Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на праздники Господни. В Неделю Ваий.

Поучение пятое.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Сегодня Святая Церковь с особой торжественностью празднует Вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим. Еще называется этот праздник - Неделей Ваий или Вербным Воскресением. Вчера вечером вы все держали в руках вербы с возженными свечами. Что это означает? Это значит, что свеча имеет особое свойство давать теплоту и свет - гореть. Так и наша душа стремится к Источнику света, любви и горячо тянется к Господу Иисусу Христу, Который является Пастыреначальником Небесной Церкви и земной. А ваии, то есть вербы, нам говорят о том, что зимою они были мертвы, а наступает весна и они делаются живыми. Так же и мы с вами иногда чрез нерадение охлаждаем свою душу, теряем благодать и делаемся как бы духовно мертвыми. Но Господь делает так, что мы как бы в бессознательном состоянии тянемся снова к свету, любви, к жизни, сокрушаясь о своих грехах, и наша душа опять оживает, воскресает из мертвых. Вчера мы праздновали воскресение Лазаря из мертвых. Вы знаете, что он умер и 4 дня находился в пещере, как мертвец. Но вот Господь пришел в Вифанию. Сестры Лазаря вышли навстречу Господу и говорят Ему, что брат умер. А Господь спрашивает: - Где он? - Там... Да он уже четыре дня во гробе... - Уже смердит, - ответила Марфа. - Если будете верить, то он воскреснет, - сказал Господь. Сестры и близкие Лазаря поверили и пошли ко гробу. И тогда Господь показал силу Своего Божества. Он сказал: - Лазарь, гряди вон!

И четверодневный мертвец ожил, поднялся на глазах у всех, обвитый погребальными пеленами. Он сделался не только живым, но и здоровым и после этого жил еще несколько десятков лет. Поразившись этим чудом, многие стали принимать христианство. А саддукеи, фарисеи, книжники по злобе от зависти не знали что и делать. Поэтому они решили убить не только Господа Иисуса Христа, но убить и Лазаря, потому что он служил явным доказательством того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий, ибо Он не только чудеса творил, но и воскрешал мертвых. Свое намерение они решили осуществить следующим образом: они знали, что Господь Иисус Христос должен прийти в Иерусалим на праздник. И вот здесь-то они решили сделать свое нечестивое дело. Господь Иисус Христос всегда любил это святое место - Иерусалим, тем более, приближался великий праздник Пасхи. И вот Господь направляется в Иерусалим, а всем уже было известно такое чудо, что Он воскресил из мертвых Лазаря, поэтому Его встретили торжественно - с ваиями, ветвями пальмовых деревьев, а некоторые от усердия снимали свои верхние одежды и постилали к ногам Господа. Все это делалось в доказательство того, что они признают Его царем. Они думали, что Он войдет в Иерусалим и объявит Свое земное царство. Они ждали этого, что объявится специальный царь - мессия, которые освободит евреев от известного тягостного состояния. Но Господь Иисус Христос не искал земного царства, Он - Царь неба и земли! Поэтому они ошибались в этом, в узком смысле они представляли Господа Иисуса Христа, как царя земного. И вот они восклицали Ему, как земному царю: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Проходя, Господь Иисус Христос, как Сердцеведец, знал, что ждет Его в Иерусалиме, что Он идет на вольную смерть. Знал, что этот же народ предаст Его, но Он со смирением смотрел на этих людей. И когда прибыл Он во Иерусалим, саддукеи, фарисеи и законники распространили среди народа слух, что Он не чтит Моисея, что Он, оказывается, пришел для того, чтобы устранить Закон, в который верят иудеи, Закон Моисея. «История будет преследовать этого хитреца, - как они говорили, - который всех нас старается отвлечь от нашей отеческой веры. Если кто будет идти за Ним, будем отлучать от синагоги, потому что Он не чтит Закон Моисеев». И народ повернулся к фарисеям, саддукеям, законникам, книжникам. И что же? Иуда предает Господа Иисуса Христа. Когда вывели Иисуса Христа для того, чтобы выслушать Его Истину, а Истина - это и есть Сам Христос... История очень длинная, большая... Во всяком случае народ уже был настроен, чтобы предать Господа Иисуса Христа на смерть.

Вы знаете, возлюбленные, Господь Иисус Христос пришел с неба на землю, чтобы освободить людей от смерти, греха и от всякой нечисти, потому что люди были не в силах сделать то, чтобы стать благочестивыми, ибо грех царствовал на земле. Без помощи Божией мы не можем делать добрых дел, поэтому Господь сошел с неба на землю для того, чтобы помочь нам жить христианской жизнью, то есть жить любовью, светом и истинною. И вот этот народ - изменчивая природа человеческая - забыл все те доброты, которые принес на землю Господь: Он исцелял больных, удалял скорби и даже воскрешал мертвых. Этот народ все добрые качества Господа забыл и стал судить Господа Иисуса Христа. А ведь Господь без греха, у Него не было никакой вины. Он, наоборот, принес только радость, счастье, свет и любовь на землю. На суде Он сказал им: - Если Я буду говорить то, что вы просите, что вы хотите, то Я буду такой же лжец, как и вы. Фарисеи и саддукеи, подстрекая народ, говорили: - Требуйте Его смерти! И этот народ, который только что постилал вербы и даже одежды, и кричал: «Воскресение! Осанна в вышних!», потом стал кричать: - Распни, распни Его! Вот какое непостоянство! Вы знаете, возлюбленные, что Господь пришел на землю для того, чтобы открыть наше сердце, чтобы войти в это сердце. Он говорит: «Дай Мне твое сердце и ты будешь всегда со Мною счастливым и радостным!» Но народ этого не понимал.

Святая Церковь сейчас проводит особые спасительные дни Четыредесятницы и призывает всех христиан, чтобы хоть в эти великие дни приняли Господа Иисуса Христа в свое сердце. Но прошло 40 дней поста и наступает уже Страстная седмица, а многие из нас (прости, Господи!) еще не успели даже причаститься. А это ведь большая потеря! Если мы в Четыредесятницу, в эти великие спасительные дни откладываем причащение мы очень много теряем и много грешим. Исповедуй свои грехи, и Я грядущаго не изжену вон; кто будет каяться, очищу его, убелю его и сделаю белее снега, то есть будет он светлым, приятным для Бога и для своей совести. Но многие говорят: «Я очень занят, мне некогда». Земная суета все время будет откладывать это благое дело. Но ведь надо подумать и о душе, что надо хотя бы в эти великие дни соединиться с Господом, причаститься Святых Таин, Тела и Крови Христовой. А другие, наоборот, говорят: «Как я могу причащаться, когда я недостоин причащения? Ведь даже в молитве говорится, что если недостойно причащаетесь, то получаете тогда не исцеление, а осуждение. Я не могу причащаться, потому что могу причаститься в суд и осуждение». И в том и другом случае вы не правы. В первом случае: эта занятость земными делами не имеет уважительной причины, потому что выше всего для нас, - это душа, а все земное - второстепенное. Что может быть выше Святых Тайн, что может успокоить нашу совесть и душу, как не соединение с Господом? Поэтому в эти дни, хотя бы в последние дни Страстной седмицы, повернитесь, возлюбленные, ко Христу, поисповедуйтесь и причаститесь, отложите все земные заботы и придите в храм, ибо Господь говорит: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем, тогда будет в нас Господь, а без Господа нам бывает и тоскливо, и уныло, мы бываем нерадивы. Это в первом случае: надо отложить все и понудить себя, чтобы поисповедаться и причаститься. Второй случай: когда мы отказываемся от причащения, думая, что мы недостойны и что можем причаститься в суд и осуждение. Возлюбленные! В суд и осуждение мы причащаемся тогда, когда мы подходим к Причастию, не веря в это таинство, а выполняем как бы форму, как бы обязанность, по принуждению. В суд и осуждение причащение бывает тогда, когда мы совершенно не готовимся к этому великому таинству, просто идем как на какой-нибудь обед, а нужно подготовить себя воздержанием и, самое главное, нужно иметь сокрушенные сердца. Если мы не сокрушаемся сердцем и не готовимся к Причащению, то принятие его бывает в суд и осуждение. Но если мы потянулись к нему, сокрушаемся сердцем и стараемся воздержаться, особенно от плотских мыслей, стараемся очистить, подготовить себя к этому, то «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Раз вы сокрушаетесь сердцем, Господь допускает вас к Причастию, и такое Причащение бывает во исцеление души и тела.  

Ведь мытарь был великий грешник, но он стоял на коленях, бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», сокрушался сердцем и Господь оправдал его. А что мы можем принести Господу Иисусу Христу? Мы должны принести раскаяние Ему в своих немощах, пороках, в гневе, раздражительности, осуждении, - этого Господь и ждет от нас, чтобы в таинстве исповеди-покаяния освободить нас от этих одежд. Одежды эти неприличные, поэтому Господь и ждет, когда же мы придем и освободимся от грехов, от порочной жизни. Вот как Господь нас любит! Что же нам делать? Если Господь нас любит так, мы должны тоже ответить Ему любовью. Постараемся предать свою волю Господу Иисусу Христу и попросить у Него, чтобы Он сподобил нас, хотя бы в эти дни Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы, прийти и соединиться с Ним во Святом Причащении Тела и Крови Его. А уж если мы соединимся с Ним, то всякие нечестия удалятся от нас; человек тогда становится благородным, благочестивым, удаляется от тоски и уныния и делается приятен себе и для всех окружающих. Тогда внутри у нас водворяется мир, в семье мир; в том месте, где мы живем - мир и, дай Бог, чтобы и в стране и во всем мире был мир. Аминь.  

 Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.133 - 137.



Проповеди на праздники:

Наверх