День памяти Преподобного Иринарха Соловецкого, игумена

ИРИНАРХ
(† 17.07.1628, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в 1613-1626 гг.
Источники
В кон. 20-х - 50-х гг. XVII в. ученик И. соловецкий мон. Иларион Суздалец написал «Сказание о чудесах игумена Иринарха», состоящее из введения и 13 небольших повестей, в к-рых рассказывается о прижизненных и посмертных чудотворениях И.: пророчествах, явлении преподобного. Во введении (написанном по образцу введения к Житию преподобных Зосимы и Савватия Соловецких) указана дата 7133 (1625) г., примерно обозначающая время игуменства святого. Первая повесть посвящена пророчеству И. о буд. игумене Соловецкого мон-ря, во 2-й и 3-й рассказывается о явлении И. инокам Виталию и Вениамину, 4-я, 6-я и 7-я повести посвящены чудесам И. на море, в 5-й рассказывается о пророческом видении буд. соловецкого игум. св. Маркелла (впосл. архиеп. Вологодский), к-рому преподобный вручил во сне игуменский посох. Затем следует цикл из 6 чудес о явлении И. труднику Ивану Емельянову. Отличительной особенностью «Сказания...» является скрупулезная точность в изложении обстоятельств, сопутствовавших чудесам. Установка автора на достоверность выражена в заглавии: «Сказание истинно же и достоверно...».

«Сказание о чудесах игумена Иринарха» было использовано соловецкими старообрядцами во время Соловецкого восстания 1668-1676 гг., очевидно, в связи с исцелениями, происходившими у гробницы И., и обретением его мощей ок. 1675 г. (см. ниже). Древнейший список «Сказания...» был отредактирован одним из лит. вождей старообрядцев - иеродиак. Иеремией (Лисиным), к-рый включил его в созданный им сборник повестей о чудесах и знамениях, связанных с сохранением старых обрядов. В кон. 20-х гг. XIX в. «Сказание...» было стилистически переработано архим. Досифеем (Немчиновым) и названо Житием И. Редактор внес в текст (гл. обр. во вступление) незначительные дополнения. Указание на 1625 г., читавшееся во вступлении к «Сказанию...», было заменено более развернутой хронологией, относящейся к игуменству И.: «...с 7122-го [1614] по 7134 [1626] да на покои два года». Была добавлена краткая характеристика И.: «В житии был весьма смирен и кроток».

Др. источниками сведений об И. являются документы соловецкого архива: вкладная книга Соловецкого мон-ря XVII в. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 236 об.- 237; приходо-расходные книги казначеев денежной казны (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 5, 15, 211-214, 217, 224, 225, 227, 424), приходо-расходные книги поездок И. в Москву в 1613, 1616, 1619-1620 и 1626 гг. (Там же. Д. 431, 434, 222, 439), «Книга московской службы бывшего игумена Иринарха» 1626-1627 гг. (Там же. Д. 440). Кроме того, деятельность И. как игумена отразилась в документах Анзерского скита (опубл.: Прп. Елеазар. 2001). Важными источниками также являются «Написание о Соловецкой обители» (в редакции 1617/18), характеризующее уклад жизни Соловецкого мон-ря в настоятельство И., а также свидетельство Аввакума Петрова об обретении мощей И. (см. ниже).

Биография
Сведений о жизни И. до прихода его в Соловецкий мон-рь нет. Судя по записям в соловецком синодике XVII в., в к-рый еще при жизни И. был внесен его личный помянник, преподобный род. и вырос в благочестивой семье, его родители приняли постриг с именами Ефрем и Евдокия (ГМИР. Колл. 3. Оп. 1. № 392. Л. 96). И. принял монашество в Соловецком мон-ре, по-видимому, в 80-х гг. XVI в., при игум. св. Иакове (1581-1597). Первые документальные известия о преподобном относятся к 1583-1591 гг., когда он служил приказным старцем на Лудском усолье (1583-1588), неоднократно плавал «лодейным кормщиком» за монастырской солью (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 211. Л. 21 об.; Д. 424. Л. 42, 62; Д. 212. Л. 13; Д. 5. Л. 40, 75 об.). В нач. XVII в. И. (или, возможно, тезоименитый ему старец) был рукоположен во иерея (в 1604 свящ. Иринарх пел сорокоуст по иноке Исаии Зоре - Там же. Д. 214. Л. 155 об.). В 1607 г. его избрали келарем Соловецкого монастыря, на этом посту он оставался ок. года (Там же. Д. 9. Л. 165 об.- 166; Д. 214. Л. 120 об.; Д. 217. Л. 2, 9 об.). В 1608 г. И. вместе с Александром (Булатниковым), с которым его связывали дружеские отношения, купил в совместное пользование книги: Апостол, Псалтирь с восследованием, Часовник, Житие Соловецких чудотворцев и 2 книги Святцев (Там же. Д. 214. Л. 120 об.), принадлежавшие старцу Герману Сенаничнику († 1607).

После кончины игум. прп. Антония И. был избран братией настоятелем Соловецкого мон-ря. В июне 1613 г. он отправился в Москву для поставления. Поставление должен был совершить Новгородский митр. Исидор, но с 1611 г. Новгород находился под властью шведского короля и путь туда был закрыт. В кон. июля нареченный игумен и его спутники добрались до Троице-Сергиева мон-ря и проехать дальше не смогли: дорога на Москву была занята казачьими отрядами; для охраны соловецких монахов троицкий келарь Авраамий (Палицын) выделил отряд из 50 стрельцов. 2 авг. преподобный прибыл в Москву, где оставался до кон. месяца. Поставление И. в игумены 8 авг. 1613 г. совершил Ростовский митр. Кирилл (Завидов). Обратный путь И. через сожженную «литовскими людьми» Вологду, Устюг и Холмогоры был благополучным. После возвращения настоятеля в Соловецкий мон-рь стало известно, что к Холмогорам пришли «черкасы» и «литовские люди», которые пытались захватить острог, затем вторглись в Поморье и дошли до Сумского острога, грабя вотчины Соловецкого мон-ря. Из Москвы И. привез царскую грамоту, адресованную келарю и соборным старцам, к-рым повелевалось сделать опись мон-ря и передать его новопоставленному игумену (РНБ. Солов. № 18/1477. Л. 217 об. № 147). Монастырские ризница, казна и книгохранительница были описаны и «отведены» И. (оригинал «отписной книги» с подписями соборных старцев и И.- Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 130). Из рассказа Вениамина, ученика святого, в «Сказании о чудесах игумена Иринарха» известно, что настоятельство И. было не безмятежным, святому пришлось много пострадать «от восстающих на него», но он умел прекращать возмущения кротостью.

И. приложил много усилий к упрочению хозяйства Соловецкого монастыря, разоренного в Смутное время. Рассмотрев челобитную И., царь в сент. 1613 г. пожаловал Соловецкому монастырю «волостку Шую Корельскую со крестьяны, и с дворы, и с дворовыми месты, и луки, и с мельницею, и с соляными варницами, и с рыбными и звериными и со птичьими ловлями» (Досифей (Немчинов). 1853. Ч. 3. Отд. 1. № 27. С. 95-97). Отвечая на царскую милость, И. по совету с братией послал в Москву 1 тыс. р. серебром «на жалованье ратным людем» (Там же. № 28. С. 98). Летом 1614 г. И. вступил в переговоры со шведами Христофором и Эриком Гаре, правителями фин. городов Улеаборг и Каяани. Соловецкий игумен писал им о нежелании мон-ря «чинить войны и никаких задоров» и о стремлении жить с соседями «в любви и в соединении» (ААЭ. Т. 3. № 46. С. 88-89). В результате переговоров в сент. 1614 г. в Поморье было заключено перемирие.

Летом 1616 г. И. ездил бить челом царю об отмене пятинного сбора (чрезвычайного гос. налога размером в 1/5 всех доходов) с Соловецкого мон-ря и об «обелении» (освобождении от налогов) купленных обителью деревень на Онежском берегу Белого м. в Пурнеме и Лямце, где мон-рь собирался развивать соляные промыслы. Решение обоих вопросов было важным для экономического благополучия обители, поскольку его вотчины были разорены, а промыслы запустели. В Москву И. привез 1 тыс. р. оброка с соловецких вотчин и столько же пятинных денег (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 15. Л. 90 об.). 8 сент. 1616 г. И. бил челом государю о «монастырской хлебной скудости» и поднес ему в дар «кубок серебрян, золочен, на высоком стоянце, алтабас золотной и сорок соболей» (Забелин И. Е. Дополнение к Дворцовым разрядам. Ч. 1 // ЧОИДР. 1882. Кн. 1. Отд. 2. Стб. 56-57). Михаил Феодорович повелел оставить пятинные деньги за Соловецким мон-рем «для монастырьские хлебные скудости». Часть сэкономленных средств игумен передал в Вологде строителю соловецкого подворья старцу Иоасафу (впоследствии патриарх Иоасаф I) для «хлебныя покупки» на монастырь (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 434. Л. 8 об.). Соловецкий монастырь вернул в казну неск. принадлежавших ему «белых» деревень в Турчасовском стане, а взамен этого были «обелены» приобретенные обителью деревни в Пурнеме, Нижмозере и Лямце (Там же. Л. 10). В последующие годы И. много внимания уделял расширению монастырских усолий (в Шуерецкой вол., в Польском усолье) и заведению новых (в 1617 - в Гридиной губе, в 1621 - в Поньгоме) (Там же. № 15. Л. 114 об.).

Во время настоятельства И. в Соловецком мон-ре было построено неск. каменных келейных корпусов, в 1615 г. сооружена 2-этажная иконописная палата, рядом в 1619 г. поставили кожевенный склад, в том же году, согласно «Соловецкому летописцу», была построена «казначейская палата о трех ярусах со сводами» (Досифей (Немчинов). 1847. С. 57), по мнению А. К. Мельника и др. исследователей, палата была поставлена в сер. 70-х гг. XVI в. В игуменство И. был перестроен иконостас Спасо-Преображенского собора: в него был добавлен 5-й, праотеческий, ряд из 28 икон (Щенникова Л. А. Вопросы изучения соловецких икон XVI-XVII вв. // ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Русского Севера. С. 268).

В сент. 1619 г. И. вновь отправился в Москву для получения благословения у новоизбранного патриарха Филарета (Романова) и ходатайства об уменьшении налогов с мон-ря, чтобы можно было обеспечить содержание в Соловецкой крепости ратных людей и строительство новых укреплений в связи с угрозами нападений шведов и датчан. Прибыв в Москву незадолго до Рождества, И. и сопровождавший его келарь Александр (Булатников) били челом патриарху об освобождении Соловецкого мон-ря от уплаты 530 р. пошлин «с их соляных промыслов, и с рыбных ловель, и с волостей, и за десятую рыбу, и за тамгу, и за двинскую соляную проезжую» и т. п. Просьба была удовлетворена отчасти. Указом царя от 15 февр. 1620 г. монастырь был освобожден только от двинской проезжей пошлины за провоз соли (100 р. в год) на 5 лет. И. был принят царицей-инокиней Марфой, пожертвовавшей 100 р. на строительство церкви на Анзерском о-ве (см. Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит). Патриарх Филарет благословил И. посвятить эту церковь Св. Троице, а придел - прп. Михаилу Малеину, небесному покровителю царя. В Москве И. заказал у царского иконописца Назария Истомина икону Успения Пресв. Богородицы для местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Вероятно, этому же мастеру И. поручил написать образ Спасителя, к-рый потом также поместил в местном ряду иконостаса. Обе иконы были заказаны игуменом на свои деньги, украшены серебряными окладами с драгоценными камнями. Весной 1620 г. И. отправился из Москвы в Новгород, чтобы получить благословение новопоставленного Новгородского митр. Макария, в июле того же года вернулся на Соловки. Вскоре после возвращения И. патриарх прислал в Соловецкий монастырь 2 иконостаса и церковную утварь для храма на Анзерском о-ве. Весной 1620 г. сгорел монастырский двор в Вел. Устюге с «годовыми запасами». По челобитью И. и строителя московской службы Александра (Булатникова) 18 янв. 1621 г. монастырь был освобожден от уплаты податей на 3 года в размере 535 р. 21 алтын в год, «чтоб им в та лета было чем Соловецкой монастырь построити» (РНБ. Солов. № 18/1477. Л. 277 об.- 279 об. № 195).

В 1621 г. И. заложил и по окончании строительства освятил храм на Анзерском о-ве. В ответ на просьбу прп. Елеазара прислать в Анзерскую пуст. устав скитского богослужения И. передал ему список Скитского устава и послал на Анзер (очевидно, по благословению патриарха) Дионисия Крюка, к-рый мн. годы был уставщиком и строителем Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Заботясь о насельниках Анзерского скита, И. тем не менее неохотно отпускал туда жить соловецкую братию: в 1624 г. И. была прислана грамота от царя, к-рый велел игумену не препятствовать «добрым старцам» уходить в Анзерский скит (Прп. Елеазар. 2001. С. 171-172). Не поощрял И. и стремление новоначальных иноков к отшельничеству. Об этом говорится в «Житии Диодора Юрьегорского» и в одной из повестей о Соловецких пустынножителях («Повесть о преподобном отце нашем Дамиане»). В них рассказывается о том, что однажды к игумену пришли больничные старцы и просили вернуть в мон-рь больничного келаря прп. Кирика, к-рый ушел в «пустыню» вместе с отшельником прп. Дамианом. Монахи обвиняли пустынников в том, что те «в праздности пребывают, а не в монастыре трудятся». И. повелел вернуть Кирика. На поиски были посланы вместе с иноками трудники и стрельцы, к-рые возвратили в мон-рь преподобных Кирика и Дамиана и мн. др. пустынножителей, а кельи их разорили (эти события произошли, вероятно, ок. 1618).

В качестве игумена Соловецкого мон-ря И. был полномочным представителем царской власти в Поморье и начальником 2 военных крепостей: каменной на Б. Соловецком о-ве и деревянного острога в Сумской волости. При игумене находился осадный воевода (из соловецких старцев), в Сумском остроге - царский воевода (М. Спешнев). В 1621 г. военный гарнизон, занимавший обе крепости, состоял из 1040 чел. (РНБ. Солов. № 18/1477. Л. 278. № 195). Весной 1619 г. И. получил повеление от царя принять меры предосторожности против нападения датчан (дат. кор. Кристиан IV заявил о своих притязаниях на «Лопскую землю», включая рус. погосты). Царь повелел игумену, чтобы ратные люди «жили с великим береженьем, и наряд по городу и острогу устроили, и караулы и осадных людей росписали» (ААЭ. Т. 3. С. 145-146, № 106). 5 авг. 1621 г. И. была послана царская грамота, извещавшая о появлении близ Кольского острога дат. кораблей. Ему было приказано построить на случай осады каменные кельи для служилых и мирских людей и закончить строительство оборонительного рва (ААЭ. Т. 3. С. 167. № 119). В нач. 20-х гг. XVII в. по распоряжению игумена были проведены работы по укреплению Соловецкой крепости. У зданий поварни и квасоварни, включенных в оборонительную систему, был построен дополнительный участок крепостной стены - т. н. пристенок с 2 башнями. Было укреплено здание сушила: его облицевали камнем и снабдили навесными бойницами. С сев. и юж. сторон крепости был вырыт ров, обложенный валунами и обнесенный частоколом.

Многолетнее присутствие на Соловецких о-вах мирян расшатывало монашескую дисциплину. Михаил Феодорович потребовал от И. в грамоте от 9 февр. 1621 г. воздействовать на тех иноков, к-рые желают «житие имети ослабно и мирским делом уклонятися или учнут питье держати, и вне монастыря исходити, и молвы творити»; новоначальные иноки должны жить в послушании у игумена и у известных доброй жизнью старцев (ААЭ. Т. 3. Доп. С. 485. № 331). Грамоты аналогичного содержания прислали И. патриарх Филарет и царица-инокиня Марфа (РНБ. Солов. № 20/1479. С. 337-338. № 161; F.IV.147. Л. 263-267). Восстанавливая в обители уставные нормы, И. написал для братии последование келейного правила, к к-рому присоединил неск. статей о поведении монахов («Како подобаеть приити брату ко иному брату в келию»; «Сретающе же ся, брат з братом да глаголет», «А как з братиею потружаешися на какове-любо деле, пришед в келию, глаголи»). Один из списков келейного правила И. сохранился в Каноннике Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Ф. 304. № 299; текст отредактирован применительно к условиям Троице-Сергиева монастыря); в книге есть запись ученика И. соловецкого старца Иоасафа Сороцкого, в 1630-1634 гг. являвшегося казначеем Троице-Сергиевой обители.

Важным событием в жизни Соловецкого мон-ря стало обретение мощей прп. Германа в 1623 г., по-видимому состоявшееся по благословению патриарха Филарета. Ок. 1615 г. была составлена первоначальная редакция «Повести о преподобном Германе Соловецком» (единственный список - РНБ. Солов. № 936/1046); после обретения мощей прп. Германа была написана 2-я, пространная, редакция «Повести...», получившая широкое распространение. В 1616 г., по грамоте царя Михаила Феодоровича, в Москву с Соловков были посланы изображения («дски») с гробниц Соловецких чудотворцев (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 247. № 174; Досифей (Немчинов). 1847. С. 56).

В 1620 г. в Соловецкий мон-рь вернулся бывш. келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын), на Соловках он создал последнюю редакцию «Истории в память предыдущим родом» (Солодкин Я. Г. Соловецкая редакция «Истории» Авраамия Палицына // Лит-ра Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1983. Вып. 4. С. 83-95). В мае 1626 г. И. получил грамоту от Новгородского митр. Макария об установлении празднования Ризе Господней, присланной в Москву в 1625 г., а также печатную службу празднику (РНБ. Солов. № 20/1479. С. 105-107. № 35). В 20-х гг. XVII в., при И., была создана новая редакция Соловецкого летописца, составленного в кон. XV в. игум. св. Иаковом.

12 июля 1626 г. И. служил свою последнюю литургию в Анзерском скиту. Игумен предсказал прп. Елеазару, кто будет следующим настоятелем Соловецкого мон-ря, и сообщил, что управление будет «с великою нуждою». Иларион Суздалец записал этот рассказ, услышанный им от прп. Елеазара, и включил его в «Сказание о чудесах игумена Иринарха». В том же году И. отправился в Москву, чтобы просить царя и патриарха об увольнении на покой. Обстоятельства последней поездки И. в столицу отражены в приходо-расходной книге его путевого казначея Даниила Псковитина (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 439) и в «Книге московския службы бывшаго игумена Иринарха 7135-го (1626/27) году» (Там же. Д. 440). Согласно этим источникам, И. приехал в столицу 1 сент. 1626 г., на пути совершил остановку в Троице-Сергиевом мон-ре, где келарь Александр (Булатников) передал ему в качестве вклада 2 книги: «Андриатис» (РНБ. Солов. № 23/23) и Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского (Там же. № 162/162). Тремя годами ранее Александр (Булатников) прислал И. лицевое Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (Там же. № 175/175) с 235 миниатюрами, выполненными царскими и троицкими мастерами. Патриарх Филарет, прежде чем удовлетворить просьбу И., по-видимому, хотел увидеть его преемника и не сразу отпустил И. в монастырь. В дек. 1626 г. на Соловки был отправлен Даниил Псковитин с грамотой об избрании нового игумена, И. остался в Москве. Новый игумен Макарий прибыл в Москву в авг. 1627 г. (Там же. № 18/1477. Л. 315 об.- 316). После того как выбор братии был утвержден, И. 18 авг. 1627 г. выехал из столицы и прибыл на Соловки, вероятно, поздней осенью того же года. Простившись с братией и вернув в казну игуменскую панагию, он поселился в своей келье, где провел остаток жизни в безмолвии. По возвращении в обитель он узнал о чудесном исцелении от слепоты оставшегося в Москве старца Даниила Псковитина. Об этом чуде «великих чудотворцев Сергия и Саватия» братии была прислана царская грамота, к-рой повелевалось служить молебны преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, освящать воду и раздавать ее богомольцам (ААЭ. Т. 3. С. 256. № 173; Досифей (Немчинов). 1853. Ч. 3. Отд. 1. С. 118-120. № 35; Отд. 2. С. 215-217. № 13).

Келья И. находилась рядом со Святоозерскими воротами, возле юго-вост. угла алтарной части Успенского храма (в кон. XVIII в. на этом месте находились северные помещения просфорного корпуса; см.: Буров. История келейной застройки (в печ.)). В «Книге келий», составленной в нач. 40-х гг. XVII в. в Соловецком мон-ре, келья «бывшаго игумена Иринарха» указана под № 28 «в порядке от озера» (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 455. Л. 84-84 об.). В келье находились Деисус в киоте, образ Воскресения Христова и др. иконы, среди к-рых были складни «Савина письма» (работы соловецкого иконописца нач. XVI в. Саввы - см.: Скопин. 1989. С. 286, 291, 307; Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 38). В б-ке И. имелись 4 книги «киевской печати»: Беседы свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла (1623; РНБ. ОР. XXII.1.15) и на Деяния апостолов (1624), Толкование на Апокалипсис прп. Андрея Кесарийского (1625), «Книга правил» («Номоканон»). (Почти все названные книги исчезли, по-видимому, сгорели во время пожара на Соловках в 1923. Уцелело издание Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла, поскольку книга была вывезена с Соловков в 1854.) Известны 2 принадлежавшие И. рукописи: Служебник (РНБ. Солов. № 1031/1140) и сборник Житий преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (РГБ. Ф. 651. Собр. Усова. № 13), который И. 27 сент. 1626 г. вложил в московскую Златоверхую Введенскую ц. (храм находился рядом с московским подворьем Соловецкого монастыря в Китай-городе). Рукописный «Богородичник» XV в. (РНБ. Колоб. № 137) И. «положил вместе с братией» в Воскресенскую ц. Умбской вол. в 1618 г.

И. был погребен у ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия, рядом с основателями обители (здесь же находилась часовня прп. Германа). После кончины бывшего игумена его книги, иконы и келейные вещи были переданы в монастырскую казну (Архив СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 236 об.- 237), некоторые из них были выкуплены учениками преподобного (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 227. Л. 67, 49, 147; Д. 43. Л. 2 об.). В 1634-1637 гг. в келье И. жил келарь Иоасаф Сороцкий, затем Савва (Старков), бывший келарь Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря. Оба они перед своим возвращением на Соловки просили царя разрешить им поселиться в келье своего учителя, и такое разрешение было им дано. В нач. 60-х гг. XVII в. деревянная келья И. была разобрана, на ее месте сооружена каменная.

В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об.- 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни (Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв. // Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду / Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266).

Возможно, возведение часовни было связано с обретением мощей И., о к-ром сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. Объясняя в «Книге толкований и нравоучений» изречение прор. Исаии: «Вместо же праха взыдет мирсина» (Ис 55. 13), Аввакум пишет: «И ныне явился новой святой - Илинарх в Соловецком монастыре... Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне, яко мирсина, взошел, зело завонял (заблагоухал.- О. П.) во всю Русскую землю» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 522-523). Обретение мощей И. было истолковано Аввакумом как свидетельство Божией помощи находившимся в осаде соловецким насельникам и как обличение «никонианских» властей. Мощи И., по сообщению Аввакума, были обретены через 7 лет после начала осады Соловецкого монастыря, т. е. в 1675 г., вероятно 29 марта, поскольку этот день указан как день памяти И. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 35; Вяз. Q.87. Л. 97; Q.162. Л. 156 об.; Тит. № 94. Л. 152 об.; № 3117. Л. 133 об.; № 4765. Л. 161 об.; ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 140; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Маркелов. Святые Др. Руси. № 252. С. 135). По-видимому, мощи И. вскоре были вновь погребены, поскольку известно, что в 1678 г. они почивали под спудом, над могилой И. существовала деревянная часовня-усыпальница, в к-рой стояла рака. В 1753 г. деревянная часовня И. была заменена каменной, вместе с ней была перестроена и часовня прп. Германа. Работы выполнялись по инициативе архим. Геннадия (Дроздовского) холмогорскими каменщиками М. Авксентьевым «с товарищи». В 1856-1859 гг., во время строительства Троицкого собора с 2 приделами, часовня И. была вновь перестроена и оказалась в подклете собора.

21 сент. 1925 г. мощи И. были вскрыты (см. Вскрытие мощей) комиссией, к-рой руководил зав. историко-археологическим отделом музея Соловецкого лагеря А. П. Иванов (в тот же день были вскрыты мощи прп. Германа, 22 сент.- мощи преподобных Зосимы и Савватия). В акте вскрытия указано, что под верхним слоем земли была найдена надгробная плита с надписью: «Здесь покоится тело преподобного Иринарха, Соловецкого чудотворца», под плитой находились мощи И. (Иванов А. П. Соловецкие мощи // Карело-Мурманский край. Л., 1927. № 4. С. 7-9). Составив акт о том, что «нетленных тел» не обнаружено, комиссия передала мощи в историко-археологический отдел музея, находившийся в Благовещенской ц.; там св. останки И. были выставлены в застекленном деревянном ящике (Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности до XVII в. // Мат-лы Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения. Соловки, 1926. Вып. 1. С. 31). 19 янв. 1940 г., после закрытия Соловецкого лагеря, мощи Соловецких святых были увезены в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, в 1946 г., после закрытия ЦАМ, переданы в Гос. музей истории религии и атеизма в Ленинграде (ныне Гос. музей истории религии). Неизвестно, находились ли среди этих святынь мощи И.

Почитание
И. началось сразу после его кончины. Уже в первые месяцы стали известны рассказы о явлении И. соловецкой братии. Преподобный явился иноку Виталию в 40-й день после кончины, после поминальной трапезы, со «светлым лицом», в епитрахили, с кадилом и обошел братию с каждением. Вскоре святой явился своему ученику священноиноку Вениамину (к-рый сопровождал И. в его последнем путешествии в Москву), чтобы утешить его и сообщить, что получил милость от Бога. Весной 1629 г. в мон-рь приплыли охотники за тюленями и рассказали о явлении И. охотникам, унесенным на льдине в Белое м. Преподобный благословил их крестом и указал игуменским посохом путь к берегу, при этом он назвал себя: «Аз есмь Соловецкого монастыря игумен Иринарх».

Большую роль в прославлении И. сыграл прп. Елеазар Анзерский. С его именем связаны 3 рассказа о провидческом даре И. Со слов прп. Елеазара Иларион Суздалец записал предсказание И. об игуменстве в Соловецком мон-ре Макария. Др. рассказ был записан прп. Елеазаром и вошел в составленную им «Своеручную хартию... о бывших ему видениях и откровениях», где сообщается о том, что И. выбрал для церкви на Анзерском о-ве то место, к-рое прежде было указано знамением в виде «огненного столпа» (Прп. Елеазар. 2001. С. 112). В 3-м рассказе, читающемся в Житии прп. Елеазара, сохранилось предание о прощании бывшего соловецкого игумена с анзерским строителем. Перед кончиной И. сообщил братии, что прп. Елеазар плывет к нему с Анзера, чтобы проститься, но им не суждено увидеться (Там же. С. 133-134).

Почитателем памяти И. был соловецкий игум. св. Маркелл (1640-1644). За год до вступления в должность настоятеля Соловецкого монастыря Маркелл во сне видел, как И., спустившись «по лестнице» с небес, подозвал к себе игумена, недостойного этого сана, и, забрав у него посох, вручил его Маркеллу (видение описано в «Сказании о чудесах игумена Иринарха»). Возможно, Маркелл был пострижеником И.: известно, что он принял монашество на Соловках в 20-х гг. XVII в. В 1643 г., накануне Пятидесятницы, на Соловецких о-вах наступили заморозки, продолжавшиеся 20 дней, из-за чего монахи не могли отправиться на промыслы и на службы на материк. Тогда же игум. Маркеллу стало известно, что об этом Божием наказании заранее известил братию И., который повелел труднику Ивану Емельянову, чтобы игумен и братия прошли крестным ходом вокруг монастыря и молили Бога о милости, иначе «роспуску ладьям» не будет до Ильина дня. После того как игумен с братией совершили это «и над гробом игумена Иринарха пеша понахиду», наступила оттепель. Вероятно, тогда же Маркелл благословил Илариона Суздальца записать рассказы о явлениях преподобного. Свидетельством почитания И. в Соловецком монастыре служит «Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пустыни», в к-рой рассказывается о событии, происшедшем в сент. 1667 г., во время «осадного сидения» соловецких монахов. В «Повести...» И. упоминается как святой, явившийся иноку Исаии вместе с преподобными Зосимой, Савватием, Германом, Елеазаром и митр. св. Филиппом.

У новой братии, появившейся в обители после казни в янв. 1676 г. участников Соловецкого восстания, очевидно, имелись сомнения в святости И. Об этом свидетельствует рассказ иером. Иннокентия (соловецкий архимандит в 1687-1688) о чуде, случившемся в 1678 г., когда он служил дьячком в ц. преподобных Зосимы и Савватия (чудо было записано Иннокентием в 1687). Придя однажды в часовню И. и пропев кондак преподобному, Иннокентий усомнился в святости нового чудотворца, но тотчас был укреплен знамением - исхождением света от раки И. Это чудо получило в монастыре широкую известность (сообщение о нем содержится в книге «Сад спасения», созданной на Соловках в нач. XVIII в.- ГММК. Кн.-215; там же впервые упом. дар И. исцелять зубную боль: «...отец наш Иринарх кроткий, иже благодать от Бога приял зубную целити болезнь, и доныне, по своей блаженней кончине непрестанно целбы творя, чюдодействует»).

В первые годы XVIII в. ученик архим. Иннокентия мон. Евфимий составил «Соловецкий патерик», в который среди прочего вошло «Сказание о чудесах игумена Иринарха» (РНБ. Соф. № 452. Л. 325-336). Несколько позже Евфимий собрал «книжицу», посвященную преподобным И. и Елеазару, включившую «Сказание о чудесах игумена Иринарха», «Историю вкратце о преподобном Елеазаре» и Канон единому преподобному из Общей Минеи (ГИМ. Увар. № 886-4°. Л. 31-48). В нач. XVIII в. соловецкий архим. Фирс (Шарапов) заказал соловецкому книгописцу иером. Иосифу (Мясному) лицевую рукопись, посвященную преподобным Зосиме, Савватию и И. (ГИМ. Епарх. № 942-1°). В 1703 г. архим. Фирс вложил ее в соловецкую Зосимо-Савватиевскую ц., рядом с к-рой находилась часовня И., завещав хранить ее «в той церкви неисходно»; возможно, память И. праздновалась в Зосимо-Савватиевской ц. Как свидетельствуют записи в литийном синодике Соловецкого мон-ря, ко дню памяти И. (17 июля) были приурочены и памяти неск. его учеников: священноинока Вениамина Казанца, Иоасафа Сороцкого, игум. Илариона, священноинока Вассиана Суздальца, старца Варсонофия Москвитина (ученика Иоасафа Сороцкого) (ГИМ. Епарх. № 951. Л. 209-210 об.). Согласно кормовым книгам Соловецкого монастыря, 17 июля по И. и его ученикам, «по Асафе Сороцком да по Веньямине попе», был установлен поминальный корм (РНБ. Солов. № 965/1075. Л. 277 об.; № 191/191. Л. 148 об.; Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 147. Л. 31 об.).

В кон. 20-х гг. XIX в. архим. Досифей (Немчинов) включил имя И. в «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших» (РНБ. Сол. № 1195/1366). Следуя книге «Сад спасения», архим. Досифей упомянул о пророческом даре И., о чудотворениях на море и на суше, «наипаче - во обители своей живущим», о даре святого исцелять зубную боль и др. Архим. Досифей создал новую редакцию «Сказания о чудесах игумена Иринарха». В 1873 г. посвященный И. агиографический очерк вошел в Соловецкий патерик. В 1900 г. сщмч. Никодим (Кононов) внес имя И. в «Святцы соловецких святых» под 17 июля, заметив, что в рукописных святцах его память указывается под 29 марта, память его почитают в Соловецком мон-ре «то панихидами, то молебнами» и иконы его «в большом числе встречаются на севере». Он указал также, что мощи И. покоятся под спудом и, хотя сообщения об их освидетельствовании отсутствуют, они «издавна служат предметом почитательного поклонения» (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 96-97, 67-68). Подтверждением канонизации И. служит включение его имени как общецерковно чтимого святого под 17 июля в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 25).

Гимнография
По-видимому, в ранний период почитания И. служба ему совершалась по Общей Минее, в ней использовались составленные ему тропарь («Бодростию ума жизнь свою управляя...», глас 4) и кондак («Душевныя страсти из корене исторгая...», глас 8) (встречаются в списках кон. XVII - посл. четв. XVIII в.: РНБ. Соф. № 452. Л. 324; ГИМ. Увар. № 886-4°. Л. 31-34 об.; РНБ. Солов. № 408/428. Л. 248-248 об.; кондак И. впервые упом. в рассказе о свете, изошедшем от раки святого в 1678).

В нач. 20-х гг. XIX в., при архим. Макарии (1819-1825), была составлена служба И. со всенощным бдением, с 2 канонами 8-го гласа (РНБ. Солов. № 962/1072. Л. 35-59). В рукописи служба является анонимной, но можно с уверенностью утверждать, что ее автором был архим. Макарий. Об этом свидетельствует, в частности, упоминание об исцелении преподобным архим. Макария от зубной боли (1-й тропарь 8-й песни 2-го канона), к-рое не встречается в др. источниках. Кроме того, атрибутировать службу архим. Макарию позволяет широко представленная в тексте тема монашеского подвига безмолвия, высоко ценимого Макарием. Макарий был прислан на Соловки из Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, где нек-рое время жил в пустыни; став архимандритом Соловецкой обители, Макарий стремился к молитвенному уединению и с этой целью построил для себя пустынь невдалеке от мон-ря (носящую его имя). В связи с прославлением пустынножительства в данной службе получили развитие 4 связанные между собой темы: безмолвной молитвы, духовной дружбы И. и прп. Елеазара, покровительства И. соловецким пустынножителям (Андрею, Дамиану «и сущим с ними»), уподобления Соловецких о-вов Афону. Вопреки тому, что сообщается об И. в Житии прп. Диодора Юрьегорского и в «Повести о преподобном отце нашем Дамиане», И. представлен в службе «насадителем отшельничества и собеседником пустынножителей».

Оба канона службы имеют акростихи; акростих 1-го канона: «Пение приносимое не отрини, отче», акростих 2-го канона: «На славу Господню потек, святче». Чудотворения И. описаны в тропарях канонов, связанных общей сюжетной линией. Составитель канонов искусно переложил «Сказание о чудесах игумена Иринарха» в гимнографическую форму, добавив чудо об исцелении архим. Макария и священноинока Маманта от зубной боли. При создании службы И. автор обращался к службам преподобным Сергию Радонежскому, Никону Радонежскому, Александру Свирскому или Афанасию Афонскому, Савватию Соловецкому. Новый тропарь И. («Любве ради Христовы суету мира отверг...», глас 8) был создан на материале 2 стихир прп. Сергию.

Служба, составленная архим. Макарием, несомненно, использовалась в Соловецком мон-ре, о чем свидетельствует включение ее в один сборник со службой прп. Герману (РНБ. Солов. № 962/1072). Однако, как указывал сщмч. Никодим (Кононов), в нач. XX в. данная служба не была признана «соответствующею для напечатания» и празднование И. было рекомендовано «править по Общей Минее» (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 96). По-видимому, иером. Никодим (Кононов) был автором новой службы И. (с каноном «Отверзи, Господи, уста моя...», глас 8) (Служба преподобному отцу нашему Иринарху игумену, Соловецкому чудотворцу. СПб., 1910; Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 264-276). Для нее были написаны тропарь («Постническое по Бозе житие...», глас 4) и кондак («Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав...», глас 8). Стихиры и канон этой службы носят общий характер и могут быть отнесены к любому преподобному. Упоминания о чудесах И. представлены гл. обр. в каноне. Основной темой службы является прославление И. как «начальника монахов» (игумена); др. важной темой является восхваление «святой двоицы» - И. и прп. Елеазара Анзерского. Одним из образцов при создании службы послужил текст службы прп. Стефану Махрищскому (14 июля). Агиографическими источниками стали «Сказание о чудесах игумена Иринарха» и Житие прп. Елеазара. Характерной особенностью данной службы И. является то, что ее создатель опирался исключительно на письменные источники, игнорируя устное предание, в частности, соловецкую традицию почитания И. как целителя.

Известны 2 молитвы И. Более ранняя была составлена в XVII в. («О всеблаженне и освященне отче наш Иринархе, досточудне угодниче Христов...» - РНБ. Соф. № 452. Л. 324-324 об.; ГИМ. Увар. № 886-4°. Л. 34 об.- 35; РНБ. Солов. № 408/428. Л. 112 об.- 114 об.; Колоб. № 576. Л. 287-288). В ней наряду с др. прошениями содержится просьба к И. о даровании исцеления «в недузех содержимым... паче же в болезни зубней». Более поздняя молитва («О преподобне отче Иринарше, угодниче Божий и молитвенниче...»), по-видимому, была составлена в нач. XX в. иером. Никодимом (Кононовым) по образцу молитвы прп. Стефану Махрищскому (Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомые на молебнах и иных последованиях. Пг., 1915; Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 277, др. издания).
О. В. Панченко

Иконография
В Житии И. описан внешний облик святого, каким он являлся разным людям в видениях. Так, на 40-й день после преставления преподобный явился соловецкому иноку Виталию: «Вижду любимаго ми отца игумена Иринарха лицем светла, оболченна в епитрахиль, кадило в руце» (Никодим (Кононов). 1900. С. 136). В 1629 г., спасая «от потопления промышленников», И. привиделся во сне одному из них: «Некий старец, браду имеяй доволну и сединами украшену, во священническом подобии, в десной своей руце крест держит…» (Там же. С. 137). Святой неоднократно помогал терпящим бедствие на Белом м., указывая путь к спасению. При этом в описании чудес обязательным атрибутом святого является указующий посох.

Об облике И. в текстах иконописных подлинников XVIII-XIX вв. под 29 марта сообщается: «Сед, брада Кириллы Белозерскаго, в клобуке, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в., ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 140; аналогичные описания см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Никодим (Кононов). 1900. С. 66; Большаков. Подлинник иконописный. С. 84; предположительно - РНБ. Собр. СПбДА. A.II.54. Л. 23 об.). Иконография И., сформировавшаяся на Соловках, не имеет устойчивых признаков: он изображается как в куколе или клобуке, так и с непокрытой головой, в схиме или епитрахили, старцем или почти средовеком.

В Описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. зафиксировано неск. икон И. в соборе и ризнице: «Иринарха Соловецкого, длиною 9,5 вершков», «Иринарха Соловецкого и Елеазара Анзерского, длиною 7 вершков» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 879 об., 881 об., 883-884). В иконостасе придела Рождества Богородицы монастырской Успенской ц. в местном ряду находился образ «Коронования Пресвятой Богородицы и преподобных Зосимы, Савватия, Германа и Иринарха Соловецких, длиною 26, шириною 16 вершков». Образ И. стоял у мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троицком соборе обители. На о-ве Анзер в иконостасе часовни во имя прп. Елеазара Анзерского имелся образ 3 святых: «святителя Филиппа и преподобных Елеазара и Иринарха» (Там же. Д. 40. Л. 126, 151, 437-438). На стене ц. Распятия Господня на горе Голгофе висела икона Соловецких чудотворцев - «преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Елеазар и Иисус Голгофский» (Там же. Л. 455 об.).

Под Троицким собором Соловецкого мон-ря с юго-зап. стороны находилась каменная часовня И.: «Входная дверь с западной стороны деревянная крашеная… над нею снаружи икона преподобного Иринарха, длиною 7 вершков, в раме деревянной под стеклом». В часовне был установлен «иконостас столярной работы» с образом «преподобного Иринарха Соловецкого, длиною 28, шириною 151/2 вершков», а также «рака преподобного Иринарха, над его мощами… деревянная, столярной работы, вышиною 17, длиною 45, шириною 18 1/2 вершков; с трех сторон обложена парчою, по голубой земле красные букеты с золотыми травами аплике, крест гасовый аплике… Сверх ее во всю раку икона преподобного Иринарха». В нач. ХХ в. на это место была поставлена «новая металлическая посеребряная» рака (Там же. Д. 41. Л. 235, 237). В настоящее время рака И. хранится в собрании СГИАПМЗ (Соловецкий правосл. церк. календарь. 1998. С. 91).

Среди прославленных Соловецких святых И. написан в правой части композиции на иконе «Святые и преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители», происходящей из Соловецкого мон-ря (1874, ГМЗК; см.: Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 194-199, 249. Кат. 39). Образ И. встречается на иконах, продававшихся паломникам в Соловецком мон-ре во 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. Такие иконы писали по заказу обители преимущественно на небольших кипарисовых досках в иконописных мастерских в селах Владимирской губ. На них представлены преподобные Зосима, Савватий, Герман, Елеазар Анзерский,И., свт. Филипп, митр. Московский, напр. на 2 иконах «Соловецкие чудотворцы в молении образу Божией Матери Знамение» (ГРМ, СГИАПМЗ). Как правило, И. изображен с седой окладистой бородой, в клобуке, одет в черную мантию.

В композиции «Собор русских святых» погрудное изображение И. в черном клобуке (или без него), с округлой бородой средней длины имеется на нескольких аналогичных по иконографии выговских иконах. Святой написан в 5-м ряду левой группы, между преподобными Паисием Галичским и Саввой Сторожевским, на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; на нимбе надпись: « ()   »); на иконах 1814 г. мастера Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА и XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saint / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Икона этого извода 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) отличается по иконографии: И. представлен в правой группе преподобных во 2-м ряду 2-м от центра, в куколе (надпись: «   »).

В книжной миниатюре образ И. известен в лицевой рукописи «Сад спасения» 1709-1711 гг. (ГММК; опубл.: Соловецкий правосл. церк. календарь. 2002. Обл.). И. изображен в деисусном предстоянии, руки подняты в молитвенном жесте; облачен в коричневую мантию, на плечах - зеленый куколь.

Среди основателей и подвижников Соловецкой обители образ И. (в схиме, голова покрыта куколем, руки в молении) помещен на нек-рых гравюрах и литографиях XIX - нач. XX в. с видами монастыря, как правило, слева на облаках, рядом с фигурами свт. Филиппа Московского и прп. Елеазара Анзерского (Ровинский Д. А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884. № 32, 42). К ним относится, напр.: офорт 1827 г. работы А. М. Шелковникова (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 95. Кат. 132; лист с раскраской из собр. А. П. Бахрушина, ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст. / ГИМ; Паломнический центр МП. М., 2009. С. 268. Кат. 778); лист 1827 г., награвированный в Москве «под смотром» И. Колышкина (экземпляр в ЦАК МДА); гравюра 50-х гг. XIX в. А. Г. Афанасьева по натурному рисунку мон. Александра (Заливского) (Ровинский. Словарь граверов. Стб. 27). На хромолитографиях 1892 г. соловецкой мастерской и нач. XX в. московской мастерской И. А. Морозова (обе в собрании АМИИ) фигура коленопреклоненного И. расположена крайней справа, его голова не покрыта.

Нередко И. изображался с прп. Елеазаром Анзерским на иконах и в печатной графике. Хромолитография «Преподобные Иринарх Соловецкий и Елеазар Анзерский» мастерской А. И. Траншеля является дополнением к Соловецкому патерику (Соловецкий патерик. СПб., 1873. Вкл.). Святые представлены в рост, вполоборота к центру, в молении Св. Троице, между ними - строения Анзерского Троицкого скита, И. одет в бордовый подризник, фелонь и зеленовато-желтую епитрахиль с желтыми крестами, в правой руке черный посох, борода окладистая, седая.

На Соловках было собственное литографское производство, популярностью у богомольцев пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» (1889, АМИИ). На нем изображены 6 наиболее почитаемых святых Соловецкого патерика, предстоящих на облаках образу Преображения Господня, внизу - панорама мон-ря со стороны бухты Благополучия. И. показан крайним справа за прп. Германом, в куколе и в епитрахили, руки с четками сложены на груди; надпись: «  ». Подобный эстамп был отпечатан в 1881 г. в литографии ТСЛ (РГБ).

Во 2-й пол. ХIХ в. образ И. появился в монументальной живописи, в частности на сев. стене в интерьере надвратной Благовещенской ц. Соловецкого мон-ря, вблизи иконостаса. Святой написан в рост, прямолично, рядом с преподобными Трифоном Печенгским, Елеазаром Анзерским и Германом Соловецким (стенопись выполнена в технике масляной живописи). В группе подвижников XVII в. седобородым старцем с покрытой куколем головой И. изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

В иконописи XX в. образ И. (с небольшой бородой с проседью, в куколе) представлен в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (в храме Христа Спасителя, в московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др.). Новая единоличная икона И. в традиц. иконописной стилистике была создана для возрожденного Соловецкого мон-ря в кон. 90-х гг. XX в. (хранится в ризнице обители). На ней преподобный написан по пояс, фронтально, в мантии и схиме, куколь на плечах, в надписи именуется «игуменом Соловецким». У И. седые волосы и округлая борода средней длины, правой рукой именословно благословляет, в левой держит игуменский жезл. Образ преподобного включен также в состав композиции «Собор Соловецких чудотворцев», напр., на иконе (ок. 2005) в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) И. возглавляет 2-й ряд правой группы святых, на его голове схимнический куколь.
Т. М. Кольцова

Наверх