Костромскими чудотворцами - основателями мон-рей (1886, из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл.; филиал КГИАХМЗ - Нерехтский краеведческий музей им. Н. П. Родионовой). Образ П.- слева во 2-м ряду, выполнен в традиц. иконографии, восходящей к ранним монастырским памятникам.

В числе всех Российских чудотворцев П. представлен на иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., созданных в мастерской Выговской пуст. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, собрание Г. В. Лепса), и на их повторениях работы других старообрядческих мастеров - последователей поморских иконописцев (напр., на иконе 1814 г. Петра Тимофеева из Зеленковской моленной в С.-Петербурге, ГРМ). Его образ помещен в левом верхнем ряду преподобных Сев. Фиваиды, между Корнилием Палеостровским и Иринархом Соловецким. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) крайним справа в 3-м ряду изображен преподобный в куколе с надписью в нимбе «ПР. ПАИСИИ», а на иконе нач. XIX в. из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) в предпоследнем ряду правой группы - святой с непокрытой головой с наименованием «Прп(д) Паисïи И[г]оуменъ». На одной из 3 икон с рус. святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) фигура П. расположена во 2-м регистре сверху в необычном иконографическом варианте: голова покрыта куколем, свиток в руке свернут.

В иконописи XX в. образ П. (в группе Костромских чудотворцев) известен в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), предварительные эскизы с Костромскими святыми (из альбома кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание). На основе «надгробного» образа в 1999 г. для Паисиева мон-ря была написана поясная икона П. (в его руках - Овиновская икона Божией Матери); над ракой святого находится его золотофонный образ с видом обители. Совр. поясной образ П. в молении Овиновской иконе Божией Матери установлен в местном ряду иконостаса Успенского собора обители. В соборе костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря хранится икона «Собор Костромских чудотворцев» (2001, иконописец Е. П. Тисов) с изображением П. во 2-м ряду левой группы. Сложился также извод «Собор Галичских святых» (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче). Ростовой образ П. (с иконой в руках) помещен в стенописи алтаря галичской Введенской ц. (2008, мастер В. С. Соколов), его поясной образ (седовласый старец с высоким лбом и впалыми щеками, борода длинная, острая на конце) - в одном из медальонов в Троицком соборе Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря (2000-2005, мастер А. В. Алёшин).



Наверх