Преподобномученица Евдокия
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия....undefined >>

О загробной жизни. Жизнь души за гробом

I. Загробная жизнь есть продолжение и развитие земной жизни, а не новая жизнь. Вот почему Апостол Павел пишет: Господь «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» (Рим.2:6–8). Посему уничтожай в себе всё то, что может способствовать твоему мучению за гробом.

II. Загробная жизнь состоит из двух периодов: жизнь до всеобщего Страшного Суда и жизнь после всеобщего Страшного Суда.

1) Жизнь души до всеобщего Страшного Суда.

а) Душа сознаёт себя, удерживает свои свойства, остаётся себя чувствующей, себя сознающей личностью. Она видит не только то, что делается около неё и понимает созерцаемое, но, обладая большим ведением и пониманием, она видит землю, живущих на ней, и правильно оценивает образ их жизни. Пример сему – богатый, находящийся в муках, и Авраам на ложе своём – Лк.16:22–31.

б) Состояние души праведной: блаженство, радость, мир, ликование. Источником сего является: близость ко Господу, созерцание Его, общение со святыми и ангелами, и собственное духовное состояние блаженства вследствие духовного совершенствования, отсутствия борьбы с грехом, отсутствия мук совести, недовольства собой.

в) Состояние души грешной: муки, терзания, тоска, непокой. Происходит сие от отвержения Богом, от общения со злыми духами, кипящими злобой, ненавистью, от угрызений совести, от позднего чувства раскаяния и от внутреннего гнёта грехов и страстей, кои давят душу.

г) До Страшного Суда за гробом человек не живёт полной жизнью, а как бы половинчатой, без тела; сразу же, после перехода его от земли, полного и окончательного суда над ним не произносится; если он попадает во ад, то это состояние есть как бы предварительное заключение. Участь же его окончательно и бесповоротно решается на Страшном Суде.

III. Посему молитесь. По милости Своей, за молитвы Церкви и милостыню, подаваемую за душу, Господь может извести из места мучений и водворить в место блаженства. Если грешник умер не богоборцем, а хотя бы с крупинкой веры и добродетели, то на том свете, согреваемый лучами любви Божией, поливаемый токами слёз молитвенного предстательства близких-родных и утучняемый милостынею, он может сподобиться очищения от грехов; крупица добродетели увеличится в нём, и душа его будет переведена в вечные блаженные обители.

IV. Страшный Суд.

Когда исполнится Богом определённое время, тогда совершится всеобщий Страшный Суд. Ему будет предшествовать:

1) Изменение живущих во мгновение ока: смертные станут бессмертными и тленные нетленными – 1Кор.15:51–53.

2) Воскресение мёртвых – 1Фес.4:16.

3) Мировая катастрофа: Мф.24:29, т.е. гибель грешной земли и воссоздание «нового неба и новой земли» (Откр.21:1).

4) Явление Знамения Сына Человеческого на небе, т.е. Св. Креста в знамение всем народам: праведникам – в надежду и утешение, а грешникам – в устрашение.

5) Описание будущего Страшного Суда дано в Священном Писании – Мф.25:31–46; Откр. 20:10–14.

На сем суде пред совестью каждого встанет всё то, что он соделал не только сам, но в детях, внуках, правнуках и даже в поколениях, им наученных, получивших от него телесные и душевные наклонности, видевших и усвоивших себе пример его жизни; другими словами – плоды наших дел, слов, мыслей, не прекращавшихся до Страшного Суда...

И все восприимут должное...

V. Заключение.

Поминай же, душа, Страшный Суд, на котором будешь обнажена от всех дел твоих.

Трепещи осуждения и вечных мук. Тки себе на земле одежды добродетелей, омывай слезами покаяния свою скверну, да помилует тебя Христос Бог.

Наверх