День памяти Преподобного Михаила Малеина, игумена

МИХАИЛ МАЛЕИН

Преподобные Феодор Сикеот, Кир, Георгий Хозевит и Михаил Малеин. 
[Греч. Μιχαὴλ ὁ Μαλεΐνος] (894, фема Харсиан, М. Азия - 12.07.961, мон-рь на горе Кимин, Вифиния), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св. Афанасия Афонского. Единственным надежным источником сведений о жизни М. М. служит его пространное Житие, составленное его учеником мон. Феофаном. Он сопровождал М. М. 40 лет и создал Житие в лавре на горе Кимин (Вифиния) вскоре после кончины святого (BHG, N 1295; Petit. 1902), вероятно, в период правления имп. Никифора II Фоки (963-969). Житие содержит не только историю подвижничества М. М., но и ряд важных сведений о политической ситуации Византии X в., о культуре военной аристократии той эпохи.

Мирское имя М. М. Мануил. Он род. в знатной зажиточной семье Евдокима и Анастасо (᾿Αναστασώ) Малеинов, принадлежавшей к визант. анатолийской военной аристократии. У Продолжателя Феофана (Theoph. Contin. Chron. 438) упоминается некий Мелелеин (Μαλελεϊνὸς). Если фамилия Малеин образовалась из Малелеин путем гаплологии, можно предполагать ее сирийское происхождение (ср. прозвище известного хрониста Иоанна Малалы - сир. Ритор). Родственники М. М. в неск. поколениях носили титул патрикия. Дед М. М. по отцу Евстафий, согласно Житию, был широко известен среди патрикиев и стратилатов; дед по матери Адралест занимал пост стратилата Анатолии (визант. фемы Анатолик) (ODB. Vol. 2. P. 1276). Родители М. М. долгое время были бездетны и молились о чадородии в храме Пресв. Богородицы в местечке Кука. Явившаяся во сне настоятелю храма свящ. Мефодию Божия Матерь держала в руках 4 мафория и 3 судария и приказала передать их Анастасо. Она предсказала женщине рождение детей с условием, что позднее один из судариев должен быть возвращен Ей (Petit. 1902. P. 551-552). В семье родились трое детей: сыновья Мануил и Константин и дочь (ее имя неизв.); она вышла замуж за полководца Варду Фоку и родила сыновей Константина, Льва и Никифора (впосл. император). Т. о., М. М. приходился дядей имп. Никифору II, к-рый был рожден в 912 г., когда М. М. принял монашество. Большое внимание к аскетическим подвигам М. М. и само создание его Жития были связаны именно с этим родством семьи Малеинов с Фокадами. Тесные связи М. М. с домом Фокадов подтверждаются и упоминанием в «Истории» Льва Диакона (кон. X в.) о том, что имп. Никифор II осенью 969 г., после предсказания о своей скорой смерти, укрывался по ночам мантией М. М. (Leo Diac. Hist. P. 83).

Мануил начал свою карьеру в К-поле при дворе имп. Льва VI Мудрого (886-912), ок. 909 г. получил чин спафарокандидата и в дальнейшем мог рассчитывать на выгодный брак и блестящую карьеру военного или политика. Родители уже начали подыскивать для Мануила невесту из благородных семей. Однако, согласно Житию, большое впечатление на Мануила произвела смерть имп. Льва VI (11 мая 912), свидетелем к-рой он стал. Мануил убедился в тщетности мирского удела любого человека, даже императора. Размышляя об этом, он раскрыл Псалтирь и прочел стих: «На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»» (Пс 10. 1). Наконец Мануил принял решение оставить столицу и под предлогом поездки на родину в сопровождении слуг отправился искать место для уединения. Он прибыл в местность на р. Галл близ горы Кимин (юго-зап. районы Вифинии), отослал к отцу большинство своих приближенных и отправился в с. Керсина у подножия горы. Там он нашел небольшую общину отшельников (лавру), которую возглавлял мон. Иоанн Элатит, и поселился рядом с ними. Мануил опасался, что его слуги донесут отцу весть о его поступке, и умолял мон. Иоанна совершить постриг и принять его в общину иноков. На 4-й день пребывания в мон-ре Мануил был пострижен с именем Михаил. В Житии большое внимание уделяется отношениям М. М. с семьей после его ухода в мон-рь. Весть о решении М. М. потрясла его семью и домочадцев. Евдоким кричал в исступлении, что лишился опоры дома в старости; Анастасо, услышав весть, упала и лежала как мертвая, а очнувшись, стала рвать на себе волосы. Евдоким приказал высечь слуг М. М. за то, что они не забрали его из мон-ря силой; затем, собрав свою дружину, отправился за сыном. Он осыпал упреками мон. Иоанна за безрассудное пострижение его юного, неразумного сына; узнав, что игумен постриг М. М. по его горячему желанию, Евдоким забрал сына домой. Появление М. М. дома в черных монашеских одеждах стало новым потрясением для семьи. Родители уговаривали его надеть светские одежды; получив отказ, не решались переодеть его насильно, т. к. были благочестивы и богобоязненны. Через нек-рое время, видя тщетность своих усилий, они с гневом прогнали сына, и М. М. вернулся в мон-рь.

В течение 2 лет (ок. 913-915) М. М. исполнял в мон-ре должность трапезита (повара), затем принял схиму. Его вновь посетил отец, но на этот раз он встретился с М. М. с радостью и сокрушенным сердцем и благословил его на монашеский подвиг. Отец просил М. М. ревностно служить Господу Богу, Которого М. М. возлюбил более родных и жизни в миру. Вскоре Евдоким скончался, и М. М. был на похоронах отца; мать разделила имение между детьми. М. М. освободил своих слуг и раздал им движимое имущество, доставшееся ему, земельные же владения и дома передал брату Константину, а вырученные деньги вложил в мон-рь. Мать М. М. приняла монашество и прожила еще долгое время.

Ок. 918 г. М. М. решил искать еще более уединенного места и с благословения мон. Иоанна поселился в скале за пределами мон-ря, где проводил 5 дней в неделю, питаясь раз в сутки, и возвращался в монастырь по субботам и воскресеньям. Через 4 года вдвоем с родственником мон. Агапием М. М. покинул Кимин и переселился в хижину у оз. Ксиролимни (Сухое озеро) близ г. Пруса (ныне Бурса, Турция). Оставив своего спутника, он ушел на некую скалу, где жил в одиночестве и молчании (Petit. 1902. P. 558-559). Аскетические подвиги М. М. постепенно стали широко известны; к нему приходило все больше мирян-паломников, а возле скалы образовался монастырь более чем из 50 учеников М. М. Ок. 925 г., по-прежнему взыскуя уединения, М. М. оставил монастырь Ксиролимни на попечение мон. Агапия и c немногими учениками вновь отправился на гору Кимин, где нашел новое удобное место и принялся за строительство лавры. Монастырский храм он посвятил Пресв. Богородице (Ibid. P. 559-560). В последующие годы новая лавра на Кимине превратилась в один из наиболее крупных визант. мон-рей. Ок. 930 г. М. М., после изучения Свящ. Писания и творений отцов Церкви, был рукоположен во пресвитера (Ibid. P. 561-562).

На протяжении большей части жизни М. М. не прекращал отношений с родственниками, неоднократно посещал К-поль по приглашению имп. Константина VII Багрянородного и Никифора Фоки. Лавру М. М. посещали Никифор и Лев Фоки. Ок. 953 г. в столице М. М. познакомился с ученым мужем Авраамием из Трапезунда и вскоре постриг его в мон-ре с именем Афанасий (см. ст. Афанасий Афонский). О св. Афанасии Афонском в Житии М. М. нет упоминаний. Однако из Житий прп. Афанасия известно, что М. М. в последние годы жизни стал его учителем. Выдающаяся роль М. М. в становлении характера и подвижнической жизни прп. Афанасия была широко известна и подчеркивалась визант. авторами Житий святых Св. Горы Афон и позднейшими историками Афона. В 958/9 г., опасаясь, что М. М. завещает ему быть настоятелем лавры Кимина, прп. Афанасий покинул лавру и переселился на Афон. М. М. скончался после 50 лет подвижнической жизни в 961 г.

Занимаясь в течение мн. лет изучением святоотеческого предания, М. М. составил типикон для своего мон-ря. Это сочинение утрачено, но отчасти косвенно о его содержании позволяет судить трактат родственника М. М., игумена лавры Кимина в XI в., Василия Малеина «Об аскетическом образе» (Περὶ ἀσκητικῆς ὑποτυπώσεως; Petit. 1902. P. 595-603). В монастыре при М. М. действовал скрипторий, где перепиской книг занимались его ученики, в т. ч. прп. Афанасий Афонский и автор Жития М. М. Феофан.

В Житии М. М. аскетический образ жизни святого описывается относительно кратко, без уникальных подробностей, но неоднократно подчеркивается, что в уединении М. М. постоянно читал книги и изучал Свящ. Предание. Относительно мало внимания уделено чудесам святого, в тексте упомянуто лишь, как М. М. изгонял диавола, вселившегося в его послушника Кириака, спасал монаха, задавленного деревом близ мон-ря, а также исцелял больных. М. М. обладал даром пророчества, однако все его предсказания носят политический характер. Так, М. М. предсказал поражение византийцев в войне с болгарами накануне битвы при Ахелое в 917 г. (Ibid. P. 563-564), предвидел упадок правящей семьи имп. Романа I Лакапина и воцарение Константина VII Багрянородного как единоличного императора (Ibid. P. 565-566).

Житие М. М., вероятно, относится к значительному кругу памятников византийской лит-ры X-XII вв., в к-рых нашло отражение развитие культуры военно-феодальной аристократии (эпос «Дигенис Акрит», сб. «Советы и рассказы» Кекавмена). Отличительными чертами этой социальной группы были относительный рост рационального восприятия мира, первостепенное внимание к семейной жизни и отношениям внутри фамилии или клана; церковное благочестие в виде постоянной поддержки монастырей и храмов сочеталось с активным участием в жизни гос-ва, с военной службой.

Местоположение горы Кимин точно не определено. Считается, что эту гору следует локализовать неподалеку от горного массива Олимп Вифинский. О монашестве на Кимине известно гл. обр. лишь из Жития М. М., хотя предполагается, что в сер. X-XI в. этот мон-рь занимал значительное место среди визант. обителей наряду с мон-рями Афона, Олимпа, Латроса, горы Галесион (Janin. 1975. P. 115-118).

Почитание в средние века
Житие М. М. известно в 5 греч. рукописях на Св. Горе Афон и в К-поле: 1. Ath. Laur. Δ. 79 (XIII в., пергамен; Fol. 136v - 148r) - сборник Житий святых, расположенных по дням памяти. 2. Ath. Cutl. 494 (бумага) - сборник Житий святых и панегириков им. 3. Halk. N 41 (XVI в., бумага; Fol. 153r - 168r) - сборник, подобный предыдущему; Житие М. М. помещено под 13 июля (вместо 12 июля). 4. Ath. Vatop. N 550 (1422 г.; пергамен; Fol. 238v - 258v) - описание дней памяти святых со 2 июля по 31 авг. 5. Ath. Ivir. N 594 (1498 г.; Fol. 302r - 324v). Все рукописи представляют одну редакцию Жития; различия между ними незначительны и сводятся во многом к ошибкам переписчиков. Почитание М. М. не получило широкого распространения в визант. эпоху, вероятно, в связи с упадком рода Фокадов после X в. Святой не упоминался в К-польском Синаксаре, хотя из Житий св. Афанасия Афонского (BHG, N 187-188) был хорошо известен как его учитель. Житие М. М. также не было известно в Зап. Европе до кон. XIX в.; болландисты знали лишь имя святого (ActaSS. Iun. III 303). Сокращенный вариант Жития М. М. был впервые издан в новогреч. сб. «Калокерини» в 1818 г. На его основании в 1896 г. архиеп. Сергий (Спасский) опубликовал брошюру с пересказом жития М. М.
И. Н. Попов
Память М. М. в славянской книжности
В слав. рукописном Прологе памяти М. М. нет (как и связанной с ним памяти прп. Афанасия Афонского, которой нет также в большинстве визант. Синаксарей), она отсутствует и в ВМЧ. Только в печатном Прологе (1-е издание мартовского полугодия - 1643 г.) под 12 июля появляется пространное Похвальное слово М. М. («Житие и подвиги»), по мнению архиеп. Сергия составленное при царе Михаиле Феодоровиче на основе Жития Афанасия Афонского (см.: Сергий (Спасский), архиеп. Прп. Михаил Малеин и 300-летие рождения… государя царя и вел. кн. Михаила Феодоровича 12 июля 1596-1896 г. Вязники, 1896. С. I-II). Оно содержит мало сведений о М. М., т. к. касается только его отношений с прп. Афанасием. При этом Киминская обитель, где подвизался святой, ошибочно причисляется к афонским мон-рям (в заголовке указано, что обитель находится на некой Малеонской горе, «вскрай» Афона, а ниже поясняется, что это в вост. части Афона).

В «Книге житий» свт. Димитрия Ростовского под 12 июля содержится краткое сказание о М. М., сведения для к-рого заимствованы, видимо, из печатного Пролога, из Жития прп. Афанасия Афонского (ссылка на него дана в тексте), а также, вероятно, из какого-то варианта краткого Жития М. М. (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 321-321 об.). Здесь повествуется о рождении М. М. по «обещанию», данному Пресв. Богородицей его матери (этого сюжета нет в печатном Прологе), его успехах в книжном учении и об уходе из мира, причем повторяются сведения Пролога о том, что он поселился на вост. окраине Афона («вскрай» Афона), где находится Киминская обитель на горе Малеон. Там М. М. начал свои иноческие подвиги, а впосл. стал игуменом обители. Принимая от братии роптания и хулу, он тем не менее заботился об их спасении. Будучи в К-поле по монастырским делам, он встретил юношу Авраамия (впосл. прп. Афанасий Афонский), к-рого вскоре постриг в своем монастыре. Богоугодно прожив жизнь, М. М. отошел к Богу в глубокой старости. Прозвище Малеин свт. Димитрий Ростовский связывает с горой Малеон, на к-рой якобы подвизался святой. Эта ассоциация подтверждается памятью прп. Фомы под 7 июля, поселившегося на горе Малея или Малеон (точное местонахождение неизв.), свт. Димитрий Ростовский тоже именует его Малеин.

В Житии прп. Афанасия Афонского под 5 июля сообщается, что М. М. пришел в К-поль «из Кименского, что подле Афонской горы, монастыря» (Там же. Л. 243 об.). Возможно, это указание принадлежит свт. Димитрию, т. к. в славянском и греческом Житиях прп. Афанасия точное нахождение мон-ря не указано.

Редакторы «Книги житий» свт. Димитрия Ростовского заменили текст Жития М. М. другим, в к-ром дали верные исторические сведения о М. М.: после смерти имп. Льва VI Мудрого М. М. ушел в пределы Вифинские, на гору Киминскую, где был пострижен старцем Иоанном Еладитом (греч. Элатит); после великих подвигов иноческой жизни М. М. основал лавру на горе Киминской, близ р. Галл, на юго-западе Вифинии; Малеином святой называется по родовой фамилии (ЖСв. Июль. С. 326-327).
Л. В. Прокопенко
Мощи М. М. в Древней Руси и России
Появление мощей М. М. и распространение его почитания в России были тесно связаны с тем, что в честь святого был крещен 1-й царь из династии Романовых - Михаил Феодорович (1613-1645). Появилась необходимость создания иконографии преподобного для храмовых и личных икон. Из описей царского дворца известны иконы М. М., с клеймами его деяний или вместе с др. святыми - небесными покровителями семьи царя Михаила. В Образной палате находились 2 иконы «преподобныя Евдокии, да Михаила Малеина, да Алексия, человека Божия, да царевны Ирины» (Успенский. 1903. С. 12, 13, 36).

В 1627 г. от К-польского патриарха Кирилла I Лукариса были принесены в дар царю Михаилу Феодоровичу мощи М. М.- его небесного покровителя. Это была часть кости в серебряной золоченой оправе (не сохр.) с греч. надписью. «На мощи» был сделан целый ряд драгоценных ковчегов разного размера и назначения. Самый крупный был изготовлен, судя по надписи на нем, между 21 февр. и 24 июня 1628 г. и помещен в царский домовый храм - Благовещенский собор. Это серебряный ковчег (25,2×13,1×7,3 см) с литым и чеканным изображением святого на крышке. Преподобный облачен в монашеские ризы, он благословляет правой поднятой рукой, в левой держит посох и свиток. Создание такого ковчега для царского храма «на сенях» продолжило традицию, начатую при царях Феодоре Иоанновиче и Борисе Феодоровиче Годунове. Мощи были переданы в 2007 г. РПЦ и помещены в ковчег-копию (ныне в храме Христа Спасителя).

Возможно, часть от этих мощей М. М. была положена в золотую панагию, богато украшенную резными орнаментами и чернью, драгоценными камнями и крупными жемчужинами; она упомянута в Описи Образной палаты в царском дворце 1669 г. Ее особенностями были лицевое украшение - резное изображение М. М., а также перечень вложений-мощей (Успенский. 1903. С. 40; не сохр.). Создание подобной лицевой панагии с образом святого, соименного монарху, продолжало традицию, заложенную 1-м царем, Иоанном Васильевичем Грозным, для к-рого создавали такие панагии (сохр. в ГММК). Поскольку в описи царской казны на Казенном дворе 1640 г. панагия с образом М. М. не упоминается, можно предположить, что она была создана позднее или являлась личной святыней царя Михаила Феодоровича и находилась при нем. В числе книг, хранившихся в дворцовой Образной палате, упоминается книга «стихиры и канон» М. М. (Там же. С. 65).

Мощи М. М. были вложены в крупные монументальные ковчеги, напр. в Кийский крест (1656), и в небольшие, напр. в серебряный золоченый складень-мощевик работы московского мастера А. А. Жданова (1720, ГММК) с отверстиями-квадрифолиями на центральной створке и поясными изображениями святых в молении на боковых створках; в крышку раки св. Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры (XIX в.). Сохранилось большое число служебных крестов, как правило серебряных с позолотой, содержащих мощи М. М., напр. почитаемый Виленский крест (мощи вложены в кон. XVII в., МИХМ - см.: Сухова. 2003. С. 176); крест 1-й трети XVIII в. московской работы (мощи утрачены; ГММК); напрестольный крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ.; крест (кон. XVII - нач. XVIII в.; ВГИАХМЗ), возможно, московской работы из серебра, с позолотой, со сканью и с эмалью; крест напрестольный (воздвизальный?) с крестовидными окончаниями ветвей (нач. XVIII в., ГММК; на обороте одной из его пластин вырезаны тропарь Кресту и молитва за Отечество с подписью: «Благоверному царю нашему Петру»). Часть мощей М. М. входит в число вложений, заключенных в напрестольный крест - святыню московской ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве; мощи М. М. находятся и в др. крестах.

Крещение во имя М. М. встречалось и в др. знатных семьях Др. Руси. По сведениям Вкладной и кормовой книги московского Симонова монастыря, в 7129 (1620/21) г. кн. Ф. И. Мстиславский вложил по своем прадеде, кн. М. И. Мстиславском, недвижимость и ряд икон в окладах, в т. ч. образ М. М. (РНБ. F.IV.348. Л. 24).

Храмы в России с главным престолом, посвященным М. М. как св. покровителю родоначальника династии, большей частью были возведены в честь 300-летия дома Романовых: в Москве при Владычне-Покровской епархиальной общине милосердия (1913; архит. Л. В. Стеженский); в дер. Тимково Ногинского р-на Московской обл.- деревянный, старообрядческий (1912; архит. И. И. Струков); в С.-Петербурге святому посвящен один из приделов в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1911-1914; архит. С. С. Кричинский); в Вильнюсе (Литва) - с престолами во имя св. Константина царя и М. М. (1911-1913). Во имя М. М. как небесного покровителя др. храмоздателей были возведены церковь в Троицком Островоезерском монастыре близ Ворсмы Нижегородской обл. (1698); Вознесенская ц. (некогда во имя М. М.) в Соликамске (по заказу М. Ф. Турчанинова, 1731-1734).

Придельные престолы были устроены в соборах и монастырских храмах Московского Кремля, судя по ладанным книгам XVII в., как престолы во имя «государева ангела» с 1613 г.: в Благовещенском соборе («в верху»); при Вознесенском соборе Вознесенского жен. монастыря; в Знаменской ц. бывш. Знаменского мон-ря (на Варварке, между 1679 и 1684). Такие престолы «государева ангела» были в вологодской ц. в честь Благовещения (престол существовал уже в 1619, каменное здание с 1801; не сохр.); в Архангельском соборе г. Михайлова Рязанской обл. (с 1617); в Троицком соборе костромского Ипатиевского мон-ря (освящен после 1613); в Ризоположенском соборе костромского Анастасиина мон-ря; в древнем Богородице-Рождественском Михалицком мон-ре в Новгороде (ныне старообрядческая община поморского согласия); в Успенском соборе и надвратной церкви Адрианова Пошехонского мон-ря; в деревянной ц. св. Димитрия Угличского на воронежском посаде (не сохр.); в ц. Св. Троицы Макариева Желтоводского монастыря (с 1624); в Благовещенской ц. Макариева Унженского монастыря (1680); в Спасо-Преображенской ц. в Галиче (1774); придел в трапезной ц. Св. Троицы Троицкого скита Соловецкого мон-ря (освящен в 1621; здание cер. XIX в.); в Успенской ц. в Боровске (1826; не сохр.); в Никольской ц. в с. Никольском Краснинского р-на Липецкой обл. (в 1826 перестроена в камне); в ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в усадьбе Кораллово Одинцовского р-на Московской обл. (1803-1808; не сохр.); в Казанской ц. пос. Васильсурска Воротынского р-на Нижегородской обл. (1701-1708); в Покровском соборе в с. Наровчат Пензенской обл. (1756-1765, с перестройками XIX в.); в Казанской ц. в с. Ст. Чурилино Арского р-на Республики Татарстан (1830); в Успенской ц. в с. Бороздине Новомосковского р-на Тульской обл. (1822); в Ильинской ц. в с. Ильинское-Урусово Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл. (1798); в Никольской ц. в Ст. Коптеве в Москве (1907-1911).

Лит.: Переписная книга Московского Благовещенского собора, XVII в., по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского мон-ря. М., 1873. С. 22; Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в. // ЧОИДР. 1902. Т. 3. С. 1-92; Журавлева И. А. Об одной группе ковчегов-мощевиков кон. XVI - 1-й трети XVII в. // ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 391-412; Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг (опыт справочника-указателя) // Сакральная топография средневек. города: Сб. ст. М., 1998. С. 147, 148, 173, 175; Христианские реликвии в Московском Кремле: Кат. М., 2000. Кат. 35. С. 133-134; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. Кат. 158, 190. С. 203-205, 244-245; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея // Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2. С. 238, 242; Сухова О. А. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из г. Мурома // Там же. С. 164-180; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. Кат. 115. С. 320-322.
М. А. Маханько
Иконография
Преподобные Елеазар Анзерский и Михаил Малеин, с изображением Анзерского острова и скита. Гравюра Л. Зубкова. 1802 г. (РНБ)
Несмотря на то что Житие М. М. было известно в рукописном собрании афонских монастырей, по крайней мере в Лавре прп. Афанасия Афонского, а его печатный вариант в 1865 г. издали в Греции (Сергий (Спасский). 1896. С. I-II), изображение этого святого, по всей вероятности, не имело хождения даже на Афоне. Иконография М. М. представлена гл. обр. памятниками рус. происхождения, самые ранние из к-рых могут быть датированы периодом не ранее 1-й трети - 1-й четв. XVII в. Особая ситуация, сложившаяся с изображением М. М. и распространением его образов, связана с тем, что носителем имени этого святого по крещении стал первый рус. царь из династии Романовых, Михаил Феодорович (1596-1645).

До 2-й пол. XVII в. описание образа М. М. в иконописных подлинниках отсутствует. Более того, упоминание о святом под 12 июля чрезвычайно редко встречается и в русских месяцесловах, тем не менее оно известно в них с XV в. (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 381). Включение имени М. М. в список 1668 г. иконописного подлинника Новгородской редакции, принадлежавшего Г. Д. Филимонову (Филимонов. 1873. С. 34. Примеч. 2), было обусловлено активным процессом создания до того неизвестных изображений святого, в короткий период составивших свод разнообразных по иконографии памятников. В т. н. Филимоновском подлиннике сводной редакции XVIII в. дано уже достаточно подробное описание образа М. М. с уподоблением его облика облику свт. Афанасия Великого: «Подобием вельми стар, сед, власы аки Афанасия великаго, [борода] наконец раздвоилась на два косма, ризы преподобническия, ряска вохряная, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, приими душу мою с миром, избави ся от воздушных мытарств»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 390). В списке Строгановского и Софийского подлинников (в редакции С. Т. Большакова) упоминание о М. М. отсутствует. В лицевых иконописных подлинниках изображение М. М. известно не ранее кон. XVII в. (ГИМ. Муз. № 4167. Л. 124 об., кон. XVII - нач. XVIII в.; атрибуция Ю. А. Грибова): борода длиннее средней, обеими руками держит свиток, мантия завязана узлом. В лицевой части Строгановского подлинника (кон. XVIII в.?) образ М. М. в отношении уподобления облика соответствует тексту т. н. Филимоновского подлинника, но преподобный показан держащим свернутый свиток в покровенной мантией левой руке, пальцы правой руки сложены двуперстно, ладонь обращена к себе (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 12 июля, 3-й); подобное изображение - в лицевом подлиннике XIX в. (ГИМ. Муз. № 2327, XIX в.; левый перевод).

Образ М. М. создавался на основе уже хорошо проработанных и осмысленных вариантов иконографии преподобных отцов. Сохранившиеся ранние изображения представляют святого единолично (фронтально или в 3/4-ном повороте, обращенным в молении к Спасителю или Божией Матери (в небесном сегменте)), в составе избранных святых, а также в коленопреклоненном молении пред Спасителем.

Уже в год восшествия на престол царя Михаила Феодоровича были освящены 2 престола во имя тезоименитого святого государя, что дает основание предполагать существование икон М. М. еще в 10-х гг. XVII в. По соизволению царя Михаила Феодоровича придел во имя М. М. был устроен вскоре после его венчания на царство в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме; «...иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом» ([Студицкий И. М., Черницын А. И., Баженов И.] Костромской Ипатьевский мон-рь. Кострома, 1913. С. 43). После возобновления собора (1650-1652), разрушенного взрывом пороха в 1649 г., была заново «с великим благолепием» устроена и придельная ц. во имя М. М. Вероятно, из этого придела происходила прославившаяся чудесами в XIX в. икона М. М., находившаяся в 1914 г. в древлехранилище Костромского церковно-исторического об-ва в Ипатиевском мон-ре (Баженов. 1914. С. 41).

В 1613 г. придел во имя М. М. был устроен в домовом храме русских царей - в Благовещенском соборе Московского Кремля, но сведений о его убранстве не сохранилось (Извеков. 1911. С. 57). Тем не менее в описи Благовещенского собора 1680 г. упоминается, что в 1614 г. иконописец Бажен Савин получил деньги за написание образа «Государева Ангела»; это самое раннее сохранившееся упоминание о создании иконы М. М. (ГММК ОРПГФ. Ф. 3. Д. 79. Л. 36; Журавлева. Ковчег для мощей. 2003. С. 115). Не вызывает сомнений и то, что неск. икон преподобного были в ц. во имя М. М. (в 1617 - деревянная, в 1634 - каменная; в 1627 - с приделом во имя мч. Феодора Пергийского) на территории кремлевского Вознесенского мон-ря; первоначальное убранство - царские дары - утрачено в 1737 г. во время Троицкого пожара (Скворцов. 1913. С. 150-151).

Вероятно, к ранним памятникам можно отнести икону М. М., находящуюся в наст. время в экспозиции Оружейной палаты Музеев Кремля (1-я пол. XVII в., под записью XVIII-XIX вв.; см.: Клевцова. 2006. С. 80. Ил. на с. 76). Она происходит из 2-го ряда надгробного иконостаса первых представителей рода Романовых в Архангельском соборе, сформированного из т. н. родимых, или мерных, икон, к-рые писали в меру роста новорожденных младенцев царского рода (самая ранняя - икона 1554 г. с образом прп. Иоанна Лествичника, тезоименитого святого сына вел. кн. Иоанна IV Грозного, царевича Иоанна (1554-1582)). Должны были быть веские основания, для того чтобы поместить в ряд родимых образов эту икону М. М., имеющую размер и формат, не соответствующие по объективным причинам мерной иконе (28,4´ 31,8 см.; вероятно, мерная икона Михаила Феодоровича, рожденного в боярской семье, не существовала). Сохранился драгоценный убор иконы, считающийся самым дорогим среди икон 3 рядов этого иконостаса (см: Лебедев. 1880. С. 179): золотой, чеканный, с гравировкой и чернением оклад украшен 3 изумрудами, 3 рубинами, 16 крупными сапфирами и жемчужной обнизью по абрису фигуры святого, по полям, нимбу и цате; такое убранство свидетельствует о значимости образа. М. М. изображен прямолично, в рост, на нем охристый хитон, коричневая мантия, сине-зеленая схима с куколем, к-рый лежит на плечах. Клиновидная борода с проседью доходит до середины груди, и, как указано в иконописном подлиннике, на конце разделяется на 2 «космы». Руки отведены в стороны, персты правой сложены для благословения, в левой держит развернутый свиток, в к-ром из-под оклада читаются лишь начальные буквы текста (возможно, вариант традиц. обращения основателя мон-ря к своей братии: «<Не с>к<орбите убо> бра<тия> мо<я>»). На обороте доски вырезана надпись: «Писалъ сей образъ Дiаконъ Лука Михайловъ» (Лебедев. 1880. С. 179), относящаяся ко времени поновления ряда икон Архангельского собора в 1774 г., о чем, например, оставлена надпись белилами на обороте иконы прп. Кирилла Белозерского, сделанная диак. Лукой Михайловым Глаголевским в 1774 г. (Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного. М., 2007. Кат. 79. С. 186; см. также: Клевцова. 2006. С. 80. Примеч. 43 на с. 86).

Данная иконография известна по неск. иконам с образом М. М. На находящейся в хранении ГММК иконе близкого формата (38×32 см), что определяет большое сходство с композицией иконы из Оружейной палаты, М. М. показан в рост, с тем же жестом рук, но стоящим на горке из лещадок (очевидно, указание на место подвижничества - гору Кимин); одинакова и характеристика ликов, вплоть до взгляда, направленного в сторону благодаря смещению зрачков вправо на данной иконе и влево на иконе из Оружейной палаты. На этой иконе борода у М. М. длинная, доходит почти до пояса, разделена на 2 пряди. В надписи на серебряном позолоченном окладе к имени святого добавлено более нигде не встречающееся определение «Великий»; нимб и цата украшены камнями, по абрису - жемчужная обнизь (см.: Васенко П. Г. Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича. СПб., 1913. Вклейка с фотографией С. М. Прокудина-Горского между с. 60 и 61; Клевцова. 2006. С. 80).

Между 1 сент. 1626 и 31 авг. 1627 г. в Москву рус. государю от патриарха К-польского Кирилла Лукариса была привезена вместе с мощами М. М. икона этого святого. В «Описи греческих старых лет делам в книгах 1509-1700 гг., учиненной Канцелярии советником Бантышом-Каменским», в грамоте от янв.-июля 7135 [1627] г. говорится, что «к Государю Царю города Ахиала монастыря Архистратига Михаила митрополит Христофор от Царьградского патриарха Кирилла привез святыню… (следует перечень мощей.- Авт.) …образ и мощи преподобного отца Михаила Малеина» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 11 (1626-1627); см.: Журавлева. Ковчег для мощей. 2003. С. 115. Примеч. 18 на с. 120). Есть все основания связывать упомянутый в документе образ с небольшой пядничной иконой, происходящей из летней резиденции царя Алексея Михайловича в с. Преображенском под Москвой и в наст. время находящейся в собрании ГЭ. Особенности живописи с превалирующей графичностью, нек-рые элементы облачения, свойственные вост. монашеству (тип куколя со свободным концом наметки, лежащей вокруг шеи, наличие аналава, тип застежки мантии; ср., напр., с поздневизантийской и поствизантийской иконографией прп. Антония Великого), надписи на греч. языке свидетельствуют о работе греческого иконописца. По иконографии образ тот же, что и на иконах-пядницах из ГММК: прямоличная ростовая фигура с отведенными в стороны руками, правой благословляет, левой опирается на игуменский посох и держит свиток. Типологически лик близок к изображению на иконе из Оружейной палаты, здесь та же специфическая особенность в виде разделенных прядей на конце бороды. По сторонам фигуры надпись имени, в свитке воспроизведен текст из Пс 117. 120: «ΑΥΤΗ Η ΠΥΛΗ ΤΟΥ ΚΥ<ΡΙΟΥ ΟΙ> ΔΙΚΕΙΟΙ ΣΕΛΕΥΣΟ''ΤΑΙ ΕΝ ΑΥΤΗ» (Это врата Господни, праведные войдут ими). Изображение на иконе послужило протографом для образа М. М. на крышке литого серебряного с золочением ковчега для мощей святого, изготовленной в 1628 г. (по атрибуции И. А. Журавлёвой, между 21 февр. и 24 июня 1628; ГММК; см.: Журавлева. 2003. С. 3). На следование греч. образцу указывают не только общая иконографическая схема, воспроизводящая специфические элементы в облачении, посох и свиток в руке, но и греч. надпись на свитке, в к-рой рус. мастером верно воспроизведена лишь 1-я часть текста, во 2-й допущены ошибки и нелогичные сокращения; подпись с именем святого вырезана в 2 клеймах на кириллице. Рельеф недостаточно пластичен, рисунок схематичный, выполнен с диспропорцией в верхней и нижней частях фигуры; грубая работа особенно заметна в передаче черт лика. Тем не менее практически все детали образца (кроме аналава) нашли отражение в изображении М. М. на ковчеге; это касается и бороды, к-рая значительно короче, но сохранила форму и деление на 2 пряди.

В 1627 г. было создано еще одно оригинальное «подношение» Михаилу Феодоровичу - гравюра в соч. «Лексикон Славенороссийский и имен толкование» иером. Памвы Берынды († 1632), изданном в 1627 г. в типографии Киево-Печерского монастыря. В состав украшения книги помимо скромных рамок, заставок, инициалов и т. п. входят всего 2 гравюры «с ликами», считающиеся работой самого иером. Памвы. В столбце 436 в рамке квадратного формата помещено небольшое поясное фронтальное изображение святого в мантии, схиме, с куколем на голове, с перекрестием аналава на груди, в левой руке просматривается свиток, перстосложение десницы неясно. В надписи на полях рамки указано имя святого с ошибкой в родовом прозвании и датой памяти: «Преподобный Мiхаилъ Мелеинъ. iуллiя, бi.»; в тексте при гравюре написание корректное - «Малеин». Это единственное в своем роде изображение М. М. с куколем на голове указывает на самостоятельное иконографическое творчество гравера. Важно отметить, что из носителей имени Михаил автор персонифицированно указал лишь арх. Михаила и М. М. Особое отношение иером. Памвы к выбору имени М. М., святого царя Михаила Феодоровича, подчеркивается тем, что 2-я иллюстрация в «Лексиконе…» помещена при имени небесного покровителя автора этого сочинения - прп. Памвы Великого (Стб. 442). Известно, что в янв. 1625 г. иером. Памва лично поднес царю Михаилу Феодоровичу изданные лаврой Беседы свт. Иоанна Златоуста на Деяния апостолов и на Послания апостолов «своего мастерства». На государя и патриарха Филарета книги произвели большое впечатление, и в дальнейшем «проложили путь лаврским изданиям на московский книжный рынок» (Коляда. 1964). Изданный через 2 года после визита в Москву «Лексикон…», итог 30-летнего труда иером. Памвы, был впервые им подписан с указанием в титулатуре звания «архитvпографъ цркве рwсскiа». Можно допустить, что свою книгу иером. Памва также был намерен представить государю. По крайней мере, во 2-м издании «Лексикона...», отпечатанном типографией Кутеинского монастыря в 1653 г., уже после смерти автора, обе гравюры и указанная титулатура отсутствуют, что лишь подчеркивает особое, очень личное отношение иером. Памвы к своему творению.

Вероятно, в период с 1626 по 1628 г. была создана икона М. М. для деисусного чина главного иконостаса собора в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря (ГММК; Сорокатый. 1999. С. 193-194; Толстая. 1979). Большого размера (213×63 см) образ преподобного замыкал деисусный ряд справа («В Апостольском поясе кроме Петра и Павла - три святителя: Василий Великий, Григорий Двоеслов и Иоанн Златоуст, два московских: Петр и Алексей, святитель Николай, Иоанн списатель Лествицы и, наконец, преподобный Михаил Малеин» - Мартынов, Снегирев. 1860. С. 95). По мнению В. А. Меняйло, выбор в качестве парного образу М. М. образа прп. Иоанна Лествичника носил программный характер, «подтверждая родство патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича с Рюриковичами» (через почитание вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой прп. Иоанна Лествичника и по отраженной в летописи формуле благословения вел. кн. Василия: «Сим святым животворящим крестом великий чюдотворец Петр митрополит благословил прародителя нашего, великого князя Ивана Даниловича, и всех иже от чресл его великих князей всеа Росии» (Меняйло. 2016)). В любом случае в Чудовом мон-ре существовал придел во имя прп. Иоанна Лествичника, а сама обитель была особо отмечена вниманием Михаила Феодоровича, к-рый крестил там всех своих детей (Забелин. 1902. С. 299; сохр. сведения об изображении в росписи собора небесных покровителей 3 детей и соименной святой царицы). На иконе М. М. представлен в молении, в 3/4-ном повороте вправо (т. е. одесную Спасителя), в традиц. монашеском облачении; куколь и мантия «оживлены» изображением по краю жемчужной обнизи; лично́е письмо тонкое и пластичное, образ цельный, оставляющий впечатление духовной наполненности (Клевцова. 2006. С. 79-80).

Из Архангельского собора Московского Кремля происходит икона с образом М. М., «тезоименного царю Михаилу Феодоровичу, лежащему под ее осенением», которая входила в надгробный комплекс икон (в 1-м ряду) над захоронениями первых Романовых (ГММК; см.: Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007. Кат. 46. С. 122-123 (описание: О. А. Цицинова)). По размеру (153×53 см) она соответствует иконам небесных покровителей рус. государей, каждая из которых (самая ранняя относится ко времени Иоанна IV Грозного, сер.- 2-я пол. XVI в., поздняя - Петра и Иоанна Алексеевичей, 1682/83; см.: Царский храм. М., 2003. С 51, 138-139, 148-149) представляла собой патрональный образ правителя, сначала стоявший в иконостасе Благовещенского собора напротив царского моленного места, а по смерти государя переносимый в Архангельский собор. Опись Благовещенского собора 1634 г., отражающая изменения в убранстве храма, «возобновленного» при Михаиле Феодоровиче, не сохранилась (вошла в опись 1680). К сделанной на основании стилистического анализа датировке В. М. Сорокатого - 30-е гг.- нач. 40-х гг. XVII в. (до 1645) (Сорокатый. 1977. С. 407) - Цицинова предложила уточнение по ранней границе. Так, на основании сходства живописных приемов иконы М. М. и надгробных образов сыновей Михаила Феодоровича - «Св. Иоанн Белоградский и царевич Иоанн Михайлович» и «Св. Василий Анкирский и царевич Василий Михайлович» (обе ГММК) из того же комплекса икон - исследователь сделала вывод, что они были написаны в 1639 г. иконописцем (или иконописцами) из круга лучших мастеров Оружейной палаты (Цицинова. 2006. С. 138-140). Однако не исключена и более ранняя дата заказа царем патрональной иконы, чем скорбный 1639-й - год кончины двух его сыновей. Так, по мнению Журавлёвой, эта икона могла быть создана в 1637 г. для Верхоспасского собора Теремного дворца, ставшего в этот период домовым храмом рус. царей (Журавлева. 2003. С. 116). Ростовая фигура святого дана в 3/4-ном повороте влево, лик с правильными чертами тонкого письма, словно светящийся изнутри благодаря вохрению золотистой охрой и мягко растушеванным от центра высветлениям, обращен к благословляющей из небесного сегмента деснице Божией, клиновидная борода до середины груди, руки в молении; М. М. облачен в охристый хитон, темную мантию, в схиме, куколь на плечах (одежды и позем под записью XVIII-XIX вв.). Икона обложена басмой с чеканным растительным орнаментом, нимб и цата украшены камнями. Образ М. М. помещался на личных вещах государя: чеканный - на панагии-мощевике с образом Божией Матери «Воплощение» («Знамение») на др. стороне (Успенский. 1902. С. 40), шитый - в составе шитого Деисуса на бармах («диадиме») (1639-1640, ГММК, знаменовали иконники Марк Матвеев и Сидор Осипов), иконография та же, что и на иконах-пядницах,- ростовой прямоличный образ, в опущенной левой руке М. М. держит раскрытый свиток, правая поднята, у него короткие седые волосы, борода клинышком (Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 93. С. 283-285).

Упоминания о единоличных образах М. М. встречаются неоднократно в документах, отражающих работы иконописцев Оружейной палаты, а также в составе икон, в разное время и из разных мест поступивших в Образную палату при Московском дворце. В ряде случаев известны даты создания и места пребывания таких икон. Напр., в окт. 1627 г. по приказанию патриарха Филарета Назарий Истомин писал «в церковь Пречистыя Богородицы Ризположения» местные иконы и «два образа малые - пядницы, по одному святому на цке - преподобный отец Михайло Малеин, а на другой цке - преподобная Евдокия - на золоте» (Дела Патриаршего Казенного приказа - МАМЮ. Кн. № 1. Л. 95 об., 114 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 571); 10 авг. 1631 г. Назарий Истомин получил из Патриаршего Казенного приказа жалованье за написание 6 пядниц, среди к-рых образы соименного святого патриарха Филарета - «страстотерпца Христова Федора, иж в Пергии» и М. М., «а быти теми образом в церкви благовернаго князя Олександра Невскаго над царскими дверьми по тяблу» (Там же. Кн. № 3. Л. 727 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 572). Всего патриарх Филарет пожертвовал в придел св. Александра Невского Благовещенского собора 25 икон, среди к-рых 2 были с изображением М. М. (РИБ. (31); Извеков. 1911. С. 93; Клевцова. 2006. С. 79). В описи Образной палаты 1669 г. указаны 2 иконы с единоличным изображением М. М., обе в окладах, еще одна, без оклада, приведена в числе «подносных» икон, происходящих из монастырей (Успенский. 1902. С. 13, 18, 36). По упоминаниям известен и ряд икон в Знаменском мон-ре (до основания обители - наследственный двор бояр Романовых с ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение»). По описи 1631 г., в «древней» Знаменской ц. в ряду местных икон (все в «богатоукрашенных серебряных окладах») справа от царских врат находился «образ Вседержителя и Михаила Малеина в одном киоте», а на киоте стоявшей там же родовой святыни, иконе Божией Матери «Знамение», были «в приписи» образы свт. Алексия, митр. Московского, и преподобных М. М., Сергия и Никона Радонежских (Мартынов. 1866. С. 55). В построенной ок. 1632 г. в Знаменском мон-ре ц. во имя прп. Афанасия Афонского в местный ряд слева за образом «Знамение» были поставлены иконы мч. Феодора Пергийского и М. М. «в одном киоте… на золоте» (Там же. С. 57; Сергий (Спасский). 1896. Примеч. 7 на с. 4). В Знаменском же соборе (1679-1684) в левой части иконостаса находилась икона «Преподобнаго Михаила Малеина со ангелы» (с изображениями святых покровителей царской семьи?) (Сергий (Спасский). 1866. С. 60). По сведениям кон. XIX в., образ святого, созданный в XVII в., был в алтаре Ризоположенской соборной ц. (в ней имелся придел во имя М. М.) Анастасиина монастыря в Костроме (Покровский. 1909. C. 53).

Сохранились неск. икон М. М., к-рые можно считать царским благословением мон-рям (в т. ч. на основание обителей). Из Соловецкого монастыря происходит икона «Спас Смоленский, с припадающим прп. Михаилом Малеиным» работы мастера Оружейной палаты (10-30-е гг. XVII в., ГММК; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 27. С. 102-103). Украшенный драгоценным окладом образ - «дар в Соловецкую обитель Царя Михаила Феодоровича» - находился в тябловом ряду иконостаса Преображенского собора, слева от царских врат (Мелетий (Шергин), архим. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 48). На несомненную связь иконы с государем указывает не только изображение его небесного покровителя, но и особенности иконографии «Спаса Смоленского, с припадающими», а именно ее прочтение как молитвенного прошения, услышанного Господом: М. М. изображен один (слева; надпись имени дана на дробнице) в коленопреклоненном молении у ног Господа Вседержителя, Который простирает над ним благословляющую десницу. Можно отметить, что в Соловецком мон-ре извод «Спас Смоленский, с преподобными Зосимой и Савватием» известен со 2-й пол. XVI в. (см., напр., гравированное изображение на воздвизальном кресте, 1560/61 г.; ГММК), и выбор этой иконографии для вкладной иконы государя, видимо, был не случаен. Государь со времени поставления в 1614 г. игуменом Соловецкого мон-ря Иринарха не обделял мон-рь своим вниманием. Ок. 1619/20 г. игум. Иринарх лично в Москве ходатайствовал о строительстве на Анзерском о-ве храма, и в марте 1620 г. патриарх Филарет повелел устроить на острове ц. Св. Троицы с приделом во имя М. М. В тот же год из Москвы были отправлены необходимые для храма утварь, книги и иконы, а 20 янв. 1621 г. царь пожаловал разрешительную грамоту на устроение церкви (освящена в 1621). Память о царском благословении скитской Троицкой ц. сохранялась и в XIX в. Так, на выполненном гравером Соловецкого мон-ря Лукой Зубковым листе «Изображение Анзерского острова» (1802; оттиск в РНБ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 246) с планом и видами скитов вверху изображены обращенными в молении к иконе Св. Троицы прп. Елеазар Анзерский и М. М. Из ризницы Соловецкого мон-ря происходит еще одна икона М. М., предстоящего в молении образу Божией Матери с Младенцем Христом в облачном сегменте слева вверху (XVII в., Архангельский краеведческий музей; 31×27,5 см; басменный оклад утрачен, сохр. венцы; см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. Кат. 11. С. 26-27),- преподобный изображен седовласым старцем, борода хорошо выявленными 2 прядями доходит до середины груди. Той же иконографии образ М. М. в серебряном чеканном окладе, но в молении Спасителю считается даром на основание Спасо-Преображенского Новодевичьего мон-ря в г. Хлынове (ныне Киров) (1-я четв. XVII в.; поновления 1696 и 2003; иконописец Оружейной палаты; Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров). Основательница и 1-я игумения девичьей обители ходила в Москву за благословением на учреждение мон-ря и, по преданию, икона была пожертвована обители царем Михаилом Феодоровичем в 1628 г. Известно, что в 1623 г. в монастыре была построена деревянная Преображенская ц. с 2 приделами - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя М. М. Упоминания о пребывании такой иконы в обители встречаются в монастырских приходно-расходных книгах начиная с 1696 г. В описи 1764 г. икона указана стоящей в киоте в алтаре холодной Ильинской ц.: «…обр. св. Михаила Малеина в молении Господу Иисусу в киоте, два венца, цата и оклад серебряные ветхие цырованные, на киоте том образа девять венцов небольших» (об иконе см.: Мохова. 1980). В 1631 г. государем в собор кремлевского Вознесенского монастыря был вложен украшенный жемчугом и драгоценными камнями крест-мощевик с чеканным поясным изображением М. М. на нижнем перекрестье; о том, что крест был создан для монастыря по повелению Михаила Феодоровича, сообщает вкладная надпись на обороте (Саликова. 1991. С. 41).

Житийная иконография М. М. представлена одной сохранившейся иконой святого с 16 клеймами Жития (1-я пол. XVII в., ГИМ). В среднике преподобный изображен прямолично, в рост, отведенной правой рукой благословляет (двуперстно), в левой держит свиток (текст: «Не скорбите братия, но посему разумейте аще…»). Схема изображения та же, что и на упомянутых иконах-пядницах, но образ святого ближе к изображению на пяднице из хранения ГММК: у М. М. так же длинная, но с незначительной проседью борода, к-рая, разделяясь на 2 пряди, опускается ниже середины груди (отличительный признак святого в клеймах). Прочтение надписей, в развернутом виде поясняющих содержание клейм, затруднено из-за слоя потемневшей олифы. Сюжеты клейм посвящены истории духовного наставничества М. М. со времени прихода к нему в ученики на гору Кимин прп. Афанасия Афонского; оба изображены с нимбами, в монашеском облачении, у прп. Афанасия борода короткая, округлая. В рассказе в клеймах фигурируют и племянники св. старца: сначала «военачальник всего Востока» Никифор Фока (клейма 2, 3), затем и Лев Фока - в клеймах визита к дяде (9), открытия М. М. племянникам даров прп. Афанасия (10 - прп. Афанасий показан в верхней зоне клейма в образе сидящего в пещере затворника), поручения Никифора и Льва духовному водительству прп. Афанасия (11 - М. М. и Афанасий сидят рядом, беседуя о сродниках св. старца, те сидят напротив). Завершается повествование в клеймах отпеванием и погребением М. М. (15, 16 - уже без фигуры прп. Афанасия, отпущенного М. М. на Афон). Происхождение иконы неизвестно, по картотеке ГИМ прослеживается ее связь с Оружейной палатой, откуда она поступила в Музей боярского быта (сведения предоставлены Л. А. Корнюковой); высказанное Р. И. Клевцовой предположение о происхождении иконы из московского Знаменского монастыря (см.: Клевцова. 2006. С. 81), а именно из ц. прп. Афанасия Афонского, может косвенно подтверждаться акцентированным вниманием в житийной иконе М. М. к рассказу о его ученике прп. Афанасии.

Известны 2 связанные с Оружейной палатой упоминания о житийной иконе М. М.; оба не содержат информации о составе или хотя бы о количестве клейм. Так, в мае 1630 г. Назарию Истомину Савину было выдано жалованье за написание образа «Государева ангела, преподобнаго Михаила Малеина, с деяньем» (Забелин И. Е., сост. Дополнения к Дворцовым Разрядам, по поручению гр. Д. Н. Блудова, собранныя из книг и столбцов преждебывших Дворцовых Приказов Архива Оружейной Палаты (Ч. 1) // ЧОИДР. 1882. Кн. 3. Стб. 624). «Образ Михаила Малеина в деянии» в перечне «подносных» икон, поступивших из мон-рей, находился в Образной палате, согласно ее описи 1669 г. (Успенский. 1902. С. 36).

В правление Михаила Феодоровича замысел произведений, особенно создававшихся в царских мастерских, где М. М. представлен с др. святыми, был обусловлен в первую очередь желанием изобразить небесных покровителей царской семьи. В 1628-1630 гг. по приказу государя была изготовлена под рук. мастера Оружейной палаты Гаврилы Евдокимова (Овдокимова) рака для мощей св. царевича Димитрия для Архангельского собора Московского Кремля (Меняйло. 2007. Кат. № 38. С. 106-107; описание: М. В. Мартынова). На полях серебряной с золочением крышки раки под изображением Деисуса (со Св. Троицей) вверху помещены в медальонах чеканные поясные образы небесных патронов семьи царя (слева направо, сверху вниз): М. М. и в пару к нему - мч. Феодор Пергийский; прмц. Евдокия (св. покровительница царицы Евдокии Лукьяновны) и св. Ксения (св. покровительница матери царя Ксении Иоанновны Романовой, в иночестве Марфы), прп. Алексий, человек Божий (св. покровитель царевича Алексея Михайловича), вмц. Ирина (св. покровительница царевны Ирины Михайловны). Журавлёва приводит целый комплекс памятников с изображениями св. покровителей царской семьи поминального характера, все созданы в 30-40-х гг. XVII в. в мастерских Московского Кремля, в т. ч. надгробные покровы царевичей Иоанна Михайловича (1639) и Димитрия Алексеевича (1649; оба ГММК), прп. Александра Свирского, крышка раки прп. Александра Свирского (оба в ГРМ) (Журавлева. 2003. С. 116). Везде образ М. М. представлен единообразно - полуфигура с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

В 30-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты могла быть написана икона с небесными патронами членов царской семьи, представленных в молении Божией Матери на престоле: М. М. и прп. Евдокия показаны припадающими, прп. Алексий, человек Божий, и мч. Феодор Пергийский - предстоящими (ГММК; о датировке см. также: Цицинова. 2006. С. 142). Видимо, эту икону упоминает архиеп. Сергий (Спасский) как гробовой образ в Архангельском соборе царевича Василия Михайловича († 1639; «…икона Печерской Божией Матери… на ней изображены ангелы-хранители: Феодора Никитича, деда царевича - Феодор Пергийский, родители царевича - Михаил Малеин и преподобномученица Евдокия, брата царевича - Алексий человек Божий» (Сергий (Спасский). 1896. Примеч. 7 на с. 4). В предстоянии Св. Троице изображены святые 3 поколений семьи Романовых по муж. линии на иконе из ризницы Троице-Сергиевой лавры - «Мч. Феодор Пергийский, прп. Михаил Малеин и прп. Алексий, человек Божий» (1-я пол. XVII в.; СПГИАХМЗ). Редкий вариант подбора святых царской семьи - с образами небесных покровителей царя и царевен Ирины Михайловны, Анны Михайловны и Татианы Михайловны - представлен на иконе «Святые Анна, Михаил Малеин, Ирина и Татиана в молении Божией Матери «Знамение»» (2-я пол. (?) XVII в.; СПГИАХМЗ). Предстоящим перед образом Феодоровской Божией Матери вместе со святителем и мч. Феодором М. М. изображен в центральном клейме на иконе «Усекновение главы св Иоанна Предтечи, с житием» (1-я треть XVII в., Поволжье, Кострома (?), коллекция В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 24. С. 246-256). В описи Образной палаты 1669 г. упоминаются 2 иконы с одним составом святых: «Образ преподобные Евдокеи, да Михаила Малеина, да Алексея, человека Божия, да царевны Ирины, оклад и венцы чеканные» (Успенский. 1902. С. 12, 13).

В монументальной живописи 1-й пол. XVII в. образ М. М., государева ангела, входит в циклы программного характера, где изобразительными средствами подчеркивались права преемственного наследования новой династии на царствование. Основой композиционных схем таких росписей стало сопоставление изображений святых князей, родоначальников династии Рюриковичей, с образами св. покровителей первых Романовых, указывающее на родственную связь правящих домов. В 1640 г. были созданы росписи ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина; поновлены в 1882) с приделом во имя М. М. На сев.-зап. столбе в верхнем ярусе помещены фигуры равноап. кн. Владимира (на зап. грани), равноап. кнг. Ольги (на сев. грани) и св. кн. Бориса (на юж. грани), выше, в медальонах,- полуфигуры М. М. (над св. кн. Борисом) и св. Евдокии (на вост. грани). На сев. грани юго-зап. столба, напротив М. М., над св. кн. Глебом, прп. Алексий, человек Божий,- тезоименитый святой наследника престола. В расписанном заново в 1644 г. домовом храме рус. митрополитов и патриархов - Ризоположенской ц. Московского Кремля - образы покровителей государя и престолонаследника расположили так же, друг напротив друга, на гранях юго-зап. и сев.-зап. столбов соответственно (Саликова. 1980. С. 151).

Пик создания изображений «нового» святого по объективным причинам приходится на период правления Михаила Феодоровича; по восшествии на престол его сына, Алексея Михайловича, образам ангела первого Романова придается также немаловажное значение, но их количество постепенно уменьшается. Необычной представляется программа росписи алтарной части усыпальницы русских государей - Архангельского собора Московского Кремля, выполненной в царствование Иоанна IV Грозного (настоящая роспись 1652-1666 с воспроизведением первоначальной программы, 1564-1565), где ряд поясных образов 4 Московских святителей, расположенных «по обе стороны горнего места», замыкает лик преподобных отцов - тезоименитых Московских князей, упокоенных в некрополе собора: прп. Симеона Столпника (св. покровителя кн. Симеона Гордого), прп. Иоанна Лествичника (святого вел. князей Иоанна I Даниловича Калиты и Иоанна IV Грозного), прп. Василия Парийского (святого вел. кн. Василия III Иоанновича), а также особо чтимого прп. Сергия Радонежского. Включение в состав святительского чина образов преподобных позволило при возобновлении росписи в царствование Алексея Михайловича поместить в алтарной зоне на вост. пилястре арки прохода из алтаря в жертвенник образ М. М.- небесного патрона первого Романова: полуфигура, обеими руками перед собой держит свиток, напротив - свт. Григорий Чудотворец (Лебедев. 1880. С. 208; Клевцова. 2006. Ил. на с. 80). Образ святого включен, напр., в монументальный декор храмов Ростовского кремля - ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спаса на Сенях) (ок. 1675, поновлена в 1893; М. М. (?) на откосе окна, в свитке надпись: «Терпите, братие, скорби и...») и в Воскресенской церкви (70-е гг. XVII в.) - полуфигура в медальоне, в отведенной левой руке свиток, правая - перед грудью в молении, и др.

Изображение М. М. есть и среди образов святых на Кийском кресте - частица его мощей была вложена в этот реликварий, созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. (находится в приделе Всех святых, в земле Русской просиявших, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва). Над мощевиком закреплена пластина с изображением полуфигуры преподобного, гравированной рус. мастером; у М. М. нетипичная округлая средней длины борода, условно разделенная на 2 части, правой рукой у груди двуперстно благословляет, в покровенной мантией левой держит свиток.

Из московской ц. свт. Алексия, митр. Московского, на Глинищах (впервые упом. в 1625, каменный храм - 1657) происходит подписная икона работы иконописца Тихона Филатьева, датированная 1689 г. (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. № 928. С. 426). Судя по размерам (174×72 см), очевидно, находилась вместе с др. иконами святых, соименных рус. государям (сохр. иконы: Спасителя на престоле с припадающими св. Иоанном Предтечей и ап. Петром - тезоименитыми святыми царей Иоанна и Петра Алексеевичей; св. Иоанна Предтечи - здесь, очевидно, святого Иоанна IV Грозного,- все письма Филатьева, ГТГ). Фронтальный ростовой образ преподобного помещен на пейзажном фоне с изображением холма с редкими деревьями, обозначающего гору, на которой подвизался святой. М. М.- седовласый старец с недлинной бородой, разделенной на конце надвое, правой рукой именословно благословляет, в левой - свиток с текстом в 13 строк.

При возобновлении утраченного в пожаре иконного убранства ц. во имя М. М. в Вознесенском монастыре имп. Анна Иоанновна пожертвовала деньги на создание новой храмовой иконы преподобного, написанной в 1739 г., о чем сообщалось во вкладной надписи (Скворцов. 1913. С. 151); в кон. XIX в. икона с такой надписью не была обнаружена (Пшеничников. 1894. С. 83). Клевцова, опираясь на описи Вознесенского монастыря нач. XX в., уточняет, что в этот период храмовой считалась икона «греческих писем» (72×62,3 см), на к-рой М. М. был представлен молящимся перед иконой Божией Матери, «у коей на руке Превечный Младенец» (Клевцова. 2006. С. 79); 2 иконы М. М. с единоличным изображением, обе в окладах, упоминаются как находившиеся в алтаре и в иконостасе (Там же).

В память о государе и его вкладах изображение М. М. помещали на окладах икон, напр., Феодоровской иконы Божией Матери (1760; мастер Петр Рукавишников (?); из палаты бояр Романовых, Ипатиевский мон-рь); Феодоровской иконы Божией Матери, вложенной царем в костромской Успенский собор (1769; см.: Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 33. Табл. XX); иконы Божией Матери «Умиление» (см.: Костромские церк. древности: Фотоснимки А. Шмидта // ОЛДП. ПДПИ. СПб., 1885. Т. 84. Фото XI).

Уже в XVII в. отмечаются попытки вручить под ангельский покров «нового» святого лиц, не только крещенных в период царствования Михаила Феодоровича, но и принадлежащих рус. истории сер. XIII в. Из ярославской ц. апостолов Петра и Павла на Волжском берегу (храм бывш. Петровского мон-ря - известен с кон. XII в.; приходская церковь с нач. XVII в., каменный храм 1691 г. c приделом во имя М. М. был разрушен в 1937) происходит икона «Преподобные Ксения, Михаил Малеин, вмц. Анастасия, со святителями Гурием и Варсонофием Казанскими на полях» (1-я пол. XVII в.; ЯХМ; 109×79 см). Ок. 1548 г. во время пожара в Петропавловской ц. были обретены мощи представителей ярославской княжеской династии: юного кн. Михаила Феодоровича (род. в 1265), его матери кнг. Анастасии Васильевны и бабки кнг. Ксении. Жители Ярославля трижды безуспешно обращались с челобитной о канонизации княжеской семьи. Данная икона, на к-рой изображены соименные святые князя и княгинь, предположительно созданная в период работ по восстановлению Петропавловской ц. после Смуты, отражает чаяния ярославцев на прославление представителей ярославского княжеского рода (сведения предоставлены Е. Ю. Макаровой). Можно предположить, что на выбор небесного покровителя для юного князя оказал существенное влияние тот факт, что он был полным тезкой правящего государя. Для изображения М. М. на иконе предпочтительным стал иконографический вариант, известный, в частности, по образу святого в лицевых иконописных подлинниках (ГИМ. Муз. № 4167, кон. XVII - нач. XVIII в.), в росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666).

Вариант изображения святых, соименных заказчикам, представлен на иконе «Святые Михаил Малеин и Иоанн Воин в молении Владимирской иконе Божией Матери» (врезной образ Божией Матери утрачен), находящейся в с.-петербургском соборе св. Сампсона Странноприимца (1728-1740). М. М. являлся небесным покровителем купца М. Я. Грязновского-Лапшина, церковного старосты и ктитора собора. Икона, написанная в 1761 г. Трофимом Баженовым из посада Б. Соли, стала вкладом ее заказчика в собор. Преподобный показан в легком повороте к центру (вправо), руки крестообразно сложены на груди.

Образам М. М. 2-й пол. XVIII - XIX в. при сохранении общих черт характеристики внешности святого свойственна вариативность жестов. Этим периодом датируется, напр., икона М. М., которая примечательна изображением на фоне построек монастыря на холме - образ основанной М. М. обители (Музей истории Православия на земле Кузнецкой, Кемерово; оклад 1891, Москва (?); Православные иконы XVI - нач. XX в. 2014. Кат. 53. С. 262-264). Святой представлен в 3/4-ном повороте влево в молении Спасителю в облачном сегменте; у него седые вьющиеся волосы, в левой руке перед собой он держит развернутый вверх свиток, так что персты благословляющей правой руки (двуперстно) касаются свитка. Надпись на обороте иконы позволяет связать образ с главой старообрядческой общины в Иваново-Вознесенске М. И. Ямановским (см.: Там же. С. 264). Возможно, создание иконы было обусловлено желанием заказчика иметь образ соименного святого, косвенным подтверждением этому может быть не типичный для иконографии преподобного - основателя монастыря текст на свитке («Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости…») из молитвы, читаемой на совершение начинаемого дела. Так же, в молении Спасителю, на фоне пейзажа с горой над водной гладью, несколько напоминающей постройками Св. Гору Афон, М. М. представлен на небольшой иконе - даре императора Ипатиевскому мон-рю в Костроме (XIX в., Церковный историко-археологический музей Костромской епархии): правая рука в жесте моления у груди, в левой, прижатой к груди, он держит закрытый свиток. Очевидно, в качестве соименного святого заказчика ростовой образ М. М. в 3/4-ном повороте вправо помещен на левом поле (наряду с изображениями других 3 преподобных) иконы «Успение Божией Матери, с избранными святыми на полях»; как и на иконе из кемеровского музея, он держит в левой руке развернутый вверх свиток с текстом (1-я четв. XVIII в., Ярославль, собрание В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 50. С. 457).

Наличие имени святого в иконописном подлиннике 1668 г. предполагает включение его образа в минейные циклы уже во 2-й пол. XVII в. при условии, что иконописец пользовался «обновленным» вариантом подлинника. Так, напр., в достаточно близких по времени создания гравированных святцах на листе на июль у Г. П. Тепчегорского (1722, 1-е изд.- 1714) под числом 12 изображены только мученики Прокл и Иларий, а у И. К. Любецкого (1730) показан также и М. М. в традиционной для этого святого иконографии (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 33.11; Кат. 35.10). Фронтально в рост М. М. представлен на минейной иконе работы Тихона Горинского из Чудова мон-ря (1718, ГММК; Клевцова. 2006. С. 81. Примеч. 51 на с. 86). На минейной иконе на июль кон. XIX - нач. XX в. (ГМИР; Мстёра или Москва) М. М. в покровенной мантией левой руке держит свиток, правой благословляет, изображен вместе с мучениками Иларием и Проклом (ср. с изображением в Строгановском иконописном подлиннике; Басова. 2006. Кат. 306. С. 206).

В 1822 г. в связи с работами по обновлению придела во имя св. Александра Невского в Благовещенском соборе Московского Кремля была написана для иконостаса ростовая икона М. М., представленного в молении Спасителю (Журавлева И. А. Иконостас 1822 г. из придела Александра Невского Благовещенского собора Московского Кремля (в печати)).

Неск. икон М. М. известны в связи с событиями открытия в Москве в 1859 г. палат бояр Романовых после работ по их обновлению. Так, икона М. М. (ранняя?) упоминается во время совершения чина водоосвящения 22 авг. 1859 г.; икона и вся утварь для чинопоследования, «напоминавшие родоначальника дома Романовых, его родителя и родительницу, его сестру и сына, были царскими вкладами - памятниками их веры и благочестия, свидетельствами их благоговения к памяти родителей» (Сергий (Спасский). 1866. С. 80-81). «Образ св. Михаила Малеина. Благословение Высокопреосвященного Митрополита Филарета, при освящении дома Бояр Романовых» был поднесен имп. Александру II (Вельтман А. Ф. Московская Оружейная палата. М., 1860. С. 270).

К 300-летию Дома Романовых был создан ряд репрезентативных образов, включающих изображение небесного покровителя основателя династии. В 1913 г. В. П. Гурьянов написал икону предстоящих в молении Феодоровской иконе Божией Матери на фоне Московского Кремля (ГЭ) небесных покровителей царской семьи: свт. Николая Чудотворца (царя Николая II), мц. Александры (царицы Александры), свт. Алексия, митр. Московского (цесаревича Алексия), и М. М. (см.: Николай II и Александра: Двор последних рус. императоров, кон. XIX - нач. XX в.: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1994. Кат. № 123. С. 283-284). В 1972 г. в художественной школе с. Колывань Курьинского р-на Алтайского края была обнаружена служившая столешницей икона c изображением 12 святых покровителей династии Романовых, предстоящих Феодоровской иконе Божией Матери. Икона была передана в краеведческий музей г. Рубцовска Алтайского края. В процессе исследования ее истории Е. В. Бычковой удалось установить, что разработка иконографии (автор - худож. А. Антипов) образа проходила в рамках мероприятий по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых. Создание иконы-памятника осуществлялось с согласия и при личном участии имп. Николая II, к-рый «в 12-й день ноября 1912 года Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование «Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых»» (Ермишина. История чудесного обретения; Русский паломник. 1913. № 27. Фотография). М. М. представлен в верхнем ряду справа вместе с прп. Алексием, человеком Божиим; облик святого соответствует ранней традиции изображения - он с сильной проседью в волосах, борода раздваивается на конце; правой рукой благословляет, левая приложена к груди. По сообщениям периодических изданий того времени, списки иконы-памятника планировалось распространить по всей стране в подтверждение благочестия русских царей и «преемственности их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России». В наст. время известно лишь о 2 таких иконах, вторая находится в Троицкой ц. г. Всеволожска Ленинградской обл. (Ермишина. История чудесного обретения). Иконы М. М. создавались и для освященных во имя святого новых престолов. К таким иконам, напр., относится храмовый образ (ок. 1913) ц. во имя М. М. и равноап. имп. Константина в Вильнюсе (1911-1913). Святые игумен и император изображены вместе прямолично, в рост, на фоне рядом с фигурой М. М.- скалистые уступы; он седовласый старец с длинной, разделенной надвое бородой, держит у груди свиток, правой - именословно благословляет. На иконе (1913, ГМИР), поднесенной иконописцем К. А. Першиным царственной чете в честь 300-летия царствования Дома Романовых, образ М. М. входит в самую широкую программу изображений святых покровителей династии Романовых, которая включает 18 фигур; медальон с полуфигурой М. М. помещен вверху на раме (Басова. 2006. Кат. 261. С. 172-173).
Э. В. Шевченко



Наверх