Преподобный Ефрем Перекомский, игумен, Новгородский чудотворец

ЕФРЕМ
(Евстафий; † 1486, Перекомский (Перекопский) Николаевский мон-рь), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Перекомский (Перекопский), Новгородский, игум. Перекомского Николаевского мон-ря.

Житие
Основные сведения о Е. содержатся в Житии святого, сохранившемся в 2 редакциях: основной и проложной. Вопрос о времени составления основной редакции (известна в 4 списках XVIII-XIX вв.) по-разному решался исследователями. В Житии указывается, что оно было написано учеником Е. игум. Романом. Однако исследователи, выделяя в тексте многочисленные анахронизмы, ставят под сомнение раннее создание Жития. В. О. Ключевский, а вслед за ним и др. исследователи полагали, что Житие Е. было написано в сер. XVI в. (ок. 1554 игуменом Перекомского мон-ря был Роман; при этом Ключевский, не доверяя сообщению Жития Е. о кончине святого в 1486, полагал, что преподобный умер в нач. XVI в.). По мнению Н. А. Охотиной-Линд, сочинение было создано во 2-й пол. XVII в., когда Перекомский мон-рь был возрожден (Охотина-Линд. 1996. С. 56-57). Основная редакция Жития Е. была составлена на основе Жития прп. Александра Свирского (написано в 1545), почти полностью вошедшего в посвященный Е. текст, и Жития прп. Саввы Вишерского (создано Пахомием Логофетом между 1464 и 1470). Житие прп. Саввы стало источником проложной редакции Жития Е. (известна в единственном списке - ЯИАМЗ. № 15544. Л. 243-243 об., 1807 г.), через службу прп. Савве, оказавшую влияние на службу Е.

Биография
Согласно Житию, родители Е., в миру носившего имя Евстафий, Стефан и Анна, жили в Кашине, недалеко от жен. монастыря в честь Успения Пресв. Богородицы (имя отца, по-видимому, заимствовано из Жития прп. Александра Свирского). Склонный к уединению, Евстафий в юные годы оставил родительский дом и поселился в Макариевом калязинском во имя Святой Троицы монастыре. Родители хотели, чтобы сын вернулся домой, но по убеждению преподобного сами оставили мир и приняли монашество. Пробыв в обители 3 года, святой по откровению свыше ее оставил и, как сообщает Житие, ушел в Саввин Вишерский мужской монастырь. Там в 1437 г. в возрасте 25 лет принял постриг. Предание называет Е. учеником прп. Саввы Вишерского. Эти сведения, вероятно, основаны на Житии прп. Саввы, где упоминается его ученик Ефрем, к-рый вместе с преподобным участвовал в создании Вишерского мон-ря (прп. Савва поселился на р. Вишере, по-видимому, в 1414-1415) и после кончины прп. Саввы (1 окт. 1461) вместе с его учеником Андреем по завещанию наставника принял руководство братией. Однако отождествить Е. с учеником прп. Саввы, управлявшим после 1461 г. Вишерским монастырем, трудно, поскольку в 1414-1415 гг. Е. в соответствии с хронологией Жития был ребенком и не мог выполнять поручения прп. Саввы в Новгороде, связанные с устраиваемой Вишерской обителью; кроме того, к 1461 г. Е. уже подвизался в созданном им Перекомском мон-ре. Также не соотносится с Житием Е. известие в «Сказании о Валаамском монастыре» (сер. XVI в.) о создании Спасо-преображенского Валаамского монастыря пришедшими из Новгорода Е., «иже последи монастырь на Перековском острове на Илмене, велицем езере, съгради», и иноком Сергием (Охотина-Линд. 1996. С. 167). По мнению Охотиной-Линд, Валаамский мон-рь был основан не ранее 1388 г. и не позднее 1415 г.

Получив от Бога повеление удалиться в пустынное место, Е. по благословению настоятеля мон-ря (по сведениям Жития Е., прп. Саввы Вишерского) в 1450 г. ушел на оз. Ильмень, к устью р. Верёнды (ныне Веронда), и на берегу р. Чёрной поставил келью. Через нек-рое время к нему пришли старец Фома с 2 иноками, собрались др. отшельники. По их просьбе Е. принял в Новгороде от архиепископа (в Житии названного георгием, по-видимому, правильнее - от свт. Евфимия II (Вяжицкого; 1434-1458)) рукоположение в священный сан. Вернувшись из Новгорода, Е. построил храм в честь Богоявления на острове в устье р. Верёнды. Для удобной доставки в мон-рь воды преподобный прокопал в оз. Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской или Перекомской. Позднее Е. основал каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Ввиду недостатка строителей он послал к вел. князю (по Житию Е., к Василию Иоанновичу, что является анахронизмом, поскольку Василий III правил в 1505-1533) неск. иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 г. строительство храма было завершено. Между тем есть свидетельства существования в этих местах мон-ря в более ранний период. В Новгородской I летописи младшего извода под 1407 г. сообщается о постройке Спасо-Преображенской ц. и о создании Верёндовского Спасо-Преображенского мон-ря новгородским архиеп. Иоанном II (1389-1415) (НПЛ. С. 400; в позднейшей Новгородской III летописи XVII в. под этим годом говорится о создании каменной ц. Николая Чудотворца - ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Т. о., Е. мог быть не основателем новой обители, но возобновителем монашеской жизни в этих местах.

По Житию Е., святой преставился 16 сент. 1486 (6995) г. в возрасте 80 лет и был погребен в монастырском храме свт. Николая по правую сторону от алтаря. В начале Жития рождение святого отнесено к 1412/13 (6921) г. Хотя последняя дата является ненадежной, поскольку агиограф относит рождение святого ко времени «царя» Василия Иоанновича, митр. всея Руси св. Фотия (1408-1431) и Новгородского архиеп. Евфимия II (Федотова. Житие. 2001. С. 163), в соответствии с ней вычисляли дату смерти Е.- 1492 г., часто приводившуюся в лит-ре XIX в. Перед кончиной Е. поручил заботу о мон-ре Новгородскому архиепископу (в Житии назван архиеп. Пимен, занимавший Новгородскую кафедру в 1552-1570). Святой благословил братии выбрать себе настоятеля из 4 своих учеников: «И се, яко видете мя, к концу приближающася, вам же оставляю въместо себе четыре брата: во свещеноиноцех Романа, Анфеногена, Пафнутия, Макария, и от тех, егоже Бог благословит и архиепискуп Пимен, той вам игумен да будет в мое место» (Там же. С. 182).

Мощи, почитание
Согласно Житию, через 22 года после преставления святого, т. е. в 1508 г. (в Житии ошибочно указывается, что событие это имело место при царе Иоанне Васильевиче и архиеп. Пимене, т. е. в 1552-1570), из-за частых наводнений, грозивших мон-рю разрушением, обитель была перенесена в др. место на берегу оз. Ильмень. Е., явившийся в видении игум. Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку; см.: Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью: Путев. Л., 1991. С. 95-98; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верёндовского, Спасского Верёндовского // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1996. Вып. 10. С. 216-225). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., состоялось обретение и перенесение в мон-рь мощей Е., они были погребены в Богоявленском соборе. Охотина-Линд обнаружила список Устава 10-20-х гг. XVI в., в святцах к-рого отмечено данное событие: «В той же день [16 мая] пренесение мощем преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, иже над Верендою рекою жившего» (ГИМ. Син. № 336. Л. 220 об.). В Житии Е. сообщается о перенесении мощей Е. через 22 года после его кончины 16 мая, но событие датировано 1545 (7053) г. (Федотова. Житие. 2001. С. 186). С этого дня в мон-ре ежегодно совершалась память преподобного. Всероссийское прославление Е. состоялось на Соборе в 1549 г. (А. Е. Мусин установление литургического празднования Е. относит к 1552-1554; см.: Мусин А. Е. «Новые чудотворцы» и проблема авторитета в культуре XVI в. // Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. Междунар. конф. М., 12-14 янв. 2000 г. СПб., 2000. С. 21-26). Ранее 1628 г. в Богоявленском соборе Перекомского монастыря во имя Е. был освящен придел (впервые упом. в монастырской описи 1628 г.).

В Житии приведены рассказы о прижизненном чуде («о разбойницех, како подятием древа усътраши их») и о 10 посмертных чудесах, совершенных святым, из них одно связано с посещением Перекомского мон-ря Петром I Алексеевичем в 1702 г. (корабль был принесен бурей к монастырю, после молитв царя к святому буря утихла). Другие датированные чудеса относятся к 1652, 1685/86, 1697, 1699/1700, 1702, 1771 гг., последними изложены «чудеса преподобнаго Ефрема от зубной болезни», датированные 1796 г. Большинство чудес связано с исцелениями и со спасением утопающих.

Служба Е. создана на основе службы прп. Савве Вишерскому, составленной Пахомием Логофетом (Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 215-216). Ок. 1687 г. написано «Слово похвално о житии и о чудесех преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, Новгородского чюдотворца», вошедшее в сб. «Трифологион новгородских чюдотворцов» (РНБ. F.I.729. Л. 328-331), который принадлежит перу новгородского книжника 2-й пол. XVII в. Б. Я. Козынина. Под 16 мая Е. назван в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 853), в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 317) и в др. святцах 2-й пол. XVII-XVIII в. (см.: Охотина-Линд. 1996. С. 58; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145, 300), где в качестве даты кончины преподобного часто приводится 6900 г. (дата, очевидно, недописана в отношении сотен, десятков и единиц, что указывает на то, что святой преставился до 1492 (7000), и косвенно подтверждает дату, содержащуюся в Житии Е.). В разд. «Преподобные отцы Новгородские» с датой смерти 6969 (1460/61) г. Е. упомянут в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (С. 41).

В 1580 и 1611 гг. Перекомский мон-рь был разорен шведами, восстановлен в 1672 г. стараниями боярина Р. Ф. Боборыкина, к-рый приписывал помощи Е. свое чудесное спасение от гибели в р. Москве. В 1764 г. мон-рь был упразднен, в 1796 г. на его место были переведены иноки Николаевского Розважского мон-ря. В 1795 г. в Богоявленском соборе (построен в 1704) над погребением Е. была установлена новая рака, в 1806 г., после завершения строительства нового здания собора, рака была возобновлена, новая рака создана в 1884 г. Мощи святого почивали под спудом в посвященном ему приделе Богоявленского собора.

Перекомский мон-рь был закрыт в дек. 1919 г. Богоявленский храм действовал как приходский до 1930 г., в июле 1932 г. был взорван. Мощи Е. почивают под развалинами собора.


Иконография
В иконописных подлинниках XVII-XX вв. под 16 мая облик Е., как правило, уподобляется внешности прп. Ефрема Сирина: «Образом аки Ефрем Сирин, схима на плечах» (посл. четв. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 111); «сед, брада с Николину, ризы преподобническия, в схиме, аки Сирин» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. № 66. Л. 107; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 55, 346; Большаков. Подлинник иконописный. С. 99). Иногда встречаются др. варианты: «Рус, брада с Сергиеву, на плечах схима, риза преподобническая» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 156); «Аки Димитрий» (40-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 157). В подлиннике 1910 г. предписано изображать Е. «типа русскаго, старец 80 лет, сед, борода малая, круглая; одежды монашеския, на голове схима. Можно ему писать хартию из тропаря: От юности весь Б[о]гови поработился и Того ради любве отечество и род оставил» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 282).

Предположительно Е. изображен на одном из уцелевших фрагментов росписи Троицкого собора Макариева калязинского мон-ря (1654, артель Симеона Авраамова, см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 27-28), где преподобный подвизался в юные годы. Е. представлен в необычном облачении - схимническом куколе и архиерейском омофоре, с округлой седоватой бородой средней величины, надпись утрачена. Фрагмент с образом Е. ок. 1940 г. был снят со стены храма экспедицией ГНИМА, в наст. время - в собрании ГРМ (Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 131), имя святого было зафиксировано в передаточных документах 1941 г.

Сохранилось неск. редких единоличных икон Е. разных изводов. На иконе XVIII в. из собора Рождества Богородицы новгородского Антониева мон-ря (НГОМЗ, икона находилась в киоте на вост. грани сев.-вост. столпа) Е. представлен фронтально по пояс облаченным в коричневую мантию и желтую рясу, с куколем на голове, в левой руке свиток, изображение благословляющей десницы не сохранилось. На иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) он написан в рост в правой части композиции, в небольшом повороте влево, обращен в молении к Иисусу Христу в облачном сегменте. Преподобный облачен в подрясник оливкового цвета, темно-коричневую мантию и темно-синий параман, на голове куколь, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братiя моя но посему разумейте а... угод.»; надпись на фоне: «пре. Ефремъ Переком. но. чуд.». За фигурой Е. вид основанной им Перекомской обители: одноглавый Богоявленский храм с 3-ярусной колокольней, каменная ограда с угловыми башнями и проездными вратами. Икона кон. XIX - нач. ХХ в. (НГОМЗ) также представляет святого в рост на фоне мон-ря (в левой части условное изображение храма и колокольни), с надписью: «пр. Ефремъ Переком».

Изображения Е. (в монашеском облачении, с куколем на голове или на плечах) известны в основном в иконографии «Собор Новгородских святых». Почитаемая «старинная» икона такого извода с образом Софии, Премудрости Божией, находилась «в ризнице Черниговской кафедры», Е. был представлен в 4-м ряду (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Е. изображен, в частности: предположительно в правой группе на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26) - в одном ряду с преподобными Саввой Вишерским и Александром Свирским, в куколе, надпись: «ПРП(д)БНЫЙ ЕРЕМЪ» (м. б., прп. Ефрем Новоторжский?); на образе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) - в 3-м ряду левой группы, без куколя, с окладистой бородой, надпись на нимбе: «пр Ефремъ пр»; на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ); на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, XVIII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619); на иконе «Новгородские чудотворцы, с ангелом-хранителем и избранными святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - справа во 2-м ряду, в схиме и куколе, с раздвоенной на конце седой бородой и кудрявыми волосами (надпись: «пр(д): Ефремъ перекомскiй»); на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову), митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- справа во 2-м ряду, руки сложены на груди; на 2 иконах «Собор всех святых Новгородских угодников» XIX в. (с поновлениями XX в.) и пяднице кон. XIX в. (?) (Е.- средовек со свитком в руке, надпись: «св. пр. Ефремъ переком.») из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде.

В составе Собора русских святых Е. написан в правой группе преподобных на поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) - средовек с волнистыми волосами и короткой бородой, с благословляющей десницей, куколь на плечах; 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - со свитком в правой руке, надпись: «п ефремъ перекопскiи»; в куколе на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е. представлен дважды: в 8-м ряду 4-м слева (в схиме, подписан как «Прп(д) Ефремъ, Пе(р)») и в 6-м ряду 3-м справа, в необычном облачении - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, с Евангелием в руках (подпись: «с Ефремъ. Переко(п)»).

Изображения Е. встречаются в составе минейных циклов под 16 мая, напр. вместе с прп. Феодором Освященным на гравированных святцах 1713, 1722 гг. Г. П. Тепчегорского - в мантии и клобуке, с книгой в правой руке; на святцах И. К. Любецкого 1730 г.- с непокрытой головой (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8), а также на иконе XIX в. (частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 162-163), на эмалевых иконах посл. трети XVIII в. (ГМИР, с десницей на груди), 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии, без подписи).

В монументальной живописи ростовой образ Е. введен в роспись нижнего яруса придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81). Он присутствует также среди подвижников XV в. в академической по стилю исполнения стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, и в аналогичной по составу росписи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря.

В иконописи XX в. образ Е. встречается в группе Новгородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др.). Иконографическим образцом является рисунок для Миней МП, выполненный прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной,- Е. прямолично в рост, в схиме, с куколем на голове, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 239). Святой представлен на иконах Собор Новгородских чудотворцев, созданных в Вел. Новгороде во 2-й пол. XX - нач. XXI в. (образ 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа, совр. список в соборе Св. Софии). Кроме того, Е. изображается на иконах Собор Тверских святых, напр. нач. 90-х гг. XX в. из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица»), 2001 г. из кафедрального Воскресенского собора Твери.

Наверх