Преподобная Мелания Римляныня. Православная энциклопедия
МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ
Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 285)
(Младшая, Новая) [греч. Μελάνη (Μελάνιον) ἡ ῾Ρομαία; лат. Melania] (383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, Рим - 438/9, Иерусалим), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей; одна из самых значительных фигур жен. монашества.
Источники
Основной источник сведений о М. Р.- Житие М. Р. (Vita Melaniae), написанное ее учеником и преемником пресв. Геронтием, сохранившееся в греческой (VMgr.- BHG, N 1241) и латинской (VMlat.- BHL, N 585-586) редакциях. До XIX в. оно было известно лишь в переложении прп. Симеона Метафраста (BHG, N 1242). В XIX в. кард. М. Рамполлой дель Тиндаро и болландистами были обнаружены сначала лат. списки, позднее был открыт и опубликован греч. текст (Rampolla del Tindaro M. St. Melania Giuniore senatrice Romana: Documenti contemporanei e note. R., 1905. P. 41-85). Традиционно более ранним из всех считается VMgr., однако ни одна из сохранившихся до наст. времени редакций не признана первичной. Время составления первоначального Жития - нач. 50-х гг. V в. Житие VМgr.- ценный источник сведений о жизни палестинского монашества, о топографии Иерусалима, о богослужении. Ранний этап подвижничества М. Р. описан в «Лавсаике» Палладием, еп. Еленопольским (Pallad. Lausiac. 54, 58, 61). Сведения о ее мон-ре содержатся в Житии Петра Ивера (Johannes Rufus. Vita Petri Iberi // Petrus der Iberer / Hrsg. R. Raabe. Lpz., 1895; Horn. 2008), составленном Иоанном Руфом. М. Р. и членов ее семьи упоминает в сочинении свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский (Paul. Nol. Сarm. 21, 281-285, 294-295, 838-840). М. Р. упоминается в письме блж. Иеронима Стридонского (Hieron. Ep. 143) блж. Августину, а также в письмах самого блж. Августина (Aug. Eр. 124-126).
Жизнь
М. Р. принадлежала к сенатской знати, была дочерью Валерия Публиколы, сына Мелании Старшей, и Альбины, связанной родством с покровительницей блж. Иеронима св. Павлой. М. Р. воспитывалась в роскоши, однако с детства стремилась к подвижничеству (избегала мыться в горячей бане, под шелковой одеждой носила власяницу и т. п.). Получила прекрасное образование, одинаково хорошо говорила на латыни и по-гречески (VMgr. 26). В возрасте 13 лет была выдана замуж за 17-летнего Валерия Пиниана, тоже принадлежавшего к сенатскому сословию. Согласно еп. Палладию, у них родились 2 сына (оба умерли). Пресв. Геронтий сообщает, что их старшим ребенком была дочь, умершая в младенчестве, 2-й ребенок, мальчик, умер сразу после крещения (VMgr. 1-5). Тогда М. Р. убедила мужа прекратить супружеские отношения и обратиться к подвижнической жизни, хотя они не расставались до конца дней. Ко времени принятия этого решения М. Р. было ок. 20 лет. Сначала она пожертвовала церквам свои дорогие одежды в качестве напрестольных покровов, затем они с Пинианом стали продавать имения, отпуская на волю рабов, и передавая через доверенных клириков вырученные деньги Церкви. Некоторые из рабов последовали примеру господ и обратились к подвижничеству, однако, по свидетельству пресв. Геронтия, были случаи восстания рабов, предпочитавших оставаться в прежнем статусе.
Родственники (сначала отец М. Р., а после его смерти - брат Пиниана Север) препятствовали намерению супругов распродать имущество, поскольку Пиниан и М. Р. по возрасту еще не могли распоряжаться принадлежавшей им собственностью. Продать многочисленные имения, находившиеся в Италии, Галлии, Британии, Испании и Африке, им помогло заступничество Серены, жены полководца Стилихона, к-рая приходилась одновременно двоюродной сестрой и тещей имп. Гонорию (VMgr. 11). Пресв. Геронтий описывает состояние М. Р. и Пиниана в 120 тыс. номисм (546 кг золота) как колоссальное (VMgr. 15), однако, по подсчетам Кларк, оно не превышало среднего уровня. Рим. дворец М. Р. и Пиниана на Целии был найден при раскопках. Сохранились и надписи, свидетельствующие о крещении Пиниана.
Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 59)
В 410 г., когда возникла угроза захвата Рима готами, Мелания Старшая, к-рая ок. 400 г. приехала в Италию и там пережила смерть сына (предположительно ок. 407), убедила семью покинуть город (Pallad. Lausiac. 54). Мелания Старшая уехала на Восток и вскоре умерла. М. Р. вместе с Пинианом и матерью переехала сначала в Кампанию (где встречалась с родственником, поэтом еп. Павлином Ноланским), затем на Сицилию (на их вилле близ Мессины жил и умер Руфин Аквилейский) и, наконец, в Африку, где встречалась с Аврелием, еп. Карфагенским, Алипием, еп. Тагастским, и блж. Августином, еп. Гиппонским. Блж. Августин посвятил Альбине, Пиниану и М. Р. соч. «О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия», им также адресовано его послание Ep. 124 (Ep. 126 адресовано Альбине, она же упом. в Ep. 125, к Алипию). Еп. Палладий (Pallad. Lausiac. 61) сообщает, что они жили в своих владениях то на Сицилии, то в Кампании; согласно пресв. Геронтию, они провели 7 лет в Африке (VMgr. 19-20). Ок. 417 г. М. Р. с Пинианом и Альбиной переселились в Иерусалим (VMgr. 34-35); первое время они жили при храме Воскресения Христова (Гроба Господня) и раздавали остатки привезенного золота. Впоследствии они сами оказались в такой нищете, что, когда М. Р. заболела, у нее не нашлось подобающего ложа. Деньги у них появились только после того, как их доверенным лицам удалось продать оставшееся имение (VMgr. 35-37).
Получив денежные средства, М. Р. и Пиниан предприняли путешествие в Египет, где встречались с подвижниками (упом. Ифестион, Виктор, Илия; также говорится о тавеннесиотах и зевгитах), которые оказывали М. Р. особое уважение. Они побывали в Александрии, посетили Нитрийскую пустыню и Келлии (VMgr. 37-39).
Пока они путешествовали, Альбина по просьбе дочери устроила ей келью на Елеонской горе, в к-рой в течение 14 лет М. Р. затворялась в период от Богоявления до Пасхи в строжайшей аскезе (VMgr. 40). Не исключено, что именно эта келья известна как пещера прп. Пелагии Антиохийской. Житие М. Р. порой смешивалось с Житием Пелагии (в частности, в Шартрском кодексе). В наст. время напротив пещеры прп. Пелагии действует подземный храм в честь Вознесения Господня, левый предел к-рого освящен во имя М. Р.
После смерти Альбины (ок. 431-432) М. Р. и Пиниан переселились на Елеонскую гору, где в часовне Апостолов (Апостолеон) была похоронена Альбина (VMgr. 49), и здесь основали мон-рь (ок. 438), в котором были женское и мужское отделения (VMgr. 41). По свидетельству пресв. Геронтия, в мон-ре проживали 90 дев. Эти обители были расположены между Имвомоном (существующей и ныне ц. Вознесения Христова, построенной матроной Пименией) и Елеоной, видимо, примерно в том месте, где был мон-рь Мелании Старшей, основанный в 378 г. Во время раскопок рядом с обителью была найдена цистерна для хранения воды.
Формально М. Р. не была игуменией основанного ею мон-ря - пресв. Геронтий объясняет это ее смирением. Игумению она выбрала более строгую, сама же служила сестрам, облегчая им тяготы быта (VMgr. 41).
Об аскезе М. Р. сообщают и еп. Палладий, и пресв. Геронтий. Она почти постоянно носила одежду из грубого волоса (VMgr. 31). Еп. Палладий писал, что пищу она вкушала через день, иногда и через 5 дней (Pallad. Lausiac. 61). Пресв. Геронтий также говорит о чрезвычайной строгости поста, к-рому М. Р. предавалась вначале, от чего ее якобы отговорила мать, заботившаяся о ее здоровье (VMgr. 24). Однако Д. Горс считает, что отказ от чрезмерной аскезы мог быть связан с требованием епископа, поскольку такая аскеза была свойственна осужденным последователям Евстафия Севастийского. М. Р. постилась почти весь год, за исключением периода от Пасхи до Пятидесятницы, масла же не вкушала совсем. При этом она не придавала слишком большого значения посту, считая его «завершающей» добродетелью и ставя выше поста молитву, целомудрие и милосердие (VMgr. 43). М. Р. трижды или четырежды в год перечитывала ВЗ и НЗ, постоянно переписывала книги и делала из них выписки, определяя на каждый день, сколько нужно прочитать из Свящ. Писания, сколько гомилий, жития св. отцов читала для духовного утешения (VMgr. 23-26).
Прп. Мелания Римляныня. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Пресв. Геронтий сообщает об уставе мон-ря М. Р. В 3, 6 и 9-й час дня сестры пели псалмы. В полночь вставали на молитву. Ночное правило их состояло из 3 песнопений, 3 чтений и 15 антифонов помимо утренних. После этого они некоторое время спали. В праздники пели дополнительные песнопения (VMgr. 47). В Житии Петра Ивера (Horn. 2008. P. 62-63) говорится, что для М. Р. и сестер литургия в монастыре служилась ежедневно, «по римскому обычаю»; согласно пресв. Геронтию, литургия совершалась помимо праздников в пятницу и в воскресенье в мартирии, где находились мощи 40 мучеников Севастийских, прор. Захарии и первомч. Стефана (VMgr. 48).
Ок. 431 г. Пиниан умер (пресв. Геронтий сообщает, что М. Р. пережила его на 8 лет). Он был похоронен вместе с Альбиной в часовне Апостолов. После этого М. Р. руководила обоими отделениями монастыря при содействии пресв. Геронтия. Ок. 436 г. М. Р. начала строительство муж. мон-ря между Имвомоном и т. н. Гефсиманской пещерой. Средств не хватало, но за год обитель была построена (VMgr. 49).
Осенью 437 г. М. Р. получила известие о том, что ее дядя Волузиан, прибывший в свите имп. Валентиниана II на его свадьбу с дочерью имп. Феодосия II, тяжело заболел. Поскольку Волузиан был некрещеным, М. Р. отправилась в К-поль, чтобы способствовать его обращению в христианство. Волузиан умер, крестившись, а М. Р. пробыла в столице ок. 2 месяцев, общаясь с имп. семьей и придворными (VMgr. 50-56). В февр. 438 г. (по мнению Кларк, в 437; согласно датировке имп. бракосочетания у Сократа Схоластика, это был 436) М. Р. отправилась в обратный путь и прибыла в Иерусалим до Пасхи (27 марта 438). После этого она в короткий срок выстроила небольшой мартирий на Елеонской горе, «где стояли ноги Господни», т. е. возле Имвомона, на деньги, пожертвованные препозитом Лавсом (тот ли это Лавс, для которого написан «Лавсаик», неизв.). Этот мартирий впосл. называли ц. первомч. Стефана «у колоннады» (Wilkinson. 2002. P. 318, 335). В кон. XIX в. на этом месте была обнаружена 3-нефная базилика. Возможно, это тот же мартирий, расширенный впосл. имп. Евдокией (о чем сообщается в Житии Петра Ивера (гл. 49)). Т. о., согласно пресв. Геронтию, в мон-ре М. Р. было 2 мартирия с мощами первомч. Стефана и др. святых: один - при муж. мон-ре (VMgr. 57, 64), другой - при женском (VMgr. 48, 59).
Вскоре в Иерусалим прибыла супруга Феодосия II имп. Евдокия, которую М. Р. встречала в Сидоне. 15 мая 438 (или 439) г. состоялось перенесение мощей первомч. Стефана из Сионской ц. в только что построенную базилику за сев. воротами Иерусалима (видимо, именно к этому празднику и был приурочен визит имп. Евдокии, а также свт. Кирилла, еп. Александрийского, о чем сообщается в гл. 49 Жития Петра Ивера (Horn. 2008. P. 65-69)). На следующий день, во время освящения новопостроенного мартирия, имп. Евдокия оступилась и получила травму ноги. Согласно лат. версии Жития М. Р., она сразу исцелилась по молитвам преподобной (VMlat. 2. 26-27), в греч. версии отмечено, что, несмотря на молитвы М. Р., исцеление не было мгновенным (VMgr. 59).
Отношения М. Р. и имп. Евдокии в лат. и греч. версиях Жития описаны по-разному: по греч. версии, их связывала крепкая духовная дружба, согласно латинской, у них были конфликты. Так, Евдокия хотела забрать из мон-ря одну из сестер, но преподобная не отпустила монахиню и вразумила императрицу (VMlat. 2, 26); в греч. версии Евдокия покинула Иерусалим через неск. дней после освящения мартирия, т. е. в мае 438 г. Сколько времени прошло с этого момента до смерти М. Р.- неск. месяцев или полтора года - неясно, но далее следуют рассказы о чудесах, совершавшихся по ее молитвам. При датировке кончины М. Р. в основном исходят из датировки паломничества имп. Евдокии, приводимой Марцеллином Комитом. Возможно, имеется в виду и 438 г.
В Иерусалиме М. Р. тесно общалась со своей родственницей Павлой (внучкой покровительницы блж. Иеронима). Незадолго до смерти М. Р. они вместе присутствовали на празднике Рождества Христова в Вифлееме. Во время богослужения М. Р. было открыто, что она в последний раз отмечает этот праздник. По возвращении в мон-рь она затворилась в пещере и молилась, а на следующий день присутствовала на богослужении в ц. первомч. Стефана за сев. воротами, затем молилась в мартирии первомч. Стефана («у колоннады»), вернувшись в келью, почувствовала себя плохо, стала прощаться с сестрами и попросила положить ее в молельне (вероятно, в мартирии жен. мон-ря). Пресв. Геронтий отслужил литургию, и М. Р., причастившись Св. Таин (в VMgr. 67 зафиксирован обычай причащаться перед смертью неоднократно), отошла ко Господу. Место захоронения М. Р. пресв. Геронтий не указывает, ее могли похоронить вместе с матерью и мужем.
М. Р. принадлежала к той среде, представители к-рой после Халкидонского Собора (IV Вселенский Собор (451)) оказались в рядах его противников. В монастыре М. Р. приняли постриг Петр Ивер и его друг евнух Иоанн. Пострижение совершил пресв. Геронтий (Horn. 2008. P. 60-61), сам бывший убежденным антихалкидонитом. С этим связаны некоторые особенности его повествования: он подчеркивает непримиримость М. Р. к еретикам, в частности к несторианам, не упоминает Иерусалимского еп. Иувеналия; неоднозначно оценивается личность имп. Евдокии в греч. и лат. версиях Жития, что, возможно, связано с ее противостоянием Халкидону и последующим возвращением в Православие. Пресв. Геронтий ни разу не упоминает Меланию Старшую, вероятно, потому, что ее и Руфина Аквилейского обвинили в оригенизме.
Частицы мощей М. Р. есть в храме Гроба Господня в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 215).
В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) сказание о М. Р. помещено под 31 дек. (SynCP. Col. 359), в др. визант. Синаксарях память преподобной встречается также под 28 дек. (Ibid. Col. 352) и под 30 дек. (Ibid. Col. 356).
Почитание в Грузии
На груз. языке сохранились (все под 31 дек.) кименная (оригинальная) и метафрастическая (расширенная) редакции Жития М. Р., а также переводы текстов о М. Р. из сб. «Лавсаик» и из неизвестного сборника. Кименная версия (нач.: «Была среди чудных и славных жен святая Мелания из города Рима...») представлена рукописями XIII-XIX вв. из коллекций Иерусалимской Патриархии и Национального центра рукописей Грузии (см. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе) (Hieros. Patr. iver. 36. Fol. 158v - 169, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. iver. 120. Fol. 133v - 144v, XIV-XV вв.; НЦРГ. А 382. Л. 288-292 об., XV в.; НЦРГ. А 511. Л. 292-312, XVII в.; НЦРГ. А 643. Л. 177-184 об., XIX в.). Метафрастическое «Житие и деяния св. Мелании Римлянки» (нач.: «Во время о́но приходит человек некий по своему делу в первый среди городов, великий и успешный Рим...»), возможно, было переведено на груз. язык в XI в. прп. Ефремом Мцире и сохранилось в рукописях XI-XVI вв. в б-ке афонского Иверского монастыря, а также в собрании Кутаисского государственного историко-этнографического музея и Национального центра Грузии (Ath. Iver. georg. 2. Fol. 240v - 253v, XI в.; НЦРГ. А 199. Л. 99-103 об., XII-XIII вв.; Кут. 6. Л. 83-94 об., XIII в.; НЦРГ. А 90. Л. 142 об.- 159, XIII в.; Кут. 5. Л. 558-576 об., XVI в.). Перевод из «Лавсаика» (нач.: «И вот, блаженная Мелания заставила дать мужу...») дошел в рукописи XI в. из собрания Бодлеанской б-ки (Bodl. 1. Fol. 494v - 495v) и в поздних рукописях Национального центра Грузии (НЦРГ. Н 972. Л. 328 об., XVI в., 1639 г., 1741 г.; НЦРГ. S 300. Л. 110-110 об., 1779 г.). Сохранился также текст о М. Р. (нач.: «Блаженная Мелания была рождена в стране Испании...») в поздней рукописи Кутаисского музея (Кут. 170. Л. 3-12 об., XV-XVI вв.), представляющий собой, возможно, перевод из «Патерика». На груз. языке в переводе прп. Георгия Святогорца (XI в.) дошла служба М. Р., написанная Иосифом Песнописцем (НЦРГ. S 4999. Л. 645, XI в.), с ирмосами 1 плагального (5-го) гласа.
Гимнография
В Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. Р. указана под 28 дек. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 165).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. Р. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 162, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 42),- под 31 дек. приводится богослужебное последование М. Р., состоящее из канона, цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, память М. Р. отмечается 31 дек., но служба ей совершается 30 дек. (т. к. 31 дек.- отдание праздника Рождества Христова и в этот день назначаются только песнопения праздника); богослужебное последование М. Р. состоит из канона 4-го гласа, 2 стихир и седальна (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 367-368).
Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему южноиталийскую редакцию Студийского устава, память М. Р. отмечается 31 дек., но поскольку в этот день совершается отдание праздника Рождества Христова и на вечерне, утрене и литургии поется служба праздника, то М. Р. назначается только канон на полунощнице (Arranz. Typicon. P. 147).
В Типиконах и богослужебных книгах, относящихся к Иерусалимскому уставу, память М. Р. отмечается 31 дек. (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 37), но служба ей переносится на 30 дек. (из-за отдания 31 дек. праздника Рождества Христова) и поется вместе со службами мц. Анисии и попразднства Рождества Христова (напр., см. в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 75б, в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (Л. 497 об.- 499)).
Последование М. Р., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: кондак 3-го гласа «Девства чистоты возлюбльши...» (Минея (МП). Декабрь. Т. 2. С. 473; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 97 (доп. паг.)), кондак 4-го гласа Καταυγασθεῖσα τὴν ψυχὴν̇ (Озарив душу...) с икосом (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 467); канон авторства Феофана Начертанного, без акростиха, 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ), нач.: Παθῶν ἀμαυρότητι μελνωθέντα με (Страстей омрачением очерневша мя); цикл стихир-подобнов; седален; ексапостиларий (только в греческих).
По рукописям известен также дополнительный ексапостиларий М. Р. (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. 1942. Τ. 41. Σ. 144).
Е. Е. МакаровИконография
Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 93)
Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). В соответствии с чином прославления М. Р. изображают в монашеском облачении держащей в руке крест или свиток. Ее образ представлен в минейных циклах на дек. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 285, 1-я четв. XI в.) М. Р. показана на золотом фоне с зеленым поземом в рост, фронтально, в торжественной позе оранты, в центре композиции с архитектурными колонками, образующими над фигурой святой своеобразный киворий. Впечатление о кивории усиливают 2 лампады, висящие по сторонам центрального объема, и симметрично свисающие велумы. Облачение М. Р. составляют коричневое платье, черные мантия, схима и плат, повязанный так, что его конец свободно свисает слева чуть ниже линии плеча. М. Р. молода, у нее округлое лицо с румянцем, черты лица правильные. В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 282v, кон. XI в.) святая представлена в паре со сщмч. Зотиком (пам. 30 дек.), фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - открыта ладонью вовне, облачена в светло-коричневое платье, темную мантию, в схиме и плате, с аналавом; характеристика возраста та же, что и на миниатюре в рукописи Vat. gr. 1613. Подобное изображение - в Минологии на дек. (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 220v, XI-XII вв.). Как оранта (полуфигура) святая представлена и в клейме 3-частной миниатюры в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 23r, 1322-1340 гг.). Дважды М. изображена на миниатюрах в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) - оглавно, в лилового цвета плате, в паре с прп. Матроной К-польской (Л. 59) и в рост, с крестом в руке (Л. 93), так же как в рукописи Vat. gr. 1156.
В настенных минологиях притворов ряда храмов образ святой сохранился лишь в соборе Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- фронтально в рост, на голове - встречающийся с XIV в. клобук греч. типа с расширяющейся вверх тульей, под клобуком - плат, напоминающий совр. апостольник.
В русских иконописных подлинниках описание М. Р. встречается уже в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.; под 31 дек.). Святую рекомендовано писать «аки Евдокию», т. е. в соответствии с уподоблением М. Р. облику прмц. Евдокии Илиопольской (пам. 1 марта), она должна изображаться в клобуке греч. типа («клобук лазорь, не круглой»), в «ряске санкир с белилы», с крестом в левой руке, «а правая молебна, персты верх» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 58, 76). В подлинниках сводной редакции XVIII в. указания носят более конкретный характер: «…схима на главе празелен, риза преподобническая, испод дичь, руки молебны» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 61; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 229). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) представлен единоличный ростовой образ преподобной в иконографии, близкой к тексту в Софийском списке (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 31 дек.). В руководстве для иконописцев (1910), составленном акад. В. Д. Фартусовым, в основу описания облика М. Р. легли не столько ее изображения, сколько обобщенные впечатления от Жития: «…типа римского, более средних лет, очень худа, как будто ее кости обтянуты тонкой пеленой; одежды - грубые: подпоясанная власяница и короткая мантия, на голове куколь». Там же предлагаются 3 варианта надписи в ее свитке; одна из надписей составлена с опорой на Житие святой: «Господи Боже, Егоже избрах себе, и возлюбих от начала, Егоже паче брака и богатства, славы же и сластей предпочтох, Емуже от рождения моего тело и душу вручих, постави мя чисту на суде Твоем» (Фартусов. Руководство для иконописания. С. 125).
В минейных циклах в иконописи изображение М. Р. неизменно занимает место под 31 дек.; как правило, в отведенном ей клейме представлена одна: на иконах на дек. из комплекта годовых миней (напр., кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА) и на иконах на год (напр., нач. XIX в., УКМ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на дек.- в темной мантии поверх платья, на голове светлый плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. С. 40. Кат. 33. 4); на гравированном листе святцев на нояб. работы И. К. Любецкого (1730) - поверх мантии надета схима с островерхим куколем (см.: Там же. С. 51. Кат. 35. 4). На миниатюре в минейной части Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812. Л. 221, 50-е гг. XIX в.), иконография М. Р. близка к изображению на гравюре Любецкого.
В иконописи образ М. Р. единоличный или в составе избранных святых встречается достаточно редко; как правило, образы на таких иконах обусловлены желанием заказчика иметь изображение соименной святой. К таким примерам относится икона 1-й пол. XVII в. «Арх. Михаил, побивающий семерых трясовиц, и св. Сисиний» (частное собрание, Париж) с изображением М. Р. на правом поле (на левом - арх. Уриил): святая представлена в рост, в 3/4-ном развороте к центру иконы, в монашеском облачении, на голове плат, в сложенных на уровне груди руках держит закрытый свиток (Бенчев. Иконы Ангелов. М., 2005. С. 111).