Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>
Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на праздники Господни. В день Богоявления Господня

Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на праздники Господни. В день Богоявления Господня

Поучение четвертое

(6 января ст. ст. - 19 января нов. ст.)

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные! Сегодня вы слышали в чтенном Евангелии историю сегодняшнего двунадесятого праздника - Крещения Господня. Евангелие повествует: Иоанн Креститель на реке Иордан крестил людей, которые приходили к нему для того, чтобы покаяться и исправить свою порочную жизнь. И вот приходит на Иордан Господь Иисус Христос и просит Иоанна: - Ты должен Меня крестить.

Иоанн Креститель чувствует духом, что это Сын Божий без греха, поэтому говорит Ему: - Нет! Не я Тебя должен крестить, а Ты меня крести, потому что я человек земной, а Ты - Сын Божий! Господь говорит ему: - Оставь, нам надо исполнить правду, надо показать, что все люди должны просветиться святым Крещением. Тогда Иоанн Креститель покорно выполняет послушание Господа Иисуса Христа, крестит Его на реке Иордан. Возложив десницу свою на главу Господа, он совершил над Ним Таинство Крещения. В это время разверзлись небеса, и Дух Божий, в виде голубя, почил на Иисусе Христе, а голос с неба от Отца был: - Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте! И после Крещения Господь Иисус Христос стал возвещать истину, правду, как надо идти спасительным путем, для того чтобы унаследовать вечную радость. Этот день называется Крещением Господним, Богоявлением и Просвещением. Крещением называется потому, что Господь Иисус Христос крестился; Богоявлением - потому, что в этот день открылась Святая Троица, Бог явился в трех Лицах. Голосом Отец сказал: Это Сын Мой, а Дух Святый почил в виде голубя на Иисусе Христе. Просвещением называется потому, что Господь после крещения просветил всех людей Своим учением и дал понять, что когда мы рождаемся телом - это рождение плотью, а когда крестимся, то в Таинстве Крещения мы рождаемся духом. Поэтому необходимо всем принимать крещение - благодать Святаго Духа.

Возлюбленные, в Евангелии сказано: Его (Иисуса Христа) слушайте! Господь выступил на проповедь. Он возвещал путь спасения людям, и многие слышали Его Нагорную проповедь. Он много исцелял больных, даже воскрешал мертвых, освобождал от скорбей и все люди были очень довольны. А мы-то голоса Иисуса Христа не слышим, ведь прошло уже две тысячи лет, как Христос жил на земле. Как же нам Его слушать, как сказал Отец Небесный: Его слушайте!

Возлюбленные, ведь мы тоже можем всегда слышать Господа, потому что Он оставил нам Евангелие. Апостолы написали все то, о чем он проповедовал. Господь Сам говорит нам через Евангелие. Евангелие - это книга, называемая «Благая весть», то есть Он оставил нам Свое Благовествование. И если мы читаем Евангелие, то это значит, что мы слышим беседу Самого Господа Иисуса Христа. Многие имеют Святое Евангелие, но они не читают и от этого много теряют, потому что они с Господом Иисусом Христом не беседуют. Когда мы молимся, это хорошо, но когда читаем Евангелие, тогда еще большая полнота нашего общения с Господом Иисусом Христом. Есть такой рассказ. Жил один благочестивый человек, у него был сын; и сын, по своему нерадению, не читал Евангелие. Отец несколько раз говорил ему: - Дорогой мой сын, ты бы немножко почитал Евангелие. - Да что там, скучно!.. - отвечал сын. Видите, как враг делает: «Скучно» - Благую весть читать скучно! Избави нас, Господи! Но отец не унывал, он молился Господу и говорил: - Господи, Ты все равно призовешь его, чтобы он беседовал с Тобой через Евангелие. И что же? Господь внял его просьбе! Этот благочестивый отец заболел и умирает. Перед смертью он просит своего сына: - Прошу тебя, умоляю тебя, исполни мою одну просьбу. Ведь я умираю, если ты выполнишь эту просьбу, то для меня будет великая радость. Сыну стало жалко отца своего и он говорит: - Скажи мне, отец, я все выполню, что ты скажешь. - Так вот, дорогой сын, я много тебя не буду просить: 40 дней ты будешь приходить в эту комнату, она будет свободна, и будешь здесь полчаса находиться и понемножку читать Евангелие. После смерти отца сын действительно стал приходить в эту комнату и понемножку стал читать. - Да, оказывается книга не такая скучная, наоборот, сидеть без книги скучно, а с книгой хорошо.

На следующий день приходит и сразу берет эту книгу - Евангелие и с интересом читает. В следующий день еще дальше читает и в течение нескольких дней он так вчитался в эту книгу, что без нее жить не мог. В течение 40 дней он приходил в эту комнату и по полчаса читал Евангелие, а потом продолжал читать ее в своей комнате. Это значит, что коснулась его благодать. Вот и вы, возлюбленные, у кого имеется Евангелие, берите его в руки и начинайте понемножечку читать. И вы почувствуете, какую благодатную силу имеет эта великая необыкновенная книга. Мы много теряем, если не имеем Евангелия, а если имеем, то его обязательно нужно читать. Почти в наше время жил преподобный Серафим Саровский, его мощи были открыты в 1903 году. У нас служит один священнодиакон, который участвовал в открытии мощей преподобного Серафима. Значит, можно сказать, он в наше время жил. А преподобный Серафим говорит, что многие ссылаются на то, что теперь время трудное, но нужно иметь только усердие, а благодать во всем поможет. И он сам показал пример. Он каждый день прочитывал Евангелие. Сегодня он прочитал от Матфея, а завтра прочитал от Луки, а потом от Иоанна Богослова,- и в 4 дня он прочитывал Евангелие полностью. А мы иногда в неделю одну главу не прочитаем, даже зачала иногда не прочитаем. Вот какое мы имеем небрежение. Избави нас, Господи! Возлюбленные! Мы христиане, а христиане должны следовать путем Христовым. Это значит: любить Бога и любить ближнего. Любить Бога, это значит: брать Евангелие и впитывать в себя те слова, которые Господь проповедовал, когда был на земле. А любить ближнего, это значит не огорчать ближнего, а утешать его. Это два момента, на которых основаны все наши законы. Некоторые спрашивают: - Что нужно делать для того, чтобы спастись? - Начинайте с того, чтобы стараться читать Евангелие и потом ближнего не огорчать, а утешать словом и делом, тогда мы в этот день получим великую благодатную силу. Итак, будем стараться иметь усердие, и Господь будет всегда близ нас. Господи, помогай нам!

Сегодня день особый, в который бывает великое освящение воды. Вода эта называется Агиасма, то есть великая святыня! Эту воду освящают особым чином. Потом эту воду берут домой и она хранится годами и не портится. Почему? Потому что естественная вода, обыкновенная, не освященная - полезна для нашего тела, мы утоляем жажду этой водой; а эта, освященная вода - пронизана особой благодатью и она не только утоляет нашу жажду, но и исцеляет от болезни телесной и душевной. И поэтому принимают эту воду с особой осторожностью для того, чтобы принять великую святыню во исцеление души и тела. Поэтому, прежде чем принимать эту воду, стараются сделать какое-нибудь доброе дело, а в особенности примирить себя, чтобы внутри не было не только злобы, а даже огорчения. Самое главное - простить всем, чтобы в сердце не было и тени огорчения. Вот и я прошу прощения у вас, кого чем обидел, огорчил и вы всем простите. И когда будете брать воду, старайтесь, чтобы в сердечке вашем не было и тени огорчения, не только злобы. Эта вода Агиасма - великая святыня, дает нам великую силу бороться с духом злобы, и эту воду потом берут и кропят в домах, жилища и даже нежилые помещения, как в Уставе сказано: везде и всюду надо кропить. Некоторые смущаются: «А как же эта святыня попадает на землю, мы ее топчем». Ничего страшного нет! Потому что мы не умышленно это делаем, как бы ради поругания над этой святыней, а наоборот, освящаем для того, чтобы удалить всякую злобную силу из наших помещений: и жилых и нежилых. Поэтому, когда возьмете эту святую воду, старайтесь дома окропить все, и в особенности, если есть у вас больные, даже не в своем доме, старайтесь поделиться с ними этой водой и они тоже получат великую радость, испив этой воды. Сейчас, после окончания службы, с Божией помощью, крестным ходом выйдем на древний кладезь преподобномученика Корнилия и там будем совершать по особому чину великое освящение воды. Святая Церковь призывает вас в это время соблюдать порядок, не толпиться, не шуметь, а брать с молитвой и с благоговением эту великую святыню, испить и нести ее домой и вы победите злую силу. Аминь.


Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.129-133.


Наверх