Преподобномученик Макарий Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец
МАКАРИЙ
(Токаревский; 1596 (1605?), Овруч (ныне Житомирская обл., Украина) - 7.09.1678, Канев (ныне Черкасская обл., Украина)), прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых), Овручский, Переяславский.
Жития М.
Жития М. были написаны в прозе и стихах. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), автором первоначального прозаического Жития был Переяславский и Бориспольский еп. Захария (Корнилович; † 1715). Сочинение не было опубликовано. Оно известно в пересказе в составе «Ведомости о епархии Переяславской», присланной в Синод в 1742 г. игуменом переяславского Свято-Михайловского мон-ря Германом (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 61-62 об.). В 1842 г. было опубликовано «Житие св. прмч. Макария, архимандрита овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Свято-Вознесенской обители Полтавской губернии», составление к-рого приписывали еп. Полтавскому и Переяславскому Гедеону (Вишневскому). Последнее Житие неоднократно переиздавалось, несмотря на то что оно содержит множество хронологических ошибок.
Стихотворное «Житие и страдания святаго преподобномученика Макария, любопытному читателю стихотворне сложенное в 1766 г.» в кон. XVIII в. увез из Вознесенского мон-ря в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) бывш. настоятель этой обители Димитрий (Устимович), в 1795 г. хиротонисанный во епископа Смоленского и Дорогобужского. Позже рукопись находилась в Смоленском историко-археологическом музее. Житие предваряла служба прмч. Макарию: «Правило преподобномученику Макарию, Переяславскому чудотворцу, 1762 г.» (опубл.: Лавровский. 1904). Автором стихотворного Жития, по мнению Л. Я. Лавровского, был мон. Феодор, подвизавшийся в переяславской Вознесенской обители и указавший свое имя в конце текста: «Молю, в молбах Феодора своих не забуди» (Там же. С. 416). Из текста следует, что автор использовал уже имевшееся в мон-ре Житие святого. На отдельном листе, следовавшем за послесловием, автор выписал сведения из монастырских источников о разорении Георгиевского мон-ря в Каневе и о гибели М.: «Подлинное свидетельство о разорении города Канева и страдании преподобномученика Макария, Переяславского чудотворца». Житие написано силлабическими стихами и содержит акростих: «Зде, в богоспасаемом граде Переяслове, в монастире Михайловском, опочивают мощи святаго преподобномученика Макарiя Токаревского, архимандрита каневскаго и овруцкаго, игумена пинского и намесника смоленского. За труды его и подвиги всегдашнiе почти его Бог даром нетленiя». В стихотворном Житии подробно рассказывается о чудесах, совершавшихся в 1742-1750 гг. у мощей М. в переяславском Михайловском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь), в повествовании использованы хранившиеся в обители записи о чудесах святого.
Биография
Мирское имя М. неизвестно. Он род. на Волыни в правосл. семье. Фамилия Токаревский, по свидетельству мон. Афанасия Кальнофойского, была распространена в Брестском воеводстве. Нередко Токаревских упоминали в связи с Купятицким Введенским мон-рем: напр., некая Марина Токаревская-Пиотровская получила исцеление у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери (Лавровский. 1904. С. 419). Ок. 1614-1620 гг. отрок обучался при Успенском Заручайском мон-ре в Овруче. Рано потеряв родителей, юноша ок. 1620-1625 гг. принял постриг в этой обители, затем по благословению Пинского еп. Авраамия перешел в Купятицкий монастырь. Здесь ок. 1630 г. он был рукоположен во диакона, в 1632 (1633?) г. Могилёвским еп. Иосифом (Бобриковичем) - во иерея. (Согласно «Ведомости о епархии Переяславской», М. был монахом «в граде Владимире Полской области» (видимо, во Владимире-Волынском) и рукоположен в иерея Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.)
Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович). Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем.
После 1645 г. М. стал игуменом пинского Братского в честь Богоявления мужского монастыря. 13 янв. 1650 г. был выдан королевский привилей «на архимандритство Овруцкое велебному его милости отцу Макарому Токаревскому, игуменови пинскому» (Лавровский. 1904. С. 422-423. Сн. 3. Прим. ред.). 15 марта 1650 г. привилей опротестовал игум. Луцкого мон-ря Александр (Мокосий-Дениско), к-рый считал документ недействительным и утверждал свое первенство в Овручской архимандритии. Из его протеста следует, что, получив в 1650 г. королевскую грамоту на Овручскую архимандритию, М. ею не воспользовался. В 1654 г. М. вновь стал игуменом Купятицкого мон-ря. Предвидя захват обители униатами, он убедил Лазаря (Барановича), настоятеля Киево-Братского в честь Богоявления монастыря, забрать из Купятицкой обители чудотворную икону Божией Матери. В 1655 или в нач. 1656 г. Лазарь (Баранович) привез Купятицкую икону в Киев, образ поместили в Софийском соборе. После захвата униатами Купятицкого мон-ря М. в 1656-1659 гг. вновь управлял Пинским мон-рем.
В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан, шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами. Многочисленные татар. отряды, участвовавшие в военных событиях на укр. землях, неоднократно пытались захватить мон-рь. Во время одного из нападений обитель была чудесным образом спасена по молитвам М.: когда иноки вместе с архимандритом крестным ходом вышли из ворот, осаждавшие в панике разбежались. В 1671 г. татары и поляки разорили Овруч и мон-рь: священников убили, имения расхитили. М. удалился из Овручской обители и обратился за поддержкой к Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу), местоблюстителю Киевской митрополии; ок. 3 лет святой провел в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра). В 1674-1675 гг. архиеп. Лазарь назначил М. настоятелем казачьего Георгиевского мон-ря в Каневе. Назначение произошло вслед. того обстоятельства, что в нач. февр. 1674 г. город заняла русско-укр. армия и разместила там большой гарнизон. До 1678 г. город входил в состав Русского гос-ва и в церковном отношении подчинялся Лазарю (Барановичу). Впосл. Канев вновь вошел в состав Речи Посполитой, и в жизнеописаниях М. были сделаны попытки замолчать эту связь: его назначение, происшедшее при «царе Михаиле», приписывалось гетману Правобережной Украины П. Д. Дорошенко и некоему митр. Киприану. По мнению Лавровского, такие сообщения могли появиться при переписке сведений о М. из василианских рукописей. Назначение М. в Канев произошло при униате Киприане Жоховском, к-рый стал митрополитом в 1674 г.; под «царем Михаилом», по-видимому, имеется в виду польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий († 1673). Каневские василиане внесли имя М. в свой помянник и правильно отметили в нем год его кончины.
Феодосий (Сафонович), игум. киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря, умирая, просил назначить своим преемником М., но архиеп. Лазарь (Баранович) поставил на место Феодосия в 1677 г. кирилловского игум. Мелетия (Дзика). Согласно собственноручной записи М. на л. 7 об. «Бесед Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла» (К., 1623), в этот период он имел титул: «Макарий Токаревский, архимандрит овруцкий, игумен пинский, купятицкий, каневский».
4 сент. 1678 г., после захвата Чигирина, «часть войска турецкого и татар... Канев достали, и вирубали людей, и Канев спалили» (Летопись самовидца. С. 69-70). В Житии сообщается, что во время этого набега был схвачен М. Требуя сокровищ, захватчики долго мучили святого, привязав его за руки и ноги меж 2 столбов. М. непрестанно молился, тогда турки обезглавили мученика. Тело святого перенесли в храм, в котором закрылись верующие. Турки вернулись и сожгли храм вместе с людьми (Величко. 1851. С. 465). На пепелище уцелевшие жители Канева нашли тело М. во власянице, с крестом на груди и с др. крестом в руках. 8 сент. 1678 г. мощи святого были погребены на месте жертвенника разрушенного монастырского храма.
В источниках существуют расхождения по поводу датировки этих событий. Василиане считали, что разорение мон-ря произошло в 1630 г., при этом в помяннике Каневского василианского мон-ря (1780-1814) как дата гибели М. обозначен 1678 г. Жители Переяславля считали, что М. был каневским игуменом в гетманство Б. М. Хмельницкого и замучен в Каневе в сент. 1653 г. Эти же сведения приведены в «Ведомости о епархии Переяславской» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 61). Однако свидетельств о разорении Канева татарами в 1653 г. нет. На Служебнике из каневской Георгиевской обители имелась запись: «Я, еросхимонах Иларион, надаю Служебник сей до обители Успения Пресвятой Богородицы монастира Каневского, року [1658], м-ця априля, 29 дня». Следов., Каневская обитель не была разорена к 1658 г. (Лавровский. С. 416).
Почитание
В 1688 г. были обретены мощи М. Поскольку сохранялась опасность захвата обители униатами, 16 (17) марта 1688 г. их перенесли в Воскресенскую ц. в Переяславле (в 40 верстах от Канева). Еп. Захария (Корнилович) получил разрешение у царя Петра I, посетившего Киев после Полтавской битвы, построить на месте разрушенного кафедрального собора в Переяславской крепости ц. во имя арх. Михаила и мон-рь. По царскому указу губернатор Киева кн. Д. М. Голицын в 1711 г. велел отвести место для построения келий и мон-ря «и на оном построивши монастир коштом своим» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 62). 8 нояб. 1713 г. состоялось перенесение мощей М. в новопостроенный Михайловский храм, к-рое возглавил еп. Захария. 14 авг. 1734 г. в мон-ре был сильный пожар, Михайловский храм сгорел, мощи М. переместили в монастырскую трапезную. 26 окт. 1734 г. мощи были перенесены в построенную часовню. В 1737 г. в мон-ре были сооружены новая трапезная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, ограда, кельи и колокольня. Мощи святого передали в ц. Благовещения, где они «явленно в раке опочивали». 13 мая 1750 г. мощи святого были перенесены еп. Никодимом (Сребницким) в отремонтированный Михайловский храм. В память об этом событии в Переяславле ежегодно 13 мая перед литургией совершался крестный ход вокруг храма с мощами святого. Именно в это время в город ежегодно прибывало наибольшее число паломников (Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1817 г. / Примеч.: О. И. Бодянский // ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 68). В связи с закрытием Михайловского мон-ря мощи святого 4 авг. 1786 г. перенесли в переяславский Вознесенский мон-рь, где они находились в посвященном преподобномученику приделе, в кипарисовой раке, оправленной в серебро и вызолоченной в 1791 г. на средства Белгородского еп. Аггея (Колосовского), жившего в мон-ре на покое. В 1942 г. их перенесли в Троицкую ц. в г. Черкассы (ныне Украина), в 1965 г.- в храм Рождества Пресв. Богородицы в том же городе. С 26 мая 2003 г. мощи М. почивают в черкасском Свято-Михайловском кафедральном соборе.
Известны прижизненные чудеса М.: он исцелил ослепшего после болезни жителя Канева; вернул на праведный путь каневского судью-мздоимца, которому неоднократно посылал деньги с запиской: «Отдаю последнее, более не имею, пощади себя и меня» (Недельский. 1895. С. 18). Своими наставлениями святой вернул матери нерадивого сына: с этим чудом связано «правило преподобномученика Макария» - практика постоянного чтения молитвы «Отче наш», благодаря к-рой юноша встал на путь исправления.
Стихотворное Житие святого содержит описание 12 исцелений у мощей М. в Михайловском мон-ре в 1742-1750 гг. Первое чудо датировано 2 марта 1742 г.: в Благовещенскую ц. принесли парализованного полковника Владимирского пехотного полка А. И. Глебова, к-рый после молебна у раки М. «первобытное здравие получи». За время пребывания св. мощей в Вознесенском мон-ре было записано 11 чудес. Одно из них повествует о спасении штабс-капитана А. Г. Белинского во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: в образок святого, пришитый к мундиру офицера, попала пуля, не причинив ему вреда (Там же. С. 19). Чудеса 2-й пол. XIX в. описаны в составленном иером. Парфением «Сказании о чудесах прмч. Макария» (К., [1882]). Память «преподобномученика Макариа архимандрита Овруцкаго монастыря» под 7 сент. отмечена в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 45 об.; совр. шифр установлен Е. В. Романенко).
Имя М., местночтимого святого, вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 32). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рому было установлено 3 апр. 1984 г.
Иконография
Первоначально почитание М. носило локальный характер и географически было связано с местонахождением его мощей. Из-за позднего всероссийского прославления святого иконописные подлинники XVIII-XIX вв. и «Руководство к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова (М., 1910) не содержали описания облика М. На немногочисленных сохранившихся иконах (в ц. во имя М. в г. Полтава, в Успенском соборе в г. Канев, в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Черкассы) он представлен, как правило, прямолично в традиц. иерейском облачении (в подризнике с поручами, в фелони, в епитрахили с палицей, на голове митра), с атрибутами, характерными для преподобномученика и настоятеля мон-ря в сане архимандрита (ростовая икона в ц. во имя М. в Полтаве). На иконах, созданных до 1896 г., на груди святого иерейский 4-конечный крест (икона из ц. во имя М. в Полтаве), после 1896 г.- наперсный 8-конечный крест; встречаются варианты без креста (хромолитография Е. И. Фесенко, 1895). В левой руке М. изображали либо крест, либо крест и пальмовую ветвь в соответствии не только с символами мученической кончины за правосл. веру, но и с описанием найденных нетленными останков святого после пожара в Каневе. Лик М. обладает индивидуальными чертами, которые позволяют предположить наличие посмертного портрета святого, находившегося, по-видимому, при его мощах в Каневе или Переяславе: у святого правильные черты, несколько удлиненный массивный нос, глубоко посаженные глаза, свисающие на пышную бороду длинные усы и длинные вьющиеся пряди волос, спускающиеся из-под митры. Наибольшее распространение получили поясные образы М. (икона в Успенском соборе в г. Канев, в ц. во имя М. в Полтаве, в соборе арх. Михаила в г. Черкассы).
В 70-х гг. XIX в. появились небольшие эмалевые образки М., выполненные на медной пластине в технике надглазурной росписи по эмали в мастерских г. Ростова. Изображение М. обладает рядом признаков репрезентативного портрета: его поясная фигура показана в 3/4-ном повороте влево, при этом взгляд обращен на молящегося, десницей именословно благословляет, в левой руке держит посох, облачение соответствует сану. При некоторой обобщенности и статичности образа можно отметить ряд иконографических особенностей, раскрывающих отдельные эпизоды из жизни святого: митра является принадлежностью сана архимандрита, жезл-посох - знак власти игумена, управляющего мон-рем (игумен пинский, купятицкий и каневский по собственноручной записи преподобного). Сулок на жезле свидетельствует об особых заслугах М. С тыльной стороны пластины - контрэмаль белого цвета с надписью: «Образъ // пре: макарïя // архи. переяслов: // чудот.». Как правило, подобную икону следует рассматривать как паломническую евлогию, освященную на мощах, поэтому возможно предположить, что в качестве заказчика этих эмалевых образков во 2-й пол. XIX в. являлся переяславский Вознесенский мон-рь, где почивали мощи М.
Во 2-й пол.- посл. трети XIX в. появились ростовые образы святого, стоящего в храме рядом со своей ракой, при этом иконописцы старательно воспроизводили детали интерьера: покровенный престол с раскрытой на нем книгой и раку с мощами под киворием. Святой либо указывал на текст в раскрытой книге (при повороте влево), либо благословлял десницей и держал в левой руке крест и пальмовую ветвь (при повороте вправо).
В кон. XIX - нач. ХХ в. образ святого благодаря технике типографской печати массово тиражировался в хромолитографиях. Афонский Свято-Илиинский скит печатал именные иконы М. (как архимандрита переяславского) на золотом и красочном фоне. Хромолитография Фесенко в Одессе издавала бумажные иконы М. возле раки с мощами. На них детально изображены кованая полукруглая решетка перед входом под сень, 4 круглые колонны с коринфскими капителями, барочное паникадило и символы сана М. в навершии купола над ракой в придельной ц. во имя М. в Вознесенском мон-ре в Переяславе (собрание Ф. Р. Комарова). Иконное изображение святого подписывали в соответствии с исторической традицией и собственноручной записью М. в кн.: «Беседы Иоанна Златоустого на 14 Посланий ап. Павла» (К., 1623), хранившейся в Вознесенском соборе Переяславского монастыря,- «Преподобномученик Макарий, Архимандрит Овручский, Переяславский чудотворец».
В сер. ХХ в. мон. Иулиания (Соколова) изобразила М. на прориси в лицевых святцах рус. святых, выполненных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Серг. Посад, 1959-1962, (сент. Л. 1), частное собр.), а также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ). Образ М. включен в Собор Белорусских святых и представлен на иконе с этой композицией с подписью: «Св. Макарий Пинский» (иконописец А. В. Вахромеев, ок. 1984). Икона с единоличным изображением М. работы иконописца М. Максимовича (Каменец, 2000) находится в Симеоновском храме г. Каменца (Белоруссия). Памятники М. установлены в г. Овруч (2008, скульптор Д. А. Стритович) и в г. Канев (2000-е, скульптор В. Ю. Толстопятов).