Преподобный Парфений Лампсакийский, епископ
[Греч. Παρθένιος] (IV в.), прп., чудотворец (пам. 7 февр.), еп. Лампсакийский. Сохранилось Житие П., написанное Криспином, видимо спутником или учеником святого (BHG, N 1422), Житие Симеона Метафраста (X в.) (BHG, P. 1423; Latyšev. Menol. T. 1. P. 303-317) и неск. его редакций: BHG, N 1423a (изд.: Latyšev. Menol. T. 1. P. 20-208) и BHG, 1423b.
Согласно Житию Криспина, П. род. при имп. Константине I Великом (306-337) в г. Мелитополь (Милетополь) в пров. Геллеспонт. Его отец, Христофор (в некоторых редакциях Христодул), был диаконом в одной из местных церквей, но сыну образования не дал. П. приобщался к свящ. текстам на богослужениях, к-рые он с усердием посещал. С юных лет П. освоил профессию рыбака, однако рыбу и деньги от ее продажи раздавал бедным. Милосердие сделало П. популярным и любимым в городе человеком. В 18 лет у П. проявился духовный дар изгонять бесов. Епископ Мелитопольский Филипп (Филит) обратил внимание на добродетельного юношу и велел обучить его грамоте, а вскоре против воли П. рукоположил его во священника, поручил ездить по всей епархии и проповедовать. В это время к дару изгнания бесов у П. добавился дар исцеления. Однажды он встретил человека, к-рому только что выбили глаз, вставил глаз на место, помолился и исцелил увечье. Тяжелобольную женщину П. исцелил крестным знамением, а набросившегося на него цепного пса святой смог умертвить дуновением.
Слава о П. распространилась по округе, и вскоре митрополит Кизический Асхолий (в нек-рых редакциях Ахиллий) рукоположил его во епископа г. Лампсака, где были сильны языческие позиции. Святой образ жизни епископа и личный пример соблюдения христ. заповедей обратил ко Христу многих жителей города. П. побывал при дворе имп. Константина и получил разрешение, а также деньги на строительство христ. церкви. Когда здание храма было почти готово и нужно было доставить один большой камень для устройства престола, бесы вселились в перевозивших камень волов, и буйные животные раздавили погонщика. Узнав о несчастье, П. помолился, и умерший воскрес. Святой воскресил также самоубийцу, к-рый будучи одержим, повесился в притворе храма, и др. умершего юношу.
Окормляя паству, П. продолжал творить чудеса исцеления. Однажды он изгнал беса из некоего мужчины, и нечистый дух стал требовать разрешения поселиться еще где-нибудь, предполагая, что П. отправит его в стадо свиней, но П. запретил ему входить в свиней и предложил в качестве нового места обитания себя самого. Бес в ужасе бежал со словами, что он не может войти в дом Божий. П. изгнал бесов из портновской мастерской, где шили одежды для имп. двора,- бесы портили изделия и пугали работающих там привидениями. Также П. помог рыбакам Лампсаки и из окрестных селений, сети к-рых оказывались пусты в течение долгого времени. Поняв, что это действие бесов, П. с молитвой обошел все берега и пристани, и наваждение исчезло.
Будучи по церковным нуждам в г. Ираклия Фракийская, П. узнал, что местный еп. Ипатий (Ипатиан) тяжело болен, и отправился к нему. Увидев, что причиной недуга была необыкновенная алчность епископа, П. велел ему раздать все, что он отнял у бедных. Больной попросил отнести себя в ц. мц. Гликерии и там раздал неправедно нажитое имущество, а через 3 дня выздоровел. В Ираклии П. исцелил и др. больных и вызвал дождь в засушливой местности, где ранее погибали все посевы. П. предсказал Ипатию скорую кончину, а приемником рекомендовал сделать архидиакона, также Ипатия, который особо просил о ниспослании дождя в засушливой местности.
Вернувшись в Лампсаку, он вскоре получил от нового еп. Ипатия богатые дары, в т. ч. плоды, которые выросли после засухи по молитвам П., но святой не принял дары, а велел все раздать бедным. Через некоторое время П. мирно скончался в глубокой старости. На его погребение собрались все епископы окрестных епархий.
Точная и подробная топонимика, сообщение многих характерных деталей говорят о том, что Житие действительно было составлено современником П. вскоре после его кончины. Большая часть Жития посвящена описаниям многочисленных чудес святого; здесь также названы имена всех исцеленных. Епископ Кизический Асхолий по др. источникам неизвестен, возможно, он был преемником еп. Феоны (Феония), к-рый присутствовал на заседаниях I Вселенского Собора в 325 г. (Fedalto. Hierarchia. P. 39.). В К-поле П. был посвящен небольшой храм (Janin. Églises et monastères. 1969. P. 392). Часть главы П. находится в мон-ре Эсфигмен на Афоне, частицы его мощей есть во мн. храмах и мон-рях Греции и Кипра (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 236).
В арм. Синаксаре Тер-Исраэля память П. указана под 8 февр. (2 мехеки) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 7: Mois Méhéki. P. 6-9. (PO; T. 21. Fasc.1)) с ошибочным указанием города рождения П.- Мелитина. В Палестино-груз. календаре память П. помещена под 7 и 16 февр. (Sinait. iber. 34) (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 153, 160). В сирийских Минологиях П. упомянут только однажды - под 7 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau. P., 1912. P. 119. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В зап. календарях имя П. не указывается. Житие П. было переведено на слав. язык и включено в ВМЧ митр. Макария с ошибочным указанием на то, что П. род. в К-поле (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 450). П. указан в календаре РПЦ как преподобный.
Иконография
Сформировавшееся на основе Жития представление об образе П. обладает определенной устойчивостью: разночтения в отношении возраста и типа одежд святого за редкими исключениями отсутствуют, некоторая вариативность касается типа бороды. П. изображают, как то и предписывает греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), старцем «с широкою бородою» (Ерминия ДФ. С. 161), облаченным в соответствии с его архиерейским саном в фелонь, с омофором, с Евангелием в руках.
Кон. X в. датируется наиболее ранний образ святого в монументальной живописи, сохранившийся во фресках Токалы-килисе (2) в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.). П.- белобородый епископ в одном из 4 медальонов на центральной арке прохода, представлен погрудно, вместе с образами других раннехрист. иерархов: прав. Лазаря, еп. Кипрского, свт. Прокла, архиеп. К-польского, и свт. Спиридона, еп. Тримифунтского (Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991. P. 105).
Изображения святого хорошо известны по памятникам минейного типа в циклах на февраль. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 380, 1-я четв. XI в.) П.- седовласый старец с короткой окладистой бородой, в фиолетово-сером подризнике, коричневой фелони, с омофором, показан в рост в 3/4-ном повороте вправо, в молении благословляющему его Господу (десница в небесном сегменте); от ног епископа, представленного на фоне горок с растительностью, начинается дорожка, ведущая к храму. Это белокаменное однокупольное строение с черепичным покрытием, с апсидой с одной стороны (условная ориентация на восток определяется расположением десницы Божией в правом верхнем углу композиции) и галереей с другой. Образ П. есть также на миниатюре в Минологии с циклом на февраль-июнь из университетской б-ки Мессины (Messan. Salvad. 27. Fol. 12v, XI в.; см.: Миjовић. Менолог. С. 191). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58, XV в.) П. изображен дважды: в части с образами, показанными по чинам святости (Л. 45 об.; оплечно, с проседью в темных волосах, с плешью над лбом, с клиновидной средней длины бородой, на плечах - омофор) и в части минейной, под 7 февр. (Л. 99; седовласый, с клиновидной бородой средней длины, в епископском облачении, в отведенных вправо руках держит Евангелие) (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 196, 275).
В настенных минологиях образ П. под 7 февр. представлен в росписях притворов ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - в рост вместе с прп. Лукой Элладским, чья память приходится на тот же день, и ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561) (см.: Миjовић. Менолог. С. 356, 369), а также на зап. стене юго-вост. компартимента трапезной Великой Лавры на Афоне (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Стрелицас-Бафас) (Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον τῆς Μνημεακῆς ζωγραφικῆς τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους, 10ος-17ος αἰῶνας. ᾿Αθῆναι, 2010. Σ. 92) и в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) - в рост (см.: Миjовић. Менолог. С. 384).
В монументальной живописи изображение П. нередко размещено в алтарной зоне храма вместе с др. св. епископами. В росписи нижней церкви костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря (2-я или 3-я четв. XII в., кон. XI в. (?)) образ святого находится в ярусе с погрудными образами 6 св. епископов непосредственно в апсиде, под изображением деисусной композиции в конхе; П. показан в медальоне седовласым, с клиновидной бородой средней длины. Последовательное размещение образа П. в пространстве вимы можно проследить на примере росписи афонских храмов: напр., святой изображен на сев.-вост. стене юго-вост. компартимента кафоликона Протата (ок. 1290 (?), мастер Мануил Панселин), на своде сев.-вост. компартимента кафоликона (1311/12) и в парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78) мон-ря Ватопед, на своде прохода из алтаря в сев.-вост. компартимент кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22), в зоне купола юго-вост. компартимента кафоликонов мон-рей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский) и Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий) и др. (см.: Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον τῆς Μνημεακῆς ζωγραφικῆς τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους, 10ος-17ος αιώνας. ᾿Αθῆναι, 2010. Σ. 56, 111, 121, 146, 183, 239, 301). В ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1208-1209) П. показан в редком для его иконографии типе - средовеком, с темно-каштановыми вьющимися волосами и со средней длины бородой, разделенной на конце на неск. кудрявых прядей.
Сведения об облике П. имеются в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Преподобный Парфеней сед, плешив; брада Григория Богослова, риза кресчата, исподь вохра с белилы, а на нем амфор (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 69-70). Это описание было взято за основу текста в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова с единственным добавлением: «...в руке Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 267). В подлиннике сводной редакции XVIII в. (список Строгановского подлинника) из собрания С. Т. Большакова сведения те же, но со ссылкой на киевские печатные листы, где указано др. подобие святого: «брада Козмина» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 71). Единообразие трактовки внешности святого отражает и изображение в лицевой части подлинника из того же собрания (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 100). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) добавляет к описанию святого образную характеристику: «…очень добрый, милостивый, слезно молитвенный» и рекомендует писать в руке П., прославившегося чудесами исцелений и воскрешений, хартию с текстом: «Востани, не телесною бо немощию одержим еси, но наказуешися немощи ради душевныя: тую убо отряси, и будеши паки здрав» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 180-181).
В рус. памятниках образ П. встречается гл. обр. в составе лицевых месяцесловов: иконописных (напр., икона на февр., нач. XVII в., ЦАК МДА; икона на февр. из состава комплекта (неполного) годовых миней «Минея годовая», кон. XVI в., ВГИАХМЗ, под 6 февр. (см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 56)); гравированных (листы на нояб. работы гравера Г. П. Тепчегорского, 1714, 1722, РГБ ИЗО (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 41. Кат. 33.6; С. 48. 34.6).