День памяти Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских
ИОАНН И ЛОНГИН
Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские . Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (СГИАПМЗ)
(† ок. 1544?) († ранее 1569 (?); оба святых погибли близ с. Яреньга (Яренга, совр. Приморский р-н Архангельской обл.)), праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.), Яренгские. Рассказ о явлении мощей И. и Л. содержится в «Сказании вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов». По наблюдениям Л. А. Дмитриева, «Сказание...» известно в 4 редакциях, составлявшихся в XVI-XVII вв.
Первая редакция была создана не ранее 1625 г. на основе текста об И. и о Л., написанного в 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. священником яренгской Никольской ц. Варлаамом, который был участником открытия и перенесения мощей И. Записи свящ. Варлаама, лишенные хронологической последовательности, в виде тетрадей хранились при Никольской ц. и дополнялись описаниями чудес, совершавшихся по молитвам к И. и Л. Рассказ о Л., созданный по образцу записей об И., возник вскоре после составления свящ. Варлаамом повествования о явлении св. останков И. После того как мощи Л. были перенесены в Яреньгу, чудотворения стали связывать с обоими святыми. Собранные вместе 14 рассказов об И. и о Л., последний из к-рых датируется 20-ми гг. XVII в., составляют текст 1-й редакции «Сказания...» (списки: РНБ. Солов. № 963/1073. Л. 118-134, 30-40-е гг. XVII в.; № 217/217. Л. 95-108, XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233. Л. 779-790 об., XVII в.; ГИМ. Щук. № 430. Л. 1-16, XVII в.; РНБ. Солов. № 182/182. Л. 120-126 об., XVIII в.).
Вторая редакция была написана после 1638 г. предположительно Сергием (Шелониным), к-рый, использовав новый источник - «расспросные речи» о святых, составленные в 1625 г., переработал композиционно и стилистически 1-ю редакцию «Сказания...», добавил новые эпизоды. Вторая редакция имеет заголовок «Сергия, смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце, Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных Яренгских чюдотворцев». Известны 2 авторизованных списка данной редакции: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. № 292, сер. XVII в. (Псковский сб.); РНБ. Солов. № 969/1079. Л. 127-157 об., XVII в. Др. списки 2-й редакции: РНБ. Солов. № 183/183. Л. 71-103 об., XVII в.; Q.I.994. Л. 1-38, 2-я пол. XVII в.; ИРЛИ. Собр. Амосова-Богдановой. № 21, XVII в.; РНБ. Погод. № 728. Л. 1-67, кон. XVII - нач. XVIII в.; ГМИР. К.III. Оп. 1. № 48. Л. 177-193 об., XVIII в.
Третья редакция «Сказания...» была составлена путем сокращения и упрощения текста, предположительно созданного Сергием (Шелониным), она имеет заголовок «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых, и чюдеса неисчетна и недоумеваема» (РНБ. Солов. № 189/189. Л. 69-118 об., XVIII в.). Четвертая, самая поздняя редакция - «Сказание вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов» (РНБ. Солов. № 182/182. Л. 142-154 об., 2-я пол. XVIII в.) представляет самый короткий вариант текста.
В «Сказании...» не сообщается о земной жизни Яренгских чудотворцев, погибших в разное время на море около с. Яреньга. В агиографической лит-ре, вероятно вслед за преданием, возникшим в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре, утвердилось мнение, что И. и Л. были связаны с этой обителью. В 4-й редакции «Сказания...» И. и Л. названы трудниками и пустынножителями Соловецкой обители (РНБ. Соф. № 452. Л. 313 об., кон. XVII в.). В одном из поздних чудес в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких рассказывается о паломничестве немого муромского отрока Иакова в Соловецкий мон-рь и о явлении ему в Яреньге, неподалеку от Никольского мон-ря, И. и Л., которые названы «жителями Соловецкого острова» (НБ МГУ. № 1350. Л. 293 об.- 294, 2-я пол. XVII в.; опубл.: Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2: Тексты. С. 470-472). В Соловецком летописце И. и Л. отождествлены с «бельцами», к-рые в 1561 г. (что не согласуется с сообщением «Сказания...» о явлении мощей И. в 1544), выполняя монастырское послушание, перевозили вместе с преподобными Вассианом и Ионой Пертоминскими известь на карбасе из устья р. Двины; попавшее в сильный шторм судно утонуло (Досифей (Немчинов). 1847. С. 29-30). По-видимому, предание о связи И. и Л. с Соловецким монастырем возникло в Соловецкой обители и не соответствовало действительности. В 1638 г. священник яренгской Никольской ц. Дионисий Телов, в челобитной патриарху жаловавшийся «на насилия» Соловецкого мон-ря из-за владения Яреньгой, писал, что соловецкие монахи назвали И. и Л. своими трудниками «облыжно» (ЧОИДР. 1884. Кн. 3. С. 12).
Успение прав. Иоанна Яренгского.
В 1-й редакции «Сказания...» явление мощей И. отнесено к весне 1544 г. (в нек-рых списках ошибочно указан 1574). Рассказывается о том, что «старожилцы» с. Яреньга Семен Подлешей, Козма Тонкой и Иван Суровец на берегу р. Сярты нашли останки некоего человека, утонувшего в море, и похоронили его в срубе. После этого святой стал являться местным жителям, называл себя Иоанном и излечивал от тяжелых болезней. Жительница Яреньги, хотевшая по незнанию сесть на могилу святого, была отброшена от нее. Через 25 лет после погребения И. в срубе на Сярте (в 6 верстах от Яреньги) святой явился болевшей жительнице Яреньги Акилине и повелел отправиться к его гробнице, обещая избавление от недуга. Святой также повелел Акилине рассказать об исцелении настоятелю яренгской Никольской ц. игум. Варлааму (приказчику Соловецкого мон-ря в Яреньге) и передать, чтобы Варлаам перенес мощи из сруба к Никольской ц. «и оне струбец разобраша, и абие явитыся, уведен бысть, яко лежыт во плоти» (РНБ. Солов. № 182/182. Л. 120).
Спустя нек-рое время после перенесения мощей И. неподалеку от Яреньги, в с. Уна, были обретены мощи Л. «Торговый человек» Яков Соколяков, собираясь искупаться в р. Сосновке, сел на могилу Л., за что был наказан. Л., явившись Якову, повелел, чтобы тот вместе с унским свящ. Петром перенес мощи святого в Яреньгу к Никольскому храму. Над могилой Л. поставили крест, потом мощи перенесли к Никольской ц. Святые были погребены под спудом в часовне, устроенной близ Никольской ц. (в «Главной описи церковного имущества Николаевской и Зосимо-Савватиевской церквей Яренгского прихода Архангельского уезда» за 1903 г. сказано, что «часовня построена около конца XVI в.», поновлялась в 1835 и 1901 гг.- ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1883. Л. 9-9 об.). Над могилами И. и Л. были устроены деревянные резные раки.
После перенесения мощей возросло почитание святых. По молитвам к И. и Л. совершались многочисленные исцеления жителей Яреньги и Двинского края, преимущественно бесноватых, мореплаватели получали помощь во время штормов на Белом м. (9 июля 1622 были избавлены от гибели плывшие на Соловки богомольцы). В 1607 г., после троекратного чудесного явления И., иконописец Соловецкого мон-ря Феодорит Губастый написал 1-ю икону святого. О видении святого мон. Феодорит рассказал перед смертью своему духовнику иером. Памве и старцу Архипу. И. предупредил Феодорита о скорой кончине и «повеле ему писати наспех скоро». Монах приступил к работе над иконой в воскресенье. Во вторник до обедни икона была готова, в среду он преставился и икону «изолифити не поспел» (грамота о написании иконы приведена «слово в слово» в 1-й редакции «Сказания...»). Икона работы мон. Феодорита не сохранилась.
В нач. XVII в. при Никольской ц. был создан мон-рь. 27 июля 1624 г. старец яренгского монастыря Илия (Телов) подал патриарху Московскому и всея Руси Филарету (Романову) челобитную о почитании И. и Л. и «роспись чудес», совершавшихся у могил святых. Первосвятитель назначил комиссию для проведения дознания о яренгских чудотворцах. 16 авг. 1624 г. Новгородский митр. Макарий послал игумену Корельского двинского мон-ря Герасиму грамоту о проведении такого дознания (грамота опубл.: Никодим (Кононов). 1900. С. 56-59). С 13 нояб. по дек. 1625 г. в Яреньге и в др. селах проводился сбор свидетельских показаний (копии с офиц. документов и с «расспросных речей», собранных комиссией, приведены в сборниках: РНБ. Солов. № 963/1073 и № 182/182). После расследования было установлено местное празднование И. и Л. В иконописных подлинниках XVII в. И. и Л. нередко именуются «новыми чудотворцами».
В 1635 г. Яренгский монастырь был приписан к Соловецкой обители. 3 июля 1638 г. состоялось торжественное перенесение мощей И. и Л. из часовни при Никольской ц. в новопостроенный в Яреньге шатровый однокупольный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Крестный ход возглавил игум. Соловецкого мон-ря Варфоломей. Сергий (Шелонин), соборный старец Соловецкого мон-ря, находившийся рядом с игум. Варфоломеем, подробно описал увиденное и засвидетельствовал нетленность мощей И.: «Яко жива до пояса плоть, а от пояса и до ног токмо кости неразрушими. А саван и покров яко вчера положен, токмо пожолте. Глава же святаго от телесе отлучися, но саваном держася неотлучена, шеи часть земли отдала, лице же святаго цело и невредимо, токмо пожолте, яко воск, власы же его ко главе и к лицу присхли беша» (ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. № 292. Л. 169 об.-170). Мощи И., от к-рых исходило благоухание, были помещены в новую раку. При освидетельствовании мощей Л. обнаружилось, что они высыпались из ветхого гроба и смешались с землей, их собрали и завернули в бересту. Сначала игум. Варфоломей повелел предать св. останки Л. земле. Однако, вняв просьбам находившихся с ним священников, игумен повелел мощи Л. положить в раку. Как записал Сергий (Шелонин), «мощы же святаго Логина не токмо не истлеша, но и зубы его из главныя кости не испадоша» (Там же. Л. 172). В храме преподобных Зосимы и Савватия раку с мощами И. поставили на правой стороне, раку Л.- на левой стороне. Древняя часовня, где ранее были погребены святые, располагалась неподалеку от Зосимо-Савватиевой ц., в юго-вост. углу церковной ограды. В часовне сохранялись первоначальные раки святых. Перенесение мощей И. и Л. в 1638 г. получило отражение в Соловецком летописце (Досифей (Немчинов). 1847. С. 64). В Яреньге память святых праздновалась в дни их тезоименитства: И.- 24 июня, Л.- 16 окт. Память И. и Л. указана под 3 июля в «Описании о российских святых», где преставление праведников датируется 1542 г. (РГБ. МДА. Фунд. № 209. Л. 41, кон. XVII-XVIII в.).
Сергий (Шелонин), вероятно по благословению игумена Соловецкого мон-ря, составил каноны и службу святым, заимствовав ряд тропарей из 2 канонов свт. Никите Новгородскому, составленных игуменом Хутынского мон-ря Маркеллом Безбородым в 1577-1578 гг. (список 1-й (неазбучной) редакции канона И. и Л.: РНБ. Погод. № 727. Л. 1-11 об., XVII в.). В 1638-1645 гг. Сергий (Шелонин) создал службу на перенесение мощей И. и Л., в к-рую вошли 2 азбучных канона: канон И., имеющий прямой азбучный акростих, и канон Л., содержащий обратный азбучный (по «вспятословесию») акростих; многие инципиты тропарей этих канонов совпадают с соответствующими частями 1-го и 2-го азбучного канона прп. Никите Новгородскому (списки службы И. и Л.: ИРЛИ. Пинежское собр. № 696; ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. № 292. Л. 127-144; РНБ. Погод. № 728. Л. 1-26; Солов. № 183/183. Л. 61 об.- 70). Мон. Сергий составил также азбучный канон обоим святым, содержащий азбучный акростих (ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. № 292. Л. 144 об.- 149 об.; РНБ. Солов. № 183/183). Иногда части службы И. и Л. переписывались отдельно (РНБ. I. № 772. Л. 13-13 об., поморская рукопись XIX в.). В тропаре службы прославляется перенесение мощей И. и Л., в кондаке - помощь святых «всем иже в различных недузех страждущим».
В июне 1691 г. Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский, послал патриарху Адриану службу И. и Л. с описанием чудес от мощей святых и просил разрешения канонизировать Божиих угодников и перенести их мощи в новопостроенный Преображенский собор в Холмогорах. Однако патриарх Адриан ответил, что писание об И. и о Л. «правде слагается мало», подверг сомнению нетленность мощей и принадлежность этих мощей И. и Л. (см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 430-431).
Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.)
В 1764 г. яренгский Никольский мон-рь был упразднен, ц. во имя Зосимы и Савватия Соловецких стала приходской. 29 марта 1841 г. мощи И. были переложены в новую кипарисовую раку, устроенную попечением соловецкого архим. Илария на правой стороне Зосимо-Савватиева храма. На боковой стороне раки был вырезан летописный рассказ о явлении мощей И., к-рый был иноком Соловецкой обители и утонул в Белом м. в 1566 г. На другой стороне раки был вырезан тропарь святому. При служении молебнов рака открывалась. Видимо, в 1903 г. первоначальная рака И. («деревянный гроб с ликом угодника») была передана в Кий-Островский Крестный монастырь (Историческое описание Крестного второклас. монастыря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903. С. 13). Мощи Л. почивали в левой части яренгской Зосимо-Савватиевой ц. в медной позолоченной раке, созданной в 1868 г. архангельским мастером Д. Д. Терентьевым на пожертвования. На крышке раки был вычеканен образ Л., по бокам - сцены перенесения мощей святого с морского берега в Никольский храм (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об.- 7 об., 8 об.- 9).
В 1854 г. архим. Соловецкого монастыря Александр (Павлович) просил Синод о разрешении построить в Савватиевой пуст. на Соловецком о-ве каменную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери и перенести туда мощи И., а мощи Л. оставить в яренгской Зосимо-Савватиевой ц. Синод, 20 сент. 1855 г. разрешив строительство каменной церкви, дело о перенесении мощей отправил на рассмотрение архангельского епархиального начальства. Указом от 15 июня 1857 г. было предписано мощи И. и Л. оставить на прежнем месте (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 4. Д. 191, 1854-1860 гг.). На основании прошения жителей Архангельска, поданного в июне 1858 г., Архангельский еп. Александр (Павлович) ходатайствовал перед Синодом о перенесении мощей И. в архангельский во имя арх. Михаила монастырь. Синод оставил ходатайство без ответа.
11 февр. 1923 г. раки И. и Л. были вскрыты (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5). По-видимому, мощи святых тогда были изъяты из храма. В 1947 г. они были в обл. краеведческом музее Архангельска, как об этом свидетельствует подготовленная в Совете по делам РПЦ в 1947 г. справка «О «мощах», находящихся в фондах Музея истории религии, а также в музеях, подведомственных Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. № 605. Л. 15). 28 мая 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I отправил в Совет по делам РПЦ ходатайство о передаче мощей И. и Л. в кафедральный собор Архангельской епархии. Патриарх процитировал письмо архангельского и Холмогорского еп. Леонтия (Смирнова), в к-ром содержалась просьба о возвращении епархии мощей И. и Л., «свято чтимых верующим населением всего Северного края», а также сообщалось, что св. мощи находятся в обл. музее архангельска (Там же. № 610. Л. 1). Резкое ухудшение отношения советского гос-ва к Русской церкви во 2-й пол. 1948 г. приостановило процесс возвращения мощей святых. Ходатайство Патриарха о передаче мощей И. и Л., равно как и о возвращении мощей др. святых, осталось без ответа. Яренгская ц. во имя Зосимы и Савватия Соловецких сгорела в 1944 г.
Общецерковная канонизация И. и Л. совершилась включением их имен в Собор Новгородских святых (известен с 1831, празд. возобновлено в 1981), в Собор Карельских святых, празднование к-рому установлено в 1974 г., и в Собор Соловецких святых, празднование к-рому установлено в 1993 г.
Е. А. Рыжова
Иконография
И. и Л. сформировалась к нач. ХVII в. и получила распространение преимущественно в Поморье. Когда игум. Варлаам в 1569 г. перенес мощи И. к ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Яреньге, на гроб была положена доска с изображением святого (СИСПРЦ. С. 117-118). В 1607 г. И. явился «зографу» Феодориту Губастому из Соловецкого мон-ря, «повелевая ему образ свой написати, подобие тезоименна ему великаго во пророцех Предтечи, а браду, аки благоразумнаго разбойника, руце согбене, во единой ветсей срачице» (РНБ. Солов. № 969/1079. Л. 134 об.; см.: Сапожникова О. С. Сказание о яренгских чудотворцах и методы работы древнерус. автора // Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. C. 546-600). В архиве Яренгского прихода хранилось древнее сказание о создании образа И. «по особому вразумлению и повелению самого угодника» (Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1. С. 223). Образ был написан Феодоритом перед смертью (Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки / Сост.: иером. Никодим (Кононов). СПб., 1900. С. 95). Соловецкий мон. писец Феодорит (Куколкин) (первоначально церковный дьяк с. Уна в Поморье, с 1603 ездил по заданию Соловецкого мон-ря) написал и проиллюстрировал в 1605-1606 гг. Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в к-ром поместил и свое изображение (Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 95). В приходо-расходных книгах Соловецкого мон-ря за 1606 и 1607 гг. иконник Феодорит дважды упоминается в качестве вкладчика (Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. слов. Архангельск, 1998. С. 119). По-видимому, икона И. работы Феодорита не сохранилась.
Иконография 1-го образа использована в наиболее раннем известном изображении И. 20-х гг. XVII в.- шитом покрове «Прп. Иоанн Яренгский», вложенном, согласно надписи по нижнему краю, кн. Д. М. Пожарским в «дом преподобному Ивану» - Яренгский монастырь (157×96 см, АОКМ; см.: Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. С. 36. Кат. 4). И. изображен фронтально в рост, с прижатой к груди десницей, в коротких одеждах, как у св. Иоанна Предтечи, которые в нижней части «рассыпаются на нитки» (от ветхости). Длинные волосы святого 2 косицами ниспадают по сторонам лика, борода из отдельных прядей. Шитье выполнено шелковыми и золотными нитями на красной камке. Др. сохранившийся покров И. датирован 1865 г. и находится в собрании Музея правосл. Церкви в Куопио (Финляндия). Это ростовой прямоличный образ средовека с разделенными на прямой пробор русыми густыми волосами длиной по плечи, с небольшой бородой, в светлой препоясанной одежде с орнаментальной каймой, без обуви, правая рука на груди; фон голубой, надпись: «СТЫИ ПРВНЫИ IАННЪ», по краю вышит тропарь И.
Разработанная Феодоритом иконография И. была закреплена в Сийском лицевом подлиннике, собранном в посл. четв. XVII в., где Яренгские чудотворцы изображены в рост, в молении, с поднятыми для крестного знамения десницами (Сийский иконописный подлинник. РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.). Описания внешнего облика И. и Л. встречаются в иконописных подлинниках с XVII в., в основном под 24 июня и 16 окт.: «Иоанн подобие Алексия человека Божия, риза бакан. Логин подобие аки Прокопий Устюжский, риза вохра» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 157, без дня памяти); «Иоанн всем подобием аки Алексий человек Божий, бос и риза такая же, а Логин аки Прокопий Устюжский бос и риза едина, колени голы. У обоих ризы багор с вохрой, оба русы» (выговская ркп. 3-й четв. XVIII в.; РНБ. О.XIII.1. Л. 124 об.); Л. «подобием рус, брада аки Козмина, риза празеленная, как на Алексии человеке Божии»; И. «подобием брадою, власами и лицем, что Иоанн Предтеча, а риза, что на Алексие человеке Божии» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35, 60; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 118; Дружин. № 998. Л. 109 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 74, 176 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 110).
Почитание И. и Л. возросло в кон. ХVII в., в период становления Холмогорской и Важской епархии. В ризнице Соловецкого мон-ря хранилась икона Яренгских чудотворцев «пред Спасителем, длиною 7 вершков, на Спасителе риза и на преподобных венцы чеканные, а поля басменные, все серебрянные золоченые» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 879 об.). В описи Троицкой ц. на Глинском посаде в Холмогорах 1806 г. упоминается, что на стене висел большой образ И. и Л., «на нем оклад медный басменный под золотом и два венца с цатою сребренные под золотом» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 133. Л. 11 об.). На иконе-пяднице «Избранные святые», исполненной в кон. ХVII в. холмогорским иконописцем Федором Васильевым Струниным (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 10), изображены первые русские св. князья Борис и Глеб, блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские, И. и Л. В «Главной описи церковного и ризничного имущества Николаевской и Зосимо-Савватиевской церквей Яренгского прихода Архангельского уезда» за 1903 г. отмечено несколько икон И. и Л., в частности: «...на южной стене образ св. праведного Иоанна, писанный в Соловецком монастыре по указанию самого святого по прошествии 73 лет по его блаженной кончине в морских волнах. Образ святого во весь рост». Около рак был старый деисусный чин ХVII в., в к-ром представлены изображения Яренгских святых (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об., 9 об.).
В документах упоминается, что к 1824 г. «иконы святых на гробницах ветхие», после чего было принято решение их «поновить или другие приложить» (Там же. Д. 85. Л. 259, 273, 312). 29 марта 1841 г. мощи И. положены в новую раку, пожертвованную архим. Соловецкого мон-ря Иларием с братией, к-рые «соорудили тщанием своим и усердием в яренскую преподобных Зосимы и Савватия церковь для почивающих в оной святаго праведного Иоанна, Яренгского чудотворца, нетленных мощей, деревянную раку, посеребренную и вызолоченную по приличным местам, с четыресторонними надписями тропаря и кондака и летописей, с крышею за замком по полюменту и обитую внутри приличною материею» (Там же. Оп. 4. Т. 3. Д. 31. Л. 1, 4). Сохранилось описание прежней раки И., переданной в Кий-Островский Крестный мон-рь: «В усыпальнице хранится более сажени в длину камень… на камне этом стоит деревянный гроб с ликом угодника святаго праведнаго Иоанна Яренгскаго чудотворца, в котором он прежде почивал» (Историческое описание Крестного второклас. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903. С. 13).
В описи ц. преподобных Зосимы и Савватия 1903 г. содержится подробный рассказ о раках святых: «…на правой руки, перед образом Пресвятой Богородицы почивает тело, Богом прославленное нетлением и чудесами святого праведного Иоанна, Яреньгского чудотворца, открыто, в раке деревянной, обложенной кипарисом, с крышкою и замком; в 1900 году сия рака вызолочена на средства церковного попечительства. Рака на четырех ножках, на боковых сторонах ее в резных кругах с одной стороны летопись явления святого праведного, сказующая, что он был инок Соловецкой обители, утонувший в волнах Белого моря в 1566 г., на другой стороне тропарь святому, на возглавии кондак ему, а в подножии летопись устроения раки. Внутри рака обложена алою тавтою с тасьмами, а под святыми мощами кипарисная доска… На левой стороне, пред образом Богоматери, рака, заключающая в себе драгие останки тела сподвижника св. прав. Иоанна, святого праведного Логина… от взоров поклонников сокрыт под спудом, в медной раке под серебром, устроенной в 1868 г. на средства жертвователей. По сторонам раки чеканные изображения и перенесения св. мощей с берега морского к церкви святит. Николая. Наверху раки чеканное изображение св. праведного Логина во весь рост, позолоченное» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об.- 7 об., 8 об.- 9).
Редкий образ «Блаженные Иоанн и Логгин Яренгские, с 16 клеймами жития» 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) - единственная известная в наст. время житийная икона Яренгских святых, происходящая из Никольской ц. с. Нёнокса, откуда в 1971 г. была привезена в Северодвинск. В нижней части надпись: «Написа(н) сей обра(з) стых чюдотво(р)цовъ Iоанна i Логина Яренски(х) лъта (7203, или 1695.- Авт.) го(ду) апръля въ (13) днъ». В среднике святые представлены в рост, вполоборота к центру, босыми, в молении Иисусу Христу Еммануилу в облачном сегменте. И. одет в зеленую, Л.- в желтую рубаху. Образцом для композиции средника, очевидно, послужил лист Сийского иконописного подлинника. Клейма размещены вдоль верхнего и боковых краев иконы в нетрадиц. порядке чтения, пояснительные надписи уцелели полностью только для 6 верхних сюжетов. Состав клейм восстановлен в хронологическом порядке на основании Сказания о чудесах святых Иоанна и Логгина Яренгских: 1. Обретение мощей И.; 2. Погребение И.; 3. Явление И. жительнице Яреньги Акилине; 4. Рассказ Акилины о явлении И. в Яреньге; 5. Поездка за мощами И.; 6. Обретение мощей И.; 7. Перенесение мощей И.; 8. Погребение мощей И. в храме; 9. Чудо о расслабленном; 10. Исцеление расслабленного; 11. Обретение мощей Л.; 12. Перенесение мощей Л.; 13. Погребение мощей Л. в храме; 14. Чудо о Якове Носыреве; 15. Исцеление Анисима Панова; 16. Исцеление от «трясовичной» болезни. Икона была создана на Поморском Севере (о чем свидетельствует, напр., изображение характерных поморских рыболовных карбасов с парусами), либо иконописцем в Соловецком мон-ре, к-рый был заинтересован в распространении почитания И. и Л., либо холмогорским мастером, работавшим по заказу недавно учрежденной Холмогорской и Важской епархии.
На небольшой сев. иконе «Праведные Артемий Веркольский и Иоанн Яренгский, с 8 клеймами жития» 1-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ), происходящей из ц. св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. в Вологде, воспроизведены в нижней части в 2 ряда по 4 сюжета из Житий прав. Артемия и И., в частности: обретение мощей И., явление святого Акилине во сне, исцеление жены у гроба И. и перенесение его мощей (Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 290, 336. Кат. 251).
В ХVII-XIX вв. образы И. и Л. вводились в состав ростовых деисусных чинов поморских храмов, напр. на иконах «Преподобные Герман Соловецкий и Логгин Яренгский» кон. ХVIII - нач. ХIХ в. (из Кьяндского прихода Шенкурского у., АМИИ), «Праведный Логгин Яренгский» XVII в. (ГМИР; см.: Коробко О. А. Иконы ГМИР, связанные с Рус. Севером // Наследие Соловецкого мон-ря: Сб. ст. Архангельск, 2006. С. 52-53, 63; Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 44. Ил. 42). И. изображен на правом поле сев. старообрядческой иконы «Распятие Христово, с предстоящими» кон. XVIII в. (частное собрание; врезной меднолитой крест утрачен), напротив него на левом поле - св. кн. Даниил Московский.
Иконы-пядницы Яренгских чудотворцев (нередко на фоне храма) писали на Севере вплоть до нач. ХХ в. Этот сюжет был известен в иконописной палате Соловецкого мон-ря, где «на раздачу» богомольцам создавали небольшие «чудотворцовы образы». Неск. таких икон вывезено с Летнего берега Белого м. (в т. ч. из с. Яреньга), напр. 2 иконы кон. XIX - нач. XX в. из собрания СГИАПМЗ (написаны в технике масляной живописи). Созданная на Соловках икона 2-й пол. XIX в. крупных размеров происходит из ц. Рождества Богородицы дер. Луда в Поморье (АМИИ). Святые представлены в рост, обращены друг к другу, за ними - волнующееся море с кораблем, вверху в облаках - образ Богоматери с покровом в руках. Чудотворцы изображены в коричневых рясах, средовеками с длинными русыми волосами на прямой пробор и с небольшими округлыми бородами, руки Л. сложены крестообразно.
В книжной миниатюре И. и Л. иногда представлены в лицевых списках Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, напр. в рукописи «Сад спасения» (1711, ГММК; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 216) на заглавном листе с поколенными образами Соловецких чудотворцев в медальонах.
Известны эстампы с изображениями И. и Л., один был отпечатан в 1899 г. в Архангельске в литографии В. Черепанова (СГИАПМЗ). между И. и л. помещена шатровая церковь (типа восьмерик на четверике) с папертью, напоминающая храм, где находились мощи святых. С 1899 г. причт Яренгского прихода заказывал в Архангельске в литографии Д. Горяйнова изображения И. и Л. «весьма неискусной работы, стоили по 20 рублей за тысячу». В 1913-1915 гг. большая партия литографий «с дозволения Московского духовно-цензурного комитета» изготовлена в хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 2015. Л. 100, 101, 105в, 105е; экземпляры 1915 г. в СГИАПМЗ).
В составе Собора Новгородских святых И. и Л. писались на относительно ранних иконах расширенного извода, напр. в верхнем ряду на «старинной» иконе с образом Софии Премудрости Божией «в ризнице Черниговской кафедры» (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Они изображены в правой группе крайними в 3-м ряду, рядом с преподобными, на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54). Полуфигуры И. и Л. представлены на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. работы свящ. Георгия Алексеева (ГТГ; см.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95). На прориси с иконы XVIII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399) оплечные образы Яренгских святых помещены в 5-м ряду левой группы среди благоверных князей и праведников.
В композиции «Собор русских святых» И. и Л. представлены (слева в верхнем ряду, как правило между праведными Артемием Веркольским и Иаковом Боровичским) на выговских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52), 1814 г. письма П. Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной в С.-Петербурге и XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея / ГРМ; сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70). Образы святых-средовеков типологически близки, борода И. немного длиннее, с разделением на пряди. Яренгские святые (старцы в клобуках) введены в группу подвижников XVI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).
Традиция почитания И. и Л. сохранялась на Севере вплоть до вскрытия их мощей в 1923 г. По составленному тогда акту, «на левой стороне церкви под балдахином рака Лонгина… Рака медная покрыта серебром, сверху пелена. Под пеленой на крышке изображение Лонгина, по бокам надписи о времени смерти послушников и перенесении мощей. Внутри… цветы и картинка с изображением Иоанна и Лонгина… На ящике надпись о том, что он сделан неким Терентьевым, по словам старожилов, 40-50 лет тому назад… (Д. Д. Терентьев - архангельский иконостасный мастер, работавший в кон. ХIХ - нач. ХХ в.- Авт.). Приступил к осмотру раки Иоанна, находящейся на правой стороне под балдахином. Рака деревянная, крашенная «под золото», сверху покрыта пеленой. Под ней вторая пелена с изображением Иоанна «с тропарем» по бокам» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5).
В иконописи XX в. Яренгские святые включены в группу Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. письма мон. Иулиании (Соколовой) (И.- в голубой, Л.- в розовой рубахе) и на авторских повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также в подобных композициях кон. XX - нач. XXI в. (работы иконописной мастерской МДА и др.). Изображения И. и Л. присутствуют на совр. иконах, выполненных для Соловецкой обители, как, напр., образ «Соловецкие чудотворцы» 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого мон-ря в Москве).
Т. М. Кольцова