Послание Святейшего Синода о борьбе с пороком пьянства
Божиею милостию Святейший Правительствующий Синод возлюбленным соработникам на ниве Христовой, архипастырям и пастырям Всероссийской Церкви.
Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа наш его Иисуса Христа (2Ин.1:3).
Совершаются суды Божии над народами земли.
Слово Божие говорит: Господь с небесе приниче на сыны человеческим, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единого (Пс.13:2–3)...
Когда внимательная к судьбам Божиим мысль останавливается на сих словах богодухновенного царя-пророка, то не представляется ли, что пророк говорит именно о наших грешных временах, о том забвении Бога, о том уклонении от святого закона Его, которое ныне поражает нас повсюду: и в среде классов образованных, и в среде простого народа, и между православными, и между инославными, – воистину – вси уклонишася от заповедей Божиих, несть творяй благое, несть до единого!..
И вот Божиим попущением весь мир пришел в движение: восстает царство на царство, народ против народа, по всему миру слышатся грозные раскаты страшных орудий истребления рода человеческого...
Нас, русских людей, Господь сугубо зовет к покаянию, а в покаянии и к спасительному подвигу любви. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, да совершим сей подвиг в смирении сердца! Братья наши, братья по крови, славяне, братья по вере – православные сербы, черногорцы, русские обитатели древней вотчины славнодержавного князя Владимира – Галиции – все ждут нас, теснимые недругами славян, врагами православия – немцами, ждут как избавителей своих от чужого ига, от насилий их совести, от беспощадного вытравления в них тех самобытных начал, какие во дни древние заложили в их народную душу наши первоучители славянские Кирилл и Мефодий. Они ждут нас, Господь посылает нас на этот великий подвиг их освобождения, – но готовы ли мы?
Глаголет Премудрый: В лукавую душу не войдет премудрость (Прем.1:4). Чтобы быть достойным орудием Божия Промысла, надо себя очистить. Чтобы других просвещать, должно самим просветиться светом Христовым; чтобы других освобождать, должно прежде самим себя освободить.
От чего? От какого рабства?
От рабства порокам, греховным страстям, и нужно ли говорить, какой порок самый гибельный, самый ужасный в наше время порабощает наш народ, отравляет и его тело, и его душу, и губит целые поколения, сводит в больницы, в тюрьмы, в могилы сотни тысяч людей ежегодно, являясь таким образом губительнее всяких самых кровопролитных войн?
О, конечно, это – пьянство во всех его видах, со всеми его порождениями: сквернословием, буйством, грабежами, бунтами против власти, убийствами и даже – самоубийствами!
И когда как не ныне, когда Сам Бог зовет нас к покаянию, к самоочищению для грядущего подвига любви, возвысить Церкви голос против этого порока, восстать против него всеми силами духа, объединиться в борьбе с ним? Когда как не во дни великого, посланного Богом испытания, напомнить забытые нами слова Господа нашего: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), и предостережение Апостола: Не обманывайтесь... пьяницы... Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9–10).
Люди науки свидетельствуют, что алкоголь, проникая в кровь целых масс населения, делается наследственной отравой и грозит гибелью народу как в духовном, так и в физическом отношении, и целые пароды под действием алкогольного яда постепенно начинают вырождаться. К глубокой скорби нашей, те же люди науки, болея сердцем за родной народ, за судьбу родной земли в будущем, долгом почитают громко свидетельствовать, что уже наблюдаются опасные признаки такого отравления нашего народа, что за последние сорок-пятьдесят лет русские люди стали много слабее телом, ниже ростом, уже в груди, тупее умственно, склоннее к разным порокам, бессильнее волей, безучастнее сердцем... Тает русская душа, теряется способность к подвигу, исчезает энергия, гаснут идеалы. Народ отравляется, он гибнет духовно и телесно. Яд уже действует не на отдельные только лица: и не пьющие, но имеющие среди своих предков в третьем-четвертом поколении зараженных пороком пьянства, подчиняются закону наследственности и несут всю тяжесть гнева Божия за грехи дедов и прадедов своих. И громко отзываются в совести нашей грозные слова Божии: Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх.20:5).
На наших глазах они сбываются как непреложная истина Божия. На это великое зло русской жизни благоугодно было обратить свое особенное внимание благочестивейшему Государю нашему, беззаветно преданному попечению о благе вверенного ему Господом Богом Русского народа. И в своей высочайшей отметке, положенной на всеподданнейшем адресе православно-церковных обществ трезвости, и в рескрипте, данном на имя министра финансов. Государь изволил выразить твердо и определенно свое царское пожелание, чтобы вместо пьянства, «вносящего в жизнь народа разорение духовных и хозяйственных сил его», «трезвенное движение всемерно распространялось по всей Русской земле». А в недавно опубликованных «Мерах против потребления спиртных напитков в армии», принятых в войсках по высочайшему повелению к неуклонному исполнению, выражена отеческая забота Государя об охранении сил, здоровья и бодрости духа в среде воинов от зловредного влияния исконного врага родного народа – алкоголя.
Это всенародное объявление царской скорби за свой народ звучит для всех его верноподданных властным призывом к одушевленной работе над искоренением разрушительного зла алкоголизма: особенно же должны на него откликнуться те, кто стоит на страже души народной и ее вечного спасения, кто призван беречь ее духовные сокровища и силы. И Святейший Правительствующий Синод, приветствуя и благословляя этот державный призыв нашего возлюбленного Самодержца, приглашает архипастырей и пастырей Церкви Всероссийской направить всю силу своего учительного слова, весь запас своего пастырского опыта на то, чтобы царская забота о сохранении народной мощи от разлагающего влияния алкоголизма дошла до самого сердца народного, чтобы слово о ней широкой ободряющей волной пронеслось по лицу всей русской земли, проникло глубоко в сознание народное и легло в основу неустанной борьбы с вековым злом, в корень подрывающим и народное благосостояние, и народное здоровье, и духовные силы великого Русского народа. Золотые, истинно царские слова, начертанные державной десницей возлюбленного отца Отечества на адрес трезвенников: «Желаю всемерного распространения по всей Русской земле трезвенного движения», – эти слова пусть станут законом для нашей русской совести, и мы должны сделать всё, чтобы они восприяли силу закона и в нашей бытовой и общественной жизни. А это великое, истинно апостольское дело может выполнить только Церковь дружными усилиями своих пастырей, осеняемых и вспомоществуемых благодатию Божией в Таинствах Церкви и споспешествуемых любовью верных чад Церкви, тесно объединяющихся в общества трезвости. Там, где думают отвлекать народ от пьянства зрелищами, успеха в борьбе с этим пороком нельзя ожидать: бывает лишь временное ослабление его: в лучших случаях временно придавленная страсть превращается в другую – в страсть к зрелищам, а при благоприятствующих условиях может дать новую, неожиданную вспышку, и сбывается над таким человеком слово Христовой притчи: и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф.12:45).
Народ сам, своим здравым смыслом понимает, что такими мирскими средствами, как развлечения, пьянства нельзя искоренить, что надо искать помощи у Бога, а не в театрах и народных домах, и в сознании разъедающей его язвы ищет спасения там, где слышится ему голос веры. И слава Богу: общества трезвости под покровом Церкви с каждым годом умножаются на Руси. Но это пробуждение совести народной, эту тоску по трезвенной жизни уже подметили враги Церкви – сектанты: баптисты, штундисты, раскольники и разные «братцы», которые, как волки в овечьих одеждах, подстерегают простых, обуреваемых пьянственной страстью людей на пути их исканий трезвенной жизни, восхваляют свои, не благословенные Церковью, а потому и безблагодатные сообщества, якобы отрезвляющие пьяниц, – но вместо алкоголя опьяняют и отравляют сих простецов неисцелимой гордыней пред смиренными и послушными чадами Церкви, а к самой Церкви – ненавистью, увлекая в погибельные ереси и в хлыстовщину.
Архипастыри и пастыри Церкви! Поспешите же навстречу к смиренным чадам Церкви, страждущим душой, с благодатной помощью от лица самой матери Церкви! Дело идет о спасении душ, Богом вам вверенных: есть ли такая жертва, пред которой могла бы остановиться истинно пастырская ревность ради спасения единой души человеческой, которая дороже всего мира, – а вы можете спасти их миллионы! Станьте на высоту своего пастырского долга! Положите в своем сердце и носите непрестанно в своей совести пастырские заветы апостольского самоотвержения: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор.9:22). Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор.8:13). Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим.14:21). Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим.15:1). Так поучает собственным примером своим великий апостол Христов Павел. А златословесный истолкователь его заветов, святой Иоанн Златоуст, из глубины пятнадцати веков шлет нам свой завет: «Многие составляют товарищества для гулянья и пьянства – составляй и ты товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». Не то же ли говорят, не к тому же ли властно и безусловно призывают нас и наша пастырская совесть и наш пастырский долг?
Ныне время особенно благоприятное для такого святого начинания: грянул гром брани, и, осеняя себя крестным знамением, пошли наши христолюбивые воины на защиту веры, Царя, Отечества и страждущих братий наших славян, пошли многие на явную и вместе славную смерть; пойдем и мы на домашнего злейшего врага, которого народ называет зеленым змием, призовем народ к обетам трезвости во имя любви к Родине, любви к тем, кто там, на полях брани душу свою полагает за други своя, по заповеди Господней (Ин.15:13). Скажем русским людям: если опьянение есть всегда грех, всегда вред душе и телу, то во дни бедствий войны, когда льется кровь братий наших, сугубо грешно, сугубо стыдно, позорно предаваться пьянству... Вот время, когда душа народная ближе к Богу, чем когда-либо, когда она имеет нужду в благодатном утешении Церкви, в ее руководстве и наставлении. Будем объединять вокруг себя людей твердых в вере, крепких в борьбе с сим злом, будем вместе с ними поддерживать слабых волею и духом, призовем в доброе сотрудничество с собой и родителей, и начальствующих, учащих и воспитывающих в школах, жен, поставленных на страже детской колыбели и домашнего очага, – пусть все, кто и как может, вложат на это святое дело, в этот подвиг спасения парода всю силу своей любви и убежденного слова и увлекающего примера. Бог возглаголал в сердце царевом слово благое о народе Своем: да воспламенит Он ревностью Илииною и сердца архипастырей и пастырей Церкви к низвержению нового Ваала. А сердце царево, скорбящее ныне при виде ужасающих картин народного пьянства, да возвеселится радостью, видя добрые плоды своего слова благого в трезвенной работе всех без исключения пастырей Русской Церкви в тесном единении с их пасомыми. За такой подвиг с гибельной страстью и самоочищения да благословит Господь победой и воинство наше в его тяжкой борьбе с врагами веры, Царя и Отечества.
Призывая отеческим гласом своим всех вас, архипастыри и пастыри, к ревностной борьбе со страшным пороком народным, Святейший Синод постановляет: в ближайший всероссийский праздник трезвости 29 августа совершить во всех храмах с подобающим торжеством благодарственное молебное пение Господу Богу, положившему на сердце царево начать нравственное обновление русской жизни борьбою с пьянством, причем в заключении молебна прочитать с коленопреклонением молитву за Государя, положенную обычно на литургии. Епархиальные власти благоволят озаботиться, чтобы в сем торжестве приняли самое деятельное участие лучшие проповедники, выясняя всё нравственное величие царского волеизъявления и тот долг, который в связи с царским призывом к борьбе за трезвость возлагают на нас и наше верноподданническое чувство и историческая важность переживаемого нами времени. Совместная благодарная молитва да объединит всех православных ревнителей трезвости, и да благословит Господь их общие усилия в борьбе с гибельным пьянством.
Благодать со всеми любящими Господа Иисуса Христа. Аминь.
Подписали:
смиренный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
смиренный Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский
смиренный Никон, архиепископ, бывший Вологодский и Тотемский
смиренный Серафим, архиепископ Иркутский и Верхоленский
смиренный Евсевий, епископ Псковский и Порховский
Церковные ведомости. 1914. № 31. С. 366–369.