Преподобный монах Захария Отверстый. Православная энциклопедия

Преподобный монах Захария Отверстый. Православная энциклопедия

ЗАХАРИЯ

[греч. Ζαχαρίας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. ἔγκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. № 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта.

В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта.

В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. № 154), XIV в.


В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется.

Гимнография

В совр. греч. и слав. богослужебных книгах память З. не отмечается, однако в греч. рукописях встречается канон З. 4-го гласа авторства Иосифа с акростихом Τὸν σὸν γεραίρω, παμμάκαρ πάτερ, βίον. ᾿Ιωσήφ (Твою почитаю, всеблаженне отче, жизнь. Иосиф), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: Ταῖς θείας λαμπρότησι καταυγαζόμενος, ὅσιε (Божественными светлостьми озаряясь, преподобне) (AHG. T. 7. P. 265-274). Этот же канон вместе с циклом из 3 стихир-подобнов и седальном содержится в слав. (серб.) Минее XIV в. (ГИМ. Хлуд. № 154), составленной в соответствии с требованиями Евергетидского Типикона 2-й пол. XI в. (в Евергетидском Типиконе 24 марта нет памяти З., но предписано повторять последование сщмч. Василия, к-рое совершается 22 марта - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429).



Наверх