ПАПА. Православная энциклопедия
[Греч. Πάπας] (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.). Источником сведений о П. служат синаксарные сказания, вероятно основанные на несохранившемся Мученичестве. Происходил, возможно, из г. Ларанда (ныне Караман) в Ликаонии. Проповедовал христ. веру и многих обратил ко Христу. При имп. Максимиане (286-305), соправителе имп. Диоклетиана, был схвачен и по приказу правителя Магна подвергнут пыткам. П. жестоко бичевали, сломали ему кости лица, строгали тело железными орудиями, затем приказали надеть обувь с гвоздями и бежать за лошадьми Магна из Ликаонии в Исаврию: сначала в г. Диокесарию (в нек-рых источниках Неокесария), затем в Селевкию, главный город Исаврии. Во время этих истязаний мученика привязали к сухой смоковнице и стали наносить побои, после к-рых он предал душу Господу, а дерево вскоре стало обильно плодоносить. Честные мощи П. были перенесены в Ликаонию.
Под 18 окт. в Синаксаре К-польской ц. есть память сщмч. Папы без сказания (SynCP. Col. 148); вероятно, это др. святой, т. к. сведений о том, что П. был священником или диаконом, нет.
В древних зап. Мартирологах память П. не указана. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог под 16 марта. Архиеп. Сергий (Спасский) предполагает, что первоначальным днем памяти П. было 14 сент., т. е. тот же день, когда Церковь отмечает Воздвижение Честного Креста Господня, по этой причине память П. перенесли на 16 марта. Также архиеп. Сергий не согласен с т. зр. прп. Никодима Святогорца, к-рый считал, что под 14 сент. и под 16 марта почитаются 2 разных святых по имени Папа, т. к. в визант. стишных Синаксарях им посвящены разные двустишия. В Синаксаре Макария Симонопетрита мученичество П. отнесено ко времени правления имп. Максимиана Галерия (293-311) (Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 184).
Перевод синаксарного сказания был включен в слав. стишные Прологи под 16 марта (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 49), а затем - в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 27. 2-я паг.).
Иконография
Изображения П. немногочисленны и в средне- и поздневизант. традиции известны гл. обр. по памятникам минейного состава с сохранившимся циклом на март. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 36, 1-я четв. XI в.) изображено истязание святого: тело П. растянуто параллельно земле между опорами, 2 мучителя бичуют его сучковатыми палками, так что внизу образовалась лужа крови; в центре протяженной стены, с архитектурными объемами по сторонам,- дерево; из одежд на П. лишь повязка на бедрах; он изображен седовласым человеком, напоминающим чертами лица ап. Петра, у него такие же вьющиеся волосы, тонзура и короткая борода округлой формы. В архиерейских одеждах - подризнике, фелони, с омофором - П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонская книга образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 104) - в рост, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; в облике сохранены те же черты, что и на 1-й миниатюре, кудрявые волосы и округлая борода (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 284).
Известен пример включения образа П. в сентябрьские минеи: на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) полуфигура святого помещена под 14 сент.; это молодой человек с темными вьющимися волосами и еще короткой, разделенной на 2 пряди бородой; он облачен в хитон и гиматий, в правой руке держит крест; вверху надпись: «СТЫ ПАПА» (см.: Миjовић. Менолог. С. 287. Слик. 120). Также под 14 сент. память святого включена в рус. иконописные подлинники наиболее полного состава, напр. в подлинник Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, однако краткие сведения не содержат описания внешности П. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 152). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусова обобщенная автором житийная информация недостоверна, поскольку привела к смешению П. и Папия, мч. Памфилийского (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 14, 209).