День памяти Преподобного Леонида Устьнедумского, иеромонаха

ЛЕОНИД

(1551 (?), Пошехонский у.- 17.07.1654, Усть-Недумская пуст. Устюжского у. (ныне дер. Озерская (Усть-Недума) Лузского р-на Кировской обл.), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Основным источником сведений о жизни Л. является «Сказание о явлении Пресвятыя преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии старцу Леониду, и о пошествии его с образом ея в Устюжския пределы в Усольской уезд, и како прииде со образом на Лузу реку, на Турину гору, и о преславных ея чюдесехъ списано вкратце». До недавнего времени оно было известно только в пересказе И. Верюжского по рукописи из усть-недумской церкви (Верюжский. Вологодские святые. С. 668-679). В наст. время выявлено 3 списка: РНБ. Q.I. № 836. Л. 1-34 об., 1699 г. (самый ранний, написан в Лальском погосте (ныне пос. Лальск Лузского р-на Кировской обл.)); БАН. Арх. ком. № 228. Л. 1-38, 1-я четв. XVIII в. (принадлежал лальским крестьянам); Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 1-17, XVIII в. (опубл.: Зенкова. 2000. С. 206-228; Власов. 2011. С. 372-395). В 1798 г. по указу Вологодской духовной консистории канцеляристом Устюжского духовного правления А. Поповым была сделана копия с устюжской рукописи для еп. Вологодского и Белозерского Арсения (Тодорского), названная «летописец» (Власов. 2011. С. 758); местонахождение списка неизвестно. Время создания «Сказания...» относят к 50-м гг. XVII в., поскольку его основная часть завершается сообщением о кончине основателя пустыни 17 июля 1654 г. (Власов. 1995. С. 56; Он же. 2011. С. 368; Буланин, Романова. С. 528). Автором «Сказания...» был местный книжник, на что указывают сохранившиеся в тексте следы севернорус. говоров («цоканье» - «Цорная речка») (Буланин, Романова. С. 528) и осведомленность в местных реалиях и преданиях.
Согласно «Сказанию...», Л. род. в крестьянской семье. В трудах дореволюционных историков названы имена родителей святого - Филипп и Екатерина, а также год рождения - 1551-й (Верюжский. Вологодские святые. С. 668), однако эти сведения не подтверждаются другими источниками. Духовный путь Л. был определен явлениями Пресв. Богородицы. Впервые Пречистая Дева явилась подвижнику в 1603 г. (в позднем списке - в 1592) в Благовещенском приходе Щекинской вол. Пошехонского у., повелев ему перенести икону Божией Матери «Одигитрия» из Моржегорской Николы Великорецкого пуст. Холмогорского у. на Туринскую гору в Устюжский у., там построить храм для иконы и жить при нем до самой кончины. Л. не сразу последовал Ее велению, посчитав откровение случайным сновидением («никому видение не поведа и себе недостойна именова»), но прежде принял постриг в Кожеезерском монастыре на Лопском п-ове, где прожил год (в «Сказании...» нет упоминаний об основателе мон-ря прп. Серапионе Кожеезерском († 27 июня 1611) и о прп. Никодиме Кожеезерском, находившемся в обители в 1601/02 (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 8, 20-е гг. XVIII в.; см.: Полетаева. 2011. С. 146), но сообщается о ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рая была построена в 1608 (Верюжский. Вологодские святые. С. 669)). В недатированных статьях Вкладной книги Кожеезерского мон-ря вместе с игум. Авраамием (1607/08-1632/33) упоминается келарь Леонид, возможно Л. (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря / Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 93, 126). В Кожеезерском мон-ре Пресв. Богородица вторично явилась Л., после чего он направился в Соловецкий мон-рь и прожил там 3 года, трудясь в пекарне. Здесь Божия Матерь явилась подвижнику в 3-й раз, и он пошел в Моржегорскую пуст., где провел год. Явившись старцу, Пресв. Богородица вновь напомнила ему о Своем повелении. Тогда Л. поведал строителю и братии о видении и, наконец, получил от них икону.
Отправившись с иконой в Устюжский у., Л. остановился близ устья р. Якушицы, в 80 верстах от Устюга, около Туринской горы (считается, что уже с XVI в. там находилась Воскресенская ц. (Суворов. 1916. С. 125-128)). Подвижник соорудил хижину из хвороста, однако крестьяне прогнали старца, и он прошел по р. Лузе еще 2 поприща. Согласно «Сказанию...», 8 сент. 1606 г. Л. встретил некоего Никиту Назарова, к-рый выделил старцу землю для строительства кельи и впосл. посылал ему пропитание (в тексте «Сказания...» много анахронизмов и неточностей, скорее всего святой обосновался на р. Лузе в 1607-1608). Позднее местные жители помогли Л. построить часовню. Решив воздвигнуть храм, Л. отправился в Ростов за антиминсом. Митр. Ростовский и Ярославский Варлаам I (Рогов; † 1603; вероятно, речь должна идти о митр. Ростовском Филарете (Романове)) рукоположил Л. во иерея и поставил настоятелем новой обители. Вернувшись на Лузу, подвижник построил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в который, согласно «Сказанию...», 17 февр. 1608 г. была перенесена икона Божией Матери «Одигитрия». В обители существовала традиция совершать в 9-ю пятницу по Пасхе службу чудотворному образу «Одигитрии» (Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 29 об.- 30). Чудеса от иконы, описанные в «Сказании...», датируются периодом с 11 июля 1609 по 17 сент. 1661, 1663 или 1669 г. (датировка чудес в разных списках разная).
Л. приложил много усилий к обустройству местности для обители. Осушая болота, он выкопал 3 канала («борозды») длиной ок. 2 км: от р. Лузы до оз. Чёрного (900 саж.), до оз. Святого (40 саж.) и далее - до Чёрной речки (800 саж.). На реке святой поставил мельницу, существовавшую мн. годы. С этими работами связано топонимическое предание, до сих пор бытующее на Лузе и зафиксированное «Сказанием...». Однажды во время работы Л. укусила в левую ногу змея. Он помолился и услышал чудесный глас: «Старче! Не скорби и не думай на бежание от трудов и не помышляй ничтоже! Помогает тебе Пресвятая Богородица на дело сие, но паки возвращайся, уповай на милость Божию, а от змия тебе не будет повреждения!» (Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 11). Подвижник решил больше не думать о происшествии и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд; выкопанный канал он назвал «Недума-река». С тех пор на этом месте никогда не видели змей. Настоящее название реки - Едомка упоминается в «Книге сбора церковной дани, десятины и пошлин с монастырей и церквей Устюга и Устюжского уезда» за 1625 г.: «На Лузе реке усть речки Едомки зачата пустыня ново, а в ней поставлен храм древяной, теплой, во имя Пречистыя Богородицы Введения. А в пустыне черной поп Леванид, братьи у него 3 чернца. И с того храму оброком за все пошлины по 5 алтын на год; в 120 (1612) по митрополиче грамоте пожалованы…» (РИБ. Т. 14. Ч. 2. Стб. 902).
Поскольку место затоплялось, обитель впоследствии перенесли на мыс у оз. Чёрного, ко кресту, куда Л. уходил для уединенной молитвы, здесь он истязал свою плоть укусами комаров (традиц. сюжетный мотив для подвижников - основателей мон-рей Русского Севера, см. Жития Александра Свирского, Александра Ошевенского, Антония Сийского и др.). 23 мая 1652 г. в обители была освящена новая теплая ц. Введения с приделом во имя Параскевы Пятницы. Антиминс для нового храма дал митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич; хиротонисан 22 авг. 1652), на освящении присутствовал архим. устюжского Архангельского монастыря Арсений (1658-1681; см.: Строев. Списки иерархов. С. 740).
В церковной лит-ре сохранилось предание о том, что Л. прожил более 100 лет. Мощи святого были положены под спудом во Введенской ц., там же хранились его власяница. (Верюжский. 1880. С. 679). В 1678 г. настоятель пустыни Дионисий призвал окрестных жителей на строительство ц. в честь иконы «Одигитрия». В мон-ре собралось 96 чел., однако съестных припасов было недостаточно (всего 18 хлебов, как говорит «Сказание...»). Но все насытились, а 4 хлеба остались нетронутыми. 31 мая 1678 г. новый храм освятили.
В 1763 г. вместо обветшавшей ц. Введения тщанием лальского купца К. Е. Захарова построили каменный одноэтажный теплый храм. Первоначально в нем было 2 престола. В 1833 г. по указанию Вологодской духовной консистории началось строительство каменного придела вместо древней ц. в честь иконы «Одигитрия», в к-рой после упразднения монастыря в 1764 г. служили только на престольный праздник. Новый престол освятили в 1835 г. Канонизация Л. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых и в Собор Вятских святых, установленные в 1841 и 2007 гг.
В наст. время мощи святого почивают под спудом во Введенской ц. в дер. Озерской. На р. Лузе оборудована «купальня», где совершаются водосвятные молебны. Л. почитается как защитник от змеиных укусов. В Лузском р-не Кировской обл. сохранилась традиция переписывать в «тетрадочках» Житие Леонида Устьнедумского. В устных преданиях свидетельством святости подвижника являются не застывающая в самые сильные морозы р. Недума (местные жители называют ее Дума, Копань, Канава), вечнозеленая береза, стоящая на горячем ключе, камень, заложенный Л. в основание храма, к-рый при советской власти не смогли выкорчевать неск. бульдозеров (Шевченко. 1996). В совр. акафисте святому прославляются его подвижничество и миссионерская деятельность по просвещению «диких пермцев».
Е. А. Рыжова

Иконография

Есть вероятность существования икон Л., созданных, как минимум, в связи с включением его в Собор Вологодских святых в 1841 г. В 70-х гг. ХХ в. клирик Благовещенской ц. в пос. Лальск Лузского р-на Кировской обл. игум. Трифон (Парамонов; впосл. архимандрит) предоставил материалы к всероссийскому прославлению святого, среди к-рых была фотография иконы Л. из этого храма, во многом послужившая образцом для последующих изображений святого. Тогда же по этой фотографии ученица мон. Иулиании (Соколовой) Н. Г. Емельянова (ныне монахиня Пюхтицкого мон-ря Митрофания) написала икону в традиции древнерус. живописи (опубл.: ЖМП. 1981. № 7. Вклейка). В основе иконографии - Житие святого. Л. представлен на пути «на Лузу реку, на Турину гору». Он изображен в 3/4-ном повороте влево, опирающимся на высокий посох в правой руке, в левой - держит на белом плате изнесенный им из Моржегорской пуст. образ Божией Матери «Одигитрия» (по типу напоминает Казанскую икону Божией Матери), за плечами котомка. Л. представлен старцем крепкого телосложения, с короткой окладистой седой бородой, облачен в коричневую рясу, на голове черный клобук. На условном пейзажном фоне иконы показаны деревца и образующий 2 берега водоем - собственноручно вырытый Л. канал «Недума-река». В первоначальной иконографии отсутствовало изображение Введенского храма пустыни. Мон. Митрофания, руководствуясь известной со 2-й пол. XVI в. традицией помещать на иконах основателей мон-рей изображения сотворенных ими обителей, представила слева от Л. возведенную им ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (архитектура воспроизведена по фотографии полуразрушенного храма из материалов архим. Трифона; в нише на юж. фасаде прорисовано изображение престольного праздника). Вверху в центре был написан образ Христа Вседержителя в облачном сегменте. По сведениям вятского искусствоведа О. В. Крупиной, в 1984 г. в Благовещенском храме пос. Лальск находились 2 иконы с образом Л. Изображение на одной из них было выполнено до 70-х гг. XX в. маслом на холсте, наклеенном на старую иконную доску (60×46,5 см), на к-рой отмечены остатки темперной живописи. Это единоличный образ святого, в рост (в легком развороте вправо), фигура представлена на пейзажном фоне с голубым небом, выдвинута близко на 1-й план, благодаря чему кажется крупной. У Л. седая округлая борода, за плечами котомка, в левой руке держит на плате икону, в правой - посох; на полях - растительный орнамент (можно предположить, что фотография именно этой иконы послужила образцом для мон. Митрофании; фотографию см.: Трифон [Парамонов]. 1981. С. 23). Вторая икона (70×50 см), очевидно, является списком с 1-й иконы, она сходна с ней по стилистике и основными чертами иконографии, но здесь извод дополнен изображением слева Введенской ц. (вид на строение с зап. стороны) и речки; на поле иконы красками выполнена имитация киота с растительным орнаментом. Икона является даром архим. Трифона (Парамонова) Благовещенской ц., в 1990 г. она была передана во Введенскую ц. дер. Озерской. Также во Введенской ц. находятся еще 3 иконы святого совр. работы. Две из них повторяют икону мон. Митрофании (одна - копия, отличия касаются лишь цветового решения нек-рых деталей; с этой иконой в день празднования святого 30 июля совершается крестный ход на р. Недуму, где служат водосвятный молебен). Еще одна икона представляет самостоятельный извод иконографии Л.- основателя пустыни. Святой показан фронтально в рост в монашеских одеждах, типичных для изображений преподобных: в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове. В левой руке на уровне груди на плате он держит икону Божией Матери «Одигитрия»; правой благословляет, поскольку рука отведена в сторону, то этот жест прочитывается и как преподание Л. благословения основанной им обители. Святой стоит на пологом берегу реки, на другом, холмистом берегу лесная чаща и деревянный храм. В наст. время в Благовещенской ц. в пос. Лальск находится образ (65×45 см) святого на пейзажном фоне, с храмом, выполненный кировским художником в кон. 80-х гг. XX в. в манере, близкой к академической.

Иконы с единоличным изображением Л., как ростовые, так и поясные, получили распространение в 80-х гг. XX в.- 2000-х гг. в связи с активизацией почитания святого. Они в основном восходят к трактовке образа Л. на иконе мон. Митрофании: на голове клобук, в руке на плате - икона Божией Матери «Одигитрия» (поясная или типа Казанской иконы), за плечами котомка (или видны ее ремни), иногда даже на прямоличных поясных изображениях встречается посох (см., напр., икону работы иконописца А. Г. Смирновой, 2011).
В 2014 г. лузским худож. И. М. Дружининым была написана ростовая икона святого на деревянную резную раку (2014) над мощами Л. во Введенской ц. в дер. Озерской. Этот нагробный образ выполнен в традиции посмертного портрета: руки крестообразно сложены на груди, глаза закрыты. Л. облачен в монашеские одежды, в епитрахили, на голове клобук.
В притворе Введенской ц. дер. Озерской между 1989 и 1997 гг. были выполнены 2 настенные живописные композиции, заключенные в картуши; достаточно безыскусные по исполнению, они тем не менее бережно иллюстрируют Житие святого. В 1-й «Прп. Леонид изыскивает место для построения монастыря» святой изображен идущим с посохом, за плечами котомка, в руках икона Божией Матери «Одигитрия», на нем черная тяжелая верхняя одежда в виде подпоясанной рясы, на голове клобук. Во 2-й композиции «Прп. Леонид копает речку Недуму» святой в подряснике, на голове скуфья, среди лесной болотистой местности он копает канал, из-под лопаты видна голова змеи (отражение эпизода Жития о змее, ужалившей Л.).
Образ Л. включен в иконографию «Собор Вятских святых». Так, на иконе 2007 г. из Успенского собора Трифонова мон-ря в Кирове Вятские святые изображены 2 группами в молении образу Божией Матери «Знамение». Л. представлен 3-м в левой группе. На нем мантия, ряса, епитрахиль, на голове куколь, в правой руке образ Божией Матери «Одигитрия», левая рука на уровне груди в жесте моления.
Э. В. Шевченко, Е. В. Орлова


Наверх