О загробной жизни. Разлучение души от тела
I. Разлучение души с телом.
1) Процесс телесный.
Вот наступает час смерти. Болезнь уже подорвала жизненные силы тела, и оно не повинуется душе. Душа медленно начинает отторгаться от органов тела. Судорожные движения умирающего свидетельствуют о том, как тяжело и мучительно это расставание. Чем крепче организм и сильнее привязанность души к телу, тем труднее оторваться от тела, и тем мучительнее для тела умирание.
2) Переживание души.
У умирающего не одни только страдания тела. Трепещет и мучается душа, чувствуя свое невольное приближение к вечности; она силится как бы остановиться на этом пути; она порывается как бы уклониться от тех ужасов, которые её ожидают, или овладеть собою и этими ужасами, чтобы спокойно пройти в вечность.
3) Переживания духа.
В то время, когда в душе происходит эта борьба, в духе человека совершается иное: там слабее узы тела. Почему дух скорее и легче погружается в вечность.
II. Вечность.
Духу человеческому открывается вечность:
а) Он видит самого себя таковым, каким он раньше себя никогда не видел, т.е. он видит свою сущность. Он видит также сущность всего окружающего его, видит не очами, а умом, говорит не словами, а мыслью, движется не ногами, а волею. Для него не существует ни пространства, ни времени: прошедшее, настоящее и будущее – всё слилось в одно – вечность.
б) То, что он видит здесь, нельзя назвать каким-либо человеческим, земным словом: здешний свет таков, что земной, солнечный свет пред ним кажется тьмой; тьма же этого мира такова, что самая тёмная ночь пред нею, что ясный день.
в) Он видит существа, подобные себе. Но это одни лишь души, вполне раскрывшиеся со всеми их внутренними свойствами, которые и облекли их в свойственные им одежды-образы. По этим образам, а также при помощи чувствования, люди узнают друг друга.
Тут же встречаются и существа, приближение которых даёт чувствовать их особую силу. Одни из них выходят из беспредельного мрака, – и всё существо их мрак и зло; неизбежные страдания и муки отмечают каждое их движение.
Другие появляются из моря света. Их природа и жизнь одно добро, совершенство, свет, любовь. Свет и чистота наполняет их и сопровождает.
г) В этом мире дух человека, силою притяжения сродного ему мира, летит до той степени, до которой могут донести его духовные силы: к добру или ко злу.
В нём с поразительной силой раскрывается всё находящееся преимущественно (доминирующее) в его природе. Беспредельность вечности увлекает его: его недостатки и слабости растут и вырастают в непрерывное зло; его скорбь и тоска – в беспредельные страдания.
Человек, который на земле только скрывал в себе зло, но не убивал его в себе, становится здесь злым до бесконечности; худые чувства, на земле только сдерживаемые, но не изжитые, здесь обращаются в бешеные страсти. Никто и ничто не может задержать этого стремления: собственное зло тянет душу в бездну. Человек несказанно страдает от собственного зла и от злой среды.
Добрая же душа несётся к Источнику добра и становится, по мере приближения к Нему, всё чище и светлее; всё доброе в ней развивается и умножается.
III. Заключение.
Бойся же и трепещи, христианин, этой вечности, ибо не только Бог отвергнет тебя от Себя, но и то, что ты принёс в себе самом, увлечёт тебя с собой в погибель.
Если ты одевался на земле в одежды добродетелей: чистоты, любви, милосердия, если ты развивал свои духовные Богоподобные свойства, то, по разлучении твоём с телом, они унесут твою душу к Источнику света, чистоты, любви и правды, и в Нём ты будешь нескончаемо блаженствовать, восторгаться и радоваться... Но, если ты давал волю своим грехам и страстям, то они скуют тяжёлые цепи на твою бедную душу и потянут её в царство мрака, тьмы и страданий.