Преподобный Иона Яшезерский. Православная энциклопедия

Преподобный Иона Яшезерский. Православная энциклопедия

ИОНА

(† после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в.

По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря, однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» (Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков, настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

Пустынь описана в писцовой книге А. В. Плещеева 1582/83 г.: «Монастырь на Яшеозеро стал ново после писма на горной земле нетяглой, а в нем церковь Благовещение Пречистые Богородицы, древяна, а в ней предел Николы Чудотворца. А в монастыре поп черной Иона да восмь старцев» (Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины 1582/83 г.: Заонежские погосты // История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. Петрозаводск; Йоенсуу, 1993. Т. 3. С. 131). 1 июня 1589 г. Новгородский митр. Александр дал «новой Благовещенской пустыньке в Яшеозере в Онежской пятине, в Оштинском стану, в Остречинском погосте» жалованную грамоту, подтвержденную 11 июня 1592 г. В грамоте цитируется челобитная «чернаго попа Ионы да старца Иосифа»: «Их пустынька в затворном местечки, между мхи и болоты, на государеве на черном лесу, а вотчин под тою их пустынькою пашенные земли нет нисколько, и приходу-деи нет же. А живут-деи Бога ради и кормятца по христолюбцем Христовым именем, да и государевы милостинки из житниц им не идет же ничего». Митр. Александр подтвердил освобождение мон-ря от епархиальных налогов и повинностей, установил подсудность настоятеля и братии Новгородскому митрополиту (Елпидинский. 1900. С. 411; Материалы. 1941. С. 303-304).

Прп. Иона Яшезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

Прп. Иона Яшезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

По-видимому, за время управления И. Яшезерским мон-рем пустынь приобрела земельные и промысловые угодья, зафиксированные в писцовой книге 1628-1629 гг. кн. Ивана Долгорукого и подьячего Посника Ракова: «...на черном лесу на новых росчистях пашни паханые земли осмина с четвериком, а лесом поросло четверть с осминою в поле, а в дву по тому ж. Сена на реке на Муромле 60 копен. Да у них же рыбная ловля в Яшъозере да Яшъозерском ручью». Возможно, в нач. XVII в. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал пустыни земельные наделы (Зверинский. Т. 1. С. 288. Примеч.). В описании 1628-1629 гг. зафиксированы вклады, сделанные в Яшезерский мон-рь представителями царского дома, церковными иерархами и др., по-видимому, в то время, когда мон-рем управлял И. В Благовещенской ц. хранились книги, пожертвованные царями Феодором Иоанновичем (Служебник, Цветная Триодь) и Василием Шуйским (Цветная Триодь с записью), царицей-инокиней Марфой (богато украшенное Евангелие, Псалтирь, Часовник), Новгородским митрополитом Исидором (Шестоднев), соловецкими игуменами Иаковом и Иринархом (Апостол, Минеи, Пролог, Шестоднев, Ирмологий), строителем Ионой, возможно это был И. или монах с тем же именем (Служебник, пергаменные Апостол и Пролог). По мнению Е. В. Барсова, царица-инокиня Марфа могла узнать о Благовещенской пуст. во время ссылки в Толвуйский погост (1601-1606). По крайней мере одна рукопись из б-ки Яшезерской обители сохранилась: Часовник 1-й пол. XVI в.- вклад монаха Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Андрея (Пигин. 2003. С. 679). В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечено, что насельниками обители в этот период были 3 инока и иером. Иона (в писцовых книгах он не назван строителем, а промежуток в 50 лет между 1-м упоминанием пустыни и составлением писцовых книг не позволяет отождествить этого Иону с И.).

При И. в обители были построены церкви в честь Благовещения с приделом свт. Николая Чудотворца и в честь Преображения Господня (2-й храм впервые внесен в писцовые книги 1628-1629 гг.), колокольня, 3 братские кельи и ограда, колесная мельница на ручье. По преданию, зафиксированному в донесении яшезерской хозяйственной комиссии Олонецкому и Петрозаводскому архиеп. Аркадию (Фёдорову; 1851-1869), И. прокопал канал из Яшезера в оз. Сенное для лучшей рыбной ловли. По делам мон-ря он часто совершал путешествия верхом, для хозяйственных нужд вытачивал из дерева предметы.

И. оставил завещание (не сохр.). В описи Яшезерской пуст. 1724 г., хранившейся в Олонецком архиерейском доме, сообщалось о «ветхом» духовном завещании И. за подписью его духовного отца Макария, иером. Машезерской пуст. во имя прор. Илии (Барсов. 1870. С. 98). По преданию, зафиксированному в работах совр. историков мон-ря, Господь открыл преподобному день его кончины, и он, приняв образ великой схимы, удалился в пещеру в полутора верстах от мон-ря, где вскоре его тело нашла братия. И. был погребен в притворе монастырского Преображенского храма. По др. данным, мощи преподобного покоились под спудом в часовне под колокольней (Он же. 1869. С. 66).

В 1721 г. Яшезерская пуст. была приписана к Александрову Свирскому монастырю, накануне секуляризационной реформы обитель подчинялась Клименецкому во имя Святой Троицы монастырю (Архив СПб. ФИРИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/2). В 1764 г. пустынь упразднили и преобразовали в приход. В 1809 г. Благовещенская ц. была приписана к Ивинской приходской церкви. После открытия Олонецкой епархии ее 2-й архипастырь Венедикт (Григорович) обратил внимание на Яшезерскую обитель. В 1846 г. архиерей создал хозяйственную комиссию для обследования состояния монастыря, с этого времени начались восстановление пустыни и сбор сведений о ее истории и об основателе. В 1852-1857 гг. Яшезерская обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому, в 1857 г. стала самостоятельной.

В сер. XIX в. в пустыни велось активное строительство. Трудами хозяйственной комиссии была отреставрирована старинная деревянная Благовещенская ц., построенная в 1675 г. (не сохр.), на средства петрозаводского купца М. П. Пименова в 1853-1855 гг. сооружен каменный Преображенский храм (Ведомость о недвижимом имуществе Яшезерской пустыни за 1905 г. // НАРК. Ф. 25. Оп. 4. Д. 67/2). В храме над погребением И. была устроена деревянная резная рака. В обители хранились связанные с преподобным вещи: кожаные дорожные сумки и вырезанный им из карельской березы малый ковшец для теплоты, используемый на литургии (Барсов. 1870. С. 98). Пещера святого, в к-рой находились каменное ложе и стол, стала местом паломничества, рядом с ней была устроена часовня, разрушенная в XX в.

Свидетельством общецерковной канонизации И. можно считать внесение его имени в нач. XX в. в «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 38). Существует молитва к И. (Минея (МП). 2003. Сент. С. 630).

В 1918 г. Яшезерская пуст. была закрыта. Постройки использовались в хозяйственных целях, в них располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, др. учреждения. В 2000 г. архитектурный ансамбль Ионо-Яшезерского мон-ря был признан памятником культуры. В 2003 г. руинированные монастырские постройки, в т. ч. здание Преображенского собора, были переданы Церкви, обитель была возобновлена.

Иконография

Ранние изображения И. неизвестны; они могли быть связаны в основном с Благовещенской пуст. в Яшезере и с окрестными храмами. В кон. XVIII - XIX в. существовал извод, где фигура преподобного в куколе представлена на фоне обители (подворье Ионо-Яшезерского мон-ря в с. Шелтозере). Небольшой по размеру, очевидно паломнический, образ, на котором святой был изображен молящимся на берегу озера, утрачен неск. лет назад при пожаре строящегося храма свт. Николая Чудотворца в с. Ладва. На крышке раки И. находился его рельефный ростовой образ (серебряная риза - вклад 1856).

Образ И. встречается в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая предположительно была разработана на Валааме или в С.-Петербурге в мастерской Пешехоновых. Три сохранившиеся иконы этого извода, выполненные в живописной манере, датированы 1876 г. Икона большого размера работы В. М. Пешехонова и его мастеров находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия; упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121; см. также: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. № 16). И. изображен в 7-м ряду крайним слева, вполоборота, рядом с прп. Трифоном Печенгским, облачен в монашеские одежды, голова не покрыта. Он средних лет, с крупными правильными чертами лица, длинные, немного волнистые волосы разделены на прямой пробор, борода средней величины, почти без проседи, взор устремлен вверх, к образу Св. Троицы.

Две идентичные по иконографии и стилистике иконы-пядницы этого извода созданы в том же году в иконописной мастерской Валаамского мон-ря (подписаны как «труд валаамских иноков», хранятся в Музее Православной Церкви в Куопио и в Преображенском соборе Нововалаамского мон-ря, Финляндия). На них И. написан 2-м слева в 6-м ряду, прямолично, в коричневой мантии, старцем с залысиной и окладистой седой бородой; надпись на нимбе: «    ». Ростовой образ И. помещен на иконе «Карельские чудотворцы» кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). На ней И.- крайний слева в 1-м ряду (рядом с прп. Ионой Клименецким), в охристой рясе, темной мантии и синей схиме, с благословляющей десницей, в левой руке - свиток, голова покрыта куколем. У него аскетическое лицо с впалыми щеками и длинная, немного вьющаяся седая борода; на нимбе надпись: « ().   .».

В иконописи XX в. образ И. (в группе Олонецких чудотворцев, без куколя) был введен в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. Святой представлен с непокрытой головой и с развернутым свитком в руках под 22 сент. на одном из подготовительных рисунков мон. Иулиании к лицевым святцам русских святых (1959-1962, частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 37).

В совр. произведениях иконописи И. изображается в схиме, как в куколе, так и с непокрытой головой, с благословляющей десницей и с игуменским жезлом в левой руке, иногда с посохом, Евангелием и четками в руках (чтимый образ, написанный в 2004, находится в ц. во имя Ионы в пос. Кварцитном). Существуют ростовые и поясные образы, извод с фигурой преподобного в коленопреклоненном молении перед образом Богоматери с Младенцем (2008, храм в пос. Кварцитном). Одна из первых икон написана по фотографии утраченного образа в 2001 г. на средства Спасо-Рождественского прихода с. Шелтозера на подворье Валаамского мон-ря в С.-Петербурге. Иконы И. находятся в Ионо-Яшезерском Благовещенском мон-ре и на его подворье в ц. Рождества Христова в с. Шелтозере, в домовой ц. во имя Ионы в Шокше. На иконе «Собор Карельских святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Издание посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) И. представлен во 2-м ряду крайним справа, в округлом куколе, со свитком в левой руке (надпись: «Св. Иона Яшезерский»).

Создана житийная иконография преподобного: иконы нач. XXI в. (подворье Ионо-Яшезерского мон-ря в с. Шелтозере) и 2008 г. (Ионо-Яшезерский мон-рь). Разработка житийных клейм на иконе нач. XXI в. принадлежит наместнику Ионо-Яшезерского мон-ря игум. Досифею (Ларионову). В состав клейм вошли следующие сюжеты: И. приходит в Свирский мон-рь к прп. Александру Свирскому; прп. Александр Свирский совершает постриг И.; прп. Александр Свирский благословляет И. на пустынничество; И. поселяется на Яшезере и ставит крест на месте буд. пустыни; к И. приходят первые насельники; И. с братией строят ц. Благовещения Пресв. Богородицы; И. ископал канал и соединил озера Яшезеро и Сенное; Господь возвещает И. о скорой кончине; И. удаляется в пещеру; преставление И.; братия переносит тело И. в обитель; погребение И. На нек-рых совр. иконах И. изображен вместе с др. Карельскими чудотворцами, в частности с прп. Александром Свирским, под образом Св. Троицы.



Наверх