Проповеди на праздники:

Память святых жен Олимпиады, диаконисы и преподобной Евпраксии девы, Тавеннской. Православная энциклопедия

Память святых жен Олимпиады, диаконисы и преподобной Евпраксии девы, Тавеннской. Православная энциклопедия

ОЛИМПИАДА

Прп. Олимпиада К-польская. Скульптура Д. М. де Росси на карнизе собора св. Петра в Риме. 1667–1668 гг. Фото: www.stpetersbasilica.iuf

Прп. Олимпиада К-польская. Скульптура Д. М. де Росси на карнизе собора св. Петра в Риме. 1667–1668 гг. 

[Греч. ᾿Ολυμπιάς] († 25 июля ок. 408), св. диаконисса К-польская (пам. 25 июля).

Источники

Сведения об О. содержатся в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующем о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» (BHG, N 870; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 319-352), написанном ок. 408 г., в «Лавсаике» еп. Палладия, составленном ок. 419-420 гг. (Pallad. Hist. Laus. 56), в Житии О. (BHG, N 1374-1375; CPG, N 6040), созданном, вероятно, в 1-й пол. V в. (Honigmann. 1953. P. 111-112; Malingrey. 1968. P. 100), и в «Церковной истории» Созомена сер. V в. (Sozom. Hist. eccl. VIII 2-28). Никифор Каллист († ок. 1335 г.), используя более ранние источники, расширил повествование об О. дополнительными подробностями о ее щедрости, ее духовной связи со свт. Иоанном Златоустом, ее ссылке в Никомидию, смерти и о почитании мощей святой (Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24).

Житие О. создано анонимным автором, к-рый свидетельствует о себе как об очевидце описанных им событий, духовном друге диакониссы, тесно связанном с ее семьей и позаботившемся, согласно желанию святой, о раздаче ее имущества (Malingrey. 1968. P. 442). При составлении Жития автор использовал «Диалог...» Палладия и практически дословно перенес оттуда рассказ об О., поменяв лишь настоящее время на прошедшее, т. к. Житие в отличие от «Диалога...» было написано уже после кончины диакониссы. Также автор обращался к «Лавсаику» Палладия. Ж. Буске считал, что Житие было написано во 2-й пол. V в. (Bousquet. 1906. P. 231). Э. Хонигман опроверг данную т. зр. и пришел к выводу, что текст был составлен ок. 440 г. По мнению исследователя, автор Жития является одним лицом с создателем расширенной редакции «Лавсаика» (т. н. редакция В), под которым надо понимать Ираклида, еп. Нисского, и которого не следует отождествлять с одноименным епископом Эфесским, рукоположенным свт. Иоанном Златоустом в 401 г. (Honigmann. 1953. P. 111-122). Однако А. М. Малингрей допускает возможность такого отождествления (Malingrey. 1968. P. 395. Not. 2). Первое критические издание Жития подготовил И. Делеэ (Delehaye. 1896. Vol. 15. P. 400-423), Буске опубликовал его франц. перевод (Bousquet. 1906); более позднее критическое издание с привлечением новых рукописей и с включением франц. перевода подготовила Малингрей (Malingrey. 1968. P. 406-448).

Также источником сведений об О. являются 17 писем, адресованных ей свт. Иоанном Златоустом после его изгнания из К-поля (Ioan. Chrysost. Epistulae ad Olympiadem 1-17; CPG, N 4405; PG. 52. Col. 549-622; Malingrey. 1968. P. 106-389; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 565-649).

Сохранился рассказ о перенесении мощей О. (BHG, N 1376; CPG, N 7981), составленный игум. Сергией при К-польском патриархе Сергии (610-638) и известный по рукописи XI-XII вв. (Paris. gr. 1453. Fol. 210-214v). Буске, опубликовавший франц. перевод текста (Bousquet. 1907), более точно обозначил время создания этого сочинения - 630 г. и опроверг мнение Никифора Каллиста (Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24) о том, что Житие и рассказ о перенесении мощей были написаны одним автором, т. е. игум. Сергией. При этом Буске допустил возможность того, что 11-я глава Жития, в к-рой говорится о чудесном перенесении останков святой в мон-рь св. ап. Фомы, является более поздней вставкой, выполненной в основанном ей мон-ре Сергией или кем-то другим. По мнению исследователя, одиннадцатая глава должна была подготовить почву для появления нового повествования о 2-м перенесении мощей святой (Bousquet. 1907. Р. 256-258). Рассказ о перенесении мощей издал Делеэ (Delehaye. 1897. Vol. 16. P. 44-51).


Жизнь

Жизнь О. происходила из знатной семьи К-поля. Ее дед Флавий Авлавий был родом с Крита, из низкого сословия, однако благодаря личным заслугам стал одним из важнейших сенаторов при имп. Константине I Великом (306-337) и пользовался его расположением; с 329 по 337 г. занимал должность префекта претория; вместе с Юнием Бассом был консулом в 331 г.; исповедовал христианство (Fl. Ablabius. 4 // PLRE. Vol. 1. P. 3-4). После смерти Константина Авлавий был отстранен от власти и убит в 337 г. Дочь Авлавия Олимпиада была невестой Константа I (337-350), после смерти к-рого вышла замуж за царя Армении Аршака III (ок. 350 - ок. 364 или 339-369) (Amm. Marc. Res gest. XX 11. 1-3; Arsaces III // PLRE. Vol. 1. P. 109). Возможно, Олимпиада была сестрой матери О. (Malingrey. 1968. P. 14), более вероятно,- сестрой отца О. по имени Селевк (Bernardi. 1984. P. 356). Селевк был ритором (356), занимал важный пост («из числа комитов») при имп. дворе, сопровождал имп. Юлиана Отступника в военный поход против персов в 363 г., в 364/5 г. осужден на изгнание, скончался вскоре после 365 г. (Selevcus. 1 // PLRE. Vol. 1. P. 818-819). Либаний хвалит Селевка за его усердие в украшении жертвенников, храмов и статуй богов, из чего следует, что отец О. был язычником (Lib. Ep. 770 // Libanii Opera. T. 10. P. 693-694; сохранились и др. письма Либания, адресованные Селевку: Lib. Ep. 342, 499, 696, 770 // Ibid. P. 323, 474-475, 633, 693-694). Мать О. Александра, вероятно, также была язычницей (Delmaire. 1991. P. 145).

Святые Иоанн Предтеча и Олимпиада К-польская. Икона. Иконописец М. И. Дикарев. Кон. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко)

Святые Иоанн Предтеча и Олимпиада К-польская. Икона. Иконописец М. И. Дикарев. Кон. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко)

Год рождения О. точно неизвестен: Р. Дельмер на основании писем Либания, к-рый поздравил Селевка и Александру с рождением дочери (Lib. Ep. 734, 770 // Libanii Opera. T. 10. P. 659-660, 693-694), считает, что святая род. в 361/2 г. В пользу этой версии говорит тот факт, что, согласно источникам, имп. Феодосий I Великий (379-395) лишил О. права распоряжаться имуществом до тех пор, пока ей не исполнится 30 лет, и вернул его святой после своего прибытия в 391/2 г. из военного похода против узурпатора Максима (Delmaire. 1991. P. 145). Буске и др. исследователи предлагают датировать рождение О. в более широком интервале - между 360 и 370 гг. (Bousquet. 1906. P. 226).

На основе писем свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Ep. 128, 129, 130 // PG. 37. Col. 221-225) принято считать, что рано осиротевшая О. (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 17 // SC. 341. P. 342) была отдана под опеку префекту К-поля, имя к-рого в Патрологии Ж. П. Миня передано как Прокопий, однако в новых критических изданиях, осуществленных с привлечением большего числа рукописей, оно исправлено на Виталиан (Виталий) (см.: Greg. Nazianz. Briefe / Hrsg. P. Gallay. B., 1969. S. 140). Исходя из сведений, содержащихся в поэме свт. Григория «К Олимпиаде» (Idem. Carm. ad Olympiadem. 6 // PG. 37. Col. 1549), в научной литературе обычно указывается, что воспитанием О. занималась Феодосия, родная сестра Амфилохия Иконийского (340 или 345 - после 394) и кузина свт. Григория Богослова, к-рая была одной из наиболее образованных женщин того времени (Malingrey. 1968. P. 15). Дельмер предположил, что такой выбор в вопросе воспитания был сделан в связи с тем, что еп. Амфилохий, как и отец О., в юности обучался ораторскому искусству (Delmaire. 1991. P. 145). Согласно гипотезе Ж. Бернарди, Феодосия была женой старшего брата О. Авлавия, поэтому после смерти родителей О. стала жить и воспитываться в семье брата (Bernardi. 1984. P. 355). У Авлавия и Феодосии был сын Селевк (Seleucus. 2 // PLRE. Vol. 1. P. 819), которому посвящена поэма, ошибочно приписываемая свт. Григорию Богослову (Greg. Nazianz. Carm. ad Seleucum. 8 // PG. 37. Col. 1577-1660), тогда как ее автором является свт. Амфилохий, еп. Иконийский (Cosm. Indic. Topogr. chr. VII 68; см.: Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 298); в конце поэмы автор просит Селевка приветствовать его тетю Олимпиаду. Дельмер считает, что Селевк был сыном не брата О., а ее родной или сводной сестры (дочери Виталиана; Delmaire. 1991. P. 144). Возможно, религ. воспитанием О. занимался свт. Григорий Богослов (Malingrey. 1968. P. 15), к-рый во время своего пребывания в К-поле (379-381) жил в доме Феодосии (Greg. Nazianz. Or. 26 // PG. 35. Col. 1249; Bernardi. 1984. P. 354).

В кон. 384 г. О. вышла замуж за Небридия (Nebridius. 2 // PLRE. Vol. 1. P. 620; о датировке свадьбы см.: Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 629-630; Delmaire. 1991. P. 145. Not. 69), комита частного имущества (comes rei privatae) в 382 г. и префекта К-поля в 386 г. (Небридий упомянут в законе от 29 июня 386 - CTh. III 4). Исследователи считают, что в письме свт. Григория Богослова к Виталиану (Greg. Nazianz. Ep. 193 //PG. 37. Col. 316) речь идет именно о свадьбе О. и Небридия; святитель объяснил свое отсутствие болезнью и поздравил молодоженов (Malingrey. 1968. P. 17). Свадебным подарком свт. Григория стала его увещевательная поэма «К Олимпиаде» (Greg. Nazianz. Carm. ad Olympiadem. 6 // PG. 37. Col. 1542-1550), в к-рой он дал мудрые советы, касающиеся манеры одеваться, поведения с мужем, обязанностей хозяйки дома и отношений с посторонними людьми. Однако Н. Маклин попытался доказать, что в письмах свт. Григория к Виталиану (Idem. Ep. 193, 194 // PG. 37. Col. 316-317) и в его поэме «К Олимпиаде» речь идет о др. Олимпиаде, родной дочери Виталиана, к-рая, как и Феодосия, жила со своим отцом в Каппадокии, в окрестностях Назианза, а не в К-поле; т. о. исследователь опровергает общепринятую теорию о воспитании О. Феодосией и о посвящении именно ей поэмы свт. Григория (McLynn. 1998. P. 228-230). В «Диалоге...» Палладия говорится, что брак О. продлился не более 20 месяцев (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 342), в Житии сказано, что О. была замужем «немного дней», «не более года» (Malingrey. 1968. P. 408, 410; Небридий скончался в 386 - Ibid. P. 18). На основе сведений из письма свт. Иоанна Златоуста к О. (Ibid. P. 170) в источниках утверждается, что, несмотря на замужество, О. сохранила девство и «поистине не разделила ни с кем ложе» (Ibid. P. 408, 410; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 17. 134 // SC. 341. P. 342; Idem. Hist. Laus. 56; Sozom. Hist. eccl. VIII 9; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24). Молодая вдова выделялась знатностью происхождения, была богата, красива и получила прекрасное образование, однако она не желала во второй раз вступать в брак (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 342-344; Malingrey. 1968. P. 410). Имп. Феодосий, услышав о раннем вдовстве О., вознамерился выдать ее замуж за своего родственника из Испании, по имени Елпидий (Helpidius. 9 // PLRE. Vol. 1. P. 416), но О. отказала, заявив, что, если бы Богу было угодно ее замужество, Он не лишил бы ее 1-го супруга (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 344; Malingrey. 1968. P. 411-412). По мнению Малингрей, этот эпизод произошел между 386 (смерть Небридия) и 388 (победа имп. Феодосия в войне против узурпатора Максима) годами (Malingrey. 1968. P. 411-413. Not. 4); Дельмер датирует событие временем до отправления Феодосия на войну в авг.-сент. 387 г. (Delmaire. 1991. P. 146). Император приказал префекту города забрать все имущество О. под охрану до тех пор, пока ей не исполнится 30 лет. О. возблагодарила Бога и ответила императору, что он совершил для нее благодеяние, освободив от тяжелого бремени богатства и от заботы о его раздаче. Тем самым Феодосий избавил О. от суетной славы, с к-рой могла быть связана ее благотворительность (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 344-346; Malingrey. 1968. P. 412-414). Префект, воспользовавшись вверенными ему полномочиями, также лишил О. возможности общаться с епископами и посещать богослужения. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал в письмах, что О. проявила в этих обстоятельствах высоту смирения (Malingrey. 1968. P. 327-330). Когда император пришел с войны против Максима (в 391/2) и услышал об аскетичной жизни О., он приказал вернуть ей право распоряжаться своим состоянием, к-рое она впосл. употребила на служение Богу и ближним (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 346; Malingrey. 1968. P. 414). Иоанн Златоуст восхищался бескрайней щедростью О., сравнивая ее с океаном (Malingrey. 1968. P. 198).

Вероятно, в 397 г. свт. Нектарий, архиеп. К-польский (381-397), посвятил О. в диакониссы ц. Св. Софии в К-поле (Sozom. Hist. eccl. VIII 1), хотя она не достигла канонического возраста 60 лет, предписанного ап. Павлом (ср.: 1 Тим 5. 9) и подтвержденного имп. Феодосием (постановление от 21 июня 390: CTh. XVI 2. 27). После возведения на архиепископскую кафедру свт. Иоанна Златоуста (дек. 397 или февр. 398) и начала дружбы с ним О. всецело следовала учению святителя. Она пожертвовала ему деньги, все свое недвижимое имущество, к-рое находилось в провинциях Фракии, Галатии, Каппадокии Первой и Вифинии. Также О. отдала свт. Иоанну свои дома, располагавшиеся в К-поле: один - недалеко от ц. Св. Софии, называемый домом Олимпиады, с термами, «силигнарием» (вероятно, мельница или склад муки) и др. примыкающими к нему постройками, второй, в котором она жила сама,- находившийся рядом с общественными термами Константина (недалеко от ц. св. Апостолов; см.: Janin R. Constantinople byzantine. P., 1950. P. 213, 346), и третий, т. н. дом Евандра, а также все свои загородные имения (Malingrey. 1968. P. 416, 418).

О. основала мон-рь с юж. стороны ц. Св. Софии, а затем пристроила к нему вход, к-рый проходил через нартекс ц. Св. Софии. Сначала О. собрала в обители 50 своих кувикуларий, потом туда пришли 3 девы: родственница О. Елисанфия с сестрами Мартирией и Палладией, к-рые пожертвовали мон-рю все свое имущество. В обитель также пришла племянница О. Олимпия со многими др. женщинами из сенаторского сословия и проч. девами. В итоге общее число живущих в мон-ре дев составило 250 чел. (Ibid. P. 418, 420). О. через посредство свт. Иоанна отдала в пользование ц. Св. Софии оставшееся у нее недвижимое имущество, к-рое было рассеяно по всей провинции, а также передала храму свое право на получение общественного продовольствия (речь идет о снабжении продуктами, которые получали граждане, имевшие дома; такое право было введено имп. Константином вслед за рим. постановлением (annonae civicae), CTh XIV 17. 1, 10-13). Свт. Иоанн посвятил в диакониссы Елисанфию, Мартирию и Палладию, чтобы вместе с О. они непрерывно несли свое служение в мон-ре (Malingrey. 1968. P. 420).

Автор Жития восхищался постоянной аскезой, бдениями, славословиями Бога, к-рые практиковались в обители О. Ни мужчинам, ни женщинам не позволялось входить в монастырь, за исключением свт. Иоанна, который посещал насельниц и наставлял их. О. со своей стороны, подражая женам, служившим Христу (см.: Лк 8. 2-3), посылала святителю все необходимое для повседневной жизни в епископию, которую отделяла от монастыря лишь стена. Перед отъездом в ссылку свт. Иоанн Златоуст дал наставления О., 2 диакониссам, Пентадии и Прокле, а также Сильвине, вдове Нибридия (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 10 // SC. 341. P. 206-208). О. терпела нападки со стороны противников свт. Иоанна: Феофил, еп. Александрийский, порицал ее за то, что она дала приют монахам, к-рых тот изгнал из Нитрийской пустыни (Idem. 16 // Ibid. P. 320-324). После того как святитель был отправлен в ссылку, О. не переставала заботиться о нем и о его спутниках (Malingrey. 1968. P. 422). Она обращалась к имп. чиновникам и священнослужителям, чтобы они помогли добиться возвращения свт. Иоанна. В результате таких действий О. вызвала на себя гнев со стороны противников святителя, к-рым удалось привлечь ее к суду (Ibid. P. 424). Поводом послужил пожар, вспыхнувший в ц. Св. Софии летом 404 г., однако обвинение в поджоге ввиду отсутствия улик с О. было снято. Зимой 404/5 г. она слегла, т. к. ее здоровье было подорвано интригами и огорчениями. Но и в таком положении она продолжала наставлять всех приходивших к ней. По словам Иоанна Златоуста, она стала для К-поля «оплотом, портом, крепостной стеной» (Ibid. P. 318). Вероятно, в кон. 404 г. ее вновь вызвали к префекту К-поля, к-рый пытался принудить О. вступить в общение со свт. Арсакием (404-405), назначенным на К-польскую кафедру вместо свт. Иоанна. После того как диаконисса отказалась выполнить это повеление, на нее был наложен большой штраф, и в 405 г. она удалилась из К-поля в Кизик (Sozom. Hist. eccl. VIII 24. 4-7), затем была отправлена в Никомидию, где, согласно Житию, провела остаток дней, по-прежнему предаваясь строгой аскезе и исполняя монашеское правило. В течение 407 г. она была истощена физически и морально из-за страданий и одиночества. Иоанн Златоуст ободрял ее, в письмах сообщал новости о самом себе и высказывал надежду на скорую встречу (Malingrey. 1968. P. 368). Перед смертью она вверила паству Марине, своей родственнице и духовной дочери (Ibid. P. 426; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24). Согласно Житию, О. скончалась 25 июля, при имп. Аркадии (395-408) (Malingrey. 1968. P. 430). Буске считал, что ее кончина произошла ок. 408 г. (Bousquet. 1906. P. 230), по мнению Малингрей, О. скончалась после 408 г., согласно Дельмеру,- в 407 или 408 г. (Delmaire. 1991. P. 146).

После смерти О. явилась во сне епископу Никомидии (известно, что в 408 это был Пансофий - в 401 его рукоположил свт. Иоанн Златоуст - Sozom. Hist. eccl. VIII 6; однако, по мнению Малингрей, эти сведения из Жития не заслуживают доверия, поэтому не следует отождествлять епископа из Жития с историческим лицом - Malingrey. 1968. P. 428. Not. 1), повелела положить ее тело в гроб и спустить в море; в месте, где по воле Божией лодка с гробом остановится, следовало ее похоронить. Епископ исполнил волю усопшей: около полуночи лодка пристала к берегу напротив мон-ря св. ап. Фомы во Врохфи (вероятно, мон-рь располагался на азиатской стороне Босфора, в совр. р-не Кандилли или Ваникёй - Janin R. Constantinople byzantine. P., 1950. P. 441), о чем игумену было дано указание во сне. При большом стечении клира и мирян останки святой погребли в этом монастыре. У ее могилы происходили исцеления от различных болезней (Malingrey. 1968. P. 426-430).

После кончины О. устроенным ею мон-рем руководила Марина, а после ее смерти абатиссой была избрана диаконисса Елисанфия (Ibid. P. 432-434). В конце Жития автор восхваляет добродетели О.: святая помогала церквам, мон-рям, заботилась о бедных, узниках, а также об изгнанниках и достигла вершин милосердия и смирения. Ее жизнь была лишена суетной славы, нрав - хитрости, внешность - украшений, ночные бдения - сна. О. отличалась благоразумием, скромностью, невозмутимостью, простотой, великодушием, носила безыскусную одежду. Для нее были характерны воздержание, прямота суждений, неиссякаемая надежда на Бога. Диаконисса не вкушала мясо и редко мылась. Если же в этом возникала необходимость, то она опускалась в воду, не снимая одежды, т. к. стыдилась собственного тела (Ibid. P. 434-436). О. служила свт. Нектарию К-польскому, к-рый прислушивался к ее советам в церковных вопросах; также она помогала и жертвовала земли и деньги Амфилохию, еп. Иконийскому, Оптиму, еп. Антиохийскому (присутствовал на соборе в К-поле в 381 - Sozom. Hist. eccl. V 8; вероятно, † после 391), Петру, еп. Севастийскому, и Григорию, брату свт. Василия (по мнению Малингрей, автор Жития имеет в виду свт. Григория Нисского, тогда как в «Диалоге...» Палладия, в к-ром пояснение «брат Василия» относится к Петру, подразумевается свт. Григорий Богослов), Епифанию Кипрскому, еп. Констанции (367-403), и многим другим епископам по всей империи. Когда Оптим скончался в К-поле, она закрыла ему глаза. О. во всем помогала Антиоху, еп. Птолемаидскому, Акакию, еп. Веррийскому (ок. 332 - ок. 436), и Севериану, еп. Габальскому, а также всем клирикам города, аскетам и девам (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16-17 // SC. 341. P. 346-348; Malingrey. 1968. P. 436-438. Not. 1).

Согласно рассказу о перенесении мощей О., во время восстания «Ника» (янв. 532) основанный диакониссою мон-рь был полностью сожжен, его насельницы бежали в ц. вмч. Мины (о ней см.: Janin. Églises et monastères. P. 333-335) и прожили там 6 лет, т. к. рядом находились «оружейный дом» и мельница, где монахини могли получить некоторое облегчение в своих нуждах. Имп. Юстиниан I (527-565) восстановил и заново освятил обитель в день Рождества Христова 537 г. Император снабдил обитель водой, продовольствием и передал ей церковную утварь. Через неск. лет из-за нашествия персов (между 616 и 626) при имп. Ираклии (610-641) был разрушен мон-рь св. ап. Фомы во Врохфи, где покоились мощи О. Игум. Сергия поспешила туда и забрала мощи О., уцелевшие благодаря тому, что они оказались в резервуаре с водой, к-рая, по словам Сергии, была обагрена кровью. Ночью, когда Сергия находилась во Врохфи, О. явилась во сне одной из сестер мон-ря и заверила, что больше не покинет свою обитель. Игумения бережно перевезла останки О. в К-поль и сообщила об этом патриарху Сергию, к-рый созвал многочисленный клир, чтобы поместить останки О. в ее обители. Когда во время процессии свящ. Иоанн взял в руки мощи, из них хлынула кровь, окропившая его лицо и ткани, в которые должны были завернуть святыню. То же самое произошло и с др. клириком, так что все присутствующие прославили Бога, увидев это чудо. Впосл. от мощей О. происходили многочисленные исцеления и изгнания бесов.

Дальнейшая история мон-ря О. неизвестна. Никифор Каллист писал, что обитель находилась между церквами Св. Софии и св. Ирины (Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24), т. е. слева от первой из них, тогда как, согласно Житию, мон-рь О. был устроен с юж. стороны ц. Св. Софии (Malingrey. 1968. P. 418). Р. Жанен считал, что мон-рь располагался в юж. галерее ц. Св. Софии. Во время раскопок 1940 и 1960 гг. слева от главного входа Св. Софии были обнаружены остатки некого мон-ря, посвященного «диакониссе». Возможно, это был мон-рь О. или же обитель в честь Пресв. Богородицы «Диакониссы» (Janin. Églises et monastères. P. 381).


Почитание

Уже при жизни О. была весьма уважаема среди епископов и простого народа: свт. Григорий Нисский в 389 г. посвятил ей толкование на Песнь Песней (Greg. Nyss. In Cant. Cantic. Prol.); в «Лавсаике» говорится, что жители К-поля почитали ее как исповедницу (Pallad. Hist. Laus. 56); автор Жития также причислил О. к сонму исповедников, вероятно, за то, что она до конца дней отстаивала никейское вероисповедание (Malingrey. 1968. P. 430-433). Прп. Иосиф Песнописец (Ɨ 886) составил службу в честь О.

Память О. вошла под 24 июля в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.- SynCP. Col. 841-842). В Типиконе Великой ц. (кон. IX-X в.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 350), в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 557-560) и в многочисленных более поздних визант. синаксарях (напр., Paris. gr. 1617, 1071 г.; Ambros. B. 133. Supl., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.- SynCP. Col. 841) память святой указана под 25 июля, в некоторых визант. минеях (напр., Paris. gr. 1575, XII в.- SynCP. Col. 844) - под 26 июля. В синаксарных заметках имя отца О. передается по-разному: в Синаксаре К-польской ц. он назван Секундом, возможно из-за смешения с отцом Иоанна Златоуста, в Минологии имп. Василия II - Акундом.

Из визант. церковных календарей память О. под 25 июля перешла в ВМЧ свт. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 328-329 [2-я паг.]) и в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, в к-рых сказание о святой несколько искажено: ее дед назван Евлавием и говорится, что его дочь Олимпиада (здесь мать О.) после смерти своего супруга арм. царя Арсака вышла замуж за Секунда. Жених О. назван сыном Невридия, их свадьба не состоялась, поэтому О. сохранила девство; в повествовании о перенесении мощей из мон-ря св. ап. Фомы в К-поль говорится, что останки святой были выброшены в море, из-за чего вода стала багряной; игум. Сергия здесь не упомянута (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 397 об.- 399 об.).

В Римском мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Ц. Барония память О. отмечена под 17 дек. с ошибочным указанием, что святая скончалась в К-поле (MartRom. P. 589). В совр. редакции Римского мартиролога память О., как и в греч. церковных календарях, обозначена под 25 июля; местом кончины названа Никомидия (MartRom (Vat.). P. 390).

Гимнография

Память О. отмечается в Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., 25 июля без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 350).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. упоминается 25 июля вместе с прп. Евпраксией, при этом главным празднуемым событием этого дня выступает успение прав. Анны, матери Пресв. Богородицы; О. посвящен канон на утрене и цикл стихир на «Господи, воззвах» (Пентковский. Типикон. С. 356). Такая же гимнография О. отмечена в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, однако в нем служба О. и прп. Евпраксии переносится с 25 на 24 июля и поется вместе со службой мц. Христины (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 473-474).

В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древнейших рукописных (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 227; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. Л. 115б-116а), а также в первопечатных (греч. Типикон 1545 г. и московский 1610, 1633 и 1641 гг.) служба О. и прп. Евпраксии совершается 25 июля вместе со службой прав. Анны и рядовой службой Октоиха; набор песнопений О. и прп. Евпраксии остается в целом тот же, что и в Типиконах студийской эпохи, добавляется лишь седален по 3-й песни канона (напр., см.: Типикон. М., 1610. Л. 800). В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (лежит в основе совр. Типикона РПЦ) служба О. и прп. Евпраксии переносится на повечерие (либо ее можно совершить в др. время по усмотрению настоятеля).

В совр. греч. Минее служба О. отсутствует, в совр. рус. Минее назначается на повечерии: помещены общий канон О. и прп. Евпраксии анонимного авторства с акростихом      8-го гласа, ирмос:    , начало:      ; стихиры и седален (см.: Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 91-95).

По рукописям известны песнопения О., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τῷ ἐκτιναξάντι ἐν θαλάσσῃ̇ (   ), начало: Χάριτι θείᾳ λελαμπρυσμένη, ᾿Ολυμπιὰς ἡ θαυμαστὴ (Благодатию божественной украшенная, Олимпиада дивная) (AHG. T. 11. P. 442-451); анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), начало: ῾Υψώθης ταῖς πτέρυξιν, ᾿Ολυμπιάς (Возвысилась выше птиц, Олимпиада) (Ταμεῖον. Σ. 254); общий канон О. и прп. Евпраксии, предположительно составленный Германом I К-польским, без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), начало: Τιμήσωμεν ἐπαξίως τὴν ἀληθῶς καλλιπάρθενον (Почтим достойно прекрасную воистину деву) со 2-й песнью (Ibidem).

Е. Е. Макаров

Иконография

Древнейшим рус. изображением О. может считаться фрагмент на минейной иконе со святыми июля (нач. XVII в., ЦАК МДА). Святая стоит позади прав. Анны, матери Пресв. Богородицы, и девы св. Евпраксии. Ее лицо округло, голова покрыта темным платом, который напоминает монашескую одежду, как у стоящей рядом св. Евпраксии. Изображение святой имеется в лицевом Строгановском иконописном подлиннике 1-й четв. XVII в., где она названа женой, а одежды описаны как монашеские: синий клобук, зеленоватая с охристым ряса, в руках свиток и крест; святая обращена назад, а руки ее свободны, сложены в жесте моления. Святую изображали также на иконах как личную покровительницу: такие произведения многочисленны в XIX - нач. XX в. и представляют все стили - от академизма до подражания древнерус. иконописи. О. изображали как молящуюся Нерукотворному образу Спасителя жену в белом головном плате, синем платье и красном плаще, руки сцеплены перед собой. Подобно одеянию др. св. жен, ее платье могло быть античным (хитон и покрывало) или монашеским. Атрибуты могли различаться, когда святая представала в числе избранных святых, молящихся Спасителю, или одна - с крестом, с цветущей ветвью или с кадилом в руке. В произведениях, написанных по заказам старообрядцев, ее могли изображать как преподобную в соответствии с лицевым подлинником - в темном куколе, напр. в паре со св. Иоанном Предтечей на иконе письма М. И. Дикарёва (нач. XX в., ныне в собр. В. А. Бондаренко), могли писать и как св. жену в красном платье и белом плате (иконы из частных собраний), что близко к предписанию руководства В. Д. Фартусова. В совр. монументальной живописи образ О. пишется подобно образам др. св. дев в визант. искусстве, напр. св. Кириаки (Недели): синие платье и плащ, лиловый головной плат, венец-стемма на голове, крест в руках.

ЕВПРАКСИЯ

Евпра́ксия [греч. Εὐπραξία] († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта). Житие на греч. языке (BHG, N 631), написанное, вероятно, современником Е., было опубликовано болландистами в кон. XVII в. (ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735). Существует по крайней мере еще 2 анонимных греч. Жития Е. (BHG, N 631b - 631e): сокращенное в Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым в нач. XX в. (Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214), и более полное неопубликованное, в к-ром подробно рассказывается о семье Е. и ее жизни в мон-ре. Кроме того, рукопись XIV в. (Ath. Philoth. 87. F. 172-218), описанная Ф. Алькеном (Halkin. 1961. P. 160), содержит сказание о Е., к-рое представляет собой расширенную переработку 1-го и 2-го Житий. На лат. языке также сохранилось неск. Житий Е. (BHL, N 2718-2720), одно из к-рых было издано Г. Росвейде в сб. «Vitae Patrum» в 1615 г. (переизд.: PL. 73. Col. 623-642). Копт. версия Жития сохранилась фрагментарно (см.: Quispel, Zandee. 1959. P. 193-203).

Е. род. в семье благочестивых христиан знатного происхождения. Ее отец, Антигон, родственник имп. Феодосия I Великого (379-395), занимал должность сенатора (по лат. версии, наместника Ликии). Рано овдовев, Евпраксия, мать Е., обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить осиротевшую Е. Когда девочке исполнилось 5 лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Однако вскоре Евпраксия, не пожелав вступить во 2-й брак, вместе с дочерью покинула К-поль и направилась в Египет, в район Н. Фиваиды, где у нее были обширные владения.

Во время паломничества с матерью по окрестным мон-рям Е., к-рой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в одном из них, расположенном недалеко от Фив. Несмотря на то что мать и игум. мон-ря Феодула противились такому решению из-за малолетства Е., она настояла на своем. Вскоре Евпраксия умерла, и ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства нищим. Через нек-рое время после кончины матери Е. получила из столицы письмо, в к-ром ей напоминали об обручении с сыном сенатора (в визант. синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) говорится, что жених Е. умер еще до того, как она приняла постриг). В ответ Е. написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать мон-рь.

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

В обители Е. выполняла самую трудную работу: готовила на кухне, колола дрова, прислуживала др. сестрам. С каждым годом она все более усиливала свою аскезу: постепенно Е. научилась вкушать пищу 1 раз в 3 дня, а затем - 1 раз в неделю. Диавол всячески пытался смутить Е., являясь ей в ночных видениях. Борясь с искушениями, она в течение 40 дней неподвижно простояла на молитве с поднятыми к небу руками. Не сумев повредить ей духовно, сатана заставлял Е. страдать физически: он пытался утопить ее в колодце, сбрасывал с высокого здания, устраивал так, что Е. ранила себе ногу топором и обливала себя кипятком. Бог наградил Е. даром чудотворения: она исцелила глухонемого парализованного ребенка. После этого настоятельница поручила Е. ухаживать за бесноватой, много лет жившей в обители. Женщина была связана цепями по рукам и ногам, никто не смел к ней приблизиться, пищу ей подавали в корзине на длинном шесте. Сестры молились об исцелении больной, но тщетно. Зная, что Е. удостоилась принять от Господа особую благодать, настоятельница повелела ей исцелить бесноватую. Е. сказала, что недостойна, но, проявив послушание, пошла к одержимой и в присутствии сестер изгнала беса из женщины.

Е. скончалась в возрасте 30 лет. За 10 дней до ее смерти игум. Феодула была удостоена видения, в к-ром Богородица сообщила ей, что Е. войдет в светлую обитель. На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись.

В период иконоборческих споров Житие Е. активно использовалось полемистами. Эпизод, в к-ром Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина (Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136) и в неопубликованном флорилегии М (ГИМ. Син. греч. 265, IX-X вв. Fol. 226), восходящем к оригиналу сер. VIII в. (подробнее см.: Alexakis. 1996. P. 133, 337). Прп. Иосиф Песнописец (Ɨ 886) написал канон Е. и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово Е., сохранившееся в ряде афонских рукописей (Ath. Philoth. 87; Ath. Vatoped. 635) и переведенное на новогреч. язык (Δουκάκης. Τ. 4. Σ. 369-387).

Греческая Церковь отмечает день памяти Е. 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) он обозначен под 24 июля.

В монофизитских календарях память Е. находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в 2 Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но,- 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля.

В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) Е. чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления Е. с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.).

В календаре РПЦ Е. именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество муж. и жен. мон-рей, однако в Житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Годом смерти Е. принято считать 413 г., Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский, указывает 410 г.

Греч. служба Е. была составлена во 2-й пол. XIX в. игуменией мон-ря во имя Е. на о-ве Докос (один из Саронических о-вов, к западу от о-ва Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.

Иконография

В визант. искусстве Е. обычно изображали в монашеской мантии, с покрытой головой, иногда из-под мантии видна схима. Одно из наиболее ранних изображений Е. сохранилось в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, сер. XI в. В др. храмах визант. времени изображения Е. сложно идентифицировать в связи с утратой надписей рядом с образами святых жен. В поствизант. живописи образ Е. сохранился в росписи ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535).

В древнерус. искусстве ее изображения встречаются в основном на минейных иконах. В монашеской схиме, с четками в руке святая изображена на иконе «Прп. Евпраксия» с шитым окладом (до 1908, СОКМ).

В западноевроп. искусстве Е. нередко изображали с лилией и книгой - картина неизв. мастера XIV в. (Городской музей Пизы). На гравюре А. Блумарта (1612, Гос. собр. графики, Мюнхен) святая представлена в молении с четками на коленях.





Проповеди на праздники:

Наверх