День памяти преподобного Афанасия, игумена Афонского

АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ

Прп. Афанасий Афонский.

[Греч. ὁ ̓Αθωνίτης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). 

Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А. А. и дал деньги на храм в Карее. Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил А. А. приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, А. А. приехал на Крит в нач. 961 г. После победы над арабами (961) Никифор Фока решил осуществить давно возникший у него план построить мон-рь, где бы он смог подвизаться вместе с А. А. С иноком Мефодием в кон. 962 - нач. 963 г. Никифор прислал А. А. деньги, необходимые для постройки мон-ря. В том же году была построена келья для Никифора, храм во имя Предтечи Иоанна, а затем начали воздвигать храм в честь Пресв. Богородицы. В то же время А. А. принял великую схиму. 16 авг. 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором Византии. А. А., узнав об этом и поняв, что Никифор не сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и отправился на Кипр, где подвизался в мон-ре Агиа-Мони (около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному внушению А. А. вернулся в лавру. 

В нач. 964 г. он прибыл в К-поль. Имп. Никифор убедил его продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся лавры, из к-рых сохранился только один от 964 г. Император передал А. А. для лавры частицу Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи др. святых. В др. хрисовуле Никифор назначил А. А. игуменом лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна навсегда оставаться независимым мон-рем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.

Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией Матери «Экономисса» c житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
Вернувшись на Афон, А. А. продолжил строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод. Однако деятельность А. А. вызывала раздражение у др. афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший А. А., был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий, отправили в К-поль делегацию с жалобами на преподобного. А. А. (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели, ученик А. А.) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между А. А. и игуменами и старцами Афона, император отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийского мон-ря в К-поле. В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972). Предположительно в 973-975 гг. А. А. составил Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν). Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об А. А. распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия. В конце своей жизни А. А. написал «Завещание» (Διατύπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия), в к-ром содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках А. А., богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни А. А. неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т. ч. свою трагическую кончину.

В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест А. А. (весом ок. 3 кг), к-рый он не снимал даже когда спал.
Сохранилось 2 пространных греч. жития А. А. Одно написано мон. Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое - неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188). Вскоре после смерти А. А. его память была включена в греч. богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345).

В рус. календарях память А. А. появляется в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава: К-польское Евангелие 1383 г. (ГИМ. Син. № 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ. Троиц. Ризница. № 4. Л. 322).

В XIV в. на слав. язык было переведено анонимное житие А. А. (BHG, N 188). Оно входит в состав агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. № 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом преподобного. Известно, что это житие дважды копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. № 141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. № 685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.)).  

Гимнография

В различных редакциях Студийского устава и в ранних редакциях Иерусалимского устава память А. А. отсутствует. Согласно большинству афонских Типиконов XIV-XIX вв. (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 203, 510-511), его память имеет однодневные предпразднство и попразднство, что свидетельствует об особом почитании А. А. на Афоне. Последования этих дней представляют собой соединение служб преподобного и рядового святого, причем служба, совершаемая 4 июля, аналогична шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), а 6 июля - славословной, но без канонов Октоиха. В день памяти А. А. совершается бденная служба. Аналогичные особенности имеют нек-рые неафонские Типиконы (Там же. С. 244), что свидетельствует о влиянии богослужебных обычаев Афона на богослужение правосл. Церкви в целом. В совр. богослужебной практике греч. Церквей (Δίπτυχα. 1999. Σ. 162; Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 37), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 698), А. А. не полагается предпразднства и попразднства, а в день его памяти совершается полиелейная служба, причем, согласно печатным Минеям, используемым ныне в греч. Церквах, она соединяется со службой прп. Лампада Иринопольского, в печатных Минеях, используемых в РПЦ, помещены только тексты А. А., их состав соответствует бденной службе. В совр. богослужебной практике РПЦ 5 июля совершается служба обретению мощей прп. Сергия Радонежского.
Прп. Афанасий избавляет бывших с ним в лодке монахов от потопления. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
Последование святого, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, состоит из канона А. А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «̓Αθανάσιον ὑμνῶν, ἀρετὴν ἐπαινέσω. ̓Αμήν» (Воспевая Афанасия, восхваляю добродетель. Аминь), тропаря 3-го гласа «Τὴν ἐν σαρκὶ ζωήν σοῦ» (     ), циклов стихир на «Господи, воззвах», стиховных и хвалитных, а также самогласных стихир на литии «Τὸν ἀνέσπερον φωστῆρα τῆς οἰκουμένης» (   ).
Преставление прп. Афанасия. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
По греч. рукописям известен еще один канон А. А. с акростихом «̀ρδβλθυοτεΑιδω τὸν ὕμνον ̓Αθανασίῳ λόγοις» (Пою песнь Афанасию словами), не вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεῖον. Ν(?) 25. Σ. 285). Тексты последований дней пред- и попразднства, указанные в описаниях упомянутых афонских Типиконов, не вошли в печатные богослужебные книги.
В гимнографических текстах описаны факты из жития А. А.: следование за Христом с малых лет (      …       - тропарь 1-й песни канона утрени), воспитание в юношестве (           - тропарь 3-й песни). Во мн. текстах последования описаны труды А. А. по устроению Вел. лавры (                    - славник стихир на «Господи, воззвах» малой вечерни;       - стихира на литии), а также забота о душепопечении и назидании (        - славник стихир на стиховне). Скорбь братии по преставлении А. А. покрывалась заступничеством прп. отца перед Богом (                         …                  - славник стихир на «Господи, воззвах»). После смерти А. А. его память не была предана забвению (            - стиховная стихира малой вечерни), мощи преподобного стали источником исцелений (             - тропарь 8-й песни). 

О. В. Венцель

Иконография 

Изображения А. А. были особенно распространены во фресковых циклах на Афоне и в балканских странах, а также известны иконы и миниатюры в рукописях. Одним из наиболее ранних является фронтиспис кодекса из Вел. лавры на Афоне (Ath. Lavr. K 122 (2060). Vol. 4v, сер. XI в.), где А. А. представлен в монашеской мантии в молении (жест оранта). Изображения преподобного в храмовой росписи: на фреске в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.,- в рост, со свитком в руке, борода седая, овальной формы, по грудь, почти не раздваивается, лицо удлиненное, аскетическое, лоб высокий; в ц. св. Никиты в Чучере (Македония), до 1316 г.,- А. А. в монашеском одеянии, с поднятой в молении правой рукой и свитком в левой, с кудрявой бородой средней величины, разделенной на 2 пряди, на макушке отделившаяся прядь; в ц. Афендико в Мистре (Греция), 1311-1312 гг.; на юж. стене диаконника ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. В алтаре ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия; ок. 1395) А. А. представлен необычно: в святительском облачении, с омофором. На Афоне его изображения известны в ц. Пантанассы мон-ря Протат, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин; на фрагменте фрески из мон-ря св. Павла, 1447 г.; в трапезной Вел. лавры, 1512 г.,- неск. изображений в разных местах, среди преподобных; в трапезной мон-ря Воскресения Христова, 1512 г.; в мон-ре Протат, 1512-1540 гг.,- седой, с разделенной надвое, повитой бородой, с залысинами, с прядью на макушке, с крестом и свитком в руках; в кафоликонах Вел. лавры, 1535 г.; Хиландарского мон-ря, 1535 г.; мон-ря Дионисиат, 1547 г., мастер Зорзис Критянин; в капелле вмч. Георгия мон-ря Ксиропотам, 1555 г.

Образ А. А. представлен на обороте двухсторонней иконы «Спас Вседержитель», 60-80-е гг. XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (мон-рь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в рус. памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных.  

На иконе Божией Матери «Экономисса с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским (?)», XVIII в. (ЦМиАР), написанной рус. мастером с греч. гравюры, по сторонам от средника расположены 10 сюжетов из жития А. А., в т. ч. исцеления больного водянкой и мон. Антония, А. А. превращает соленую воду в питьевую, явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника из скалы, А. А. изгоняет бесов из мон-ря и др.; внизу - вид Вел. лавры, подобное изображение А. А. вместе с прп. Антонием Киево-Печерским - на гравюре сер. XVIII в., отпечатанной в Вене (Ровинский. Народные картинки. С. 455. № 1158). Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова мон-ря).
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., А. А. описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч. 3. § 13. № 8). В Софийском иконописном подлиннике кон. XVI в. отмечено, что А. А. «сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы»; в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова, XVIII в.: «Подобием главою плешив, власы сед изтемна, брада аки Григория Богослова, мало поуже, ризы преподобническия, на главе имый священный куколь, в руке свиток» (Филимонов. С. 381); у С. Т. Большакова (XVIII в.): «сед, плешив, брада Сергиева, седина темна, риза багор, испод санкир, с белилом, в руке свиток, а в нем писано: поспешим, убо и потрудимся, да царствие небесное обрящем» (Подлинник иконописный. С. 113); подобное описание дано и в иконописном подлиннике XVIII в. (РНБ. Тит. 4765. 5 июля).

Наверх