День памяти преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской
ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА
(в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 7.06.1407, Москва), прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), вел. кнг. Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и вел. кнг. Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в нек-рых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Е. Д. служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания» использовал летописные известия и устную традицию о Е. Д., сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском мон-ре.
Самое раннее известие о Е. Д. относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Е. Д., что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители к-рых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Е. Д. тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М. В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от «мора» и пожара). Венчал Димитрия и Е. Д., вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения - домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Е. Д. родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).
В 1368 и 1370 гг. Е. Д. вместе с мужем пережила осады Москвы литов. и тверскими войсками. О ее жизни во время княжения Димитрия Донского сведения сохранились по преимуществу в повестях о событиях нач. 80-х гг. XIV в. В летописной повести 1-й пол. XV в. о Куликовской битве говорится, что, отправляясь в поход против Мамая, вел. кн. Димитрий оставил Е. Д. с сыновьями в Москве, она молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити». В «Сказании о Мамаевом побоище» (нач. XVI в.) рассказывается, как Е. Д. с женами бояр, плача, провожала мужа в поход и как вместе с ними молилась Богу, прося о ниспослании победы. По свидетельству Новгородской IV и Софийской I летописей (1-я пол. XV в.), Е. Д. с детьми (в т. ч. с новорожденным Андреем) в авг. 1382 г., когда к Москве приближались войска хана Тохтамыша (при к-ром находились и родные братья вел. княгини), уехала с мужем в Кострому.
В «Слове о житии и преставлении вел. князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго» говорится о счастливой и благочестивой семейной жизни Е. Д. Этот памятник содержит литературно обработанный плач вел. княгини над телом скончавшегося Димитрия и слова умирающего, обращенные к супруге: «Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отець и мати». Эти слова находят полное подтверждение в тексте завещания Димитрия Донского (ДДГ. № 12), составленного незадолго до смерти, в апр.-мае 1389 г., к-рое начиналось словами, свидетельствовавшими о большом доверии вел. князя к жене, ставшей гарантом великокняжеского завещания: «Приказываю дети свои своеи княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем». Димитрий Иоаннович поручал Е. Д. в случае необходимости перераспределять земли между сыновьями. «А вы, дети мои,- обращался он к сыновьям,- слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть». По завещанию вел. князь щедро наделил жену, передав ей часть торговых пошлин в Москве, волости и села во владениях каждого из сыновей. К купленным самой Е. Д. землям Димитрий Иоаннович присоединил собственные «прикупы» - села, к-рыми Е. Д. могла в отличие от земель в уделах сыновей свободно распоряжаться.
«Въмале сказание» сохранило память о строгой жизни Е. Д. после смерти мужа и о ее аскетических подвигах (распространившиеся в Москве слухи о недостойном поведении вдовы Димитрия Иоанновича вынудили ее показать сыновьям вериги, к-рые она носила под одеждой; княгиня запретила рассказывать о своем подвиге). Располагая после смерти мужа немалыми собственными средствами (она владела 31 волостью), Е. Д. использовала их на благочестивые дела. Известны ее крупные вклады во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь - с. Арбузово во Владимирском и с. Баскаково в Суздальском уездах. Прп. Кириллу Белозерскому в основанный им Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Е. Д. дала вкладом с. Сандыревское на Белоозере. По свидетельству «Въмале сказания», Е. Д. построила в Переяславле, «близ града, у реки Трубежа», ц. во имя св. Иоанна Предтечи и «монастыри устрои». С ее именем предание связывает возобновление ок. 1392 г. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря.
В 1393 г. на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной ц. во имя прав. Лазаря Е. Д. построила каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом прав. Лазаря, наделив ее золотыми и серебряными сосудами. Церковь была освящена 1 февр. 1394 г. митр. Киприаном в присутствии всех сыновей вел. княгини. Исследователи справедливо полагают, что храм был возведен в память о Куликовской битве, к-рая произошла в день праздника Рождества Богородицы. Храм представлял собой 4-столпную 3-апсидную постройку из белого камня, она частично сохранилась в составе помещений Большого Кремлевского дворца. В июне 1395 г. храм начали расписывать Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками; в 1399 г. в нем была похоронена дочь Е. Д. Мария, тело к-рой привезли из Великого княжества Литовского. Согласно «Въмале сказанию», в 1395 г., когда ожидалось нашествие на Русь войск Тамерлана (в рус. летописях - Темир-Аксак), по молитвам Е. Д. и по повелению ее сына Василия I Димитриевича и митр. Киприана в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери.
Явление ангела блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 705)
О последних годах жизни Е. Д. важные сведения сохранило «Въмале сказание», где описано явление вел. княгине арх. Михаила, «возвещающа еи из мира сего исшествие». После этого видения святая утратила речь; она вновь начала говорить, когда иконописцы создали такой образ арх. Михаила, в к-ром Е. Д. узнала своего посетителя. Весной 1407 г. по приказу Е. Д. в Кремле, в недавно основанном ею жен. мон-ре, где вел. княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось возведение каменного храма в честь Вознесения. Как рассказывается во «Въмале сказании», когда Е. Д. шла из Успенского собора в мон-рь на пострижение, исцелился слепец, к-рого она коснулась рукавом, а всего во время шествия Е. Д. в мон-рь исцелилось 30 чел. Приняв постриг с именем Евфросиния, вел. княгиня вскоре скончалась и была похоронена в Вознесенском храме, к-рый после ее смерти долгое время оставался недостроенным, но затем стал местом погребения представительниц великокняжеских и царских семей. Во «Въмале сказании» говорится, что после смерти Е. Д. у ее гроба много раз сами собой загорались свечи.
Возможно, по заказу Е. Д. была изготовлена хранившаяся в ризнице Троице-Сергиевой лавры небольшая двусторонняя каменная икона. На одной ее стороне изображен свт. Николай Чудотворец, на другой - мц. Евдокия и прп. Максим Исповедник, небесный покровитель сына Е. Д. Андрея, в крещении Максима (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6: К 75-летию акад. Л. В. Милова. С. 203. Примеч. 91).
Почитание
В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (кон. XV в.) Е. Д. названа «благоверной и христолюбивой» (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 289. Л. 152 об.). Написание «Въмале сказания» было, по-видимому, связано с подготовкой к прославлению Е. Д. на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., но по каким-то причинам канонизация не состоялась. «Сказание» о Е. Д. вошло в состав Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. под 7 июня отмечена память «святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния» (РГБ. МДА. № 201. Л. 320). В нояб. 1689 г. Карион (Истомин) написал вирши, посвященные Е. Д. и основанному ею Вознесенскому мон-рю (ГИМ. Чуд. № 302. Л. 139 об.; сообщение А. Г. Авдеева). Карион называет Е. Д. «княгиней святой... славной... блаженной», прославляет ее постническое житие и милосердие.
Рака прп. вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ)
Документы Вознесенского мон-ря XVII в. не содержат свидетельств о существовании почитания св. княгини в обители. В 1636/37 г. по приказу царя Михаила Феодоровича был изготовлен покров на гробницу Е. Д., но это надгробие ничем не выделялось из числа гробниц др. вел. княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме. В 1821-1822 гг. здесь были установлены рака с изображением Е. Д. и сень над ракой. Тогда же Московский митр. св. Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Е. Д. Однако еще в 1856 г. по ней служили панихиды. Почитание Е. Д. как святой (начало служения ей молебнов) утвердилось в Вознесенском мон-ре не позднее 1869 г. По-видимому, это было связано с тем, что 26 нояб. 1869 г. исцелился болящий отрок Адриан, прикоснувшись к гробнице св. княгини. В 1870 г. исцелилась парализованная девица Н. Вихняева, к-рой явилась Е. Д. В том же году была украшена окладом икона Е. Д. в иконостасе Вознесенского храма. В 1872 г. над гробницей св. княгини была устроена новая рака с балдахином, венец на надгробной иконе с изображением исцеления слепого был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В 1880 г. были опубликованы служба и акафист Е. Д., написанные с использованием «Въмале сказания». В монастыре утвердился обычай чтения акафиста Е. Д. после каждой воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались 17 мая как день пострига Е. Д. и 7 июля как день ее смерти (эта дата кончины вместо правильной - 7 июня - появилась в списках «Въмале сказания» в XVII в.).
5-7 июля 1907 г. в Кремле праздновалось 500 лет со дня смерти Е. Д. при участии Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), епископов, игумении Вознесенского мон-ря, многочисленного духовенства, делегаций из ряда рус. городов, а также прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. Вел. княгиня пожертвовала на гробницу Е. Д. золотую лампаду. Монахини Вознесенского мон-ря вышили новый покров с изображением святой в рост, украшенный драгоценными камнями - даром Елисаветы Феодоровны, а также сочинили 2 гимна в честь Е. Д.
В 1929 г. Вознесенский мон-рь был разрушен, останки вел. княгинь и цариц, в т. ч. Е. Д., перенесены в подклет Архангельского собора. Гробница Е. Д. (белокаменный саркофаг, находившийся под полом Вознесенского собора, на к-ром сохранилась надпись: «Евдокея») была вскрыта 6 июня 1929 г., в отчете о вскрытии был отмечен «костяк хорошей сохранности» (Панова. 2003. С. 194). В 2000 г. в подклете Архангельского собора произошло вторичное освидетельствование св. мощей Е. Д. (принадлежность останков вел. княгине была доказана исследователем вознесенского некрополя археологом Т. Д. Пановой). Антропологическое исследование показало, что рост святой был ок. 1,55 м, она умерла в возрасте 50-55 лет. Благочестие княгини подтверждается отсутствием на останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметических средств; это уникальный случай среди жен. останков кремлевского некрополя. Частично сохранился кожаный монашеский пояс святой с тиснеными изображениями двунадесятых праздников.
В 2004 г. в Москве была освящена домовая ц. во имя Е. Д. (Севастопольский проспект, дом 15/1). В р-не Котловка (на месте с. Котлы, у к-рого Е. Д. с Василием I встречала в 1390 митр. Киприана) идет строительство каменного храма, посвященного святой. 11 апр. 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности».
На заседании Свящ. Синода РПЦ 21 авг. 2007 г. были учреждены посвященные Е. Д. награды - орден и медаль прп. Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. вел. кнг. Евдокии Московской учредил общественную награду - знак вел. кнг. Евдокии Московской, к-рый вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим особый вклад в возрождение России.
13 июля 2015 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ установлено празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Иоанновича Донского и кнг. Евдокии 19 мая.
Иконография
Наиболее ранние изображения Е. Д. встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в 1-м и 2-м Остермановских томах (БАН), где ей, в частности, посвящен отдельный цикл. Впервые образ Е. Д. появляется под 1366 г., где сообщается о свадьбе блгв. вел. кн. Димитрия Донского (БАН. 31.7.30-1. Л. 571 об.). Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран 2-й вариант - юный безбородый князь в княжеской шапке и Е. Д. в городчатом венце и белом плате сидят в центре за полукруглым столом с кубками в руках. Слева и справа представлены гости: мужи - за князем, жены - за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне.
Сюжет др. миниатюры - рождение в 1374 г. в Переяславле 3-го сына блгв. вел. кн. Димитрия - Юрия (Там же. Л. 659). Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на 2 регистра: в верхнем - на фоне палат Е. Д. полулежит на ложе, справа в отдельном покое стоит св. князь, к-рому подносят спеленатого младенца; в нижнем - сцена крещения младенца, над купелью изображен прп. Сергий Радонежский, справа от него - князь с княгиней, слева - группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились суздальский кн. Димитрий Константинович с княгиней и «бяше съезд велик». В композицию рождения и крещения последнего сына блгв. вел. кн. Димитрия Донского - кн. Константина, появившегося на свет в 1389 г., за 4 дня до кончины отца, включено изображение лежащего на одре блгв. князя (Там же. 31.7.30-2. Л. 323).
Композиция следующей миниатюры - прощание князя с родными и его преставление - открывает цикл из 17 иллюстраций к повести «Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго» (Там же. Л. 323 об.- 342 об.). Образ Е. Д., присутствующий в каждом изображении, придает лирическую тональность циклу, ее союз с блгв. кн. Димитрием прославляется как пример христ. супружества. Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество св. князя, художник сосредоточил внимание на рассказе о его преставлении. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Е. Д.: «Послужити княгине моей Евдокее и чадом моим». Исключительная роль Е. Д. подчеркнута тем, что ее фигура помещена у изголовья ложа, на к-ром лежит умирающий св. князь. Лишь в 2 случаях она изображена иначе - там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача блгв. княгини. На одной из миниатюр Е. Д. представлена обнимающей блгв. князя, к-рый ставит печать на хартии и дает последнее целование. На миниатюре в конце цикла блгв. кн. Димитрий и умерший вскоре его 5-й сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах - сидящая на престоле Е. Д. с младенцем, рядом стоят сыновья. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику блгв. княгини выразительность. как правило, на ней княжеское платье с оплечьем и белый плат.
Изображения Е. Д. дважды встречаются на миниатюрах, иллюстрирующих события правления вел. кн. Василия Димитриевича: показаны строительство ею ц. Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского мон-ря (Там же. Л. 451 об., 702). В обоих случаях Е. Д. в царском венце стоит перед строящимся храмом.
Последний посвященный Е. Д. ряд миниатюр сопровождает «Въмале сказание», в отличие от др. житийных циклов характеризуется краткостью (Там же. Л. 703 об.- 709 об.; 11 ил.). В 1-й композиции блгв. кн. Димитрий и Е. Д., с нимбами, представлены дважды друг напротив друга, в нижней части - с детьми и слугами. На др. миниатюре художник изобразил блгв. княгиню молящейся и посылающей боярина раздать милостыню. Затем изображается явление Е. Д. арх. Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в ц. Рождества Богородицы. Следующая иллюстрация посвящена чуду прозрения слепого, исцеленного прикосновением к рукаву платья Е. Д., когда она шла в Вознесенский мон-рь для принятия пострига. В верхней части миниатюры - мон-рь за деревянными стенами, внизу - процессия во главе с блгв. княгиней, в царском платье и городчатом венце, и припадающий слепец, чудесное значение события подчеркнуто преувеличенной длиной рукава платья княгини. Пострижение Е. Д. показано за каменной городской и деревянной монастырской стенами, на ней иноческое платье и простая без городков корона, над к-рой монах держит ножницы. В сюжете преставления в центре гроб с телом святой, слева епископ и клир, справа монахини. Завершает цикл миниатюра, иллюстрирующая чудо о свечах, к-рые самовозгорелись у гроба Е. Д. На фоне неск. ярусов стен в среднем регистре изображена гробница, над к-рой поставлена икона Богородицы. Перед гробом - 2 горящие свечи в подсвечниках, за ним - молящиеся перед иконой духовенство и монахини. Миниатюры этого цикла отличаются достоверностью в изображении архитектуры, городские башни и стены соответствуют топографическому расположению Вознесенского мон-ря в Кремле.
Сохранившиеся иконописные образы Е. Д. созданы в основном во 2-й пол. XIX в., после возобновления ее почитания. Тексты иконописных подлинников под 6 июня описывают тип изображения святой, сложившийся в более раннее время, уподобляющий ее визант. преподобномученице: «Аки Евдокия» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 113; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 105; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57 - добавлено: «...в клобуке круглом лазоревом»); «Аки Евдокия, в клобуке круглом лазорь, риза ряска санкирь з белилом, в правой руке крест, другая молебна» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 166; святая упом. также под 1 марта, 7 июля - л. 117, 180). В руководстве для иконописцев 1910 г. о ней говорится под 7 июля: «типа русскаго, преклонных лет, чрезвычайно худа, лицом красива; одежды монашеския... Можно ей писать хартию с ея изречением: Аз хощу всякаго суесловия поношение с радостию претерпети» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 340).
Наиболее ранняя известная икона-пядница Е. Д. относится к XVIII в. (частное собрание; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 180). Святая изображена в рост на фоне мон-ря, в монашеском одеянии и островерхом куколе, с четками в левой руке, в молении Казанской иконе Божией Матери, надпись: «Преподобная кня[г] Евдокий».
Описи Вознесенского мон-ря XVIII - нач. XX в. не упоминают икон Е. Д. ранее XIX в. (Меняйло. 1999. С. 199-200). Над ее гробницей у юж. стены монастырского собора в 1822 г. тщанием игум. Афанасии была устроена бронзовая посеребренная чеканная рака с сенью, в сер. XIX в. у раки находился житийный образ преподобной. Особо чтилась икона Е. Д., стоявшая у юж. грани юж. столпа, напротив гробницы. В 1872 г. во время работ по обновлению собора эту икону украсили серебряным золоченым окладом, на надгробной иконе венец святой убрали камнями и жемчугом, была сделана новая рака (Пшеничников. 1894. С. 29). Тогда же иконописец Н. М. Сафонов выполнил роспись храма, поместив над ракой композицию «Исцеление слепого преподобной Евфросинией», повторяющую в палехской стилистике эпизод из ее лицевого жития («Чудо о слепце»).
На сохранившихся единоличных иконах Е. Д. представлена в монашеских одеждах и куколе (поясной образ из собр. ГММК), иногда на фоне Вознесенского мон-ря. Существовали небольшие паломнические иконки с прямоличным изображением преподобной в схиме, с десницей на груди и четками в левой руке, на золотом фоне с гравировкой (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание). В надписях на иконах святая именовалась, как правило, монашеским именем Евфросиния с указанием княжеского происхождения.
В 1907 г., когда отмечалось 500-летие преставления Е. Д., к ее чтимому образу была изготовлена шитая подвесная пелена, написаны многочисленные подносные иконы. Монахинями обители был выткан покров с ростовым изображением святой, по углам помещались образы свт. Алексия Московского, прп. Сергия Радонежского, блгв. князей Даниила Московского и Димитрия Донского. На кайме покрова вышили слова: «Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. 1407-1907 года, июля 7 дня».
По-видимому, во владимирских селах, где работали иконописцы, были заказаны небольшие памятные иконки с сюжетом «Исцеление слепого». На них Е. Д. в княжеской горностаевой мантии и венце касается рукой коленопреклоненного слепца в окружении народа (надпись: «Св благо[верная] Кн[ягиня] Евфросиния исцеляети очи слепова»). На обороте таких работ, а также на поясных иконах, где Е. Д. представлена в монашеском одеянии, встречается штамп: «Благословение Москов[ской] Вознес[енской] Обители 1907 года Июля 7» (ок. 1907, частное собрание). К юбилейной дате были выпущены также памятные медали с изображением Е. Д. на лицевой стороне, на обороте помещены Успение Богородицы или образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», к-рому был посвящен придел в диаконнике Вознесенского собора (Меняйло. 1999. С. 199). Очевидно, к этому времени относится создание ростового образа св. княгини, представленной на фоне обители, с лестовкой в руке, к-рый находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В кон. XIX - нач. XX в., вероятно по заказу Вознесенской обители, были изготовлены многочисленные эмальерные образки с надписью: «Св[ятая] преп[одобная] Евфросиния к[нягиня] м[осковская]» (см., напр.: Акелина Л. С. Молитвенница земли Московской // Рус. дом. 2002. № 5. С. 30-31; эстамп с аналогичного образка см.: Пшеничников. 1894. С. 28). На них святая изображена в рост, в лиловой рясе и зеленой схиме, с прижатой к груди правой рукой, вполоборота влево, в молении Спасителю в облаках. Справа за преподобной - Спасские (Фроловские) ворота, слева - 5-главый Вознесенский собор и ц. во имя вмц. Екатерины.
Предположительно Е. Д. (в княжеских одеждах) присутствует в группе избранных рус. святых, молящихся Богородице, на прориси с иконы XVII в. (ГРМ). Среди Московских чудотворцев Е. Д. изображена в левой группе на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341); на иконе 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (справа, в необычном клобуке прямоугольной формы); на 2 аналогичных по иконографии иконах-пядницах кон. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР; на обороте одной из них - чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная»); на образе того же времени возле раки с мощами св. Василия Блаженного в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву (ГИМ), где святые предстоят Владимирской иконе Божией Матери.
Ранним образцом иконографии Е. Д. в гравюре является лист 1-й пол. XVIII в. с видом Успенского собора Московского Кремля и Московских святых в нижнем регистре, надпись: «пре[подобная] княгиня Евдокия» (РНБ. Собр. А. В. Олсуфьева; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 289-293. № 602). В 1853 г. В. Фёдоров по рис. Д. Смирнова (ГЛМ) создал эстамп - Е. Д. с крестом в деснице на фоне обители. На форзаце сказания о Е. Д., изданного Гурьяновым, помещен рисунок 1907 г. с фигурой Е. Д. в молении Спасителю в сегменте на фоне 5-главого собора (Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 384-385).
Как представительница княжеской династии Е. Д. включена в композиции с изображениями рус. князей, напр. в клеймо нижнего ряда на иконе «Образ всех святых российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - вместе с блгв. кн. Романом Угличским и кнг. Вассой Нижегородской, названа Евдокией; в верхний ряд на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62).
Образ св. княгини был включен в скульптурное убранство наружных правых дверей юж. стены храма Христа Спасителя (отлиты из бронзы по моделям скульптора Ф. П. Толстого) наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: «Приближитеся Богу и приближится вам» (Иак 4. 8). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма образ Е. Д. был помещен в зап. части придела блгв. вел. кн. Александра Невского. В группе подвижников XV в. (по дате преставления) образ Е. Д. в княжеских одеждах имеется в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовое изображение Е. работы В.М. Васнецова вошло в программу росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896, ГТГ; см.: Гос. Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 2007. Т. 2. Кн. 1: Рисунок XIX в. С. 293-294. Кат. 1715). В 2005 г. в ГТГ прошла экспертизу икона на холсте "Св. Евфросиния Московская", выполненная ок. 1891 г. М.В. Нестеровым (Собрание С.И. Кузьмина, Москва).
В композициях Соборов Русских святых Е. Д. представлена погрудно, в куколе, в числе преподобных княгинь и праведных жен - на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана «Ефросиния». На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Е. Д. в группе князей крайняя справа в верхнем ряду, с подписью: «Евдокия» (не исключено, что это прмц. Евдокия, хотя произведение названо «Образ святых благоверных российских князей»).
Образ Е. Д. встречается в центральной группе Московских святых в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» на иконах кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), также на ее иконе «Всея России чудотворцы» 1952-1953 гг. из ц. во имя прор. Илии в Обыденском пер. в Москве (в коленопреклоненном молении) и эскизе с рисунками московских блаженных Василия и Иоанна (после 1959, частное собрание). В восстановленной после пожара росписи 1987-1988 гг. ц. Покрова Богородицы МДА Е. Д.- в числе рус. святых на зап. стене, 1-я во 2-м ряду левой группы, ее образ присутствует на иконе «Собор Московских святых» 2004 г. работы И. В. Ватагиной (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).
В кон. XX - нач. XXI в. образ Е. Д., нередко с крестом или храмом в руке, начал вводиться в произведения с изображением рус. прав. жен. Один из примеров совр. иконографии - полуфигурное изображение Е. Д. на зап. стене нижнего храма во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1998-1999, иконописец И. В. Ватагина и ее ученики). Существуют и единоличные иконы св. княгини, напр. написанный ок. 2004 г. по обету после ее чудесной помощи образ работы М. Миронова (ц. Спаса Преображения на Болвановке в Москве), др. икона выполнена в кон. XX в. в мастерской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках для правосл. об-ва во имя св. жен Руси. Большая ростовая икона в басменном окладе находится в домовой ц. во имя Е. Д. в Котловке в Москве. Образцом для нек-рых икон послужил рис. Е. Д. с крестом в руке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных, Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 280).
Образ Е. Д. встречается также на картинах худож. И. С. Глазунова в цикле «Поле Куликово» (1979), в совр. скульптурном произведении Д. В. Кукколоса. Скульптурный портрет Е. Д. (антропологическая реконструкция) выполнен в 2002 г. С. А. Никитиным на основе сохранившихся в склепе мощей (ГММК).