Православная энциклопедия
По сообщению Жития Г., преподобномученик был сыном кн. И. И. Бельского, боярина царя Иоанна IV Васильевича Грозного (РГБ. Унд. № 296. Л. 2 об.- 3). Однако такого боярина у царя Иоанна Грозного не было. И. М. Верюжский считал, что Г. был сыном кн. И. Ф. Бельского, схваченного в 1542 г. партией бояр Шуйских, затем сосланного в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь и вскоре убитого. Однако, согласно Бархатной книге 1686 г., И. Ф. Бельский умер бездетным, что опровергает и др. версию происхождения Г., согласно к-рой его отцом был сын И. Ф. Бельского Иван Иванович, а матерью - дочь окольничего И. Я. Захарьина. По-видимому, Г. происходил из рода ярославских князей Бельских или дворян Бельских.
Согласно житию, в 1542 г., когда в Москве власть захватила враждебная Бельским группировка во главе с боярами Шуйскими, 7-летний Гавриил был тайно увезен родственниками из Москвы в Старицу. Мальчику запретили открывать свое происхождение. Через нек-рое время юноша покинул Старицу и пришел в Вологду. Он выдал себя за простолюдина и был принят в ученики к сапожнику, жившему неподалеку от ц. во имя мучеников Флора и Лавра. Овладев сапожным ремеслом, Бельский остался жить на Вологодском посаде, вступил в брак с посадской девушкой, у супругов родилась дочь.
Прмч. Галактион. Миниатюра из «Сборника житий Вологодских святых». Нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. № 107. Л. 302)
Вскоре жена Бельского скончалась, и он решил посвятить себя служению Богу. Подвижник строго соблюдал посты и непрестанно молился, от ношения железных вериг у него развилась тяжелая болезнь. Когда дочь достигла совершеннолетия, Бельский попросил у городского начальства небольшой участок земли близ р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) и построил келью, где затворился, приняв иночество. Житие не сообщает, в каком мон-ре он принял монашеский постриг и был ли рукоположен во священный сан. По мнению Верюжского, Г. был иереем, поскольку так святой записан в Софийском синодике среди убитых поляками в 1612 г. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. Г. в числе др. подвижников назван учеником прп. Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского мон-ря. Однако скорее всего здесь под ученичеством имеется в виду следование одной духовной традиции: «Сии вси един образ имуще - железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепьми прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масла, ни скрому и мяхких яств не прикасахуся» (РГБ. МДА. № 201. Л. 335 об.).
Г. никогда не покидал келью, питался своими трудами: «Нача… сапоги шия, а что взимаше от трудов, то разделяше на три части: первую часть даяше церквам Божиим, вторую нищим, третиею же сам питашеся». Во время всенощных бдений приковывал себя цепью к потолку кельи, чтобы случайно не лечь на пол и не заснуть. Пищей ему служили сухой хлеб и вода, одеждой - власяница и ветхая монашеская ряса. Со временем святой «ископа езеро невелико окрест келии своей, и всади рыбы и древия на том островке, и обрете водный источник, и кладезь ископа» (РГБ. Унд. № 296. Л. 5 об.). Слава о затворнике постепенно распространилась по всей Вологде. Однажды во время засухи Вологодский архиепископ с городским духовенством пришел с крестным ходом в храм Св. Троицы, находившийся неподалеку от кельи Г. По просьбе архиепископа святой вопреки своему обету покинул келью и пришел на богослужение. Сильный дождь, пролившийся после службы, современники восприняли как Божию милость по молитвам святого.
Г. предсказал разорение Вологды в сент. 1612 г. Незадолго до этого события святой повелел горожанам построить близ его кельи ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», обещая заступничество Пресв. Девы. Однако посадский человек Нечай Щелкунов, живший неподалеку от святого, стал говорить, что старец ради себя «восхоте творити пустынное строение», после его смерти храм запустеет, поэтому строительство принесет «миру тщету и убыток» (Там же. Л. 8 об.- 9). Храм тогда так и не построили, и пророчество святого вскоре сбылось.
Прмч. Галактион и мц. Анна. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми». XVIII в. (ВГИАХМЗ)
22-25 сент. 1612 г. банда, отделившаяся от войска гетмана Я. К. Ходкевича, разгромила Вологду. Город был взят «изгоном» в то время, когда воеводы спали после долгой пирушки. По свидетельствам Дозорной книги посада г. Вологды 1616-1617 гг., от «литовского разорения» погибли или «сошли безвестно» ок. 442 горожан-налогоплательщиков, еще 67 были отмечены как «скитающиеся по миру». Келью преподобного, невзрачную и бедную, поначалу не тронули. Однако дочь Г., пытаясь спастись у отца, привлекла внимание бандитов. Ворвавшись в келью, они жестоко избили затворника, через 2 дня он скончался и был похоронен неподалеку от своей кельи. (Иногда годом смерти Г. указывается 1611 (Минея (МП). С. 600-613) или 1613 (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 112). Однако время разорения Вологды точно известно по источникам. Запись о смерти Г. в 1612 имеется и в «Вологодском летописце» И. Слободского (ПСРЛ. Т. 37. С. 195).)
К 1627 г. над мощами святого стояла часовня, рядом - 2 кельи, в к-рых жили 3 старца. По прошению жителей Вологды, собиравшихся у могилы подвижника «и видяще от него бывающа чудеса различная много», Вологодский архиеп. Варлаам повелел воздвигнуть на этом месте деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и «братство собрати» (РГБ. Унд. № 296. Л. 11-11 об.) - так появился вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (Галактионова пуст.). В 1654 г. над мощами святого построили теплую трапезную ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», в к-рой находились рака Г. и его вериги.
По благословению архиеп. Варлаама было составлено житие преподобномученика. В. О. Ключевский считал его автором одного из иноков Свято-Духова мон-ря. В 1652 г. монастырский казначей Ефрем и братия дополнили житие описанием происшедшего в том же году чуда. Верюжский полагал, что житие святого было создано примерно через 15 лет после его смерти и впосл., при Вологодском архиеп. Симоне (1664-1684), пополнилось описанием 18 чудес. Судя по отписке архиеп. Симона Сарскому и Подонскому митр. Павлу (апр. 1673), работа над новым текстом жития шла между 1667 и 1673 гг. В 1717 г. клирик Вологодского архиеп. Гавриила И. Слободской (автор «Вологодского летописца») составил новую редакцию Жития Г. и канон святому.
Известно неск. списков Жития Г. (различаются в первую очередь по числу включенных в них чудес): РНБ. Собр. Толстого. F. I. № 171 (XVII в.); ГИМ. Увар. № 107. В 10 (кон. XVII - нач. XVIII в.); РГБ. Муз. № 735 (1760-1761; отражает наиболее поздний этап существования текста, сильно сокращен); РГБ. Унд. № 296 (после 1824). Выписки из жития в редакции Слободского сохранились в качестве сопроводительного текста к картинам вологодских художников К. М. Козлова, А. И. и И. А. Скрипицыных (1861), находившимся в часовне Свято-Духова мон-ря (ВГИАХМЗ. 9536/1-3).
В житии отмечено 18 случаев исцеления по молитвам святого. Люди верили, что Г. помогает избежать неурожая. В 1655 г., когда в Вологде долгое время шли проливные дожди, архиеп. Маркелл возглавил крестный ход к могиле преподобномученика. После службы небо прояснилось и настала теплая, солнечная погода. В память об этом чуде по благословению архиеп. Маркелла был установлен ежегодный крестный ход (РГБ. Унд. № 296. Л. 15 об.- 16 об.).
Отписка Вологодского архиеп. Симона Сарскому митр. Павлу свидетельствует, что в XVII в. вопрос о канонизации Г. поднимался неоднократно. В 1667 г. на Большом Московском Соборе архиеп. Симон предлагал для свидетельствования Житие Г. и др. Вологодских святых. Собор постановил «толко в поминовение о них в обителех их творити». В 1669 г. настоятель Свято-Духова мон-ря игум. Сергий просил патриарха Иоасафа II об освидетельствовании мощей Г. и о дозволении вместо панихиды петь ему молебны. Патриарх Питирим предписал в 1673 г. произвести освидетельствование мощей и дознание о чудесах преподобномученика. Видимо, это не было исполнено, поскольку в 1691 г. игум. Авраамий, насельники Свято-Духова мон-ря и вологжане, «всяких чинов люди», били челом патриарху Адриану об освидетельствовании чудес и о последующей канонизации 3 Вологодских чудотворцев, в т. ч. Г. Патриарх направил Вологодскому архиеп. Гавриилу грамоту с повелением «про тех святых… известие сотворити… и каковые от них бяху чудеса». В ответной грамоте архиепископ писал, что о святых «известия совершеннаго несть», как нет и достоверных сведений о чудесах. Окончательное решение патриарха было следующим: «Из земли мощей их… изымати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением, и почитанием, и на иконах изображении возбраняем». Однако в 1697 г. по повелению архиеп. Гавриила был обретен нетленный гроб Г., открыть его не дерзнули.
Несмотря на отсутствие акта о канонизации, почитание Г. было широким и устойчивым. Имя Г. включено без указания даты в Месяцеслов Симона (Азарьина): «Затворник Галактион, иж на Вологде, иже прорече гражданом от литвы разорение, и бысть тако, и сам ту ж убиен бысть» (РГБ. Собр. МДА. № 201. Л. 335 об.). «Преподобный Галактион, затворник Знаменскаго монастыря» упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1811 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) включил имя преподобномученика в «Перечень угодников Вологодской епархии» (Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, [1989]. Ч. 1. Вып. 3. № 303 (11914), XIX в., на л. 92 этого сборника помещен тропарь святому). Под 24 сент. имя Г. указано в Месяцеслове старообрядческого мон. Ионы Керженского, в «Алфавите» мон. Ионы помещено краткое житие святого (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 2 об., 1807-1811). Акафист и молитва святому помещены в сборнике XIX в. из Вологодского обл. музея (Памятники письменности. Ч. 1. Вып. 3. № 344 (26441)). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова).
В 1867 г. в Свято-Духовом мон-ре во имя Г. был освящен нижний престол Знаменской ц., построенной взамен сгоревшей. Над мощами преподобномученика была устроена медная посеребренная рака, на к-рой находилась икона Г. в рост, рядом висели его вериги, параман, шапка и железная цепь.
Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Особенности облика Г. сохраняются на неск. иконах Господа Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых, напр. 2-й пол. XVII в. (под записью XIX в.) из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. Вологды; 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; 1-й пол. XVIII в. из вологодской Спасо-Болотской ц. (все из собрания ВГИАХМЗ); нач. XIX в. (НКПИКЗ). Образ святого присутствует в произведениях более редкой иконографии, напр. на иконе 1715 г. Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ; происходит из ц. святых Константина и Елены в Вологде), где 6 Вологодских чудотворцев молятся Св. Троице Ветхозаветной (Г.- справа в верхнем ряду); на иконах «Воскресение Христово - Сошествие во ад» сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - фигура Г.- на правом поле, «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ) - Г.- справа вверху, во 2-м ряду, рядом с прп. Антонием и прп. Феодосием Киево-Печерскими. Оплечное изображение Г., без куколя, помещено наряду с др. Вологодскими чудотворцами на прориси с иконы «Собор Русских святых» 1814 г. П. Тимофеева (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. № 227).
Др. вариант изображения Г. имеется на иконе нач. ХХ в., подаренной, согласно надписи на обороте, в 1911 г. Антонием (Быстровым), еп. Вельским, его дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Вологды Александру Мальцеву, с супругой. На золотом фоне с тисненным по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» - пейзаж с 3-главым храмом классического стиля, на 1-м плане представлены в рост прп. Иоасаф Каменский и Г. в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зеленую епитрахиль, в руке - четки; в верхней части композиции на облаке - образ Божией Матери «Знамение». По-видимому, мастер, исполнивший заказ еп. Антония, работал во владимирских иконописных селах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе сер. XIX в. (ЦМиАР) Г. изображен вместе с прп. Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного мон-ря.
Картины на сюжеты жития Г., написанные в 1861 г. вологодскими живописцами К. М. Козловым, А. И. и И. А. Скрипицыными, хранились в часовне Свято-Духова мон-ря, устроенной над колодцем напротив алтаря Знаменской ц. (в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ). 4 изображения, повествующие о пророчествах Г. накануне разорения Вологды поляками в 1612 г., включают следующие сюжеты: святой покидает келью с намерением предупредить город о нашествии поляков-литовцев; убеждает в земской избе именитых граждан города возвести храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» «яко необоримой стены града» и получает отказ; ответное пророчество Г.; святой предсказывает судьбу Вологды на площади перед деревянным храмом прп. Димитрия Прилуцкого. На всех картинах, к-рые сопровождаются большими выписками из жития, составленного Слободским, Г. представлен в монашеских одеждах (коричневый подрясник, черная мантия и куколь, на груди - крест, в левой руке - четки), седая борода более короткая, чем в произведениях иконописи.
В составе Собора Русских святых образ Г. включен в композицию с группой подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовой образ Г. помещен на созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе - в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве) одним из первых в группе Вологодских святых; также на ее же рисунке из лицевых святцев Русских святых, созданных в нач. 60-х гг. XX в. (частное собр.),- под 24 сент. вместе с прп. Никандром Псковским; на прориси кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава (Савиных) и Н. Шелягиной.
Преподобномученик Галактион Вологодский. Православная энциклопедия
ГАЛАКТИОН
(Бельский Гавриил Иванович; 1535, Москва - 1612, Вологда), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых).По сообщению Жития Г., преподобномученик был сыном кн. И. И. Бельского, боярина царя Иоанна IV Васильевича Грозного (РГБ. Унд. № 296. Л. 2 об.- 3). Однако такого боярина у царя Иоанна Грозного не было. И. М. Верюжский считал, что Г. был сыном кн. И. Ф. Бельского, схваченного в 1542 г. партией бояр Шуйских, затем сосланного в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь и вскоре убитого. Однако, согласно Бархатной книге 1686 г., И. Ф. Бельский умер бездетным, что опровергает и др. версию происхождения Г., согласно к-рой его отцом был сын И. Ф. Бельского Иван Иванович, а матерью - дочь окольничего И. Я. Захарьина. По-видимому, Г. происходил из рода ярославских князей Бельских или дворян Бельских.
Согласно житию, в 1542 г., когда в Москве власть захватила враждебная Бельским группировка во главе с боярами Шуйскими, 7-летний Гавриил был тайно увезен родственниками из Москвы в Старицу. Мальчику запретили открывать свое происхождение. Через нек-рое время юноша покинул Старицу и пришел в Вологду. Он выдал себя за простолюдина и был принят в ученики к сапожнику, жившему неподалеку от ц. во имя мучеников Флора и Лавра. Овладев сапожным ремеслом, Бельский остался жить на Вологодском посаде, вступил в брак с посадской девушкой, у супругов родилась дочь.
Прмч. Галактион. Миниатюра из «Сборника житий Вологодских святых». Нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. № 107. Л. 302)
Вскоре жена Бельского скончалась, и он решил посвятить себя служению Богу. Подвижник строго соблюдал посты и непрестанно молился, от ношения железных вериг у него развилась тяжелая болезнь. Когда дочь достигла совершеннолетия, Бельский попросил у городского начальства небольшой участок земли близ р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) и построил келью, где затворился, приняв иночество. Житие не сообщает, в каком мон-ре он принял монашеский постриг и был ли рукоположен во священный сан. По мнению Верюжского, Г. был иереем, поскольку так святой записан в Софийском синодике среди убитых поляками в 1612 г. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. Г. в числе др. подвижников назван учеником прп. Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского мон-ря. Однако скорее всего здесь под ученичеством имеется в виду следование одной духовной традиции: «Сии вси един образ имуще - железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепьми прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масла, ни скрому и мяхких яств не прикасахуся» (РГБ. МДА. № 201. Л. 335 об.).
Г. никогда не покидал келью, питался своими трудами: «Нача… сапоги шия, а что взимаше от трудов, то разделяше на три части: первую часть даяше церквам Божиим, вторую нищим, третиею же сам питашеся». Во время всенощных бдений приковывал себя цепью к потолку кельи, чтобы случайно не лечь на пол и не заснуть. Пищей ему служили сухой хлеб и вода, одеждой - власяница и ветхая монашеская ряса. Со временем святой «ископа езеро невелико окрест келии своей, и всади рыбы и древия на том островке, и обрете водный источник, и кладезь ископа» (РГБ. Унд. № 296. Л. 5 об.). Слава о затворнике постепенно распространилась по всей Вологде. Однажды во время засухи Вологодский архиепископ с городским духовенством пришел с крестным ходом в храм Св. Троицы, находившийся неподалеку от кельи Г. По просьбе архиепископа святой вопреки своему обету покинул келью и пришел на богослужение. Сильный дождь, пролившийся после службы, современники восприняли как Божию милость по молитвам святого.
Г. предсказал разорение Вологды в сент. 1612 г. Незадолго до этого события святой повелел горожанам построить близ его кельи ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», обещая заступничество Пресв. Девы. Однако посадский человек Нечай Щелкунов, живший неподалеку от святого, стал говорить, что старец ради себя «восхоте творити пустынное строение», после его смерти храм запустеет, поэтому строительство принесет «миру тщету и убыток» (Там же. Л. 8 об.- 9). Храм тогда так и не построили, и пророчество святого вскоре сбылось.
Прмч. Галактион и мц. Анна. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми». XVIII в. (ВГИАХМЗ)
22-25 сент. 1612 г. банда, отделившаяся от войска гетмана Я. К. Ходкевича, разгромила Вологду. Город был взят «изгоном» в то время, когда воеводы спали после долгой пирушки. По свидетельствам Дозорной книги посада г. Вологды 1616-1617 гг., от «литовского разорения» погибли или «сошли безвестно» ок. 442 горожан-налогоплательщиков, еще 67 были отмечены как «скитающиеся по миру». Келью преподобного, невзрачную и бедную, поначалу не тронули. Однако дочь Г., пытаясь спастись у отца, привлекла внимание бандитов. Ворвавшись в келью, они жестоко избили затворника, через 2 дня он скончался и был похоронен неподалеку от своей кельи. (Иногда годом смерти Г. указывается 1611 (Минея (МП). С. 600-613) или 1613 (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 112). Однако время разорения Вологды точно известно по источникам. Запись о смерти Г. в 1612 имеется и в «Вологодском летописце» И. Слободского (ПСРЛ. Т. 37. С. 195).)
К 1627 г. над мощами святого стояла часовня, рядом - 2 кельи, в к-рых жили 3 старца. По прошению жителей Вологды, собиравшихся у могилы подвижника «и видяще от него бывающа чудеса различная много», Вологодский архиеп. Варлаам повелел воздвигнуть на этом месте деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и «братство собрати» (РГБ. Унд. № 296. Л. 11-11 об.) - так появился вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (Галактионова пуст.). В 1654 г. над мощами святого построили теплую трапезную ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», в к-рой находились рака Г. и его вериги.
По благословению архиеп. Варлаама было составлено житие преподобномученика. В. О. Ключевский считал его автором одного из иноков Свято-Духова мон-ря. В 1652 г. монастырский казначей Ефрем и братия дополнили житие описанием происшедшего в том же году чуда. Верюжский полагал, что житие святого было создано примерно через 15 лет после его смерти и впосл., при Вологодском архиеп. Симоне (1664-1684), пополнилось описанием 18 чудес. Судя по отписке архиеп. Симона Сарскому и Подонскому митр. Павлу (апр. 1673), работа над новым текстом жития шла между 1667 и 1673 гг. В 1717 г. клирик Вологодского архиеп. Гавриила И. Слободской (автор «Вологодского летописца») составил новую редакцию Жития Г. и канон святому.
Известно неск. списков Жития Г. (различаются в первую очередь по числу включенных в них чудес): РНБ. Собр. Толстого. F. I. № 171 (XVII в.); ГИМ. Увар. № 107. В 10 (кон. XVII - нач. XVIII в.); РГБ. Муз. № 735 (1760-1761; отражает наиболее поздний этап существования текста, сильно сокращен); РГБ. Унд. № 296 (после 1824). Выписки из жития в редакции Слободского сохранились в качестве сопроводительного текста к картинам вологодских художников К. М. Козлова, А. И. и И. А. Скрипицыных (1861), находившимся в часовне Свято-Духова мон-ря (ВГИАХМЗ. 9536/1-3).
В житии отмечено 18 случаев исцеления по молитвам святого. Люди верили, что Г. помогает избежать неурожая. В 1655 г., когда в Вологде долгое время шли проливные дожди, архиеп. Маркелл возглавил крестный ход к могиле преподобномученика. После службы небо прояснилось и настала теплая, солнечная погода. В память об этом чуде по благословению архиеп. Маркелла был установлен ежегодный крестный ход (РГБ. Унд. № 296. Л. 15 об.- 16 об.).
Отписка Вологодского архиеп. Симона Сарскому митр. Павлу свидетельствует, что в XVII в. вопрос о канонизации Г. поднимался неоднократно. В 1667 г. на Большом Московском Соборе архиеп. Симон предлагал для свидетельствования Житие Г. и др. Вологодских святых. Собор постановил «толко в поминовение о них в обителех их творити». В 1669 г. настоятель Свято-Духова мон-ря игум. Сергий просил патриарха Иоасафа II об освидетельствовании мощей Г. и о дозволении вместо панихиды петь ему молебны. Патриарх Питирим предписал в 1673 г. произвести освидетельствование мощей и дознание о чудесах преподобномученика. Видимо, это не было исполнено, поскольку в 1691 г. игум. Авраамий, насельники Свято-Духова мон-ря и вологжане, «всяких чинов люди», били челом патриарху Адриану об освидетельствовании чудес и о последующей канонизации 3 Вологодских чудотворцев, в т. ч. Г. Патриарх направил Вологодскому архиеп. Гавриилу грамоту с повелением «про тех святых… известие сотворити… и каковые от них бяху чудеса». В ответной грамоте архиепископ писал, что о святых «известия совершеннаго несть», как нет и достоверных сведений о чудесах. Окончательное решение патриарха было следующим: «Из земли мощей их… изымати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением, и почитанием, и на иконах изображении возбраняем». Однако в 1697 г. по повелению архиеп. Гавриила был обретен нетленный гроб Г., открыть его не дерзнули.
Несмотря на отсутствие акта о канонизации, почитание Г. было широким и устойчивым. Имя Г. включено без указания даты в Месяцеслов Симона (Азарьина): «Затворник Галактион, иж на Вологде, иже прорече гражданом от литвы разорение, и бысть тако, и сам ту ж убиен бысть» (РГБ. Собр. МДА. № 201. Л. 335 об.). «Преподобный Галактион, затворник Знаменскаго монастыря» упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1811 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) включил имя преподобномученика в «Перечень угодников Вологодской епархии» (Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, [1989]. Ч. 1. Вып. 3. № 303 (11914), XIX в., на л. 92 этого сборника помещен тропарь святому). Под 24 сент. имя Г. указано в Месяцеслове старообрядческого мон. Ионы Керженского, в «Алфавите» мон. Ионы помещено краткое житие святого (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 2 об., 1807-1811). Акафист и молитва святому помещены в сборнике XIX в. из Вологодского обл. музея (Памятники письменности. Ч. 1. Вып. 3. № 344 (26441)). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова).
В 1867 г. в Свято-Духовом мон-ре во имя Г. был освящен нижний престол Знаменской ц., построенной взамен сгоревшей. Над мощами преподобномученика была устроена медная посеребренная рака, на к-рой находилась икона Г. в рост, рядом висели его вериги, параман, шапка и железная цепь.
Иконография
Наиболее раннее изображение Г. находится в сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. № 107. Л. 302). Очевидно, вскоре после освидетельствования мощей создана местным мастером икона Г. и прп. Герасима Вологодского 1-й пол.- сер. ХVIII в. (ВГИАХМЗ). Они представлены в рост, в молении у образа Божией Матери «Знамение» (в соответствии с посвящением храма на месте погребения святого), на пейзажном фоне с одноглавой церковью под высокими деревьями, с голубой лентой реки и холмистым поземом с разноцветными травами. Облик предстоящего слева Г. отличается индивидуальной характеристикой: крупные черты лица, ровные темные брови, прямые усы, лопатообразная борода до середины груди с волнистыми прядями на конце. Он облачен в зеленую рясу и темно-вишневую мантию; черный куколь, как и параман, украшен белой каймой и 8-конечным крестом. В иконописных подлинниках XVIII в. и 30-х гг. XIX в. о внешности святого сказано: «Сед, брада уже Сергиевы, повилась, в схиме, ризы преподобническия» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 33; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 542. Л. 65 об., 81 об. 24 сент., 5 нояб.).Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Особенности облика Г. сохраняются на неск. иконах Господа Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых, напр. 2-й пол. XVII в. (под записью XIX в.) из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. Вологды; 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; 1-й пол. XVIII в. из вологодской Спасо-Болотской ц. (все из собрания ВГИАХМЗ); нач. XIX в. (НКПИКЗ). Образ святого присутствует в произведениях более редкой иконографии, напр. на иконе 1715 г. Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ; происходит из ц. святых Константина и Елены в Вологде), где 6 Вологодских чудотворцев молятся Св. Троице Ветхозаветной (Г.- справа в верхнем ряду); на иконах «Воскресение Христово - Сошествие во ад» сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - фигура Г.- на правом поле, «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ) - Г.- справа вверху, во 2-м ряду, рядом с прп. Антонием и прп. Феодосием Киево-Печерскими. Оплечное изображение Г., без куколя, помещено наряду с др. Вологодскими чудотворцами на прориси с иконы «Собор Русских святых» 1814 г. П. Тимофеева (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. № 227).
Др. вариант изображения Г. имеется на иконе нач. ХХ в., подаренной, согласно надписи на обороте, в 1911 г. Антонием (Быстровым), еп. Вельским, его дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Вологды Александру Мальцеву, с супругой. На золотом фоне с тисненным по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» - пейзаж с 3-главым храмом классического стиля, на 1-м плане представлены в рост прп. Иоасаф Каменский и Г. в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зеленую епитрахиль, в руке - четки; в верхней части композиции на облаке - образ Божией Матери «Знамение». По-видимому, мастер, исполнивший заказ еп. Антония, работал во владимирских иконописных селах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе сер. XIX в. (ЦМиАР) Г. изображен вместе с прп. Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного мон-ря.
Картины на сюжеты жития Г., написанные в 1861 г. вологодскими живописцами К. М. Козловым, А. И. и И. А. Скрипицыными, хранились в часовне Свято-Духова мон-ря, устроенной над колодцем напротив алтаря Знаменской ц. (в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ). 4 изображения, повествующие о пророчествах Г. накануне разорения Вологды поляками в 1612 г., включают следующие сюжеты: святой покидает келью с намерением предупредить город о нашествии поляков-литовцев; убеждает в земской избе именитых граждан города возвести храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» «яко необоримой стены града» и получает отказ; ответное пророчество Г.; святой предсказывает судьбу Вологды на площади перед деревянным храмом прп. Димитрия Прилуцкого. На всех картинах, к-рые сопровождаются большими выписками из жития, составленного Слободским, Г. представлен в монашеских одеждах (коричневый подрясник, черная мантия и куколь, на груди - крест, в левой руке - четки), седая борода более короткая, чем в произведениях иконописи.
В составе Собора Русских святых образ Г. включен в композицию с группой подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовой образ Г. помещен на созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе - в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве) одним из первых в группе Вологодских святых; также на ее же рисунке из лицевых святцев Русских святых, созданных в нач. 60-х гг. XX в. (частное собр.),- под 24 сент. вместе с прп. Никандром Псковским; на прориси кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава (Савиных) и Н. Шелягиной.