Проповеди на праздники:

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Проповедь о благотворности Царского единодержавия, произнесенное в годовщину восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, 21-го О

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Проповедь о благотворности Царского единодержавия, произнесенное в годовщину восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, 21-го О

«Господне есть царствие и Той обладает языки» (Пс. 21:29).

Во всей вселенной – во всех мирах, видимых и незримых нам

и, сколь они ни велики и ни бесчисленны – во всем этом дивном, премудром, прекрасном, живом мировом механизме явно примечается одна премудрая, всемогущая, личная, безначальная, всеблагая, и всеобъединяющая Сила, которая дала всему этому бесконечному и разнообразному механизму единство, порядок, чудную гармонию и красоту, в целом везде одинаковую, постоянную и неизменную. На обитаемой нами земле во всех одушевленных и неодушевленных творениях заметны также разнообразие и единство родов и видов в животных и растениях, единство и согласие действий, обычаев, нравов, инстинктов и вообще проявлений жизни. Например, с наступлением осени перелетные птицы длинными вереницами, под управлением передового вождя своего, как колонновожатого, тянутся в воздушных высотах в теплые страны. С наступлением весны они опять такими же вереницами летят, тоже под управлением передового, к нам на житье и промысл свой и на вывод подобных себе. Пчелы и муравьи дружно трудятся, под управлением и руководством матки или царька, заготовляя себе на зиму пищу и жилище; однолетние растения увядают и пропадают, но виды их в семени и зачаточном состоянии остаются неизменными и при благоприятной, теплой температуре пускают опять свои отростки и развиваются в те же прекрасные и живые формы, как и в прошлый год. Во всем – в малом и великом – в течении светил и действиях стихий, во всех растениях и животных приметна одна всесозидающая, всеоживотворяющая, всеукрашающая, всеправящая Рука Невидимого Творца и Промыслителя. Эта же всеправящая Рука правит и всеми народами, всем родом человеческим; она поставляет царей и преставляет, и на место одних возводит других. Она возвела и на престол Русского Царства Нового Царя, отрасль так еще недавно почившего Царя-Родителя. «Мною, говорит Бог, Цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8:15). Царь – образ Бога на земле, Правителя вселенной. «Слушайте цари и разумейте, научитесь судьи концев земли, внимайте обладатели множества и гордящиеся пред народами: От Господа дана вам держава, и сила от Вышняго, Который изследует ваши дела и испытает намерения» (Притч. 7:1–3), взывает премудрый Царь к подобным ему.

Посему все верноподанные обязаны относиться к Царской власти с благоговением, по праву и закону Божественному, и повиноваться Царю не только за гнев, страшный особенно в Царе Самодержавном, но и за совесть (Рим. 13:5), как учит Апостол, т.е. по собственному каждого убеждению в святом долге повиновения Царю, как преобладающему вверенными народами во благо им, в создание их, а не в разорение, как Вождю и Народоводителю. Царь самодержавно правит народом, как образ единоначальной власти Божией, как образ Царя Царей, как Глава Государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединяемого единою Главою. Все власти в Государстве, как радиусы в круге, относятся к Государю, как к своему центру; или все люди в Государстве, как дроби получают в Царе своем одного знаменателя. Государь в своем Царстве, как душа в теле, сообщает стройность направления и действия всем членам великого политического тела.

Наша православная Церковь постоянно молит Бога, Вседержавного Царя Царей о спасении и благопоспешении Царя земного во всем, и покорении под ноги Его всякого врага и супостата. Вы видите, братие, что для России, единодержавие и самодержавие в Государстве необходимо и есть величайшее благо для него, подобно как в мире Божие единоначалие и вседержавие. Будьте покорны всякому человеческому Начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти; Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. (1Пет. 2:13–14). – Воздадите убо Кесарево Кесареви и Божия Богови (Мф. 22:21). Аминь.

 

 

 

 

Проповеди на праздники:

Наверх