День памяти Преподобного Никодима Кожеезерского
НИКОДИМ
(В миру Никита; † 3.07.1639, Кожеозерский мон-рь), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых).
Житие прп. Никодима
Основным источником сведений о жизни и чудесах Н. является его Житие, сохранившееся в 16 списках. Самый ранний список «Об отшельнице авве Никодиме» (ГИМ. Син. № 850, 1646-1654 гг.) - т. н. первоначальная записка о святом - представляет собой его Краткую редакцию (КР), составлявшуюся с 1640 по 1649 г. иноком Боголепом (в миру Б. В. Львов; Ɨ 1675), навестившим отшельника за полгода до его смерти. Возможно, по благословению Н. Борис (Львов), послушник Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, впосл. принял постриг в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления мужском монастыре. «Боголепово повествование» представляет собой отголосок непосредственного разговора с Н., сохраняет особенности «крестьянской» речи старца и его живые воспоминания о детстве, о ярославском и московском периодах жизни. Краткое Житие Н. с небольшими изменениями было внесено в Пролог 1662 г., что подтверждает факт канонизации подвижника (Пролог, 2-я пол. [март-авг.]. М., 17.03.1662. Л. 146-147). Примерно в это же время была составлена служба Н. (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. № 473, кон. XVIII - нач. XIX в.; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 196-224). Видимо, пространное Житие, на которое могли опираться создатели стихир и канонов, уже существовало.
Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г.
Неизвестный составитель Пространной редакции (ПР) дополнил первоначальную записку Боголепа сведениями, отражающими общие представления о древнерусском подвижнике, а также рассказами «самовидцев» отшельнической жизни Н. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 335). Существует иная т. зр. относительно авторства Краткой и Пространной редакций Жития. Так, иером. Никодим (Кононов) полагал, что старцем Боголепом было составлено пространное Житие, а краткая записка о святом и «Сказание о списавшем житие» (см. ниже) принадлежали перу Иоанна Дятлева (в постриге иером. Иаков), любимого ученика старца. Большую помощь автору в создании ПР (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. ОСРК. Q.I.1390, нач. XVIII в.; РНБ. Солов. № 182/182, 1741 г.) оказал устный материал - рассказы очевидцев, о чем свидетельствует он сам: «...елико от сказателей слышах, иже ми поведаша достовернии мужи и самовидцы житию преподобнаго». Самый ранний вариант ПР не сохранился, но его фрагменты обнаруживаются в более поздних редакциях, дошедших до нас в 3 списках 1-й пол. XVIII в. Так, совершенно четко определяется концовка Жития, где автор сообщает о завершении своего труда: «Аз же, грешный, сия слышав от человека оного (Иоанна Дятлева.- Е. П.) и от иных достоверных свидетелей о житии преподобнаго отца нашего Никодима, елико в начале пострада от бесов, егда прииде в пустыню. Се и написах памяти ради, да незабвены будут труды преподобнаго и многое его терпение, яже Господа ради пострада» (БАН Арханг. Древлехран. 405. Л. 84 об.- 85). Список 1716-1721 гг. из б-ки Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря (Там же), переписанный рукой кожеозерского игум. Матфея (Спицына), представляет 1-ю ПР. Список Жития 1741 г. из б-ки Соловецкого монастыря (РНБ. Солов. 182/182), согласно записи, создан в Кожеозерском монастыре,- представляет 2-ю ПР. Cписок Устюжский, составленный в 30-х гг. XVIII в. (РНБ. ОСРК. Q.I. 1390), является промежуточной редакцией. Весьма важным в структуре 2-й ПР и промежуточной редакции является «Сказание о списавшем житие», помещенное перед рассказами Иоанна Дятлева и описанием посмертных чудес. В Сказании «списатель» сообщает, как в «тонком сне» он беседовал с «ожившим» в гробу Н.: «Аз же прилежно нача зрети на гроб его и помышлях во уме своем, дабы не пасти во гроб той. И абие внезапу паде на гроб той, и зело убояхся». Увидев веселое лицо старца, автор без боязни спросил Н., правильно ли он описал в Житии все его пустынные подвиги и труды, и в ответ услышал: «...добре сотворил еси, чадо… потщися и сохрани чистоту свою, и подвизайся о Господе!» (РНБ. Солов. № 182/182. Л. 63). В поздних списках ПР разговорная лексика заменяется книжно-церковной, вводятся канцелярские обороты, характерные для языка делопроизводства XVIII в., увеличивается объем синтаксических конструкций, отчего изначальный текст лишается живости и простоты. ПР - один из первых опытов составления северорус. «отшельнического» Жития, включившего новые для рус. агиографии мотивы старчества. Н. упоминается в одном из чудес Жития прп. Дионисия Зобниновского (Радонежского), составленного иноком Симоном (Азарьиным) в 1649 г., в т. н. «уверении старца Феодосия».
Биография
Прп. Александр Ошевенский, свт. Петр, митр. Московский, преподобные Сергий Радонежский и Никодим Кожеозерский в молении Спасителю. Икона. 1-я пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова)
Никита род. в с. Иванкове вблизи Ростова Великого в семье земледельца. Согласно Житию, в отрочестве он пас скот в пустынном месте и услышал голос, дважды произнесший его будущее монашеское имя: «Никодиме, Никодиме!» По смерти отца Н. отправился в Ярославль обучаться «ковать малые гвозди». Освоив кузнечное ремесло, переехал в Москву, где занялся продажей гвоздей и др. товаров. После несчастного случая - отравления на обеде у товарища киселем, приготовленным его злой и «прокудливой» супругой,- Никита долго болел «утробой». Некий юродивый в ветхом одеянии исцелил его у московского собора Покрова Пресв. Богородицы на Рву, дав ему попить воды из сосуда.
В акафисте, составленном иером. Никодимом (Кононовым) в 1895 г. (Акафист прп. отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, его же память празднуем месяца иулия в 3 день и месяца октября в 31 день. СПб., 1898), юродивый назван св. Василием Блаженным. Однако встреча Никиты с блж. Василием (Ɨ 1552) не могла произойти в реальности. Вполне возможно, что Никиту исцелил блж. Иоанн Большой Колпак Московский (Ɨ 1589), также уроженец Ростова, который подвизался в Москве в кон. 80-х гг. XVI в. К тому же юродивый, описанный в Житии Н., был одет в «стамъбредную» одежду, а св. Иоанн в отличие от Василия Блаженного не ходил нагим.
Никита пришел на Кулички к человеку Божию Илии, и тот спросил его: «Откуда грядешь, Хозьюгский пустынник?» Задумавшись над сказанным, Никита воспринял слова блаженного как Божие предопределение. Вскоре он «оставляет убо мир сей и яже в нем вся суетная века сего» и принимает постриг с именем Никодим в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре при архим. Пафнутии (1589-1600). Одиннадцать лет Н. трудился в великой обители, выполняя послушания «кадиловжигателя», просфорника, келейника архимандрита. Как повествует Житие, Н. был «кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив. Ядение же и питие без молвы держаше... мало глаголаше и множая разумеваше…». После назначения архим. Пафнутия на митрополичью кафедру Н. вместе с ним переехал на Крутицы, а через год отпросился на пустынножительство к «Студеному морю-окиану». Митр. Сарский и Подонский Пафнутий напутствовал инока словами: «Господь да есть и будет с тобою!» и благословил его иконой Божией Матери «Умиление» (списком Псково-Печерского образа, чудесно защитившего Псков от вторжения польск. короля Стефана Батория в 1581). Офиц. празднование образу установлено в 1601 г., что совпало со временем ухода Н. в Кожеозерский мон-рь.
Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание)
О мон-ре на Кожеозере Н. мог слышать от старца Серапиона и иером. Авраамия, приходивших в Москву по делам обители в 1599 г. Не исключено, что Н. добирался до мон-ря вместе с людьми, сопровождавшими кн. И. В. Сицкого, сосланного на Кожеозеро в нач. XVII в. царем Борисом Феодоровичем Годуновым. Во вкладной книге Кожеозерского мон-ря зафиксирован вклад Н.: «...дал старец Никодим, Чудова монастыря постриженик, вкладу денег десять рублев» (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. Кн. 1. С. 95). Полтора года Н. усердно трудился в хлебне и поварне, а потом ушел в «Хозьюскую пустыню, иже есть от Кожеезерския обители на запад за десять поприщ… в лето 1602/03-е и пребысть в ней 36 лет» (БАН. Арханг. Древлехран. 405. Л. 8-8 об.). За версту от р. Хозьюги Н. построил хижину, в к-рой мог поместиться только один человек. Бесы, желая изгнать старца из пустыни, не раз «пакостили» святому: приходили в виде страшных чудовищ и диких зверей, пугали видением мертвой женщины на берегу Хозьюги, устраивали наводнение, учиняли в келье пожар. Однажды глубокой осенью на Н. напали разбойники, к-рые, угрожая пустынножителю смертью, забрали у него все самое необходимое. Заблудившимся в лесу разбойникам все же пришлось возвратиться к старцу и вернуть награбленное. Усердной молитвой пред чудотворной иконой Божией Матери, подаренной духовником, Н. успешно отражал все бесовские нападения. Питался пустынножитель «саморасленным былием», изредка употреблял в пищу рыбу, но прежде «квасил» ее, пока та не покрывалась червями. Спал подвижник сидя, ночи проводил в молитве. В Великий пост отшельник выкапывал вблизи кельи яму, в к-рой находился 40 дней, ничего не вкушая. В пустыню к отшельнику не раз приходил кожеозерский игум. Авраамий с братией, с к-рыми Н. подолгу вел душеполезные беседы. Всех навещавших старца поражала его прозорливость, «дар благодати Святаго Духа, юже даде Господь своему рабу зрети умныма очима безвестная и тайная». Дикие олени паслись около старца, словно ручные. Пустынножитель помогал Кожеозерской обители своими трудами: выращивал для братии репу и ловил удочкой рыбу. Когда хижина старца обветшала, местные крестьяне построили ему новую. За полгода до смерти в тонком сне Н. увидел основателя Чудова мон-ря свт. Московского митр. Алексия и архим. Троицкого Дионисия (Зобниновского), звавших его к себе в небесные обители. Об этом он рассказал Б. В. Львову (брату думного дьяка Г. В. Львова, воспитателя царевича Алексея Михайловича), к-рый привез из Москвы в пустыню от патриарха Иоасафа I в дар отшельнику шубу под «паволокою». Перед кончиной Н. вернулся в Кожеозерскую обитель, где часто причащался Св. Таин.
Преподобный скончался при игум. Ионе, на 47-й день после возвращения в обитель. Как сообщает Житие, братия мон-ря, «опрятавше честно трудолюбное тело пустынножителя, и положивше на одре, и понесоша в церковь, и певше надгробная… и земли предавше близ церкве Святаго Богоявления… с южныя страны», в приделе свт. Николая.
Согласно агиографическим данным, в 1625 г. Н. исцелил в пустыне слабовидящего послушника Иоанна Дятлева от болезни глаз и «угара». В 1630 г. святой спас 2 корабельников «от потопления», представ перед ними и указав им путь следования. ПР Жития содержит рассказ о 14 посмертных чудесах преподобного, записанных со слов братии мон-ря, датированные чудеса относятся к 1649 и к 1686-1713 гг. Описаны случаи исцелений от отравлений, слепоты, лихорадки, горячки, зубной боли, психических заболеваний («черной немочи», «падучей», сумасшествия); также святой спасал рыбаков на море, помогал людям, заблудившимся в лесу.
Почитание
Прп. Никодим Кожеозерский (1-й в предпоследнем ряду). Фрагмент иконы «Собор новгородских чудотворцев». Нач. XVIII в. (частное собрание)
После кончины Хозьюгского пустынножителя монастырская братия начала собирать сведения о жизни преподобного. Согласно Житию, после смерти отшельник почитался как покровитель обители и чудотворец, над гробом к-рого происходило множество исцелений. Самое раннее упоминание Н. в святцах относится к 40-м гг. XVII в.: «Месяца июля в 3 день св. мч. Иоакинфа. В той же день преставися преподобный святой старец Никодим с нашаго монастыря, иже есть на Кожозере, преставися в лето 7147 году» (РНБ. Погод. № 650. Л. 496). Спустя 23 года после смерти пустынножителя он был причислен к лику святых, его память была отмечена в издании Пролога 1662 г.
После прославления Н. над его гробом была построена часовня. В посмертных чудесах говорится, что, начиная с чуда исцеления келаря Авраамия от зубной боли (1661-1673), молебны над гробом святого совершались в часовне. При патриархе Иоакиме (Савёлове) чтение о Н. было изъято из состава печатного Пролога 1677 г. Последующие издания Пролога также не содержали памяти о Н. С этого времени кожеозерская братия начала более тщательно вести записи о чудесах, четко фиксируя даты.
Нетленные мощи Н. были обретены 5 авг. 1695 г., при игум. Анании, после пожара в Кожеозерской Богоявленской обители. В нач. XVIII в. в мон-ре был создан агиографический цикл, который объединил памятники, посвященные основателям Кожеозерского Богоявленского мон-ря и Н. (Сказание о зачале Кожеозерской пустыни и ее основателях, старцах Нифонте и Серапионе, служба и Житие Н.). При игум. Матфее (Спицыне) ПР дополняется новыми датированными чудесами, взятыми из монастырской летописи, и последним чудом 1713 г., записанным в его настоятельство: «Мы же… повелением настоятеля, игумена Матфеа Спицына, писанию предахом…» (РНБ. Солов. № 182/182. Л. 83). Чудотворная икона Пресв. Богородицы «Умиление», подаренная Н. митр. Пафнутием, уцелевшая в пожаре 1695 г., сгорела во время пожара в 1734 г., по сообщению Соловецкого списка Жития 1741 г. Однако в описи монастырского имущества 1762 г., составленной при закрытии мон-ря, как подаренная «митроп. Сарским и Подонским Пафнутием прп. Никодиму в 1603 г.» ошибочно указана икона Пресв. Богородицы «Неопалимая Купина».
Прп. Никодим Кожеозерский. Прорись из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII — нач. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F.88. Л. 530)
Известно, что рядом с кельей преподобного у р. Хозьюга была построена часовня, а при дер. Кернежской Онежского у. Архангельской губ. в 1732 г.- ц. во имя Н. на месте прежней церкви, в к-рой неоднократно молился буд. патриарх Никон (Минов) в бытность свою игуменом Кожеозерской обители (1643-1646). Хозьюгского пустынножителя почитали старообрядцы, имя преподобного вошло в список святых, «умерших в древлеправославном благочестии»; список бытовал в старообрядческой рукописной традиции. Тропарь Н. встречается также в некоторых старообрядческих сборниках 2-й пол. XVII-XVIII в. (РГБ. Барс. Ф. 17. № 464; БАН. Северное собр. № 470). В XVIII в. выговские старообрядцы составили Похвальное слово каргопольским святым, в т. ч. и Н. Староверы искали заступления и помощи у последних святых пустынножителей, прославленных Русской Церковью до раскола,- преподобных Дамиана (Диомида, в схиме Диодора) Юрьегорского и Н. Список Особой редакции Жития (ОР) был обнаружен в старообрядческом Олонецком сборнике (БАН. Осн. собр. 33.3.27, нач. XVIII в.). Несмотря на краткость текста ОР содержит сведения об отшельнической жизни святого. Он обрывается на сообщении о том, что Н. в Великий пост, выкопав у кельи яму, постился 40 дней. Переписчик, видимо, имея перед собой дефектный текст, без конца, заключает: «...и тако умре». В ПР сообщается, что о Великом посте, проведенном пустынножителем в яме, поведал иером. Феодосий, проживший с Н. в пустыне 2 года. Возможно, иером. Феодосий оставил письменные воспоминания о старце, которые использовал составитель полного Жития и следы которых нашли отражение в ОР. О иером. Феодосии в ПР говорится, что он ушел без разрешения старца в «дальчайшую» пустыню, где «созда убо жертовник и начат литоргисати», за что был выдворен из пустыни игум. Никоном. В сер. XIX в. др. иером. Феодосий, постриженик и игумен Кожеозерского монастыря (июнь-сент. 1867), буд. настоятель Веркольской пуст., составил адаптированный вариант Жития (ГААО. 20 р Ц (542), ок. 1858 г.). В Кожеозерском монастыре, а после упразднения обители - в приходе, где службы совершались до сер. XIX в. 2 раза в год (в праздник Богоявления и в день памяти Н., 3 июля), долгое время хранились шуба «под паволокою», подаренная отшельнику патриархом Иоасафом I, клобук и мантия преподобного. Мощи оставались при храме свт. Николая в медной раке, над ней был помещен образ Н., на нем «венец и цата серебряные, чеканные, позлащенные, рака медная, около раки решетка железная». На гробнице положен белый покров, на покрове - крест из серебряного кружева и небольшое Евангелие киевской печати с медным распятием. Над гробом чудотворца находились медный крест с финифтью и икона Богоявления. В алтаре храма был установлен образ преподобных Александра Ошевенского и Н. 26 сент. 1884 г. 2 монастырских трудника ограбили мон-рь и подожгли Богоявленскую ц., в результате пожара сгорели шуба, мантия и жезл преподобного. В 1887-1889 гг. была вновь построена и освящена деревянная Богоявленская церковь, «внизу которой в особой усыпальнице под спудом» почивали мощи Н.
19 марта 1919 г. красноармейцы и жители дер. Кривой Рог произвели вскрытие св. мощей Н., однако в склепе и раке «мощей не оказалось» (газ. «Красный север» от 23 мая 1919). Согласно совр. преданию, мощи Н. были накануне перепрятаны. В наст. время их местонахождение неизвестно.
Гимнография
Служба Н. была составлена ко времени канонизации святого в период междупатриаршества в 1662 г. Творцами стихир и канонов пустынножителю Никодиму были выходцы из Сербии митр. Гревенский Макарий Грек и авва Феодосий, приехавшие в Россию на Большой Московский Собор 1666-1667 гг. По неизвестным причинам гимнографы были отправлены в ссылку и пребывали в Антониевом Сийском во имя Св. Троицы муж. мон-ре до 1671 г. (Макарий первоначально в 1666-1669 находился в Соловецком в честь Преображения Господня муж. мон-ре - Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. М., 2009. С. 88, 235).
Служба Н., включающая множество биографических подробностей первоначальной редакции пространного Жития, составлялась по образцам бденных служб пустыннолюбным отцам (преподобным Антонию Великому, Сергию Радонежскому, Кириллу Белозерскому и Антонию Сийскому и др.). Гимнографы восхваляют «равноангельное житие» Н., его многолетнее пребывание в пустыне, где угодник Божий просиял, яко солнце, и стал «Cвятей Троице жилищем». В стихирах преобладают мотивы Божественного света, Боговидения, Божественного разума, типичные для гимнографии исихастов. Акцент делается на почитании мощей св. угодника - нового чудотворца, озаряющего Божественным светом и подающего исцеление всем приходящим к нему с верой. До нас дошли 3 списка службы, представляющие 2 редакции. К 1-й редакции относятся 2 списка XVIII в. из собрания РНБ (ОСКР. Q. I. 1390 и Тихан. 473), а ко 2-й - список службы нач. XVIII в. из б-ки Антониева Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. Д. 405). По Кожеозерской рукописи 2-й пол. XVIII в. (РНБ. Тихан. № 473) около столетия после закрытия обители совершалось всенощное бдение над мощами Н. в день его памяти. Рукопись, обнаруженная братией при возобновлении Кожеозерского мон-ря в сер. XIX в., была отправлена в Комитет духовной цензуры С.-Петербурга для получения разрешения на издание. Цензором архим. Феодором (Бухаревым) (см. Бухарев А. М.) были внесены в текст рукописи многочисленные поправки. Однако дело до издания рукописи не дошло. В 1907 г. рукопись приобрела Публичная б-ка в составе собрания П. Н. Тиханова. «Служба прп. отца Никодима, Хозюжскаго пустынника, Кожеезерскаго новаго чудотворца» (Тихан. № 473) представляет собой более ранний гимнографический текст. В отличие от службы из Сийского сборника в состав текста Службы в кожеозерской рукописи входит последование малой вечерни, над стихирами и канонами стоят имена их составителей. Так, Феодосию приписывается 1-й канон Кожеозерскому чудотворцу, митр. Макарию атрибутированы славники на «Господи, воззвах», на литии, часть стихир на стиховне и «другий канон» преподобному, «егоже краегранесие сицево: Никодима блаженнаго в песнех пою». Список службы Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. Д. 405) представляет более позднюю редакцию, свидетельствующую о возобновившемся почитании Н., мощи к-рого были обретены нетленными при пожаре в 1695 г. В нач. XVIII в., при игум. Кожеозерского мон-ря Матфее (Спицыне; 1707-1715), были записаны новые чудеса, создан единый агиографический цикл, также вносятся изменения в службу Н. В новой редакции объединены стихиры на «Господи, воззвах» из великой и малой вечерни, сокращено их количество, дописаны «ины стихиры на хвалитех», 2 канона остались без существенных изменений. Возможно, что в редактировании службы принимал участие сийский иеродиак. Афанасий. Так, в рукописи после службы святому и перед стихирой на целование помещено составленное в форме краегранесия «моление Списателево» (mlenie spisatelevo): «Писалъ недостойни еродиакон Афанатос Сийский в бытности». Вкладная книга Кожеозерского мон-ря зафиксировала книжный вклад 1707 г. иеродиак. Афанасия, эконома Сийского мон-ря. Именно этот вариант службы был выбран для издания 1988 г. (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 198-224). Служба Н. 6-я по счету в этот день (3 июля) - бденная, «аще во обители его, идеже его храм, или аще изволит настоятель» (великая вечерня, стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне и хвалитех, лития, 2 канона). В 1895 г. на 200-летие обретения мощей сщмч. Никодим (Кононов) составил акафист Н.
Ист.: Житие прп. Никодима, Кожеозерского чудотворца // ПС. 1865. Ч. 1. Март. С. 199-242 [изд. ПР Жития без чудес]; Описание жизни и чудес св. прп. Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеозерского чудотворца. СПб., 1860; Никодим (Кононов), иером. Жизнь и чудеса прп. Никодима, Кожеозерского чудотворца. СПб., 18962; он же. Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописнаго жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1900. С. 34-80; Полетаева Е. А. Краткая редакция Жития Никодима Кожеозерского в книжно-рукописной традиции XVII в. // Обществ. мысль и традиции рус. духовной культуры в ист. и лит. памятниках XVI-XX вв. Новосиб., 2005. С. 241-255; она же. Житие Никодима Кожеозерского: (Или отеч. опыт составления отшельнического жития) // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2011. С. 140-161 [особая ред. Жития]; она же. К вопросу о пространных редакциях Жития прп. Никодима // ТОДРЛ. 2014. Т. 63. С. 96-145; Память прп. Никодима Кожеезерского // Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6: Июль-авг. С. 40-42 [Особая ред. Жития].
Лит.: Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес прп. отца нашего Никодима, хозьюгского пустынника, кожеозерского чудотворца. СПб., 1858; Муравьёв. ЖСв РЦ. Авг. С. 258-259; Митрофан (Правоторов), игум. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1870; Ключевский. Древнерус. жития. С. 334-335; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник: (По рукописям Соловецкой б-ки). Каз., 1881. С. 188-195; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 397-398; Строев. Словарь. С. 198-199; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 233; он же. РСв. 2008. С. 378-379; Никодим (Кононов), иером. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии. СПб., 1894; он же. Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С. 72-80; Демин А. С. Реально-бытовые детали в Житии протопопа Аввакума: (К вопросу о худож. детали) // Рус. лит-ра на рубеже двух эпох: (XVII - нач. XVIII в.). М., 1971. С. 230-246; Дмитриев Л. А. Жанр севернорус. житий // ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 190-191; Понырко Н. В. Боголеп (в миру Борис Васильевич Львов) // СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 140-141; Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского // Там же. С. 374-377; Полетаева Е. А. Житие Никодима: (Опыт текстологич. исслед.) // Российское гос-во XVII - нач. XX вв.: Экономика, политика, культура: (Тез. докл. конф., посвящ. 380-летию восстановления рос. государственности). Екат., 1993. С. 124-128; она же. «Уход в пустыню» в древнерус. и старообр. традиции: (На мат-ле севернорус. агиографии и старообр. сочинений) // Уральский сб.: История, культура, религия. Екат., 1998. Вып. 2. С. 198-215; она же. Старец Никодим, Хозьюгский пустынножитель и Кожеозерский чудотворец: (К вопросу о рус. старчестве в XVII в.) // Православие в судьбе Урала и России: История и современность. Екат., 2010. С. 261-264; она же. Б-ка Кожеозерского мон-ря: (Вопросы реконструкции) // Совр. проблемы археографии: Сб. ст. / Сост.: М. В. Корогодина. СПб., 2011. C. 138-152; Белоброва О. А. Об источниках Жития Дионисия, архим. Троице-Сергиева мон-ря // ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 667-674; Кольцова Т. М., Рягузова М. Л. Святые каргопольской земли: (Живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. Архангельск, 2002; Рягузова М. Л. Подвижники Кожеозерского мон-ря // Cвятые и святыни северорус. земель: (По мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 37-46; Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; она же. Становление и развитие худож. центров в кон. ХVI-ХVIII вв.: Иконопись Архангельского края: АДД. М., 2009. С. 25, 31, 34. Рыжова Е. А. Жанр видений в севернорус. агиографии // Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 160-194; Панченко О. В. Книжники Соловецкого мон-ря XVII в. Ст. 1: 1620-е - нач. 1640-х гг. // ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 779-785.
Е. А. Полетаева
Иконография
Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (Кожеозерский Богоявленский мон-рь)
Образ Н. был создан после издания его Жития в Прологе 1662 г. В Житии описаны чудеса с явлениями святого разным людям, где есть указания на его облик. В 1630 г. 2 архангельских рыбопромышленника застряли во льдах и видели во сне «старца», назвавшегося Хозьюгским пустынником; в 1639 г. патриарх Иоасаф подарил Н. шубу, которую тот отдал в мон-рь, поскольку «привык носить худое и многошвейное рубище, едва прикрывавшее его наготу». В посмертных чудесах «старец» Н. явился заблудившемуся в лесу отроку и пятидесятнику из Архангельска. Упоминается «жезл святого Никодима», на который он опирался в старости. Когда Н. исцелил отрока, «почти уже умершего», родители юноши дали обет «молебствовать у его гроба и списать для своего дома его образ, чтобы имея оный всегда перед собою непрестанно молиться перед ним» (Таушев. 1884. С. 30, 34, 43-44, 47, 52).
Иконописные подлинники посл. четв. XVII - 1-й пол. XIX в. предписывали изображать Н. под 3 июля таким образом: «Брада черна, продолговата, не широка, уже Никоновы, надсед, в схиме, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 180 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Большаков. Подлинник иконописный. С. 112); «Подобием аки Ефрем Сирин. Ряса дичь дым[чата] или праз[елень], в схиме» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 157; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 181); «Аки Ефрем Сирин, брада мало впроседь, остра, ряда празелень...» (РНБ. О.XIII.1 Л. 124).
Традиция изображения Н. эволюционировала и развивалась в 2 этапа: 2-я пол. ХVII - нач. ХIХ в. и после 1851 г. Ранняя иконография разработана и воплощена сев. мастерами. Наибольшее число сохранившихся икон XVII-ХVIII вв. происходит из Каргопольского и Онежского уездов, где святого особенно почитали как пустынножителя вблизи Кожеозерской обители.
Первые известные иконы с изображением Н. написаны во 2-й пол. ХVII в. и бытовали в Каргопольском у., куда до кон. ХVIII в. входил Кожеозерский мон-рь (позже принадлежал к Онежскому у.). Они имеют стилистические особенности иконописи сев. региона. Образ святого дважды встречается на страницах Сийского иконописного подлинника, который был собран и частично создан архим. Антониево-Сийского мон-ря Никодимом Сийским во 2-й пол. ХVII - нач. ХVIII в. Т. о., буд. архимандрит принимал участие в создании иконописного образа Н. (Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-ХVIII вв. М., 2009. С. 64-72). На л. 489 об. Н. представлен в рост, в развороте вправо, в паре с прп. Пахомием Кенским; одежды: монашеская мантия и схима с накинутым на голову куколем (на схиме написан красный 8-конечный крест на ступенчатой Голгофе). У Н. небольшая клиновидная борода, руки воздеты в молитвенном жесте. Рядом с изображением - текст: «Прп(д)бны(и) Никодимъ Кожеозе(р)скïй. Власы сче(р)на русы, впросѣ(д), пусты(н)ни(к) Хожьюскïй, мн(с)трь Кожезе(р)скïи, собо(р)ная ц(е)рков Бгоявленïе Г(с)дне». На рясе - текстовое уточнение о цвете: «Ряска дич». 2-й образец Сийского подлинника (л. 530) аналогичен: Н. в рост, в развороте влево, руки в молении, одет в мантию и плотно облегающий куколь на голове; лик с морщинами на лбу и щеках, борода короткая клиновидная. Надпись: «П Никодимъ Хо(ж)юскiй пу(с)[ты]никъ, Кожеозе(р)скiи Ч». Оба иконописных образца выполнены чернилами (Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 214, 226; РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Д. F 88. Л. 489 об., 530; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. № 133; Т. 2. С. 181). Похожее изображение есть в Прологе 1662 г. из Александро-Свирского монастыря (БАН. ОРК 341 СП. Л. 147). В этом издании нет лицевых гравюр, только заставки. На правом поле листа с указанием дня памяти Н. 3 июля добавлен поздний оттиск в технике «черневого прилепа» с ростовым изображением святого (XVIII в.). Образ заключен в рамку с килевидным кокошником; над нимбом надпись: «Пр(д)бный Никодимъ Кожеозерскïй Чудотворе(ц)».
Благодаря образцам Сийского иконописного подлинника был сформирован тип образа Н.: его изображали в рост и в развороте. Это определило дальнейшее развитие икон святого в предстоянии или «в молении». Такая композиция способствовала включению его образа в состав сев. деисусных чинов начиная со 2-й пол. ХVII в. (напр., икона из деисусного ряда Никольской ц. Павловского погоста под Каргополем (ок. 1659, КИАМЗ)).
Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XIX в. Оклад 1895 г. (собор прор. Илии в Архангельске)
Характерным примером ранней иконографии Н. является икона нач. ХVIII в., происходящая из местного ряда иконостаса Преображенской ц. с. Турчасова на р. Онеге (АМИИ; см.: Кольцова. 2006. С. 93. Кат. 528; Иконы XIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 218-219. Кат. 94). Святой представлен в рост, вполоборота влево, руки подняты в жесте моления и обращены к образу Божией Матери «Одигитрия», написанному в левом верхнем углу на облаках. На нем - темно-коричневая мантия, темная схима, желтоватая ряса, голова покрыта островерхим облегающим куколем; надпись: «Прп(д)обны(и) Никодимъ Кожеезерскiй».
До секуляризации монастырских земель иконы Н. для Кожеозерской обители в основном писали сев. иконописцы, в т. ч. крестьяне онежских вотчин. Уже тогда возникла потребность в создании небольших икон для подношения благодетелям и продажи. В 1741 г. монастырь заплатил «пияльской волости иконописцу Петру Артемонову за писмо… двух Никодимовых образов» (ГААО. Ф. 441. Оп. 2. Д. 7. Л. 10 об.). На пядничной иконе 2-й пол. XVIII в. из собора Рождества Христова в Каргополе (КИАМЗ; см.: Кольцова Т. М. Иконы Каргополя: Из собр. КИАМЗ. М., 2014. С. 94. Кат. 51) Н. представлен в молении Иисусу Христу, написанному слева вверху в облачном сегменте. Одежды Н.- охряная ряса, коричневая мантия, черные схима и куколь с красными крестами.
В ближайших к Кожеозерскому монастырю приходских церквах - в Прилуках, Турчасове, Вазенцах, Малошуйке - стояли чтимые иконы Н., как и в Соловецком, Сийском, Ошевенском и др. северных мон-рях (И. С. О почитании прп. Никодима, Кожеозерского чудотворца // Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. № 3. С. 77-83).
Образ Н. встречается на иконах Каргопольского у. в составе групп святых, предстоящих тому или иному образу: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с избранными святыми» 2-й пол. ХVII в. из церкви с. Б. Шалга (АМИИ; на полях - преподобные Н., Антоний Сийский, Александр Свирский и сщмч. Антипа); «Господь Вседержитель, с предстоящими преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским» 1728 г. из с. Турчасова (АМИИ). На иконе 1825 г., написанной мастером онежской иконописной артели И. И. Богданова-Карбатовского, среди избранных святых, поклоняющихся образу Преображения, преподобные Н. и Феодосий Тотемский, свт. Николай Чудотворец (Укозерский) и мц. Стефанида (АГМДЗиНИ); на иконе 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) вместе с Н. представлены прп. Александр Ошевенский, свт. Петр Московский и прп. Сергий Радонежский.
В кон. ХVIII - 1-й пол. ХIХ в., когда Кожеозерский мон-рь был закрыт, Н. почитался наряду с другими каргопольскими подвижниками: преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Пахомием Кенским. На иконах этого времени Н. изображали в сложившейся иконографии предстояния: так, на образе «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы», XVIII в. под металлическим окладом кон. ХIХ - нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя), святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Н.- справа, в молении, вместе с прп. Кириллом Челмогорским, облачен в мантию и схиму с опущенным на голову куколем; длинная изогнутая борода подчеркнута вырезом в окладе иконы.
В составе деисусных чинов этого времени образ святого встречается в паре с изображениями основателей разных мон-рей: «Преподобные Макарий Унженский и Никодим Кожеозерский» сер. ХIХ в., вероятно, письма иконописца Владимирской губ. М. К. Сказываева, происходящей из часовни мучеников Флора и Лавра дер. Семёновская на Кенозере (Кенозерский нац. парк; см.: Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 303-305. № 21), «Преподобные Кирилл Новоезерский и Никодим Кожеозерский» 3-й четв. ХIХ в. из Никольской ц. дер. Сырья (АМИИ).
Н. изображали на нек-рых иконах «Собор Новгородских чудотворцев» расширенного извода в период формирования этой композиции. Так, он включен в сонм святых на иконе «Древо Новгородских святых» письма свящ. Георгия Алексеева (1728, ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ТГТ // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст. / ВНИИР. М., 1984. № 9(39). С. 91-95; Н. изображен с непокрытой головой), на иконе-пяднице нач. XVIII в. из бывшего собрания А. М. Постникова (ГРМ; см.: Святые земли русской: Прил. к альбому: Компакт-диск / ГРМ. СПб., [2010]. С. 343-344. Кат. 300; Н. в правой группе, волосы и борода с проседью) и на повторяющей ее зеркально прориси (Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. 69; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619. № 198), а также в 3-м ряду на «старинном образе новгородских чудотворцев» из ризницы Черниговской кафедры (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97).
Образ Н. не был распространен в старообрядческой среде сев. региона, очевидно, из-за поздней канонизации преподобного; кроме того, история мон-ря тесно связана с именем патриарха Никона, к-рый был его игуменом. В сер. ХIХ в. Кожеозерская обитель была возрождена для противодействия расколу на территориях, примыкавших к Поморью. Тем не менее образ Н. присутствует в композиции выговских икон «Собор русских святых» кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, собрание Г. В. Лепса). Погрудный образ Н. включен в левую группу преподобных на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и прорисях с нее (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453. № 226; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70). На голове Н. куколь схимника с изображением 8-конечного креста с орудиями Страстей; на нимбе надпись: «Пр Никодимъ Кожеωозерскïи». Образ Н. представлен и на др. старообрядческих композициях с образами российских чудотворцев, напр. на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), на одной из 3 икон кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см. Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33; Н. в куколе со свитком в руке, назван Каргопольским).
Прп. Никодим Кожеозерский. Роспись Успенской ц. в Архангельске. 2009 г. Иконописец И. И. Лапин
После возрождения мон-ря в 1851 г. активизировалось паломничество к св. мощам Н. В это время разработана новая иконография святого, основой к-рой стали гравюры и книжные иллюстрации. Возобновленный Кожеозерский мон-рь запечатлен на эстампе 1854 г. «Вид Кожеозерской Богоявленской общежительной обители» (СГИАПМЗ). На ней изображены деревянные постройки, не сохранившиеся до наших дней. Представлен вид обители с высоты птичьего полета: мон-рь, расположенный на полуострове, обнесен деревянной оградой с въездными воротами и надвратной церковью. В центре ансамбля - Богоявленская и Благовещенская церкви; перед ними - высокий деревянный поклонный крест. Все остальные строения монастыря размещены по периметру ансамбля и примыкают к деревянной ограде. Н. представлен в рост, слева от мон-ря, обеими руками он поддерживает на плате Владимирский образ Божией Матери. Вверху, на облаках, ангелы поддерживают образ Богоявления - напоминание о посвящении главного храма мон-ря. Под изображением - текст: «Ценсоръ Архимандритъ Кирилъ… въ С.-Петербургѣ 1854 года». В нижней части листа в 2 столбца написаны тропарь и кондак Н.; под тропарем: «Изданiе Отъ Обители Кожеозерской Архангельск. Г. Он[е]жскаго Уѣзда».
Важная иконографическая деталь - Владимирская икона Божией Матери в руках святого - напрямую связана с его Житием: митр. Пафнутий в Крутицах благословил Н. отправиться на Север, дав ему Владимирский образ Богоматери, с к-рым Н. пришел в Кожеозерский мон-рь. Икона считалась чудотворной, от нее известны чудеса, в т. ч. она дважды спасала обитель от пожара. В описи Кожеозерской пуст. 1842 г. в алтаре Никольской ц. упомянут «образ Богоматери, на нем венец и оклад сребренные - сия икона по поверке оказалась та самая, что внесена по успении Преподобнаго Отца Никодима чудотворца, упоминаемая в его Житии» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 3 об.). В нач. ХХ в. Владимирская икона Божией Матери стояла в Успенской ц. мон-ря за правым клиросом. В 1908 г. для иконы «иждивением Лидии Михайловны Энгель из Москвы сооружена сребропозлащенная с эмалью риза 84 пробы весом 8 фун. 11 золотников» (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 48. Л. 3 об.). Среди монастырских древностей была также песцовая шуба, описанная в Житии Н., подаренная в 1639 г. святейшим патриархом Иоасафом: «…шубу под крышей добру зело, благословения ради» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 35).
В архангельской типолитографии В. А. Черепанова в 1884 г. напечатана литография «Прп. Никодим, Кожеозерский чудотворец» (использована как иллюстрация к кн.: Таушев. 1884). На литографии святой представлен в рост, как и на эстампе 1854 г., но без панорамы мон-ря. В правом верхнем углу - 2 ангела на облаках поддерживают образ Богоявления Господня. Фигура Н. помещена на фоне одноглавого храма с примыкающей колокольней. Эта иллюстрация воспроизведена и в книге иером. Никодима (Кононова) «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии» (1894. С. 4, 8-9). В издании также помещена иллюстрация в полный разворот, на к-рой изображена панорама обители с многочисленными постройками. Вверху, в центре - образ Богоявления, ему предстоят на облаках коленопреклоненные Богородица (слева) и Н. с образом Божией Матери в руках.
Произведения печатной графики стали основой поздней иконографии Н. В Житиях святых, собранных Филаретом, архиеп. Черниговским, с изображением святых и праздников акад. Ф. Г. Солнцева (Филарет (Гумилевский). РСв. 1892. Янв.-апр. С. 38) Н. показан в рост, в мантии и схиме; левой, скрытой под мантией рукой, держит образ Богоматери Владимирской, правой рукой поддерживает его сверху. В 1902 г. в С.-Петербурге напечатана листовка в один разворот - «благословение» Кожеозерской пуст. (выходные данные: «От Санкт-Петербургскаго Духовного цензурного комитета печать дозволяется СПб, 24 мая 1902 г. Цензор иеромонах Филарет. СПб, Синодальная типография 1902» - РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 83. Л. 22-23 об.). На лицевой стороне - печатное поясное изображение Н. с Владимирской иконой Божией Матери в руках. У него седые длинные борода и волосы, на голове - куколь; надпись: «С. П. Никодим Кожеозерс. Ч.». К листовке приложены: тропарь, глас 8-й; кондак, глас 2-й; молитва Н.
В кон. ХIХ - нач. ХХ в. Кожеозерский мон-рь закупал небольшие иконы для подношения вкладчикам и раздачи богомольцам у торговых людей Архангельска, а также у иконописцев Владимирской губ. в с. Холуй (у Зверева) и Палех (у Н. М. Софонова). Среди них были как дешевые маленькие иконы от 2 вершков (ок. 9 см) высотой, так и более дорогие пядничные образы, украшенные чеканкой по левкасу и золочением. Приходо-расходные книги мон-ря изобилуют сведениями о почтовой рассылке образов Н. дарителям и вкладчикам. Один из вариантов «раздаточных» икон предполагал использование в качестве образца литографии Черепанова. Так, на иконе «Прп. Никодим Кожеозерский» кон. XIX - нач. ХХ в. (СГИАПМЗ) святой изображен в рост, в развороте вправо, одет в мантию и схиму, возле груди на плате держит Владимирскую икону Божией Матери; в правом верхнем углу - образ Богоявления, к-рый поддерживают ангелы (см. также икону кон. XIX в. из собрания А. В. Ренжина со штампом Кожеозерского мон-ря на обороте, «освящен на раке» - Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст. в КБМЗ 25 июня - 15 авг. 2016. Кириллов, 2017. С 338-339. Кат. 125).
Наиболее распространенный вариант недорогих икон - поясное изображение Н. с образом Божией Матери в руках. Святой показан фронтально или в небольшом развороте. Именно такая икона в наст. время хранится в Кожеозерском мон-ре. Этот иконографический извод был самым популярным в кон. ХIХ - нач. ХХ в. (варианты икон в собрании ЦМиАР, в частных собраниях). Подобные иконы известны и в технике литографии: Кожеозерский мон-рь заказывал у Е. И. Фесенко и Н. Плющеева в Одессе хромолитографии небольшого размера с поясным изображением Н. (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 44, 46; см.: Мардинская старина: Кат. выст. Онега, 1994. С. 34. Кат. 84; 1912 г.). Там же печатались хромолитографии с фигурой Н. на фоне храма (1912, СГИАПМЗ).
Прп. Никодим Кожеозерский среди Архангелогородских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры)
Иконы Н. почитались в Кожеозерском мон-ре с XVII в. После смерти иеродиак. Афанасия в 1714 г. в его келье был взят образ Н. (Косцова А. С. Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. С. 110). Согласно описи Кожеозерской пуст. за 1842 г., в деревянной Благовещенской ц. за правым клиросом стоял образ Н.- «большой, писан на полотне» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 3).
В главной описи мон-ря 1862 г. упоминается ц. Богоявления с Благовещенским и Никольским приделами, построенная в 1855 г. на месте сгоревшей. В Благовещенском храме для местного ряда в 1852 г. «монастырским иждивением» были написаны иконы: «Алексия Митропилита Московского, с преподобным Никодимом Кожеозерским», «Ионы и Филиппа Митрополита Московских», на стене этого храма располагалась «средней меры икона Святителя Николая Чудотворца с преподобным Никодимом Кожеозерским, уставленная в большом киоте с двумя колонами и резьбою позолоченными… икона осталась от прежняго монастыря» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 8, 8 об.). Свт. Алексий неслучайно изображен вместе с Н.: согласно Житию последнего, он явился кожеозерскому подвижнику с предсказанием кончины. Появлению образа свт. Николая рядом с изображением Н. также есть объяснение: древнюю Богоявленскую ц. Кожеозерского мон-ря переименовали, согласно описи 1842 г., переосвятили в Благовещенскую с Никольским приделом и, следов., мощи Н. хранились в то время под спудом Никольской ц.
В главной описи имущества, составленной в 1889 г. после возведения новых храмов обители - каменного Успенского с приделами во имя Н. и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1864-1882) и деревянной однопрестольной ц. Богоявления (1887-1889), содержатся сведения о неск. образах Н. В иконостасе Успенского храма была икона «живописная на полотне Никодима Кожеозерского чудотворца и Никодима Киево-Печерского чудотворца», в 1-м ярусе того же храма - икона Н. «живописная на дереве». В Богоявленской ц. находился образ «Явление святителя Алексия Митрополита Московскаго с Преподобным Дионисием Архимандритом, св. Троицкой Лавры Сергиевской, преподобному Никодиму Кожеозерскому чудотворцу, верх полукруглый, выш. 1 арш. 13 верш., шир 11 верш.». В обители упоминается хоругвь «светломалиноваго плиса, шитая желтым глазетом» с изображением Богоявления и Н.; она была заказана в 1886 г. в С.-Петербурге и приобретена у Минодоры Васильевой (ГААО. Ф. 29. Оп. 36. Д. 178. Л. 22, 33 об., 48 об., 61 об.- 62, 103).
Поскольку деревянные церкви на месте погребения Н. неоднократно горели и возобновлялись с новыми названиями (Богоявленская, Никольская, Благовещенская), с сер. XVIII в. в мон-ре над мощами святого были последовательно устроены 3 раки, каждая - после пожара храма. Согласно описи мон-ря, составленной в 1842 г., в деревянной 2-престольной Благовещенской ц. с Никольским приделом (в прошлом - Богоявленской ц., построенной в 1752) «за правым клиросом образ Богоявления Господня, на нем шесть венцов сребреных… пред тем образом рака Преподобнаго Никодима Кожеозерскаго Чудотворца из латуни меди, в ней образ преподобнаго, на нем венец и цата сребреные чеканные, покров на раки объяри белой, кругом обложен крашениной синей, крест на нем осьмиконечный, кружева сребряннаго, кругом оная рака обнесена решеткою… на западной стене противу раки висит шуба ветхая Преподобнаго Никодима такождо и Каптирь (клобук.- Авт.) его» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 5).
В главной описи церковного и ризничного имущества Богоявленской Кожеозерской общежительной обители за 1862 г. указана новая рака: «В той же Богоявленской церкви при иконостасе в южной стороне над почивающими под спудом мощами Преподобнаго Никодима, поставлена рака деревянная, украшенная резьбою, под балдахином на четырех колоннах, с резьбою, вызолоченным, как и вся рака, на полимент, с занавесою из шелковой красной материи, обложенною по краям узкою бахромою, с шнуром и восьми кисточками золотыми; а на поверхности раки изображен живописью лежащим умершим угодник Божий, и на том изображении наложены серебряный оклад, и серебряный позолоченный венец, украшенный стразами, в коих весу десять фунтов. Рака с украшением пожертвована в 1855 году Ржевским купцом Евграфом Бересневым, а серебряный оклад на образ и венец пожертвованы Онежскаго уезда селения Прилука крестьянином Иваном Можайцевым» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 12). В «Описании Кожеозерской пустыни (в Архангельской губернии) от ее основания до настоящего времени» игум. Митрофана (Правоторова) (Архангельск, 1881. С. 36) отмечено, что эта гробница была «с изображением чудес по бокам».
В деревянной однопрестольной ц. Богоявления, построенной в обители в 1887-1889 гг., «при иконостасе с южной стороны поставлена рака деревянная, выш. 1 арш., длин. 2 арш. 14 верш., шир. 1 арш. 2 верш., украшенная резьбою, вызолоченною по полименту, на раке с одной стороны - изображение преподобнаго Никодима Кожеозерскаго Чудотворца, молящагося на коленах, круглое в диаметре 8 вершков; а с другой стороны вырезан текст о явлении митрополита Московского Алексея с преподобным Дионисием преподобному Никодиму Кожеозерскому чудотворцу с извещением скораго преставления; в средней же части в кругу, диаметр котораго 8 верш., вырезано год, месяц и день преставления… На поверхности раки икона Преподобнаго Никодима Кожеозерскаго чудотворца, живописная, на дереве (шир. 14 верш., длин. 2 арш. 9 верш.), а вверху ея в горизонтальном положении икона в балдахине благословляющего Спасителя живописная… устроена в 1888 г.» (ГААО. Ф. 29. Оп. 36. Д. 178. Л. 68). В мон-ре была 2-я рака Н., стоявшая в пещерке над могилой святого, находящейся под ц. Богоявления. Описание раки составлено в 1902 г. членом Архангельской духовной консистории свящ. Михаилом Поповым: «Главная святыня обители - мощи пр. Никодима. Оне обретены нетленными в 1695 г. и находятся под спудом в особой пристройке к деревянному храму Богоявления с южной стороны. В это помещение ведет небольшая лестница. Здесь стоит гробница на каменном полу, под которым и сокрыты св. мощи. Всегда теплится здесь неугасимая лампада. Между тем в каждом храме монастыря имеется гробница с изображением Пр. Никодима, и думалось мне, а простой народ и не сомневается, что здесь и есть св. мощи» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 329. Л. 122).
Период расцвета мон-ря связан с именем архим. Питирима (возглавлял обитель в 1885-1903), при котором была построена новая дорога, соединившая оз. Коже с Онежским трактом, благодаря чему открылась возможность для паломничества в мон-рь, были возведены каменная и деревянная гостиницы для богомольцев и трудников. К этому времени относится икона «Прп. Никодим Кожеозерский» под серебряным окладом, происходящая из Онежского р-на (ныне хранится в соборе прор. Илии в Архангельске). На окладе - клеймо московского серебряного мастера А. Гудкова (оклад цельный, с отверстиями для лика и кистей рук). На нижнем поле оклада - надпись: «Риза сiя сооружена усердiем крестьянина деревни Фехтальмы Михаила Ивановича Кузьминскаго 6го Мая 1895 года». Святой представлен фронтально, правая рука прижата к груди, в опущенной левой - четки.
Образ Н. известен в монументальной живописи XIX - нач. XX в., напр. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В 1901-1903 гг. в каменной Успенской ц. Кожеозерского мон-ря крестьянами Селецкой вол. Холмогорского у., отцом и сыном Томиловыми, расписаны стены. В приделе Н. они подрядились написать сцены жизни святого: на потолке «в молитвенной позе изобразить Никодима Кожеозерского, у правого клироса на стене изобразить Явление преподобному Никодиму Кожеозерскому святителя Алексия митрополита Московского с архимандритом Дионисием, келарем Троице-Сергиевой лавры; на той же южной стороне стены изобразить двух ангелов, держащих икону Богоявления Господня на руках, а под ними на коленях преподобного Никодима Кожеозерского Чудотворца, принимающего благословение от митрополита Пафнутия и который вручает св. Никодиму икону Владимирской Богоматери; противоположно с этой картиной в колонне изобразить Чудо преподобного Никодима, который спасает юношу-пастуха, заблудившегося в лесу; с лицевой стороны колонны к алтарю - Чудо спасения в море крестьян от потопления; против западной стены на колонне - исцеление расслабленного от болезни и где прп. Никодим явился вместе с строителем Серапионом; на западной стене собора, в приделе преподобного - изобразить Успение угодника Божия Никодима Кожеозерского чудотворца» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1657. Л. 6 об., 12, 22). В 1908 г. при вновь построенной каменной трапезной Кожеозерского мон-ря освящена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского. Храм был расписан: на стене алтаря изображен Н. с Владимирской иконой Божией Матери в руках (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 48. Л. 4). Росписи не сохранились, в мон-ре есть лишь фрагментарные остатки живописи. Изображение Н. в паре с прп. Трифоном Печенгским помещено в стенописи 1912 г. (в технике масляной живописи) на одном из столбов верхнего храма Петропавловской ц. Заостровского прихода Архангельского у. Святой изображен в рост, руками поддерживает снизу Владимирский образ Божией Матери. Иконография традиционная: старец с длинной седой бородой в коричневой мантии и синей схиме, голова покрыта куколем. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин написал в технике фрески поясной образ Н. в Успенской ц. Архангельска. Н. изображен со свитком в руках (левая закрыта мантией), на островерхом куколе - Голгофский крест; надпись: «Прпд Нïкодïмъ Кожеезерскïй».
В иконописи XX в. образ Н. вводился в иконографию «Все святые, в земле Русской просиявшие» в иконописных работах мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), в их подготовительных эскизах с изображением Архангелогородских чудотворцев (альбом кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание; см.: Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 95-96, 100). Рисунок Н. в рост со свитком в руке исполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 276).
После возрождения Кожеозерского Богоявленского мон-ря по инициативе настоятеля иером. Михея (Разинькова) в 1999 г. издана кн. «Пустынники Русского Севера» (Серг. П., 2015), в к-рой содержатся краткие сведения о мон-ре, а также Житие, канон и молитва Н. В книге 18 иллюстраций, выполненных худож. Т. Шамота (Северодвинск). Среди них - сцены Жития Н.: «Прп. Никодим на берегу реки, окруженный стадом оленей», «Явление прп. Никодиму свт. Алексия, митр. Московского, и прп. Дионисия Радонежского», «Моление прп. Никодима во время половодья», «Молитва прп. Никодима в земляной яме», «Спасение заблудившегося в лесу отрока», «Преставление прп. Никодима» и др.
Т. М. Кольцова