Преподобный Меркурий Печерский, епископ Смоленский. Православная энциклопедия
МЕРКУРИЙ
Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Икона. Сер. XIX в. Ближние пещеры Киево-Печерской лавры
Сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (?). М. не упоминается не только в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского, но и ни в одном древнерусском источнике, включая летописи. В летописных списках Смоленских епископов (XV-XVI вв.) он также не указан (см., напр.: ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII; Т. 18. С. 23 и др.).
Согласно монастырскому преданию, после кончины М. в Смоленске его тело чудесным образом приплыло к Киево-Печерскому мон-рю по Днепру. В службе преподобным Ближних пещер М. прославляется в 7-м тропаре 6-й песни канона: «Слава Смоленскому граду, Меркурий пастырь, пастырей Начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лика преподобных Печерских, темже по смерти чудотворне приплы в кладе (колоде, гробу.- М. П.), и в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными во славе вечной» (Минея (МП). Сент. С. 826). Впервые сообщение о находящемся в пещерах Киево-Печерского мон-ря некоем нетленном теле, к-рое приплыло вниз по Днепру из Смоленска и пристало к берегу под стенами Киево-Печерского монастыря, встречается в 1594 г. в «Дневнике» австр. дипломата Э. Ласоты фон Штеблау (см.: Сб. для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Ч. 2. С. 18-21; Дива печер. 1997. С. 41). Когда эти мощи были отождествлены с М., остается неизвестным.
М. не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Киево-Печерских пещерах, а также не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (хотя там перечисляется целый ряд почивающих в киевских пещерах церковных иерархов). Впервые мощи М. указаны на планах Ближних пещер 1744-1769 гг. (Дива печер. С. 127).
Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент гравюры. 1756 г. Гравер Василий Белецкий (РГБ)
Затруднения в отождествлении М. с одним из исторических лиц в XIX в. приводили к тому, что интерпретации и домыслы некоторых авторов нередко выдавались ими как установленные исторические факты. В «Истории российской иерархии» (1807) М. был указан 6-м Смоленским епископом после Симеона, упоминаемого в летописи под 1197 г. (ИРИ. Т. 1. С. 160-161; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 702); в «Словаре историческом рус. святых» (1836) также отмечалось, что «когда (М.- М. П.) хиротонисан, неизвестно», но «он был преемником епископа Смоленского Симона, о к-ром говорится, что в 1097 г. (правильно в 1197 г.- М. П.) погребал он князя Смоленского Давида Ростиславича; следственно, Меркурий жил в XII столетии» (СИСПРЦ. 1836. С. 181). Между тем и по летописным данным, и по списку-помяннику Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (ГИМ. Син. № 377. Л. 226 об., ок. 1518 г.) преемником Симеона был свт. Игнатий; М. в помяннике не упоминается (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224).
Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что М.- Смоленский епископ, «убиенный от татарского хана Батыя в 1247 г.» (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109). Гр. М. В. Толстой считал, что М. «жил в XIII в. и вместе со своею паствою испытал ужасы нашествия Батыя» (Описание о российских святых. С. 13). Того же мнения придерживался и архиеп. Филарет (Гумилевский): «Не сомневаемся,- писал он,- что святой епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 года без имени его»; церковный историк полагал также, что М. «на смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря... До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где по примеру других питомцев пещеры нашел себе и последний покой» (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527). Однако, согласно упоминавшемуся списку-помяннику Смоленских владык, преемником еп. Смоленского Лазаря был Афанасий (поставлен в 1225/26 г.). Афанасий или следующий за ним епископ, Иоанн, видимо, и был Смоленским архиереем времени Батыева нашествия (см. также: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 212).
Архим. Леонид (Кавелин) относил М. к Печерским святым, к-рые «почивают открыто или видимо в Антониевых пещерах»; он также предполагал, что М. умер «в нашествие Батыево в 1239 г.» (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13), 1239 г. датировал кончину М. и архиеп. Сергий (Спасский) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 293). Но по достоверным историческим сведениям Смоленск Батыем не осаждался; пострадали только некоторые местности Смоленского княжества. Вероятно, кончина М. относилась церковными авторами XIX в. к 1239 г. из-за параллельно существовавшего почитания св. Меркурия Смоленского, по позднейшей «Повести о Меркурии Смоленском» (списки не ранее XVI в.) воина, погибшего при защите Смоленской земли от монголо-татарского войска.
В «Словаре историческом о русских святых» указано, что память М. «совершается в Киево-Печерской лавре 27 августа» (СИСПРЦ. 1836. С. 181); архиеп. Филарет (Гумилевский), однако, отмечал, что особого дня памяти М. не имел, его память празднуется одновременно с памятью всех святых, почивающих в Антониевых (Ближних) пещерах, в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527); митр. Евгений (Болховитинов) и еп. Димитрий (Самбикин) указывали день его памяти 24 нояб., она праздновалась одновременно с днем памяти мч. Меркурия Смоленского и прп. Меркурия Киево-Печерского, почивающего в Дальних пещерах (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 128).
Празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня было установлено в 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Иконография
Святые Ефрем, еп. Переяславский, Меркурий, еп. Смоленский, Симеон, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Описание облика М. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без даты памяти) приведено в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике): «Сед, брада кудревата до персей, мало продолговата, власы с ушей, в шапке и во амфоре, риза: мантия со источники, багор темен, испод празелень» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 310 об.- «правыя страны», 9-й); более нигде не встречается.
В Ближних (Антониевых) пещерах находится икона с единоличным образом М. Она помещена в киот на стене рядом с местом захоронения М., к-рое расположено на закрытом участке пещер (т. н. участке Меркурия). Икона написана масляными красками по металлу киевским мастером ок. сер. XIX в. Святой представлен фронтально в рост, его облачение составляют ряса, архиерейская мантия красного цвета со скрижалями и потоками, поверх нее - омофор, на голове митра; М.- муж преклонных лет, благообразный, с правильными чертами лица, волосы седые, вьющиеся, средней длины клиновидная борода разделена на конце на 2 «космочки»; правой рукой именословно благословляет, в левой держит жезл (без сулока).
К наиболее ранним относятся изображения М. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование к-рой было инициировано процессом соборной канонизации печерских чудотворцев во 2-й пол. XVII в. М. находится в левой группе преподобных, почивающих в Ближних пещерах, и в соответствии с иерархией церковного сана его фигура занимает место в 1-м ряду «пятерицы», во главе с прп. Антонием Киево-Печерским (М. предпоследний, перед ним святые Михаил, митр. Киевский, и Симеон, еп. Суздальский, за ним Ефрем, еп. Переяславский). Как и др. иерархи (кроме митр. Михаила), М. изображен в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения М. в данной композиции является жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа М., является постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до кон. XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506; № 1507 - с датировкой кон. XVII в.): напр., на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ); на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). Изменения в иконографии святого появляются, очевидно, в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) у М. оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у др. архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах 1-й трети и 1-й четв. XIX в. (ГЛМ; РГБ) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (РГБ) правая рука М. лежит на ладони левой и т. д.
К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в т. ч. с характерным жестом М., относятся иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); XVIII в. (в среднике 3-створчатого складня, створки XIX в., ЦМиАР); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 2-й пол. XIX в. из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.) (собрание Ф. Р. Комарова) и др. На иконе сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. монастыря в Александрове) в правой руке святого жезл (у др. архиереев его нет), на груди поверх омофора панагия; на иконе 1-й пол. XIX (ЦМиАР) правая рука М. в молении (жест орации). Образ М. узнаваем и при отсутствии надписи, в. т. ч. благодаря сохранению жеста правой руки (лежит на груди), напр., на небольших эмалевых иконах XIX в., заказываемых Киево-Печерской лаврой в качестве паломнических образков в мастерских Ростова (эмалевая иконка 2-й пол. XIX в., ЦМиАР).
В составе избранных святых М. представлен на иконе-мощевике (ставротеке) 30-х - 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица для хранения св. мощей. Изображение св. епископа представлено в нижнем левом медальоне (всего 4), врезанном в основание доски с мощевиком в центре. Парным М. является образ сщмч. Автонома, еп. Вифинского. Можно полагать, что художник был знаком с иконографией епископа, поскольку М. изображен в традиционном для него облачении (мантии), однако без омофора и в белом клобуке; правой рукой он благословляет, опущенная левая отведена в сторону.
В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): старец с клиновидной средней длины бородой, вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, в митре с меховой опушкой; в руках держит крест. Образ М. был включен в программу декора 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве: поясное изображение, написанное худож. Д. Н. Мартыновым, находилось на пилястре юж. части зап. крыла собора (первоначальные материалы не сохр., выполнено по новому эскизу А. В. Чарина, А. Л. Иванова и А. В. Чувина, 90-е гг. XX в.). Предположительно М.- один из 5 святителей, изображенных при входе в лавру в композиции «Собор чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах» в стенописи 1900-1902 гг. (мастер В. Д. Сонин).