Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец. Православная энциклопедия
ИАКОВ
(XV в.?), прав. (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Боровичский, Новгородский.
Источники
Краткие сведения о святом и о начале его почитания содержатся в Сказании о чудесах от мощей И., представленном 3 редакциями: начальной, возникшей не ранее 1561 г. (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 654), 1-й дополненной, составленной не ранее 1582 г. (ГИМ. Син. № 447-4°), 2-й дополненной, возникшей не ранее 1599 г. (ГИМ. Увар. № 395; РНБ. Погод. № 1619). Сказание о чудесах от мощей И. основано на акте об освидетельствовании мощей святого от 2 июля 1544 г. (фрагменты акта опубл. по ркп. ГИМ. Син. № 447-4о - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. № 234. С. 131-132; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 234-235), на грамоте о перенесении мощей И. от 6 окт. 1544 г. и на акте о перенесении мощей от 23 окт. 1544 г., а также на записях о чудесных исцелениях от мощей святого, к-рые происходили ранее, в ходе и после освидетельствования мощей.
Прав. Иаков Боровичский. Икона. XIX в. (СГХМ)
В рукописной традиции получила распространение «Повесть словеси...» о явлении мощей И. («Месяца октября в 23 день. Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей преподобнаго телеси святаго Иякова, иже в пределех Великого Новаграда, Боровитцкого чюдотворца, како прииде Мстою рекою вопреки струям к месту Боровитцку, идеже лежаше, или коею славою прослави его Бог»; нач.: «Зачало премудрости - страх Господень»). Ранний список памятника был создан в 1600 г. в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре (ГИМ. Чуд. № 308), до XIX в. включительно с него делались копии (напр., ГИМ. Увар. № 633, XIX в.). Автор «Повести словеси...» ориентировался на службу И. (создана ок. 1572) и на Сказание о чудесах от мощей И. «Повесть словеси...» вошла в Четьи-Минеи на окт.: Тулуповские (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 668, 1629 г.), Милютинские (ГИМ. Син. № 798, сер. XVII в.) и в Четьи-Минеи кон. XVII в. РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 667. Произведение включалось в сборники вместе с др. сочинениями, посвященными И. (напр., ГИМ. Увар. № 395; Син. № 234; РНБ. Погод. № 1619).
Описанию перенесения мощей святого в 1657 г. в валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь посвящено Слово о перенесении мощей И. («Слово благополезно о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Ивирския и святаго новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московскаго и всея Русии, чудотворца, иже на Святеезере, и о пренесении мощей святаго праведнаго Иакова, иже прежде Боровекеск (так! - Е. Р.) именовася»), изданное 28 окт. 1658 г. в типографии Иверского мон-ря и соединенное в сб. «Рай мысленный» со Сказаниями об Иверских монастырях и с Похвальным словом Пресв. Богородице (Л. 49-73 1-го счета). Произведение атрибутируется патриарху Никону, т. к. в печатном издании есть помета: «Списано смиренным Никоном патриархом, в той же обители будучи» (Л. 49 1-го счета). Экземпляр издания «Рай мысленный» был сразу после выхода из типографии отослан патриарху.
Прав. Иаков Боровичский. Гравюра из сб. «Рай мысленный». Иверский мон-рь, 28 окт. 1658 - 3 авг. 1659. Л. 1 об. - 2 (2-го счета) (РГБ)
3 авг. 1659 г. сб. «Рай мысленный» был дополнен еще одним произведением, посвященным И.,- Словом о явлении мощей святого («Слово о явлении честных и многоцелебных мощей святаго и праведнаго Иакова, Боровицкаго чудотворца, и о чудесех его»; нач.: «Прежде век непостижимым мановением Божиим») (Л. 1-30 2-го счета). К печатному оригиналу Слова о явлении мощей И. восходят более поздние списки из б-к Троице-Сергиева (РНБ. Мих. Q. 515, кон. XVII - нач. XVIII в.) и Соловецкого в честь Преображения Господня (РНБ. Солов. № 990/1099, XVIII в.) мон-рей. В Слове о явлении мощей, написанном в жанре торжественного красноречия, есть текстуальные совпадения со службой И. Нек-рые исследователи приписывают Слово о явлении мощей И. патриарху Никону по аналогии со Словом о перенесении мощей святого (Белоненко В. С. «Рай мысленный» и создание Иверского Валдайского монастыря // Рай мысленный. 1999. С. 20; Севастьянова. 2003. С. 185). Более традиц. и надежной является атрибуция памятника иером. Епифанию (Славинецкому), ближайшему сподвижнику патриарха Никона (Ключевский. Древнерусские жития. С. 425-426; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 235; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 236). В лит-ре иногда отождествляются 2 произведения, приуроченные к памяти И. 23 окт.: «Повесть словеси...» о явлении мощей И. (нач.: «Зачало премудрости - страх Господень») и Слово о явлении мощей святого (нач.: «Прежде век непостижимым мановением Божиим»). Епифанию (Славинецкому) следует атрибутировать 2-й текст. В перечне трудов Епифания, составленном его учеником чудовским мон. Евфимием, значится «Слово похвальное Иакову Боровицкому» с нач. «Прежде век непостижимым…» («Каталог на словеса» Епифания (Славинецкого) чудовского инока Евфимия / Опубл.: В. Ундольский // ЧОИДР. 1846. Кн. 4. С. 69). В произведении встречается специфический для художественной системы Епифания (Славинецкого) образ «мира лестного» (Елеонская. 1990. С. 71). Сокращенный текст Слова о явлении мощей И. был внесен в 3-е издание Пролога (М., 1659-1660), в том на сент.-нояб., под 23 окт. (Л. 602-609), в подготовке к-рого активное участие принимал Евфимий Чудовский. Известны также рукописные варианты проложного текста (напр., РНБ. ОЛДП. Q. 455, XVIII в.).
В 1687 г. было создано еще одно произведение о явлении мощей И.- «Слово о принесении честных мощей святаго праведнаго Иякова Боровицкаго, Новгородскаго чюдотворца, и о чюдесех его» (нач.: «Сей святый великий чюдотворец Ияков дарова нам Божественое си имя ведети»). Его автором является новгородский подьячий Борис Козынин, создавший т. н. Косинский сборник (ркп. из собрания Ф. И. Буслаева, ранее принадлежавшая Косинскому мон-рю - РНБ. F.I.729),- «энциклопедию» житий Новгородских святых со службами и Похвальными словами. Козынин опирался на все известные к тому времени тексты об И. Предания об И., бытовавшие на Новгородской земле, получили отражение в агиографических произведениях и в трудах церковных историков XIX в.
Почитание
В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиеп. Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу р. Мсты. Архиеп. Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: свящ. Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорус. агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья - см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апр. (РНБ. Погод. № 629. Л. 172, XVII в.), 23 окт. 1542 г. (см.: Сергий. Т. 1. С. 610) или 23 окт. 1544 г. (РНБ. Археол. об-во. № 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.). Преставление И. связывают с 1452 г. (Там же) или с 1540 г. (Барсуков. Стб. 233). Длительная традиция передачи предания об И. старожилами-«памятухами», существовавшая к сер. XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси...» сообщается, что мощи И. плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами И. привела к тому, что коренных жителей Боровичей еще в XX в. звали «невежами» (Панченко. 1998. С. 134). После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, И. был отроком. В посвященных святому виршах, созданных не ранее 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий / Боровический, иже телом нагий. / Облече душу в добрый бисер драгий, / Днесь украшает Иверские праги. / Что луна небу, то Иаков младый» (цит. по: Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 173; ср.: С. 54). Под влиянием сб. «Рай мысленный», в к-ром Слово о явлении мощей И. соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божией Матери, а также того обстоятельства, что мощи И. и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского мон-ря, к XIX в. сложилось предание об И. как об отроке - герое Сказания об Иверской иконе Божией Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы - вторник Светлой седмицы - совпадает с днем явления мощей И.). Прославленный в церковной службе как блаженный (Минея (МП). Окт. С. 589-592), И. в старших посвященных ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и в валдайском Иверском мон-рях. В преданиях И. предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), к-рый «принял Христа ради юродство и был убит громом» (Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275).
Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК)
Свящ. Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты - все цело... а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися - лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. № 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, как, получив «обыск чудес», архиеп. Феодосий обратился к Московскому митр. св. Макарию. Тот прислал грамоту, в к-рой предписывал создать комиссию для перенесения мощей И. в новопостроенную ц. Сошествия Св. Духа в боровичском Свято-Духовом мон-ре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей И. является грамота архиеп. Феодосия от 6 окт. 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игум. новгородского Антония Римлянина монастыря Константину и свящ. Иоанну вместе с др. клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи И. из часовни на берегу Мсты в Боровичский мон-рь, положить их в раку у юж. дверей Свято-Духовской ц. и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 окт. 1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская ц. К сер. XVII в. мощи И. почивали в Свято-Духовской ц. в деревянной раке.
У гроба святого начали совершаться чудеса, к-рые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих мон-рей, с приписанными к новгородскому Антониеву мон-рю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки И. 18 и 20 февр. 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. № 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси...» говорится о многочисленных чудесах от мощей И.- «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси...» неоднократно обращается к объяснению почитания И., к-рый неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей.
Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент святцев на окт. Гравюра Г. П. Тепчерского. 1722 г. (ГЛМ)
Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митр. Макарий не позволил установить общецерковное празднование И. из-за отсутствия сведений о святом. В февр. 1572 г. Новгородский архиеп. Леонид послал в Боровичи свящ. новгородского Розважского монастыря Трифона, свящ. Софийского собора Посника и диак. Димитриевской ц. Симеона с поручением проверить рассказы о чудесах от мощей И. После 2-го освидетельствования И. был, вероятно, канонизирован как местночтимый святой. Служба «на принесение мощей» И. встречается в списках кон. XVI в.: ГИМ. Увар. № 681; РНБ. F.I.176; БАН. Арх. Д. 140. В службе читается канон И. с азбучным акростихом, точно соответствующим акростиху 1-го канона свт. Никите Новгородскому (Смирнова (Косицкая). 2008. С. 185-186). Начальные буквы тропарей 9-й песни канона в ряде списков образуют акростих, по-видимому содержащий имя автора,- «канон Иванов». Поскольку о жизни И. ничего не известно, святой в каноне прославляется в самых общих выражениях. Текстуально близки к канону И. азбучные каноны на обретение мощей блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, на перенесение мощей блгв. вел. кнг. Анны Кашинской и канон прав. Прокопию Устьянскому, Христа ради юродивому. Тропарь и кондак из службы И. бытовали отдельно и переписывались в составе святцев (БАН. 34.8.34. Л. 36, сер. XVII в.) и часословов (БАН. 33.5.11. Л. 93 об., XVII-XVIII вв.).
К кон. XVI - 1-й трети XVII в. относятся первые сведения о частицах мощей И., помещенных в напрестольные кресты, которые предназначались для крупнейших храмов Новгорода: частицы мощей И. были помещены в золотой крест 1599/1600 г., вложенный митр. Варлаамом в Софийский собор (?), и в серебряный крест 1629 г.- вклад архим. Феодорита в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь (НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 15, 28). В 1656 г. частица мощей И. была помещена в созданный по повелению патриарха Никона Кийский крест. В 1621 г., вероятно по инициативе патриарха Филарета, память И. была включена в число торжественно празднуемых в московском Успенском соборе, но до 1634 г. это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память И. отмечена под 23 окт. в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти И. в Боровичском мон-ре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист И.
В 1654 г. Боровичский мон-рь был приписан к валдайскому Иверскому мон-рю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи И. были перенесены в Иверский мон-рь. В Слове о перенесении мощей И. в Иверский мон-рь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архим. Иверского мон-ря Дионисия, архим. Вяжищского монастыря Евфимия и игум. Спасского мон-ря в Ст. Русе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. И. явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского мон-ря, у Едрова яма, мощи И. встретили сначала Новгородский митр. Макарий, затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к И. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно. Второе чудо произошло 25 февр. 1657 г., во время переложения мощей И. в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского мон-ря и на возвышении лежащее тело И.: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне.
В Иверском мон-ре мощи И. открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи И. были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей И. была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная ц. во имя И., которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в сев.-вост. углу мон-ря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом - 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского мон-ря. Память И. праздновалась в Иверском мон-ре 22 мая и 23 окт., когда совершался крестный ход.
В Боровичском мон-ре хранилось ребро И., для к-рого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей И. В мон-ре над св. воротами была поставлена деревянная ц. во имя И. (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов мон-рь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом мон-ре, Иаковлевский храм был возвращен в Боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора - деревянные св. ворота с ц. во имя И. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне. В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя И., в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В Боровичском мон-ре память явления мощей И. праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 окт. совершался крестный ход из городского собора в мон-рь.
На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды И. Чудотворения, связанные с И., продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к И. В нояб. 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад - бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из дер. Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения.
В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февр. (или 30 марта) 1919 г. мощи И. были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» - см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов // Революция и церковь. 1919/1920. № 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.) // Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе др. святынь мощей И. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. № 608) записано, что 10 июля 1947 г. получены сведения об отсутствии мощей в музеях Валдая уже перед Великой Отечественной войной, «но когда и куда они изъяты, неизвестно». По др. версии, после вскрытия мощи И. были возвращены в Иверский монастырь, исчезли после упразднения обители (возможно, были скрыты насельниками). После ликвидации в 1918 г. Боровичского мон-ря ковчег с ребром И. был передан в Успенский храм в Боровичах, в 1960 г.- в храм мц. Параскевы Пятницы, который до 1917 г. был приписным к Боровичскому мон-рю. В 1937 г. была закрыта боровичская ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление», св. источник залили бетоном, тогда же, вероятно, погибла и хранившаяся в храме святыня - фрагмент гробовой колоды И. Существовала легенда, по к-рой во время Великой Отечественной войны И., явившись в сонном видении одному из жителей города, обещал уберечь Боровичи от оккупации, если жители трижды обойдут город с его иконой. Три ночи подряд правосл. боровичане обходили городские окраины с образом святого и частицей его мощей. Фронт остановился в 70 км от города. Частица мощей И. находилась в мощевике иконы XIX в. с изображением И. из Иверского мон-ря. После закрытия мон-ря икону передали в ц. св. апостолов Петра и Павла г. Валдая, она была похищена в 2006 г., но вскоре возвращена в храм.
В 1993 г. храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» вернули Церкви, 23 окт. 1995 г. в нем была совершена первая литургия, летом 1997 г. восстановлен св. источник. Возобновлена традиция совершать крестный ход к храму во вторник Светлой седмицы. В сент. 2000 г. начали совершаться богослужения в трапезном храме во имя И. в боровичском Свято-Духовом мон-ре, в храм в честь Сошествия Св. Духа был возвращен ковчег с ребром И. Частицы мощей святого хранятся в ковчегах-мощевиках в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в псковском храме во имя блгв. кн. Александра Невского, в екатеринбургском Новотихвинском жен. мон-ре. Имя И. включено в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (учреждено ок. 1831).
Иконография
И. отражает его принадлежность к особой категории рус. святых - прав. мирянам (часто отрокам) из простого сословия, получившим известность не столько благодаря событиям своей жизни, сведения о к-рых были скудны или отсутствовали, сколько благодаря необычным обстоятельствам кончины (убийству или «внезапной смерти»: гибели от молнии, при кораблекрушении и т. д.), неожиданному явлению св. мощей, опознаваемых по видению или смутным воспоминаниям, и последующим чудесам. Почитание таких святых (к их числу относятся праведные Артемий Веркольский, Иоанн и Иаков Менюжские, Иоанн и Лонгин Яренгские, Прокопий Устьянский, Параскева Пириминская, Василий Мангазейский, Иоанн Чеполосов Угличский, Симеон Верхотурский, Гликерия Новгородская) развивалось преимущественно в сев., сев.-зап., уральских и сибир. землях (см., напр.: Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О нек-рых особенностях сибирской и среднерус. агиографии // Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 143-159). Его результатом стало создание характерного иконографического типа, близкого к облику юродивых, к-рые, как правило, изображались обнаженными, полуобнаженными или одетыми в рубище, а также к облику прп. Алексия, человека Божия, по-видимому послужившему одним из источников рус. иконографии «нищенствующих» святых - блж. и прав. мирян (об этой традиции см.: Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление 2 типов святости в рус. иконографии Позднего Средневековья // Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Статьи и мат-лы / Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 184-185, 189-196; Он же. Иконография Василия Блаженного: нек-рые проблемы (в печати)).
Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ)
Описания внешности И. помещены в иконописных подлинниках под 23 окт., когда отмечается день памяти ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского,- тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 41); «наг, препоясан платом» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 76 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178); «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский» (посл. четв. XVII в.- БАН. Арханг. № 205. Л. 89 об.; в подлиннике 20-х гг. XIX в. добавлено: «риза киноварь» - РНБ. Погод. № 1931. Л. 52 об.); «млад, наг, около пояса плат бел, руки обе у сердца» (кон. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Колл. И. Н. Заволоко. № 242. Л. 19); «млад аки Иоанн Устюжский, в портках, а инде пишут Иаков млад, наг, препоясан платом» (кон. XVIII в.- БАН. Дружин. № 998. Л. 114 об.). В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова (1910) И. упоминается как юродивый «типа русскаго, молод, очень худ телом и лицом, обросший волосами (замечание о волосах не подтверждается сложившейся иконографической традицией.- А. П.), ходил нагой, но так как на иконе неудобно писать нагим, то следует надевать на него бедное рубище» (С. 55). На свитке в руке святого рекомендуется писать слова, сказанные И. при 1-м явлении жителям Боровичей: «Вскую, о правовернии христианства рачитилие, христианина мя суща, и во Христа благочестно веровавша не приемлете, еда за неведение имене моего. Оубо, аще сие оуведати требуете, аз нарицаюся Иаков, приемник тезоименитству Иакова, брата Божия». Т. о., постоянными признаками облика И. (очевидно, судя по внешнему виду мощей, описание к-рых 1544 г. см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 87-88. Примеч. 4) служат его юность и бедные одежды. Основные варианты иконографии отличаются тем, что святой мог изображаться как в плате-препоясании, напоминающем аналогичные атрибуты московских блаженных Василия и Максима, так и в ризе (рубахе) и портах (иногда только в ризе). На прориси с иконы XVII в. (возможно, с Минеи на октябрь), где И. представлен рядом с ап. Иаковом, братом Господним (БАН. Собр. воспроизведений. № 751. Л. 11 - см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279), на нем рубаха и порты, он держит в деснице крест, что нехарактерно для его иконографии.
Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва)
Поскольку первые изображения И. появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых И. именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография И., сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах - Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания И., в русле общей эволюции рус. иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений И. и прав. Артемия на иконографию др. прав. мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии И. во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений.
Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме)
Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания И. позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиеп. Феодосия мощи И. были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиеп. Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах И. является выпись из писцовых книг об имуществе и угодьях боровичского Свято-Духова мон-ря, относящаяся к 1582 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 1, 2). Согласно этому источнику, «над чюдотворцом над Яковом», т. е. над гробом святого, находился «образ местный в окладе апостол Христов Яков, и чудотворец Яков, да Никола Чудотворец». Он принадлежал к числу характерных для позднего средневековья надгробных композиций, где фигуру местночтимого рус. святого сопровождал образ его небесного покровителя (иногда, как и в данном случае, их память совершалась в один день); дополнительный образ свт. Николая Чудотворца, очевидно, отражал его почитание как ходатая за умерших. Создание подобных произведений с фигурами святых в молении, восходивших к иконографии надгробных портретов, обычно соответствовало начальному этапу почитания рус. чудотворцев. Однако в 1582 г. в мон-ре существовало еще одно изображение И.- «образ Якова чюдотворца в деянье, на золоте», т. е. самостоятельная житийная икона святого (судя по определению «чюдотворец», это был образ И., а не ап. Иакова, брата Господня, названного в том же тексте «апостолом Христовым»). Из-за отсутствия более поздних аналогий с этим уникальным памятником состав житийного цикла остается неизвестным. Возможно, житийный образ был написан после того, как в 1572 г. неск. новгородских клириков, посланных архиеп. Леонидом в Боровичи для сбора сведений о чудесах от мощей И., констатировали, что «много от него исцеление» (Голубинский. Канонизация святых. С. 113-114).
В кон. XVI - 1-й трети XVII в. частицы мощей И. помещались в напрестольные кресты, следов., Новгородские архиереи могли заказывать и его изображения. На это указывают и данные Чиновника новгородского Софийского собора XVII в. о совершавшейся 23 окт. службе «вкупе» ап. Иакову, брату Господню, и И., с «полиелеосом», каноном и чтением последнему (Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора // ЧОИДР. 1899. Кн. 2. С. 44-45), что предполагает наличие праздничной иконы.
В XVII в. иконы И., вероятно, создавались прежде всего для церквей Боровичского мон-ря - на это косвенно указывают данные о деревянном надвратном храме во имя святого, существовавшем в 1658 г. (ПЭ. Т. 6. С. 80), но еще не упомянутом в 1582 г. Важным свидетельством существования в 1-й пол. XVII в. единоличных изображений И. (возможно, писавшихся для Боровичского мон-ря раздаточных икон) служит опись Хутынского мон-ря 1642 г., согласно которой в ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на новгородском подворье обители находился образ И. со Спасом «во облаце» (Макарий (Миролюбов), архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря, 1642 г. // ЗОРСА. 1857. Т. 9. Вып. 2. С. 551), т. е., очевидно, типичная для своей эпохи композиция с фигурой святого в молении. Следует отметить, что в опубликованных описях храмов и мон-рей Новгородской епархии кон. XVI-XIX в. изображения И. почти не упоминаются.
По-видимому, почитание И. долгое время ограничивалось Боровичским мон-рем. Однако к кон. XVI - нач. XVII в. оно получило относительную известность и за пределами новгородских земель, в среде заказчиков, проявлявших особое внимание к новоявленным рус. чудотворцам. Уже в 1603 г. И. был изображен на складне, вложенном Н. Г. Строгановым в ц. Похвалы Богородицы Орла-городка - центра пермских владений Строгановых (ныне с. Орёл Усольского р-на Пермской обл.; ПГХГ - Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. C. 77-78, 198-201. Кат. 75). Наиболее раннее известное изображение Боровичского чудотворца включено в иконографическую программу типичного строгановского складня: средником служит Владимирский образ Божией Матери в окружении праздников, на створках представлены святые, распределенные по ликам святости (среди них заметное место занимают рус. чудотворцы). И. изображен на правой створке в составе лика блаженных вместе с пустынниками и юродивыми, в верхнем ряду, непосредственно за блж. Иоанном Устюжским, с к-рым он часто сравнивался в подлинниках. Подобно проч. святым, И. представлен в повороте к центральному образу с воздетыми в молении руками. Поскольку он показан в виде обнаженного отрока в набедренной повязке, складень служит важным свидетельством того, что уже в нач. XVII в. иконография святого приобрела окончательный вид и способствовала восприятию И. как одного из рус. юродивых или близкого к юродивым подвижника.
Прав. Иаков Боровичский. Икона. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ)
Изображения И. с теми же иконографическими признаками присутствуют и на нек-рых других складнях такого типа, связанных с семейством Строгановых, напр. на складне 1-й четв. XVII в. письма Никифора Истомина Савина из собрания Рахмановых (на правой створке в 3-м клейме сверху, в верхнем ряду, среди московских юродивых) и на 3-створчатом складне («Походном иконостасе») сер. (?) XVII в. (оба в ризнице старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве) - на левой створке в нижнем ряду, позади прп. Феодора Трихины, симметрично фигурам рус. юродивых на правой створке (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 82-84, 104-107. Кат. 47, 64), а также предположительно на 2 складнях 1-й четв. XVII в. (ГТГ) с изображением Владимирской иконы Божией Матери, праздников и святых (Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 19, 21). Поздним вариантом той же традиции является складень XVIII в. с композицией «Покров Пресв. Богородицы, с избранными святыми» (ГИМ): И. в рубахе, со скрещенными на груди руками представлен в нижнем клейме левой створки вместе с юродивыми Василием Московским и Прокопием Устюжским (на правой створке напротив - образы 3 пустынников).
Есть основания полагать, что далеко не все иконописцы обладали информацией об иконографии Боровичского чудотворца. Так, на 2-сторонней минейной иконе на окт. из собрания Покровского собора на Рогожском кладбище, относящейся к нач. XVII в. и связываемой со строгановскими мастерами (Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 85. Кат. 48. Ил. 48. 1), под 23-м числом вместе с ап. Иаковом, братом Господним, изображен длиннобородый преподобный, названный в надписи Иаковом Новгородским. Очевидно, И. принимали за Костромского святого прп. Иакова Железноборовского, к-рый подвизался в месте со сходным названием (иногда именовался Яковом Боровским; см., напр.: Писцовые книги Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. (выдержки) // Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 648). Подтверждением этой гипотезы являются особенности иконографии прп. Иакова Железноборовского, сложившейся к 1-й пол. XVII в., а также подлинник XVIII в., принадлежавший С. Т. Большакову, где описание внешности Костромского преподобного ошибочно помещено под 23 окт., т. е. в день памяти ап. Иакова и И. Изображение на минейной иконе не является уникальным: как преподобный с длинной бородой И. (с соответствующим наименованием) представлен среди других Новгородских святых на обороте поклонного креста 1687 г. (АМИИ, см.: Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. / Авт.-сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 84. Кат. 143).
Новый этап развития иконографии И. приходится на эпоху патриарха Никона, по инициативе к-рого в 1657 г. мощи святого были перенесены в основанный незадолго до этого валдайский Иверский мон-рь и положены в серебряную раку (очевидно, на ее крышке, согласно традиции, находился образ святого; в описи Иверского мон-ря 1764 г. отмечено, что на крышке «написан образ чудотворца Иакова на полотне» - Никон. Труды. 2004. С. 573). В 1658-1659 гг. в типографии обители был издан сб. «Рай мысленный», к к-рому присоединено «Слово об обретении мощей Иакова», включающее гравюру с изображением святого и подписью мастера Паисия, очевидно принадлежавшего к числу переселенных на Валдай монахов Кутеинского мон-ря в Белоруссии (Сидоров. 1951. С. 205-206. Ил. 78). Святой (обнаженный, в препоясании) представлен на фоне пейзажа в молении Богоматери с Младенцем, от уст исходит молитва: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» (Лк 1. 42; буквы в надписи перевернуты). Хотя изображение Богоматери не вполне совпадает с иконографией Иверской иконы Божией Матери (Младенец обращается не к Ней, а к святому и благословляет его), оно все же напоминает о посвящении Валдайского монастыря и его главной святыне. Поэтому гравюру Паисия можно считать прототипом более поздних изображений И. в молении Иверской иконе Божией Матери.
Перенесению мощей И. в Иверский мон-рь сопутствовало отделение их частиц, для к-рых делались реликварии с образом святого (возможно, икона украшала и ковчег с ребром И., оставленный в Боровичском мон-ре); в XIX в. там, по-видимому, сохранялся старый деревянный ковчег с изображением И. на пелене (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1889. С. 44-45. Примеч.). Одна из реликвий вместе с частицами мощей мн. др. святых была вложена в устроенный патриархом Никоном в 1656 г. Кийский крест (находился в Кий-Островском Крестном мон-ре, затем в ГИМ, ныне в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Мощи И. прикрыты серебряной вызолоченной пластиной с его гравированным изображением (см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-75. Кат. 29. С. 74. Ил.). Как и др. святые, чьи мощи вложены в крест, И. представлен по пояс, прямолично, его руки скрещены на груди (ср. описание внешности в подлиннике из коллекции Заволоко, ИРЛИ (ПД)). Последняя особенность могла быть продиктована выбором фронтальной позы, что потребовало обращения к более ранним изображениям рус. блаженных такой иконографии (ср. шитые покровы блж. Исидора Ростовского (1571-1585, ГМЗРК) и св. Василия Блаженного (1589, ГИМ)). Однако есть основания связывать эту особенность иконографии с видением патриарха Никона, описанным в «Слове о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския…» (включено в сб. «Рай мысленный»): перед переложением мощей в новую раку патриарх во сне увидел мощи И. с благословляющими руками; затем святой «опрятовашеся яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину». При переложении мощей патриарх Никон действительно «видех святыя руки Иаковли, якоже видех во сне благословящими» и «положив тако, якоже видех во сне по чину на святые его перси» (Никон. Труды. 2004. С. 82).
К 1749 г. в новгородском Софийском соборе находился ковчег с частицами мощей свт. Евфимия Новгородского, свт. Моисея Новгородского, мч. Христофора и И.; на крышке ковчега были чеканные образы этих святых (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в. / Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 43; Вып. 3. С. 60 - в последнем случае И. ошибочно назван Иоанном; Описи имущества Софийского собора 1833 г. / Публ. Э. А. Гордиенко и Г. К. Маркиной // НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 591). Частицы мощей И. вложены в напрестольные кресты 1697 г. (без изображений) из новгородского Знаменского собора и кон. XVII в. (НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 46, 49).
Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Прав. Иаков Боровичский и свт. Тихон Задонский». После 1861 г. (валдайский Иверский мон-рь)
Расширение почитания И. в Патриаршество Никона и царствование Алексея Михайловича выразилось в появлении отдельного образа святого в ризнице любимого царем Саввина Сторожевского мон-ря - образ зафиксирован в описи 1667 г. среди полагавшихся на аналой в дни памяти икон святых (Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. М., 1994. С. 31). Иконы святого могли быть и в московской Патриаршей резиденции, и в Успенском соборе Кремля, где, согласно Чиновнику и «Книге записной облачением и действу... святейшего Никона», праздновалась память И. с полиелеем и величанием (Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона // ЧОИДР. 1907. Кн. 4. С. 17, 285). Тем не менее сведения об изображениях И. отсутствуют, напр., в описи Образной палаты царя Алексея Михайловича, где хранилось огромное количество присылавшихся государю из разных епархий и монастырей подносных икон рус. святых (Церк.-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в. / Предисл. А. И. Успенского // ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 1-92). Доступные источники не содержат известий о том, что иконы И. находились в других монастырях, основанных патриархом Никоном,- Кий-Островском Крестном и Новоиерусалимском Воскресенском, а также в патриарших палатах Московского Кремля (нельзя исключить, что И. изображался среди избранных святых, к-рые не всегда учитывались в описях).
В дальнейшем изображения И. создавались прежде всего для 2 мон-рей Новгородской епархии, где особо чтилась его память. В Боровичской обители написание новых и поновление старых икон могли происходить в 60-70-х гг. XVII в. в связи со строительством каменного Сято-Духовского собора; после пожара 1732 г. и наводнения 1743 г., когда возвели новый деревянный надвратный храм во имя И.; в 1792 г., когда вместо него построили каменную церковь (позднее освящена в честь Иверской иконы Божией Матери), и в 1870-1872 гг., при возведении трапезной церкви с тем же посвящением (ПЭ. Т. 6. С. 80; Секретарь. 1998. С. 269-271). В валдайском Иверском мон-ре И. первоначально был посвящен один из 3 престолов каменного Успенского собора (видимо, впосл. упразднен), в 1671-1672 гг.- деревянный больничный храм, замененный каменным в 1708 г. (ПЭ. Т. 6. С. 516, 518). Если в описи монастырского собора 1656 г. не упомянуто ни одного изображения святого (РИБ. Т. 4. Стб. 224-240), то описью обители 1764 г. зафиксирован уже целый ряд его икон (Никон. Труды. 2004. С. 572, 573, 575-577), среди к-рых, вероятно, были созданные во 2-й пол. XVII в. В местном ряду соборного иконостаса стояла икона ап. Иакова, брата Господня, и И. с образом Спасителя вверху (скорее всего святые были изображены в молении; икона сохр. в нач. XX в.: Силин. 1912. С. 24). Подобная икона находилась у изголовья раки (эти произведения продолжали традицию, известную к 80-м гг. XVI в. в Боровичском мон-ре; возможно, нек-рые иконы происходили именно оттуда и попали в Иверскую обитель после перенесения мощей И. и подчинения Боровичского мон-ря Иверскому). Единоличные образы святого входили в состав иконостасов трапезной Богоявленской и больничной Иаковлевской церквей; в ц. Сошествия Св. Духа, расположенной над трапезной, имелась икона, где И. был представлен с др. святым - свт. Филиппом, митр. Московским, к-рый особо чтился в Валдайском мон-ре со времени его основания.
Прав. Иаков Боровичский. фрагмент иконы «Собор русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ)
Сохранились относящиеся к 1725 г. сведения о храмовом образе И. в посвященной ему церкви московского подворья Иверского мон-ря (Описи Новгородского архиерейского дома, разных его подворий, Новгородского Софийского собора и Александро-Невского мон-ря // ОДДС. 1897. Т. 5 (1725 г.). Прил. Х. Стб. CCV). Храм с таким посвящением и соответственно иконой святого был и на новгородском подворье обители (Никон. Труды. 2004. С. 557). Еще в нач. XX в. в Иверском мон-ре находились старинные архимандритские шапки (митры) с изображениями И.; традиционно они были украшены сценами храмовых праздников и фигурами местных святых: шапка 1692 г., сделанная при архим. Иосифе (Ноздровском), на к-рой были вышиты Иверский образ Божией Матери, Деисус, евангелисты, серафимы и сзади И. (лики написаны красками); серебряная кованая шапка с эмалевыми Деисусом, Распятием, образами Богоматери, И., святителей Иоанна Златоуста, Иоанна Новгородского и Филиппа Московского; шапка новой работы, на к-рую были перенесены древние чеканные дробницы с изображениями Св. Троицы, Богоявления, Иверской иконы Божией Матери, Страстей Господних, свт. Филиппа и И. (Франц. 1920. С. 16, 23, 24. № 66, 101, 104).
Наиболее ранние сведения о подносных и раздаточных иконах Иверской обители с образом И. относятся к 1680 г., когда валдайский архимандрит послал в благословение боярину М. Лихачёву «образ Пресвятые Богородицы (Иверской? - А. П.), писан на полотне, в рамах, а на полях святый апостол Филимон да праведный Ияков Боровицкий, новгородский чудотворец» (РИБ. Т. 4. Стб. 847). Несмотря на необычность техники, это был традиц. Богородичный образ с местными святыми на полях (неясно, почему вместе с И. был представлен ап. Филимон, а не свт. Филипп). В основном подносными были Иверские иконы Божией Матери (чтимые в мон-ре святые могли изображаться на полях): в записной тетради расходов на иконные оклады, червонцы и ефимки 1700-1702 гг. упоминаются лишь такие произведения, но сообщается о венцах для икон И. (РИБ. Т. 4. Стб. 988-992). Дополнительным свидетельством существования его икон служит челобитная мон. Исаии ок. 1705 г., где упомянут принадлежавший ему образ И. в резном киоте (Там же. Стб. 1005).
Свт. Игнатий, патриарх Константинопольский, прав. Иаков Боровичский, ап. Иаков, брат Господень. Миниатюра из Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ)
Среди поздних образцов иконографии И. в Валдайском мон-ре выделяются 2 настенные композиции при входе в собор симметрично сцене принесения в мон-рь Иверской иконы (входят в состав росписи 1836-1838; о росписи см.: Трифонова А. Н. Живопись Успенского собора Иверского мон-ря в Валдае по письменным источникам XVII-ХХ вв. // Новгородский арх. вестн. Новгород, 1999. Т. 1. С. 138-170): явление мощей святого во время ледохода на Мсте и явление И. больному священнику (Силин. 1912. С. 22) - по-видимому, исцеление глухого иерея, описанное патриархом Никоном (Никон. Труды. 2004. С. 83). Перенесение мощей И. в Иверский мон-рь (?) было изображено над проездной аркой надвратной ц. арх. Михаила (Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. Л., 1982. С. 32).
Житийные сюжеты украшали серебряную раку И., выполненную в 1858 г. Ф. А. Верховцевым: на ней были представлены обретение мощей святого, их перенесение в Свято-Духов мон-рь и явление И., открывшего свое имя жителям Боровичей (Силин. 1912. С. 30-31). Более ранняя серебряная крышка, пожертвованная графиней А. А. Орловой-Чесменской к раке времени патриарха Никона (предыдущая крышка сохр. в ц. арх. Михаила), не вполне соответствовала общепринятому способу украшения рак рус. святых: в ее изголовье находилось оконце, закрывавшееся дверцей на петлях; на внутренней стороне дверцы было изображено Распятие Христово, а на внешней - поясная фигура усопшего И. со сложенными на груди руками (как в видении, бывшем патриарху Никону); ниже были вычеканены тропарь святому и вид Иверского мон-ря (Франц. 1920. С. 3. № 5). Вместе с Иверской иконой Божией Матери, со свт. Филиппом Московским и с прп. Арсением Великим И. был изображен на большом монастырском колоколе, отлитом в 1883 г. на колокольном заводе Смирновых в Валдае (Силин. 1912. С. 41). Очевидно, в XVIII - нач. XX в. разнообразные изображения святого имелись в городских храмах Валдая, в т. ч. в часовне И. 1826 г. (сохр. икона кон. XIX - нач. XX в. в валдайской Петропавловской ц.), и Боровичей (напр., в иконостасе Тихвинской ц., преобразованной из часовни в 1907; в домовой ц. во имя И. при Боровичском ДУ (1897); в часовнях И. и Спаса Нерукотворного; на фасаде деревянной ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы в Боровичах - изображение И. и чтимого в городе свт. Модеста Иерусалимского на фоне Свято-Духова мон-ря), а также в приходских церквах соответствующих уездов.
Сохранившиеся иконы И. относятся преимущественно к Новому времени. Выполненные по заказу Валдайского мон-ря или основанные на возникшей там иконографической традиции, они принадлежат к распространенному варианту с фигурой молящегося святого на фоне обители; взор И. направлен вверх, к Иверскому образу Божией Матери (иногда несомому ангелами), внизу панорама Иверского мон-ря, окруженного озером. К этому типу, который мог использоваться уже в кон. XVII - нач. XVIII в., относятся: икона кон. XVIII-XIX в. (ГИМ - Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Окт. М., 2004. С. 463. Ил.), прорись с иконы того же времени (МПИ), икона ок. 1836 г. (датируется по окладу, исполненному в Москве) с надписью о ее привозе в 1837 г. из Валдая и с необычным изображением мон-ря, показанного не с запада, а с севера (частное собрание в США - Orthodox Icons from a Modernizing Age: From the Coll. of L. M. Burgess and S. Jastak Burgess. March 11 - April 15, 1994. Newark, 1994. P. 58, 60. Ill.), икона ок. 1871 г. (датируется по окладу саратовской работы) из Саратовского гос. художественного музея им. А. Н. Радищева («Азъ есмь путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 38), 2 иконы XIX в. (НГОМЗ) и образ кон. XIX - нач. XX в. из частного собрания (Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900: Kat. / Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. Kat. 30; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 185). Эти памятники отличаются точным воспроизведением установившейся иконографии - И. в соответствии с традицией, восходящей к эпохе патриарха Никона, почти всегда изображается со скрещенными на груди руками и в набедренной повязке (на саратовской иконе одет в рубаху). По-видимому, букв. восприятие этой иконографии привело к тому, что в народной среде И. иногда отождествлялся с тем отроком, которому принадлежал афонский чудотворный Иверский образ Божией Матери (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря. СПб., 1889. С. 45).
Известны примеры дальнейшего развития этого извода: в одном случае вместо Валдайского мон-ря изображается Боровичская обитель (?), хотя сохраняется Иверский образ Божией Матери (икона кон. XIX в. из приписанной к Свято-Духову мон-рю ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Боровичах; ныне в НГОМЗ - ПЭ. Т. 6. С. 80); в другом - к фигуре И. с Иверским мон-рем добавляется образ свт. Филиппа (икона 2-й пол. XIX в. с этими святыми в молении Казанской иконе Божией Матери, празднуемой 22 окт., т. е. накануне дня памяти И., находится в Боровичском мон-ре?). Переработанным вариантом этой иконографии является панорама Валдайского монастыря, гравированная в 1824 г. А. Степановым по рис. архит. А. Макушева (Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон: «Премудрая двоица»: [Кат. выст.]. М., 2005. Кат. 129. С. 106-107): свт. Филипп и И. представлены в облаках над обителью коленопреклоненными, в молении Иверскому образу Божией Матери, который поддерживают 2 ангела (И. одет в рубаху до пят). По мнению Г. М. Зеленской, И. (в молении) и свт. Филипп изображены в нижней части списка Иверской Валдайской иконы Божией Матери, исполненного в 1853 г. в Москве В. К. Мазаевым (ИАХМНИ «Н. Иерусалим» - Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 209-211). Вывод остается гипотетичным из-за отсутствия надписей и несоответствия предполагаемого изображения И. (старец с короткой бородой в апостольских одеждах) его традиц. иконографии (последнее можно объяснить тем, что московский иконописец не знал достоверных изображений святого и текстов иконописных подлинников). После канонизации в 1861 г. свт. Тихона Задонского, родившегося в с. Короцке близ Валдая, была написана икона И. и свт. Тихона в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне пейзажа с озером и Иверским монастырем (Жервэ Н. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий муж. мон-рь. // Рус. мон-ри: Север и Северо-Запад России. М., 2001. С. 167. Ил.).
Ряд изображений И. кон. XVII-XVIII в., не связанных с Боровичским и Валдайским мон-рями, свидетельствует о развитии его почитания как одного из местных святых Новгородской епархии. На ее территории изредка появлялись посвященные ему престолы и, следов., писались иконы (известно, что в нач. XVIII в. придел во имя И. был освящен в соборе Николо-Теребенской пуст.). Нередко образ И. помещался на особенно распространившихся в кон. XVII-XVIII в. иконах Новгородских чудотворцев. Наиболее ранняя икона с 18 святыми и изображениями новгородских чудотворных икон, происходящая из дер. Слотина близ Сергиева Посада (СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альб.-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 314-315), представляет И. в верхней части правой группы (в основном включающей фигуры преподобных) в молении, с препоясанием; его облик контрастирует с внешностью симметрично изображенного блж. Николая Кочанова, одетого в шубу.
В традиц. иконографии, с воздетыми или со скрещенными руками, И. представлен на 2 иконах Новгородских чудотворцев письма свящ. Георгия Алексеева, к-рый использовал в качестве образца изображения древа Киево-Печерских святых и образ Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1668 г. На миниатюрной иконе с 28 святыми 1726 г. (из собрания П. И. Щукина, ГИМ) И. (ранее неверно определялся как прав. Иаков Менюжский - Кочетков. Словарь иконописцев. С. 38) представлен в правом нижнем ряду между блгв. кн. Мстиславом Храбрым и прав. Артемием Веркольским. На иконе 1728 г. (ГТГ - Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. № 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 189, 329. Кат. 160) с более сложной композицией и 75 образами святых И. изображен слева в 3-м ряду сверху среди преподобных, симметрично ему представлен прав. Артемий (в разных частях композиции присутствуют фигуры др. блж. и прав. мирян, в т. ч. св. братьев Иоанна и Иакова Менюжских).
Сопоставление И. и прав. Артемия Веркольского в таких композициях образовало особую традицию, отразившуюся на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 Новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н. Н. Померанцева, НГОМЗ), где И. показан в левой группе, в центре 2-го ряда сверху. Если на иконах такого типа И. представлен одним из мн. Новгородских святых (прорись с иконы XVIII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399; икона кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде), то на нек-рых иконах избранных Новгородских чудотворцев (в т. ч. входивших в большие иконные ансамбли) его образ занимал одно из главных мест. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона с изображением И. вместе с преподобными Антонием Римлянином, Александром Свирским, Саввой Вишерским, Варлаамом Хутынским, Никандром Пустынножителем (Псковским?), Николой (юродивым Николаем Кочановым?) и с образом Божией Матери «Знамение» вверху (Описи имущества новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 78; Описи имущества Софийского собора 1833 г. // НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). И. в рост, в рубахе, со сложенными на груди руками показан в правом нижнем клейме на иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание), в других клеймах - Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий. В числе многих избранных святых И. (в нижнем ряду в отдельном клейме, одет в рубаху; рядом - блж. Максим Московский и прав. Артемий Веркольский) изображен на кресте с частицами мощей 278 святых в Богоявленском соборе костромского Анастасиина монастыря (кон. XVIII в., происходит из Богородицко-Игрицкого мон-ря). Редким примером парного изображения И. и прав. Артемия является икона 1846 г. (НГОМЗ): вместе с 2 св. отроками в белых рубахах представлен арх. Рафаил (вероятно, под воздействием поздней иконографии арх. Рафаила с отроком Товией, к-рому здесь уподобляются рус. святые).
Образ И. включался в композицию «Собор русских святых»: на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и на прориси с нее (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 142-143. Cat. 52) - среди праведных и юродивых (на границе этих групп). Подобно изображенным в том же ряду праведным Артемию Веркольскому и Прокопию Устьянскому, И. одет в рубаху с отложным воротником. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) И.- отрок со скрещенными на груди руками, на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - средовек, надпись на нимбе: «Стый ковъ Ново».
Как один из рус. святых И. был представлен в росписи юж. части нижнего коридора (в ряду событий войны 1812-1814 гг., 23 нояб.- освобождение Германии от войск Наполеона) и сев. рукава храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 68, 81; воспроизведение воссозданной в 1998-1999 росписи: Храм Христа Спасителя: Воссозданное скульптурное и живописное убранство: Альбом. М., б. г. С. 64. Ил.), во 2-м случае в виде отрока (меньшего роста, чем изображенные рядом святые), в подпоясанной рубахе, с разделенными прямым пробором волосами, в левой руке держит 8-конечный крест, правой совершает крестное знамение.
В XVIII-XIX вв. общерусское распространение получили изображения И. на минейных иконах на окт.- под 23-м числом вместе с ап. Иаковом, братом Господним. Один из наиболее ранних примеров - в составе календарного цикла росписи ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1694-1695). И. представлен фронтально, со скрещенными руками, в рубахе и портах. Судя по др. памятникам - листам гравированных святцев Г. П. Тепчегорского 1722 г. и И. К. Любецкого 1730 г., иконе на сент.-февр. 2-й четв. XVIII в. в Галерее Академии во Флоренции, иконе «Воскресение Христово со Страстями, минеей и чудотворными иконами Богоматери» кон. XVIII в. (ЯХМ),- изображение И. в рубахе было характерно для календарных циклов, хотя встречаются примеры изображений в препоясании (палехская икона 1-й пол. XIX в., Музей икон во Франкфурте-на-Майне - Ikonen / Ikonen-Museum Frankfurt a. M.; Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. N 103; миниатюра из лицевых святцев, ГИМ - Москва православная. 2004. С. 461. Ил.) или с открытым плечом, как у блж. Иоанна Устюжского, к-рому И. уподоблен в ряде подлинников (икона из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании И. В. Тарноградского - Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский, авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 106). Гораздо более редки сцены перенесения мощей святого: в виде процессии - на иконе из комплекта эмалевых святцев 2-й пол. XVIII в. (?) из ц. Воскрешения Лазаря в Ростове (ГМЗРК - Рус. искусство из собр. музеев Центр. России: Кат. М., 2000. Кат. 72. Ил. 67), в поклонении спеленутому телу И. в храме - на иконе из минейного комплекта 1-й трети XIX в. в собрании М. Е. Елизаветина (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат. / Авт. выставочного проекта: Н. В. Задорожный; науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 76).
В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. того же автора (частное собрание), на иконе «Собор Новгородских святых» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Неск. совр. икон И. создано для Валдайского и Боровичского мон-рей. Над ракой с частицей мощей святого в Боровичской обители размещен его образ в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне Свято-Духова мон-ря (вероятно, восходит к иконе, хранящейся в НГОМЗ). В иконостасе монастырского собора находится фронтальный образ И. на фоне пейзажа с р. Мстой, со Свято-Духовым мон-рем и стоящей за его стенами ц. иконы Божией Матери «Умиление». И. представлен в рубахе и с развернутым свитком в левой руке, т. е. в соответствии с указаниями «Руководства...» Фартусова. На воротах Валдайского монастыря помещены живописные композиции с историей Иверской иконы Божией Матери, в навершии в правой группе избранных святых - оглавный образ И. В препоясании, со сложенными крестообразно руками святой представлен на рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 49).