О ЗНАЧЕНИИ ХРАМА
О ЗНАЧЕНИИ ХРАМА
Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, вместе со всей святой Православной Русской Церковью празднуем Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Престарелые благочестивые Ее родители Иоаким и Анна, получившие откровение свыше о том, что у них на склоне лет жизни родится дочь, дали священный обет посвятить Ее Господу. И когда Преблагословенной Деве исполнилось три года, родители привели Ее в Божий храм и вручили первосвященнику. Согласно обету родителей Пресвятой Деве надлежало только «священно воспитатися» пред Господом в течение нескольких лет, но Сама Она приняла решение всю Свою жизнь посвятить единому Богу. Пережив в храме Божием радость духовного общения и единения с миром небесным, Она не могла уже принадлежать кому-либо, кроме Бога. По свидетельству благочестивого предания Дева Мария провела в храме 11 лет и за это время получила такое совершенное духовное воспитание, что удостоилась быть одушевленным кивотом Божиим, стать храмом Бога Вышнего. Отмечая это великое значение храма для Пресвятой Девы, св. Церковь называет Ее различными именами, относящимися к храму: «завесой», «жезлом», «трапезой», «свещником многосветлым», «кадилом приятным», «жертвой чистой», «святая святых большею». Если такое значение имел храм для Той, Которая прославляется честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, то какое же важное место должен занимать он в жизни нашей – людей измлада грешных?! Для нас храм – это дом Отца нашего небесного, дом Божий, место нашего духовного рождения и возрастания для вечности, пристанище и покой наших сердец среди волнений и невзгод житейского моря. «В храме Божием добрые, простые, верующие души – как в доме Отца небесного: так им свободно тут и легко, легко». Храм есть самое удобное и приличное место для молитвы. Здесь окружает нас чистая, святая, небесная атмосфера. Лики святых Апостолов, Мучеников, Преподобных, Святителей Церкви смотрят на нас со св. икон и внимают нашим прошениям. Здесь возносили свои усердные молитвы наши предки, наши родные, близкие, те, которые уже ушли из этой временной жизни, но, верим, духом своим предстоят вместе с нами на молитве. Здесь всё свято, намолено. Здесь небо на земле. Поэтому-то и понятным становятся свидетельства многих жизнеописаний святых о том, что нигде не было столько видений, откровений Неба, как именно в храмах во время богослужений. «О, храм святый! – восклицает один из наших отечественных молитвенников-пастырей, – сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред престолом Божиим и пред лицем Сидящего на нём!». В храме Божием есть и то, чего нет даже на небе. В нём, в алтаре на престоле приносится та всемирная жертва, которую однажды принес на кресте Христос Спаситель за весь человеческий род. Стоящий в храме во время совершения Божественной Литургии стоит как бы на Голгофе в тот самый великий час, когда уста Сына Божия произнесли на кресте: «Совершилось» – и небо с землей примирились. На том же престоле совершается одна из величайших и спасительнейших таин: преложение св. Даров в честную Кровь и честное Тело Христа и Бога нашего. И тот, кто со страхом Божиим и верой, с любовью и благоговением вкушает этого св. Брашна, по слову Самого Спасителя, «имать живот вечный» (Ин.6, 47). Храм – это духовная лечебница, оставленная для нас Самим Христом Спасителем. Терзает ли нас совесть, страждет ли наш дух от беззаконий, нет ли мира в костях наших от лица грехов наших – целительный елей от всех этих палящих духовных язв всегда имеется в храме. Пастырям св. Церкви, освященным строителям таин Божиих, Сам Спаситель вверил суд над греховным миром, сказав им: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20, 22–23). Нужно только искреннее раскаяние с твердой решимостью впредь не грешить – и мертвый грехами станет живым храмом Божиим. Храм есть главное православное училище веры и благочестия. В нём возвещается и чрез него распространяется тот Божественный свет, который необходим и для жизни земной, и для жизни вечной. В храме православный христианин научается вере в Бога, прославляемого во Св. Троице; опытно познает действие освящающей благодати Духа Святого и средства ее стяжания и хранения. Здесь он научается углубляться в свое собственное сердце, в свою совесть и находить там злато добра и чистой правды. Весь чин, порядок богослужения построен божественными Апостолами и богопросвещенными отцами Церкви так, что в нём преподается всё необходимое для истинной веры и христианской жизни. Кроме духоносных молитв за богослужением читается св. Евангелие, послания св. Апостолов, другие священные книги; произносится проповедь. Нужно только приходить в храм с искренним желанием духовного назидания и стоять в нём со вниманием и благоговением, чтобы всё происходящее в нём глубоко вселялось в наши умы и сердца. Слышим, напр., заповедь нашего Спасителя: возлюби ближнего «твоего яко сам себе» (Мф. 22, 39), помогай ему словом и делом, не осуждай его, не оскорбляй, не обижай... – нужно спросить себя: поступаем ли мы так в своей жизни, оказываем ли мы по-настоящему истинную христианскую любовь к своему ближнему?! Слово Божие нужно слушать в храме так, как будто Сам Господь обращается к нам со Своим божественным наставлением. В храме Божием начинается наше спасение, совершается и заканчивается. Здесь нас омыли от духовной скверны в таинстве Крещения, запечатлели дарами Духа Святого в таинстве Миропомазания. Здесь мы таинственно соединяемся со Христом, по слову св. Кирилла Иерусалимского, становимся «христоносцами», вкушая св. Дары. Сюда приходим и оплакать свои грехи, и излить пред Господом свои скорби, печали – и уходим отсюда примиренные, ободренные, утешенные. Сюда приходим и в дни радости, чтобы возблагодарить Господа за Его великие и щедрые к нам милости. Сюда принесут наши бренные останки, когда наше земное странствие закончится. Но и после этого в храме будет возноситься молитва, совершаться Бескровная Жертва о том, чтобы Господь принял нашу душу в Свои вечные селения, «идежде несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Вот поэтому-то и люди слабые духом, и люди сильные верой, святые, ставшие носителями Духа Божия – живыми храмами, старались чаще посещать св. храм, входили в него с особенной любовью и часы, проведенные в нём, считали самыми лучшими на своем жизненном пути. История древней Церкви сохранила факты, свидетельствующие о том, что первые христиане настолько любили храм, что готовы были отдать жизнь, но не опустить богослужения. Даже те из них, которые были заключены за исповедание веры в темницу, старались найти возможность посетить в праздничные дни Божий храм. Тот, кто редко посещает храм, не имеет и достаточной любви к Богу, пребывающему в нём как в Своем доме. Поэтому вполне понятно строгое решение св. Отцов VI Вселенского Собора, заявивших: «Если ... мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия ..., в три воскресных дня ... не придет в церковное собрание..., да будет удален от общения» (пр. 80). Иногда оправдывают свое редкое посещение храма тем, что в храме трудно стоять, что, мол, вредит здоровью. – Слышать это верующему человеку странно, ибо храм есть духовная лечебница. От хранимых в нём святынь, от приобщения Тела и Крови Христа Спасителя подаются обильные дары во здравие телесное и спасение душевное. Если же действительно человек немощен, то пусть постоит в храме меньше другого, но да будет это стояние неленостным, настоящим горением, пламенем, а не тлением или копчением. Находятся и такие люди, которые уклоняются от посещения храма под тем предлогом, что многое происходящее в нём для них непонятно. Нужно, прежде всего, обратить внимание таких людей на то, что большая часть молитв церковных понятна, и понятна не только тем, кто часто посещает храм, но и тем, кто впервые переступил его порог. Разве может быть непонятно кому-либо частое повторение «Господи, помилуй», «Подай, Господи», или возгласы священнослужителя: «Станем добре, станем со страхом», «Главы ваша Господеви приклоните», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»?! Если же и остается что-то непонятное, то за разъяснением его можно обратиться к священнослужителю, который охотно пойдет навстречу желающему лучше узнать богатые сокровища церковных служб. Есть и еще одна категория людей, которые ходят в храм и внешне выглядят людьми благочестивыми, но сердцем своим далеко стоят от Бога. Имеются в виду те, которые приходят в храм непримиренные со своими ближними, с недобрым чувством ко своему брату или даже со злобой. Такие люди мало слышат или вовсе не слышат церковных молитв – мысль их где-то витает далеко отсюда, а может быть вынашивает какие-то недобрые планы. Приходить и стоять с таким настроением в храме Божием – месте присутствия Всеблагого, Всеведующего и Всемогущего Бога – не только неестественно, но даже преступно. Любовь и злоба так несовместимы, как несовместимы свет и тьма. В храме во время молитвы необходимо, как это возвещается в хорошо известном всем церковном песнопении, отложить «всякое житейское попечение» и весь свой ум, всё свое сердце обратить к месту горнему. И тогда в нашу душу войдет покой, мир, мы станем способны воспринять благодать и милость Божию. С этими дарами Неба мы выйдем из храма, с ними мы вернемся и домой, да увидят их и почувствуют и те, кого мы встретим на своей дороге. Поистине блажен тот, кто с усердием посещает Божий храм, с благоговением стоит в нём, повторяет умом слова молитв – в молитвах сливается с небом – и слагает в своем сердце услышанные здесь наставления. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, просить в своих молитвах Пресвятую Деву Марию, нашу усердную Заступницу, чтобы Она помогла нам осознать благотворность, спасительность храма Божия, чтобы и мы по Ее примеру удостоились быть носителями Духа Святого и прославили Бога в наших телах и душах (1Кор. 6, 20). Аминь.