Положительное церковное учительство.1908 г.

Положительное церковное учительство.1908 г.

Печатаемый ниже мой доклад Киевскому миссионерскому съезду вызывается потребностями церковной жизни настоящего времени. Растет и усиливается сектантство. Вот что читаем по тому поводу в указе Св. Синода от 27 ноября 1909 года, за № 22, «О мерах для противодействия сектантскому натиску на православную Церковь и православное население».

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный г. синодальным обер-прокурором, от 4 ноября 1909 г., за № 8085, журнал Училищного Совета при Святейшем Синоде за № 593, с заключением Совета по докладу члена Училищного Совета д. с. с. Остроумова о необходимости принятия мер для противодействуя сектантскому натиску на православную Церковь и православное население. Приказали: За последнее время в России возникло движение, которое угрожает большими затруднениями как вообще православной Церкви, так и в частности церковной школе, это – деятельность разрешенного правительством в прошлом году «Русского евангельского союза». Первый параграф устава этого союза гласит: «Русский евангельский союз имеет своею целью содействовать: 1) духовному сближению верующих христиан, без различия вероисповедных оттенков, на почве евангелия, и укреплению среди них сознания их единства в Иисусе Христе, 2) распространению евангельских истин в христианском беспартийном (неконфессиональном) духе, 3) проведению в жизнь евангельских начал путем распространения просвещения и благотворительности в том все духе». Чтобы понять истинный смысл этих общих и неопределенных выражений утвержденного 16 мая 1908 года устава, нужно обратиться к записке, которая была еще в августе 1906 года, под видом письма, разослана инициатором этого дела инженер-технологом И. С. Прохановым всем единомышленникам и сочувствующим в разных местах Российской Империи, и напечатана затем в приложении к 10-му номеру журнала «Христианин» за 1908 год одновременно с уставом. В этой записке под рубрикой «Основы русского евангельского союза» (стр. 4) изложено: «Членами русского евангельского союза могут быть все лица, сочувствующие всем вышеозначенным целям его (о чем было оказано в предыдущей рубрике) и исповедующая: 1) богодухновенность Св. Писания и полную его достаточность для руководства в деле спасения душ человеческих; 2) право и обязанность каждого человека понимать и объяснять Св. Писание согласно указаниям свободной совести и внушения Духа Святого; 3) троичность и нераздельность Божества; 4) грехопадение человека; 5) воплощение Сына Божия, Его страдания и смерть в искупление рода человеческого и Его воскресение для оправдания нашего; 6) существование единого Посредника и Ходатая между Богом и человеком в лице Господа нашего Иисуса Христа; 7) необходимость живой веры, личного покаяния и возрождения от Духа Святого для спасения каждого человека. Члены союза не только верят сердцем, но имеют свидетельство личного опыта в возрождении от Духа Святого; 8) священство всех верующих в лице Господа нашего Иисуса Христа, Единого Первосвященника; 9) бессмертие души, воскресение тела, второе пришествие Иисуса Христа, суд живых и мертвых и вечное блаженство верующих. Во всех остальных вопросах христианской веры и, в особенности в отношении внешних проявлений веры и церковного строительства всем членам союза предоставляется полная свобода». Достаточно одного беглого взгляда на все эти пункты, в которых выражаются «основы русского евангельского союза», чтобы видеть, что эти «основы» совершенно совпадают с формальными материальными принципами протестантского вероучения и противоречат учению православной Церкви. Довлеемость одного Св. Писания без Св. Предания, личный принцип в понимании Св. Писания без руководства Церкви, оправдание верой без дел, священство всех верующих без особой иерархии, при признании единого Посредника и Ходатая, умолчание о ходатайстве святых, – все это кардинальные пункты протестантского вероучения. О таинствах не упоминается, вероятно, потому, что они отнесены к внешним проявлениям веры и церковного строительства, в которых членам «союза» предоставляется свобода. Вместо таинства евхаристии у членов «союза» – баптистов установлен обряд преломления хлеба, который недавно можно было наблюдать в Петроград в большой аудитории Тенишевского училища. «На эстраде стол. За столом двое крошат хлеб на мелкие кусочки. Затем является некто Гринвальд, берет хлеб, произносит обращение к «дорогому Иисусу» и со словами: «Примите, ядите, сие есть тело Мое», передает хлеб упомянутым двум лицам, и те начинают «причащать» присутствующих. Затем из никелированного кувшина разливается в бокалы вино, Гринвальд произносит соответствующий текст евангельского повествования об установлении таинства евхаристии, и начинается в том же порядке «причащение» кровью... Публика поет в это время стихи и молитвы баптистов». («Земщина» № 109, 1909 г.) И эта кощунственная сцена совершается публично, при полном доступе в собрание всех желающих при ней присутствовать. Евангельские христиане устраивают также вечери христианской любви, описание которых можно найти в «Братском Листке», прилагаемом к «Христианину» (напр., в № 2, за 1909 год, стр. 4, и в № 7, стр. 4), и которые имеют целью объединение всех существующих в данной местности «евангельских общин («Братский Листок» № 1, стр. 12). Особенного внимания заслуживают реформационные стремления и выступления «Русского евангельского союза», прямо и открыто направленные против православной Церкви в нашем отечестве. В вышеупомянутой записке И. С. Проханова читаем: «История западных народов показывает, что во всех странах, где имела место реформация (обновление церковной жизни), как-то: в Германии, Англии, Швейцарии и т. п., установлялась правильная государственная жизнь, предупреждавшая кровопролитие стихийных и постоянных революций (очевидно, автор забыл 30-летнюю войну на реформационной подкладке и внутреннюю борьбу классов). И, наоборот, в странах, где реформация религиозной жизни не имела места, где до сих пор в душах народа царит режим (порядок) старой формальной религии, во многом непонятной народу, – там и в настоящее время нет такого равновесия в народной жизни и, во всяком случае, нет такого всестороннего и устойчивого прогресса (преуспеяния) в народной жизни. Таким образом, несмотря на всю благотворность политических и экономических реформ, спасение нашего народа зависит, главным образом, от обновления его религиозной жизни. Это обновление получило на Западе название реформации. К сожалению, само слово реформация у нас часто понимается в западном смысле и может быть понято иногда в смысле насаждения иноземного режима в России. Но мы, принимая во внимание историческое значение реформации, понимаем ее глубже и шире: мы связываем с ней духовное обновление жизни народной, но такое обновление, которое явилось бы самостоятельным проявлением русского народного духа. Поэтому мы вполне сознаем, что обновление русской Церкви может совершиться несколько иными путями и привести к результатам несколько отличным от того, что мы видим па Западе среди реформированных церквей». Из этих слов явствует, что «Русский евангельский союз» предпринимает ни более, ни менее, как реформацию православной русской Церкви и религиозного сознания православного русского народа. Посему задачи «Русского евангельского союза» в упомянутой записке формулируются так: 1) «Содействие всякому духовному пробуждению в среде русской Церкви, установление связи со всеми живыми элементами ее и распространение идеи религиозного обновления на евангельских (вышеупомянутых) основах; 2) распространение евангельской истины среди русского народа и всего населения России путем: а) устной проповеди (миссии), б) печатного слова в виде повременных изданий, трактатов и книг; 3) проведение евангельского учения в жизнь народа путем: а) христианского воспитания молодых поколений; б) широкого преподавания науки для молодых людей, подготовленных проповедью евангелия и духовным возрождением; устройство общеобразовательных, а также духовных школ, воскресных библейских классов, школ для проповедников, для обучения пению и т. п.; в) устройства курсов и лекций для ознакомления народа с истинно-христианскими богословскими науками в свободном евангельском духе; г) устройства необходимых помещений для вышеозначенных целей, молитвенно-просветительных домов и т. п.; 4) содействие объединению всех евангельских верующих в духе, слове и деле путем устройства молитвенных собраний, съездов для обмена духовным опытом и т. п.; б) ходатайство и заступничество за всех гонимых и страждущих за дело веры или по поводу каких-либо несправедливостей, вкравшихся в общественную жизнь; б) особенно ревностное стремление к привлечению к «Русскому евангельскому союзу» всех живых элементов русского населения. Таковы задачи и программа «евангельского союза» для проведения реформации в жизни русской Церкви и русского народа. Намечена самая широкая пропаганда протестантских начал словом и делом в церкви, в народе в школе, в собраниях, в науке. Для осуществления этой пропаганды основываются следующие пять фондов: 1) фонд евангельской миссии (для устной проповеди); 2) фонд евангельской печати (для издания духовных журналов, трактатов и книг); 3) фонд просвещения (для воскресных школ, юношеских кружков, библейских классов, общеобразовательных школ, курсов, школ для проповедников, учителей пения, библиотек и т. д.); 4) фонд благотворительности (для устройства лечебниц, больниц, приютов, сиротских домов и т. п. благотворительных учреждений, которые велись бы в чисто-евангельском духе) и 5) фонд помещений (для найма или для постройки молитвенных и просветительных домов). Свою реформационную деятельность и пропаганду «евангельский союз» направляет особенно к перевоспитанию молодых поколений и подчинению их своему влиянию, а также к пропаганде своих идей среди низших слоев населения в селах и деревнях и среди рабочих. Для распространения своего влияния среди молодежи евангелики устраивают общеобразовательные школы, как, например, в Петрограде и Финляндии (в Келломяках). Предполагается открыть «библейский институт», нечто вроде высшего учебного заведения. Основываются кружки евангельской молодежи и съезды, отправляются молодые люди за границу для усовершенствования. (Устав, «Братский Листок» № 4, 1908 г.) Для пропаганды в народе существуют у них особые миссионеры и так называемые «призывные собрания». Для этой же цели в городах они привлекают женский труд в виде устройства миссионерско-рукодельных собраний, по собственному их признанию, «руководимых с большим успехом». («Братский Листок» № 9, 1909 г., стр. 1.) Так называемые «призывные собрания» открытые для всех, устраиваются именно с целью пропаганды учения евангеликов, а так как они сопровождаются пением и проповедью, то устраиваются обыкновенно под видом богомолений. Евангелики издают несколько журналов: «Христианин», «Сеятель», «Вера», «Радостная Весть» и «Баптист»; у них есть несколько сборников песнопений, распеваемых в их собраниях, например, «Гусли», «Песни христианина», «Тимпаны», «Кимвалы», «Заря жизни», «Струны сердца», «Нови Священи Писни». Книгоиздательством «Радуга», книгоиздательством «Духовная литература» с буквами А и О и книгоиздательством «Рука помощи» (Пейкер) издано множество дешевых брошюр. Из изложений вероучения известны: «Краткое вероучение для христиан евангельского исповедания, приемлющих водное крещение по вере», составленное П. М. Фризеном и «Баптиотский катехизис в переводе с немецкого) В. Павлова». Ясно, что реформационная деятельность «Русского евангельского союза» осуществляется по строго обдуманному плану, систематически. Если, кроме того, принять в соображение недавний всероссийский съезд евангельских христиан в Петрограде 14–26 сентября, 5-й всероссийский съезд новомолокан (под председательством Захарова) в Астраханке, Таврической губернии, 13–15 сентября, всероссийский съезд баптистов в Ростове-на-Дону с 27 сентября по 7-е октября и местные съезды в роде екатеринославского – с 30 марта по 1 апреля, – то нельзя не признать, что эта систематическая, планомерная реформатская деятельность в полном ходу. Весьма значительно оживилась в последнее время деятельность и целого ряда других сектантских обществ с протестантским оттенком, всеми мерами старающихся увлечь в свою среду верных членов православной Церкви. На основании всего вышеизложенного, признавая настоятельно необходимым принятие решительных мер для противодействия сектантскому натиску на православную Церковь и православное население и принимая во внимание, что одним из самых действительных средств в борьбе с сектантской пропагандой служат церковные школы, воспитывающие подрастающее поколение в духе истинной веры и преданности православной Церкви, Святейший Синод определяет предписать епархиальным преосвященным предупредить о надвигающейся пропаганде епархиальные училищные советы, вменив им в обязанность наблюдать: 1) чтобы во всех церковных школах на уроках по Закону Божию законоучители старались выяснить: а) необходимость Священного Предания, б) необходимость руководства Церкви в толковании и разумении Священного Писания, в) необходимость Церкви для спасения, г) необходимость ходатайства святых, д) необходимость священноначалия в Церкви, с опровержением протестантского учения о всеобщем священстве, и е) необходимость добрых дел для спасения человека; 2) чтобы на уроках пения пелись преимущественно церковные песнопения, а не светские песни; 3) чтобы школьные здания не были предоставляемы для собраний, напоминающих собрание евангеликов; 4) чтобы учащие уклонялись от участия в таких собраниях и 5) чтобы издавая евангеликов, не попадали в ученические библиотеки и вообще в руки учеников.

Меры, указанные Св. Синодом, касаются только преподавания и постановки воспитания в церковных школах. Это объясняется, конечно, тем, что, как видно из самого указа, вопрос возник в специальной сфере – в училищном при Св. Синоде совете. Но из докладной части указа ясно, что вопрос имеет общецерковное значение. Борьба с опасностью должна вестись, так сказать, по всей линии церковной жизни. В числе мер борьбы нужно указать и усиление полемической литературы, и образование особых кружков ревнителей православия, оживление деятельности религиозно-просветительных и миссионерских братств, объединение дела миссии при Св. Синоде, вообще оживление церковной жизни. Но первое место, бесспорно, должны занимать оживление, усиление и правильная организация положительного церковного учительства пастырей в храме и приходе. Надо, прежде всего, обратить внимание на своих чад Церкви, на их просвещение, я затем на своих же домашних предателей, которые опасны тем, что суть волки, приходящие в одеждах овчих.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх