Мчч. Памфил, пресвитер

[Греч. Πάμφιλος] († 309/10), сщмч., пресвитер, и др. мученики, в Кесарии Палестинской пострадавшие (пам. 16 февр.; пам. зап. 1 июня). Видный богослов III в., последователь Оригена, учитель Евсевия Кесарийского († 339/40), который впосл. в знак признательности добавил имя наставника к своему собственному имени (Hieron. De vir. illustr. 81).
В соавторстве с Евсевием П. написал «Апологию Оригена» (Apologia pro Origene; CPG, N 1715, 3476) в 6 книгах (Euseb. Hist. eccl. VI 23, 33), из к-рых сохранилась только первая в лат. переводе Руфина Аквилейского. В соч. «О знаменитых мужах» блж. Иероним Стридонский утверждал, что П. составил «Апологию» раньше Евсевия (Hieron. De vir. illustr. 75), однако, впосл. он отрицал атрибуцию данного сочинения П. (Hieron. Ep. 84. 11 // Jérôme, saint. Lettres / Éd. J. Labourt. P., 1954. Vol. 4. P. 137-138). Также, согласно Иерониму, П. собственноручно переписал большую часть сочинений Оригена. Эти списки хранились в б-ке Кесарии, а сам Иероним имел у себя 25 томов толкований Оригена на 12 пророков, переписанных П. Возможно, П. исправлял рукописи, содержащие «Гекзаплы» Оригена (Pamphile et Eusèbe de Césarée. Apologie pour Origène // SC. Vol. 465. P. 75). Кроме того, Иероним упоминал о письмах П. (не сохр.) друзьям (Hieron. Adv. Rufin. I 9).

Основным источником сведений о П. являлся несохранившийся 3-томный труд Евсевия Кесарийского «Жизнь Памфила», написанный примерно в 311-313 гг. (Euseb. Hist. eccl. VI 32. 3; Hieron. De vir. illustr. 81; Idem. Ep. 34. 1 // Jérôme, saint. Lettres / Éd. J. Labourt. P., 1957. Vol. 2. P. 44). Также Евсевий упоминает о П. в «Церковной истории», называя святого «истинным философом по своей жизни», «великой славой Кесарийской Церкви» (Euseb. Hist. eccl. VII 32. 25; VIII 13. 6), и рассказывает о его мученической кончине вместе с др. 11 христианами в соч. «О палестинских мучениках» (Idem. De mart. Palaest. 11).

П. род. в Берите (ныне Бейрут) (вероятно, ок. 250 г.- Pamphile et Eusèbe de Césarée. Apologie pour Origène // SC. Vol. 465. P. 75) в богатой и знатной семье. Он учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви) при его начальнике Пиерии, одном из преемников Оригена. Затем поселился в Кесарии, принял священнический сан. П. прославился добродетелями: раздавал имущество бедным, был равнодушен к мирским благам и стремился к любомудрию. Особенно же он выделялся среди своих современников ревностью к слову Божию. После смерти Оригена П. унаследовал его школу и б-ку. Вскоре вокруг пресвитера образовался кружок учеников, к-рые толковали Свящ. Писание, обучались философии и богословию, изучали труды отцов Церкви (Euseb. Hist. eccl. VI 30). П. собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Idem. De mart. Palaest. 9. 5; Hieron. De vir. illustr. 3, 125). П. добросовестно выполнял свое пастырское служение и оказывал помощь всем, приходившим к нему. Ученые занятия пресвитера и его окружения были прерваны начавшимися гонениями имп. Диоклетиана. В 302 или 303 г. П. был схвачен по приказу префекта Урбана. Сначала префект испытывал П. в красноречии и философских науках, потом принуждал совершить жертвоприношение. Не добившись от пресвитера повиновения, он приказал строгать его бока железными когтями и наконец заключил в темницу, вероятно осенью 307 г. (Euseb. De mart. Palaest. 7. 4-6). Возможно, Евсевий разделял тюремное заключение вместе с учителем (Phot. Bibl. 118 // PG. 103. Col. 395-396), однако нек-рые исследователи считают, что он находился на свободе где-то неподалеку (Ястребов. 1999. С. 140-141). Вместе с П. арестовали диак. Валента, к-рый был в весьма преклонном возрасте, но при этом мог цитировать Свящ. Писание по памяти. Также в темнице находился Павел. Он род. в г. Ямния (ныне Явне, Израиль), был очень деятельным и еще до мученичества совершил подвиг исповедания. П., Валент и Павел 2 года пребывали в темнице, когда к ним привели еще 5 христиан-египтян. Эти египтяне провожали исповедников на рудники в Киликию. На обратном пути они подошли к воротам Кесарии и были схвачены стражниками за то, что исповедовали себя христианами. Через неск. дней новый префект Фирмилиан приказал привести на суд П. и др. заключенных с ним. Сначала правитель допросил египтян. Фирмилиан попытался узнать имена египтян, но вместо своих настоящих имен те назвались именами ветхозаветных пророков: Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия. Когда правитель хотел узнать у одного из египтян, откуда он родом, тот ответил, что его отечество - Иерусалим, куда могут войти только христиане. Тогда Фирмилиан заподозрил, что христиане собрались в каком-то городе, чтобы организовать заговор против рим. властей. Поэтому он приказал пытать египтян, а затем отрубить им головы. П., Валента и Павла Фирмилиан также приговорил к усечению головы. Отрок Порфирий, слуга П., получивший от него воспитание и образование, узнав о приговоре, выкрикнул из толпы просьбу позволить похоронить своего господина и его товарищей. После этого Порфирия привели на допрос, где он исповедал себя христианином. Несмотря на юный возраст Порфирия, Фирмилиан подверг его жесточайшим пыткам, а затем приказал сжечь заживо. И т. о. Порфирий раньше П. принял мученический венец. Воин Селевк происходил из Каппадокии, отличался здоровьем и физической силой, за что снискал почет в рим. войске. Он принял подвиг исповедничества, оставил военную службу, окормлял сирот, вдов, нищих и больных. Когда Селевк как христианин пришел в темницу к П. и рассказал о смерти слуги, воины схватили его и отвели к префекту, который тотчас повелел отсечь Селевку голову. Затем на допрос был доставлен Феодул, который принадлежал к семейству префекта и был уважаем им за старческий возраст. Фирмилиан, узнав, что Феодул исповедует Христа, приказал распять его. Последним пострадал Иулиан. Он был родом из Каппадокии, отличался набожностью. По дороге в Кесарию он увидел тела мучеников, брошенные на съедение зверям, и облобызал их. Слуги Фирмилиана схватили Иулиана, привели к префекту, который приговорил его к сожжению заживо. В течение 4 дней тела мучеников оставались без погребения, после чего христианам удалось похоронить их.

Почитание
В Сирийском Мартирологе (411) память П., чье имя ошибочно продублировано, и 11 мучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской, содержится под 16 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 13. (PO; T. 10. Fasc. 1)). Под этим же числом память мучеников встречается в визант. синаксарях и минологиях. Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) сообщается, что все они происходили из разных городов, принадлежали к разным сословиям и имели разные профессии; пострадали в 6-й год гонений имп. Диоклетиана (309). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 16 февр. содержатся 2 отдельных сказания о 12 Кесарийских мучениках. В первом говорится о П., ошибочно названном Памфием, Валенте, Селевке, Павле и 5 египтянах, во втором - о Порфирии, Иулиане и Феодуле (PG. 117. Col. 316). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) указано, что в этот день в ц. Св. Софии К-польской совершался синаксис в честь П. и пострадавших с ним (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232).

В Иеронимовом Мартирологе под 16 февр. содержится запись: «В Фиссинари Памфила, Валента диакона, Селевка, Перфидия, Теофила, Иулиана, с 5 тысячами египтян» (MartHieron. P. 99). И. Делеэ отметил, что Фиссинари является искажением Кесарии, имя Павла пропущено, имя Порфирия искажено в Перфидия, имя Феодула - в Теофила, также здесь ошибочно указано число египтян, пострадавших вместе с П. (MartHieron. Comment. P. 101). Под 2 июня в Иеронимовом Мартирологе отмечена память Селевкия, Порфирия и П., пострадавших в Кесарии Палестинской (MartHieron. P. 293). Флор Лионский, вероятно, на основе указания под 2 июня в Иеронимовом Мартирологе внес память П. под 1 июня без упоминания др. пострадавших с ним мучеников. В краткой заметке Флор опирался на авторитет Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского. Под этим же числом память П. и заметка о нем, заимствованная из Мартиролога Флора, были внесены во все основные зап. «исторические» мартирологи IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики). Однако почитание П. не получило заметного распространения на лат. Западе. Под 16 февр. в «исторических» мартирологах содержится память Иулиана и 5 воинов, под которыми, очевидно, следует понимать 5 египтян, пострадавших с П., с неверным указанием - «в Египте». В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 16 февр. отдельно указаны память Иулиана, 5 египтян и память Порфирия и Селевка. О Иулиане ошибочно говорится, что он пострадал в Египте с 5 др. воинами. Об остальных 8 мучениках из дружины П. приводятся сведения на основе 11-й главы соч. «О Палестинских мучениках». Под следующим числом (17 февр.) отмечена память Феодула. Память П. вместе с Валентом и Павлом указана в Римском Мартирологе под 1 июня (MartRom. P. 66-67, 219). В совр. редакции Римского Мартиролога под 16 февр. содержится общая память всех 12 мучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской (MartRom (Vat.). P. 143-144).

В поздних сиро-яковитских Минологиях, вероятно под влиянием визант. традиции, под 16 февр. отмечена память П., Феодула и других, не названных по имени пострадавших с ними мучеников. В некоторых Минологиях XVI-XVII вв. П. назван епископом Публием, а Феодул - Феодотом (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 72, 119. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) сказание, восходящее непосредственно к рассказу Евсевия, помещено под той же датой (10 мехекана) (Le Synaxaire arménien de Ter Israel / Éd. G. Bayan. P., 1930. Vol. 7: Mois de Méhéki. P. 56-57. (PO; T. 21. Fasc. 1)). В копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката († 1324) под 22 амшира (16 февр.) указана память мучеников П. и Порфирия (Le calendrier d'Abou'lBarakât / Ed. E. Tisserant. P., 1915. P. 265. (PO; T. 10. Fasc. 3)).

В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34), изданном Ж. Гариттом, память П. и пострадавших с ним помещена под несколькими датами: помимо традиционного дня памяти 16 февр. П. поминается под 6 февр. вместе с Палистом (искаженное имя Валента), Павлом, Порфирием, Феодором (искаженное имя Феодула), Иулианом и 5 египтянами; под 28 нояб. по имени назван только П. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49-51, 160, 152, 159-160, 397). Под 6 февр. память мучеников содержится в груз. лекционарии X-XI вв. (Paris. georg. 3). Кроме того, на груз. языке в рукописях XI в. сохранилось синаксарное упоминание о П. и пострадавших с ним, переведенное прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. iver. 25-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30). В рукописи XI в. из б-ки Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 63) сохранилась служба П. и пострадавшим с ним, составленная Феофаном и переведенная на груз. язык прп. Георгием. Она содержит стихиру на «Господи, воззвах» и указание петь на каноне ирмосы 4-го гласа «Моря чермную пучину» (Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 1. С. 306-307; Т. 5. С. 436-437). Также в рукописи XVII в. дошла метафрастическая версия Мученичества П. (Кут. 1. Л. 57-59).

Мощи
Согласно визант. хронисту Георгию Кедрину (XI-XII вв.), при имп. Констанции II мощи П., Феодула, Порфирия и Павла были привезены в К-поль из Антиохии Евсевием, еп. Никомидийским († 341 или 342), который освятил на них ц. Св. Софии, где впосл. они и хранились (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 523). В «Жизни Константина» из рукописи Patm. gr. 179 (кон. XII - нач. XIII в.) также говорится о перенесении в ц. Св. Софии К-польской мощей П. и некоторых из его сомучеников, среди которых упомянут некий неизвестный по другим источникам Исидор (Halkin F. Une nouvelle vie de Constantin dans un légendier de Pathmos (ms. 179) // AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 102). Практически та же информация содержится в визант. Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1594), где говорится, что 16 февр. в ц. Св. Софии совершалась торжественная служба в честь П. и пострадавших с ним (SynCP. Col. 467-468). Однако, по сообщению анонимного паломника из Пьяченцы, мощи П. в VI в. хранились в Кесарии (Anon. Placent. Itinerarium. 46; см. также: Sauget J.-M. Premières recherches sur l'origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites, XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969. P. 314-316).
Почитание у славян
В слав. Четьих-Минеях под 16 февр. содержится «Мучение Памфила, Валента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана, мученых в Египте» (напр., РГБ. № 92; см.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. СПб., 2008. С. 94; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 [1-я паг.]). Начало и конец этого текста соответствуют тексту Евсевия Кесарийского (BHG, N 1405), однако содержание в целом представляет собой сокращенный его перевод-пересказ с акцентом на главных сюжетных линиях и персонажах и имеет нек-рые искажения. Согласно «Мучению...», П. и его дружина происходили из Каппадокии. Во время великого гонения на христиан П., Валента и Павла привели в Египет на допрос к правителю Фирмилиану. В ходе разбирательства христиане назвали своим отечеством Небесный Иерусалим. Правитель, не знавший такого города, был введен в заблуждение и приказал пытать арестованных. Порфирий, 16-летний слуга П., каллиграф, попросил отдать ему тела христиан для погребения, но был брошен в огонь и скончался раньше своего господина. Также были схвачены и убиты некто Селевк и пресв. Феодул, пришедшие к мученикам в тюрьму. Тела святых выбросили за город, где их нашел Иулиан, впосл. казненный за поклонение им. На 4-й день христиане погребли останки мучеников.

В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., под 16 февр. имеются 2 краткие заметки, связанные с П. (славянский и греческий текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 760-764). В первой сказано, что мученики были из разных городов; когда они подходили к Кесарии, то в воротах были схвачены стражей, т. к. назвали себя христианами, а своим отечеством - Небесный Иерусалим; помимо П., Селевка, Валента и Павла отдельно названы Илия, Иеремия, Исаия, Самуил и Даниил (5 егип. мучеников, чьи библейские имена приведены у Евсевия). Вторая заметка посвящена мученикам Порфирию, Иулиану и Феодулу, пострадавшим после кончины П. и дружины за то, что искали их мощи или поклонялись им. Те же заметки с небольшими изменениями и искажениями содержатся в Прологе пространной редакции, составленном на Руси в кон. XII в. (напр., в заголовок 1-й заметки добавлены имена всех мучеников).

В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под 16 февр. также помещено сказание о П., Валенте, Павле, Порфирии, Селевке, Феодуле, Иулиане и 5 египтянах; его греч. оригинал близок по содержанию к сказанию из Синаксаря К-польской ц. (SynCP. Col. 467-468): здесь приводятся те же факты, что и в заметке из обычного Пролога; о египтянах сказано немного подробнее. Тот же текст был включен в XVII в. в печатный Пролог.

Свт. Димитрий Ростовский пересказал сочинение Евсевия о П. и дружине по лат. переводу Лаврентия Сурия, дополнив его сведениями из др. источников ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 520 об.- 522 об.; ср.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 486-487).

Гимнография
Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232-233), последование П. 16 февр. включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν ( ) и службу на литургии: прокимен из Пс 67, Апостол (Евр 12. 1-10), аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие (Лк 21. 12-19), причастен (Пс 32.1).

В одной из русских редакций Студийско-Алексиевского Типикона XI в. (по списку ГИМ. Син. 333, 1398 г.) на память П., 16 февр., назначается та же служба на литургии, что и 9 марта (Апостол и причастен, как в Типиконе Великой ц., прокимен (Пс 11), аллилуиарий со стихом из Пс 65, Евангелие (Мф 20. 1-16)). Слав. Минеи XII-XIV вв. содержат под 16 февр. только самые основные песнопения (седален, стихиры, канон; ГИМ. Син. 164. Л. 117-122 об., XII в.; РГАДА. Ф. 391, № 104. Л. 99-104, XII в.).

Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-417) и южноиталийский Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 122) назначают на 16 февр., день памяти П., службу с «Аллилуия» на утрене. Последование П. по Евергетидскому Типикону включает минимальный набор песнопений (стихиры, канон, седален), без службы на литургии.

В греч. рукописях Иерусалимского устава, начиная с древнейших редакций и до XV-XVI вв., день памяти П. подробно не описывался, назначалась только служба с «Аллилуия» на утрене (Lossky. Typicon. P. 192; Sinait. gr. 1101, 1312 г., 1100, 1540 г., и др.); в нек-рых рукописях указывается кондак П. 2-го гласа. В греч. печатных изданиях Типикона, начиная с 1-го издания 1545 г., указан общий тропарь П. 4-го гласа: Οἱ μάρτυρές σου Κύριε ( ) и 2 кондака П.: 4-го гласа Κολαστηρίων φοβερῶν ( ) и 2-го гласа (в тексте Типикона по ошибке - 1-го гласа): Θιλήσας Χριστοῦ («Возлюбив Христово...»), на литургии назначается общая служба мученикам. В отличие от Типиконов греч. печатные Минеи не содержат тропарь, но включают стихиры, канон, седален и кондак с икосом (4-го гласа), а песнопение Κολαστηρίων φοβερῶν используется как седален по 3-й песни. В римском издании греческой Минеи 1896 г. в последовании П. имеется общий тропарь. Общая служба мученикам на литургии указывается лишь в некоторых изданиях Минеи (напр., в венецианских изданиях 1801 и 1820 гг.).

В славянских списках Иерусалимского устава служба П. также описывается кратко, с указанием «Аллилуия» на утрене; в печатных изданиях 1610, 1633 и 1641 гг. указан кондак 2-го гласа он же приводится в месяцесловах Псалтири следованной и других изданиях, известен и по отдельным рукописям XVI в. (Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Дополнение к Кондакарию XII-XIII века. М., 1879. С. 99). В месяцесловах, исправленных при патриархе Никоне и после него (в Типиконах с издания 1682 г.), последование П. стало включать общий тропарь 4-го гласа и кондак того же гласа в Минеях тропарь не указывается.

Последование П. в современных греч. и слав. изданиях богослужебных книг состоит из общего тропаря 4-го гласа Οἱ μάρτυρές σου Κύριε ( ), кондака 4-го гласа на подобен ῾Ο ὑψωθες ἐν τῷ σταυρῷ ( ), Κολαστηρίων φοβερῶν ( в греч. это седален). В греч. Минее последование включает кондак 2-го гласа на подобен Τὰ ἄνω ζητῶν ( ); канон 4-го гласа, творение Феофана, с акростихом Δῆμον δωδεκάριθμον ἀεθλοφόρων ἀναμέλπω ( ), ирмос Θαλάσσης, τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος ( ), нач.: Δυνάμει, τοῦ Παναγίου Πνεύματος ( ); седален; цикл стихир-подобнов.

Иконография

Сведения об облике П. и о внешности его сомученика Порфирия представлены в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции. Его составитель не указывает церковный сан П., называет его мучеником, а в описании одежд использует общее для ее определения слово: «риза» (верхняя и «исподняя»); он «…млад, власы с космыки, риза кеноварь, исподь лазорь; левою рукою принял за исподнюю ризу испод праваго локти. Порфирей сед, власы просты, брада, аки Иоанна Богослова; ряска санкир с белилы» (см.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 73). В списке Новгородской редакции из б-ки И. Е. Забелина (XVI в.?) названы П. и Флавиан с теми же описаниями, что в Софийском списке (см.: Там же. Примеч. 3 на с. 73). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова под 16 февр. содержатся имена и описания 12 мучеников, пострадавших с П.: Валент диакон («…стар, власы кратки, брада гораздо короче Матфея Евангелиста, надсед», в стихаре с кадилом и фимиамницей), Павел («…рус, брада невелика, власы просты, в двух ризах… в руке крест»), Порфирий, «слуга Памфила» («…подобием млад, аки Димитрий Селунский, и власы таковыж, в двух ризах… в сапогах, штанишки на нем желтые»), Селевкий («…рус, власы мало треховаты, брада аки Богоотца Иоакима, в двух ризах… в руке крест, под ногами меч»), Феодул («…вельми стар, власы просты, мало взлысист, брада аки Дионисия Ареопагита, гораздо покороче, риза светлокрасная, подпоясана ширинкою, в руке крест»), Иулиан («…рус, брада аки Козмина и власа таковыж, в двух ризах», Илия, Иеремия, Исаия, Самуил и Давид («…сии вси млади юноши, то есть отроки, вси имеют по единой ризе, и в сапогах, препоясаны ширинками, в руках кресты») (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 272-273). Описание П. также носит конкретный характер: «…рус, власы с ушей долги по плечам, брада невелика, ризы поповския, епитрахиль, в руках Евангелие и крест» (Там же. С. 272). В подлиннике сводной редакции XVIII в. (список Строгановского подлинника) из собрания С. Т. Большакова сведения о внешности П. восходят к варианту подлинника Палехской редакции, однако ограничиваются именами и соответственно описаниями только П. и Порфирия (Большаков. Подлинник иконописный. С. 74). В то же время изображение в лицевой части подлинника из этого собрания основано на тексте Софийского подлинника: его неопределенность в отношении иерейского сана П. стала причиной того, что святой изображен в хитоне и гиматии, к-рый придерживает левой рукой, положение согнутой у груди правой руки со сжатой в кулак ладонью предполагает наличие в ней креста; пряди коротких волос выбиваются космочками, бороды нет (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 105). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) воспользовался расширенным вариантом подлинника из Палеха, описав 12 мучеников; причем он выделил в отдельный сонм 5 мучеников - Илию, Иеремию, Исаию, Самуила и Давида, включив в их описание специфические элементы одежд, такие как «шапочки с плоскими днами», очевидно, чтобы подчеркнуть «египетский тип» этих святых (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 186-187).
В средне- и поздневизант. минейных циклах с сохранившимися изображениями на февр. образ одного П., а чаще с мучениками, пострадавшими с ним, размещен под 16 февр.: это или сцена мучения (усекновение голов святым), или представленные рядом фигуры (полуфигуры) святых. Один из ранних вариантов изображения мученической кончины святых сохранился на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 404, 1-я четв. XI в.) - 9 разновозрастных мужей претерпевают страдания: справа - тела 4 из них лежат на земле с отсеченными головами, слева - четверо стоят в ожидании казни, взирая на своего товарища в центре, над головой к-рого палач, попирающий ногами тела умерших, заносит меч; у всех мучеников руки связаны за спиной, они облачены в хитоны. Близкое изображение, но с фигурами 8 мучеников представлено на миниатюрах в имп. Минологии (ГИМ. Греч. № 376 (Син. греч. № 183). Л. 72, 2-я четв. XI в.). В притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) изображены 8 мучеников: 7 из них лежат на земле с усеченными головами, над 8-м палач возносит меч; сцена подписана: «Сты Памфил и дружины его». Изображение др. типа представлено в настенных минеях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/1318) - 4 поясных изображения, все - мужи средних лет, с бородами разной длины, и в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - полуфигуры мучеников с подписью: «Сты мч Памфила и Порфирия с ним». На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 100) представлена в рост фигура только П., он - священник в светло-сиреневой фелони и голубом подризнике; на левой руке вертикально стоит кодекс, правой рукой придерживает его; молод, темно-каштановые волосы и борода короткие. На рус. минейных иконах под 16 февр., как правило, помещается фигура одного П. («Мч. Панфилъ»), как напр., на иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в. Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; нач. XIX в. УКМ); на минейной иконе на февр. из комплекта годовой минеи (кон. XVI в., ВГИАХМЗ) под 16 февр. размещен образ святого, атрибутируемого по надписи как Парамон.

В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ ИЗО) П. показан воином: на нем короткое, выше колен платье, поверх к-рого доспехи, видные из-под длинного перекинутого через левое плечо плаща; молод, со светлыми, вьющимися волосами, закрывающими уши, без бороды (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33. 6. С. 43; Кат. 34.6. С. 48).

Наверх