Пастырские курсы в Москве. 1910 г.
В «Церковных Ведомостях» в свое время были опубликованы правила учреждения пастырских курсов в Москве, имеющих целью быстро подготовить священников для переселенческих приходов Сибири и Дальнего Востока, в виду отсутствия пастырей на месте. Разумеется, можно много, очень много рассуждать о необходимости образованных священников в наше время; можно, и притом с полною справедливостью, доказывать, что при современных требованиях, предъявляемых к священнику, даже и курс духовных семинарий для священника узок, и хотелось бы имеет всех пастырей с высшим образованием. Кто этого, в самом деле, не пожелает? Но когда с 1906 года ежегодно переходит в Сибирь по 700 000 переселенцев, а на месте духовных семинарий нет совсем (Чита, Владивосток, Омск, Верный), а из существующих семинарий (Благовещенск, Иркутск, Красноярск, Томск) выходят в год по 2–3 священника, то вопрос сводится лишь к тому, чтобы дать священников для переселенцев хоть сколько-нибудь подготовленных; надо же совершать самые неотложные таинства и службы, надо питать заброшенных в дальний край хотя бы млеком учения Христова...
Сообщены были в свое время сведения о программе учебных занятий и о порядке жизни слушателей курсов в общежитии, участии их в богослужении, проповеди и т. п. Предполагалось как можно чаще давать известия на страницах «Церковных Ведомостей» о том, что делалось на курсах, и как велись занятия. Но пришлось поместить в «Церковных Ведомостях» только одну заметку в начале занятий, посвященную этому вопросу, и прекратить до времени печатание других известей. Вызвано это было, главным образом, тем обстоятельством, что с первых же дней ведения курсовых занятий дело представилось необыкновенно трудным, и трудности его возрастали с каждой неделей. Все было ново для руководителей курсов; выяснилось множество таких сторон и подробностей жизни, которых невозможно было предусмотреть и которые постоянно отклоняли в сторону течение занятий, как оно предполагалось по общему первоначальному плану. На курсы поступили семейные люди, оставившие жен и детей дома, люди пожилые, – были курсисты 40, 45, даже свыше 50-ти лет, с которыми нужно было установить такие отношения, какие немыслимы при учебном распорядке обычного типа. Жизнь в общежитии монастыря, посещение довольно отдаленной аудитории в Епархиальном доме (40 минут ходьбы), болезни и недомогания, естественная и вполне понятная нервная повышенность слушателей, усталость, известия от семейных, оставленных на местах службы, иногда очень резко влиявшие на психику слушателей, случайный злобные выходки в левых газетах против курсов, в роде лживых заметок расстриги Огнева, – все это постоянно заставляло, так или иначе отступать от первоначального плана занятий на курсах, все это постоянно так влияло на жизнь и настроение курсистов и на самое ведение дела, что у руководителей иногда опускались руки и терялась уверенность в завтрашнем дне. Вот почему прямо невозможно было вести спокойно летопись курсов на страницах «Церковных Ведомостей», сообщать о плане работ, о видах на будущее и т. п. Слишком живое и слишком новое было дело. Славу Богу, все по Его милости, окончилось хорошо и благополучно, а многое, что поначалу казалось опасным и вредным, на самом деле послужило даже к пользе дела!
Особенно это нужно сказать о нападках левых газет: слушатели, из которых многие, по их собственному сознанию, воспитались на чтении дешевой «Биржевки», верившие газетным сплетням, на себе и воочию увидели, как изощрялись во лжи разные «Руси», «Речи» и даже quasi-правые «С. Петербургские Ведомости» (доходило до известий о том, что слушатели все разбежались, или что курсы закрыты, в то время, когда занятия шли непрерывно и ни один человек из слушателей не уходил с курсов. Ничто не помогло руководителям курсов так излечить слушателей от доверия «прогрессивным» органам печати, как сами эти органы!..
Прошений и заявлений лиц, желавших поступить на пастырские курсы, оказалось значительно больше трех тысяч. Из этого множества нужно выбрать 100 кандидатов, по своему положению наиболее подходящих к служению в Сибири. Избраны лица, главным образом, малосемейные или не имеющие детей не в школьном возрасте; десять оказались холостыми. Диаконы, псаломщики и учителя церковных школ распределились почти в равных частях. Занятия начались, как и было предположено, 15 октября и закончились 15 февраля. По необходимости приходилось дорожить временем, и поэтому занятия нередко происходили по праздникам, а вечерами ежедневно и беспрерывно; всего было по 7-ми лекций в день. По той же причине нужно было и в учебном материале избирать только главное и существенное, многих вопросов только касаться, многое только намечать, имея главным образом в виду дать слушателям необходимый синтез богословских знаний, показать им внутреннюю связь всех отраслей богословского ведения, развить в слушателях интерес к самообразованию и научить их ориентироваться в учебниках и учебных пособиях. Книгами слушатели были снабжены очень щедро и в этом отношении не могли пожаловаться на какое-либо лишение. Учебные предметы, проходимые на курсах, были в свое время поименованы в проспекте занятий на курсах. Сверх них дано несколько лекций по русской истории, по новой русской литературе, по архитектуре дерева, со сведениями о том, как нужно обращаться с деревом при постройках. Особо курсистам в течение двух дней самим начальником переселенческого управления и одним из его чиновников были сообщены сведения о переселенческом деле (с картами, диаграммами, со световыми картинами). Известный общественный деятель кн. А. Г. Щербатов сделал сообщение о приходе и его устройстве с точки зрения верующего и церковного мирянина. Священник Д. Аллеманов, сверх уроков пения и спевок, устроил два исторические вечера, на которых ознакомил слушателей курсов и многочисленных приглашенных гостей из интересующихся церковным делом (было до 2 000 посетителей) с историей церковного пения в России, особенно с эпохами иноземного влияния XVIII–XIX веков, и русско-народного направления в хоровом пении XIX–XX вв.
К теоретическим занятиям, которые велись путем бесед в аудитории, примыкали и практические: слушатели четыре раза в неделю сами совершали богослужения, проповедовали ежедневно, а в праздники расходились по церквам всей Москвы для проповеди за ранними литургиями, причем раздавали листки для народа, в коих большей частью была помещена та самая проповедь, которую они произносили. Таких листков роздано было до 500 000. Поздние литургии по праздникам, – чаще всего архиерейским служением, – совершались в церкви Епархиального дома, причем проповедь произносилась заведывающим курсами.
К такого же рода занятиям примыкали и частые, почти еженедельные, многолюдные (бывало свыше 3 000 человек) собрания различных церковно-просветительных и благотворительных обществ: Миссионерского Общества, Палестинского Общества, Братства Петра-митрополита, благотворительного Братства святителя Алексия, Братства Воскресения Христова, Общества религиозно-нравственного воспитания детей и др. Братство Воскресения Христова устроило для слушателей курсов четыре собрания. Здесь слушатели курсов выступали то в качестве гостей, то в положении участников и, наконец, руководителей собраний, говорили речи, делали доклады, приучались к многолюдным собраниям и к тому, как действовать в приходской жизни на общественном начале. Собрания эти были в полном смысле и новостью, и прекрасной школой для курсистов. Здесь же они знакомились с деятельностью и организацией различных обществ, с их отчетами, руководителями и проч. Это, несомненно, расширяло их кругозор.
Другое место их деятельности и практического подготовления к пастырству, это – миссионерские беседы с сектантами и раскольниками, а также чтения в Историческом музее для рабочих. Миссионерские беседы велись в четырех пунктах Москвы и служили дополнением и иллюстрацией к теоретическим лекциям по истории и обличению раскола, сектантства и социализма, которые они слушали в аудитории. Для руководства в деле ведения бесед и чтений, особенно со световыми картинами, слушателям даны особые указания в особо посвященных этому вопросу лекциях о. Богословского. Наконец, каждый слушатель получил небольшую, но хорошо устроенную аптечку Келера (в обычной цене по 7-ми руб.) для подачи медицинской помощи в приходах.
Немалое значение для слушателей имело посещение Троицкой лавры, Ново-Иерусалимской обители и достопримечательностей Москвы (Кремль, его соборы, ризница патриаршая, палаты, музеи и т. п.). Все это важно было и в смысле обогащения их познаниями, и в смысле воспитания их духа в священной любви к России и ее прошлому, к Церкви русско-православной, столь богатой в прошлом носителями благодати и святости.
К концу занятий на курсах выяснилось, что в Сибири имеется до 150 свободных приходов; из них некоторые, за отсутствием священников, стоят без богослужений по несколько лет. Открыто на 1910 год новых до 110 приходов для переселенцев. Преосвященные Сибирские отнеслись к курсам в высшей степени участливо и с большим доверием; они согласились на рукоположение слушателей курсов вслед за окончанием их занятий, и притом в Москве, где двенадцать епископов, из коих восемь проживают на покое в различных монастырях, очень скоро, в две недели, совершили рукоположение слушателей, чтобы ускорить их прибытие в Сибирь.
К 14 февраля прибыл товарищ обер-прокурора Святейшего Синода и председатель особого Высочайше-утвержденного совещания об удовлетворении духовных нужд переселенцев в Зауральских епархиях сенатор Рогович; в присутствии его совершены были архиерейским чином всенощное бдение, литургия и благодарственный молебен, с участием и при пении слушателей курсов, которые за всеми службами произносили проповеди наизусть. Вечером 14 февраля Братство Воскресения Христова устроило слушателям прощальный вечер, причем выяснилось, что на призыв Братства к церквам, монастырям и частным лицам оказать помощь переселенческим храмам и приходам поступило более 2 000 икон, сотни риз, подризников (более 100 новых), ценные предметы утвари церковной. Вещей поступило так много, что пришлось для отправки их взять особый вагон, с правом остановки его в епархиальных городах для передачи вещей епархиальным отделам особого совещания.
В последний день занятий на курсах, 15 февраля, слушатели помолились в Знаменском монастыре, где они прожили четыре месяца, перед иконой Знамения, родовою святынею Дома Романовых (рядом и палаты бояр Романовых), которую оставил в созданной обители святейший патриарх Филарет Никитич. В этот день служил заведывающий курсами, один, без диакона, только в присутствии слушателей. Прощальная молитва и последнее собеседование сжившихся между собою и слушателей и их руководителей – все совершилось по-семейному, и было исполнено задушевной простоты и высокого умиления.
Засим была предложена общая трапеза, совершенно обычная, какая была всегда для слушателей в монастыре; на ней присутствовали преосвященные и почетные гости. Слушатели выразили руководителям в особом адресе благодарные чувства и поднесли святую икону Спасителя, Пастыреначальника Христа.
Нельзя не отметить особливого внимания к курсам со стороны московского православного общества и представителей высшего церковного и гражданского управлений. Занятия на курсах почти ежедневно кто-либо посещал: владыка-митрополит, московские преосвященные, проезжавшие через Москву деятели Сибири, прибывшие из Петрограда чины переселенческого управления, представитель председателя Совета Министров, многие почетные духовные и светские лица. Ко дню окончания курсов слушателей и руководителей приветствовали Святейший Синод, обер-прокурор, председатель Совета Министров, главноуправляющий Министерством Землеустройства и Земледелия, начальник переселенческого управления.
Попечителем и высшим руководителем курсов был Московский митрополит Владимир, который относился к курсам, как действительный попечитель. Он нашел не мало и местных материальных средств для их поддержания. Лекторами, кроме заведывающего, были: архимандрит Макарий, священник И. Васильев, больше всех потрудившийся, как помощник заведывающего курсами и делопроизводитель канцелярии, выросшей, вследствие множества поданных прошений, до больших размеров; миссионер о. И. Полянский, И. Г. Айвазов, Б. В. Назаревский, г. Струков, протоиерей К. Марков, священник Д. Аллеманов. Отдельные лекции читали: протоиерей X. Максимов, о. Д. Богословский, князь А. Г. Щербатов и другие. Архимандрит Модест, настоятель Знаменского монастыря, много послужил в деле внешнего устроения курсов.
В настоящее время 105 слушателей курсов уже рукоположены и отправляются в Сибирь и на Дальний Восток. Святейший Синод щедро дал им пособие на проезд.
Должен заключить свое краткое сообщение свидетельством, что религиозное настроение, трудолюбие, исправность в работах и нравственная сторона жизни слушателей ни разу и ни у кого не вызвали никакой жалобы и ни единого отрицательного замечания. Все это и сказано было в моей первой прощальной речи к слушателям, и все это еще раз с глубокою благодарною любовью к ним я обязуюсь подтвердить и в этих строках, посвященных курсам.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).