Предостережение от великого обмана
Благо человеку, который слушает голос предостережения и увещания, пока есть еще для этого время, пока открыт еще ему путь к исправлению. Придет время, когда затворятся ворота и отрежется путь этот, и тогда поздно уже будет совершать покаяние. Для нас с вами, братие, этот путь, благодарение Богу, еще не отрезан. Еще проповедуется нам слово Божие, еще предоставляется нам выбор: стать на путь к небу или к аду. Мы слышим из этого слова, что путь, ведущий в бездну гибели – очень широкий, а путь к жизни вечной – очень узкий и тесный. Это – такие ясные и определенные изречения Господа (Мф.7:13–14), которые не могут изменяться и вводить в обман. О, пусть же никто не воображает, что широким путем можно все-таки придти к вечной жизни и чрез широкие ворота пройти к вечному блаженству. Но очень многие, кажется, так думают или по крайней мере делами своими показывают, что они так думают. Живя по влечению своих страстей, или по ветхому своему человеку, они не спрашивают о Боге – живом Боге, ни о вечности – нескончаемой вечности. Так легко обманывая самих себя, они заставляют и других вводить себя в этот обман здесь, на земле; но что в этом обмане касается бедной души, то это самый гибельный, самый ужасный обман. Несчастный человек, введенный в такой обман, большей частью тогда только внутренне постигает это, когда уже бывает поздно. И ах! – как много таких, которые тогда только постигают всё значение и всю тяжесть своего заблуждения, когда уже невозможно бывает поправить дело.
Рассмотрим ближе этот опасный обман, обратив внимание на предостережение от апостола Павла галатам: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:7–8 ).
Несколько раньше тот же Апостол предостерегал и от самообольщения: кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал.6:3), и увещевал каждого испытывать свое дело, чтобы иметь похвалу... в себе (Гал.6:4). Но выше приведенные слова Апостола содержат в себе более серьезное предостережение пред величайшим обманом, в который, к сожалению, впадают многие из людей. Этот обман предоставляется нам и как воображаемый обман Бога, и как действительный обман самих себя, и как ужасное разочарование.
I.
Не обманывайтесь. Это – предостерегающее воззвание, которое поистине важно и достойно внимания и запечатления в сердце каждого человека. Говорят, что человеку свойственно ошибаться, и этим утешают себя во многих ошибках, в которые впадают сами или вводятся другими; ненамеренная же неправда понимается уже как нечто извинительное... Однако и здесь предостережение было бы уместно, именно потому, что человек так легко впадает в ошибки и так часто слишком легко к ним относится. Впрочем, святой Апостол имеет в виду в своем предостережении к галатам не невольное уклонение от истины. Он говорит о том греховном заблуждении, в котором люди сами повинны и которое определяет весь образ жизни их даже до смерти. Это уже не есть временная и как бы безразличная ошибка, но глубокое заблуждение в важнейших вопросах жизни человека: заблуждение в отношении Бога, заблуждение в отношении себя самого и заблуждение в отношении времени и вечности. Ужасно, в самом деле, находиться в такой ошибке, которая имеет значение не только для сей жизни, но и для будущей. И однако сколько людей обманывают себя в отношении Бога, думая обмануть Бога! Они действуют и поступают так, что как будто Он – такой Бог, над Которым можно и посмеяться, такой Бог, с Которым можно делать, что угодно.
Если язычники измыслили себе богов по своему вкусу, по своим чувственным склонностям и страстям, которые они им приписывали, если они измыслили свою идею божества, по своей мудрости и соображениям своего ума, так что можно сказать: каков человек, таков и его Бог, каковы народы, таково и учение их о Боге, – то и у многих из христиан часто в этом отношении бывает не лучше. Когда им не по вкусу иметь такого Бога, Который произнес проклятие на каждого, кто не пребывает во всех словах Его закона, тогда они говорят себе и другим: Бог есть безграничная любовь и бесконечное милосердие... Если их беспокоит мысль о том, что Бог всеведущ, что Он всё ясно видит и знает не только дела, но и помыслы, то они в успокоение говорят себе: Богу слишком много было бы дела, если бы Он захотел следить и заботиться о таких маловажных делах, которые так же хорошо могут совершаться и без Него. Если им трудно сохранить душевное довольство при мысли о том, что Бог – справедлив и правосуден, что Он не оставит безнаказанным ни одного греха, то они утешают себя такими мыслями: Бог – долготерпелив и многомилостив, Он не должен быть жестоким к грешникам... Они ведут себя так, будто от Бога можно убежать и все дела и поступки свои скрыть от Него, забывая написанное: «ужели ты думаешь, что кто-нибудь может скрыться от Меня, так чтобы Я не увидел его (ср. Пс.138:7–13)? Не Я ли сотворил небо и землю (Быт.1:1)?..» Не значит ли это смеяться над Богом, над Его любовью и милосердием, когда всякий день прилагают грех к греху и при этом, однако, думают напоследок дней оказаться правыми пред Богом и получить Его милость?! Не значит ли смеяться над Богом, над Его любовью, если, невзирая на бесчисленные грехи и беззакония, утешают себя так: но я ведь много сделал и хорошего, и это не может не послужить к моему оправданию в тот последний день?! Не значит ли смеяться над Богом, над Его всеведением и обманывать Его, если подыскивают разного рода предлоги, чтобы оправдать свои грехи или прикрыть их?! И однако как много людей, которые склонны таким образом себя оправдывать и извинять пред Богом, вместо того чтобы обвинять и смирять себя. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Гал.6:7)! У Иова читаем: Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? (Иов.13:9). И всё же какое множество людей думают именно так, что можно «обмануть» Бога и скрыть от Него дела свои, что можно сеять в плоть, но пожать жизнь вечную! Какая страшная ошибка! И не учиняют ли ее люди самым легкомысленным образом, когда говорят: весело жил и счастливо умер – словом, дьяволу счет испортил?.. Однако как тонко здесь, в сущности, скрывается мысль о возможности обмануть Бога! Жить в безбожии и нечестии, и однако достигнуть блаженной кончины; забыть и пренебречь Богом, и однако в той жизни получить от Него блаженство – разве это не посмеяние и не обман Бога?! Полагают, что такого конца можно достигнуть на смертном одре путем некоторых молитвенных форм, при помощи, наконец, Таинства Причащения, того Таинства, которым они пренебрегали в дни своего здоровья и веселья. И благоразумный разбойник на кресте для них служит якобы основанием и подкреплением... Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твои сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои (Пс.49:10–21).
Поистине, Бог не попускает глумиться над Своею справедливостью, над Своею святостью и всеведением! И какие дивные картины этой истины дарит нам Святая Библия. Вот однажды Ахав хотел обмануть Бога и, вопреки заповеди Иеговы при завоевании Иерихона, взял нечто из запрещенного и скрыл это в шатре, надеясь избежать наказания!.. Но Израиль был разбит и бежал от неприятеля, пока не было снято проклятие, не был открыт злодей посредством жребия и побит камнями преступник закона. Вот Иона пророк думал обмануть Господа Бога и убежать от Него, когда, вместо того чтобы во исполнение заповеди Господней идти для проповеди в Ниневию, сел на корабль морской. Но поднялась буря и навела такой страх на плывших в корабле, пока не было решено посредством жребия сбросить с корабля того, ради которого так прогневался Бог, – и был сброшен в море Иона!.. Думал пренебречь Богом и евангельский богач, когда сказал своей душе: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк.12:19–20)... И самомнительный фарисей, которого Господь противопоставляет бедному мытарю, думал также нечто как бы подсказать Богу, когда явился в храм и хвалил сам себя и в своей молитве к Богу выставлял на вид свои добродетели: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю... Но всё это было тщетно и напрасно. Мытарь же, который с глубоким смирением и чувством раскаяния бил себя в грудь и говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! – оказался более угодным Богу, чем фарисей; так всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:11–14).
Во всех этих случаях мы видим, как люди, воображая, что они могут обмануть Бога и укрыться от Его суда, впадали в этом отношении в великое заблуждение. И если кого обманывали, так только себя самих, почему, сея в плоть, и пожинали от плоти только тление, сея обман, и пожинали только крушение своих надежд, впадая затем в отчаяние и вечную погибель!..
II.
Воображаемый обман Бога скоро является всегда как действительный, очень грустный и жалкий обман самого себя. И совершенно верна народная поговорка, что кто не так думает, тот обманывает себя. Бог ни в каком случае не позволит Себя обмануть или надругаться над Собою. Кто сеет ветер, тот пожинает бурю (Ос.8:7); кто сеет грех, то пожинает наказание; кто сеет в плоть свою, тот пожнет тление. Это – очень опасный самообман, если человек забывает этот древний, первоначальный закон Бога. Сеющий неправду, говорит Соломон в книге Притчей (Притч.22:8), пожнет беду, и трость гнева (Божия) для него уже готова. И апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим.8:13).
В нашем же тексте Апостол, восставая против опасного самообмана, развивает свое положение с двух различных сторон: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:8). Что же, теперь, значит – сеять в плоть? Если мы точнее будем держаться употребленного здесь образа, то это, собственно, значит вот что: свою плоть надо понимать как почву, на которую разбрасываются семена; надо смотреть на плоть как на то место, на котором сосредоточивается деятельность. Следовательно, сеять в плоть – значит все свои труды, все свои заботы и намерения, все свои мысли, чувствования, желания и стремления направлять на плоть, чтобы ей доставлять покой и удобства, чтобы исполнять ее волю, удовлетворять ее наклонностям и влечениям; значит плоть сделать целью своего стремления, предметом своих желаний, чаяний и надежд, а земное, греховное, скоропреходящее существование – главным предметом, средоточным пунктом своей деятельности, своих планов и предначертаний. Вот что означает сеять в плоть. Кто это делает, тот от плоти же должен ожидать и жатву. Кто засевает свои семена в землю, тот от земли же ожидает и восхода их, и плодородия, и приумножения семени. Следовательно, ожидание выгод, прибыли и плодов от плоти, от грешной, неправедной жизни в сем мире – вот что составляет дело тех, которые сеют в плоть. Одним словом, они предаются служению плоти, как земледелец, который где сеет, там и жнет и весь отдается служению почве, на которой и в которой он сеет, от которой и из которой ожидает и плодов своих трудов. И не видим ли мы воочию, что большая часть людей так действительно и сеют только в плоть: свое земное, скоропреходящее существование поставляют главной своей целью, служат похотям и влечениям своего ветхого – душевного или плотского человека, похоти его плоти и гордости житейской. Такие люди покорно делают себя рабами своей плоти, вместо того чтобы вести борьбу с ее похотями. И жестоко они обманывают самих себя, когда надеются в жизни по плоти найти для себя полное удовлетворение и истинное наслаждение. Вместо этого они постоянно терзаются всё новыми и новыми похотями, чувствуют вечную неудовлетворенность... И нет конца их жертвам созданному ими же культу плоти: чем больше они приносят жертв этому идолу нашего времени, тем несчастнее чувствуют себя и нередко в отчаянии, от страшного томления духа лишают так или иначе себя самой жизни, оставляя в назидании другим несколько строк: «прошу никого не винить в моей смерти...» Да, «никого»!.. Потому никого, что сам всю жизнь свою только и делал то, что сеял в плоть, забыл о своей душе!.. Ну, и пожал от плоти лишь тление, томление и неестественную смерть!..
Но что же значит сеять в духе? Это значит – сделать дух и жизнь духа главным и даже исключительным полем своей деятельности. Как земледелец необходимо должен возделывать свое поле, на котором он хочет сеять, удобрять, разрыхлять его, так и человек, сеющий в духе, прежде всего, естественно, должен возделывать свой вечный, бессмертный дух, доставлять ему духовную пищу из слова Божия. Он видит при этом, что его бессмертная душа получает хлеб жизни, без которого она может умереть с голода и погибнуть. Он обращает свое внимание главным образом на то, чтобы удовлетворена была глубокая жажда души по Богу, по живому Богу. Он не заглушает такого духа, внушений совести, но действует согласно с ними по их указанию. И кто сеет так в духе, тот от духа же будет ожидать и того, что должно делать для него жизнь его приятной и дорогой, – радости, мира, счастья и спасения. Не от собственного духа получит он всё это, а от Духа Божия, к Которому за небесной пищей неуклонно придет сеющий в духе. Последний скоро познает бессилие и ничтожество своего духа и поэтому скоро станет искать источника своей радости в силе Духа Божия. Так сеющий в духе от духа и пожнет жизнь вечную.
Греховная плоть приносит только смерть и тление, а дух приносит мир, радость и славу, вечную жизнь и непрестанность бытия. Вечная жизнь состоит в общении с Богом во Христе, и это общение начинается уже здесь и там, в горнем, загробном мире лишь завершается. Наша душа сотворена для вечности, и потому дух нигде не найдет покоя кроме Бога. Посмотрите на тех, которые прельщаются суетным, мишурным блеском земных соблазнов: они постоянно ловят только блуждающие огни и обнимают только призраки!.. Не похожи ли они на того несчастного в легендарном сказании древности, который испытывал невероятные мучения жажды и голода, когда, стоя в свежей воде, постоянно страдал от жажды, потому что всякий раз, как только он нагибался к воде, чтобы напиться, вода исчезала пред его устами, и всякий раз, как только он желал вкусить висящих над ним плодов, – плоды поднимались вверх от него!..48
III.
Итак, с самообманом неразрывно связано ужасное разочарование. От плоти нельзя ничего пожать, кроме тления. Попробуй человек долгое время глумиться над порядками и законом своего Бога и пренебречь Его строгим судом и наказаниями – очень скоро увидит совсем другое. Поистине, не шуточное дело идти против заповедей Бога, и Соломон говорит в книге Притчей (Притч.3:33–34): Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать. А у пророка Исаии читаем: проповедуйте праведным, что труд их не напрасен, ибо они будут вкушать плоды своих дел. Но горе нечестивым – они не будут иметь утешения, ибо отнимется у них то, что зарабатывают они своими руками. Ужасное разочарование и замедление наступит для них: семя, посеянное в плоть, приносит плод тления ближайшим образом уже в здешней жизни, а потом и в будущей. Да, уже здесь, в этой жизни, дурное семя произращает скоро и дурные плоды. Да иначе и быть не может. И не видим ли мы сейчас, как мало здесь, на земле, мира и как много вражды в людских сердцах, как мало радостей и как много страданий, как мало любви и как много ненависти. Не видим ли мы капли счастья – и моря и океаны горя? Укажите таких людей, которые при своем сеянии в плоть, при лихорадочной погоне за своими благами, при своем стремлении к власти и почету от людей, при самом заботливом достижении земного благополучия могли бы сказать: я доволен, я удовлетворен, больше мне ничего не нужно. Не видим ли мы, как эти миролюбцы спешат, стараясь перегнать один другого, и чем более спешат, тем глубже падают? Кто не знает поэтических и полного смысла образов наших народных сказаний, представляющих нам такого человека, который в своем стремлении к мудрости и знанию, к славе и почестям, к счастью и привольной жизни остается неудовлетворенным, пока наконец не решается разломить рамки человеческого и в конце концов заключает союз с князем тьмы, чтобы покончить ужасной смертью. Таков человек мира сего со всей его культурой плоти!..
Да, кто сеет ветер, тот пожнет бурю (Ос.8:7), – кто сеет в плоть, тот пожнет тление (Гал.6:8). Мы видим это пред своими глазами: плевелы быстро растут между нами, и древо греха приносит обильные, но ужасные плоды. Злоба, ненависть и неправда убивают в человеке Бога, и человек низвергается в бездну. Всюду открывается со всей ясностью то, как жалки и беспомощны те, которые убили в себе Бога и предоставили себя своей собственной плоти и своей собственной силе. Легкомысленная, развращенная юность, – не приводит ли она к растленной и болезненной нравственно и физически старости. И не встречаем ли мы на каждом шагу эти жалкие, рано отжившие свой век лица, носящие на себе отпечаток греха, как яркое свидетельство того, что Бог поругаем не бывает и что человек пожинает то, что сам посеял. А наши всегда переполненные тюрьмы и исправительные дома, не громко ли они свидетельствуют о печальных последствиях сеяния в плоть? Не идут ли у нас в ход злословие и ложь, клевета, злоба, воровство и обман, убийство и самоубийство и в больших городах, и в малых селениях? А политическая история нашего века, что показывает она нам? – Несправедливость и неверность, измену, глумление над всем святым, что еще оставалось в человеке, засилье силы и попрание права, мятежи, забастовки, распри и страшные войны. Да, сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал.6:8).
О, нам нет нужды далеко искать и исследовать самые закулисные стороны жизни, чтобы убедиться в этом. Не зреет ли ужасный плод тления непосредственно пред нашими глазами? Войдем в наши дома: не сеется ли там только в плоть, вместо того чтобы сеять в дух? Все заботы не направлены ли на приобретение человеческой мудрости и практических знаний, вместо стремления к познанию слова Божия и исполнению воли Божией? Но каковы же плоды такого сеяния? Каковы они, например, в отношении детей к родителям? Есть ли теперь там страх и любовь, послушание и покорность или несется всеобщая жалоба на упорство и непокорность нашего юношества в доме и школе, к родителям и учителям? И как относятся, наоборот, родители к своим детям? Воспитывают ли они их в страхе Божием или скорее в легкомыслии и нечестии? Не раздражают ли они их и не подают ли им дурной пример?
А брачная, супружеская жизнь – какую представляет она нам картину? Есть ли единомыслие и любовь между супругами? Есть ли между ними взаимная преданность и верность? Есть ли самоотвержение и готовность к взаимному самопожертвованию? Находят ли наши супруги удовольствие в своем домашнем, семейном очаге – или же, наоборот, страсть к публичным удовольствиям и зрелищам служит причиной упадка семейной жизни и источником супружеской неверности, нравственной распущенности и нецеломудрия, доходящего до так умножившегося ныне расторжения браков? А каковы отношения хозяев к прислуге и наоборот? Не несутся ли оттуда взаимные жалобы на неверность, суровость, отсутствие любви и участия? А в торговле, занятиях промышленных, в ежедневном обращении – что мы видим? Служат ли здесь правилом доверие и честность, добросовестность и верность или господствует здесь скорее противоположное, и до такой высокой степени, что вся наша торговля и промышленная жизнь основаны на злоупотреблении доверием и плутовстве? А добрые старые обычаи и правила наших предков – в каком они положении? Стыдливость и невинность наших юношей и девиц – составляет ли это повсюдное явление или же всё более и более распространяется беззастенчивость и как яд отравляет наше общество?
Всюду, куда мы ни обратим взор свой, нас поражают бедствия и грехи, позор и скорбь. Да иначе и быть не может, ибо наше современное общество сеет только в плоть, а потому и пожинает только тление.
Но за ужасным разочарованием этой жизни следует еще более страшная судьба в жизни той, где станет пред нами грозный Судья, пред судом Которого уже не будет у нас времени для раскаяния и покаяния, а лишь примем воздаяние по делам нашим. И все, сеющие в плоть, окажутся тогда в положении того богача Евангельского, который имел обыкновение всякий день веселиться и пировать роскошно (Лк.16:19 и далее)! Они уподобятся тому ленивому и беспечному рабу, который с зарытым в землю талантом, гордо предстал пред лице Господа, но там же с ужасом понял, что Бог поругаем не бывает (Мф.25:14–29)! Они почувствуют там себя так, как те неразумные девы, у которых не оказалось масла в светильниках при встрече Жениха и пред которыми затворились двери Царствия Небесного и на зов которых Христос отвечал: Я не знаю вас (Мф.25:1–13)!
Будем же сеять не в плоть, чтобы не пожать нам тление, но в дух, дабы нам отдуха пожать жизнь вечную. И так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13), то постараемся всегда быть готовыми и всегда бодрствовать и находиться на страже, дабы тать, вор и разбойник душ наших, который хочет поглотить нас (1Пет.5:8), не проник в дом наш – в сердце наше и не лишил нас драгоценнейшего сокровища души пашей – веры в Бога, послушания воле Его. Блажен тот верный и мудрый раб, егоже, когда в полночь придет Жених, обрящет бдяща... (Лк.12:35–44).
Издание Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. Пг., 1916. 15 с.