Преподобный Михаил Клопской, Новгородский. Православная энциклопедия
МИХАИЛ
Рака над местом захоронения прп. Михаила Клопского в Троицком соборе Клопского мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в.
(Между 1397 и 1400 (?) - 11. 01.1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский.
Житие
По мнению А. А. Турилова, Житие М. было создано в Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мужском монастыре в 1471-1478 гг., в период острой борьбы за подчинение Новгородской республики Москве. Автор Жития знал об обстоятельствах походов Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. Однако в тексте, как заметил Л. А. Дмитриев, ничего не говорится о том, что Новгородский владыка того времени Феофил в 1480 г. был отослан в Москву. Житие известно в 3 редакциях. Первая редакция сохранилась в 2 вариантах: А («Прихожение Михайла уродиваго Христа ради ко святей Троицы на Клопско») и Б («О житьи святого Михайла Христа ради уродиваго»; «Месяца генваря 11 день преставление преподобнаго Михайла Клопского в Великом Новеграде»; «Месяца генваря в 11 день пророчество и приход Михайла святыя Троица, зовомо Клопско, новгородцкаго чюдотворца»). Оба варианта восходят к общему протографу, который в каждом из этих вариантов отразился не в полном составе. Житие состоит из отдельных кратких повестей-чудес, не имеет вступления и заключения. Язык произведения характеризуется наличием просторечных оборотов, диалектных слов, пословиц, рифмованных фраз. Вторая редакция («Месяца генваря в 11 день прихожение преподобнаго Михайла уродиваго Христа ради ко святей живоначальней Троицы, иже есть монастырь зовомый Клопьско. Повесть от житиа его и како пророчьствова в лета бывшая»), созданная, по предположению Дмитриева, в 90-х гг. XV в. по благословению архиеп. Новгородского свт. Геннадия (Гонзова), восходит к общему с 1-й редакцией протографу - первоначальному тексту произведения; в ней имеются все эпизоды обоих вариантов 1-й редакции. В 1537 г. В. М. Тучков по поручению свт. Макария, архиеп. Новгородского (впосл. митрополит Московский), создал 3-ю (Тучковскую) редакцию Жития, к-рая существует в 2 вариантах. Этот текст составлен по всем канонам агиографического жанра: рассказу о святом предпослано риторическое вступление, после Жития блаженного следует Похвальное слово святому; к повествованию о единственном посмертном чуде 1-й и 2-й редакций Тучков добавил еще 4 чуда.
Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?)
Э. П. Р.
М.- один из самых загадочных средневековых рус. святых. Основная причина скудости биографических сведений о нем (в особенности ранних, до прихода в Вел. Новгород) состоит в том, что в Троицком Клопском мон-ре в течение десятилетий записывали пророчества блаженного, а рассказ о его появлении в обители был написан спустя более 50 лет после его прихода, когда мн. сведения о жизни святого уже стерлись из памяти людей. В раннем возрасте (до ухода в Вел. Новгород) М., очевидно, жил и воспитывался при Московском великокняжеском дворе (а в детстве и отрочестве, возможно, также при дворе вдовы св. блгв. вел. кн. Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, вел. кнг. прп. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния)). Единственным и весьма неопределенным источником сведений о его происхождении является свидетельство кн. Константина Димитриевича (в монашестве Кассиан; † 1434), младшего сына Димитрия Донского, узнавшего М. на монастырской трапезе по голосу: «А се Михайло, Максимов сын» (БЛДР. Т. 7. С. 220). Обратившись к игум. Феодосию, князь сказал: «Поберегите его - нам человек той своитин» (Там же). Первый раз князь приезжал в обитель с женой кнг. Анастасией на праздник Преображения не позднее 1419 г. (известно, что супруга умерла в окт. 1419).
На протяжении более чем 150 лет изучения житийных текстов, посвященных М., выдвигалось (в особенности в последние десятилетия) несколько гипотез о происхождении святого. В. Л. Янин, основываясь на принципе хронологии, вполне справедливо отверг отождествление М., умершего, по его мнению, в 1456 г., с младшим сыном вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого Михаилом (род. в 1348) (Янин. 1978. С. 53-54; он же. 2004. С. 287-289). Исследователь изучил запись рода М. в Синодике Клопского монастыря 1660 г. и пришел к выводу, что его отцом был женатый на сестре Димитрия Донского кн. Дмитрий Михайлович Боброк Волынский, принявший схиму с именем Максим. Отождествление получило признание в лит-ре (Дмитриев. 1988. С. 302), но оно не может быть принято, т. к. на Руси отчество детей никогда не определялось по монашескому (и тем более по схимническому) имени отца. Модификацией предложенной версии является гипотеза А. В. Кузьмина, согласно которой М. был не сыном, а внуком кн. Боброка Волынского (Кузьмин. 2001; Он же. 2002). Возможному отождествлению противоречит то обстоятельство, что к.-л. упоминания о М. в весьма подробном родословии Волынских отсутствуют. Крестное (приходящееся на день рождения) имя Максим носил 3-й сын Димитрия Донского, можайский и белозерский кн. Андрей Димитриевич (14 авг. 1382 - 1432): оно зафиксировано в Синодике Троицкого Слуцкого мон-ря, где в записи рода кн. Константина Крушинского содержится поминание «князя Андрея Можайского, нареченного во святом крещении Максима» (БАН Литвы. Ф. 21. № 799. Л. 4 об., 30-е гг. XVII в.). С признанием М. сыном можайского кн. Андрея его рождение следует датировать (с учетом возраста отца) не ранее 1397-1398 гг., но и не позднее 1400 г. О матери М. неизвестно ничего, кроме имени Анна, сохранившемся в Синодике.
А. А. ТуриловПочитание
Прп. Михаил Клопский. Роспись царского молельного места в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде. 1572 г.
По сведениям Жития, М. пришел в Клопский мон-рь, будучи уже монахом, при игум. Феодосии (впосл. нареченный архиепископ Новгородский), следов., до 1 сент. 1421 г. (в этом году игумен, как и предсказывал святой, был избран на Новгородскую кафедру, но не хиротонисан; спустя 2 года отстранен, после чего вернулся в обитель). Редакции Жития сообщают о разном количестве лет, проведенных М. в Клопском мон-ре: 50 лет и 6 мес. (вариант А 1-й редакции) и 44 года (вариант Б, 2-я и Тучковская редакции). В исторической литературе общепринятой считается 2-я версия (Ключевский. 1871. С. 212; Дмитриев. 1958. С. 32; Янин. 1979. С. 52). По мнению Турилова, срок 44 года может быть объяснен из ошибочного прочтения и осмысления слов «50 лет и 6» как «50 лет без 6», а первоначально в тексте стояло «50 лет и 6» (т. е. 56 лет); по расчетам исследователя, предельно ранней датой появления М. в монастыре (канун праздника Рождества Иоанна Предтечи) можно считать 23 июня 1415 г. (Турилов. 2006. С. 194-195). Др. хронологическим ориентиром является указание Жития, что во время пребывания М. в Клопской обители «немогл владыка Иван 3 года, и взяша мужа честна... на владычество Семиона» (БЛДР. Т. 7. С. 222). Известно, что архиеп. Иоанн (Стухин; † 24 июня 1417) оставил кафедру по болезни 20 янв. 1415 г. М. вел аскетический образ жизни: спал на песке, топил в келье печь навозом и мусором. Братия часто замечала, что предсказания юродивого сбывались, поэтому он пользовался большим почитанием при жизни. За благословением к М. приезжал кн. Константин Дмитриевич, к-рый прибыл в Вел. Новгород 25 февр. 1420 г. из-за ссоры с братом, Московским вел. кн. Василием I Димитриевичем. По просьбе М. кн. Константин пожертвовал средства на строительство каменной Троицкой ц. в Клопском монастыре. 21 мая, в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены, в 1419 или 1420 г. был заложен новый храм. М. посоветовал князю ехать в Москву только после завершения строительства. Когда церковные стены были выстроены в человеческий рост, закончился камень. Но святой предсказал, что «Бог даст во утре тишину» и суда, перевозившие камень, прибыли вовремя. 26 окт., в день памяти вмч. Димитрия (в НПЛ сообщается, что храм построили в 1419 г. за 60 дней (НПЛ. С. 412)), Троицкий собор был освящен, князь отправился в Москву после янв. 1421 г., где «приняли его с честью» (существует новгородская грамота Константина, датированная концом янв. 1421 г. (ГВНиП. М.; Л., 1949. № 59, 60. С. 96-100)). Новгородского посадника Григория Кирилловича Посахно (избран на посадничество до 1428, был посадником в 1437), запретившего монахам обители пасти скот по берегу р. Веряжи и пренебрегшего предостережениями святого, постиг удар. Обездвиженного посадника привезли в мон-рь, но М. не разрешил служить молебен о его здравии, невзирая на приказ Новгородского владыки, посаднику же он сказал: «Поездишь по манастырем, попросишь у Бога милости!» (БЛДР. Т. 7. С. 224). Спустя год и полтора месяца смирившийся посадник приехал в Клопский мон-рь, где исцелился по молитвам М. Новгородскому архиеп. свт. Евфимию II Вяжицкому (1429-1458) святой предсказал, что тот будет поставлен архиепископом. В Житии Новгородского архиеп. Ионы (1458-1470) рассказывается, что М. предсказал ему в детстве избрание на Новгородскую кафедру и преставился до исполнения своего пророчества. Долгое время этот рассказ служил хронологической основой для датировки пребывания М. в Вел. Новгороде (Ключевский. 1870. С. 212). В наст. время установлено, что имя М. появилось в рассказе между кон. XV в. и 1528-1531 гг., а до этого речь шла о безымянном юродивом (Турилов. 2007. С. 183-188; Жуков. 2017). Скорее всего М. пережил архиеп. Иону, хотя и не намного. Вероятно, с персонификацией безымянного предсказателя связано сокращение в вариантах раннего Жития М. времени пребывания его в Клопском мон-ре до 44 лет: редакторы стремились устранить противоречия между этим памятником и Житием архиеп. Ионы. Кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка, поселившийся в Вел. Новгороде со 2 апр. 1450 г. (новгородцы признали его своим князем и разорвали отношения с Москвой), неоднократно приезжал в Клопский мон-рь за благословением к М. Накануне похода в земли вел. кн. Московского Василия II Васильевича, в который князь отправился 21 марта 1451 г., он, подарив юродивому шубу со своего плеча, просил М. молиться, чтобы Бог даровал ему «досягнути своего княжения». На это святой ответил: «Княже, досягнеши трилакотнаго гроба!» В последний приезд Шемяки, 25 мая 1453 г. (в пятницу на Троицкой неделе), М. трижды погладил его по голове, сказав: «Княже, земля вопиет!» (БЛДР. Т. 7. С. 226). В «канун Ильина дни» кн. Дмитрий преставился († 17 июля 1453). Святой предостерегал посадника Ивана Васильевича Немира Шенкурского (избран на посадничество в 1471, умер до 1475; см. Янин. 2003. С. 505) от контактов с кн. Михаилом Олельковичем (двоюродным племянником короля польского и вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика; в кон. 1470 прибыл в Вел. Новгород как служилый князь, в марте 1471 покинул город), сказав ему: «То у вас не князь - грязь!» Этот эпизод Жития имеет важное значение для датировки времени кончины святого. Предупреждая его, М. сказал: «Станет князь великий в Бурегах и роспустить силу свою на Шолоне...» (на р. Шелони произошло решающее столкновение сил вел. князя с новгородцами во время похода 1471 г.). Следов., разговор М. и посадника происходил накануне 1-го похода Иоанна III на Вел. Новгород и не позже 1475 г.
Последнее пророчество святого связано с его собственным погребением. Незадолго до кончины, 5 дек., в день памяти прп. Саввы Освященного, М. заболел; во время литургии блаженный стоял вне храма, на правой стороне двора. 11 янв., в день памяти прп. Феодосия Великого, М. причастился Св. Христовых Таин; взяв кадило и фимиам, он закрылся в своей келье. Когда монахи, принесшие ему трапезу, открыли дверь, то увидели, что М. уже преставился. Братия долго искала место для погребения блаженного, т. к. земля сильно промерзла. Тогда игумен вспомнил, на какой стороне двора стоял блаженный, когда молился во время литургии; там и выкопали могилу. Посмертное чудо святого связано со спасением купца Михаила Маркова во время бури на море. После этого чуда купец «творил память святому до своего живота». М. был канонизирован к общерус. почитанию на Соборе 1547 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 100).
Указание на совершение службы святому 9 янв. содержится в Уставе кремлевского Успенского собора за 1621 г. и в 2 следующих, датированных периодом до 1634 г. и между 1636 и 1639 гг. В поздних уставах (составленных между 1666 и 1743 гг.) богослужебное поминание М. отсутствует (Голубинский. Канонизация святых. С. 414-415). Сокращенное Житие («память») М., основанное на поздних редакциях (о его «свойстве» с московским великокняжеским домом здесь не говорится, повествование заканчивается упоминанием пророчества о победе Москвы), помещено уже во 2-м (1-м полном) издании Пролога (М., 1642), его пересказ включен в «Книгу житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского (К., 1695 и позднейшие издания). Мощи М. находились под спудом. Первая каменная гробница над местом погребения была сооружена в кон. XV в. купцом Михаилом Марковым. В 1562 г. при постройке нового Троицкого собора изготовили новую раку (Зверинский. Т. 2. С. 182). В 1712 г. над мощами установили бронзовую раку, к-рую в 1856 г. заменили новой, также бронзовой. В Синодике 1552-1560 гг. новгородской ц. во имя св. князей Бориса и Глеба имя М. помещено не в перечне юродивых, а в списке столпников (НБ Саратовского ГУ. № 622. Л. 17 об.).
Гимнография
Служба М. отличается торжественностью, она включает 2 канона - анонимный и написанный ок. 1537 г. новгородским пресв. Илией по повелению свт. Макария. Второй снабжен пространным акростихом смешанного типа по буквам и слогам. Авторство 2-го канона было установлено А. В. Горским и К. И. Невоструевым, опубликовавшими акростих. Вопрос о хронологическом соотношении канонов нуждается в дополнительном изучении, поскольку текст неизвестного автора остается малоисследован. Мнение Ф. Г. Спасского о его поздней (XVII в.?) датировке не учитывает данных рукописной традиции, в которой этот памятник известен (как и творение пресв. Илии) с XVI в. (Горский, Невоструев. 1917. С. 179, 199). Кроме того, памятник имеет устойчивое положение в службе на первом месте. Вполне возможно, что он создан раньше, чем написан канон Илии. Распространение службы в рукописной традиции связано с канонизационными Соборами 1547 и 1549 гг. Первоначально она не встречается в служебных и даже праздничных Минеях (напр., в январской Минее нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 504) есть память М., но нет службы (Горский, Невоструев. 1917. С. 110)), ее внесли в состав т. н. Минеи новым чудотворцам, содержащей службы либо Жития и службы святым, прославленным на макариевских Соборах. Стихиры М. были распеты уже в XVI в. и представлены в рукописях с крюковой нотацией.
Иконография
Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря. Икона. Ок. 1865 г. (Успенская ц. в дер. Курицко Новгородского р-на)
Облик М., описанный в толковых иконописных подлинниках, где содержатся сведения о форме бороды и об особенностях облачения, создает наглядное представление о внешности святого в ряду вселенских и рус. святых. Как в рукописях лицевых иконописных подлинников, так и в гравюрах календарных святцев в разные хронологические периоды (XVII-XX вв.) М. изображался иногда знаково-графично, иногда с элементами натурализма. Он имеет удлиненную, чуть суженную книзу бороду, образцом для которой служил чаще всего тип бороды, характерный для свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского, прп. Варлаама Хутынского. Так, в подлиннике XVII в. сказано: «Брада надседа, доле Василия Кесарийского, на конце поуже, риза худа преподобническая» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 64, под 11 янв). В подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524) описание М. приведено дважды, причем в одном случае его облик уподоблен облику прп. Варлаама Хутынского («Надсед, брада Варлаама Хутынскаго, в схиме преподобнической» - Л. 175, под 22 июня), а в другом - сщмч. Власию Севастийскому («Сед, брада Власиевой пошире и покороче, уска, ряска» - Л. 198 об., под 30 июля) (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 169-170). Наглядное, знаковое уподобление облика М. этим святым предполагает и уподобление их духовным добродетелям и подвигам, становится своеобразным мерилом при сопоставлении духовного «родства». Благодаря включению в описание типа бороды отдельных градаций («доле», «поуже» и др.) в иконописных толкованиях возникает не столько сугубо метрический ориентир для ее изображения, сколько возможность проведения параллелей с ликами вселенского и русского монашества. Известны уподобления М. облику преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского: «Брада поуже Сергиевы» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 84 об., под 11 янв.); «Брада длие Кириллы Белозерскаго, а Василье Великаго покороче» (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130, под 22 июня); описания этих подлинников согласуются с изображениями на нек-рых святцах и на иконах (напр., из собрания ГИМ), где у М. встречается округлая на конце борода, повторяющая очертания бород преподобных Сергия или Кирилла. Однако из рус. святых наиболее часто облик М. уподобляется облику основателя монашества в Вел. Новгороде прп. Варлааму Хутынскому. В подлинниках XVIII в., напр.: «Подобием надсед, брада аки Варлаама Хутынскаго, лицом блед и худощав, ризы черническия. В Прологе пишет: В келии своей ничтоже имяше, ни риз, ни рогожи, блаженный, но токмо едину ризу, ею же тело покрываше» (Филимонов. Подлинник иконописный. С. 247-248, под 11 янв.); «Надсед, в схиме, брада Варлаамова, а инде риза поповская, без амофора» (БАН. Строг. № 66. Л. 72 об., под 11 янв.). То же в подлинниках 1-й трети XIX в., напр.: «Надсед, брада аки у Варлаама Хутынскаго, в схиме, риза преподобническая, руки молебны…» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 95, под 11 янв.), и др. Такой формы борода - по перси, широкая, сужающаяся книзу, с чуть волнистыми вьющимися прядями - известна по самым древним сохранившимся памятникам, напр. рельефной крышке с раки М. (1562), в росписи царского места в Софийском соборе в Вел. Новгороде (1572). Характерное для рельефа крышки раки, асимметричное очертание бороды повторяется на памятнике более позднего времени, в частности, на датируемой кон. XVII - нач. XVIII в. житийной иконе М. из собрания Г. Д. Филимонова (ГИМ). На прориси XIX в. (ГИМ), где облик М. подчеркнуто благообразный, борода изображена кудрявой.
Прп. Михаил Клопский. Роспись Троицкого собора Александровской слободы. Сер.— 2-я пол. XVI в.
В предписаниях толковых подлинников нет единогласия относительно возраста святого: он может изображаться седым (напр., в подлиннике кон. XVII в.: «Сед. Брада Варлаама Хутынского, риза преподобническая, сродник великих князей и московских. и Христа ради уродивого. жил в монастыре за 15 верст Новограда и преставился ту погребен в лета 6960» - ГИМ. Увар. № 191, под 11 янв.) и с проседью (в подлинниках XVII в.: «Надсед. брада доле Василия Кесарийскаго, на концы уска» - ГИМ. Увар. № 1021. Л. 26, под 11 янв.; «Брада надседа доле Василиевы Кесарийскаго на конце поуже» - ГИМ. Забелин. № 339). Согласно Житию, М. пробыл в Клопском мон-ре 40 лет, что предполагает его изображение старцем. Предписание «надсед», т. е. изображение волос не совершенно седыми, а «с проседью», тоже правомерно, поскольку понятие «старец» в монашеском обиходе обозначает духовную зрелость (так, по приходе М. в Клопский мон-рь игум. Феодосий назвал его «старцем»).
В подлинниках об облачении М. сказано: ризы «преподобнические», «чернические», «схима», «ряска», а также указывающая на его иерейский сан - риза «поповская, без амофора». Простота одежд подчеркивается уточнениями «худа», имел «токмо едину ризу». В традиционном для чина преподобного облачении М. представлен на изображении в старообрядческом лицевом иконописном подлиннике сер. XIX в. (ГИМ. Щук. № 665); в ряде случаев образ святого в составе изображений лицевого подлинника отсутствует (напр., в подлиннике сер. XVII в.- ГИМ. Увар. № 1021). Исключительным для лицевых иконописных подлинников является изображение М. в укороченных ризах, т. е. одеждах, опускающихся чуть ниже колен. Так он представлен на рисунке в лицевом подлиннике кон. XVII-XVIII в. (ГИМ. Муз. № 4163) и в Строгановском лицевом подлиннике (атрибуция не ясна, поскольку кодикологический анализ рукописи невозможен из-за ее утраты; опубл. А. И. Успенским в 1867, датируется в лит-ре кон. XVI - 1-й четв. XVII в., очевидно, относится к кон. XVIII в. и является списком с подлинника кон. XVI - нач. XVII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260); (повторение Строгановского лицевого подлинника на бумаге XIX в.- ГИМ. Муз. № 2327 и Муз. № 153, обратный перевод). Наличие данного извода в иконографии М. предполагает существование традиции осмысления образа святого, как Христа ради юродивого, прославленного в этом чине на Соборе 1547 г. Обнажение тела воспринимается здесь как изобразительный прием, к-рый отражает суть принятого подвижником подвига юродства: «интуитивно найденная возможность противопоставить себя обществу, обнажив тело...» (Туминская. 2014. С. 82). В указанных лицевых подлинниках представлен редкий вариант изображения монаха-юродивого (ср. с образом прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, напр., в греко-груз. рукописи кон. XV в.- РНБ. O.I.58. Л. 121 об.). Основанием для его создания, по-видимому, послужил текст Жития М.- в нем подвиг святого как юродивого, показан через монашеское делание. Однако такой иконографический тип святого не прижился: ни памятников этого типа, ни упоминаний о них нет.
Древнейшей иконой с образом М. как преподобного является 2-сторонняя таблетка (сер. XVI в.; ГТГ), выбор святых на к-рой продиктован минейным принципом,- на одной из сторон представлены святые, чье празднование приходится на январь: свт. Петр, митр. Московский, прп. Павел Обнорский, прп. Феодосий Великий и М. (Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 51). Фигуры показаны фронтально в рост на золотом фоне. У М. лицо худое, с впалыми щеками и узким прямым носом, волосы короткие, чуть волнистые. Округлой формы борода доходит до груди, такую обычно писали у прп. Сергия Радонежского. Правая рука согнута в локте и прижата к груди, в покровенной мантией левой руке М. держит свернутый свиток. Одет в светло-умбристый длинный подрясник, из-под к-рого выглядывают мыски обуви черного цвета, мантия коричневая, схима синяя с красными элементами, синий же куколь опущен на плечи. Такого рода иконы-таблетки (в церковных описях упоминаются как «полотенца» или «святцы») не только служили аналойными образами в дни соответствующих праздников, но и являлись иконографическими образцами для иконописцев. Ко 2-й пол. XVI в. относится изображение М. на иконе-таблетке из собрания ГВСМЗ, где святой представлен в центре между преподобными Варлаамом Хутынским и Димитрием Прилуцким (см.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 20082. Кат. № 72. С. 351). Образ святого здесь является иллюстрацией рекомендации подлинников об уподоблении облика М. облику прп. Варлаама Хутынского: у обоих клиновидная, закругленная внизу борода до груди. Правую руку он прижимает к груди, в левой - свиток; на голове клобук сине-серого цвета с белым крестом по центру. На Суздальских таблетках представлены рус. святые, канонизированные на Макарьевских Соборах сер. XVI в. Изображение М. на этих «святцах» послужило иконографическим прототипом для последующих икон святого.
1572 годом датируется изображение М. на внутренней зап. стороне царского моленного места в соборе Св. Софии Новгородской: «В лета 7080… Да того же месяца октября в 26 в пяток доспели и поставили в Софии место новое царьское все позолочено и резано и святыи писаны, а на версе на месте крест сняли да голубь злат поставили, да и на владычне месте верг новои поставили с крестом» (ПСРЛ. Т. 30. С. 159). Поясное изображение преподобного помещено в крайнем левом медальоне в деисусной композиции с избранными святыми - по 2 святых с каждой стороны от Иисуса Христа. М. представлен в 3/4-ном развороте, правая рука в жесте моления, левая - скрыта мантией. Характеристика образа святого здесь отличается от изображений на иконах-таблетках: у него мощная шея, лицо округлое, крупный нос и полные уста, брови широкие, волосы короткие, чуть волнистые, борода окладистая, но сужающаяся книзу.
В древнейшей из описей Клопского мон-ря (1581/82) в перечне икон, находившихся «в старой церкви», упоминается неск. икон с изображением святого, в т. ч. единоличный образ над ракой М.: «…над чюдотворцом рака резана, образ преподобнаго Михаила Клопского чюдотворца, золочена… Да образ «Верую во Единаго Бога» дву пядей, поля обложены серебром и затворы обложены, а на них писаны Михаил Клопскiй да Алексан Свирскiй, а ве(н)цы у них сканы» (Опись имущества Троицкого Клопского монастыря 1581/82 г. 2013. С. 148-149). В описи Клопского монастыря (1695) вновь повторяется запись об единоличном образе М. над ракой («…в головах у чюдотворца Михаила образ в киоте» - Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г. 2013. С. 155). Появляются описания новых икон: «А в храме Пречистыя и Живоначальныя Троицы Божия милосердия… Образ местной Михаила Клопского писан на золоте, венец и гривенка серебряные же золочены» (Там же. С. 154). Еще одна, запрестольная выносная икона с образом преподобного находилась в алтаре собора мон-ря: «За престолом выносные две Богородицы Знамение… А другая Богородица писана на золоте; у тое Богородицы на другой строне святыи Михаил Клопский да Федор Стратилат» (Там же. С. 156). В описи мон-ря 1727 г. сохраняются сведения об упоминавшихся ранее иконах и появляется описание икон Никольской ц.: «В том же монастыре церковь каменная с трапезою во имя Николая чудотворца. По правую сторону царских дверей: образ Отечества… образ Николая чудотворца в житии, образ Михаила Клопскаго писан краски, венец и цата сребряные резные, так же и в верху у Троицы три венчика малых гладких золоченых. Пред тем образом лампада медная с кистью» (Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г. 2013. С. 175).
Единоличная иконография М. представлена в 2 типах изображения: преподобный в 3/4-ном развороте в молении к Спасителю или к Св. Троице в небесном или в «облачном» сегменте и прямоличный образ святого. Самая ранняя из сохранившихся единоличных икон М. относится к 1-й четв. XVII в. (ГМИР; см.: Русское искусство из собр. ГМИР. СПб., 2006. С. 50. № 57). В правой части средника на золотом фоне и поземе болотного цвета представлен М. в 3/4-ном развороте влево к Спасителю в левом верхнем углу, в сине-голубом сегменте неба с золотыми звездами. Лик святого написан темной охрой по коричневому санкирю. Образ сосредоточенной молитвы, духовной беседы со Христом передан через взгляды М. и Спасителя и жест рук преподобного (левая в молении, ладонь правой обращена вверх, персты сложены именословно). Над фигурой М. помещена золотая надпись вязью: «Преподобный Михаилъ Клопскiй Чюдотворецъ»; на нижнем поле - «Память его Генваря 11». Аналогичная по иконографии икона 2-й четв. XVII в. находится в собрании ГИМ. Эта икона принадлежит к тем пядницам, видимо, «раздаточным» образам, о к-рых сохранились упоминания в монастырских и кремлевских описях кон. XVI - 1-й трети XVII в. Так, напр., согласно описи Успенского собора Московского Кремля (1627), икона с единоличным образом М. находилась в иконостасе среди пядничных икон над местным рядом (Описи Московского Успенского собора. 1876. Стб. 309) Преподобный предстоит Спасителю в облаке, их взоры сообщаются в безмолвной беседе, что дает объяснение положению правой руки М. с именословным перстосложением, но обращенной ладонью вверх,- словно принимающей благодать от Бога. Иконы из ГМИР и ГИМ отличаются цветовой гаммой, внутренней динамикой образов, жестами рук.
Фигура святого в молении показана и на иконах с образом М., входивших в деисусный ряд иконостасов. Так, на иконе из иконостаса ц. Богоявления из с. Семёновского Пушкинского р-на Московской обл. (2-я четв XVII в., ЦМиАР) ростовой образ М. обращен в 3/4-развороте вправо. Характеристика облика традиционна: преподобный в монашеских одеждах, куколь на плечах; лик изможденный, с впалыми щеками, округлая борода сужается книзу, разделяясь на 2 пряди. Руки согнуты в локтях в жесте моления. На уровне нимба надпись: «Препбный Михаилъ Кло(п)скiй». Вместе с Ростовскими святыми, свт. Исаией и блж. Исидором М. представлен на иконе-врезке 1-й пол XVII в. (?) (ГИМ). Эта небольшая икона (12,5×9,5 см) является частью деисусного ряда, поступившего в музей в 1922 г. из Оружейной палаты Московского Кремля. В ГИМ хранится прорись XIX в., где М. включен в деисусную композицию «Избранные святые: преподобные Зосима Соловецкий, Михаил Клопский, Савва Вишерский» - все представлены вполоборота влево, в молении, взгляды обращены вверх.
Менее распространенным представляется тип с прямоличным изображением святого. Из наиболее ранних памятников к нему относится икона, происходящая из собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1716, НГОМЗ). Фигура М. представлена фронтально (срез чуть выше колен) на светло-сером фоне. Лик написан живоподобно; у святого русые, короткие, кудрявые волосы, русая же с проседью длинная борода, сужающаяся книзу. Шестиугольная икона обрамлена рамой в виде трилистника. Создание иконы относится ко времени, когда в Антониевом мон-ре находилась резиденция Новгородских викарных епископов (1708-1723); в этот период вели большую работу по устройству обители, в т. ч. обновляли храмовое убранство. К этому же иконографическому типу относится находящаяся в Клопском мон-ре поясная икона XIX в., написанная маслом в неск. упрощенном академическом стиле. Правую руку, согнутую в локте, преподобный почти горизонтально держит у груди, закрывая конец бороды, ладонь левой раскрыта вовне в жесте принятия благодати. Вверху надпись: «Препдбный Михаилъ Клопскiй Новгородскiй».
Фронтальная фигура преподобного в полный рост представлена на иконе кон. XIX - нач. XX в. По стилю она близка к иконам М. И. Дикарёва и О. С. Чирикова, написанными в 90-х гг. XIX в. для домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге. У М. короткие кудрявые волосы с проседью, нос прямой, доходящая до середины груди узкая волнистая борода; правой рукой он благословляет, в опущенной левой держит свиток. В центре верхнего поля, помещено изображение Спаса Нерукотворного.
Иконографический тип святого «в молении» отличается большей вариативностью, чем тип прямоличного изображения. Напр., на иконе XIX в., написанной в пару к иконе прп. Сергия Радонежского (обе в частном собрании), М. показан в рост в 3/4-ном развороте влево, его лик обращен к лучу света. Руки крестообразно сложены на груди в жесте смирения и принятия благодати. Так же, в молении, М. представлен в композиции с видом Клопского мон-ря. Впервые этот извод встречается в росписи на юж. стене Троицкого собора Клопского мон-ря (1-я четв XVIII в.).
Прп. Михаил Клопский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря. 1649 г. Артель Степана Рязанца и Василия Ильина
К этой росписи близка самая ранняя известная икона такого типа в Успенской ц. в дер. Курицко Новгородской обл. (ок. 1865, под записью нач. XXI в.). Икона была заказана для этой церкви крестьянами дер. Любоежа (ОПИ НГОМЗ. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 13-13 об.; см.: Моисеев. 2013). Композиционно икона делится на 2 части. В верхней - представлен М., стоящий на берегу реки на фоне Клопского мон-ря и обращенный в молитве за свою обитель к Св. Троице (т. н. новозаветной; в левом верхнем углу); он держит свиток с текстом: «Не скорбите убо братия моя, но по сему разумейте, аще угодна будет пред Богом молитва моя…» Тут же показано изображение крестного хода: на берегу шествие, направляющееся из ворот мон-ря к реке, скопление лодок с людьми. Это изображение является иллюстрацией крестного хода, к-рый совершался каждый год 23 июня, когда после Божественной литургии из Успенской ц., расположенной на берегу оз. Ильмень, жители окрестных селений шли до р. Веряжи, потом плыли на лодках по реке до Клопского мон-ря, а навстречу им выходил другой крестный ход из мон-ря. В нижней части иконы изображено «Чудо о двух вельможах, судившихся в веси, нарицаемой Курицко», известное по Житию святого. В нем впервые упоминается курицкая Успенская ц. в связи с историей тяжбы о земельных угодьях вельмож Олоферия Ивановича и Ивана Семеновича Лощинского: один из них изображен стоящим перед иконой «Успение Пресв. Богородицы», его правая рука обращена к иконе, левой он указывает на коленопреклоненного вельможу, к-рый тянется к развернутому на земле свитку.
Икона с молящимся М. на фоне мон-ря находилась до революции в Клопском мон-ре (не сохр., фотографию см.: Слезескинский. 1901. Ил. на с. 2): преподобный стоит на берегу реки, в 3/4-ном развороте влево, на др. берегу находится мон-рь, а непосредственно у воды - часовня. Икона М. в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря с клеймами чудес находилась в местном ряду иконостаса (2-я справа от царских врат) иконостаса Троицкого собора Клопского мон-ря (не сохр., фотографию см.: Белков. 1917).
Ряд небольших икон, датируемых кон. XIX - нач. XX в., относятся к паломническим образкам. Напр., 2 иконы (ГИМ; частная коллекция) самого простого письма отличаются лишь в деталях: на 1-й изображены многочисленные постройки обители, а над мон-рем - образ Спасителя в облаках; на 2-й - из монастырских построек показаны только надвратная колокольня и Троицкий собор за стеной, образ Спасителя отсутствует. На еще одной подобной иконе (частное собрание), более искусной по исполнению и написанной на золотом с тиснением фоне, М. стоит перед обителью и молится Тихвинской иконе Божией Матери.
Изображение М. в молении как избранного святого иногда встречается на полях икон, напр. на левом поле иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (3-я четв. XIX в.; собрание В. М. Федотова, см.: Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 1. Ил. 100).
Согласно древнейшей описи Клопского мон-ря, к 80-м гг. XVI в. в старой Троицкой ц. находилась чтимая житийная икона святого, стоявшая в киоте: «Преподобный Михаил, в деянье, обложен серебром, в киоте, а в облацех Троица; у преподобнаго Михаила гривна серебряна басмена, а другая витая, да семнадцать золотых менших» (Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1581/82 г. 2013. С. 148). В 1695 г. уточняется ее местонахождение у раки святого (Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г. 2013. С. 155). Из той же монастырской описи известно еще об одной житийной иконе преподобного, находившейся «в соборной же церкви в пределе Михаила Клопского чюдотворца в деянии писан на золоте, венец серебрян золочен» (Там же. С. 154). Житийная икона М. упоминается в описи имущества 1685 г. ц. вмч. Параскевы Пятницы на Торгу в Вел. Новгороде. В 1671 г. по повелению царя Алексея Михайловича «да у той же церкви приделанъ пределъ и с папертью каменой же во имя преподобнаго отца Михаила Клопскаго, и тот пределъ и паперть покрыта тесомъ подъ одну кровлю скатомъ; а строенъ тотъ пределъ въ 179-м году государевою казною. А образы и Деисусы и всякую церковную утварь в церкви святой великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, и в пределе преподобнаго отца Михаила Клопскаго строили мы, попы, собою лавочными церковными зборными оброчными денгами… В пределе преподобнаго отца Михаила Клопскаго: двери царские и сень и столпцы резные, на краскахъ… Образъ преподобнаго отца Михаила Клопскаго в чюдесехъ писанъ на золоте, пелена выбойчатая. Передъ темъ образомъ ламъпада медная на цепочкахъ» (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 229, 234).
Житийная иконография святого представлена неск. сохранившимися памятниками. Кон. XVII - нач. XVIII в. датируется икона из собрания ГИМ. В среднике М. предстоит в молении перед иконой Св. Троицы в левом верхнем углу, его взгляд сообщается в молитвенном диалоге со взором Ангела Хранителя (крайнего слева) и М. О стиле петровского времени свидетельствуют светотеневая манера письма лично́го с подрумянкой и синими притенениями, «коралловое» строение горок на высоких уступах, высокий горизонт, образованный пологими холмами пейзажа, натурализм исполнения деталей. Преобладающая роль контура, тонкая графика орнаментов, скорописная очерковая манера изображения рук, «строгановский» тип ликов, удлиненные силуэты, композиционное построение на фоне широких арочных проемов храмов свидетельствуют о намеренной архаизации, обусловленной, видимо, копированием древнего образца. По своей упрощенной художественной манере икона принадлежит к монастырским письмам. В иконографической программе сюжетов в клеймах практически не затрагиваются «государственные» темы житийного цикла: объединение Руси, присоединение Новгорода к Москве, родственные связи с великокняжеским домом. В клеймах, согласно житийному повествованию представлена не первая встреча М. со своим родственником, кн. Константином Димитриевичем, на к-рой произошло «узнавание» юродивого старца, а сюжет 2-й встречи с князем, когда преподобный велел князю построить каменный храм. Отсутствуют «пророчества», связанные с Новгородским архиерейским домом, т. е. предречения епископского сана буд. архиепископам Ионе, Евфимию II, Феодосию. Основное повествование составляют сюжеты, посвященные повседневной монашеской жизни и созиданию материального и духовного благополучия мон-ря.
Сцены сгруппированы блоками, с крестообразным выделением центральных клейм в рядах. Приход в мон-рь старца связывается с чудесным изведением источника во время 3-летней засухи. Встреча М. с гонимым братьями кн. Константином Димитриевичем привела к чудесному скорому (60-дневному) строительству и освящению 1-й каменной Троицкой церкви. Центральная группа клейм, рядом со средником, посвящена демонстрации пророческого дара М.: о чуде исцеления провинившегося перед монастырем и покаявшегося посадника Григория Посахно, о пророческом предупреждении враждующим новгородцам, землевладельцам Олоферию Ивановичу и Ивану Семеновичу Лощинскому, и о случившемся во время суда на Куретцком погосте параличе Олоферия Ивановича. Следующий «блок» посвящен смерти праведника и его прославлению, представленный в центральном нижнем клейме торжественным погребением, к-рому как бы предшествуют сюжеты «Погребение игумена Феодосия» (где пропущено чудо прибытия на погребение оленя), «Предречение преподобным места своего погребения рядом с могилой игумена», «Причащение Св. Таин в день своего представления». Завершается житийный цикл посмертным чудом «Спасение от потопления на Северном море новгородского купца Михаила Маркова» и его «Благодарной молитвой преподобному Михаилу Клопскому». Сцена представлена уже в новом Троицком храме, построенном в 1569 г. над ракой преподобного. Каждая композиция отражает документальные реалии ландшафта и ансамбля монастыря, включая изображения р. Веряжи, пощипковые покрытия новгородских фронтонов, фасады столпных деревянных храмов. В частности, в клейме «Судилище вельмож-новгородцев» узнаваемо изображена деревянная Успенская ц. в дер. Курицко, сохранившаяся до наст. времени. Изображение повседневности на иконе выглядит не умозрительно-отвлеченно, а скорее предметно-прагматично. Строгий коричнево-оранжевый монохромный колорит вторит будничной простоте и «реализму» монашеской повседневности: под 2-скатными крышами стоят бревенчатые кельи с суровыми фасадами, украшенными маленькими сев. волоковыми окошками. Узнаваемо изображаются бытовые предметы: новгородские ильменьские соймы, храмовая богослужебная утварь (подсвечник с витой барочной ножкой, подвесная лампада и кадило «на цепях»), невод, круглые валуны для фундамента церкви, блюдо с просфорами, потир с лжицей. Представлено и погребение М. в Клопском мон-ре: тело почившего не лежит под покровом, а завернуто, «спеленато» в мантию, подобно аскетической традиции Востока, что могло быть связано с особым почитанием Коневской иконы Божией Матери - святыни Коневского мон-ря; список с нее и Житие со службой прп. Арсению Коневскому, выходцу с Афона, упоминаются в монастырской описи 1727 г.
Кон. XVIII - нач. XIX в. датируется икона «Прп. Михаил Клопский, со сценами жития» (ГРМ; см.: Святые земли Русской. 2010. С. 61. Ил. 24). В центре средника М. представлен фронтально, стоящим на горке с цветами и травами. Образ аскетический - лицо изможденное, со впалыми щеками и подчеркнутыми скулами; вьющиеся тугими кольцами пряди бороды сходятся в одну на уровне ключиц. Правая рука отведена в сторону, персты сложены именословно, в опущенной левой руке держит свиток с текстом из Послания ап. Павла к Галатам: «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы дховнии исправляите таковаго дхом кротости блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг другу тяготы носите» (Гал 6. 1-2). Над фигурой святого - образ Спасителя в облаках, благословляющего обеими руками. На фоне иконы расположены житийные сцены, разделенные изображением архитектурных построек (не отражают реальный вид монастыря). Поясняющие сюжеты пространные подписи находятся на полях иконы. В 5 клеймах показаны события от появления М. в келье мон-ря, где он переписывал Деяния ап. Павла, его молитва о прекращении бездождия, встреча М. с кн. Константином Димитриевичем, когда тот «от князя познанъ бысть», до преставления чудотворца.
На происходящем из Вяжищского мон-ря складне «Свт. Евфимий Новгородский, с житием» (1654; центральная часть, створки с клеймами жития - XIX в.; НГОМЗ) на правой створке помещено клеймо, иллюстрирующее пророчество М. о поставлении Евфимия на архиерейскую кафедру. М. и свт. Евфимий изображены стоящими в соборе, юродивый старец, обращаясь к собеседнику, показывает на свой клобук на голове.
В Новгородском сборнике (ИРЛИ (ПД). Каликин. № 35), созданном по заказу кн. Юрия Михайловича Одоевского в 1678-1680 гг., когда он был воеводой в Вел. Новгороде, содержатся Житие М., его чудеса и служба М. В тексте помещены миниатюры на житийные сюжеты с изображением прижизненных и посмертных чудес (публикации отдельных миниатюр см.: Юферева. 2015; Туминская. 2016). Преимущественно везде М. показан в 3/4-м повороте, облаченным в розовый или бордовый подрясник, темно-коричневую мантию чуть выше колен, зеленого цвета схиму и куколь. Представлены следующие сюжеты: 1. Пророчество М. об отроке Иване (впосл.Иона, архиепископ Новгородский; Л. 309 об.; на л. 310 текст о приходе в Новгород, в котором М. характеризуется юродивым: «Блаженнаго Михаила узревше уродственно грядуща по улицы, вси дети оставльше игры своя аки на чюдо к Михайлови притекоша, смеющеся о немъ и ругающеся ему…», но на миниатюре он показан в обычном монашеском облачении). 2. М. в мон-ре (Л. 313; показан пишущим в келье Деяния ап. Павла). 3. Кн. Константин Димитриевич узнает за монастырской трапезой в старце своего сродника (Л. 316). 4. Изведение М. источника (Л. 317 об.; М. коленопреклоненно молится, рядом группа монахов, смотрящих на старца с мольбой). 5. Умножение монастырской житницы молитвами М. (Л. 319). 6. Беседа М. с разбойниками (Л. 320 об.; М. изображен перед группой разбойников с мечами, он слушает одного из них и обращается к игумену). 7. Второй приход князя в мон-рь и просьба к нему М. построить каменную Троицкую ц. (Л. 322; по озеру плывет ладья под белым парусом, в ней гора камней для строительства Троицкого собора; на озере большие волны, в виде черных спиралей - эпизод, иллюстрирующий чудо об усмирении М. бури). 8. Пророчество М. игум. Феодосию (Л. 324). 9. Чудо о 2 вельможах (Л. 326). 10. Чудо о попе - М. обличает иерея Никифора в воровстве (Л. 327 об.). 11. Чудо об архиеп. Евфимии - М. уличает архиерея в неправедном поступке (Л. 328). 12. Пророчество М. об архиерейской хиротонии свт. Евфимия Новгородского (Л. 328 об.; М. покрыл голову белым платком, предрекая т. о. будущую архиерейскую хиротонию, святителя). 13. Пророчество и чудо М. о посаднике Григории Посахно (Л. 330 об.; М. в молении иконе Св. Троицы, под иконой лежит молящийся вельможа; вверху - вельможа бьет палкой человека, ловившего по благословению М. рыбу в его угодьях). 14. Посещение Клопского мон-ря кн. Дмитрием Шемякой (Л. 334; художник изобразил одновременно 2 прихода князя в мон-рь: при 1-м князь стоит, при 2-м, после неудачи в междоусобной войне, падает на колени в земном поклоне). 15. Встреча М. со свт. Евфимием, архиеп. Новгородским, в Вяжищском мон-ре (Л. 336 об.; миниатюра предваряет главу «Пророчество святаго о рождении великаго князя Иоанна, и о взятии Великаго Нова града»). 16. Встреча в Клопском мон-ре М. и посадника Ивана Немира (Л. 337 об.). 17. М. подает последнее благословение братии мон-ря (Л. 339). 18 и 19. Посмертные чудеса М. (на миниатюрах не изображен). 20. Чудо святаго о расслабленном (Л. 348 об.; М. является лежащему на одре больному, склоняется над его постелью и благословляет, вверху - исцеленный молится перед ракой М. в Клопском мон-ре).
В монументальной живописи самый ранний образ М., представленного прямолично в рост, сохранился на юж. грани сев.-вост. столба в нижнем ярусе в алтаре Троицкого собора в Александровской слободе (сер.- 2-я пол. XVI в., под записью нач. XXI в.). Лик святого узкий, со впалыми щеками, нос прямой, длинный, брови дугообразные, узкая седая борода опускается чуть ниже середины груди (до поновления она разделялась на 2 пряди с острыми концами, после - концы завиты). Роспись Троицкого собора связана с заказом Иоанна IV Грозного, также как и роспись царского моленного места в Софийском соборе в Вел. Новгороде. Об особом почитании государем М. в сонме Новгородских святых, а также о выделении его обители в ряду других свидетельствует тот факт, что после разгрома Новгорода Иоанн Грозный лишил большинство новгородских мон-рей земельных владений, но только Клопский мон-рь получил от царя новые земли в Поозерье. Кроме того, по велению государя в 1569 г. в обители был возведен новый каменный Троицкий собор, где были положены мощи М., единственного среди местных святых «приходившегося «сродником» вел. князьям Московским; его культ подчеркивал достоинство великокняжеского рода, причастность этого рода к святости» (Сорокатый В. М. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.- 2-й пол. XVI в. // ДРИ: Русское искусство позднего средневековья, XVI в. 2003. С. 246).
На сев. грани юго-вост. столба собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря находится поясное фронтальное изображение святого в овальном медальоне. Роспись была создана в 1649 г. (под записью) по указу царя Алексея Михайловича артелью иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. В правой руке преподобный держит свернутый свиток, кисть согнутой в локте левой опущена, надпись: «Св. Преп. Михаилъ Кло».
Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне мон-ря. Роспись Троицкого собора Клопского мон-ря. 1-я четв. XVIII в.
На юж. стене диаконника Троицкого собора Клопского мон-ря, там, где был придел во имя М., помещена композиция с изображением святого в молении на фоне своей обители. Датировка росписи 1-й четв. XVIII в. основана на сведениях из описи Клопского мон-ря 1727 г. (в описи 1695 упоминания нет): «А та соборная церковь и пределъ Михаила Клопскаго подписаны настенным письмом» (Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г. 2013. С. 173). До настоящего времени роспись плохо сохранилась; нижняя часть фигуры М. утрачена. Он изображен в 3/4-ном повороте в молении Св. Троице в облаках над мон-рем. Постройки обители воспроизведены достаточно точно и подробно: Троицкий собор (приделы и пощипковое покрытие), за ним Никольская церковь с трапезной, деревянные кельи, амбары, башни и монастырская ограда. Иконы с изображением М. на фоне мон-ря могут восходить к этой росписи.
В описи Клопского м-ря 1581/82 гг. в старой Троицкой ц. упоминается «надъ чюдотворцом рака резана, образ преподобнаго Михаила Клопскаго чюдотворца, золочена, да приволока на нёмъ камка узорчата на таусинной земле, шолк жолт, а опушка у приволоки камка зелена» (Опись имущества Троицкого Клопского м-ря 1581/82 г. 2013. С. 148). В описи Новгорода 1617 г. отмечена «рака древяна резная позолочена, покрыта покровом, а на раке вырезан образ Михаила Клопскаго чюдотворца, а мощи лежат под спудом» (Описи Новгорода 1617 г. 1984. С. 95).
Единственная, сохранившаяся до наст. времени рельефная фигура М. датируется О. В. Клюкановой 1569 г. (ГРМ; см.: Русские мон-ри. 1997), в описи Клопского мон-ря 1695 г. она не упоминается. Рельеф представляет собой деревянную фигуру в подряснике, мантии, схиме с куколем, опущенным на плечи. Наиболее детально вырезаны лик и руки. У святого широкие скулы, большие миндалевидные глаза, широкий нос (частично утрачен), длинная борода. Мастерски вырезана правая рука: резчик пластично передает сложную форму кисти в жесте благословения, детально проработав каждую фалангу пальцев; левая рука, со свитком, показана обобщенно. Одежда проработана графично, отдельными линиями. Раскраска сохранилась фрагментарно.
В описи Клопского м-ря 1811 г. приводится описание раки М.: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ преподобнаго Михаила и на нем подпись». В описи сказано, что устроителем раки в 1806 г. был игум. Герасим (Гайдуков), однако сам игум. Герасим сообщает, что рака была действительно создана в тот год, но «тщанием игумена Паисия» (Герасим (Гайдуков). 1815. С. 4). Упоминаемый в описи 1811 г. отлитый (скорее всего из бронзы) образ М. не сохранился.
На раке преподобного, согласно описи мон-ря 1695 г., находился «покровъ, шитъ образ Михаила Клопскаго разными шелки, а поля и венецъ шиты золотомъ и серебромъ в ломъ, а около покрова по опушке шито золотъ тропарь и кондак Михаилу Клопскому, подложенъ тотъ покровъ дорогами двоеличными. Дача тотъ покровъ бояринъ Ильи Даниловича Милославского» (Опись имущества Троицкого Клопского м-ря 1695 г. 2013. С. 155). В описи также упоминаются поручи святого, у к-рых «отласъ зеленой опушены отласомъ черленымъ, а на нихъ нашито Спасовъ образъ, да Пречистые Богородицы, да Иоаннъ Предтеча, Никола Чюдотворец, Михайло Клопский… шиты золотомъ и серебромъ, около венцов низано жемчюгомъ среднимъ въ одну нить» (Там же). Шитый образ М. вошел в программу изображений на саккосе патриарха Никона, выполненного в 1655 г. мастерицами Царицыной мастерской палаты (Оружейная палата, ГММК),- помещен на подольнике (кайме) саккоса, фронтально (чуть ниже пояса), в монашеских одеждах.
Образ М. в молении на фоне мон-ря представлен в гравюрах, напр. в изд. «Житие прп. отца нашего Михаила Клопскаго…» (М., 1900; Новг., 2014п). В XVIII в. появился иной тип гравюр с видами монастырей и их святых заступников и молитвенников. Основную часть композиции занимает изображение мон-ря, а фигуры святых - небольшие. Молящийся в облаках Св. Троице М. с изображением Клопского мон-ря представлен на литографии 1807-1808 гг.; он стоит на коленях в 3/4-ном развороте влево, правая ладонь прижата к груди, левая опущена и обращена к Св. Троице (НГОМЗ; датировку см.: Кукарцева. 2013. С. 188. Прим. 29; опубл.: Секретарь. 2007. Ил. 4). Гравюра на металле с подобным изображением вшита в виде фронтисписа в кн. «Служба преподобному Михаилу Клопскому» (1816, НГОМЗ; см.: Кукарцева. 2013. С. 188. Примеч. 29) - М. также в коленопреклоненном молении (вправо) Св. Троице, руки протянуты вперед, расчесанные на прямой пробор длинные вьющиеся волосы лежат на плечах, короткая борода разделена на 2 пряди.
Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Фрагмент Святцев на январь. 1722 г. Гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ)
С нач. XVII в. встречаются композиции с избранными Новгородскими святыми и святыми, особо почитаемыми в Новгороде. На иконе 1-й четв. XVII в. (собрание К. В. Воронина; см.: Шесть веков русской иконы: Новые открытия. М., 2007. Кат. № 14. С. 30), происходящей из Успенской ц. в дер. Курицко, связанной еще со времен жизни М. с Клопским мон-рем. Композиционный центр иконы - изображение моления пред образом Св. Троицы с гостеприимством Авраама (вверху), прп. Антония Сийского (в медальоне справа) и М. (в медальоне слева; оба подвизались в мон-рях, посвященных Св. Троице); в нижней части иконы - ростовые образы вмч. Димитрия Солунского, свт. Никиты Новгородского, арх. Михаила, свт. Иоанна Новгородского, свт. Моисея, архиеп. Новгородского, и прор. Илии. К нач. XIX в. относится происходящая из г. Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев Ярославской обл.) Тихвинская икона Божией Матери с избранными новгородскими святыми (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». СПб., 1995. С. 221). М. помещен на нижнем поле между преподобными Антонием Римлянином и Варлаамом Хутынским. В этом же ряду, крайним справа, изображен блж. Николай Качанов. На иконе 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) с изображением в верхней части огненного восхождения прор. Илии, а в нижней - Казанской иконы Божией Матери, образ М. помещен внизу, в ряду избранных святых вместе с неизвестным святым и прп. Антонием Римлянином. Вместе с прп. Антонием Леохновским М. представлен на иконе XIX в. (НГОМЗ; возможно, список иконы с изображением новгородских святых в молении - часть фигуры М. срезана) - оба в рост, у М. правая рука с четками на груди, смотрит вниз, прп. Антоний - вверх. Ряд икон с избранными святыми без связи с новгородской темой представляют собой семейные иконы святых, тезоименитых заказчикам, напр.: Ангел-хранитель и М. в предстоянии Господу Вседержителю (1-я четв. ХIХ в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. СПб., 2008. С. 56); мц. София и М. (руками опирается на посох перед собой), предстоящие Спасителю на иконе худож. М. И. Кошкарёва (1888, частное собрание); мц. Александра и М. в предстоянии Божией Матери (1912, ГосНИИР); мц. Александра, М. (в среднике) и святые Лидия и Евстолия (в медальонах в углах иконы) (нач. XX в.; частное собрание).
Прп. Михаил Клопский. Икона из деисусного чина. 2-я четв. XVII в. (ЦМиАР)
В кон. XVII в. появляются иконы «Собор Новгородских святых». Вне зависимости от состава святых на всех есть образ М. Напр., на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) его ростовая фигура показана в группе преподобных в 1-м ряду, крайней справа, за прп. Варлаамом Хутынским; руки в молении. На иконе кон. XVII в. (частное собрание) он изображен в правой группе во 2-м ряду, 2-м от центра, между свт. Симеоном, архиеп. Новгородским, и прп. Саввой Вишерским. На иконе «Образ Новгородских святых (Новгородское древо)» письма попа Георгия (1726, ГИМ) М. помещен слева на 2-й ветви снизу 2-м от центра, между прп. Александром Свирским и прп. Антонием Римлянином; на иконе того же извода и того же мастера (1728, ГТГ) М.- также слева, но на 4-й ветви, 3-й от центра, между прп. Александром Свирским и прп. Нилом Столобенским; на иконе «Образ Новгородских чудотворцев» (2-я пол. XVIII в., ГИМ) - в правой группе, 1-й в 3-м ряду; на иконе «Новгородские святые в молении перед иконой Софии Премудрости Божией» (2-я пол XIX в., НГОМЗ) - в левой группе святых, последний в 3-м ряду, за блж. Иаковом Боровичским; на иконе «Образ святых Новгородских чудотворцев с Иоакимом и Анной, и Ангелом хранителем» (XIX в., НГОМЗ) - в левой группе во 2-м ряду, 2-й от центра, между преподобными Антонием Римлянином и Исидором Пелусиотом; на эмалевой иконе (XIX в., СПГИАХМЗ) - в левой группе святых, во 2-м ряду, 2-й от центра, между преподобными Антонием Леохновским и Саввой Вишерским.
М. изображен на иконе «Собор Русских святых» (1-я треть XIX в., ГМИР) - в правой группе святых, в 3-м ряду, 7-й от центра, рядом с прп. Савватием Соловецким.
В Выговской пуст. появился особый извод композиции «Образ всех российских чудотворцев». Погрудный образ М. в группе преподобных имеет устойчивое расположение - в правой группе святых, во 2-м ряду, 3-й от центра, между преподобными Макарием Калязинским и Ефремом Перекомским; на иконах: нач. XIX в. (МИИРК) - персты правой руки сложены именословно, левая в молении; кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ); 1814 г. работы иконописца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453); сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 72-73. Кат. 62).
Образ М. встречается на минейных иконах на январь, начиная с кон. XVI в. (напр., на иконе из Музея П. Д. Корина, ГТГ); обычно представлен фронтально или обращенным к прп. Феодосию Великому. Первый вариант представлен на январских минеях: сер. XVII в. (ГТГ; см.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 287-288); 1772 г. работы иконописца В. М. Золотарёва (ВГИАХМЗ); 2-й пол. XIX в. работы мстёрского мастера (ГИМ). Второй вариант - на иконах: 1697 г. иконописца Кирилла Уланова (ГТГ; см.: Там же. С. 403-404) - правая рука в жесте обращения, левая скрыта под мантией; 1701 г. иконописца И. М. Угрюмова (ГТГ; см.: Там же. С. 389-390). На палехской иконе нач. XIX в. (ГИМ) М. изображен между преподобными Феодосием Великим и Феодосием Антиохийским; обращен к 1-му.
Образ святого в гравированных святцах также представлен в 2 типах - фронтально и в 3/4-ном повороте; основные различия касаются положения рук. На листе на январь в святцах работы Г. П. Тепчегорского (1713, ГИМ; 1722 - с ракраской, ГЛМ, РГБ) - показан фронтально, в левой руке держит свернутый свиток, на к-рый указывает перстом правой; образ написан в реалистической манере: мягкие складки одеяния и пушистые бороды моделированы светотенью. Изображение М. не отличается искусной прорисовкой, но передает характерные черты М., такие как выступающие скулы и впалые щеки, сохранилось на пробном оттиске святцев 1722 г. (РГБ) гравера В. А. Киприянова. Тот же фронтальный тип изображения передан в ряде печатных святцев: кон. XVIII в.- руки у груди, в правой - свиток, перст левой направлен вниз; 1833 г.- руки прижаты друг к другу, палец правой указывает вправо, в левой, видимо, предполагалось изображение свитка; 30-х гг. XIX в. гравера И. Куликова (перегравировка),- перстом правой руки указывает на свиток в левой; лубок 20-30-х гг. XIX в. (вариант гравюры Тепчегорского, левый перевод); иллюминированная гравюра по металлу 10-40-х гг. XIX в.- правая рука раскрыта, левая прижата к груди; 10-40-х гг. XIX в.- аналогичные предыдущим, без раскраски; 1888 г., типография А. А. Стрельцова в Москве - руки скрещены на груди; хромолитография 1897 г.- правая рука у груди в жесте принятия благодати, левая опущена вниз. Все хранятся в ГИМ.
Обращенным к прп. Феодосию Великому М. изображен на листе на январь: в святцах работы гравера И. К. Любецкого (1730; РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 35.5); в святцах 10-х гг. XIX в. (ГИМ).