Преподобный Никита Исповедник, игумен Мидикийский. Православная энциклопедия

Преподобный Никита Исповедник, игумен Мидикийский. Православная энциклопедия

НИКИТА

Прп. Никита. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. 1561 г.

Прп. Никита. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. 1561 г.

(Ок. 760-824), прп., исп. (пам. 3 апр.), игум. Мидикийский. Житие Н. составлено его учеником и очевидцем описываемых событий мон. Феостириктом в 30-х гг. IX в. Оно сохранилось в единственной греч. рукописи - Vat. gr. 1660 (BHG, N 1341; издание - ActaSS. Apr. T. 1. P. XVIII-XXVII), причем в сокращенном виде. Полный текст Жития дошел до нас в слав. переводе (ВМЧ. Апр. Дни 1-8. Стб. 373-391), с заголовком «Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего». Рус. перевод выполнен Д. Е. Афиногеновым по неизданному критическому греческому тексту, предоставленному проф. Уппсальского ун-та Я. У. Русенквистом (Афиногенов. 2001. С. 97-146). В X в. Иоанном Агиоелитом был сделан парафраз Жития, составленного Феостириктом (BHG, N 1342).

Согласно Житию Феостирикта, Н. род. в Кесарии Вифинской (отождествляется с совр. сел. Тахталы, Турция; см.: Афиногенов, Сенина. 2015. С. 266. Примеч. 8). Имя матери будущего подвижника не сохранилось, она скончалась на 8-й день после родов. Отца звали Филарет; о нем известно, что это был благочестивый человек, к-рый на склоне лет принял иночество и мирно скончался. Н. воспитывался у бабушки (матери Филарета), в отроческом возрасте отец определил его в храм исполнять обязанности причетника (т. е. прислуживать в храме по мере сил). Н. отличался прилежанием к своим обязанностям и к учению, он сторонился игр со сверстниками и др. развлечений, предпочитая проводить свободное время за изучением Свящ. Писания. Вскоре Н. понял, что его призвание - служение Богу в иноческом образе. Он попрощался с отцом и друзьями, оставил Кесарию и отправился на юг. На берегу небольшой реки он встретил старца по имени Стефан, который стал его духовным наставником. Старец, видя усердие юноши, посоветовал ему найти к.-н. общежительный мон-рь. Вняв совету, Н. пришел в Мидикийскую обитель (μονὴ Μηδικίου), основанную прп. Никифором (пам. греч. 4 мая), который в то время и управлял мон-рем (обитель была основана между 780 и 787 гг. на побережье Пропонтиды, к западу от Триглии; не сохр.; см.: Там же. С. 268. Примеч. 22). Прозорливый игумен сразу принял юношу в число братии, и с тех пор Н. подвизался под его окормлением.

Не дожидаясь, когда пройдет 5 лет со дня прихода Н. в Мидикийский мон-рь, прп. Никифор позаботился о том, чтобы Н. был рукоположен во пресвитера патриархом К-польским свт. Тарасием (784-806), а после рукоположения сделал его экономом. Н. со смирением принял волю бывш. игумена, хотя очень тяготился назначением. Слава о нем как о человеке исключительной добродетели к тому времени распространилась по местности, и в Мидикийскую обитель стали стекаться новые насельники. В мон-ре у Н. был друг и помощник - инок Афанасий. Он происходил из знатного и богатого рода, и отец прочил ему светскую карьеру, но юноша оставил должность в имп. канцелярии и ушел в мон-рь. Отец отыскал его, пытался уговорить вернуться, одарив богатыми одеждами, а затем приказал жестоко бичевать сына, но Афанасий остался непреклонен и вскоре приехал в Мидикийскую обитель. Он помогал Н. управлять мон-рем, в то время как оба по-прежнему находились под духовным окормлением прп. Никифора.

Благодаря усердному служению Богу Н. сподобился дара чудотворения: он исцелил немого мальчика, к-рого привел к нему отец, а также кроткого и добродетельного инока, у к-рого помутился рассудок. В Житии описаны случаи изгнания Н. бесов.

Вскоре один за другим скончались друг и сподвижник Н. Афанасий и духовный отец Никифор, и братия стала просить Н. принять игуменство. Преподобный попытался предложить вместо себя кого-то другого, но внял уговорам братии. Патриарх К-польский свт. Никифор I (806-815) поставил Н. игуменом.

В это время имп. Лев V (813-820) возобновил гонение на иконопочитателей (815). На Рождество 814 г. Н. участвовал в знаменитой аудиенции у императора-иконоборца вместе с другими отцами, в их числе были сщмч. Евфимий, еп. Сардский, свт., исп. Михаил, еп. Синадский, и др. По итогам острой полемики с императором патриарх К-польский свт. Никифор I был смещен с кафедры (13 марта 815).

Через нек-рое время Н. опять был приглашен во дворец в числе игуменов наиболее крупных мон-рей. Император сначала разговаривал с ними льстиво, затем угрожал, но, поняв, что никакие ухищрения не заставят монахов отказаться от иконопочитания, приказал заточить их в разные темницы. После пребывания в душной смрадной камере Н. был выслан в крепость Массалион (Μασαλαιών/Μασαλαιός), возможно в Ликаонии. В середине зимы, мучимый холодом, он вынужден был быстро преодолеть нелегкий путь до места ссылки. Но едва Н. прибыл в крепость, Лев V изменил свое решение и велел вернуть его в столицу - т. о., Н. дважды перенес тяготы зимнего пути. Через неск. месяцев, после Пасхи (816), Лев, к-рый так и не придумал, как заставить отцов перейти на свою сторону, предал их в руки Иоанна VII Грамматика, буд. иконоборческого патриарха К-польского (837-843), а тот вновь заключил их под стражу в разных местах, приказав содержать в очень суровых условиях и пытать холодом и голодом. Одновременно он изменил тактику и объявил, что не требует от отцов отречения от иконопочитания, а всего лишь хочет, чтобы они вступили в общение с иконоборческим клиром. Изнуренные заключением, игумены согласились и уговорили Н. причаститься у иконоборческого патриарха К-польского Феодота I (815-821). После этого они были отпущены каждый в свою обитель, но Н., сильно смущенный всем происшедшим, не вернулся в Мидикийский мон-рь, а отправился сначала на о-в Проконнес (ныне Мармара), а затем вернулся в К-поль. Лев V начал грозить новыми наказаниями, если Н. не вернется в свой мон-рь. Но преподобный отказался это сделать и объявил царю, что вступил в общение с еретиком из послушания старцам, в чем раскаивается и впредь всякое общение с иконоборцами отвергает. Продержав некоторое время Н. в своих покоях в Манганском дворце, Лев сослал его на о-в Св. Гликерии (ныне Инджир) и вновь поместил в темницу. Но Н. не был забыт благочестивыми христианами, к-рые обращались к нему с просьбами молиться за людей, попавших в беду, и всякий раз заступничество преподобного помогало. По его молитвам был освобожден из болг. плена некто Захария, проявивший милость к Н., когда он находился в Манганском дворце, а также были воссоединены 3 брата, которые попали в сильный шторм (один из них считался погибшим).

В ссылке Н. пробыл до убийства Льва V и восшествия на престол имп. Михаила II Травла (820-829), к-рый не пресек окончательно ересь иконоборчества, но вернул из ссылок и освободил из тюрем всех исповедников. Н. вернулся в К-поль и причастился из рук патриарха Никифора I, что означало прощение его за Причастие у иконоборца Феодота I. Но в Мидикийский мон-рь Н. так и не вернулся, а поселился в уединении на одном из Принцевых о-вов. Недалеко от того места, где жил преподобный, томились в заключении пленные арабы, и когда один из них заболел, то обратился за помощью к Н., и тот послал ему лекарства. С тех пор пленники, видимо, имея относительную свободу передвижения, часто обращались к преподобному по разным надобностям, и он никогда не отказывал им в помощи, молясь, чтобы они вернулись домой.

Через некоторое время Н. сильно заболел и отошел ко Господу. При большом стечении народа и в присутствии духовенства (присутствовал в т. ч. свт. Иосиф, архиеп. Фессалоникийский, брат прп. Феодора Студита) тело Н. положили в раку, и сразу же от мощей начали происходить исцеления. Из Мидикийского мон-ря за мощами преподобного прибыли иноки и перевезли их в обитель, где положили в левом притворе главного храма во имя арх. Михаила.

Житие, составленное Феостириктом, завершается пространным эпилогом в виде похвального слова Н. Эпилог насыщен библейскими аллюзиями. Он почти полностью заимствован мон. Петром, автором одного из Житий прп. Иоанникия Великого († 846; пам. 3, 4 нояб.). Феостирикт проявляет довольно необычный для агиографа интерес к событиям из церковного прошлого - в Житии совершен краткий экскурс в историю иконоборчества и фактически воссоздается последовательность иконоборческих споров, что дает возможность изучить представление византийцев об этой эпохе. Обращает на себя внимание честность автора, к-рый не замалчивает факт «падения» Н., причастившегося из рук иконоборческого патриарха. Житие Н. является важным источником для понимания идеологии 2-го периода иконоборчества, в частности, говорится о том, что в то время от иконопочитателей требовалось не отречение от почитания икон, а только вступление в евхаристическое общение с иконоборческим клиром.

Н. является адресатом неск. писем прп. Феодора Студита, в ряде других - упоминается. В основном прп. Феодор хвалит Н. за верность иконопочитанию и приветствует его раскаяние после причащения от иконоборца. Сведения, содержащиеся в этих посланиях, совпадают с информацией из Жития, составленного Феостириктом. Есть лишь одно различие: согласно Житию, Н. сам раскаялся и объявил об этом императору, чем обрек себя на новую опалу и ссылку, из писем же Феодора следует, что его побудил к этому некий инок Арсений, видимо его близкий друг, Арсению также адресовано письмо прп. Феодора (Ep. 281). В Житии Арсений не упомянут в отличие от др. ученика Н., Феоктиста, впоследствии ставшего его преемником в качестве настоятеля Мидикийского мон-ря. Из последнего письма Феодора следует, что он встречался с Н. на мысе Акрит (ныне Тузла) и обсуждал внутрицерковные вопросы, причем по нек-рым из них Н. и Феодор высказывали разные точки зрения, поэтому их отношения вряд ли всегда оставались теплыми (Ep. 452).

Особое значение имеет церковнослав. перевод Жития Н. Он примерно на треть длиннее сохранившегося греч. оригинала, в к-ром попали под сокращение нек-рые чудеса Н., похвалы, пространная риторика заключительной главы и упоминание о восстании Фомы Славянина (при имп. Михаиле II). Как установил Афиногенов, церковнослав. перевод выполнен с более качественного текста, чем тот, что сохранился в ватиканской рукописи, а именно с подлинного греч. Жития, написанного Феостириктом. Сокращения в греч. тексте, вероятно, вызваны нехваткой пергамена во время переписки, т. к. все они относятся к заключительной части Жития.

В рукописи текст помещен под 29 апр. (возможно, день перенесения мощей Н.). В слав. Прологе кон. XII в. под 29 апр. находится память «Никиты иже в Пирех», греч. прототип к-рого неизвестен, однако некоторые детали его Жития, очевидно, восходят к тексту Феостирикта, из чего можно сделать вывод, что этот Никита - одно лицо с Н. (Лосева О. Н. Жития русских святых в составе древнерус. Прологов XII-1-й трети XV вв. М., 2009. С. 79, 80, 83). В др. слав. Месяцесловах полное Житие Н. помещено под 3 апр. (напр. Петков, Спасова. Стиш. Пролог. T. 8. С. 11) или под 2 апр. (ошибочно); в нек-рых греч. Синаксарях встречается также память 4 апр.

Честная глава Н. находится в Иверском мон-ре на Афоне, частицы мощей преподобного хранятся также в разных мон-рях Греции и Кипра и в храме Воскресения Господня в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 226-227).


В Волгограде действует храм во имя Н. (построен в 1795).

Гимнография

В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. упоминается под 3 апр. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 262).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 165, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55) - под 3 апр. помещена служба Н., содержащая 2 (sic!) канона, цикл стихир-подобнов и седален.

Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v)

Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v)

Соглано Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., содержащему малоазийскую редакцию Студийского устава, богослужебное последование в честь Н. содержит канон авторства Феофана Начертанного 2-го гласа (поскольку память Н. приходится на Великий пост, Типикон предписывает петь канон Н., только если 3 апр. выпадает на субботу или воскресенье) и цикл стихир того же гласа (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445).

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, 3 апр. назначается постовая служба с пением на утрене «Аллилуия»; особенностей богослужебного последования в честь Н. не отмечено (см.: Arranz. Typicon. P. 145).

Такое же указание дается в древнейших рукописных редакциях Иерусалимского устава на день памяти Н. 4 или 3 апр. (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 209; Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 103б), и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., в к-ром память Н. окончательно фиксируется 3 апр.

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 3 апр. также назначается постовая служба с «Аллилуия»: последование Н. включает кондак 2-го гласа       канон, цикл стихир-подобнов и седален. В таком же виде указания на 3 апр. сохранились в пореформенном московском Типиконе 1682 г. и совр. Типиконе РПЦ (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 292 об.).

Богослужебное последование в честь Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Ορθοδοξίας ὁδηγέ̇ (Православия наставниче; Μηναῖον. ᾿Απρίλιος. Σ. 22); кондак 2-го гласа       (Минея (МП). Апрель. Ч. 1. С. 64); канон (в совр. Минее помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором указан Феофан Начертанный - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445; также ср.: Μηναῖον. 1898. Τ. 4 (Μάρτιος κα ᾿Απρίλιος). Σ. 239) с акростихом Τὸν σὸν γεραίρω παμφαῆ βίον, Πάτερ (Твое чествую всесветлое житие, отче) 4-го гласа, ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε ποτέ̇ (    ), нач.: Τῷ φωτ τῆς θείας ἀστραπῆς, Πάτερ αὐγαζόμενος (Светом Божественнаго блистания, отче, озаряемь); цикл стихир-подобнов; седален.

В рукописях сохранились песнопения в честь Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Климентом, с акростихом Νικήτα μέλπω τὴν νίκην τῆς πίστεως (Никиту пою, победу веры) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ (  ), нач.: Νεοφανὴς ὥσπερ ἀστὴρ ἀνέτειλεν τῇ κκλησίᾳ Χριστοῦ (Как вновь воссиявшая звезда, явился Церкви Христовой), со 2-й песнью (см.: AHG. T. 8. P. 74-86; этот же канон содержится в рукописных слав. Минеях XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55); седальны; ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 173-174; AHG. T. 8. P. 78).

Е. Е. Макаров

Иконография

Взятие под стражу прп. Никиты Мидикийского. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 34r)

Взятие под стражу прп. Никиты Мидикийского. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 34r)

Память Н. с описанием его облика имеется в одном из ранних рус. иконописных подлинников - Софийском списке подлинника Новгородской редакции, датируемом 2-й четв. XVII в., под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Никиты исповедника игумена (Нико) мидiйскаго. Преподобный Никита исповедник, аки Сергий; брада на концы уже, а в свитце у него глаголетъ: «иже исповесть мя пред человеки»» (РНБ. Соф. № 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 88; то же: Большаков. Подлинник иконописный. С. 86). Уподобление облика Н. облику прп. Сергия Радонежского не единственное. Так, в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. святого предлагается писать по подобию свт. Афанасия Великого: «...сед, брада аки Афанасия Великого, гораздо подоле и поуже, и на конец уже, ризы преподобническия»; тут же учитываются и события Жития Н., где он представлен как противник иконоборчества: «…нецыи пишут, в руках образ пресвятыя Богородицы с превечным Младенцем: сей много пострада за святыя иконы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 310, под 3 апр.). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) Н. показан с пышными вьющимися волосами, с клиновидной средней длины бородой, правую руку с обращенной вовне ладонью он держит перед собой, в полуопущенной левой - развернутый свиток (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 130, 2-я паг.). Составитель пособия для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов не использует в своем руководстве традиционную для рус. подлинников систему сравнений, но, судя по данному им описанию, склоняется к характеристике облика Н., близкой к облику свт. Афанасия Великого; автор пособия также отмечает деятельность преподобного как восстановителя иконопочитания: «...типа греческого, старец, сед: с большою к концу узковатою и довольно длинноватою бородой, лицом худ, монашеския одежды и епитрахиль бедныя, на голове куколь, в руках икона Спасителя. Можно ему писать хартию с его изречением: «Во исповедании моем пребываю и пребуду, защищающе православную церковь…»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 236-237).

В ранних минейных циклах образ Н. занимает устойчивое положение - помещается под 3 апр. Преподобный изображен на миниатюрах: в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 304v, кон. XI в.) - в рост, облачен в охристый хитон, серо-синюю мантию, темно-коричневую схиму (куколь лежит на плечах), голова не покрыта, у него седые волосы, длинная, узкая, острая на конце борода опускается ниже середины груди, ладонь правой руки обращена к себе, пальцы сложены в двуперстие, в полуопущенной левой - развернутый свиток; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 34r, 1322-1340 гг.) - молодого Н., облаченного лишь в хитон, со связанными за спиной руками ведут двое, держа за концы веревок; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O. I. 58. Л. 108 об., кон. XV в.) - в рост, старец с длинной клиновидной бородой, в монашеском облачении, в схиме и с аналавом, куколь лежит на плечах.

В большинстве визант. храмов на Балканах, включающих в монументальную декорацию годовую минею, цикл на апрель полностью или в его начальной части не сохранился. Образ Н. уцелел в росписях: ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - вместе с мч. Амфианом Патарским, в рост; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561) - по пояс, руки разведены в стороны, в левой держит закрытый свиток, при имени сохранилась надпись: «   ». Изображение святого представлено в позднем настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) - в рост.

В рус. минеях также под 3 апр. стало предпочтительным изображение Н. Его образ вошел, напр., в иконописи в состав святых на минейной иконе на апрель, происходящей из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ), и на годовой минее нач. XIX в. (УКМ). В серии гравированных святцев XVIII в. Н. представлен на листе на апр.: на гравюре, выполненной резцом, работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) - в рост, кудрявый старец с достаточно длинной бородой, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, правая рука прижата к груди, в опущенной левой развернутый свиток; на офорте с раскраской в 5 красок работы И. К. Любецкого (1730),- в рост; необычным для иконографии Н. является головной убор в виде камилавки, из-под к-рой видны кудрявые волосы; клиновидная борода короче средней длины.

Одна из немногочисленных моленных икон с изображением Н., на к-рой он представлен парно с равноап. кнг. Ольгой, была заказана в художественно-иконописной мастерской В. П. Гурьянова Б. Б. и О. Г. Шереметевыми для их дочери Ольги, родившейся в день памяти преподобного (1912, Музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас»). Святые изображены в рост, вверху ангелы несут икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; облик мидикийского игумена напоминает облик прп. Сергия Радонежского; в правой руке Н. держит икону Божией Матери типа «Одигитрия», левая поднята перед грудью.



Наверх