Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>
Семена слова для нивы Бо жией. Поучения с амвона. Поучения на праздники Господни. В день Обрезания Господня .

Семена слова для нивы Бо жией. Поучения с амвона. Поучения на праздники Господни. В день Обрезания Господня .

Поучение третье
(1 янв. ст. ст.- 14 янв. нов. ст.) 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день, возлюбленные, совпадают два великих праздника. Первый - это Обрезание Господне и второй - память святителя Василия Великого. Святая Церковь с особой торжественностью отмечает как один, так и другой праздник. Живу не к тому аз, но живет во мне Христос, - говорит апостол Павел. Это действительно так! Верующий человек обязан следить за тем, чтобы у него была строгая и чистая жизнь, чтобы ничего не делать неугодное Христу, чтобы исполнились на нем слова Спасителя: Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Мы, христиане, твердо веруем в то, что как Господь наш Иисус Христос соизволил возлечь в вертепе, в яслях бессловесных, так желает войти и в ясли бессловесной души нашей. Первое произошло в праздник Рождества Христова, второе совершается при достойном причащении Тела и Крови Христовой.

Сегодня же, в 8-й день, Младенец Христос, исполняя закон, нарекается именем Иисус, которое в переводе на наш язык обозначает - Иегова - Спасающий, и тем самым дает спасение миру. Так и разъяснил Ангел Пресвятой Деве Марии великое имя Иисуса: Той бо спасет люди Своя от грех их. Да о имени Иисусове, - добавляет апостол Павел, - всякое колено поклонится: небесных и земных, и преисподних, и всяк язык исповестъ яко Господь Иисус Христос - слава Бога Отца. И мы, верующие люди, сегодня принимаем вместе со Христом это сладчайшее имя, потому что, по словам преподобного Иоанна Лествичника: «Иисус Христос для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселье сердцу, радость в печалях и надежда на спасение». - «Как можно чаще о Христе говори и пиши, как можно чаще на Его святую икону взирай, молись, чтобы ты мог Ему непрестанно духом молиться и немолчно Его устами славословить. В славословии Иисуса Христа все наше блаженство!» И как когда-то, - повествует об этом сегодняшнее Евангелие, - Отрок Иисус вошел в храм, чтобы вступить там в мудрую и божественную беседу с учителями и книжниками, так сегодня Он может войти в дом смиренной души нашей, чтобы сделать ее, по словам Апостола, храмом Божиим, жилищем Духа Святаго, и тогда в душе тех верующих никогда не замолкнет Его вечная благостыня - глаголы, запечатленные в Святом Евангелии. Сегодня мы имеем живой величественный пример истинности глаголов Божиих в лице святителя Василия Великого, соделавшегося, по словам церковных песнопений, «Светлым лучом Трисолнечной зари», то есть Пресвятыя Троицы. И поэтому Святая Церковь начинает прославлять угодника Божия в своих церковных песнопениях следующими многозначительными словами: «Христа вселил в душу свою чистым своим житием». Здесь уместно вспомнить прекрасную характеристику великого угодника Божия, данную его верным другом святым Григорием Богословом: «Светоносный Василий, немногим дорожил ты на земле, но все принес и отдал в дар Христу: и душу, и тело, и слово, и руки. О Василий! Великая слава Христова! Твое слово - гром, а житие - молния!»

Братия и сестры! Я хочу в сегодняшнем слове остановиться на очень немногих фактах из его краткой по времени, но обширной по христианской деятельности жизни. Вот два молодых друга, святой Василий Великий и святой Григорий Богослов, находясь в Афинах, в этом большом и шумном, полном соблазнов, по выражению святого Григория Богослова, душепагубном языческом городе, сумели вести строгую и целомудренную жизнь. «Мы, - говорит святой Григорий Богослов, - утверждались в вере, и у нас было одно упражнение - добродетель. Нам известны были две дороги: одна, это первая превосходнейшая - вела к нашим священным храмам; другая - вела к наставникам наук наших. Другие же дороги предоставляли мы желающим». Так сумели они сохранить чистоту, потому что тогда обитал в них Христос. Эта чистота дала возможность Василию Великому познать Бога и Его творения, поведать миру Присносущную Силу Его и Божество. В тропаре святителю говорится: «Естество сущих уяснил еси», то есть уяснил верующим природу существующего мира, премудрость и милость Божию, целеустремленность и красоту мира. Эти слова тропаря также указывают на большую ученость и духовную мудрость святого Василия Великого, на глубокое знание им законов природы и законов духовной жизни. Когда имеешь в руках его «Шестоднев», то есть книгу, изъясняющую творение мира, - говорит святой Григорий Богослов, - тогда беседуешь с Богом Творцом, постигаешь законы творения. Когда читаем деятельные нравственные слова его, тогда очищаемся в душе и теле, делаемся угодным для Бога храмом, делаемся срубом, изменяясь Божественным изменением». Таково влияние слова святого Василия Великого. Великим был пред Богом святой Василий, и угодна Богу была его святая молитва! В его жизни описан такой случай. Жила в Кесарии одна женщина-блудница, большая грешница. Господь коснулся Своею благодатию ее сердца, и она стала раскаиваться в своей греховной жизни и поступила она так. Вспомнив свои грехи, записала их, запечатала и отдала святителю Христову Василию, со слезами умоляя его: - Не читай, Отец, и не снимай печати, но только очисти их своею святою молитвою. Святитель сжалился над ней, вошел в церковь, перед жертвенником всю ночь провел в молитве о той женщине, а утром та женщина, получивши обратно свое письмо, распечатала его и нашла свои грехи совершенно изглаженными. Такова сила святительской молитвы. Когда о славе святого Василия Великого услышал преподобный Ефрем Сирин, живший в пустыне, то стал молить Бога показать ему, каков есть Василий. И вот однажды он увидел огненный столб, глава которого достигала до неба, и услышал голос, говоривший: - Ефрем! Ефрем! Каким ты видишь огненный столб, таков и есть Василий.

Братия и сестры во Христе! Ведь на святом Василии исполнились слова Спасителя: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плодов. А плод духовный, - поясняет апостол Павел, - есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все эти добродетели имел святой Василий Великий и все эти добродетели, конечно, в меньшей степени совершенства должны иметь и мы с вами, чтобы быть христианами, иначе на нас исполнятся слова Спасителя: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, то есть не может считаться христианином. Не будем отчаиваться, но с верой и упованием будем молиться святому Василию Великому о том, чтобы он помог и нам Христа вселить в наши души, жить с миром Божиим, жить в радости Святаго Духа, жить по правде Божией и славить Господа устами и сердцем. Устами мы знаем как славить Господа: в песнопениях, проповедях, в благочестивой беседе. Но что делать, если у нас нет голоса? Не отчаивайтесь, возлюбленные, можно славить Господа и сердцем. Вот почему Святая Церковь и говорит: надо Господа славить и устами и сердцем. Будем же просить святителя Василия Великого о помощи, чтобы нам усвоить эту добродетель, чтобы нам всегда славить Господа! Ведь на небе одно послушание: Архангелы, Ангелы, Херувимы, Серафимы - все славят Господа и все Святые славят Господа. И мы готовимся перейти к вечной жизни для вечной радости, будем славить Господа и устами и сердцем! Аминь.

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.126-129.

Наверх