Преподобный Меркурий Печерский, епископ Смоленский. Православная энциклопедия

Преподобный Меркурий Печерский, епископ Смоленский. Православная энциклопедия

МЕРКУРИЙ

Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Икона. Сер. XIX в. Ближние пещеры Киево-Печерской лавры

Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Икона. Сер. XIX в. Ближние пещеры Киево-Печерской лавры

Сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (?). М. не упоминается не только в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского, но и ни в одном древнерусском источнике, включая летописи. В летописных списках Смоленских епископов (XV-XVI вв.) он также не указан (см., напр.: ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII; Т. 18. С. 23 и др.).

Согласно монастырскому преданию, после кончины М. в Смоленске его тело чудесным образом приплыло к Киево-Печерскому мон-рю по Днепру. В службе преподобным Ближних пещер М. прославляется в 7-м тропаре 6-й песни канона: «Слава Смоленскому граду, Меркурий пастырь, пастырей Начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лика преподобных Печерских, темже по смерти чудотворне приплы в кладе (колоде, гробу.- М. П.), и в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными во славе вечной» (Минея (МП). Сент. С. 826). Впервые сообщение о находящемся в пещерах Киево-Печерского мон-ря некоем нетленном теле, к-рое приплыло вниз по Днепру из Смоленска и пристало к берегу под стенами Киево-Печерского монастыря, встречается в 1594 г. в «Дневнике» австр. дипломата Э. Ласоты фон Штеблау (см.: Сб. для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Ч. 2. С. 18-21; Дива печер. 1997. С. 41). Когда эти мощи были отождествлены с М., остается неизвестным.

М. не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Киево-Печерских пещерах, а также не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (хотя там перечисляется целый ряд почивающих в киевских пещерах церковных иерархов). Впервые мощи М. указаны на планах Ближних пещер 1744-1769 гг. (Дива печер. С. 127).

Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент гравюры. 1756 г. Гравер Василий Белецкий (РГБ)

Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент гравюры. 1756 г. Гравер Василий Белецкий (РГБ)

Затруднения в отождествлении М. с одним из исторических лиц в XIX в. приводили к тому, что интерпретации и домыслы некоторых авторов нередко выдавались ими как установленные исторические факты. В «Истории российской иерархии» (1807) М. был указан 6-м Смоленским епископом после Симеона, упоминаемого в летописи под 1197 г. (ИРИ. Т. 1. С. 160-161; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 702); в «Словаре историческом рус. святых» (1836) также отмечалось, что «когда (М.- М. П.) хиротонисан, неизвестно», но «он был преемником епископа Смоленского Симона, о к-ром говорится, что в 1097 г. (правильно в 1197 г.- М. П.) погребал он князя Смоленского Давида Ростиславича; следственно, Меркурий жил в XII столетии» (СИСПРЦ. 1836. С. 181). Между тем и по летописным данным, и по списку-помяннику Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (ГИМ. Син. № 377. Л. 226 об., ок. 1518 г.) преемником Симеона был свт. Игнатий; М. в помяннике не упоминается (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224).

Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что М.- Смоленский епископ, «убиенный от татарского хана Батыя в 1247 г.» (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109). Гр. М. В. Толстой считал, что М. «жил в XIII в. и вместе со своею паствою испытал ужасы нашествия Батыя» (Описание о российских святых. С. 13). Того же мнения придерживался и архиеп. Филарет (Гумилевский): «Не сомневаемся,- писал он,- что святой епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 года без имени его»; церковный историк полагал также, что М. «на смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря... До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где по примеру других питомцев пещеры нашел себе и последний покой» (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527). Однако, согласно упоминавшемуся списку-помяннику Смоленских владык, преемником еп. Смоленского Лазаря был Афанасий (поставлен в 1225/26 г.). Афанасий или следующий за ним епископ, Иоанн, видимо, и был Смоленским архиереем времени Батыева нашествия (см. также: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 212).

Архим. Леонид (Кавелин) относил М. к Печерским святым, к-рые «почивают открыто или видимо в Антониевых пещерах»; он также предполагал, что М. умер «в нашествие Батыево в 1239 г.» (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13), 1239 г. датировал кончину М. и архиеп. Сергий (Спасский) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 293). Но по достоверным историческим сведениям Смоленск Батыем не осаждался; пострадали только некоторые местности Смоленского княжества. Вероятно, кончина М. относилась церковными авторами XIX в. к 1239 г. из-за параллельно существовавшего почитания св. Меркурия Смоленского, по позднейшей «Повести о Меркурии Смоленском» (списки не ранее XVI в.) воина, погибшего при защите Смоленской земли от монголо-татарского войска.

В «Словаре историческом о русских святых» указано, что память М. «совершается в Киево-Печерской лавре 27 августа» (СИСПРЦ. 1836. С. 181); архиеп. Филарет (Гумилевский), однако, отмечал, что особого дня памяти М. не имел, его память празднуется одновременно с памятью всех святых, почивающих в Антониевых (Ближних) пещерах, в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527); митр. Евгений (Болховитинов) и еп. Димитрий (Самбикин) указывали день его памяти 24 нояб., она праздновалась одновременно с днем памяти мч. Меркурия Смоленского и прп. Меркурия Киево-Печерского, почивающего в Дальних пещерах (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 128).

Празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня было установлено в 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.


Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

Иконография

Святые Ефрем, еп. Переяславский, Меркурий, еп. Смоленский, Симеон, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Святые Ефрем, еп. Переяславский, Меркурий, еп. Смоленский, Симеон, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Описание облика М. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без даты памяти) приведено в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике): «Сед, брада кудревата до персей, мало продолговата, власы с ушей, в шапке и во амфоре, риза: мантия со источники, багор темен, испод празелень» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 310 об.- «правыя страны», 9-й); более нигде не встречается.

В Ближних (Антониевых) пещерах находится икона с единоличным образом М. Она помещена в киот на стене рядом с местом захоронения М., к-рое расположено на закрытом участке пещер (т. н. участке Меркурия). Икона написана масляными красками по металлу киевским мастером ок. сер. XIX в. Святой представлен фронтально в рост, его облачение составляют ряса, архиерейская мантия красного цвета со скрижалями и потоками, поверх нее - омофор, на голове митра; М.- муж преклонных лет, благообразный, с правильными чертами лица, волосы седые, вьющиеся, средней длины клиновидная борода разделена на конце на 2 «космочки»; правой рукой именословно благословляет, в левой держит жезл (без сулока).

К наиболее ранним относятся изображения М. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование к-рой было инициировано процессом соборной канонизации печерских чудотворцев во 2-й пол. XVII в. М. находится в левой группе преподобных, почивающих в Ближних пещерах, и в соответствии с иерархией церковного сана его фигура занимает место в 1-м ряду «пятерицы», во главе с прп. Антонием Киево-Печерским (М. предпоследний, перед ним святые Михаил, митр. Киевский, и Симеон, еп. Суздальский, за ним Ефрем, еп. Переяславский). Как и др. иерархи (кроме митр. Михаила), М. изображен в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения М. в данной композиции является жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа М., является постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до кон. XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506; № 1507 - с датировкой кон. XVII в.): напр., на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ); на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). Изменения в иконографии святого появляются, очевидно, в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) у М. оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у др. архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах 1-й трети и 1-й четв. XIX в. (ГЛМ; РГБ) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (РГБ) правая рука М. лежит на ладони левой и т. д.

К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в т. ч. с характерным жестом М., относятся иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); XVIII в. (в среднике 3-створчатого складня, створки XIX в., ЦМиАР); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 2-й пол. XIX в. из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.) (собрание Ф. Р. Комарова) и др. На иконе сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. монастыря в Александрове) в правой руке святого жезл (у др. архиереев его нет), на груди поверх омофора панагия; на иконе 1-й пол. XIX (ЦМиАР) правая рука М. в молении (жест орации). Образ М. узнаваем и при отсутствии надписи, в. т. ч. благодаря сохранению жеста правой руки (лежит на груди), напр., на небольших эмалевых иконах XIX в., заказываемых Киево-Печерской лаврой в качестве паломнических образков в мастерских Ростова (эмалевая иконка 2-й пол. XIX в., ЦМиАР).

В составе избранных святых М. представлен на иконе-мощевике (ставротеке) 30-х - 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица для хранения св. мощей. Изображение св. епископа представлено в нижнем левом медальоне (всего 4), врезанном в основание доски с мощевиком в центре. Парным М. является образ сщмч. Автонома, еп. Вифинского. Можно полагать, что художник был знаком с иконографией епископа, поскольку М. изображен в традиционном для него облачении (мантии), однако без омофора и в белом клобуке; правой рукой он благословляет, опущенная левая отведена в сторону.

В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): старец с клиновидной средней длины бородой, вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, в митре с меховой опушкой; в руках держит крест. Образ М. был включен в программу декора 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве: поясное изображение, написанное худож. Д. Н. Мартыновым, находилось на пилястре юж. части зап. крыла собора (первоначальные материалы не сохр., выполнено по новому эскизу А. В. Чарина, А. Л. Иванова и А. В. Чувина, 90-е гг. XX в.). Предположительно М.- один из 5 святителей, изображенных при входе в лавру в композиции «Собор чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах» в стенописи 1900-1902 гг. (мастер В. Д. Сонин).



Проповеди на праздники:

Наверх