Проповеди на праздники:

Преподобные Евфросиний Александрийский и Евфросиний (в миру Феодулий) Суздальский. Православная энциклопедия

Преподобные Евфросиний Александрийский и Евфросиний (в миру Феодулий) Суздальский. Православная энциклопедия

ЕВФРОСИНИЯ

[Смарагд; греч. Εὐφροσύνη, Σμάραγδος] († ок. 470), прп. Александрийская (пам. 25 сент.; пам. зап. 1 янв., 11 февр.).

Источники

Прп. Евфросиния Александрийская и прмч. Евдокия (?). Фрагмент росписи кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?).

Прп. Евфросиния Александрийская и прмч. Евдокия (?). Фрагмент росписи кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?).

Житие Е., написанное неизвестным автором на греческом языке вскоре после ее кончины (BHG, N 625), было издано А. Бушри в 1883 г. в Analecta Bollandiana (AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206). Помимо анонимного Жития, др. редакция к-рого содержится в рукописях X в. (Fabricii bibl. gr. 225), XV в. (Athen. 1050. Fol. 31-36) и в др. (Catal. Germ. Fol. 203, 17811), в Patrologia Graeca Ж. П. Миня находится Житие, составленное прп. Симеоном Метафрастом (X в.) (BHG, N 626; PG. 114. Col. 305-322). В VIII в. появилась латинская версия Жития Е., впервые опубликованная Г. Росвейде в Vitae Patrum (Rosweyde H. Vitae Patrum. Antverpiae, 1628. P. 351-362), затем в Patrologia Latina (PL. 73. Col. 643-652) и в Acta Sanctorum (ActaSS. Febr. T. 2. P. 535-544). Имеются также 2 неизданные редакции этого Жития (Catal. Paris. II. Fol. 13, 13e; Bibl. Cassin. V. Fol. 211). В XII в. оно было переложено в стихотворной форме на франц. язык (Meyer. 1877. T. 2. P. 338). Также Житие Е. существует на сир. (BHO, N 288-289) и арм. (BHO, N 290-291) языках. По мнению ряда исследователей (Л. С. Тиймон, И. Делеэ), Житие Е. представляет только лит. интерес.

Житие

Сюжеты Жития прп. Евфросинии Александрийской. Роспись юж. стены кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?)

Сюжеты Жития прп. Евфросинии Александрийской. Роспись юж. стены кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?)

Согласно Житию, составленному прп. Симеоном Метафрастом, родители Е. жили в Александрии во времена правления имп. Феодосия II (408-450). Они были богатые и богобоязненные христиане, но долго не имели детей и просили Бога даровать им наследника. Однажды Пафнутий, отец Е., пришел в муж. мон-рь и рассказал настоятелю о своем горе. По молитве игумена Бог даровал Пафнутию и его жене дочь, к-рую они назвали Евфросиния, что значит «радость». Когда девочке было 12 лет, ее мать умерла. Воспитанная в благочестии, она хотела посвятить себя Господу. Когда Е. исполнилось 18 лет, отец решил выдать ее замуж за сына знатного вельможи. Накануне свадьбы Пафнутий вместе с дочерью пришел в тот же муж. мон-рь, чтобы просить благословения на брак. Однако девушке так понравилось в обители, что желание служить Богу в ней только возросло. Вернувшись домой, Е. раздала нищим драгоценности и, перестав заботиться о внешности, всецело предалась посту и богомыслию. Однажды, когда Пафнутий был в отъезде, Е. пригласила старца-монаха, пришедшего в Александрию из Скита (ныне Вади-эн-Натрун, Египет), и приняла от него постриг (согласно др. версии, это был монах из монастыря прп. Феодосия). Тайно покинув дом, Е. пришла в мужской монастырь и назвалась Смарагдом, евнухом имп. двора. Игумен принял Е. и отдал на попечение мон. Агапиту, который наставлял ее в иноческой жизни. Из-за красоты Е. игумен велел ей поселиться в отдельной келье и ни с кем не общаться, кроме своего духовного наставника, чтобы не вводить монахов в соблазн.

Пафнутий, вернувшись домой и не найдя дочери, разослал гонцов в Ливию, Египет и Палестину, но так и не смог ее отыскать. Наконец, он пришел к игумену мон-ря с просьбой помолиться о ней. Но даже после недельного поста, наложенного настоятелем на братию, и молитв Господь не открыл местонахождения девушки. От др. монахов Пафнутий узнал о Смарагде, недавно поступившем в обитель, но уже весьма преуспевшем в добродетели, и часто стал посещать его, получая утешение от бесед с ним.

Е. прожила в мон-ре 38 лет. Почувствовав приближение смерти, она позвала к себе отца, открыла ему свою тайну и мирно почила. Только после кончины Е. монахи узнали, что под именем Смарагда подвизалась дева. Пафнутий раздал часть своего богатства нищим, а часть пожертвовал в мон-рь, где, поселившись в келье дочери, прожил 10 лет, скончался и был погребен рядом с Е.

В Минологии имп. Василия II Болгаробойцы (кон. X - нач. XI в.) говорится, что Е. прожила в мон-ре 18 лет, в нестишном Прологе 2-й редакции (ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 1393) - 28 лет, Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, указывает 30 лет. Свт. Филарет (Гумилевский) считает временем кончины Е. 445 г.


Почитание

Помимо основного дня празднования 25 сент. в греч. церковных календарях (Синаксарь К-польской ц., Минологий имп. Василия II) Е. поминается вместе с Пафнутием 15 февр.

Похвальное слово в честь Е. было написано на греч. языке Константином Акрополитом (XIII-XIV вв.) (BHG, N 626m) и на латыни Петром Наталибусом (XIV в.) (BHL, N 2721).

Впервые имя преподобной упоминается в Лионском Мартирологе (Paris. 3879), составленном ранее Мартиролога Флора (сер. IX в.). В нек-рых зап. календарях имя преподобной передается как Евфросия (Euphrosia) или Евфрасия (Euphrasia), также существует лат. вариант - Кастиссима (Castissima).

По сведениям, собранным в Acta Sanctorum, во 2-й пол. XVII в. часть мощей Е. хранилась в ц. Санто-Стефано в Болонье (Центр. Италия), часть - в Сирк-ле-Бен, на берегу р. Мозель, а глава святой и основная часть мощей - в жен. мон-ре св. Иоанна в Больё в Пикардии (Франция), где еще в XVIII в. широко отмечался день памяти Е.

Гимнография

Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 44) без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 285-286), представляющем древнейшую редакцию студийского Синаксаря, в службе 25 сент. отмечается пение самогласной стихиры 2-го гласа, др. детали службы не описаны. В слав. Минеях студийской традиции XI-XIII вв. (см., напр.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0192-0198) приводятся последования Е. и святых мучеников Савиниана, Павла и Татты; последование Е. содержит канон, цикл стихир и седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 284), 25 сент. последования Е., мучеников Павла и Татты соединяются с последованием Октоиха; служба не имеет праздничных черт, на утрене поется «Аллилуия», последование Е. включает минимальный набор песнопений (канон, стихиры, седален). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 31), 25 сент. поется только последование Е., на «Господи, воззвах» - стихиры Е. и Пресв. Богородицы, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Е. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа: ᾿Εν σο μῆτερ ἀκριβῶς διεσώθη̇ (     :). Пение самогласнов не отмечается, на литургии - прокимен, аллилуиарий и причастен Е. (в Типиконе не описаны), чтения - только дня.

В различных редакциях Иерусалимского устава происходило постепенное повышение статуса памяти Е. В одной из ранних редакций - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 172), 25 сент. отмечается память Е. и мучеников Павла и Татты без богослужебного последования. В серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. С. 46б) приводится тропарь Е. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), почти те же указания даны в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В слав. Минеях XVI в. последование Е. включало кроме минимального набора песнопений тропарь, кондак и 1-2 самогласна (более праздничный вариант с 2 самогласнами утвердился к нач. XVII в.). В рус. рукописных Типиконах XV-XVI вв. назначается пение стихир на «Господи, воззвах» на 6, хотя канон исполняется на 4, из-за этого в нек-рых рукописях 2-й пол. XVI-XVII в. память Е. имеет праздничный знак «3 точки в полукруге» (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. эти указания были отредактированы и определено петь 3 стихиры Октоиха и 3 - Е., данный устав службы был повторен в изданиях 1641, 1682 и последующих годов. В связи с совпадением с памятью прп. Сергия Радонежского в ряде рус. рукописных Типиконов и Миней XVI в. последование Е. или переносится на повечерие, или отсутствует вовсе.

Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, содержит отпустительный тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν σο μῆτερ ἀκριβῶς διεσώθη̇ (     :); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»:      с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, с акростихом ῞Υμνον σοι μέλπω προφόνως Εὐφροσύνη̇ ῾Ο ᾿Ιωσηφ (      ), ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (   ), нач.: ῞Υμνοις θεοτερπέσιν (  ); цикл стихир-подобнов, 2 самогласна; седален; светилен. В греч. Минее афинского издания помещен др. канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ (  ), нач.: ῾Ο τρισαγίαις ἐν φωναῖς ὑμνούμενος (Трисвятыми гласами воспеваемый).

В рукописях содержатся и др. песнопения в честь Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: анонимный канон 2-го гласа, с акростихом Τῆς Εὐφροσύνης τοὺς ἀγῶνας εὖ φράσω (Евфросинии мучения благо изображу), ирмос: Δεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ (   ), нач.: Τὴν ἐν σαρκ ἄγγελον ἀναδειχθεῖσαν ἡμῖν (Ангела во плоти, явленную нам) (Ταμεῖον. Σ. 278); седален (Ягич. Служебные Минеи. С. 0192).



Проповеди на праздники:

Наверх