Преподобный Иосиф Песнописец. Православная энциклопедия
ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ
[греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ ὑμνογράφος] († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.).
Житие
И. П. было написано иером. Феофаном, учеником святого, сменившим его на посту игумена к-польского монастыря ап. Варфоломея. Его отождествление с сицилийцем-гимнографом Феофаном в наст. время признано неверным. А. И. Пападопуло-Керамевс считал, что Житие было составлено ок. 900 г., Ж. да Коста Луйе - ок. 898 г., Д. Стьернон - чуть позже, в нач. X в. Др. Житие И. П. было написано Иоанном Диаконом на основе предыдущего Жития с привлечением дополнительных источников. По мнению да Коста Луйе, оно было создано в X-XI вв.; В. Грюмель датировал его 2-й пол. XI в. Данное Житие содержит анахронизмы (напр., прибытие И. П. в К-поль отнесено ко времени правления Льва V Армянина (813-820), а не Феофила (829-842) (PG. 105. Col. 953)). В сер. XIV в. Феодор Педиасим составил Похвальное слово в честь И. П.
И. П. род. на о-ве Сицилия (по мнению О. Каетана, в Сиракузах, по мнению Е. Томадакиса, в Палермо) между 810 и 818 гг., наиболее часто в качестве даты рождения святого указывается 816 г. Его родители, Плотин и Агафия, были богаты и благочестивы. С детства И. П. любил пост и воздержание, уклонялся от развлечений и прилежно изучал Свящ. Писание. Во время завоевания арабами Сицилии (в 827 началось араб. вторжение на остров, в 831 был взят Палермо) семья переселилась на Пелопоннес. В возрасте 15 лет И. П. отправился в Фессалонику, принял там постриг в одном из мон-рей и вел строгую подвижническую жизнь, занимаясь в числе прочих послушаний переписыванием книг. В Житии, составленном Феофаном, название мон-ря не уточняется. В Житии авторства Иоанна Диакона сказано, что И. П. подвизался в мон-ре Латому (ныне Осиос Давид) (PG. 105. Col. 945).
Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г.
Согласно Житию, составленному Феофаном, и Похвальному слову Феодора Педиасима, И. П. обучился риторике и философии (Theodori Pediasimi. 1899. P. 3; Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 4). По настоянию игумена и братии он был рукоположен во пресвитера Фессалоникийским архиепископом. Во 2-й пол. 30-х гг. IX в. в Фессалонику прибыл прп. Григорий Декаполит и прожил в этом городе 3 года. Он полюбил И. П. за добродетели и сделал его своим учеником. В Житии прп. Григория Декаполита, однако, говорится, что преподобный жил в фессалоникийском мон-ре св. Мины (Dvornik F. La Vie de St. Grégoire le Décapolite et les Slaves Macédoniens au IXe siècle. P., 1926. Р. 58). Когда Григорий Декаполит решил отправиться в К-поль, то попросил игумена и братию отпустить с ним И. П.
Прибытие прп. Григория Декаполита в столицу Стьернон и Томадакис относят примерно к 840 г., что не совсем точно: из биографии этого святого известно, что в последние годы жизни он дважды побывал в К-поле: в 837-839 гг. и в 841-842 гг. Видимо, имеется в виду его 1-е путешествие, т. к. в 841 г. он уже был тяжело болен, а в Житии авторства Иоанна Диакона говорится, что в столице прп. Григорий Декаполит, «облекшись во броню веры, проповедовал по всему городу» против иконоборческой ереси (PG. 105. Col. 953).
Согласно Житию, составленному Феофаном, прп. Григорий Декаполит и И. П. поселились при ц. сщмч. Антипы (Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 5), согласно Житию авторства Иоанна Диакона - при ц. мучеников Сергия и Вакха (PG. 105. Col. 953). Во всех монашеских добродетелях И. П. старался подражать своему наставнику. Оба отстаивали почитание икон и призывали христиан не сомневаться в догматах веры. Т. к. в это время усилились гонения иконоборцев, прп. Григорий по просьбе православных отправил И. П. к Римскому папе, чтобы известить его о происходящем (841). Во время путешествия в Рим корабль, на к-ром плыл И. П., был захвачен араб. пиратами, и святой был увезен пленником на Крит. В темнице, находясь в оковах, он утешал боговдохновенными речами товарищей. Среди них был епископ, к-рый был готов поддержать иконоборцев. И. П. укрепил его в вере. Впосл., когда арабы принуждали епископа отречься от Христа, тот не предал своей веры и стойко принял мученическую смерть.
Однажды ночью в темнице И. П. явился свт. Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на к-ром было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого он получил дар слова, т. к. ему было суждено утверждать в вере православных. Согласно Житию, составленному Феофаном, свт. Николай Чудотворец возвестил И. П. скорое освобождение, через нек-рое время тот действительно был выкуплен из плена (Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 6). По Житию авторства Иоанна Диакона, святитель сам освободил И. П.- чудесным образом перенес его в окрестности К-поля (PG. 105. Col. 960). И. П. уже не застал в живых прп. Григория Декаполита. Он поселился вместе с его учеником прп. Иоанном (пам. 11, 18 апр.) при ц. сщмч. Антипы. Возможно, мон. Иосиф, участвовавший в перенесении мощей прав. Евдокима в К-поль (после 842), является одним лицом с И. П.
После того как скончался прп. Иоанн (в 845, по мнению Томадакиса, ок. 850, согласно Стьернону), И. П. прожил 5 лет при ц. свт. Иоанна Златоуста, к нему присоединилось множество учеников, и там возник монастырь со скрипторием. Затем он переселился в уединенное место за городом, где построил ц. во имя ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, перенес в нее мощи преподобных Григория и Иоанна и основал монастырь.
Посвящение мон-ря ап. Варфоломею связано с тем, что, по словам Жития, еще будучи в Фессалонике, И. П. получил от одного добродетельного мужа часть мощей этого святого. Однако нек-рые исследователи предполагают, что И. П., будучи уроженцем Сицилии, привез эту реликвию оттуда (до 839 мощи находились на о-ве Липари близ Сицилии) (Лопарев. 1914. С. 226-227; Janin. Églises et monastères. P. 57). И. П. особо почитал ап. Варфоломея и неск. раз видел его во сне. Желая почтить апостола хвалебными песнопениями, И. П. усердно молился и постился в течение 40 дней, прося даровать ему премудрость для создания достойных хвалебных стихов. Накануне дня памяти прп. Григория Декаполита в алтаре И. П. явился ап. Варфоломей, облаченный в белые ризы. Взяв с престола св. Евангелие, апостол приложил его к груди преподобного со словами: «Да благословит тебя десница Божия, да изольются на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое храмом Св. Духа, и песнопения твои да усладят вселенную». С этого времени И. П. начал писать гимны и каноны. По мнению Томадакиса, И. П. начал писать церковные песнопения после критского плена (к числу его ранних произведений относятся каноны Критским епископам Евмению и Кириллу), а в 850-858 гг. он уже получил широкую известность как гимнограф (Τωμαδάκης. 1971. Σ. 58-59).
О ссылке И. П. в Херсонес Таврический кесарем Вардой, братом св. царицы Феодоры, в Житии, составленном иером. Феофаном, говорится очень кратко (Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 10). Исследователи предполагают, что причиной ссылки И. П. могло стать обличение кесаря за сожительство с невесткой или то, что И. П. был сторонником свергнутого в 858 г. свт. Игнатия, патриарха К-польского (847-858, 867-877). Т. о., ссылку И. П. следует отнести к 858 г. В Хронике Продолжателя мон. Георгия кратко говорится о ссылке И. П. «при Феодоре» (Theoph. Contin. 1838. P. 808), однако известно, что она оставалась регентшей до 15 марта 856 г., а в 858 г., еще до свержения патриарха Игнатия, была отправлена с дочерьми в Гастрийский монастырь. Иоанн Диакон и Феодор Педиасим ошибочно относят ссылку И. П. к периоду иконоборчества. Во время ссылки И. П. в Херсонесе по пути в Хазарию побывали равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий. 30 янв. 860(861) г. по инициативе равноап. Кирилла были обретены мощи сщмч. Климента, папы Римского. В ссылке И. П. написал значительное число канонов (Τωμαδάκης. 1971. Σ. 61). И. П. возвратился из ссылки после воцарения Василия I Македонянина (867-886). Известно, что в сент. 869 г. И. П. вместе с хартофилаксом Павлом и сакелларием Василием приветствовал от имени патриарха Игнатия легатов Римского папы Адриана II, посланных на Собор в К-поль (LP. T. 2. P. 180).
Когда в К-поле в течение 40 дней не прекращалось землетрясение (869), свт. Игнатию во сне явилась св. Мария-патрикия и велела обрести погребенные в мон-ре прп. Анины мощи К-польских мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Григория, Иакова, Алексия, Димитрия, Леонтия, Фотия, Петра и Марии († 726 или 730), пострадавших за иконы. Найти место их захоронения помог патриарху И. П. Он же был удостоен чести вынуть из земли их честные останки (ActaSS. Aug. T. 2. P. 445-447). После этого землетрясение прекратилось.
Преподобные Иосиф Песнописец и Георгий Малеин. Икона. Иконописец Алексей Мартынов Сафьянников. 1750 г. (ЦМиАР)
Во время 2-го Патриаршества свт. Игнатия И. П. был назначен имп. Василием I на должность скевофилакса (сосудохранителя) храма Св. Софии, о чем говорится в заглавии Жития, составленного Феофаном (Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 1). На этот период жизни пришелся расцвет гимнографического творчества И. П. За добродетельную жизнь, мудрость и красноречие И. П. был любим патриархом, духовенством и мирянами. Свт. Фотий (858-867, 877-886) также любил и почитал И. П. (Там же. С. 10). Согласно Житию авторства Иоанна Диакона, свт. Фотий передал преподобному управление всем церковным имуществом, называл его человеком Божиим, ангелом во плоти и отцом отцов, а также велел И. П. принимать исповедь у иерархов (PG. 105. Col. 969). Обладавший прозорливостью преподобный не обличал за утаиваемые грехи, но увещевал исповедующегося до тех пор, пока тот не открывал тайного беззакония.
В возрасте 70 лет И. П., предвидя свою кончину, вернул патриарху Фотию опись патриаршей ризницы. После этого он слег с жаром и через 7 дней, 3 апр. (без указания года), преставился. От гроба И. П. исходило благоухание.
В ночь, когда скончался святой, один подвижник, находившийся на значительном расстоянии, видел, как разверзлись небеса и душа И. П. была вознесена в небесные обители. В кратком Житии И. П. в Синаксаре К-польской ц. содержится др. рассказ о вознесении души И. П. на небо. От одного из жителей К-поля бежал раб, и хозяин, желая узнать, где тот скрывается, пришел в ц. вмч. Феодора Тирона, прозванного Фанеротом (т. е. открывателем, т. к. приходящим с молитвой он открывал местонахождение пропавших вещей). Хозяин раба отслужил молебен и пробыл в церкви 3 дня и 3 ночи, но не получил откровения. За утреней, когда читалось душеполезное слово, он задремал и ему явился вмч. Феодор и сказал, что не мог прийти раньше, поскольку сопровождал душу И. П. на небо вместе с др. святыми, к-рых преподобный почтил канонами и песнопениями. После этого великомученик указал местонахождение бежавшего раба.
Долгое время годом смерти И. П. считали 883-й, когда Пасха праздновалась 31 марта. Эту дату предложил болландист Д. Папеброх на основании указания Жития о том, что И. П. слег в постель после визита к патриарху в Страстную пятницу, а скончался через 7 дней, 3 апр. (ActaSS. Apr. T. 1. P. 268-269). Однако если принять за дату смерти И. П. 3 апр. 883 г., то получается, что святой скончался не на 7-й, а на 6-й день (включая Страстную пятницу и последний день жизни). К. ван дер Ворст считал более вероятной датой смерти И. П. 886 г., когда Пасха приходилась на 27 марта. По его трактовке житийного текста, болезнь преподобного началась после Пасхи, в Светлый понедельник. Тогда 3 апр. можно было бы точно считать 7-м днем болезни. В любом случае, по мнению исследователя, И. П. умер ранее смещения свт. Фотия (которому И. П. передал дела) с Патриаршей кафедры (дек. 886). Однако и эта дата вызывает сомнения в связи с тем, что сочинением И. П. считается канон прп. Феодоре Солунской, скончавшейся в 892 г.
О мощах И. П. средневек. паломники не упоминают. По сведениям прп. Никодима Святогорца, мощи И. П. находились в основанном им мон-ре (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 183). В наст. время часть мощей И. П. хранится в ц. св. Константина в р-не Колонос в Афинах (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204).
В Минологии Василия II, Синаксаре К-польской ц., Петровом Синаксаре, Синаксарях семейства D память и краткое Житие И. П. помещены в день его смерти - 3 апр. Однако уже во мн. агиографических памятниках Х-XI вв. память преподобного отмечена 4 апр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97)). Эта дата празднования утвердилась в совр. календаре РПЦ.
Кроме многочисленных гимнографических сочинений И. П. принадлежат Похвальное слово ап. Варфоломею (BHG, N 232) и, по всей видимости, Житие прп. Иоанна, игум. мон-рей мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида, сохранившееся только в груз. переводе (Кекелидзе К. Неизвестный памятник визант. литературы в груз. переводе // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 393 сл.).
Песнотворческая деятельность
И. П. как автор гимнографических канонов
Примеры сокращений имени прп. Иосифа Песнописца в рукописях
Песнопения И. П. составляют значительную часть совр. богослужебных книг. Больше всего канонов было написано им для Минеи, содержащей службы памятей годового неподвижного богослужебного цикла. Также утверждается авторство И. П. ряда канонов совр. Октоиха, Постной и Цветной Триодей. Особенностью канонов И. П. является содержащийся в акростихе 9-й песни (или 8-й и 9-й песней) авторский автограф - имя Иосиф в форме родительного (᾿Ιωσήφ) или реже именительного (῾Ο᾿Ιωσήφ) падежа (впосл. такую манеру подписи переняли у И. П. нек-рые творцы канонов, в частности Иоанн Мавропод, митр. Евхаитский (XI в.)). В канонах И. П. нередко прочитывается алфавитный акростих, встречаются двенадцатисложники и др. (Рыбаков. 2002. С. 383-387). Для канонов без именных акростихов авторство И. П. зафиксировано церковной традицией в надписании имени Иосиф как перед каноном, так и на полях рукописей, причем нередко в виде аббревиатуры (Там же. С. 83).
Исследователи обычно не сомневаются в авторстве И. П. для канонов Минеи, содержащих именной акростих или надписанных именем Иосиф. В отношении канонов Октоиха и Триодей мнения ученых расходятся. Некоторые исследователи приписывают эти песнопения свт. Иосифу, архиеп. Фессалоникийскому, брату прп. Феодора Студита (Τομαδάκης. 1971. Σ. 83-92). Тем не менее прот. В. Рыбаков утверждает авторство И. П. для всех этих песнопений. Он считает, что традиция, согласно к-рой свт. Иосифу Студиту приписывается авторство ряда канонов Постной Триоди, зародилась на основании синаксаря Недели о мытаре и фарисее, составленного Никифором Каллистом Ксанфопулом (XIV в.). В нем говорится, что св. братья Иосиф и Феодор Студиты составили многочисленные песнопения для периода Четыредесятницы. По мнению прот. В. Рыбакова, подлинные и спорные песнопения И. П. по содержательным и художественным параметрам тождественны, т. е. должны принадлежать одному автору. Также прот. В. Рыбаков ссылается на богатый исторический материал, свидетельствующий об активной гимнографической деятельности И. П., и отмечает почти полное отсутствие в источниках упоминания о песнотворческой деятельности свт. Иосифа Студита (Рыбаков. 2002. С. 80-115). Е. И. Томадакис считает, что Иосиф Студит также писал каноны, но их гораздо меньше, чем составленных И. П. В качестве критерия атрибуции канонов Томадакис указывает на наличие именного акростиха. Оба песнотворца используют именной акростих в 9-й песни (или в 8-й и 9-й песнях) канона, но если свт. Иосиф Студит этим ограничивается, то И. П. проводит акростих через все песни канона (Τομαδάκης. 1971. Σ. 89-90).
Литературные особенности песнопений И. П.
Для канонов И. П. характерно лексическое и стилистическое однообразие. Язык его канонов в сравнении с языком песнопений предшественников и современников прост и ясен. И. П. избегает громоздких выражений, искусственных форм и оборотов, но иногда для сохранения ритма тропаря употребляет сложные слова. Догматические истины, нередко встречающиеся в канонах, передаются языком точных соборных определений. Довольно часто в тропари вставлены фразы из Свящ. Писания, в них много библейских образов и метафор. В тропарях И. П. есть выражения из песнопений др. авторов (Рыбаков. 2002. С. 334-362).
И. П. не составлял ирмосов, он брал уже готовые из произведений других песнописцев (напр., прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского). Среди канонов И. П. есть наборы ирмосов, заимствованные из одного канона одного автора, из разных канонов одного автора, в нек-рых случаях в каноне И. П. соединены ирмосы из разных произведений разных авторов (Там же. С. 366).
Каноны И. П. строятся на основании тождества слогов и ударений каждого тропаря песни с ее ирмосом. Тем не менее иногда И. П. допускает отступление от этих принципов: напр., строка тропаря по количеству слогов может не совпадать с соответствующей строкой ирмоса, но общее количество всех слогов в тропаре остается равным ирмосу. По требованию ритма, особенно если в тропарях имеются лишние слоги или их не хватает сравнительно с ирмосом, И. П. использует элизию, красис и другие поэтические приемы. Он нередко отступает от правил грамматики для сохранения тонического ритма (Там же. С. 369-375).
Особое место в творчестве И. П. занимают т. н. венки канонов, т. е. циклы канонов, посвященных одной теме, каждый из к-рых написан на свой глас. Большинство канонов Минеи авторства И. П. написано на 4-й и плагальный 4-й (т. е. 8-й) гласы. И. П. писал каноны, состоящие из 8 песней (без 2-й песни) или из 9 песней (со 2-й песнью), причем первых больше. Сохранились трипеснцы и четверопеснцы И. П. для Постной и Цветной Триодей.
Каноны Минеи
Существуют различные гипотезы о написании И. П. минейных канонов. Возможно, он хотел заполнить недостающие дни памятей или же составлял каноны на дни освящения мон-рей, храмов и часовен, располагавшихся в К-поле и его окрестностях. Ряд канонов И. П. мог написать по частным заказам. Не исключено, что И. П. пытался реализовать крупный гимнографический проект составления Минеи (Там же. С. 296-320). Большинство дошедших до нас канонов И. П. было каталогизировано независимыми друг от друга исследователями гимнографического творчества И. П.- прот. В. Рыбаковым и Томадакисом. Прот. В. Рыбаков перечисляет 464 канона, составленные И. П. для Минеи, Томадакис - 385. На основании списков прот. В. Рыбакова и Томадакиса, а также совр. указателей можно выделить следующие каноны И. П. для Минеи (нумерация канонов носит условный характер).
I. Венки канонов: № 1-3 на воспоминание Чуда архистратига Михаила в Хонех, 6 сент.; № 4-11 на память преставления ап. и евангелиста Иоанна Богослова, 26 сент.; № 12-19 св. ап. Фоме, 6 окт. (Ταμεῖον. Σ. 54-56); № 20-26 вмч. Димитрию Солунскому, 26 окт. (Ibid. Σ. 69-73); № 27-31 на Собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных, 7 нояб. (Ibid. Σ. 82-85); № 32-34 свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб. (Ibid. Σ. 93); № 35-37 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; № 38-41 свт. Николаю Чудотворцу, архиеп. Мирликийскому, 6 дек. (Ibid. Σ. 115, 116, 121); № 42-44 вмц. Анастасии Узорешительнице, 22 дек.; № 45-53 архидиак. первомч. Стефану, 27 дек. (Ibid. Σ. 135-137); № 54-57 свт. Василию Великому, 1 янв. (2 из этих канонов см.: Ibid. Σ. 140, 141); № 58-60 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; № 61-63 вмч. Феодору Стратилату, 8 февр.; № 64-72 вмч. Георгию Победоносцу, 23 апр.; № 73-75 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; № 76-78 вмц. Евфимии Всехвальной, 11 июля; № 79-86 вмч. Пантелеимону, 27 июля.
II. Отдельные каноны, содержащиеся в совр. печатной Минее: № 87 сщмч. Анфиму, еп. Никомидийскому, 3 сент.; № 88 на предпразднство Рождества Пресв. Богородицы, 7 сент.; № 89 мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, 10 сент.; № 90 сщмч. Корнилию сотнику, 13 сент.; № 91 на предпразднство Воздвижения Креста Господня, 13 сент. (в греч. Минее канон надписан именем Германа, в славянской - Иосифа; прот. В. Рыбаков считает его творением И. П.); № 92 прп. Евмению, еп. Гортинскому, 18 сент.; № 93 мученикам Трофиму, Савватию, Доримедонту, 19 сент.; № 94 сщмч. Фоке, еп. Синопскому, 22 сент.; № 95 прп. Евфросинии Александрийской, 25 сент.; № 96 мч. Каллистрату, 27 сент.; № 97 прп. Харитону Исповеднику, 28 сент. (этот канон в совр. Минеях надписан именем Иоанна Монаха, но прот. В. Рыбаков настаивает на авторстве И. П.); № 98 сщмч. Григорию, просветителю Вел. Армении, 30 сент.; № 99 мц. Харитине, 5 окт.; № 100 мч. Евлампию и мц. Евлампии, 10 окт.; № 101 ап. Филиппу, единому от 7 диаконов, 11 окт.; № 102 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; № 103 священномученикам Карпу, еп. Фиатирскому, Папиле диакону, 13 окт.; № 104 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию, Келсию, 14 окт.; № 105 мч. Лонгину сотнику, 16 окт.; № 106 мч. Уару, 19 окт.; № 107 вмч. Артемию, 20 окт.; № 108 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт.; № 109 7 отрокам Ефесским, 22 окт.; № 110 мученикам Маркиану и Мартирию, 25 окт.; № 111 на воспоминание землетрясения, бывшего в К-поле в 740 г., 26 окт.; № 112 прмц. Анастасии Римляныне, 29 окт.; № 113 прп. Авраамию затворнику, 29 окт.; № 114 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; № 115 апостолам от 70 Стахию, Амплию и др., 31 окт.; № 116 мч. Епимаху, 31 окт.; № 117 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб.; № 118 мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу, 3 нояб.; № 119 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб.; № 120 прп. Иоанникию Великому, 4 нояб.; № 121 священномученикам Никандру и Ермею, 4 нояб.; № 122 Мелитинским мученикам, 7 нояб.; № 123 мученикам Онисифору и Порфирию, 9 нояб.; № 124 прп. Матроне, 9 нояб.; № 125 апостолам от 70 Ерасту, Олимпу, Родиону и др., 10 нояб.; № 126 мч. Оресту врачу, 10 нояб.; № 127 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; № 128 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; № 129 на предпразднство Введения во храм Пресв. Богородицы, 20 нояб.; № 130 апостолам от 70 Филимону, Архиппу и мц. равноап. Апфии, 22 нояб.; № 131 свт. Григорию, еп. Акрагантскому, 23 нояб.; № 132 вмч. Меркурию, 24 нояб.; № 133 сщмч. Клименту, папе Римскому, 25 нояб.; № 134 прп. Алипию Столпнику, 26 нояб.; № 135 прп. Палладию, 27 нояб.; № 136 прмч. Стефану Новому, 28 нояб.; № 137 мч. Парамону, 29 нояб.; № 138 свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, 7 дек.; № 139 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; № 140 св. праотцам, 10 дек.; № 141 прп. Даниилу Столпнику, 11 дек.; № 142 сщмч. Елевферию, 15 дек.; № 143 мч. Севастиану, 18 дек.; № 144 мч. Вонифатию, 19 дек.; № 145 на предпразднство Рождества Христова, 20 дек.; № 146 на предпразднство Рождества Христова, 21 дек.; № 147 мц. Иулиании, 21 дек.; № 148-149 на предпразднство Рождества Христова, 23 дек.; № 150 на предпразднство Рождества Христова, 24 дек.; № 151 на Собор Пресв. Богородицы, 26 дек.; № 152 20 тыс. мученикам, пострадавшим в Никомидии, 28 дек.; № 153 на предпразднство Богоявления, 2 янв.; № 154 свт. Сильвестру, папе Римскому, 2 янв.; № 155 на предпразднство Богоявления, 3 янв.; № 156 на предпразднство Богоявления, 4 янв.; № 157 на Собор 70 апостолов, 4 янв.; № 158 на предпразднство Богоявления, 5 янв.; № 159 прп. Домнике, 8 янв.; № 160 мученикам Ермиле и Стратонику, 13 янв.; № 161 преподобномученикам Синайским и Раифским, 14 янв.; № 162 прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; № 163 на поклонение честным веригам ап. Петра, 16 янв.; № 164 мч. Неофиту, 21 янв.; № 165 мч. Агафангелу, 23 янв.; № 166 праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, 3 янв.; № 167 прп. Вуколу, еп. Смирнскому, 6 февр.; № 168 прп. Парфению, еп. Лампсакийскому, 7 февр.; № 169 сщмч. Власию, еп. Севастийскому, 11 февр.; № 170 апостолам от 70 Архиппу и Филимону, 19 февр.; № 171 прп. Льву, еп. Катанскому, 20 февр.; № 172 свт. Порфирию, архиеп. Газскому, 26 февр.; № 173 прп. Кассиану Римлянину, 29 февр.; № 174 сщмч. Феодоту, еп. Киринейскому, 2 марта; № 175 мч. Исихию, 2 марта; № 176 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта; № 177 Аморийским мученикам, 6 марта; № 178 Херсонесским священномученикам Василию, Ефрему, Капитону и др., 7 марта; № 179 мч. Кодрату, 10 марта; № 180 прп. Венедикту, 14 марта; № 181 мч. Агапию, 15 марта; № 182 прп. Алексию, человеку Божию, 17 марта; № 183 мч. Хрисанфу и мц. Дарии, 19 марта; № 184 сщмч. Василию Анкирскому, 22 марта; № 185 прмч. Никону, 23 марта; № 186 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; № 187 прп. Илариону Новому, 28 марта; № 188 прп. Стефану чудотворцу, 28 марта; № 189 сщмч. Марку, еп. Арефуссийскому, 29 марта; № 190 мученикам Ионе и Варахисию, 29 марта; № 191 сщмч. Ипатию Гангрскому, 31 марта; № 192 мученикам Клавдию, Диодору и др., 5 апр.; № 193 мч. Каллиопию, 7 апр.; № 194 апостолам Иродиону, Агаву и др., 8 апр.; № 195 мч. Евпсихию, 9 апр.; № 196 мученикам Терентию, Помпию и др., 10 апр.; № 197 сщмч. Антипе, еп. Пергамскому, 11 апр.; № 198 свт. Мартину, папе Римскому, 14 апр.; № 199 мч. Крискенту, 15 апр.; № 200 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; № 201 сщмч. Симеону, еп. Персидскому, 17 апр.; № 202 прп. Акакию, еп. Мелитинскому, 17 апр.; № 203 прп. Феодору Трихине, 20 апр.; № 204 мч. Феодору Пергийскому, 21 апр.; № 205 сщмч. Ианнуарию, 21 апр.; № 206 прп. Феодору Сикеоту, 22 апр.; № 207 прп. Елисавете чудотворице, 24 апр.; № 208 сщмч. Василию, еп. Амасийскому, 26 апр.; № 209 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 апр.; № 210 мученикам Даде, Максиму и Квинтилиану, 28 апр.; № 211 апостолам от 70 Иасону, Сосипатру и др., 28 апр.; № 212 9 Кизическим мученикам, 29 апр.; № 213 прп. Мемнону чудотворцу, 29 апр.; № 214 мученикам Тимофею и Мавру, 3 мая; № 215 ап. Андронику и св. Иунии, 17 мая; № 216 мученикам Петру, Дионисию и др., 18 мая; № 217 мч. Фалалею, 20 мая; № 218 мч. Василиску, 22 мая; № 219 апостолам от 70 Карпу и Алфею, 26 мая; № 220 сщмч. Ферапонту, еп. Сардийскому, 27 мая; № 221 прп. Никите, еп. Халкидонскому, 28 мая; № 222 сщмч. Евтихию, еп. Мелитинскому, 28 мая; № 223 мч. Ермию, 31 мая; № 224 сщмч. Дорофею, еп. Тирскому, 5 июня; № 225 прп. Виссариону чудотворцу, 6 июня; № 226 мч. Феодоту Анкирскому, 7 июня; № 227 мц. Акилине, 13 июня; № 228 свт. Тихону, еп. Амафунтскому, 16 июня; № 229 прп. Давиду Солунскому, 26 июня; № 230 прп. Сампсону странноприимцу, 27 июня; № 231 на перенесение мощей мучеников Кира и Иоанна, 28 июня; № 232 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; № 233 на праздник Положения ризы Пресв. Богородицы, 2 июля; № 234 мц. Кириакии, 7 июля; № 235 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; № 236 мц. Голиндухе, 12 июля; № 237 ап. от 70 Акиле, 14 июля; № 238 мч. Кирику и мц. Иулитте, 15 июля; № 239 сщмч. Афиногену, 16 июля; № 240 вмц. Марине, 17 июля; № 241 мч. Емилиану, 18 июля; № 242 прп. Дию, 19 июля; № 243 прор. Илии, 20 июля; № 244 мц. Христине, 24 июля; № 245 преподобным Олимпиаде и Евпраксии, 25 июля; № 246 сщмч. Ермолаю, 26 июля; № 247 апостолам от 70 Прохору и Никанору, 28 июля; № 248 апостолам от 70 Силе, Силуану и др., 30 июля; № 249 прав. Евдокиму, 31 июля; № 250 на происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня, 1 авг.; № 251 преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту, 3 авг.; № 252 мч. Евсигнию, 5 авг.; № 253 архидиак. мч. Евплу, 11 авг.; № 254 мученикам Фотию и Аниките, 12 авг.; № 255 на предпразднство Успения Пресв. Богородицы, 14 авг.; № 256 мч. Мирону, 17 авг.; № 257 мученикам Флору и Лавру, 18 авг.; № 258 мч. Андрею Стратилату, 19 авг.; № 259 прор. Самуилу, 20 авг.; № 260 ап. от 70 Фаддею, 21 авг.; № 261 мц. Вассе, 21 авг.; № 262 мученикам Агафонику, Зотику и др., 22 авг.; № 263 мч. Луппу, 23 авг.; № 264 сщмч. Евтихию, 24 авг.; № 265 на перенесение мощей ап. Варфоломея, 25 авг.; № 266 на праздник Положения честного пояса Пресв. Богородицы, 31 авг.
III. Отдельные каноны, сохранившиеся в рукописях: № 267 мц. Ермионии, 4 сент. (AHG. T. 1. P. 98-107); № 268 сщмч. Вавиле, 4 сент. (Ταμεῖον. Σ. 33); № 269 сщмч. Кириллу, еп. Гортинскому, 6 сент. (AHG. T. 1. P. 98-107); № 270 мч. Евдоксию, 6 сент. (Ταμεῖον. Σ. 38-39); № 271 мч. Севериану, 9 сент. (AHG. T. 1. P. 158-167); № 272 мч. Варипсаву, 10 сент. (Ibid. P. 178-184); № 273 мч. Иулиану, 12 сент. (Ibid. P. 227-235); № 274 сщмч. Корнуту, 12 сент.; № 275 сщмч. Корнилию, еп. Иконийскому, 13 сент. (Ibid. P. 221-228); № 276 мц. Сусанне, 19 сент. (Ibid. P. 269-279); № 277 вмч. Евстафию Плакиде, 20 сент. (Ταμεῖον. Σ. 47); № 278 ап. от 70 Кодрату, 21 сент.; № 279 мч. Евсевию Исповеднику, 23 сент.; № 280 первомц. равноап. Фекле, 24 сент. (AHG. T. 1. P. 49-50); № 281 прмч. Пафнутию, 25 сент.; № 282 мц. Епихарии, 27 сент. (Ibid. P. 349-359); № 283 мученицам Рипсимии, Гаиании и др., 30 сент. (Ibid. P. 387-396); № 284 мч. Домнину Солунскому, 1 окт.; № 285 сщмч. Дионисию Ареопагиту, 3 окт.; № 286 мученикам Флорентию и Диоклетиану, 4 окт. (AHG. T. 2. P. 12-20); № 287 мч. Дометию, 4 окт.; № 288 мц. Мамелхве Персидской, 5 окт.; № 289 сщмч. Артемону, 8 окт.; № 290 прп. Вассиану, 10 окт.; № 291 бессребреникам Косме и Дамиану и братьям их мученикам Леонтию, Анфиму и Евтропию, 17 окт. (Ibid. P. 198-206); № 292 на перенесение мощей прав. Лазаря, 17 окт.; № 293 св. Малу чудотворцу, 19 окт. (Ταμεῖον. Σ. 60); № 294 вмч. Артемию, 20 окт. (Ibid. Σ. 61); № 295 апостолам от 70 Тертию и Марку, 20 окт. (Ibid. Σ. 61-62); № 296 прп. Илариону Великому, 21 окт.; № 297 свт. Игнатию, патриарху К-польскому, 23 окт. (AHG. T. 2. P. 274-283); № 298 мч. Арефе, 25 окт.; № 299 мученикам Артемидору и Митродору и др., 26 окт.; № 300-301 мч. Нестору Солунскому, 27 окт. (Ibid. P. 313-321); № 302 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт. (Ibid. P. 322-331); № 303 мч. Артемидору, 27 окт.; № 304 свт. Фирмилиану, еп. Кесарии Каппадокийской, 27 окт.; № 305 мученикам Клавдию, Астерию и др., 29 окт.; № 306 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб. (Ibid. T. 3. P. 1-39); № 307 мученицам Кирене и Иулиании, 1 нояб.; № 308 мученикам Акиндину, Пигасию и др., 2 нояб.; № 309 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб. (Ταμεῖον. Σ. 76); № 310 апостолам от 70 Ерме, Лину, Гаию и др., 4 нояб.; № 311 мч. Порфирию, 4 нояб.; № 312 мч. Галактиону и мц. Епистимии, 5 нояб. (AHG. T. 3. P. 165-174); № 313 мч. Антонию, 6 нояб. (Ταμεῖον. Σ. 79); № 314 мученикам Авкту, Тавриону и мц. Фессалоникии, 7 нояб. (AHG. T. 3. P. 189-199); № 315 мч. Астиону, 7 нояб.; № 316 мч. Христофору, 9 нояб. (Ταμεῖον. Σ. 91); № 317 прп. Мавре, 10 нояб.; № 318 мч. Виктору, 10 нояб.; № 319 мученикам Виктору и Викентию, 11 нояб. (AHG. T. 3. P. 289-298); № 320 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; № 321-322 ап. Филиппу, 14 нояб. (Ibid. P. 407-416; Ταμεῖον. Σ. 94); № 323 мученикам Гурию, Самону и Авиву, 15 нояб. (Ταμεῖον. Σ. 95); № 324 мч. Роману, 18 нояб. (AHG. T. 3. P. 454-464); № 325 мч. Илиодору, 19 нояб.; № 326 мученикам Феспесию и Анатолию, 20 нояб. (Ταμεῖον. Σ. 128); № 327-328 на Введение во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (Ibid. Σ. 101); № 329 мученикам Марку и Стефану, 22 нояб.; № 330 мч. Сисинию, 23 нояб.; № 331 прп. Алипию, 26 нояб. (Ibid. Σ. 106); № 332 мч. Филиону (Филумену?), 29 нояб.; № 333-334 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб. (AHG. T. 3. P. 545-553); № 335 мученикам Инде и Домне, 3 дек. (Ibid. T. 4. P. 10-23); № 336 вмц. Варваре, 4 дек.; № 337 на попразднство памяти свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, 7 дек.; № 338 мч. Симферу (мц. Симферусе?), 7 дек.; № 339 апостолам от 70 Сосфену, Аполлосу и др., 8 дек.; № 340 ап. Онисифору, 10 дек. (Ibid. P. 208-217); № 341 свт. Спиридону, еп. Тримифунтскому, 12 дек. (Ταμεῖον. Σ. 124); № 342 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек. (Ibid. Σ. 125); № 343 мч. Вакху, 15 дек.; № 344 мч. Марину, 16 дек. (AHG. T. 4. P. 319-330); № 345 прор. Даниилу, 17 дек. (Ibid. P. 351-361); № 346 мч. Афинодору, 19 дек. (Ibid. P. 448-459); № 347 мученикам Илии, Прову и Арису, 19 дек.; № 348 на предпразднство Рождества Христова, 20 дек. (Ταμεῖον. Σ. 129-130); № 349 св. Равуле, 20 дек.; № 350 мц. Фемистоклее, 21 дек.; № 351 на Неделю по Рождестве Христовом, 26 дек.; № 352 прор. Давиду, 26 дек. (AHG. T. 4. P. 653-662); № 353 прп. Арсению Новому, 1 янв. (Ibid. T. 5. P. 12-21); № 354 на предпразднство Богоявления, 4 янв. (Ταμεῖον. Σ. 144); № 355 прп. Григорию Акритскому, 5 янв. (AHG. Т. 5. P. 114-124); № 356 мч. Иулиану и мц. Василиссе, 8 янв. (Ibid. P. 179-189); № 357 прп. Маркиану, 10 янв.; № 358 прп. Павлу Фивейскому, 15 янв. (Ταμεῖον. Σ. 155); № 359 на поклонение честным веригам ап. Петра, 16 янв.; № 360 мученикам Спевсиппу, Елевсиппу и др., 16 янв. (AHG. T. 5. P. 267-278); № 361 мч. Данакту, 16 янв.; № 362 прп. Константину, 19 янв.; № 363 прп. Евфимию Великому, 20 янв. (Ταμεῖον. Σ. 156); № 364 мученикам Петру, Георгию, Леонтию и др., 22 янв.; № 365 мученикам, пострадавшим в Болгарии, 23 янв.; № 366 мч. Вавиле Сицилийскому, 24 янв. (Ibid. Σ. 157); № 367 мц. Феодуле, 24 янв.; № 368 на перенесение мощей прп. Феодора Студита и на память брата его свт. Иосифа Солунского, 26 янв.; № 369 мученикам Клавдию, Астерию, Неону, 26 янв. (AHG. T. 5. P. 376-386); № 370 сщмч. Анании, 27 янв.; № 371 сщмч. Ипполиту, свт. Варсимею, еп. Эдесскому, 30 янв.; № 372 мученикам Адриану и Еввулу, 3 февр.; № 373 святым Никите и Евсевию, 3 февр.; № 374 мц. Агафии, 5 февр.; № 375 мц. Фавсте, 6 февр.; № 376 мученицам Марфе, Марии и брату их прмч. Ликариону, 6 февр.; № 377 1003 мученикам Никомидийским, 7 февр. (Ταμεῖον. Σ. 165); № 378 свт. Агапиту, еп. Синайскому, 12 февр.; № 379 сщмч. Афанасию, 15 февр.; № 380-381 вмч. Феодору Тирону, 17 февр. (AHG. T. 6. P. 256-268, 277-286); № 382 прав. Мариамне, 17 февр. (Ibid. P. 288-298); № 383 сщмч. Полихронию, 17 февр.; № 384 прп. Агапиту, еп. Синадскому, 18 февр.; № 385 свт. Льву, папе Римскому, 18 февр.; № 386 мученикам Максиму, Феодоту, Исихию, 19 февр.; № 387 мученикам в Евгении, 22 февр.; № 388 сщмч. Поликарпу, еп. Смирнскому, 23 февр.; № 389 сщмч. Нестору, 27 февр.; № 390 прмц. Евдокии, 1 марта; № 391 мч. Квинту, 2 марта (Ibid. T. 7. P. 15-22); № 392 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску, 3 марта (Ibid. P. 42-51); № 393 сщмч. Феодориту, пресв. Антиохийскому, 3 марта; № 394 мученикам Павлу и Иулиании, 4 марта (Ibid. P. 52-61); № 395 мч. Сатиру и мц. Перпетуе, 4 марта (Ταμεῖον. Σ. 172); № 396 мч. Конону, 5 марта (AHG. T. 7. P. 70-78); № 397 Аморийским мученикам, 6 марта; № 398-399 40 мученикам Севастийским, 9 марта (Ταμεῖον. Σ. 174); № 400 сщмч. Пионию, 11 марта (Ibid. Σ. 175); № 401 прп. Феофану Сигрианскому, 12 марта; № 402 мч. Савину, 13 марта; № 403 прп. Иоанну аскету, 15 марта (Ibid. Σ. 177); № 404 мч. Папе, 16 марта (Ibidem); № 405 мч. Менигну, 16 марта (AHG. T. 7. P. 195-205); № 406 мч. Савину, 16 марта; № 407 прп. Анину монаху, 18 марта (Ταμεῖον. Σ. 178); № 408 прп. Герасиму Иорданскому, 20 марта (AHG. T. 7. P. 220-228); № 409 прп. Вириллу, еп. Катанскому, 21 марта (Ibid. P. 229-240); № 410 прп. Захарии монаху, 24 марта (Ibid. P. 265-274); № 411 на предпразднство Благовещения, 24 марта; № 412-413 на Благовещение, 25 марта (Ταμεῖον. Σ. 180); № 414 мч. Вениамину, 31 марта (AHG. T. 7. P. 329-337); № 415 мученикам Амфиану и Едесию, 2 апр. (Ibid. T. 8. P. 64-73); № 416 мц. Феодосии, 2 апр. (Ταμεῖον. Σ. 185); № 417 прп. Иллирику, 3 апр. (AHG. T. 8. P. 97-105); № 418 мученикам Агафоподу и Феодулу, 4 апр. (Ibid. P. 106-116); № 419 прп. Зосиме, 4 апр.; № 420 прп. Феодоре Солунской, 5 апр.; № 421 мц. Ферве (Фервуфе?), 5 апр.; № 422 сщмч. Иринею, еп. Сирмийскому, 6 апр. (Ταμεῖον. Σ. 186); № 423 мч. Павсилипу, 8 апр. (Ibid. Σ. 187); № 424 прп. Трифене Кизической, 11 апр. (AHG. T. 8. P. 146-155); № 425 мученикам Диме и Протиону, 12 апр. (Ibid. P. 157-166); № 426 свт. Киру (Кириллу?), еп. Иерусалимскому, 14 апр.; № 427 мч. Леониду, 16 апр.; № 428 прп. Савве Готфскому, 16 апр.; № 429 священномученикам Иакову и Азе, 18 апр. (Ibid. P. 210-218); № 430 прп. Афанасии Эгинской, 18 апр.; № 431 мч. Леониду, мц. Хариессе и др., 19 апр.; № 432 прп. Иоанну Палеолавриту, 19 апр.; № 433 мученикам Дориту и Дорипиану, 21 апр.; № 434 прп. Феодору Сикеоту, 22 апр.; № 435 мч. Савве Стратилату, 24 апр.; № 436 ап. и евангелисту Марку, 25 апр.; № 437 сщмч. Василию, еп. Амасийскому, 26 апр. (Ταμεῖον. Σ. 192); № 438 прп. Зосиме, 27 апр. (AHG. T. 8. P. 327-338); № 439 прор. Иеремии, 1 мая; № 440 свт. Афанасию Великому, архиеп. Александрийскому, 2 мая; № 441 мч. Есперу и мц. Зое, 2 мая (Ibid. T. 9. P. 28-36); № 442 свт. Савве, еп. Дафнийскому, 2 мая; № 443 сщмч. Альвиану, еп. Анейскому, 4 мая; № 444 прп. Иларию чудотворцу, 4 мая; № 445 прав. Иову Многострадальному, 6 мая; № 446 мч. Никоме, 6 мая; № 447-448 мч. Варвару, 7 мая (Ταμεῖον. Σ. 197, 198); № 449 прор. Исаии, 9 мая; № 450 мученикам Алфию, Филадельфу и др., 10 мая (Ibid. Σ. 199); № 451-452 сщмч. Мокию, 11 мая; № 453 прп. Ахиллию, еп. Ларисскому, 15 мая (Ibid. Σ. 200); № 454 мч. Неадию чудотворцу, 16 мая (AHG. T. 9. P. 189-198); № 455 мч. Филитеру, 19 мая; № 456 сщмч. Ферапонту, еп. Сардийскому, 27 мая (Ibid. P. 308-319); № 457 мученикам Митродору, Артемидору и др., 30 мая (Ταμεῖον. Σ. 207); № 458 прп. Атталу, 1 июня (Ibid. Σ. 209); № 459 сщмч. Лукиану, 3 июня (Ibid. Σ. 210); № 460 мученикам Никандру и Маркиану, 8 июня; № 461 мученикам Оресту, Диомиду и Родиону, 9 мая (AHG. T. 10. P. 23-35); № 462 ап. Фортунату, 9 июня (Ibid. P. 117-128); № 463 мученикам Мелетию, Стефану и др., 10 июня (Ταμεῖον. Σ. 205); № 464 мч. Александру и мц. Антонине деве, 10 июня; № 465 апостолам Варфоломею и Варнаве, 11 июня (Ibid. Σ. 214); № 466 прп. Петру Афонскому, 12 июня; № 467 прп. Онуфрию Великому, 12 июня (Ibid. Σ. 215); № 468 на перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, 15 июня; № 469 прп. Ипатию Руфинианскому, 17 июня (Ibid. Σ. 220); № 470 мученикам Исавру, Василию, Иннокентию, 18 июня (Ibidem.); № 471 мч. Зосиме, 20 июня (Ibid. Σ. 221); № 472 мученикам Инне, Пинне и Римме, 20 июня (Ibid. Σ. 222); № 473 мч. Асинкриту, 20 июня; № 474 мученикам Орентию, Фарнакию и др., 24 июня; № 475 мч. Иулиану Тарсийскому, 21 июня; № 476 сщмч. Евсевию, еп. Самосатскому, 22 июня; № 477 мученикам Евстохию, Гаию и др., 23 июня (AHG. T. 10. P. 130-139); № 478 мч. Зинону и мц. Зине, 23 июня (Ταμεῖον. Σ. 224); № 479 на предпразднство рождества Иоанна Предтечи, 23 июня (Ibidem); № 480 прп. Давиду Солунскому, 26 июня (Ibid. Σ. 227); № 481 мч. Иосифу, 28 июня (Ibid. Σ. 229); № 482-483 апостолам Петру и Павлу, 29 июня (Ibid. Σ. 233); № 484 мученикам Мокию и Марку, 3 июля (AHG. T. 11. P. 50-58); № 485 сщмч. Феодору, еп. Киринейскому, 4 июля; № 486 сщмч. Астию, еп. Диррахийскому, 5 июля (Ibid. P. 109-118); № 487 сщмч. Стефану, еп. Регия Калабрийского, 6 июля (Ibid. P. 60-72); № 488-489 мч. Асклипиаду, 7 июля; № 490 вмч. Прокопию, 8 июля; № 491 мученикам Патермуфию и Коприю, 9 июля (Ibid. P. 172-182); № 492 45 мученикам, пострадавшим в Никополе Армянском, 10 июля (Ταμεῖον. Σ. 240-241); № 493 мученикам Вианору и Силуану, 10 июля (Ibid. Σ. 242); № 494 мч. Киндею пресв., 11 июля; № 495-496 мч. Иусту, 14 июля (Ibid. Σ. 245); № 497 прп. Онисиму чудотворцу, 14 июля (Ibidem); № 498 мч. Авудиму, 15 июля (Ibid. Σ. 245-246); № 499 сщмч. Афиногену, 16 июля (AHG. T. 11. P. 294-305); № 500 мч. Антиоху, 16 июня (Ταμεῖον. Σ. 247); № 501 мч. Петру Критскому, 16 июля; № 502 мч. Иакинфу Амастридскому, 18 июля (Ibid. Σ. 249); № 503 прор. Илии, 20 июля (Ibid. Σ. 250); № 504 сщмч. Фоке, 22 июля; № 505 сщмч. Аполлонию, 23 июля; № 506 прп. Фантину чудотворцу, 24 июля; № 507 мц. Христине, 24 июля (Ibid. Σ. 252); № 508-509 прмц. Параскеве, 26 июля (Ibid. Σ. 254; AHG. T. 11. P. 482-499); № 510 мч. Санкту, 26 июля (Ταμεῖον. Σ. 255); № 511 мч. Акакию, 28 июля (Ibid. Σ. 256); № 512 мч. Евстафию Анкирскому, 28 июля (Ibid. Σ. 257); № 513 мч. Иоанну Воину, 31 июля (Ibid. Σ. 259); № 514 мч. Антонию, 31 июля (Ibidem); № 515 прп. Феодоре мироточице, 3 авг.; № 516 свт. Донату, 7 авг.; № 517 свт. Ксисту (Сиксту?), 9 авг.; № 518 мч. Урсикию, пострадавшему в Иллирии, 14 авг. (Ibid. Σ. 267); № 519 на Успение Пресв. Богородицы, 15 авг. (Ibid. Σ. 268); № 520 на попразднство Успения Пресв. Богородицы, 18 авг. (Ibid. Σ. 269); № 521 мч. Александру Иконийскому, 21 авг.; № 522 мц. Вассе, 21 авг. (Ibid. Σ. 271); № 523 мученикам Ору, Оропсу и Иринею, 22 авг. (Ibid. Σ. 272); № 524 на перенесение мощей ап. Варфоломея, 25 авг. (Ibid. Σ. 273); № 525 прп. Фантину, 30 авг.; № 526 мч. Филику, 30 авг.
Другие каноны
Прп. Иосиф Песнописец. Роспись парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.
И. П. принадлежит ряд канонов для седмичных памятей Октоиха, содержащих в 9-й песни (или в 8-й и 9-й песнях) имя Иосиф: 2 венка канонов Господу Иисусу Христу - на понедельники и вторники 8 гласов (№ 527-542); неполный венок канонов (с 2 канонами во 2-м гласе) св. Иоанну Предтече на вторники (№ 543-550); 2 венка канонов Кресту Господню для среды и пятницы 8 гласов (№ 551-566); неполный венок канонов апостолам для четвергов (с 2 канонами в 7-м гласе) (№ 567-574); венок канонов свт. Николаю, архиеп. Мирликийскому, для четвергов 8 гласов (венок канонов в неизменном виде сохр. только в совр. рус. издании Октоиха, в совр. греч. Октоихе канон 2-го гласа другой; № 575-582); венок канонов всем святым для суббот 8 гласов (с 2 канонами 1-го гласа) (№ 583-591); 2 канона Пресв. Богородице (№ 592-593); 2 канона Небесным Силам бесплотным (№ 594-595). Если допустить, что И. П. имел определенную гимнографическую программу, то он должен был написать полные венки канонов для каждого дня седмицы.
И. П. приписываются следующие каноны Постной Триоди: № 596 в Неделю о блудном сыне; № 597 в Неделю мясопустную; № 598 в пятницу сырной седмицы; № 599 покаянный канон на повечерии вторника 1-й седмицы Великого поста; № 600 покаянный канон на повечерии четверга 1-й седмицы Великого поста; № 601 канон о блудном сыне во 2-ю Неделю Великого поста; № 602 канон о посте во 2-ю Неделю Великого поста; № 603 канон Кресту в пятницу 4-й седмицы Великого поста; № 604 канон Пресв. Богородице в субботу Акафиста; № 605 канон для Великого понедельника; № 606 канон для Великого вторника; № 607 канон для Великой среды.
В Цветной Триоди И. П. принадлежат: № 608-613 цикл канонов на пасхальную седмицу (с понедельника по субботу); № 614 канон в Неделю о расслабленном; № 615 канон в Неделю о самаряныне; № 616 канон в Неделю о слепом; № 617 канон в среду 6-й седмицы по Пасхе на предпразднство Вознесения Господня; № 618 канон на Вознесение Господне.
И. П. приписывается также авторство ряда трипеснцев и четверопеснцев в Постной и Цветной Триодях, но эта атрибуция небесспорна.
Кондаки
По свидетельству Э. Миони, за образец для собственных кондаков И. П. брал кондаки прп. Романа Сладкопевца (Mioni. 1948. P. 98). Томадакис перечисляет следующие кондаки И. П.: мученикам Назарию, Гервасию и др., 20 окт. (в совр. календаре их память празднуется 14 окт.); свт. Игнатию, патриарху К-польскому, 23 окт.; на Зачатие прав. Анною Пресв. Богородицы, 9 дек.; мч. Евстратию, 13 дек.; прор. Даниилу, 17 дек.; на предпразднство Рождества Христова, 20 дек.; сщмч. Игнатию Богоносцу, 20 дек.; ап. Варфоломею, 11 июня.
Стихиры
В каталог песнопений И. П., составленный Томадакисом, также входит неск. циклов стихир: на предпразднство Рождества Христова 2 цикла (20 и 23 дек.); на Рождество Христово (25 дек.); на Собор Пресв. Богородицы (26 дек.); на попразднство Рождества Христова (28 дек.); на предпразднство Богоявления (2 цикла стихир 2 янв. и по циклу 3 и 4 янв.); на Богоявление (6 дек.); 2 цикла на попразднство Богоявления (7 янв.); цикл стихир на Собор Иоанна Предтечи (7 янв.). Несмотря на присутствие в акростихах этих песнопений имени Иосиф, нельзя с уверенностью утверждать, что они составлены И. П. (Τομαδάκης. 1971. Σ. 219-220). Прот. В. Рыбаков также указывает на двойной комплект стихир И. П. (всего 46 стихир) для Великого поста (Рыбаков. 2002. С. 294).
Гимнография
В различных редакциях Студийского устава память И. П. не отмечается, впрочем Студийско-Алексиевский Типикон особого состава (ГИМ. Син. № 333) содержит память И. П. под 4 апр. В слав. месяцесловах студийской эпохи память И. П. может отмечаться 2 или 4 апр. (Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 306, 309).
В древних редакциях Иерусалимского устава память И. П. отмечается 4 апр.; богослужебные указания в этот день, как правило, отсутствуют. В ряде списков греч. Минеи XIV в. 4 апр. соединяются последования прп. Георгия Малеина и И. П.; в честь И. П. поются канон, 3 стихиры на «Господи, воззвах», седален. Однако начиная с печатных изданий греч. Минеи XVI в. (напр., Венеция, 1569) 4 апр. служба И. П. в них не назначается. В слав. Минеях, рукописных и печатных, 4 апр. отмечены последования И. П. и прп. Георгия Малеина, с XV-XVI вв. фиксируется кондак И. П. 4-го гласа (напр., см.: РГБ. Троиц. № 547, 1509 г. Л. 25).
Последование И. П., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на Крест» (см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 251); канон (греч. оригинал канона сохр. в рукописях; см.: AHG. T. 8. P. 87-96) 2-го гласа с ирмосом: Δεῦτε λαοί, ᾄσωμεν ᾆσμα Χριστῷ τῷ Θεῷ̇ ( ), нач.: ᾿Αισματικῶς τὸν ὑμνογράφον τιμήσωμεν ( ); цикл стихир-подобнов, седален.
В рукописях сохранились и др. песнопения в честь И. П.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας ὁ ᾿Ισραήλ̇ ( ), нач.: Τοὺς οὐρανίους θαλάμους (Небесные чертоги) (Ταμεῖον. Σ. 185-186); 2 канона авторства Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского, и ряд др. песнопений (Τωμαδάκης ᾿Ε. ᾿Ι. ᾿Ιωσὴφ ὁ ῾Υμνογράφος. ᾿Αθῆναι, 1971. Σ. 100-102, 243-272); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» «Песнослове, и святых всех мудро благовещателными похвалении...» (Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.)); кондак 4-го гласа ῎Ωφθης πρᾶος, ἤσυχος κα ταπεινόφρων̇ (Явился тихий, кроткий и смиренный...) с икосом (AHG. T. 8. P. 92-93); седален (Ibid. P. 90).
А. А. ЛукашевичИконография
Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.
В визант. искусстве И. П. изображался человеком преклонных лет, с клиновидной бородой средней длины с проседью; его облику свойственны черты аскета: худощавое лицо со впалыми щеками и с подчеркнутыми скулами. Состав одежд традиционный для чина прославления святого как преподобного: хитон, мантия, схима, пояс, аналав; как правило, изображается с покрытой головой - в куколе или в уборе вост. типа (напр., в росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192,- тюрбан).
В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Песнотворцы» (Ч. 3. § 15. № 12) об облике И. П. сказано: «...старец с остроконечною бородою, говорит: се возсия день спасения» (Ерминия ДФ. С. 175). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. П. свт. Николаю Чудотворцу: «…сед, брада аки Николина, конец поуже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 86); в том же т. н. Большаковском подлиннике приведены 2 типа изображения святого, указывающие на его прославление как гимнографа: либо у И. П. «в левой руке книга, а правою рукою перстом на нее указывает», либо святой изображен как «словетворец», пишущий текст в свитке: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй» (Там же). В иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова содержится дополнение, сообщающее о необходимости различения 2 Иосифов: «Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца: первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, еп. Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338, многа и различна икон ради изгнания подъя» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 311).
В XII в. в декорации визант. храмов появляется изображение монахов-гимнографов. Состав этой группы может различаться, однако в нее помимо наиболее почитаемых святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского обычно включается И. П. Наиболее ранний пример - фреска в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), где на сев. стене наоса изображены в рост 5 гимнографов (в порядке следования от алтаря: прп. Косма Маюмский, прп. Иоанн Дамаскин, исп. Феодор Студит, исп. Феофан Никейский), в руках у каждого развернутый свиток со словами их песнопений. И. П. облачен в традиц. монашеские одежды, в схиме, с куколем на голове. Лицо узкое, с подчеркнутыми скулами, борода средней длины, сужающаяся книзу. Правая рука отведена в сторону, в левой - развернутый вниз свиток с текстом: «Δέχοιο, Χριστέ, τούσδε τούς ἐμοὺς ὕμνους» («Прими, Христе, эти мои песни...»), что, по наблюдению О. В. Овчаровой, может быть «слегка видоизмененным акростихом Покаянного канона Иосифа для вторничной утрени первого гласа, который в оригинале звучит: «Δέχοις τοὺς δέ, τοὺς ἐμοὺς λόγους, Λόγε. ᾿Ιωσήφ»» (Овчарова. 2004. С. 234).
Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг.
В следующем по времени памятнике - кипрской ц. Панагии Аракос (1192) - образы 4 гимнографов в наиболее часто встречающемся составе перенесены в алтарную зону: на триумфальной арке - Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, над юж. нишей вимы - И. П., симметрично ему, над северной,- Феофан Никейский. Каждый показан погрудно в медальоне, с развернутым вверх свитком.
Еще один вариант размещения в пространстве храма образов гимнографов представлен в росписи юж. парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - в парусах купола представлены фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, Феофана Никейского и И. П. Такое расположение гимнографов (наиболее ранний пример встречается в дошедшей фрагментарно росписи храма мон-ря Давидовица, Сербия, 80-е гг. XIII в.) привычно для образов евангелистов в парусах центрального купола, оно же продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, занятых написанием своих сочинений - тип, также восходящий к изображению евангелистов. И. П. показан старцем с недлинной бородой, голова не покрыта, он сидит в кресле с подножием перед столиком, в руках длинный свиток с текстом, в чтение к-рого он погружен, выше - пюпитр с книгой.
В храмовых росписях аналогичный по составу ряд гимнографов помещался также в наосе и фланкировал основные композиции: в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) 4 образа в медальонах попарно размещены по сторонам на склоне арки; в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) фигуры 4 гимнографов помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», а тексты на свитках отражают тему Боговоплощения; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), также 4 фигуры попарно обрамляют композицию «Успение» (И. П. вместе с прп. Феодором Студитом изображен на юго-зап. пилоне). Вместе с прп. Феодором Студитом (напротив друг друга) И. П. также изображен в росписи 1852 г., на своде арки во внешнем экзонартексе кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса): седовласый старец с длинными, спадающими на плечи вьющимися волосами и длинной же разделенной надвое клиновидной бородой; в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом, в правой - перо, на правой же руке - длинные четки.
В нижнем ярусе росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в сев.-зап. части зап. стены нартекса образы 3 монахов-гимнографов (И. П., Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина) помещены рядом с традиционно монашеским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию»; в облике И. П.- старца выделены черты аскета, его правая рука у груди в жесте благословения, в левой свернутый свиток.
Изображениям гимнографов, в числе к-рых И. П., была посвящена программа росписи в юж. притворе ц. Богородицы Eвергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); их образы также есть в росписи афонских храмов (напр., в кафоликоне мон-ря Ксенофонт на Афоне (1545) и др.).
Примеры изображения «чина» гимнографов известны в миниатюрах из лицевых рукописей: напр., из Октоиха кон. XII в. из университетской б-ки в Мессине, Италия (Mess. Salvad. 51).
Прп. Иосиф Песнописец. Гравюра. Мастер Г. П. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)
Образ И. П. включается в минейные циклы, как правило, под 4 апр.: в настенных минологиях в притворе нартекса архиеп. Даниила II, Печ, Косово и Метохия (1561; полуфигура) и в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718; в рост). В рус. лицевых иконных минеях он обычно изображается в рост, в монашеских одеждах, с куколем на плечах, в правой руке свернутый свиток, левая скрыта мантией: на минее годовой (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) - в преклонных летах, с залысинами на лбу, борода длинная, клиновидная; на двусторонней иконе на март и апр. из состава годового минейного цикла на 6 двусторонних иконах-таблетках (2-я пол. XVI в., собрание М. Б. Миндлина); на иконе-минее на апр. (кон. XVI в., ЧерМО); на минейной иконе на апр. (нач. XVII в., ЦАК МДА); на годовой минее (нач. XIX в., УКМ); на минее на апр. (кон. XIX в., частное собрание; см: Бенчев. 2007. С. 127), в волосах на голове и недлинной округлой бороде заметны седины, в руке - свернутый свиток; изображен в рост, в 3/4-ном развороте вправо к своему «собеседнику» прп. Георгию Малеину, память к-рого празднуется в тот же день. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) И. П. показан в рост, в 3/4-ном развороте вправо, с куколем на голове, с бородой средней длины, немного сужающейся книзу, в левой руке он держит раскрытую книгу, правая - перед грудью; минейные офорты с раскраской в 5 цветов, выполненные И. К. Любецким (1730, РГБ), более грубы по технике и менее затейливы по иконографии, И. П. представлен фронтально в рост, в левой руке свиток.
Единолично И. П. изображен на иконе XVII в. в мон-ре Дионисиат на Афоне: фронтально в рост, голова не покрыта, залысины на лбу и округлая борода делают его облик сходным с обликом свт. Николая, в руках длинный свиток с текстом.
Появление достаточно редких в рус. иконописи отдельных образов И. П. или его изображений в составе избранных святых, как правило, было обусловлено личной волей заказчика, чьим соименником был этот святой. Он изображается в традиц. монашеском облачении, голова не покрыта (куколь на плечах). Так И. П. представлен на иконе письма Андрея Рагошкина «Святые Сергий Радонежский, Иосиф Песнописец и Савва Сторожевский» (1867, частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 385), выполненной «по усердию» Иосифа Савельевича Галкина, о чем сделана соответствующая надпись на нижнем поле. На верхнем поле в небесной сфере изображена Св. Троица, фронтальная фигура И. П. помещена в центре средника; у него вьющиеся волосы, короткая борода, округлая, правая рука в жесте именословного благословения, в левой раскрытый свиток с текстом Пс 14. 1 («Господи, кто обитает в жилищи Твоем…»); разделка монохромных одежд сплошь выполнена золотом. Еще на одной иконе письма Алексея Мартынова Сафьянникова (1750, ЦМиАР) И. П. изображен по минейному принципу вместе с прп. Георгием Малеиным, в центре вверху в картуше - «Воскрешение Лазаря»; голова И. П. не покрыта, борода средней длины, раздвоенная на конце, ладонь левой руки прижата к груди, указующий перст правой направлен вверх.
В совр. иконописи образ И. П. представлен иконой 1984 г. письма архим. Зинона (Теодора), ее иконографической основой стала фреска ц. Панагии Аракос.