Пастырско-миссионерские курсы в Сибири и на Дальнем Востоке летом 1912 года. 1912 г.
Миссионерское совещание при Святейшем Синоде, состоящее под председательством высокопреосвященного архиепископа Волынского Антония, в минувшую зимнюю сессию Святейшего Синода, при обсуждении мер, направленных к возвышению и оживлению миссионерского дела, пришло к заключению, что одной из наиболее целесообразных и поэтому желательных таковых мер является учреждение по епархиям пастырско-миссионерских курсов для духовенства и главным образом для священников. Одному из членов совещания поручено, поэтому, представить особый доклад совещанию о правилах и организации курсов. Особенно такие курсы признаны необходимыми для окраин и для тех епархий, в которых раскол и сектантство представляются явлением новым и незнакомым для духовенства, а духовенство, по тем или другим причинам, недостаточно ознакомлено с историей и обличением расколо-сектантства и с мерами борьбы с ним.
Нет нужды доказывать, что Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток, прежде всего, испытывают нужду в подобных курсах, о чем не раз и заявлено было Святейшему Синоду епархиальными преосвященными и в отчетах по епархии, и в особых епархиальных представлениях с места.
Раскол в Сибири – явление давнее, но с 1905 года, после объявления «свободы», а главным образом вследствие усилившихся сношений внутренней России с Сибирью и огромного переселенческого туда движения, сибирский раскол зашевелился и заметно поднял голову. Московские раскольнические съезды, ежегодно созываемые, с особым вниманием стали относиться к Сибири; сюда стали являться выдающиеся начетчики раскольнические, вроде Мельникова и Варакина; австрийщина употребляет все усилия объединить разнообразные толки и согласия старообрядчества в Сибири в своей лже-иерархии; открываются новые раскольнические «архиерейские» кафедры, учреждаются монастыри мужские и женские. Православной миссии нельзя было оставаться равнодушной к этому явлению.
Но особенно заметно и быстро наводняет Сибирь сектантство – баптизм, адвентизм, а теперь местами, как, например, в Маньчжурии – и хлыстовщина. Это уже – явление совершенно новое в Сибири и притом исключительно заносное. По всей линии огромной по протяжению сибирской железнодорожной магистрали осели общины сектантские; почти во всех переселенческих приходах есть открытые сектанты или лица с сектантским настроением, особенно на Дальнем Востоке, куда переселенцы пришли, главным образом, из старых гнезд штунды – из губерней Киевской, Херсонской, Екатеринославской и друг. В Омской епархии баптизм насаждается трудами известного Г. И. Мазаева. Довольно сказать, что конференции баптискские выделили Сибирь в особый район с центром правления в Омске, адвентисты образовали в Сибири также особое «поле», во главе которого стоит «благословенный проповедник» Лебсак в Омске, доказывавший на последнем адвентистском съезде, что страна Тубал, упоминаемая у пророка (Ис.66:19), есть Тобол – Тобольск, т. е. Сибирь, как обетованная страна для проповеди адвентизма; «благословенный проповедник», – нечто вроде «епископа», – у адвентистов имеется и в Иркутске; адвентизм распространен в Маньчжурии, особенно в Харбине. Если верить справочнику, изданному Фетлером, баптистские общины всюду имеются в Сибири; мы видим фотографические снимки групп выдающихся баптистов в баптистских журналах, а по статистическим сведениям Департамента Духовных Дел (иной статистики пока не имеем) адвентисты Сибири составляют 30% всего числа адвентистов Империи. Слобода Николаевская, что при Красноярском вокзале, сразу стала видным центром сектантства, имеет два молитвенные дома баптистов, и все это в 5–6 лет. В Харбине, Хайларе, станице Маньчжурии, Никольске-Уссурийском, станице Донской, селе Лутковке, – всюду мы видим баптистские общины. Таких местечек можно указать и еще не мало.
Между тем, Сибирь и Дальний Восток до 1905 года, главным образом, были поприщем только внешней миссии. Не без больших препятствий удалось созвать в 1910 году, после двухлетних хлопот, в Иркутске общесибирский миссионерский съезд.
Из докладов, представленных на съезде, обрисовалась удручающая картина распространения расколо-сектантства в Сибири; открыто и решительно заявлено было на съезде о необходимости немедленной организации внутренней миссии в Сибири и на Дальнем Востоке, – так открыто и решительно, что вопросы миссии внешней на съезде совершенно неожиданно отошли как бы на второй план. Епархиальные миссионеры к тому времени были только в Благовещенске, Томске и Омске, притом в Благовещенске и Томске на весьма скудных окладах. Нужно было всюду учредить должности епархиальных миссионеров, и, слава Богу, теперь они имеются во Владивостоке, Чите, Иркутске, Красноярске и Туркестане; усилена миссия и в Томске. Таким образом, есть теперь всюду осведомленный и осведомляются лица, призванные следить за расколо-сектантством, делать о том доклады епархиальным властям и руководить духовенством в миссионерской его работе.
Все выше кратко изложенное представлено было мной, как синодальным миссионером, в более обширном отчете, снабженном цифровыми и иными данными, Святейшему Синоду в 1911 году, после летней в том же году моей поездки по Сибири и Дальнему Востоку. В заключение отчета, в соответствии с вышеотмеченными пожеланиями миссионерского совещания при Святейшем Синоде, мной было указано на необходимость, после всех уже принятых мер для организации внутренней миссии в Сибири, призвать к миссионерству и само духовенство, учредив для него особые пастырско-миссионерские курсы, окружные и епархиальные. Таковые и намечены были на первое время в Хабаровске – окружные для двух епархий: Благовещенской и Владивостокской, в Тобольске и Ташкенте – епархиальные. Выбор мест определялся, с одной стороны, представлениями со стороны епархиальных преосвященных, с другой – наличием местных средств для удовлетворения вызываемых на курсы священников и клириков денежным путевым пособием. С будущего 1913 года намечены таковые же курсы в Иркутске для епархий Восточной Сибири и в каком-либо удобном месте для Западной Сибири. Удалось в настоящее лето провести курсы только в Хабаровске и Тобольске; Ташкентские курсы, вследствие перемещения бывшего Туркестанского преосвященного Димитрия на Таврическую кафедру и вследствие возникших затруднений в удовлетворении слушателей путевым пособием, а также в приискании помещений для аудитории и общежития курсистов, Святейшим Синодом отложены на май месяц 1913 года. Может случиться, что эти курсы будут окружными для епархий Туркестанской, Оренбургской и Уральской; вопрос об этом выяснится в недалеком будущем путем совещаний на местах.
Курсы в Хабаровске и Тобольске продолжались приблизительно по 4 недели. На Хабаровские курсы явилось 120 слушателей, поровну из епархий Благовещенской и Владивостокской. Главными участниками курсов были священники; их было до 90% всего состава. Сюда же были вызваны оканчивающие курсы Раздольнинской второклассной школы в числе 6 человек, наиболее возрастных и способных. На Тобольских курсах было 106 слушателей и также в подавляющем большинстве – священники. На тех и других курсах приняли участие заслуженные оо. протоиереи и иереи, уездные наблюдатели, благочинные; Тобольске курсы, например, усердно посещали лица с высшим образованием: о. ректор семинарии достопочтеннейший протоиерей Гагинский, кафедральный протоиерей – выдающийся пастырь о. Димитрий Смирнов, законоучителя гимназий и т. п. лица. Это сразу дало курсам серьезный характер и парализовало то неблагоприятное отношение к курсам, которое уже назревало среди духовенства, – отношение страха и некоторой конфузливости, как к учреждению для недоучек и мало осведомленных членов клира. Посещение курсов преосвященными Евгением Благовещенским, архиепископом Владивостокским Евсевием в Хабаровске и преосвященным Тобольским Алексием в Тобольске также много способствовало их авторитету в глазах духовенства и самих курсистов. В Хабаровске преосвященные были гостями, и поэтому посещение ими курсовых занятий по необходимости было кратковременными. В Тобольске же вновь прибывшие епископ Алексей, бывший ректор Академии, прекрасно знающий миссионерское и особенно проповедническое дело, как выдающийся проповедник, стал к курсам в ближайшие отношения непосредственного руководства делом, посещал лекции, сам делился со слушателями своим опытом и наблюдениями, произносил образцовые поучения и т. п.
Всем преосвященным непосредственно перед открытием курсов мной, как заведывающим, представлен был на одобрение и утверждение общий план курсов. По этому плану и организованы были курсы и в Хабаровске, и в Тобольске, с некоторыми особенностями и различиями по местным условиям.
Лекций и занятий в день было много, до 9 час. Распределялись они так: с 9 до 12 час. дня – три лекции, главным образом учебного характера, преимущественно для повторения пройденного на других лекциях путем спрашивания слушателей и для разбора мест Священного Писания, неправильно понимаемых сектантами, для прочтения по Библии этих мест, а равно и текстов, опровергающих сектантские лжемудрования. Здесь же вырабатывались миссионерские поучения на следующий воскресный день для произнесения во всех церквах города; вырабатывались или разбирались беседы для «миссионерских» вечерень и для предстоящей проповеди для интеллигенции в главном храме города. Эти занятия были закрытыми. После часового перерыва и сытного завтрака давались еще три лекции с 1 ч. до 4 ч. дня, чисто-лекционным способом; главным образом, на эти часы падали историко-критический обзор раскола и сектантства, история и обличение социализма, сведения об оккультных сектах. Эти лекции были открытыми для всех и, действительно, на обоих курсах они довольно усердно посещались интеллигенцией; были слушатели и слушательницы из высших слоев интеллигенции, которые не пропустили буквально ни одного дня занятий. После обеда и отдыха, с 7 час. до 10 час. вечера снова начинались занятия: это были так называемые «вечерние семинарии», три раза в неделю; здесь, на основании разобранного по обличении расколо-сектантства теоретического материала, лекторы должны были вырабатывать примерные планы публичных бесед с заблуждающимися, знакомить слушателей с напечатанными таковыми планами и цельными беседами (по книгам и брошюрам г. Айвазова, Д. И. Боголюбова, епископа Сильвестра, по «Миссионерскому Сборнику» В. М. Скворцова и др.). В эти же вечерние часы два раза в неделю назначались и публичные беседы с раскольниками и сектантами, которые, особенно в Хабаровске, всегда привлекали множество слушателей из города. Занятий было, таким образом, очень много каждый день; иначе поступить было невозможно. Нельзя было продлить курсы на 11/2–2 месяца: тогда и приходы страдали от столь продолжительного отсутствия пастырей, что особенно тяжело для одноштатных приходов, а таковы все приходы на Дальнем Востоке и почти все в Тобольской епархии; да и сами слушатели, в числе свыше 100 человек, не могли оторваться от семейных и хозяйственных дел на долгое время; наконец, и суммы, отпущенные от Св. Синода на содержание курсов в дополнение к местным средствам, в количестве 3.000 руб. в Хабаровске и 1.500 руб. для Тобольска, не позволяли продолжить курсы более 4 недель. Приходилось работать одним сплошным подъемом сил, и нужно сказать, что духовенство показало и здесь, что слава о необычайной выносливости и трудоспособности духовного сословия создалась и крепко держится на Руси не напрасно; слушатели с неослабевающей бодростью и высоким усердием работали по 9 час. в сутки до последнего дня курсовых занятий. Посещение занятий в полном смысле слова было безукоризненным; случаев заболеваний не было.
Из Москвы и Петрограда мной были привезены все необходимые для занятий на курсах книги, брошюры, листки. Это составило одну из главных статей расхода на организацию курсов из казенных синодальных сумм; но расход этот был, безусловно, необходим. Надо было дать слушателям оружие духовное в руки; надо было им дать средства для самообразования в миссионерских предметах. И как священнику из заброшенной деревни Дальнего Востока знать всю миссионерскую литературу, выбрать нужное для выписки? Нелегко выписать и избранные книги и получить их в целости и вовремя. Библиотечка, данная важному слушателю, заключала в себе до 100 названий различных книг и брошюр; здесь была Священная Библия; противосектантские катихизисы г. Варжанского; история сект о. Кутепова; справочники о. Смолина; брошюры по отдельным вопросам противосектантской миссии гг. Айвазова, Белогорского, Кальнева, издания В. М. Скворцова, сочинения, по истории и обличению социализма протоиерея Восторгова; брошюры под общим заглавием: «За веру евангельскую», «За веру Божию», «На страже Православия» разных авторов, – издания книгоиздательства «Верность»; миссионерская газета «Церковность» – каждому слушателю; полное, в 500 страниц, издание бесед со старообрядцами протоиерея И. Полянского; в Тобольске – 20 экз. «Выписок» Озерского, оба тома, и 106 экз. истории раскола – Плотникова и другие книги. Библиотечки были розданы бесплатно. Кроме того, за плату, но с уступкой 40–50% против объявленной продажной цены и без уплаты за пересылку, слушателям предлагались книги по миссии: о. Буткевича, «Щит веры» о. Смолина, «Симфония» его же и друг. подобные книги и брошюры, который, как показал опыт, покупались курсистами охотно и с любовью. По крайней мере, привезенных книг не хватило, особенно книг «Щит веры» и «Меч духовный», а привезено их было и в Хабаровск, и в Тобольск больше, чем для половины слушателей.
Лекционный способ занятий применялся только на открытых курсовых занятиях; в другие часы лекции сменялись и сопровождались беседами, colloquium ами, повторением пройденного, причем слушатели записывали те сведения, которые сообщались им дополнительно к тем руководствам, которые им были розданы на руки.
Воскресные и праздничные дни были для слушателей курсов днями особого рода трудов – молитвенных и проповеднических. В течение предшествующих перед воскресением двух-трех дней на курсовых занятиях вырабатывалось под руководством о. заведывающего миссионерская проповедь полемического, апологетического или охранительного содержания. Она переписывалась в Хабаровске, потому что местные типографии оказались не в силах быстро и за умеренную плату напечатать проповедь в нескольких тысячах экземпляров, а в Тобольске проповедь печаталась в 5 000 экземплярах, и затем слушатели произносили ее одновременно во всех церквах города: в Хабаровске – в 5 храмах, в Тобольске – в 13 храмах; в Тобольске напечатанная проповедь после литургии раздавалась народу. Проповеди, сказанные в Хабаровске, напечатаны в Тобольске и также розданы слушателям Тобольских курсов, как примерные. Таким образом, составлены и написаны пять поучений под заглавиями: «Гибельная самонадеянность», «Как спастись», «Ревность не по разуму», «Вера жизненная», «Пастыри и пасомые». Кроме этих печатных трудов, во время курсов напечатаны: «Учение хлыстов и примыкающих к хлыстовству сект о Боге, сравнительно с учением о том, православной Церкви»; эта брошюра протоиерея Восторгова напечатана и роздана в Хабаровске, в виду обнаружения хлыстовских «кораблей» и радений в Харбине и Хайдара Владивостокской епархии; напечатана еще брошюра лектора-священника С. Толпегина, Владивостокского епархиального миссионера: «О необходимости в деле опасения добрых дел и благодатной помощи», – беседа с сектантами, веденная на Дальнем Востоке; она напечатана и роздана курсистам в Тобольске и будет потом разослана и слушателям Хабаровских курсов.
Во всех церквах, где проповедовали курсисты, они же и совершали богослужение, всегда соборно, по 3 и 5 священников с дьяконами. В главном храме города в Хабаровске два раза совершали богослужение приезжавшие преосвященные, в другие праздники – о. заведующий, и он же все время говорил здесь проповеди для интеллигенции, на темы: «Подложная научность» – о социализме; «Религия и нравственность», «Ценность жизни» – по поводу лекций, недавно перед тем прочитанных в городах Сибири и Дальнего Востока Григорием Петровым на эту тему; «Удаление Христа из жизни»; «Старое, но вечно юное»; «Церковное общение». В гор. Тобольске такие проповеди произносились преосвященным Алексием – о воспитании, о Воскресении Христовом, о незлобии; частью же проповеди для интеллигенции произносились о. заведующим курсами: о значении православия в истории России, о подражании Богоматери, о почитании святыни. Характера миссионерского были: слово преосвященного Тобольского епископа Алексия о миссионерстве, перед началом курсов, напечатанное и розданное курсистам, и четыре олова о. заведывающего: два на молебствиях при открытии курсов и два – при их закрытии.
После обеда вечером в воскресные дни совершались с участием всех курсистов так называемые «миссионерские вечерни»: служилась торжественная вечерня с общенародным пением и затем следовала часовая беседа с народом, прерываемая пением 8–9 молитв, избранных в связи внутренней с ходом самой беседы. Такие беседы проведены были заведывающим протоиереем И. Восторговым: о жажде духовной, о бытие Божием, о бессмертии души, о религии, Промысле и Церкви, о Кресте, о почитании Богоматери. Нужно сказать, что подобного рода беседы особенно привлекли внимание слушателей курсов, как примерные и доступные для подражания и для повторения их в приходах.
Наконец, по праздничным же дням были предлагаемы для городской интеллигенции публичные лекции; слава Богу, они проходили всегда при совершенно переполненном зале. Три лекции были сказаны протоиереем И. Восторговым на темы: «О ценности жизни» – по поводу выступления на эту тему Григория Петрова, «Силы обновления жизни», «Церковь и жизнь», одна лекция о. Папшевым: «Лик Христов», и в Тобольске одна лекция, привлекшая необычайное множество слушателей и захватившая всю огромную аудиторию, была прочитана преосвященным Тобольским Алексием на тему: «Жизнь без Бога»; лекция эта была напечатана. О всех таких лекциях, публичных беседах и т. п. жители Хабаровска и Тобольска были оповещаемы напечатанными и розданными в храмах объявлениями на особых листах и объявлениями в местных газетах.
Наш обзор молитвенных и проповеднических трудов курсистов был бы не полон, если бы мы не упомянули о днях высокого религиозного воодушевления, пережитых слушателями курсов и в Хабаровске, и в Тобольске по случаю принесения в тот и другой город местных святынь. Слушатели Хабаровских курсов через о. заведывающего обратились с просьбой к преосвященному Благовещенскому Евгению изменить маршрут следования чудотворной Албазинской иконы Богоматери с таким расчетом, чтобы святыня могла прибыть в Хабаровске во время курсовых занятий. Владыка милостиво на это соизволил, и вот 14 июня учредилось в гор. Хабаровске великое торжество: утром весь город – войска, горожане и 120 слушателей курсов, большинство в священных облачениях, встречали святыню. С пристани она принесена была в собор; здесь совершена была о, заведывающим Божественная литургия с молебствием и акафистом, в сослужении с 18 священниками, и сказано было слово о почитании святыни, а вечером святая икона была принесена в помещение курсов – в здание реального училища, где имеется и своя домовая церковь. Народу оказалось так много, что, в виду благоприятных условий погоды, решено было совершить вечерню и акафист на площади перед церковью. Особенность службы состояла в том, что акафист весь целиком был пропет слушателями и народом, разделившимися на два хора. Здесь же в присутствии пришедших молокан и баптистов, о. заведывающим было сказано миссионерское поучение «О почитании Богородицы». В ближайший воскресный день было назначено «религиозно-нравственное собрание» для горожан, и здесь, после речи о. заведывающего, 7 слушателей курсов, один за другим, выходили перед многочисленной аудиторией с речами, посвященными уяснению торжества сретения и почитания святыни. Все это дало слушателям Хабаровских курсов много незабываемых и возвышающих минут религиозного подъема. Многие из них прямо с курсов отправились к гор. Владивостоку и Никольску-Уссурийскому, чтобы принять участие в грандиозном крестном ходе до Уссурийского Шмаковского Николо-Троицкого монастыря; ход занял 400 верст и на всем его протяжении на всех остановках говорились соответствующие поучения народу, раздавалась религиозно-нравственная литература и проч.
В Тобольске начало курсов совпало с пребыванием в городе весьма чтимой местным населением Абалакской чудотворной иконы Богоматери. Слушатели курсов привяли участие в торжественных проводах иконы в Абалак 24 июля, причем во главе с архипастырем совершали богослужение вечернее и утреннее, молебствие, провожая икону далеко за город. При этом о. заведывающим также было сказано народу примерное миссионерское и общеназидательное поучение.
На курсах было преподано: историко-критический обзор раскола и особенно сектантства, причем сверх имеющегося у курсистов материала, который они находили в книгах Плотникова, о. Кутепова («История сект») и в историческом отделе «Миссионерской Памятки» о. Смолина, им сообщались дополнительные сведения, особенно по обзору молоканства, баптизма, адвентизма и хлыстовства, а в Тобольской епархии, по местным условиям, сверх того, – иеговизма; разбор мест Священного Писания, пререкаемых сектантами-рационалистами и мистиками; разбор новейших, после 1905–6 гг., возражений старообрядцев, предъявляемых ими теперь православным пастырям и миссионерам, а в Тобольске, по местным епархиальным условиям, подробный разбор и других вопросов противораскольнической полемики; методика церковного миссионерского проповедничества, приходской и народной миссии, катехизации прихожан в храме и вне храма, народно-катехизических и народно-миссионерских курсов, миссионерского преподавания Закона Божия в школе и вообще приходского устроения; методика публичных и частных бесед с сектантами – с практическими публичными собеседованиями, каковых в Хабаровске было четыре: со старообрядцами – «О Церкви» и «О святости Греко-Российской Церкви», с сектантами – «Об иконопочитании», «О крещении и крещении младенцев», а в Тобольске, за отсутствием в городе старообрядцев и сектантов, – два примерные, с одними слушателями курсов; ознакомление с существующим вероисповедным законодательством в России и особо, с распоряжениями гражданского правительства и церковно-школьного начальства об обучении детей раскольников и сектантов Закону Божию в школах министерских и церковных; история социализма – утопического (кратко) и научного, распространение социалистических учений в России, критика основных положений социализма с научной (кратко) и с философской, исторической, психологической, особенно же с религиозно-нравственной точек зрения; опровержение идей и положений «христианского социализма», способы мирной борьбы с атеистическим и революционным социализмом, насколько они доступны цврковно-проповедному слову, приходской организации и возможному для пастыря участию его в общественной жизни; ознакомлено с новейшими и оккультными направлениями религиозной мысли и жизни; теософия, спиритизм (в Благовещенской епархии есть спиритуалисты-догматики, с правильно действующими организациями в Благовещенске, Хабаровске, Хайдаре, в связи с Московским центральным Обществом; имеется даже свой журнал и книгоиздательство), масонство; «религиозное обновление», как оно проявляется и отображается в религиозно-философских кружках, в литературе и т. д.; заграничный «модернизм», уроки из его истории и современного положения для русской церковной жизни в так называемом «обновленчестве».
По местным условиям предположено было преподать основы миссионерской работы среди язычества и мусульманства (последнее имеется в Тобольской епархии). О язычестве, дано 6 лекций только на Хабаровских курсах (шаманизм: религии корейцев и китайцев; примерные первоначальные беседы с указанными язычниками православного миссионера). На Тобольских же курсах вместо этого Тобольским епархиальным братством и училищным советом признано было за лучшее отвести 14 часов на методику преподавания Закона Божия в начальной школе; эти часы распределены были так: 6 – на теоретические лекции по методике Закона Божия, 4 – на практические уроки (4 типические урока даны для детей в присутствии курсистов) и 4 – на примерное распределение миссионерского материала по закону Божию, применительно к существующим школьным программам.
Общее число лекций при усиленных занятиях было доведено до 140 на обоих курсах. Вот, для примера, распределение лекций на Тобольских курсах: История сектантства – 20 лекций. История раскола – 12 лекций. Обличение сектантства – 30 лекций. Обличение раскола – 28 лекций. История и обличение социализма – 16 лекций. Закон Божий (методика) – 14 лекций.
Большую половину лекций (история сектантства, обличение мистических сект, методика проповедования, катехизация, оккультные секты и модернизм, история и обличение социализма, миссионерское преподование Закона Божия, устроение приходское) на обоих курсах дал заведывающий курсами протоиерей И. И. Восторгов; лекторами в Хабаровске были: Благовещенский епархиальный миссионер о. Папшев, Владивостокский епархиальный миссионер о. Толпегин, противоязыческий миссионер о. Кудрявцев и по ознакомлению с корейским язычеством – о. Огай, природный кореец; на «семинариях» же – бывший баптистский «пресвитер», ныне православный священник о. Крупенин; оо. Огай и Крупенин окончили Московские пастырские курсы. В Тобольске лекторами были: вышеупомянутый о. С. Толпегин (обличение раскола), о. И. Васильев, Н. А. Городков, преподаватель местной семинарии (история и часть обличения раскола), и по методике Закона Божия – о. Преображенский, инспектор классов епархиального женского училища.
В Хабаровске, курсы, благодаря любезности генерал-губернатора Н. Л. Гондатти, он же и попечитель учебного округа, устроились в здании реального училища; внешнее устроение их, снабжение столом, спальными принадлежностями и проч. вызвало очень много хлопот и трудов. В Тобольске курсы помещались в здании духовного училища, причем особая курсовая комиссия местного братства, во главе с протоиереем о. Д. Смирновым, взяла на себя исключительно все заботы о столе, помещение и т. п., так что заведывающий курсами был совершенно свободен от этих весьма тяжких забот. Внутренний распорядок жизни на курсах поддерживался самими же курсистами, из среды которых избраны были: благочинный, помощники благочинного, эконом, дежурные по кухне, в спальнях и т. п.
Курсы и в Хабаровске и в Тобольске выросли в крупное общественное явление и привлекли к себе самое живое внимание горожан и духовенство. Сами слушатели курсов создали во время занятий то высокое и важное настроение, которое достойно было собравшихся пастырей Церкви, их сана и важности того дела, для изучения коего они собрались. Местная гражданская власть относилась с большим интересом к курсам, не только присутствуя на торжествах открытия курсов и заключительных актах, но и на самых лекциях. Тобольский губернатор г. Станкевич лично просил о. заведывающего в его присутствии предложить лекции об адвентизме, прослушал их и вел записи, имея в виду сильное распространение адвентизма на юге Тобольской епархии, особенно в уездах, входящих в состав Омской епархии.
Слушатели курсов при открытии занятий, через соответствующую власть, заявили о горячих чувствах верноподданства Его Императорскому Величеству Государю Императору и о готовности работать всемерно во славу Церкви и для укрепления духовного единства окраин с центром на основе святого православия и удостоились получить милостивый ответ Его Императорского Величества. Равным образом они выразили глубокую благодарность Святейшему Синоду за учреждение курсов.
Нужно думать, что они получили удовлетворение на курсах, о чем можно судить по их особливым адресами и заявлениям, открыто сделанными о. заведывающему курсами.
Дай Бог, чтобы миссионерский интерес, миссионерское воодушевление все более и более развивались среди духовенства Сибири и Дальнего Востока. Миссионерскими курсами заключается ряд мер, направленных к созданию и возвышению на этой окраине внутренней миссии. Остается пожелать, чтобы пастырско-миссионерские курсы повторялись, возможно, чаще во всех епархиях Сибири, теперь, – с открытием должностей епархиальных миссионеров, – уже при помощи местных сил.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).